8 какие есть наказания за информационные правонарушения. К уголовно наказуемым отнесены

Преступления, совершенные в сфере информационных технологий, караются законом. В число нарушений входят деяния, направленные на нарушение прав авторов и пользователей сети Интернет, распространение вредоносных вирусов и противоправной информации, кражу личной информации, мошенничество. Перечислим статьи Уголовного кодекса РФ, координирующие нарушения в этой сфере.

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Гражданин РФ, собирающий и распространяющий незаконно, публично (через СМИ, выступления) данные о частной жизни какого-либо человека, будет:

  1. Оштрафован на 200 тыс.руб. или на весь доход за 18 месяцев.
  2. Привлечен к обязательным работам на 360 часов.
  3. Задействован в исправительных работах в течение 1 года.
  4. Обязан выполнять принудительные работы 2 года, а также он не сможет заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности 3 года.
  5. Арестован на 4 месяца.
  6. Направлен в тюрьму на 2 года и лишен права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.

2. Когда гражданином, который совершил такое же преступление, является лицо, использовавшее свое служебное положение, то ему грозит:

  1. Штраф до 100 тыс.руб., либо спишут доход за 1-2 года.
  2. Принудительные работы на 4 года и лишение права, перечисленного выше, на 5 лет. Либо только выполнение таких работ.
  3. Арест на полгода.
  4. Тюремное заключение на 4 года и лишение того же права на 5 лет.

3. Гражданин, распространивший информацию о несовершеннолетнем потерпевшем по уголовным делам (например, при изнасиловании ребенка, нанесении ему побоев и пр.) и нанесший при этом ребенку нравственные, физические страдания, психические расстройства или другие тяжкие последствия, будет наказан строже:

  1. Выплатит штраф – 150-350 тыс.руб., либо выплатит весь свой доход за 18-36 месяцев.
  2. Лишится права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3-5 лет.
  3. Выполнит принудительные работы в течение 5 лет и лишиться того же права на 6 лет, либо только выполнит работы.
  4. Будет находиться под арестом полгода.
  5. «Отсидит» за решеткой 5 лет и не сможет заниматься определенной деятельностью, занимать некие должности 6 лет.

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

1. Злоумышленник, нарушивший тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, может:

  1. Выплатить штраф – 80 тыс.руб., либо доход за полгода.
  2. Выполнять обязательные работы в течение 360 часов.
  3. Посещать и исполнять исправительные работы 1 год.

2. Когда такое же преступление совершил человек с использованием своего служебного положения, его ждет:

  1. Штраф от 100 до 300 тыс.руб., либо в размере дохода за 1-2 года.
  2. Лишение права занимать некоторые должности или заниматься некоторой деятельностью в течение 2-5 лет.
  3. Принудительные работы – 4 года.
  4. Арест – 4 месяца.
  5. Тюремное заключение – 4 года.

Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Согласно этой статье гражданин РФ, который незаконно производил, приобретал или сбывал специальные технические средства, необходимые для негласного получения информации, будет наказан так:

  1. Оштрафован на сумму 200 тыс.руб. или всего дохода за 18 месяцев.
  2. Ограничен в свободе на 4 года.
  3. Заставлен проходить принудительные работы в течение 4 лет. А также его могут лишить права занимать некие должности и заниматься некой деятельностью на 3 года.
  4. Направлен в тюрьму на 4 года. Кроме того, его может ожидать лишение того же права на 3 года.

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Преступления, причиняющие вред правам и законным интересам граждан РФ и затрагивающие неправомерный отказ в выдаче необходимой информации со стороны должностного лица, координируются этой статьей.

Злоумышленнику грозит:

  1. Штраф до 200 тыс.руб. или сумма всего дохода за 18 месяцев.
  2. Лишение права заниматься некоторой деятельностью и занимать некоторые должности в течение 2-5 лет.

Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Гражданина, препятствующего законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации, ожидает:

  1. Штраф – 80 тыс.руб. или сумма дохода за полгода.
  2. Обязательные работы – 360 часов.
  3. Исправительные работы на 1 год.

2. Такое же нарушение, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, карается:

  1. Выплатой штрафа – от 100 до 300 тыс.руб. или весь доход за 1-2 года.
  2. Обязательными работами на 480 часов.
  3. Исправительными работами на 2 года.
  4. Принудительными работами на 2 года. К этому наказанию может прибавиться лишение права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.
  5. Тюремным заключением на 2 года. К этой мере наказания могут прибавить вышеперечисленное лишение права на 3 года.

3. Если к преступлениям, предусмотренным 1,2 частями данной статьи, прибавляется насилие над журналистом, его близкими, а также повреждение их имущества, то обвиняемого по такому делу ожидает наказание в виде:

  1. Принудительных работ в течение 5 лет.
  2. Нахождение в тюрьме на 6 лет. К этой мере наказания могут прибавить лишение права заниматься некоторой деятельностью и занимать некоторые должности в течение 3 лет.

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

  1. Выплачивать штраф – 200 тыс.руб. или сумма всего дохода за 18 месяцев.
  2. Проходить исправительные работы 1 год.
  3. Находиться под арестом полгода.

2. Преступнику, который незаконно использовал объекты авторского или смежных прав, приобретал их, хранил, перевозил в целях сбыта и нанес крупный ущерб, грозит:

  1. Штраф – 200 тыс.руб. или весь доход за 18 месяцев.
  2. Обязательные работы – 480 часов.
  3. Исправительные работы – 2 года.
  4. Принудительные работы – 2 года.
  5. Тюремное заключение – 2 года.

3. Если деяния, перечисленные во 2 части статьи, совершила группа лиц, предварительно договорившихся, либо организованная группа, либо должностное лицо, либо в особо крупном размере (свыше 1 млн.руб.), то преступников накажут:

  1. Принудительными работами на 5 лет.
  2. Временем провождения за решеткой в течение 6 лет. Кроме того, к этому наказанию могут прибавить выплату штрафа, сумма которого составит 500 тыс.руб. или доход за 3 года.

Статья 159.6. Мошенничество в сфере компьютерной информации

1. Преступление, связанное с хищением чужого имущества или права на него путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации или другого вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей, наказывается :

  1. Штрафом – 120 тыс.руб. или доход за 1 год.
  2. Обязательными работами – 360 часов.
  3. Арестом на 4 месяца.

2. Когда такое же деяние совершила группой лиц, предварительно сговорившихся, либо с причинением значительного ущерба гражданину, то каждого участника преступления ожидает:

  1. Штраф – 300 тыс.руб. или доход за 2 года.
  2. Обязательные работы – 480 часов.
  3. Исправительные работы на 2 года.
  4. Принудительные работы на 5 лет. Могут прибавить еще и ограничение свободы на 1 год.
  5. Заключение в тюрьму на 4 года. Могут прибавить ограничение свободы на 1 год.

3. Если преступление, перечисленное в 1,2 части статьи, совершило должностное лицо, либо в крупном размере (более 1,5 млн.руб.), то его ждет:

  1. Штраф от 100 до 500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут добавить ограничение свободы на 2 года.
  3. Тюремное заключение на 5 лет. К этому наказанию могут прибавить еще два: штраф – 80 тыс.руб. или доход за полгода и ограничение свободы на 1,5 года.

4. Когда деяние, предусмотренное в 1,2,3 частях данной статьи, совершила организованная группа, либо в особо крупном размере (свыше 6 млн.руб.), то каждого участника преступления накажут:

  1. Лишением свободы на 10 лет. Могут также выписать штраф – 1 млн.руб. или спишут доход за 3 года. Либо прибавят ограничение свободы на 2 года.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Лицо, собирающее сведения коммерческой, налоговой, банковской тайны, похищая документы, подкупая или угрожая, наказывается:

  1. Штрафом – 500 тыс.руб. или доход за 1 год.
  2. Исправительными работами – 1 год.
  3. Принудительными работами – 2 года.
  4. Лишением свободы – 2 года.

2. Когда гражданин получил по службе или работе такие сведения и незаконно разглашает или использует их без согласия их владельца, то ему грозит:

  1. Штраф – 1 млн.руб. или доход за 2 года, а также лишение права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.
  2. Исправительные работы – 2 года.
  3. Принудительные работы – 3 года.
  4. Тюремное заключение – 3 года.

3. Если лицо совершило такие же нарушения из корыстных целей или причинившие крупный ущерб (примечания п.10 ст.169 УК РФ), то его наказывают:

  1. Штрафом – 1 млн.руб. или доход за 3 года, а также лишением заниматься некоторой деятельностью и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  2. Принудительными работами – 5 лет.
  3. Отбыванием в тюрьме – 5 лет.

4. Когда преступник осуществил деяния, предусмотренные 2,3 частями данной статьи и повлекшие тяжкие последствия, то его ожидает:

  1. Принудительные работы – 5 лет.
  2. Тюремное заключение – 7 лет.

Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

Согласно данной статье, если уклонение от раскрытия или предоставления данных принесло гражданам, организациям, государству крупный ущерб (свыше 1 млн.руб.), то злоумышленники, причастные к этому преступлению, будут:

  1. Выплачивать штраф – 300 тыс.руб. или считается весь доход за 2 года.
  2. Исполнять обязательные работы в течение 480 часов.
  3. Выполнять исправительные работы в течение 2 лет.

Статья 185.3. Манипулирование рынком

1. Гражданин, умышленно распространяющий через СМИ, электронные, информационно-телекоммуникационные сети (в том числе Интернет) ложные сведения, совершающий операции с иностранной валютой, товарами или умышленно действующий не в рамках российского законодательства, при этом причиняющий гражданам, организациям, государству крупный ущерб (2,5 млн.руб.), карается:

  1. Принудительными работами на 4 года. Также к этому наказанию могут прибавить лишение права заниматься некой работой и занимать некие должности в течение 3 лет.
  2. Тюремным заключением на 4 года. Могут прибавить еще 2 наказания, либо 1 из: штраф – 50 тыс.руб. или доход за 3 месяца, либо лишение вышеперечисленного права на 3 года.

2. Если такое же деяние совершила организованная группа и причинила ущерб в особо крупном размере (10 млн.руб.), то каждого участника преступления ждет:

  1. Штраф от 500 тыс. до 1 млн.руб. или доход за 2-5 лет.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут добавить в наказание лишение вышеперечисленного права на 3 года.
  3. Направление в тюрьму на 7 лет. Возможно, прибавится штраф – 1 млн.руб. или доход за 3 года и лишение вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации

1. Тот, кто будет использовать инсайдерскую информацию для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой, товарами, к которым относится такая информация, при этом причинять крупный ущерб (2,5 млн.руб.), будет наказан:

  1. Штрафом от 300 до 500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. Направлением в тюрьму на 2-4 года. Могут добавить 2 или 1 наказание из этих: штраф – 50 тыс.руб. или доход за 3 месяца, либо лишение права работать в определенной сфере и занимать некоторые должности в течение 3 лет.

2. Действия лица, умышленно передавшего информацию другим гражданам и повлекшего такие же последствия, как в 1 части этой статьи, караются:

  1. Штрафом от 500 тыс. до 1 млн.руб. или дохода за 2-4 лет.
  2. Помещением в тюрьму на 2-6 лет. К этому наказанию могут прибавить: штраф до 100 тыс.руб. или сумма дохода за 2 года и лишение вышеперечисленного права на 4 года.

Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

Согласно 2 части этой статьи лицо, призывающее к терроризму через СМИ, будет наказано:

  1. Штрафом от 300 тыс. до 1 млн.руб. или сумма дохода за 3-5 лет.
  2. Принудительными работами на 5 лет. Также могут прибавить лишение права работать в определенной сфере, занимать некоторые должности в течение 5 лет.
  3. Тюремное заключение на 7 лет и лишение вышеперечисленного права на такой же срок.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Когда лицо, ответственное за устранение опасности, скрывает информацию о ней, он карается:

  1. Штрафом до 300 тыс.руб. или сумма за 2 года.
  2. Принудительными работами на 2 года. Может прибавиться срок на 3 года лишения права работать в определенной сфере и занимать некие должности.
  3. Лишением свободы на 2 года. Возможно, прибавят лишение вышеперечисленного права в течение 3 лет.

2. Если лицом, совершившим преступление, описанное в 1 части, является государственный служащий или его действия повлекли тяжкие последствия, то злоумышленника ждет:

  1. Штраф – 100-500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут прибавить лишение права, перечисленного выше, на 3 года.
  3. Тюремное заключение на 5 лет. Возможно, прибавят лишение вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 242. Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов

1. Нарушитель, незаконно изготавливающий и перемещающий порнографические материалы через границу РФ для дальнейшего сбыта или публичной огласки, наказывается:

  1. Штрафом – 100-300 тыс.руб. или доход за 1-2 года.
  2. Принудительными роботами на 2 года.
  3. Направлением в тюрьму на 2 года.

2. Если злоумышленник – совершеннолетний гражданин РФ, который распространял порнографические материалы среди несовершеннолетних или вовлекал их в продажу продукции, то он будет:

  1. Отбывать наказание в тюрьме в течение 2-5 лет. Могут добавить лишение права заниматься некой деятельностью и занимать некие должности в течение 10 лет.

3. Когда преступления, перечисленные в 1,2 частях, осуществила группа лиц, заранее договорившаяся, либо организованная группа через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, даже Интернет, и при этом извлекла доход в крупном размере (более 50 тыс.руб.), то каждому участнику деяния грозит:

  1. Тюрьма в течение 2-6 лет. Могут лишить права заниматься определенной деятельностью и занимать некоторые должности в течение 15 лет.

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Гражданин, незаконно уничтоживший, скопировавший, блокировавший, модифицировавший информацию на ПК, будет наказан:

  1. Штрафом – 200 тыс.руб. или доход за 18 месяцев.
  2. Ограничением свободы на 2 года.
  3. Принудительными работами на 2 года.
  4. Тюрьмой на 2 года.

2. Когда преступник, совершивший такое же деяние в корыстных целях, причинил крупный ущерб (1 млн.руб.), то его ждет:

  1. Штраф – 100-300 тыс.руб. или доход за 1-2 года.
  2. Исправительные работы на 1-2 года.
  3. Принудительные работы на 4 года.
  4. Тюрьма на 4 года.

3. Если деяния, предусмотренные 1,2 частью, осуществила группа лиц по предварительному сговору, организованная группа или лицо, занимающее служебное положение, то каждого участника преступления:

  1. Оштрафуют на 500 тыс.руб. или снимут доход за 3 года, а также лишат права работать в определенной сфере и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  2. Ограничат в свободе на 4 года.
  3. Заставят выполнять принудительные работы в течение 5 лет.

4. Когда нарушения, перечисленные в 1,2,3 частях, принесли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления , то обвиняемого по такому делу «посадят» в тюрьму на 7 лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

1. Преступник, производящий, распространяющий или использующий программы, наносящие вред компьютерной информации или средствам ее защиты, карается:

  1. Ограничением свободы на 4 года.
  2. Тюремным заключением на 4 года, выплатой штрафа – 200 тыс.руб. или доход за 18 месяцев.

2. Если лицом, совершенным преступление 1 части, является участник группы лиц, сговорившихся заранее о деянии, организованной группы, либо служащий, причинивший крупный ущерб в корыстных целях, то ему грозит:

  1. Ограничение свободы на 4 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет. Могут лишить права работать в определенной сфере и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  3. Тюремное заключение на 5 лет. Возможно, прибавят 1 или 2 наказания из этих: штраф – 100-200 тыс.руб. или доход за 2-3 года, либо лишение вышеперечисленного права на 3 года.

3. Когда преступник совершил деяния, предусмотренные 1,2, частями, и нанес тяжкие последствия или создали угрозу их наступления , его направят в тюрьму на 7 лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей

1. Нарушившего эти правила и причинившего крупный ущерб накажут строго:

  1. Оштрафуют на 500 тыс.руб. или спишут доход за 18 месяцев.
  2. Заставят проходить исправительные работы на полгода-год.
  3. Ограничат свободу на 2 года.
  4. Заставят посещать принудительные работы в течение 2 лет.
  5. Направят в тюрьму на 2 года.

2. Когда преступник, совершивший деяние 1 части, своими действиями влечет появление тяжких последствий или создает угрозу их наступления, то его:

  1. Обязывают ходить на принудительные работы в течение 5 лет.
  2. Лишают свободы на 5 лет.

Статья 275. Государственная измена

Гражданин, который совершил государственную измену (осуществил шпионаж, выдал иностранному государству, международной организации сведения, составляющие государственную тайну, либо оказал финансовую, материально-техническую, консультационную помощь иностранным представителям), направленную против безопасности РФ, будет:

  1. Отбывать наказание в тюрьме в течение 12-20 лет. Его ограничат в свободе на 2 года и, возможно, заставят выплатить штраф – 500 тыс.руб. или спишут доход за 3 года.

Статья 276. Шпионаж

Человек, который совершил шпионаж (собирал, похищал или хранил информацию гостайны в целях передачи иностранному государству, организации или международным представителям, либо который выполнял задания иностранной разведки против безопасности РФ) , будет направлен в тюрьму на 10-20 лет. Причем неважно, если ли у гражданина гражданство РФ.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

1. Лицо, которое публично призывало к экстремистской деятельности, карается:

  1. Штрафом – 100-300 тыс.руб. или сумма дохода за 1-2 года.
  2. Арестом на 4-6 месяцев.
  3. Тюремным заключением на 4 года и лишением права работать в определенной сфере и занимать некие должности в течение того же времени.

2. Когда такое же преступление человек совершил с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, то его ждет:

  1. Принудительные работы на 5 лет. Кроме того, могут лишить права заниматься определенной деятельностью и занимать некоторые должности в течение 3 лет.
  2. Направление за решетку на 5 лет, а также лишение вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 280.1. Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации

1. В том случае, когда гражданин публично призывал к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ, то ему грозит:

  1. Штраф – 100-300 тыс.руб. или весь доход за 1-2 года.
  2. Принудительные работы в течение 3 лет.
  3. Арест на 4-6 месяцев.
  4. Тюремное заключение на 4 года и лишение права работать в некоторой сфере и занимать некоторые должности в течение того же времени.

2. Если такое же преступление злоумышленник совершал посредством СМИ, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, а также в Интернете, то его ожидает:

  1. Обязательные работы на 480 часов и лишение вышеперечисленного права в течение 3 лет.
  2. Направление за решетку на 5 лет и лишение права, связанного со сферой деятельности и должностями, на 3 года.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Гражданин, публичные действия которого направлены на возникновение вражды, ненависти, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также совершенные посредством СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, будет наказан:

  1. Штрафом – 100-300 тыс.руб. или весь доход за 1-2 года.
  2. Лишением права работать в определенной сфере и занимать определенные должности в течение 3 лет.
  3. Обязательными работами на 360 часов.
  4. Исправительными работами на 1 год.
  5. Принудительными работами на 4 года.
  6. Лишением свободы на 4 года.

2. Когда такое же преступление совершило лицо, применяющее свое служебное положение, либо насилие или угрозу его появления, либо организованная группа, то злоумышленника:

  1. Оштрафуют на 300-500 тыс.руб. или спишут весь доход за 2-3 года.
  2. Лишат права заниматься определенной работой и занимать некоторые должности в течение 5 лет.
  3. Принудят выполнять обязательные работы 480 часов.
  4. Заставят ходить на исправительные работы 1-2 года.
  5. Обяжут выполнять принудительные работы 5 лет.
  6. Направят за решетку на 5 лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Человек, который по службе, работе, учебе узнал и владел информацией, составляющей государственную тайну, и передал ее другим лицам (при отсутствии преступлений статей 275,276 УК РФ), наказывается:

  1. Арестом на 4-6 месяцев.
  2. Тюремным заключением на 4 года. Также злоумышленника могут лишить права заниматься некоторой деятельностью и занимать некие должности в течение 3 лет.

2. Если такое же деяние повлекло по неосторожности тяжкие последствия , то гражданина, разгласившего гостайну, принудят к тюремному заключению на 3-7 лет, а также могут лишить вышеперечисленного права на 3 года.

Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

1. Человек, похитивший, обманувший, шантажирующий, принуждающий, угрожающий применить насилие ради получения информации, составляющей гостайну (при отсутствии преступлений статей 275,276 УК РФ), будет наказан:

  1. Выплатой штрафа – 200-500 тыс.руб. или весь доход за 1-3 года.
  2. Направлением в тюрьму на 4 года.

2. Гражданина РФ могут «посадить» в тюрьму на 3-8 лет, когда деяние, предусмотренное 1 частью данной статьи, было совершено:

  • Группой лиц.
  • С применением насилия.
  • С использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Такое же наказание ждет человека, если преступление, совершенное им, повлекло наступление тяжких последствий, либо было сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, или с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации.

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

1. Гражданину, который является должностным лицом и неправомерно отказал в предоставлении информации, либо уклонился от предоставления сведений, документов, материалов, либо подавшего ложные данные Совету Федерации, Госдуме, Счетной палате РФ, грозит:

  1. Штраф – 200 тыс.руб. или доход за 18 месяцев.
  2. Лишение права работать в некой сфере, занимать некие должности в течение 2-5 лет.
  3. Принудительные работы на 3 года.
  4. Арест на полгода.
  5. Тюремное заключение на 3 года.

2. Когда лицом, совершенным те же деяния, является государственный служащий, то его:

  1. Обяжут выплатить штраф – 100-300 тыс.руб. или спишут с него весь доход за 1-2 года.
  2. Заставят проходить принудительные работы в течение 5 лет. Кроме этого, могут лишить права занимать некоторые должности и заниматься некоторой деятельностью в течение 3 лет.
  3. Направят за решетку на 5 лет. Также могут лишить вышеперечисленного права на 3 года.

3. Если преступления, предусмотренные 1,2 частями данной статьи:

  1. Скрывают нарушения, которые совершили должностные лица органов госвласти.
  2. Осуществлены группой лиц, заранее договорившихся.
  3. Организованной группой.
  4. Повлекли тяжкие последствия.

То участников данного деяния ждет наказание в виде:

  1. Принудительных работ на 5 лет. Возможно, прибавят лишение права работать в определенной сфере и заниматься некие должности на 3 года.
  2. Тюремного заключения на 8 лет, а также лишения вышеперечисленного права в течение 3 лет.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Человека, публично призывавшего к развязыванию агрессивной войны, накажут:

  1. Тюремным заключением на 3 года.

2. Когда лицо, совершившее то же деяние путем СМИ, занимает госдолжность, то злоумышленника обяжут:

  1. Выплатить штраф – 100-500 тыс.руб. или доход за 1-3 года.
  2. «Отсидеть» в тюрьме 5 лет. Кроме того, обвиняемого лишат права занимать некие должности и работать в определенной сфере в течение 3 лет.

Статья 354.1. Реабилитация нацизма

1. Гражданин, отрицающий факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющий преступления, установленные указанным приговором, либо распространяющий ложную информацию о деятельности СССР в годы ВОВ, будет наказан:

  1. Штрафом – 300 тыс.руб. или доход за 2 года.
  2. Принудительными работами на 3 года.
  3. Тюрьмой на 3 года.

2. Если те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием СМИ, либо с искусственным созданием доказательств обвинения, наказываются строже. Злоумышленника ожидает:

  1. Штраф – 100-500 тыс.руб. или доход за 3 года.
  2. Принудительные работы на 5 лет.
  3. Тюремное заключение на 5 лет и лишение права работать в определенной сфере и занимать некие должности в течение 3 лет.

    Одни люди хотят начать строительство загородного дома, другие ищут информацию о получении разрешения на возведение промышленного объекта. Какая бы стройка не планировалась, получение разрешения обязательно, иначе неминуемы проблемы с регистрацией объекта и ввода в эксплуатацию. А всего-то требуется получить разрешение на строительство желаемого типа постройки и соответствовать плану при строительстве. Законы о получении разрешения неоднократно изменялись, поэтому мы собрали самую свежую информацию для 2020 года, как получить разрешение на строительство, и какие документы для этого потребуются.

  4. Оформить дарственную в МФЦ в одном окне - оформление и регистрация договора дарения

    Процедуры дарения – одни из самых частых сделок в России, вместе с куплей-продажей жилья, авто или земли. Подарить родственнику или другому лицу квартиру, дом, автомобиль или земельный участок не представляет сложностей – эта процедура отлажена и давно известна. С другой стороны, процесс не такой легкий, как кажется, потому что требуется выполнение некоторых обязательных условий, без которых сделка не состоится, или позже может быть признана неправомерной.

  5. Сырая стена в квартире: что делать и куда обращаться

    Иногда случается, что и в квартирах старых построек, и в новостройках, стены становятся влажными, появляется плесень, промерзание и т.д. Причины такого явления могут быть разными, но большая их часть относится к несоблюдению технических правил при строительстве или ремонте, использовании плохих материалов и браку в исполнении работ. Бывает, что и сами проживающие виновны в появлении сырых стен в жилище. Как выяснить, кто виновен в данной неприятности, и как добиться, чтобы недостатки строительства или ремонта были устранены допустившей их компанией?

Понятие информационного правонарушения

Определение 1

Информационное правонарушение представляет собой действие , либо бездействие, которое противоречит нормам информационного права, нарушает права участников информационных правоотношений.

Указанные действия представляют определенную опасность для общества и влекут за собой негативные последствия (санкции) для лиц за них ответственных.

В зависимости от того, насколько велика опасность совершаемых информационных правонарушений, они подразделяются на проступки (собственно правонарушения) и преступления.

Тяжесть и характер информационного деликта обусловливает вид ответственности, которая может быть:

  • административной
  • гражданско-правовой
  • дисциплинарной
  • уголовной

Административная ответственность за информационные правонарушения

Определение 2

Составы административных деликтов в сфере информационных правоотношений связаны с порядком сбора и хранения информации, её распространением и использованием, а также незаконной защитой.

Это могут быть нарушения в сфере охраны персональных данных физических лиц, деликты в сфере деятельности средств связи и массовой информации, рекламы, проведения избирательных кампаний. Также к административным информационным деликтам относятся нарушения в сфере хранения и предоставления информации различных архивов и многое другое. Конкретные составы административных информационных правонарушений представлены в КоАП РФ.

Наиболее распространённой санкцией за административное информационное правонарушение выступает штраф, который может также дополняться конфискацией орудия правонарушения.

Уголовная ответственность за информационный деликт

Определение 3

Уголовная ответственность, как наиболее строгий вид юридической ответственности, наступает за совершение преступлений в информационной сфере.

Как и в случае с административными правонарушениями, под информационными понимается широкий круг отношений. Поэтому санкции, предусматривающие уголовную ответственность, за информационный деликт, распространены во многих разделах Особенной части УК РФ. Уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Санкции за совершение информационных преступлений:

  • штраф
  • ограничение свободы
  • лишение свободы.

Гражданско-правовая ответственность

Особенность гражданско-правовой ответственности в её имущественном характере. Этот вид ответственности за информационные деликты предусматривает компенсацию убытков, как имущественных, так и моральных, восстановление доброго имени гражданина и деловой репутации юридического лица.

Также при помощи мер гражданско-правового характера могут признаваться или восстанавливаться субъективные права, связанные с информационной сферой. Информационное и гражданское законодательство предусматривают такие санкции как уплата неустойки и возмещение убытков.

Можно выделить два основных вида гражданско-правовой ответственности за информационный деликт:

  • договорную ответственность
  • внедоговорную ответственность

Договорная ответственность за информационные правонарушения вызвана нарушением договора, условия которого предусматривают определенные санкции.

Указанные санкции могу прямо не обеспечиваться нормами существующего законодательства.

Гражданско-правовая ответственность, не связанная тем, что нарушитель не исполнил условия договора, однако своими действиями или бездействием причинил личности или имуществу вред, называется внедоговорной

Замечание 1

Так, например, к внедоговорной будет относится ответственность, если вред является следствием непредоставления информации о товаре или услуге, или её неполнотой.

Основанием гражданско-правовой ответственности за информационный деликт является наличие вреда, связи между противоправным поведением и наступившими негативными последствиями.

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере. Она наступает вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, общества и государства от административных правонарушений. Административная ответственность представляет собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний.

Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим административная ответственность существенно отличается от гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Следует отметить, что административная ответственность приобрела формальные признаки самостоятельного вида юридической ответственности в российском законодательстве в результате первой кодификации в 1985 г. И в этом качестве она используется как универсальное средство казуального регулирования самых разнообразных по своей природе общественных отношений .

Универсальность административной ответственности в информационной сфере определяется не только широким кругом лиц, подлежащих этому виду ответственности (физические, юридические, но и индивидуальные предприниматели, должностные лица, причем они конкретизированы как субъекты административных правонарушений вплоть до персоналий), а также по широкому кругу субъектов КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях от судей различных судов до должностных лиц практически всех органов исполнительной власти и даже некоторых государственных учреждений (гл. 13 КоАП РФ).

Основными отличительными признаками административного информационного правонарушения являются: то, что объектом посягательства является порядок государственного управления в информационной сфере, связанный с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и нравственности, установленного порядка государственной власти и безопасности; противоправность как признак, подчеркивающий направленность деяния на нарушение установленных нормами административного наказания правил поведения.

Таким образом, административное информационное правонарушение можно определить как общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, посягающее на установленный порядок государственного управления в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и информационных технологий либо иных видов информационной деятельности.

Наказания как меры административной ответственности также отличаются разнообразием - от морального предупреждения до административного ареста.

Однако, по мнению ряда специалистов в области административного права, в настоящее время отмечается репрессивная тенденция административной ответственности, которая приводит к конкуренции с уголовной ответственностью, очевидно явное и скрытое дублирование административных запретов в КоАП РФ и законах субъектов РФ, сохранение неопределенности части составов и т.д. .

Таким образом, формальное различие административной и уголовной ответственности за информационные правонарушения можно определить следующим образом.

Во-первых, применяется различный порядок реализации административной и уголовной ответственности в формах уголовного и административного процессов (УПК РФ и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ).

Во-вторых, задачи законодательства об административных правонарушениях сформулированы в ст. 1.2 КоАП РФ шире и более детализированы, чем задачи уголовного законодательства в ч. 1 ст. 2 УК РФ (включают дополнительную защиту личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства и другие ценности). При этом УК РФ в отличие от КоАП РФ охраняет также конституционный строй Российской Федерации.

В-третьих, существенное различие связано с определением предметов ведения, поскольку в ст. 71.2 Конституции РФ закреплено, что уголовное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации, а административное - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, легальные дефиниции преступления и административного информационного правонарушения различаются по признаку общественной опасности (как угрозы общественной безопасности), а также наличием ответственности юридических лиц (в российском уголовном праве такая ответственность отсутствует). Административная и уголовная ответственность за информационные правонарушения различается и по перечням видов наказаний, размерам одинаковых видов наказаний, правовым последствиям в виде судимости или административной наказуемости и т.д.

Субъектами административного правонарушения согласно ст. 2.1 КоАП РФ являются физические и юридические лица. Большинство статей, регламентирующих ответственность в информационной сфере в гл. 13 КоАП РФ, предусматривают административную ответственность юридических лиц.

Для привлечения к ответственности за правонарушение в информационной сфере необходимо наличие всех четырех элементов административного правонарушения (субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны). Отсутствие хотя бы одного из них делает применение мер административной ответственности невозможным.

В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен перечень мер административного наказания, применяемых к правонарушителям.

Прежде всего отметим специальные составы, предусмотренные в гл. 13 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области связи и информации. Обособление данных составов, а их уже более 30, и объединение их в отдельную главу свидетельствует о необходимости подробного государственного регулирования в области обеспечения информационной безопасности.

Специальными (видовыми) объектами в данной главе определены общественные отношения в области связи, защиты информации, порядка работы с информацией ограниченного доступа, использования СМИ, статистики и архивного дела, порядка обработки информации. К специальным составам административных информационных правонарушений относятся: самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2), самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3), нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.4), нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5), использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст. 13.6), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7), изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст. 13.8), самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи (ст. 13.9), изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ст. 13.10), нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера (ст. 13.11.1), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), незаконная деятельность в области защиты информации (ст. 13.13), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15), воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16), нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17), воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм и работе сайтов в сети Интернет (ст. 13.18), нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19), нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.1), нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.2), нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20), нарушение порядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации (ст. 13.21), нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22), нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23), повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24), нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений (ст. 13.26), нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет (ст. 13.27), нарушение требования о размещении на территории РФ технических средств информационных систем (ст. 13.27.1), нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28), заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом (ст. 13.29), невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи (ст. 13.30), неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет (ст. 13.31).

Иные составы действий, квалифицируемых в качестве административных правонарушений в информационной сфере, содержатся практически во всей Особенной части КоАП РФ. Это так называемые общие составы, т.е. основным объектом по таким правонарушениям являются иные права и свободы лиц, однако дополнительно они посягают и на информационные правоотношения, поскольку информационное право - это комплексная отрасль, тесно и непосредственно связанная с другими отраслями права.

  • Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966 С. 104; Шергин Л. П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 14
  • Зырянов С. М . Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 15-16

УДК 342.9:5.08

Л. П. Коваленко,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены понятие и законодательное обеспечение юридической ответственности за правонарушения в сфере информационной деятельности. Проанализированы вопросы становления и развития законодательства о юридической ответственности за правонарушения в данной сфере.

Ключевые слова: ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности, информационно-правовые отношения, информационно-правовая норма.

Ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности является важнейшей составляющей информационного права. Ее место и роль в информационно-правовом поле определяется, во-первых, тем, что отношения такой ответственности, наряду с другими информационно -правовыми отношениями, составляют предмет информационного права. Во-вторых, существенная особенность такой ответственности заключается в прагматичности ее теоретических концепций, направленность которых преимущественно определена проблематикой принятия Информационного кодекса Украины. В-третьих, особенностью такой ответственности являются правовые связи с ответственностью уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной. Именно этим обусловлено ее тяготение к отраслевой самостоятельности, на что постоянно обращается внимание в научных исследованиях.

К сожалению, исследований, касающихся юридической ответсвенности за правонарушения в информационной сфере, в отечественной юридической науке чрезвычайно мало. Отдельные элементы института информационного права анализировались в работах Ю. П. Битяка, В. Я. Настюка, В. Г. Пилипчука, В. С. Цимбалюка, Р. А. Калюжного и других ученых-административистов.

Цель данной статьи - установление сущности и содержания, видов вышеупомянутого института, анализ его правовой регламентации в украинском законодательстве.

На наш взгляд, ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности (информационная ответственность) как вид юридической ответственности имеет законодательную основу. В частности, действующее информационное законодательство определяет поведение лиц, нарушающих нормы в сфере информации, как противоправное, виновное, которое формирует состав правонарушений (преступлений) в информационной сфере; такое противоправное поведение - проступок (преступление) является основанием для наступления ответственности в информационной сфере; содержание такой ответственности предусмотрено законом.

Эта ответственность является разновидностью государственного принуждения, одним из самостоятельных, по нашему мнению, средств поддержания правопорядка и законности в государстве, а также регулирования информационных отношений, которые возникают при совершении определенных законодательством правонарушений в информационной сфере.

Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (признаки), когда существуют гарантии того, что они будут выполнены субъектами, а также если нормативно-правовым актом установлена юридическая ответственность за их невыполнение или неподобающее выполнение.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и предотвращению правонарушений в информационной сфере. При этом предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (в том числе и материальная), административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Однако на практике эти меры используются недостаточно ввиду отсутствия конкретных механизмов применения и соблюдения законодательства, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация в действиях органов исполнительной власти, судов и других государственных органов по реализации своих обязанностей и прав в информационной сфере.

Основные положения законодательства в исследуемой сфере содержатся в Конституции Украины. В частности, в ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия не допускаются и т.д. Законами Украины «Об информации» , «О доступе к

публичной информации» сведения о гражданах (персональные данные), то есть о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граждан, которые позволяют идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

Проблеме укрепления информационного правопорядка уделяется все большее внимания со стороны специально уполномоченных государством органов. Так, в действующем законодательстве о национальной безопасности Украины указано, что важнейшими заданиями обеспечения информационной безопасности Украины являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Украины в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция Украины в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоречий в информационной сфере.

При этом подчеркивается, что национальные интересы Украины в информационной сфере заключаются в соблюдении информационных прав и свобод граждан по получению и использованию информации, развитии современных телекоммуникационных технологий, защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе Украины насчитывается свыше 50 статей, которые предусматривают наказание за преступления в информационной сфере, однако все они разбросаны по разным разделам. Например, разд. УП «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» содержит четыре статьи о преступлениях в информационной сфере: ст. 231 «Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», ст. 232 «Разглашения коммерческой или банковской тайны», ст. 2321 «Незаконное использование инсайдерской информации» и ст. 2322 «Сокрытие информации о деятельности эмитента» .

Административными правонарушениями в информационной сфере следует считать

противоправное, виновное действие или бездеятельность, которая посягает на информационный порядок, информационные права и свободы человека, установленный государством порядок и за которую законом предусмотрена административная ответственность. Кодекс Украины об административных

правонарушениях (КУАП) предусматривает административную ответственность за нарушение права на отдельные виды информации, отказ в предоставлении информации, предоставление неполной или недостоверной информации, потерю информации. К таким правонарушениям, в частности, относятся:

Ст. 413 «Непредоставление информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных переговоров, соглашений»;

Ст. 46 «Умышленное сокрытие источника заражения венерической болезнью»;

Ст. 532 «Сокрытие или искажение данных земельного кадастра»;

Ст. 57 «Нарушение требований по охране недр»;

Ст. 58 «Нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр»;

Ст. 591 «Нарушение требований по охране территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения»;

Ст. 60 «Нарушение правил водопользования»;

Ст. 62 «Невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями»;

Ст. 821 «Нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля над операциями обращения с отходами или непредоставление или предоставление отчетности по образованию, использованию, обезвреживанию и удалению отходов»;

Ст. 823 «Сокрытие, искажение или отказ от представления полной и достоверной информации по запросам должностных лиц и обращениям граждан и их объединений по безопасности образования отходов и обращения с ними»;

Ст. 831 «Нарушение законодательства о защите растений»;

Ст. 914 «Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление экологической информации»;

Ст. 921 «Нарушение законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях»;

Ст. 96 «Несоблюдение государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве»;

Ст. 961 «Нарушение законодательства при планировании и застройке территорий»;

Ст. 1163 «Нарушение правил регистрации торговых судов»;

Ст. 1485 «Нарушение правил о соединении линий телекоммуникационных сетей общего пользования»;

Ст. 1561 «Нарушение законодательства о защите прав потребителей»;

Ст. 163 1 «Нарушение порядка ведения налогового учета, предоставления аудиторских выводов»;

Ст. 1641 «Нарушение порядка представления декларации о доходах и ведения учета доходов и расходов»;

Ст. 1642 «Нарушение законодательства по финансовым вопросам»;

Ст. 1646 «Демонстрация и распространение фильмов без государственного свидетельства на право распространения и демонстрации фильмов»;

Ст. 1649 «Незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных»;

Ст. 16414 «Нарушение законодательства об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства»;

Ст. 1651 «Нарушение законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования»;

Ст. 1654 «Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере работоспособности»;

Ст. 1655 «Уклонение от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потере работоспособности, несвоевременная или неполная уплата страховых взносов, а также нарушение порядка использования страховых средств»;

Ст. 1664 «Нарушение порядка предоставления информации и выполнения решений Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений» и др. .

Общим объектом данного правонарушения является установленный порядок государственного управления; родовым - урегулированные законами Украины «Об информации» , «Об обращении граждан» , другими нормативными актами общественные отношения, которые возникают и существуют при реализации граждан права на информацию; непосредственным - право граждан и юридических лиц на информацию, которая предусматривает возможность, в частности, свободного получения и использования сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления заданий и функций (ст. 9 Закона Украины «Об информации» ).

Объективная сторона правонарушения оказывается преимущественно в форме бездеятельности (невыполнение или неподобающее выполнение требований Закона о предоставлении информации), а именно: в неправомерном отказе в предоставлении информации, несвоевременном или неполном предоставлении информации, предоставлении информации, которая не отвечает действительности.

Субъектом правонарушения является специальный субъект: а) должностное лицо органов законодательной, исполнительной и судебной власти, к служебным обязанностям которой в соответствии с нормативными и другими актами (в частности, положений, приказов, инструкций и тому подобное) отнесено рассмотрение информационных запросов и обеспечение предоставления информации в соответствии с Законом «Об информации»; б) должностное лицо органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации и тому подобное, к полномочиям которого отнесено рассмотрение обращений (ходатайств) граждан (ст. 14-16 и 19 Закона Украины «Об обращении граждан») .

С субъективной стороны нарушения права на информацию характеризуется отношением гражданина к нарушениям своих должностных обязанностей по обеспечению конституционного права на информацию. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. (ст. 10 КУАП) . В то же время правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 11 КУАП) . Формой вины правонарушителя является преимущественно неосторожность (небрежность или самоуверенность). В другом есть основания для привлечения виновного должностного лица к ответственности за служебные преступления (например, ст. 366 УК Украины) .

Часть 2 ст. 2123 КУАП устанавливает ответственность должностного лица за повторное в течение года совершение нарушения из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию .

Правонарушения, предусмотренные ст. 2123 КУАП, необходимо отмежевывать от правонарушений, предусмотренных Законом Украины «О борьбе с коррупцией» .

Протокол о правонарушении, предусмотренный ст. 2123 КУАП, составляет прокурор или уполномоченное им лицо из числа работников прокуратуры (п. 11 ч. 1 ст. 255 КУАП , ст. 56 Закона Украины «О прокуратуре» ) с учетом требований, предусмотренных статьями 256, 268 КУАП , ст. 63 Конституции Украины . Дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями местных судов в 15-дневной срок со дня получения протокола об административном правонарушении.

Основанием для возникновения юридической ответственности является осуществление субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушения в информационной сфере.

Им принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездеятельность) конкретного субъекта, который посягает на установленный информационный правопорядок и наносит вред информационной сфере или же создает реальную угрозу такого причинения. Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, которые наступили в результате правового предписания, и действиями (бездеятельностью) предсказуемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержка информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленных материальными нормами информационного права, а не только наказания виновного.

К сожалению, не все субъекты правоотношений придерживаются информационного правопорядка. Многие из них нарушают его и подвергаются действию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предостерегающий их неправомерные действия в информационной сфере. Поэтому установление юридической ответственности имеет еще и определенное морально-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к винновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Список литературы: 1. Кодекс України про адміністративні правопорушення: Закон України від 07.12.1984 р., № 8073-Х // ВВР УРСР. - 1984. - Дод. до N° 51. 2. Конституція України: Прийнята на п’ятій сесії Верхов. Ради України 28 черв. 1996 р. - Преса України, 1996. - 80 с. 3. Кримінальний кодекс України: Закон України від 05.04.2001 р., № 2341-Ш // Відом. Верхов. Ради України. -2001. - № 25-26. 4. Про боротьбу з корупцією: Закон України від 05.10.1995 р., № 356/95-ВР // Відом. Верхов. Ради України. - 1995. -№ 34. - Ст. 266. 5. Про доступ до публічної інформації : Закон України від 13.01.2011 р. № 2939-VI // Офіц. вісн. України. - 2011. -№ 10. - Ст. 446. 6. Про захист персональних даних: Закон України від 01.06.2010 р., № 2297^1 // Відом. Верхов. Ради України. - 2010. - № 34. 7. Про звернення громадян: Закон України від 02.10.1996 р., № 393/96-ВР (станом на 21.09.2012 р.) // Відом. Верхов. Ради України. - 1996. - № 47. 8. Про інформацію: Закон України від 02.10.1992 р. - № 2657-ХІІ // Відом. Верхов. Ради України. - 1992. -№ 48. - Ст. 164. 9. Про прокуратуру: Закон України від 05.11.1991 р., № 1789-ХІ! // Відом. Верхов. Ради України. - 1991. - № 53.

ЮРИДИЧНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПРАВОПОРУШЕННЯ У СФЕРІ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

Коваленко Л. П.

Розглянуто поняття й законодавче забезпечення юридичної відповідальності за правопорушення у сфері інформаційної діяльності, а також проблеми становлення і розвитку законодавства про юридичну відповідальність за правопорушення в даній царині.

Ключові слова: відповідальність за правопорушення у сфері інформаційної діяльності,

інформаційно-правові стосунки, інформаційно-правова норма.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR OFFENCES IN THE FIELD OF INFORMATIVE ACTIVITY

A concept and legislative providing of legal responsibility are examined for offences in the field of informative activity. Also in the article, becoming and development of legislation is analyzed about legal responsibility for offences in the field of informative activity.

ВВЕДЕНИЕ

В основе деятельности информационного общества лежат: информация, информационные ресурсы и информационные продукты. В этой связи основным назначением информационного права, которое является правовым фундаментом общества, является регулирование тех отношений, кот возникают при обращении информации.

В настоящее время, в период передовых технологий, когда именно информации является тем двигателем общества, она может нести серьёзную угрозу как отдельным индивидам так и неограниченному кругу лиц. Поэтому информация должна быть защищена от неправомерного посягательства, незаконного сбора, хранения, оборота.

Подробное понимание правила поведения и ответственности в правоотношениях, где одним из главных элементов является информация, дает нам Законодательство РФ.

Преступления в сфере информационных технологий - преступления, совершаемые людьми, использующих информационные технологии для преступных целей.

В данной работе установлены виды ответственности за правонарушения в сфере информации. Так же будет разработана презентация в Microsoft PowerPoint и чертежи с помощью программы КОМПАС ГРАФИК.

1 ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

1.1 Преступления в сфере информационных технологий

Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.

Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество. Так, в письме Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229, указывается, что инвестирование денежных средств на иностранных фондовых рынках с использованием сети Интернет сопряжено с риском быть вовлеченными в различного рода мошеннические схемы

Другой пример мошенничества - интернет-аукционы, в которых сами продавцы делают ставки, чтобы поднять цену выставленного на аукцион товара.

В зарубежных государствах, в частности США, получили распространение аферы, связанные с продажей доменных имен: производится массовая рассылка электронных сообщений, в которых, например, сообщают о попытках неизвестных лиц зарегистрировать доменные имена, похожие на адреса принадлежавших адресатам сайтов и владельцам сайтов предлагается зарегистрировать ненужное им доменное имя, чтобы опередить этих лиц. Так, вскоре после терактов 11 сентября 2001 г. Федеральная торговая комиссия США отметила факт массовой продажи доменных имен несуществующей зоны "usa".

В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации под преступлениями в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

Данная группа посягательств являются институтом особенной части уголовного законодательства, ответственность за их совершение предусмотрена гл. 28 УК РФ. В качестве самостоятельного института впервые выделен УК РФ 1996 года. и относится к субинституту «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, связанные с безопасностью информации и систем обработки информации с помощью ЭВМ.

По УК РФ преступлениями в сфере компьютерной информации являются: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).

Общественная опасность противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьёзное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия, связанные не только с имущественным ущербом, но и с физическим вредом людям.

Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), а также создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ) совершаются только путём действий, в то время как нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ) - путём как действий, так и бездействием.

Неправомерный доступ к компьютерной информации и нарушение установленных правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети сформулированы как преступления с материальным составом, а создание либо использование вредоносных программ для ЭВМ - с формальным. В качестве последствий в ст. 272 и 274 УК указываются: уничтожение, модификация, блокирование либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ или системы ЭВМ, причинение существенного вреда и т. п.

В России борьбой с преступлениями в сфере информационных технологий занимается Управление "К" МВД РФ и отделы "К" региональных управлений внутренних дел.

1.2 Условия гражданско-правовой ответственности интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав

Используя ту или иную поисковую систему, в Интернете можно найти книги, аудио- и видеозаписи и другие объекты авторских или смежных прав. Среди них большое число составляют объекты, размещенные без согласия правообладателя, в нарушение его законных интересов. Интернет-магазины предлагают приобрести нелегальные записи музыки и фильмов гораздо дешевле, чем продавцы аналогичной легальной продукции. Еще проще скачать цифровую копию, воспользовавшись файлообменной сетью. Такие сети позволяют их пользователям обмениваться любыми файлами: музыкальными записями, фильмами, программным обеспечением, фотографиями и многим другим. Причем в силу особенностей функционирования файлообменных сетей доступ к охраняемым объектам открывается большому числу пользователей.

При незаконном использовании произведений и объектов смежных прав уменьшаются возможности получения легальной прибыли, в связи с чем правообладатели несут серьезные убытки. Объекты, размещенные в Интернете, могут быть воспроизведены многократно без каких-либо финансовых затрат. В результате увеличения числа пиратских копий спрос на легальную продукцию падает.

Доступ к Интернету, передача информации обеспечиваются с помощью услуг провайдеров (поставщиков интернет-услуг). За рубежом, в частности, в странах Европы, в Великобритании и США, правообладатели все чаще требуют возложения на провайдера ответственности в связи с незаконным использованием, осуществляемым его клиентами. Во-первых, воздействие на деятельность провайдера позволяет пресечь большой объем нарушений и требует меньших затрат, чем предъявление претензий к отдельным нарушителям - пользователям сети. Во-вторых, провайдер обладает значительными финансовыми возможностями для удовлетворения потенциального взыскания.

В соответствии с действующим Законом об авторском праве на нарушителя возможно возложение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, выплаты альтернативной убыткам компенсации, определяемой судом в установленных законом пределах, а также компенсации морального вреда в случае нарушения личных неимущественных или имущественных прав авторов или исполнителей. Часть четвертая ГК РФ также предусматривает возможность возмещения убытков и содержит норму о выплате компенсации за нарушение исключительных прав, определяемой таким же образом, как закреплено в Законе об авторском праве. Компенсация морального вреда применяется только в случае нарушения личных неимущественных прав. Статья 1253 части четвертой ГК РФ содержит новую норму, устанавливающую ответственность за неоднократные или грубые нарушения исключительных прав. В случае совершения названных нарушений деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть прекращена в судебном порядке.
Кроме того, в части четвертой ГК РФ закреплена дополнительная мера защиты, заключающаяся в изъятии по решению суда и уничтожении за счет нарушителя оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав. Как видим, определение подлежащих изъятию вещей достаточно широкое. К тому же если в Законе об авторском праве аналогичная мера называлась конфискацией, т.е. представляла собой меру ответственности, в п. 5 ст. 1252 части четвертой ГК РФ речь идет об изъятии. Со вступлением в силу новой части ГК РФ начнут действовать изменения к ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которыми изъятие оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав, отнесено к самостоятельному основанию прекращения права собственности, отличному от конфискации. Изложенное позволяет сделать вывод, что данная мера рассматривается законодателем в качестве меры защиты, а не в качестве меры ответственности. Каким образом будет толковаться приведенная норма, покажет будущая практика. Возможно, при ее реализации придется учитывать различия мер ответственности и мер защиты. Последние применяются независимо от вины нарушителя. В отличие от мер ответственности меры защиты не связаны с дополнительными неблагоприятными для нарушителя имущественными последствиями.
При возложении ответственности обязательным является установление необходимых для ее применения условий. К условиям гражданско-правовой ответственности относится состав гражданского правонарушения. Выявление его наличия имеет принципиальное значение для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности провайдеров при незаконном использовании произведений или объектов смежных прав в компьютерных сетях. В основном поставщики интернет-услуг лишь создают условия, в которых возможно совершить нарушение. Непосредственные же действия по незаконному использованию охраняемых объектов осуществляют лица, пользующиеся их услугами.