36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
Главное различие эмоций и чувства: эмоции носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив предметны и конкретны. Эмоции связаны с биологическими процессами, а чувства с социальной сферой. Эмоции связаны с областью бессознательного, а чувства - осознаны.
Чувства всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции не имеют. Чувства более длительны, чем эмоции, они имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности, которые ему нравятся и вызывают позитивные чувства.
Чувства возникают как обобщение эмоций и отражают устойчивые отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства - это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни. Чувства отражают значимые отношения, они более устойчивые, чем эмоции. Они выделяют объекты, имеющие постоянную мотивационную значимость, описывают нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Чувства подразделяются в зависимости от сферы, к которой они относятся: нравственные, эстетические, интеллектуально-нравственные, или моральные. При восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие. К аморальным чувствам относятся жадность, эгоизм, жестокость и т. д.
Интеллектуальные чувствами называют переживания возникающие в процессе познавательной деятельности человека. (удивления, любопытства, любознательности).
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасным явлениям природы, в жизни людей и в искусстве.
Разделение чувств на виды является достаточно условным.
Высшее проявление чувств представляют собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
Потребности – это субъективные явления, побуждающие человека к деятельности. Слово потребность – означает нужда. Существуют дефициты, которые могут у каждого субъекта, носителя психики быть разными. Например. У индивида не хватает питательных веществ. У субъекта деятельности не хватает знаний. У личности не хватает социальных связей, отношения, статуса.
Проблема потребностей емкая. Все потребности делятся на биологические и информационные потребности. Биологические (витальные) потребности легко и быстро насыщаются, и носят эгоцентрический характер. Биологические потребности в силу своей эгоцентрической направленности вносят разлад в жизнедеятельность людей. Кроме того, они мотивируют человека на незначительный по длительности период времени. Например. Пока человек годен, он работает. Исследованиями было установлено, что если бы человек действовал исходя только из своих биологических потребностей, его жизнь и активность были бы ограничены.
Информационные потребности носят другой характер. В информационные потребности лежат в основе социальных потребностей, хотя некоторые авторы выделяют социальные потребности в отдельную группу.
Информационные потребности связаны с развитием мозга. Одна из первых потребностей младенца – это потребность в новых впечатлениях. Эта потребность в новых впечатлениях и является базисной основой информационной потребности.
В психологии существует мнение, что информационная потребность прогрессивна по своей природе. На наличие этой потребности указывает определенное эмоциональное состояние. Когда потребность достигает определенного уровня, а удовлетворения нет, дефицит становится выраженным, человек начинает переживать определенное эмоциональное состояние: чувствовать непокой, дискомфорт, беспокойство, тревогу и др.
Существуют различные теории потребностей . И каждый из авторов делает акцент на какой-нибудь из сторон или аспекте потребностей. Это потому, что в потребности отражается взаимодействие внешнего и внутреннего миров. Одни авторы, разворачивая свою теорию, делают акцент на дефиците. Другие, на объектах, и тогда потребность рассматривается как зависимость. Третьи авторы делают акцент на связи между этими явлениями, то есть на соотношении объекта и субъекта, и тогда речь идет об отношениях.
Социологи говорят об отсутствии блага, эволюционисты об отклонении от привычного уровня адаптации.
Познакомиться с книгой Е.П.Ильина «Мотивы и мотивация».
В современной психологии выделяются следующие трактовки понятия потребности:
Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов.
Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования.
Приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными.
Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром. Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.
Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность. Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.
Потребность как отклонение от уровня адаптации . Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности. Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.
Потребность как состояние . Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.
Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.
Потребность как динамическое состояние . Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.
Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.
Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).
Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.
В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.
Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.
Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».
Потребности формируются поэтапно.
Были исследования братьев Ривиных, на тему формирования полового влечения у мужчины. Понять процесс формирования потребностей, легко, прослеживая половое влечение – как яркое проявление потребности. Все остальные потребности развиваются по такой же логике.
На первой стадии (латентной) у молодого человека настраиваются анализаторы. Вначале он плохо осознает свое состояние. Снижаются пороги чувствительности, возрастает острота зрения. Это означает, что потребность проявляется на сенсорном уровне, сам человек еще ничего не осознает.
На второй стадии он будет чувствовать некое ощущение нового состояния: как бы чего-то не хватает. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.
Третья стадия осознания потребности . Здесь уже ощущается сексуальное влечение. Именно на этой стадии начинают появляться мысли, фантазии, мечтания, вынашиваются планы сексуального характера.
Потребность рождается в недрах внутреннего мира, но она не всегда бывает осознанна . Иногда бывает так, когда мы на второй стадии, чувствуем дефицит и нужду, усиливается состояние тревоги. Мы не всегда это состояние правильно себе объясняем. Очень часто на этом фоне мы делаем не тот выбор. А дело только в том, что мы не правильно себе проинтерпретировали состояние тревоги.
Шутка. Мужчина, на фоне возрастающей сексуальной потребности, чувствуя тревоги, вместо того, чтобы идти знакомиться с девушками, пойдет к холодильнику и начнет есть. Он заедает свою тревогу. Так идут отклонения от организмического функционирования.
Чувства и эмоции
1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния
Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.
Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость - исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.
Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.
Физиологической основой чувств прежде всего являются процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, работоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.
Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры головного мозга и подкорковой области позволяет человеку контролировать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.
"Удовольствие - неудовольствие ". Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение - как неудовольствие.
"Напряжение-разрешение". Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).
"Возбуждение- успокоение ". Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.
Различают также стенические (греч. "стенос" - сила) и астенические (греч. "астенос" - слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.
Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.
Настроение - это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.
Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть - это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект - это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.
Стресс (англ. 51ге85 - напряжение) представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907-1982). Он же ввел понятие "фазы стресса", выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуации) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.
Фрустрация - это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.
2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
Эмоции и чувства выполняют следующие функции. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:
мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха - неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
ЧУ́ВСТВО , -а, ср.
1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. □ Важнейшие для охотничьей лайки чувства - обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты.
2. обычно мн. ч. (чу́вства , чувств ). Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; сознание (обычно в составе устойчивых выражений: упасть без чувств , лишиться чувств , прийти в чувство , привести в чувство и т. п.). [Версилов] изо всей силы ударил его револьвером по голове. Ламберт зашатался и упал без чувств: кровь хлынула из его головы на ковер. Достоевский, Подросток. [Офицер:] Он хотел застрелиться, но только ранил себя. Его взяли, когда он был без сознания. Я велел привести его в чувство и прислать сюда. Симонов, Парень из нашего города.
3. чего или какое. Психофизическое ощущение, испытываемое человеком. Чувство боли. Чувство озноба. Чувство страха. Чувство брезгливости. □ С невольным чувством содрогания набросила она поскорее на лицо усопшего одеяло и выбежала из комнаты. Салтыков-Щедрин, Запутанное дело. Мне приходилось есть вообще мало, и потому главным чувством моим в течение дня был голод. Чехов, Моя жизнь.
4. Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание. Скрывать свои чувства. Чувство симпатии. Чувство ревности. Чувство стыда. Чувство раскаяния. Чувство одиночества. □ Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Тургенев, Отцы и дети. Лизавета Васильевна глядела на мужа с чувством сожаления, очень похожим на презрение. Писемский, Тюфяк. Разные чувства боролись в душе старой Анисьи, когда она думала о неожиданной женитьбе своего старшего внука. Горечь и гордость, обида и радость. Яшин, Сирота. || Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв. Петь. с чувством. □ Легкие судороги - признак сильного чувства - пробежали по его широким губам, некрасивое лицо его просветлело. Тургенев, Дворянское гнездо. Он подошел к Филиппу и с чувством пожал ему руку: - Я с тобой совершенно согласен! Федин, Похищение Европы.
5. Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления. Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами: Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Пушкин, Полтава. - Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время? - сказала Анна Павловна. Л. Толстой, Война и мир. Мы душою постарели, Сердцем рано отцвели; Чувства в сердце охладели, Силы в нас изнемогли. И. Суриков, Где вы, песни светлой доли.
6. чего. Способность воспринимать, осознавать что-л. на основе своих ощущений, впечатлений. Чувство времени. Чувство природы. Чувство юмора. □ Чем выше мы поднимаемся по ступеням цивилизации, тем более развивается в нас чувство изящного, чувство комфорта. Салтыков-Щедрин, Признаки времени. Луша потеряла чувство действительности и жила в каком-то сказочном мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. || Интуитивное понимание, знание чего-л. Чувство нового. □ Чувство такта и меры в оценке литературных явлений никогда не покидало его. Панаев, Литературные воспоминания. || также какое. Способность к художественному восприятию явлений окружающей действительности или к восприятию произведений искусства. Эстетическое чувство. Музыкальное чувство. Чувство прекрасного. Чувство цвета. □ Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Овчинников, Ветка сакуры. || Осознание своего отношения к другим, своей связи с ними, общественного положения и т. п. Чувство долга. Чувство ответственности. □ Он весь был пропитан деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства. Достоевский, Село Степанчиково. Настоящий сталевар должен обладать сильно развитым чувством товарищества. В. Попов, Сталь и шлак.
7. (мн. ч. разг. может употребляться и в знач. ед. ч. ). Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л. [Анна Андреевна:] Он вдруг упал на колени и таким самым благороднейшим образом: «Анна Андреевна! Не сделайте меня несчастнейшим! согласитесь отвечать моим чувствам». Гоголь, Ревизор. Пан Станислав воспылал чувством к Софье Васильевне. Ляшко, Никола из Лебедина.
Чувства человека - имеют свою энергетику и собственное сознание, программу развития. Работают на подсознательном уровне человека, сильно влияют на поведение и поступки людей независимо от возраста. Чувства дают огромную внутреннюю и внешнюю энергетику и прилив сил и состояние полета и счастья.
Настоящая природа чувств еще до конца не исследована, однако с атеистической точки зрения, чувства объясняются теми или иными процессами внутри организма человека, а именно всевозможными гормональными установками и химическими процессами.
Эмоции это энергетические всплески которые генерирует сам человек.
Как правило Чувства по энергетике гораздо сильнее, мощнее и время жизни практически равняется самой жизни человека. Чувства корректируются в процессе жизни и опыта человека, усиливаются или уменьшаются. Эмоции более слабая энергетика с очень короткой жизнью.
Валентность или тональность.
Все Чувства характеризуются валентностью или тоном - то есть могут быть приятными, неприятными или амбивалентными, нейтральными.
Интенсивность
Чувства могут различаться по интенсивности и силе. Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.
Стеничность
В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические и астенические т.е это характеристики силы или бессилия. Стенические
чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека - любовь, ненависть и другие. Астенические чувства расслабляют или парализуют силы например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение.
Чувства очень сильно влияют на судьбу человека. Именно Чувства дарят человеку как истинное счастье так глубокое страдания. Нужно серьезно разделить понятия Чувства и Эмоции, это совершенно разные понятия и определения.
Определение чувств, их природу, отличия от эмоций в эзотерическом понятии - чувства это сложные энергии , созданные богами, имеющие свою программу развития, усиливают состояние человека, определённые качества, устремления, способности.
Чувства создаются и даются Богами , чаще всего даются от пожеланий людей и заслуг, как награда или как наказание. Чувства для наказания - даются для осознания и перевоспитания, как правило за совершённые человеком грехи.
Собственные положительные Чувства человека являются основным источником Счастья как долгосрочного понятия. Перечислим все эти чувства - всего существует 7 основных положительных чувств: , Уважение, . Каждое чувство имеет свое цели и содержит несколько дополнительных, параллельных направления. Чувства можно развивать, тренировать. Чувства это одна из наивысших наград, источник силы и энергии человека. Все остальные 150 чувств являются той или иной разновидностью основных.
Однако, есть большое количество чувств отрицательной направленности. Здесь Важно в какой Вы позиции находитесь на шкале - Добра и Зла.
Каждое из этих чувств я рассмотрю более подробно в разделах ниже. Для их развития необходима правильная работа ума и воли. Слабый и безвольный чаще всего, чувства теряет или разрушает. Какие чувства нужны для счастья и как развивать чувства, как с ними работать, как из защитить и усилить - читайте в статьях с описаниями этих чувств.
Чувства имеют тенденцию менять свою силу в течении жизни. Некоторые чувства обостряются, другие теряют свою силу.
В от список основных чувств:
Амбиции, Высокомерие, Апатия, Безнадежность, Безопасность, Безразличие, Беспокойство, Беспомощность, Бессилие, Бешенство, Благодарность, Блаженство, Боль, Боязнь, Брезгливость, Вдохновение, Веселье, Взволнованность, Вина, Влюбленность, Вожделение, Возбуждение, Волнение, Возмущение, Воодушевление, Восторг, Восхищение, Гордость, Горе, Горечь, Грусть, Доверие, Досада, Достоинство, Единство, Жалость, Зависть, Замешательство, Застенчивость, Злорадство, Злость, Интерес, Ирония, Испуг, Ласка, Легкость, Ликование, Любовь, Любопытство, Мстительность, Надежда, Напряжение, Наслаждение, Настойчивости, Настороженность, Недоверие, Недовольство, Негодование, Нежность, Неловкость, Ненависть, Неприязнь, Нерешительность, Нерешимость, Нетерпение, Неуверенность, Обида, Облегчение, Обреченность, Общность, Одиночество, Ожесточение, Оживление, Озадаченность, Омерзение, Опасение, Опустошенность, Отверженность, Отвращение, Отрешенность, Отчаяние, Оцепенение, Паника, Печаль, Подавленность, Поддержка, Подозрение, Покой, Признательность, Приподнятость, Протест, Равнодушие, Радость, Радушие, Раздражение, Растерянность, Ревность, Робость, Сарказм, Сердечность, Симпатия, Скорбь, Скука, Смирение, Смущение, Смятение, Соболезнование, Сомнение, Сопереживание, Спокойствие, Сопричастность, Сострадание, Сочувствие, Страсть, Страх, Стыд, Счастье, Тепло, Тоска, Тревога, Тяжесть, Уважение, Уверенность, Увлечение, Удивление, Удовлетворение, Удовольствие, Ужас, Умиротворение, Унижение, Уныние, Упоение, Ущербность, Уязвленность, Фрустрация, Шок, Ярость
Вы подозревали о таком количестве? Для чего нам все это?
http://сайт/chto-takoe-proshhenie/
Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:
Сортировать Тип публикации
Post Page Категория
Мыслительный Процесс Эмоции Характер и качество Личности Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Рекомендации Что значит Основные ценности в жизни Основные ценности Положительные Свойства Характера Полезные Привычки Твои Сильные Стороны Убеждения Основные цели человека Отрицательные Эмоции Положительные Эмоции Как Чувства Отрицательные свойства Характера Положительные Чувства Отрицательные Чувства 7 Смертных Грехов Добро и Зло Поступки Сортировать Название Похожие