Что значит публично правовая собственность. Что включает в себя публично-правовая форма собственности. Различие в управлении

Нормы владения землёй устанавливают два типа собственников, которые фундаментально различаются по юридическим нормам правоспособности и масштабу полномочий распоряжения землями. Обозначенные собственники установлены ст. 9 Конституции РФ. К ним относятся:

  1. государство;
  2. частные лица.

Мы подготовили для вас актуальный материал : ?

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация. Она опирается на основания статуса правоспособности в отношении того или иного объекта, определяемого посредством территориального зонирования массивов, выступая в разновидностях субъектных прав.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Возникновение и прекращение правоспособности субъекта происходит на основании регулирования правовых норм, в результате которых возникают соответствующие Федеральные законы и иные законодательные документы, отражающие юридические прецеденты:

На основании таковых объекты отчуждаются в ведение иных субъектов, либо – условия владения землями изменяются.

Публичная и федеральная собственность на землю

Правовой статус субъекта

Государство РФ выступает в роли публично-правового образования, когда действует в интересах конкретных групп населения, участвуя в распределении жизненно необходимых ресурсов между гражданами РФ. К таким ресурсам относятся и земельные массивы, которые допускается перевести в частный фонд только с согласия изначального собственника – государства.

Что такое публичная форма собственности земельного участка? Это форма собственности при которой земля принадлежит государству.

В то же время государственная система – механизм управления правовыми основами всех социальных процессов и явлений. Это даёт ему основания выступать в роли федеральной власти, автономно распоряжающейся ресурсом, не допускающим отчуждения в частные руки. К числу таковых относятся земли, которые недопустимо передавать в собственность отдельным гражданам и юридическим лицам по ряду причин. Они находятся в единоличном владении государства РФ, решения по их использованию и сохранности принимаются коллегиально уполномоченными представителями власти.

Различие в управлении

Государственные земли закреплены за региональными властями , которые ведут управление таковыми, являясь продолжением политической и экономической цепочки Верховной власти РФ. Здесь так же происходит соразмерное, установленное законодательством разделение:

  1. на Субъект РФ;
  2. органы местного самообразования.

Региональные субъекты непосредственно взаимодействуют с системой федеральной власти, исполняя решения, принятые в области земельного законодательства (ст. 214 ГК РФ). В их ведении остаются неотчуждаемые массивы и участки земель, выполняющие соответствующие функции в интересах государственной системы.

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципалитеты приобретают право самостоятельного распоряжения вверенными земельными массивами, выступая в роли публичных образований регионального значения (ст. 215 ГК РФ).

Они получают в ответственное распоряжение территории, которые допускают передачи в собственность частным лицам. По преимуществу такое распоряжение осуществляется комиссионно, на публичных слушаниях, которые организовываются в соответствии с установленным административным регламентом.

Так же – муниципалитеты распоряжаются правом аренды и иными полномочиями , имеющими публичный характер, то есть связанный с исполнением интересов населения. Для них устанавливаются нормативы правоспособности, на основании которых допускается принятие решений, связанных с земельным ресурсом региона. Государство передаёт муниципалитетам право распоряжения региональными землями, посредством регулирования юридических процессов местными законодательными нормативами и актами, принимаемыми на административном уровне.

Правоспособность субъекта устанавливается посредством внесённых в ГКН сведений о проведении юридических границ между территориями регионов. А так же – о статусе собственника государственных земель. Теперь вы знаете о праве собственности на землю, формы прав и многие другие нюансы касающиеся данной темы. Мы надеемся что наш материал был полезен вам!

  • Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
  • Юридические факты и их составы
    • Юридические факты – действия
    • Юридические факты - события
    • Юридические составы
  • Понятие и виды сделок
    • Сделка - волевое действие
    • Основание (цель) сделки
    • Сделка как правомерное действие
    • Односторонние, двусторонние и многосторонние сделки
    • Возмездные и безвозмездные сделки
    • Консенсуальные и реальные сделки
    • Каузальные и абстрактные сделки
    • Сделки, совершенные под условием
    • Виды условий в сделках
    • Значение сделок
  • Условия действительности сделок
    • Законность содержания сделки
    • Способность физических и юридических лиц, совершающих сделку, к участию в ней
    • Форма сделки
    • Письменная форма сделок
    • Аналог собственноручной подписи. Электронно-цифровая подпись
    • Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки
    • Государственная регистрация сделок
  • Недействительность сделок
    • Понятие и значение недействительности сделки
    • Основания ничтожности (абсолютной недействительности) сделок
    • Основания оспоримости (относительной недействительности) сделок
  • Правовые последствия признания недействительности сделок
    • Двусторонняя реституция
    • Односторонняя реституция
    • Иные имущественные последствия недействительности сделки
  • Осуществление гражданских прав и исполнение гражданско-правовых обязанностей
  • Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей
    • Понятие осуществления субъективного гражданского права
    • Взаимосвязь осуществления субъективных гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
    • Гарантии осуществления прав и исполнения обязанностей
    • Способы осуществления субъективных гражданских прав
    • Способы исполнения гражданско-правовых обязанностей
  • Принципы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей
    • Принцип законности
    • Принцип разумности и добросовестности
    • Принцип солидарности интересов и делового сотрудничества
  • Пределы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей
    • Понятие пределов осуществления гражданских прав
    • Понятие злоупотребления правом
  • Осуществление прав и исполнение обязанностей через представителя
    • Понятие и субъекты представительства
    • Возникновение и виды представительства
    • Понятие доверенности
    • Форма доверенности
    • Передоверие
    • Прекращение доверенности
    • Последствия прекращения доверенности
  • Право на защиту как субъективное гражданское право
  • Понятие и содержание права на защиту
    • Понятие права на защиту
    • Понятие самозащиты гражданских прав
    • Необходимая оборона как способ самозащиты гражданских прав
    • Действия в условиях крайней необходимости как способ самозащиты гражданских прав
  • Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав
    • Понятие мер оперативного воздействия
    • Основные особенности мер оперативного воздействия
    • Виды мер оперативного воздействия
  • Меры правоохранительного характера, применяемые к правонарушителям государством
    • Меры превентивного (предупредительного) характера
    • Государственно-принудительные меры регулятивного характера
  • Гражданско-правовая ответственность
  • Понятие и виды гражданско-правовой ответственности
    • Понятие юридической ответственности
    • Особенности гражданско-правовой ответственности
    • Понятие и функции гражданско-правовой ответственности
    • Виды гражданско-правовой ответственности
  • Условия гражданско-правовой ответственности
    • Понятие и состав гражданского правонарушения
    • Противоправность как условие гражданско-правовой ответственности
    • Вред (убытки) как условие гражданско-правовой ответственности
    • Причинная связь как условие гражданско-правовой ответственности
    • Вина как условие гражданско-правовой ответственности
  • Применение гражданско-правовой ответственности
    • Ответственность, наступающая независимо от вины правонарушителя (объективная ответственность)
    • Размер гражданско-правовой ответственности
    • Особенности ответственности за нарушение денежных обязательств
    • Изменение размера гражданско-правовой ответственности
    • Объекты имущественной ответственности
  • Сроки в гражданском праве
  • Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве
    • Понятие срока
    • Исчисление сроков
    • Виды сроков
  • Исковая давность
    • Понятие и виды сроков исковой давности
    • Применение исковой давности
    • Исчисление сроков исковой давности
    • Последствия истечения исковой давности
  • Право собственности. Общие положения
  • Собственность и право собственности
    • Вещные права в системе гражданских прав
    • Собственность как экономическая категория
    • Правовые формы экономических отношений собственности
    • "Формы собственности" и право собственности
  • Понятие и содержание права собственности
    • Понятие права собственности
    • Содержание правомочий собственника
    • Определение права собственности
    • Проблема "доверительной" и "расщепленной собственности"
  • Приобретение (возникновение) права собственности
    • Основания и способы приобретения права собственности
    • Первоначальные способы приобретения права собственности
    • Производные способы приобретения права собственности
  • Прекращение права собственности
    • Основания и способы прекращения права собственности
    • Случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных основаниях
    • Случаи безвозмездного принудительного изъятия имущества у собственника
  • Право частной собственности
  • Право частности собственности граждан
    • Объекты права собственности граждан
    • Право собственности граждан на земельные участки
    • Право собственности граждан на жилые помещения
    • Право собственности индивидуальных предпринимателей
  • Право частной собственности юридических лиц
    • Юридические лица как субъекты права собственности
    • Объекты права собственности юридических лиц
    • Право собственности хозяйственных товариществ
    • Право собственности хозяйственных обществ
    • Право собственности производственных и потребительских кооперативов
    • Право собственности некоммерческих организаций
  • Наследование собственности граждан
  • Понятие и основные категории наследственного права
    • Понятие наследственного правопреемства
    • Значение наследственного права
    • Открытие наследства
    • Субъекты наследственного правопреемства
    • Наследственная масса
  • Наследование по завещанию
    • Понятие завещания
    • Содержание завещания
    • Изменение, отмена и исполнение завещания
    • Круг наследников по закону
  • Принятие наследства и отказ от наследства
    • Принятие наследства
    • Ответственность наследника по долгам наследодателя
    • Раздел наследственного имущества
    • Отказ от наследства
  • Право публичной собственности
  • Общие положения о праве государственной и муниципальной (публичной) собственности
    • Виды права собственности и правовой режим имущества
    • Субъекты публичной собственности
    • Объекты публичной собственности
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Значение приватизации публичного имущества
    • Понятие приватизации публичного имущества
    • Приватизация предприятий путем их преобразования в акционерные общества
    • Продажа приватизируемых объектов по конкурсу и на аукционах
    • Иные способы приватизации
    • Приватизационные ценные бумаги
  • Право общей собственности
  • Понятие и виды права общей собственности
    • Понятие и основания возникновения общей собственности
    • Виды права общей собственности
    • Юридическая сущность доли собственника в общей собственности
  • Право общей долевой собственности
    • Понятие права общей долевой собственности
    • Отчуждение доли в общем имуществе
    • Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
  • Право общей совместной собственности
    • Понятие и осуществление права общей совместной собственности
    • Право общей совместной собственности супругов
    • Право общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Ограниченные вещные права
  • Понятие и виды ограниченных вещных прав
    • Понятие ограниченного вещного права
    • Виды ограниченных вещных прав
  • Право хозяйственного ведения и право оперативного управления
    • Особенности ограниченных вещных прав юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника
    • Право хозяйственного ведения
    • Право оперативного управления
    • Право оперативного управления казенного предприятия
    • Право оперативного управления финансируемого собственником учреждения
    • Право учреждения на самостоятельное распоряжение полученными доходами

Субъекты публичной собственности

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности - государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления. Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника.

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы, что не делает их собственниками соответствующего имущества.

Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом.

Владельцами принадлежащих государству акций или долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы. Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы.

Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

Действующее российское законодательство не использует понятия всенародное достояние ("неотъемлемое достояние народов") или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры).

Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как "основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории", что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.

5/5 (2)

Законодательство

Вплоть до распада Советского Союза главенствующей формой собственности была государственная. После распада страны принадлежавшая государству собственность начала растаскиваться. Запущенный процесс приватизации позволил передать объекты государственной собственности, включая земельные участки, в частные руки.

Внимание! В настоящее время земля на территории Российской Федерации может находиться в:

  • государственной собственности федерального или регионального уровня;
  • муниципальной собственности;
  • частной собственности как физических, так и юридических лиц.

Порядок оборота земельных участков, находящихся в публичной собственности, регулируется:

  • Земельным кодексом РФ;
  • Гражданским кодексом РФ.

Порядок возникновения прав собственности определяется в 15-19 статьях Земельного кодекса РФ. Порядок возникновения и регулирования государственной собственности на земельные участки определен в 17 статье Земельного кодекса РФ.

Исходя из положений 218 статьи Гражданского кодекса РФ, основаниями для возникновения права собственности на земельный участок могут быть:

  • результаты проведенной в соответствии с действующим законодательством сделки;
  • в результате оформления права собственности на земельный участок, у которого нет владельца;
  • образование нового земельного участка в результате слияния других земельных участков или в результате выделения этого земельного участка.

Кроме того, земельный участок в соответствии с нормами, закрепленными в статье 18 Земельного кодекса РФ, может быть безвозмездно передан из федеральной собственности в собственность субъекта федерации.

Что такое публичная форма собственности

Стоит подчеркнуть, что понятие «публичная собственность» распространяется не только на земельные участки, но и на иные объекты недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, регионов или муниципалитетов.

В вопросах собственности государство играет роль института, определяющего правовые нормы, и вместе с тем является субъектом права, поскольку владеет собственностью.

Субъектами публичной собственности являются Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципалитеты. Каждому из них свойственна властная функция, благодаря которой создается нормативно-правовая база, регламентирующая процессы управления собственностью.

Любой из вышеперечисленных субъектов может обладать правом собственности на различные объекты недвижимого имущества, включая земельные участки, находящиеся в публичной собственности.

Важно! Исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации публичная собственность может быть государственной как федерального, так и регионального уровня либо муниципальной.

Виды собственности на земельные участки

Нормы действующего законодательства Российской Федерации предусматривают наличие трех видов собственников. Стоит отметить, что эти виды имеют существенные различия по правоспособности и масштабу распорядительных полномочий.

Виды собственников земли определены в 9 статье Конституции РФ:

  • государство;
  • муниципалитеты;
  • частные собственники.

Земельный участок, находящийся в частной собственности, может принадлежать:

  • юридическим лицам;
  • физическим лицам.

Собственники физические лица – это граждане, проживающие на территории населенного пункта, в границах которого находится земельный участок и использующие этот земельный участок по целевому назначению. Сюда же относятся граждане, проживающие на значительном удалении от принадлежащего им земельного участка и передавшие полномочия по управлению этими участками третьим лицам либо сдавшие эти участки в аренду.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Юридическими лицами считаются компании, предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы. К ним же относятся и различные объединения садоводов и дачников.

Государственная собственность разделена на следующие уровни:

  • собственность Российской Федерации;
  • собственность субъектов Федерации;
  • собственность муниципальных образований.

Зонирование земель происходит не столько на основании территориального признака. В собственности Федерации находятся земельные участки, располагающиеся на всей территории в пределах государственной границы Российской Федерации.

Учтите! Земельные участки, принадлежащие субъектам Федерации и муниципальным образованиям, могут образовывать единый ландшафт, находясь в одном географическом пространстве. При этом эти земельные участки осуществляют разные функции.

Выше были даны определения понятиям, формам и видам права собственности на земельные участки. Давайте продолжим разбираться с ними более подробно.

Субъекты и объекты

Независимо от того, являются субъекты собственности частными или государственными, они действуют по единым нормам. Следует подчеркнуть, что хотя государство и обладает определенными преимуществами и полномочиями в сфере распоряжения землей, оно должно соблюдать нормы действующего законодательства Российской Федерации в отношении использования земли.

Ко всем без исключения собственникам земельных участков предъявляются следующие требования:

  • использовать земельный участок по целевому назначению исходя из категории земель, к которым этот участок относится;
  • в процессе использования земельного участка принимать исчерпывающие меры по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия;
  • вести регистрационный учет земель.

К федеральной собственности относятся земные массивы, находящиеся в пределах Российской Федерации, которыми на праве единоличного собственника распоряжается федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Находящиеся в федеральной собственности земельные участки могут участвовать в обороте ли изыматься из оборота. К изъятым из оборота земельным участкам относят участки с особо плодородной почвой, участки, на которых организуются федеральные курорты и санатории, и так далее.

Кроме того, ограничивается оборот следующих земельных участков:

  • мест боевой славы и мест, где произошли важные исторический события федерального уровня;
  • леса и водоемы;
  • земельные участки, используемые для хранения и переработки особо опасных отходов;
  • земельные участки с залежами полезных ископаемых;
  • земельные участки, на которых организованы заповедники;
  • особо охраняемые участки в пределах территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Существуют и иные земли, оборот которых существенно ограничен или запрещен. Решение о присвоении земельному участку соответствующего статуса принимают органы власти федерального или регионального уровней.

В ходе проведения обязательной процедуры постановки на регистрационный учет сведения о том, кто является собственником земельных участков, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Запомните! Субъектом государственной собственности может выступать как Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, так и субъекты Федерации в лице региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление имуществом.

Внутри субъекта государственной собственности происходит дифференциация. Этот процесс опирается на различия статусов правоспособности различных объектов и их территориальную зонированность.

Принято различать следующие разновидности субъектов собственности:

  • федеральный собственник;
  • публичные собственники.

Право собственности федерации или субъекта федерации возникает на основании нормативно-правовых актов, созданных на основании анализа прецедентов:

  • правопорождающих, послуживших основанием для возникновения права собственности;
  • правопрекращающих, послуживших основанием для прекращения права собственности;
  • правоизменяющих, послуживших основанием для изменения прав собственности.

Посмотрите видео. Что такое собственность:

Плюсы и минусы

Государственная собственность обладает как множеством преимуществ, так и определенными недостатками. Давайте более подробно разберем преимущества и недостатки государственной формы собственности.

В качестве главных преимуществ можно выделить:

  • государственное имущество значительно более защищено от посягательств мошенников. Так как объект недвижимого имущества, будь то жилая недвижимость или земельный участок, принадлежит государству, а гражданин использует этот объект на основании договора социального найма или аренды, мошенники не смогут лишить гражданина этих объектов, поскольку для этого потребуется вначале осуществить процесс перевода объекта из государственной собственности в частную, то есть приватизировать его. Процесс приватизации достаточно сложен и находится под усиленным контролем со стороны государства. Это значительно усложняет мошеннические схемы, делая их практически не реализуемыми;
  • не облагается налогом. Поскольку гражданин использует объект недвижимости на основании договора социального найма или аренды, он оплачивает только платежи, предусмотренные договором, а налоги оплачивает собственник этого объекта, то есть государство;
  • в случае невозможности дальнейшего использования объекта он будет заменен. Это особенно актуально для граждан, проживающих на объектах жилой недвижимости на основании договоров социального найма. В случае если в результате пожара, наводнения и тому подобных чрезвычайных ситуаций этот объект жилой недвижимости станет непригодным для проживания, государство обязано предоставить гражданину равноценную замену;
  • возможность улучшить жилищные условия. Гражданин, использующий объект жилой недвижимости на основании договора социального найма, при определенных обстоятельствах имеет право на получение лучшего объекта жилой недвижимости.

Внимание! Помимо вышеперечисленных достоинств, у государственной собственности есть и несколько недостатков:

  • ограничение в возможности распоряжаться. Поскольку собственником объекта недвижимости является государство или муниципалитет, гражданин, использующий этот объект, не сможет заложить, подарить, завещать или продать этот объект недвижимого имущества;
  • договор социального найма или аренды может быть расторгнут. Если гражданин систематически нарушает условия договора, на основании которого ему предоставлен объект недвижимого имущества, то собственник вправе расторгнуть договор без предоставления альтернативного объекта недвижимости.

Государство распоряжается объектами публично-правовой собственности исходя из своих интересов. Эти объекты могут быть переданы в собственность как гражданам, так и юридическим лицам после проведения процедуры приватизации.

Стоит отметить, что приватизация – достаточно сложный процесс. Гражданину потребуется подготовить пакет документации и заплатить определенную государственную пошлину.

Кто принимает решение

Управляют объектами недвижимости, включая земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти или местного самоуправления. В некоторых случаях для принятия решений о дальнейшем использовании находящегося в государственной собственности имущества необходимо провести общественные слушания.

Следует подчеркнуть, что лица, ответственные за злоупотребление правом распоряжаться государственной собственностью, могут быть привлечены к различным видам ответственности вплоть до уголовной. Объекты недвижимого имущества, принадлежащие государству или муниципалитетам, подлежат обязательной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Необходимые документы

Процедуру приватизации можно разделить на два этапа:

  • подготовка, оформление и сбор документации, необходимой для проведения процедуры приватизации в органах государственной власти или местного самоуправления;
  • регистрация перехода права собственности в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Для проведения процедуры приватизации земельного участка потребуется подготовить и собрать следующую документацию:

  • заявление на проведение процедуры приватизации земельного участка;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина, подавшего заявление;
  • предварительный акт согласования места размещения земельного участка;
  • правоустанавливающая документация на земельный участок. Это может быть договор аренды, постановление о передаче земельного участка в безвозмездное пользование и так далее;
  • межевой план земельного участка и акт согласования границ;
  • если гражданин обладает статусом, дающим льготы при получении земельного участка в собственность, потребуется предоставить документальное подтверждение этого статуса;
  • финансовая документация, подтверждающая факт отсутствия долгов по арендной плате.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о приватизации земельного участка:

Важно! Если процесс передачи принадлежащего государству земельного участка будет осуществляться через аукцион, потребуется предоставить:

  • заявку на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов состоявшегося аукциона;
  • финансовую документацию, подтверждающую факт полной оплаты выставленного на аукцион государственного или муниципального земельного участка.

Договор на приватизацию земельного участка оформляется в течение 30 дней с момента подачи заявления о проведении приватизации и пакета необходимой документации. Передача в собственность земельного участка победителю аукциона осуществляется в течение 30 дней с момента подведения итогов аукциона и внесения оплаты.

После того как договор о приватизации или о передаче в собственность по итогам аукциона будет заключен, его необходимо передать в территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии либо в многофункциональный центр по оказанию государственных услуг для проведения процедуры регистрации права собственности.

В случае если оформляемый в частную собственность земельный участок ранее не прошел процедуру постановки на учет, то эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрацией перехода права собственности.

Учтите! Для этого необходимо обратиться в территориальное подразделение Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии или в многофункциональный центр по оказанию государственных услуг и предоставить пакет документации, в который включить:

  • заявление о проведении процедуры регистрации и при необходимости – о постановке на кадастровый учет;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина, подающего заявление;
  • договор, на основании которого гражданин стал собственником земельного участка;
  • если гражданин стал собственником земельного участка по итогам проведения аукциона, потребуется предоставить финансовую документацию, подтверждающую факт внесения оплаты за земельный участок;
  • межевой план и акт согласования границ земельного участка;
  • финансовая документация, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины.

Иногда гражданам приходится обращаться в суды для получения права собственности на земельный участок. В такой ситуации регистрация перехода права собственности будет осуществлена на основании вступившего в законную силу решения суда.

Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии предоставляется 7 дней для проведения процедуры регистрации перехода права собственности. Если документация подавалась через многофункциональный центр по указанию государственных услуг, то этот срок увеличивается еще на 2 дня.

После завершения процедуры регистрации сведения о новом владельце земельного участка будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а собственник для подтверждения права собственности получит выписку из этого реестра.

С момента, когда будет зарегистрирован переход права собственности, земельный участок из государственной переходит в частную собственность, а гражданин становится полноправным владельцем этого участка.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на участие в аукционе:

Передача полномочий

Государство или муниципалитеты вправе передать права на земельные участки как физическим, так и юридическим лицам. При этом передача земельного участка должна быть оформлена соответствующим образом.

Поскольку земля является особо ценным ресурсом, процедура ее передачи из государственной собственности в частную очень сложна. Ведь, помимо грунта, будут переданы и находящиеся под землей полезные ископаемые, а также возведенные на передаваемом земельном участке объекты здания и сооружения.

Запомните! Именно поэтому процедура оборота земельных участков находится под жестким контролем со стороны государства. Если вместе с земельным участком будут передаваться залежи полезных ископаемых, потребуется провести аукцион или иную форму торгов.

Распоряжение землей