ГКОУ РО « Пролетарская специальная
школа – интернат »
на заседании школьного педагогического совета
Доклад
Тема: « Ч т о з н а ч и т б ы т ь г р а ж д а н и н о м?»
Прежде чем раскрыть тему выступления я постараюсь дать определение
понятия гражданина для дальнейшего формирования его основных качеств
характера в процессе обучения учащихся на уроках чтения и классных часах.
Гражданин - это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, пользуется всеми правами, исполняет все обязанности этого государства. Долг каждого гражданина России - уважать достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей его многонационального государства.
Воспитание гражда нина – важнейшая задача для любой страны. Она актуальна и для России.
Быть гражданином – значит служить своей стране, любить её и делать всё для её процветания. Гражданин – это субъект, частичка общества, страны. Формирование качеств гражданина мною осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассных и классных часах.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности – приоритетной ценности, обретение которой позволит осознать человеческие достоинства.
При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают трудности. К воспитательной системе необходимо подключить ребёнка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения как семьи, так и ребёнка.
У обучающихся, воспитанников за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курева, употребление алкоголя, а по части
употребления ненормативной лексики могут выйти на первое место.
В этом заключается противоречие воспитания: в школе дают знания и умения одного направления, а дома обучающиеся, воспитанники сталкиваются с другими нормами поведения.
Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.
У воспитанников с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитывается сама по себе, как не могут развиться у них нормы и признаки
гражданственности: умение действовать свободно и ответственно.
Чтобы обучающийся, воспитанник стал настоящим патриотом, необходимо, чтобы в нём жил интерес к истории родного края и Отечества, была воспитана чуткость, доброта и милосердие, развита дисциплина, упорство, мужество, привита любовь к Родине.
В коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии
гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.
Так, в старших классах, на уроках литературного чтения, мы с воспитанниками изучаем и анализируем произведения советской и зарубежной литературы.
Проводим глубокий анализ данных произведений различной тематики.
Произведение М.Горького «Песня о Соколе» заставляет воспитанника проникнуться мыслью о величии подвига. Безумство храбрых – это стремление забыть всё простое, будничное, чтобы всего себя отдать подвигу, самопожертвованию. Люди, подобные Соколу на протяжении всей своей жизни стремятся совершать что - то значительное. Они не думают о том, что подвиг может оказаться губительным для них, они готовы к такому исходу событий заранее, но их это не страшит.
В рассказах Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин»,
« Серебряный лебедь» и др. повествуется о личностях высоких моральных
качеств, о героях и событиях Войны 1812 года, которые оставались
верными высокому идеалу, способному на самопожертвование во имя
Перечисленные произведения помогают воспитанникам через соучастие, сочувствие героям книг осознать себя как человека, личность, гражданина.
В стихотворении «Будь человеком» Сергей Михалков обращается
к нашему поколению и призывает:
Живёшь ты в атомный наш век,
И сам не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
Такие стихотворения оказывают положительное воздействие на учащихся. Они трепетно начинают относиться к окружающей их природе, стараются сохранить себя как часть природы.
Чтобы быть достойным гражданином воспитанникам необходимо:
Повышать культуру, улучшать моральный облик;
Знать основные правила вежливости;
Это всё отражено в учебнике по чтению 6-го класса, где напечатана статья «Здравствуйте!» (перевод с польского Д.Гальпериной).
Изучение этой статьи даёт некоторый положительный результат в поведении обучающихся, воспитанников.
Гражданин должен выполнять свой гражданский долг перед Родиной. Гражданский долг воспитанника – хорошо учиться, соблюдать дисциплину, выполнять все режимные моменты в школе - интернате.
О гражданском долге в 7 классе с воспитанниками и обучающимися
проведена беседа, где я являюсь классным руководителем.
Традиционной целью гражданского воспитания является формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме.
Рабочей программой в старших классах предусмотрено изучение регионального компонента, который отражён в программе уроками внеклассного чтения. Они знакомят воспитанников с творчеством писателей родного края (М.Шолоховым, Н.Николаевым, А.Н.Скриповым, В.Н.Дерябиным), которые дают представление о жизни, быте и обычаях жителей нашего региона, сопоставляют изучаемое со знакомой местностью и окружающей действительностью.
Проведены уроки внеклассного чтения на темы :
« Сказки Донских писателей»;
М. Шолохов « Родинка», « Алёшкино сердце », «Жеребёнок» ;
Н.Николаев « Конопушки»(о природе донского края) и т.д.
Целями и задачами уроков внеклассного чтения являются - через произведения приобщать воспитанников к культуре родного края, воспитывать любовь к малой Родине, скреплять дружбу народов, живущих на Дону.
Что значит быть гражданином своей страны
Мне кажется, для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться. Конечно, вы сможете назваться гражданином только по праву рождения, но будет совсем не так, как нужно. Например, если вы захотите принять гражданство другой страны, вам помимо всяческих документов и справок нужно будет еще показать свой интерес к данной стране, свои знания о ее истории, культуре и традициях. Когда мы рождаемся в своей стране, нам дают звание гражданина как будто в кредит, ведь никому не придет в голову спрашивать новорожденного ребенка, когда образовалась Киевская Русь или где произошла Полтавская битва. Но подразумевается, что каждый уважающий страну гражданин знает ее историю и традиции.
Но часто все происходит совсем не так. Сейчас очень мало кто может точно ответить на простейшие вопросы по истории России, мало кто может перечислить известных русских писателей, поэтов, художников, полководцев. Даже в наших императорах многие путаются, забывая, кто за кем шел по страницам истории. Это говорит о том, что современные люди не очень интересуются историей своей страны, скорее всего даже не задумываясь о том, что это говорит о безразличии. Ведь если мы что-то любим и уважаем, если мы заинтересованы в чем, мы стараемся узнать максимум информации, чтобы быть в курсе всего, что происходит.
Например, если вам нравится какая-то голливудская звезда или певец, или футболист, или какой-либо другой известный всему миру человек, вы перероете весь интернет в поисках необходимой информации, узнаете все про его или ее детство, отрочество и юность. Вы постараетесь найти и докопаться до истины становления таланта своего любимца, будете отслеживать его карьеру. На это вам будет не жалко ни сил ни времени, которое у вас всегда найдется на любимое дело. То же самое можно было бы применить к истории России. Если бы кто-то был заинтересован. У нее тоже было детство, отрочество и юность, она переживала трудные и великие времена, во время правления разных императоров происходили совершенно невероятные значимые вещи. Если бы это было кому-то интересно, это значило бы, что своей страной интересуются, уважают ее.
Для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться, нужно быть достойным ее, интересоваться ее прошлым, чтобы прямо смотреть в будущее. Ведь не зря говорят, что тот, кто не знает своего прошлого, не может правильно строить будущее. Иногда очень важно понять, что собой представляет твоя страна. Просто живя в ней в настоящем, вы не сможете до конца осознать ее масштабы. Необходимо заглянуть немного в прошлое.
В статье я хочу поднять вопрос не сколько юридического, сколько философского порядка, а именно о том, что значит быть гражданином? Гражданство определенной страны означает принадлежность этого лица к государству. Но это формальная точка зрения. Я же попробую затронуть глубину проблемы.
Исторические основы
Раньше человек считался подданным. Согласитесь, слово сейчас не совсем правильное, ведь оно отражает какую-то зависимость. Поэтому можно говрить о том, что гражданство также подразумевает культурную, идейную и духовную связь человека с государством, его принадлежность к нему. Что значит быть достойным гражданином? Чтить интересы своей страны, быть патриотом и понимать, что за рубежом ты всегда будешь чувствовать себя чужим. Честно скажу, что не понимаю, как можно иметь несколько гражданств одновременно. Ведь в этом случае невозможно ощущать себя причастным к делам страны. В любом случае одно из государств будет для тебя роднее, ближе.
Это главный вопрос для нас, потому что мы родились и выросли в этой стране. Когда существовал СССР, то никто и подумать не мог о каком-либо другом гражданстве, кроме советского. Не солгу, если скажу, что каждый ощущал на себе то могущество и роль государства в мире. Может быть не задумывался об этом, но на подсознательном уровне это было. Сейчас такого чувства нет. Но тем не менее, Россия юридически является правоприемницей Союза, поэтому частичка величия присутствует и у нас. Что значит быть гражданином для нашей страны - это возможность жить в уникальном государстве, где сплетаются культуры сотни народов, где такие возможности, которых не имеют многие, где каждый день ощущаешь сопричастность с великой историей.
Люди мира
Для некотрых гражданство не играет особой роли. Что значит быть гражданином ддля них? Это жить в той стране, которая полностью обеспечит тебя материально, создаст такие условия жизни, которые будут лучшими по отношению к тому государству, в котором ты родился. Их еще называют людьми мира. Они не задумываются о границах, поменяв за свою жизнь не то что несколько мест жительств, а несколько стран. Такое понимание гражданства тоже возможно. Это воспринимается как независимость от каких-либо политических структур. Человек может вообще не иметь связи со своей Родиной.
Гражданские права
Часто гражданство рассматривается через призму прав, которые оно дает. Это, конечно же, возможность избирать и быть избранным, участвовать в референдумах, других формах волеизъявления граждан. Что значит быть гражданином в таком смысле? Обязательно учавствовать в этих мероприятиях, потому что если этого не делать, то теряется смысл гражданства. Получается, что вы делаете то же, что и иностранцы (не граждане), а это совсем неправильно.
Заключение
Много смыслов можно отыскать в Я попытался раскрыть три из них, но может каждый ощущает себя как-то по-другому и понимает принадлежность к государству в другом смысле. Я же просто даю материал для размышления, чтобы каждый для себя понял, что значит быть гражданином своей страны.
Беседа с учащимися
Тема : Что значит быть гражданином?
Возрастная группа : 12-13 лет
Цель занятия : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»;
формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом;
развитие сотрудничества, при работе в группах;
выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят;
воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;
создание мотивации на свое культурное совершенствование;
расширение кругозора учащихся.
Тип урока : урок-беседа
Оснащение : наглядный и раздаточный материал, музыка
Ход беседы :
Н.А.Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». (на доске слова)
Что значит быть гражданином? «Гражданин – это…» - начиная рассуждать о понятии, мы осознаем, что слово обозначает что-то большое и значимое, что-то величественное и дорогое.
Граждане и неграждане существовали, например, и в древнегреческой демократии и в римской античности. Гражданство обычно связано с такими политическими правами как избирать и быть избранным, занимать определенные посты, быть под защитой государства , а обязанностью гражданина почти везде является военная служба.
Каждый из нас обязан быть Гражданином. Мы должны не только знать законы, в которых прописаны наши права и обязанности, не только пассивно выполнять требования, но и активно отстаивать свои права.
Как вы думаете, что такое «права», что такое «права человека»?
(учащиеся высказываются)
Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. Скажите, пожалуйста
ВЕРНО ЛИ, ЧТО:
1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?
2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?
3.Права должны соблюдать только взрослые?
4.Права - это сама жизнь
5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.
6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.
Самый главный закон – Конституция. Что сказано в нашей Конституции?
Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.
Знакомство с:
Государственные символы РФ.
Когда принят закон о гербе?
Что из себя представляет флаг РФ?
Что означает каждый цвет?
Назовите день флага РФ.
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Но что такое Родина?
Настоящий гражданин должен:
– Знать и соблюдать законы государства.
– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.
– Быть добросовестным во всех делах.
– Охотно выполнять общественные поручения.
– Проявить готовность защищать Родину.
– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.
– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.
– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.
– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.
– Уметь встать на защиту слабых.
– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.
Из всего сказанного мы можем определить настоящего гражданина как высоконравственную и законопослушную личность.
Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.
Что же такое закон?
Закон – это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.
За все поступки нужно нести ответственность.
Итог урока
На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин. А сейчас давайте еще раз вспомним кто же такой гражданин.
Существуют несколько значений понятия "гражданин". Широкий общегуманитарный смысл примерно равен понятию "патриот", а узкий смысл связан с политико-правовым статусом человека.
Что значит "быть гражданином" в юридическом смысле
В узком, юридическом смысле (публичное право) гражданин - это лицо, находящееся в устойчивой политико-правовой связи с государством, выражающейся через взаимные права и обязанности. Поэтому правильнее будет задавать вопрос: "Что значит быть гражданином государства?", а не "Что значит быть гражданином страны?". Поскольку "страна" - это больше географическое понятие, тогда как "государство" - политико-юридическое. Граждане и неграждане существовали, к слову, и в древнегреческой демократии и в римской античности. Гражданство обычно связано с такими политическими правами как избирать и быть избранным, занимать определенные посты, быть под защитой государства, а обязанностью гражданина почти везде является военная служба. Соответственно отвечая на вопрос: "Что значит быть гражданином России?", - мы говорим - это значит иметь определенный юридический статус, подтвержденный документами, а также права и обязанности по отношению к Российской Федерации. Конституция РФ провозглашает следующие принципы для граждан:
- правовое равенство всех граждан в независимости от того, каким образом приобретено гражданство (по рождению, в результате приема гражданства РФ, в результате восстановления в гражданство РФ, по другим основаниям)
- запрет на лишение гражданства
- право на изменение гражданства, наличие двойного гражданства
- защита граждан РФ, находящихся за пределами государства
- единство гражданства на все территории РФ
Гражданин - это также субъект гражданского права, правовой статус которого урегулирован Статьей 2 Гражданского кодекса РФ.
Что значит быть законопослушным гражданином?
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что быть законопослушным гражданином - значит выполнять законы того государства, где вы получили гражданство. Однако, на наш взгляд, нужно учитывать, что помимо буквы существует еще и дух закона. Следовательно, законопослушный гражданин - это тот, кто следует духу закона, связанному с понятием общеморальных ценностей, справедливости, честности и порядочности. По крайне мере, если будучи школьницей, я бы открыла дневник и увидела там задание: "что значит быть гражданином сочинение", то я развивала бы в своей работе именно эту мысль.
И именно с такой трактовкой данного понятия связано второе, более широкое значение достойного поведения гражданина. Гражданин, это, прежде всего, патриот своей страны, который любит ее, готов защищать, переживает за события, происходящие в государстве, с теплотой относится к своим согражданам. Гражданин имеет активную позицию по общественным вопросам, участвует в делах, которые касаются всего общества. Отсюда такие выражения как "гражданская позиция", "гражданское общество". С распространением либеральных ценностей и такой формы государственного правления как республика в истории понятие "гражданин" стало противопоставляться понятию "поданный". Подданство предполагало личную преданность монарху. Хотя сегодня второе понятие и употребляется в монархиях (Япония, Великобритания и т.д.), но обычно является либо синонимом слова "гражданин", либо составляющей ритуалов. Именно такого неравнодушного человека стоит воспринимать как действительно гражданина, а не простого статиста с юридическим документом.
Надеемся, что наш текст поможет вам разобраться в этом понятии или хотя бы даст отправную точку для размышления.