Чтобы стать репетитором по английскому языку надо. Как я стала репетитором (личный опыт)

Когда вы задумываетесь о подработке репетитором (или начинаете рассматривать это как основной вид заработка), перед вами встает вопрос – как найти учеников ?!

Как начать работать репетитором: даем объявление

Не советую пользоваться дедовскими методами – клеить объявления или кидать рассылку в почтовые ящики. Даже в наш век новых технологий почти на каждом заборе висит реклама услуг репетитора. Как вы думаете, что приходит на ум потенциальному ученику, который видит такие объявления? Преподаватель не умеет пользоваться интернетом? У него не хватает денег для размещения объявлений на сайте или нет компьютера? Он не ценит труд дворников, которые потом это все срывают?

В интернете есть много бесплатных специализированных сайтов (этот , этот или этот), помогающих разместить рекламу своих услуг (но вам придется заплатить определенную сумму после получения нового ученика), есть форумы жильцов микрорайонов, куда, скорее всего не бесплатно, вы также можете подать свое объявление, чтобы найти учеников.

На сайте зарегистрировались, следующий этап презентация услуг . Кроме стандартного описания своих данных и загрузки подходящего фото вам нужно:

  • обозначить цену на занятия и их формат
  • рассказать, какой язык вы преподаете (общий или для специальных целей) и к каким экзаменам готовите (если готовите)
  • занимаетесь у себя или на выезде, а также занимаетесь ли дистанционно
  • обозначить желаемый возраст учеников, их уровень подготовки и цели обучения
  • рассказать о себе

Как начать работать репетитором: рассказываем о своих услугах

Цена занятий складывается из нескольких параметров:

  • популярность языка, который вы преподаете (преподаватели редких языков вроде корейского или польского имеют полное право просить больше, т.к. их мало кто знает, по сравнению с тем же английским)
  • ваш профессиональный опыт (и иногда образование – если вы закончили престижный ВУЗ, например, МГУ или МГИМО, можно слегка поднять цену)
  • место проведения занятий (если преподаватель выезжает к ученику, цена занятия будет выше)
  • репутация и отзывы . Набрали учеников, подготовили к экзаменам, они их успешно сдали – подвесили на сайт дипломы, опубликовали отзывы – и можно повышать цену на занятия. Хороший репетитор, как правило, стоит дороже.

Исходя из этих факторов, и просмотрев, сколько стоят репетиторы с похожими параметрами в вашем городе, надо определить продолжительность ваших занятий . До 7 лет обычно занимаются по 45 минут, с 7 – 14/15 по 60 минут, с 15 лет для большей эффективности лучше заниматься около 90 минут.

Вы можете преподавать общий язык (например, General English) или язык для специальных целей (Business English, Law English и т.д.). Последний, как правило, стоит дороже.

Дороже и подготовка к экзаменам . Исключением из правила может стать, разве что, ЕГЭ – к нему готовится очень много школьников, причем ученик часто занимается с 2-3 репетиторами по нескольким предметам одновременно, а кошелек родителей не резиновый – вот и оплачивается этот экзамен также, как и остальные занятия. А вот подготовка к международным экзаменам, типа TOEFL или IELTS, стоит больше обычных занятий.

Странной выглядит ситуация, когда репетитор (особенно почти без опыта работы) пишет, что он готовит ко всему – ЕГЭ, международные сертификаты, деловой английский … Складывается впечатление, что он хватается за все, и ничего не знает достаточно глубоко. Репетиторы с опытом работы, как правило, специализируются на чем-то одном – обучение деловому языку, подготовка к ЕГЭ или какому-то международному сертификату, и становятся экспертами в своем деле.

Место занятий. Идеальным мне кажется вариант, когда у репетитора есть свой кабинет, в котором он может создать рабочую атмосферу, где у него все под рукой. Ведь на занятия приходится таскать кучу вещей – книги (иногда их несколько к одному ученику), доп.материалы (слава богу у нас есть планшеты – туда вмещается значительная часть материалов к занятиям), для младших школьников – мяч, наглядные пособия, игрушки и т.д.

Отмечу еще занятия по skype , которые сейчас чрезвычайно популярны. Лично для меня их эффективность крайне сомнительна, хотя такие занятия очень удобны для ученика и учителя – никуда не надо ехать, комфортная обстановка, печеньки и кофе под рукой…

Многие начинающие репетиторы (и со мной такое тоже было) начинают хвататься за все возможные заказы, боясь не найти работы. Не переживайте, это просто дело времени! Если вы ответственно и с любовью относитесь к своему делу, ученики к вам потянутся. Главное – определитесь, с каким возрастом вам комфортнее всего работать. Как правило, легче работать либо со старшими школьниками, либо со взрослыми людьми. Для работы с детьми у вас должна к этому лежать душа, и нужно понимать психо-физиологические особенности разных возрастов, так что это дело вкуса.

Не берите учеников, с которыми вам потом будет некомфортно работать, просто из-за страха никого не найти!

Как начать работать репетитором: рассказываем о себе

Потенциальные ученики уже знают все нужные факты о вас, теперь нужно рассказать о себе . Вы можете посмотреть популярные странички репетиторов и как они себя рекламируют. Я в такой анкете кратко описываю свою методику, какие предъявляю требования к ученикам, и чего им следует ждать на занятиях. Это экономит и мое время, и время ученика – становится понятно, нужен ему такой репетитор или нет. Можно также указать, почему вы выбрали именно эту профессию и чем она вас привлекает. Поверьте, ученик всегда заметит, если вы любите предмет, которому обучаете, а еще лучше будет, если сумеете заразить и его своим энтузиазмом!

Итак, объявление готово, осталось отслеживать новые заказы и отбирать те, которые вам подходят (лучше по всем параметрам), чтобы потом занятия приносили радость и вам, и ученику!

Фундаментом, на котором основывается успех практически в любой профессиональной сфере, является качественное образование.

В настоящее время все большим спросом пользуются услуги репетиторов, ведь хорошо подготовленному ученику будет проще поступить в престижный ВУЗ, а высококвалифицированному студенту – устроиться на хорошую работу.

Некоторые люди, нуждающиеся в услугах репетитора, желают восполнить пробелы в базовых знаниях по тому или иному предмету, а некоторые хотят серьезно углубиться в конкретную сферу.

Вы задумываетесь над тем, как стать репетитором? Важно понимать, что одного желания будет недостаточно. Прибыльный бизнес на дому можно организовать в том случае, если придерживаться конкретного плана действий. Что необходимо для того, чтобы достичь успеха?

Базовые требования

Репетиторство представляет собой сложную и ответственную профессию. Известным стереотипом является убеждение в том, что это занятие – дополнительный вид дохода для школьных и университетских преподавателей. Однако настоящие мастера своего дела не работают ни в школе, ни в ВУЗе.

Основные условия для того, чтобы организовать выгодный бизнес на дому, это хорошее образование и большой опыт. Совсем не лишними для репетитора окажутся знания психологии и педагогики. Не менее важными являются и практические навыки. Чем дольше репетитор занят в конкретной сфере, тем больше опыта он приобретает, а с опытом приходит и профессионализм. Следовательно, со временем можно говорить и о повышении тарифов на оказываемые услуги.

Примите к сведению

Как правило, информации об опыте приходится верить на слово. Для создания делового имиджа желательно просить своих учеников оставлять рекомендательные письма.

В качестве репетитора может попробовать себя любой человек, имеющий высшее образование и намерение передать свои знания другим. Однако сложность состоит в том, что освоить этот вид деятельности под силу не каждому. Для достижения успеха нужно обладать не только знаниями, но и определенными личностными качествами, которые присущи любому хорошему педагогу. Как стать репетитором, услуги которого пользуются неизменным спросом? В достижении успеха помогут следующие качества:

  1. Ответственность позволит серьезно подходить к планированию уроков и поддержанию дисциплины на занятиях.
  2. Заинтересованность в преподаваемой дисциплине. Хорошего репетитора отличает постоянное стремление к совершенствованию своих знаний и к улучшению методики обучения.
  3. Способность доступно излагать материал. Даже если человек сам очень хорошо разбирается в том или ином вопросе, он не всегда в состоянии объяснить это другому. Опытный репетитор справляется с данной задачей легко.
  4. Пунктуальность позволит вовремя начинать и заканчивать занятия. А время, как известно, это деньги.
  5. Умение налаживать контакт с обучаемым. Основой в построении хороших отношений с клиентами является личное обаяние. Немаловажную роль играет и компетентность в преподаваемом предмете.
  6. Лояльность к ошибкам ученика и терпеливость.

Если вышеперечисленные качества свойственны и вам, можете больше не ломать голову над тем, как стать репетитором. Пора действовать! Для начала попробуйте себя в занятиях с детьми знакомых. Это поможет набраться опыта.

Поиск учеников

В настоящее время неоценимую помощь начинающим репетиторам могут оказать ресурсы, на которых специалисты размещают свои анкеты с целью найти работу. Среди представляемой информации – город проживания, место проведения занятий (репетитор на дому или выездной специалист), расценки на услуги, предпочтительное время проведения занятий, образование, опыт работы.

Если желания размещать свое резюме на подобных сайтах нет, можно по старинке расклеивать объявления на остановках, возле школ и университетов, бросать листовки в почтовые ящики, заявить о себе в газетах. Большой успех может принести создание собственного сайта. В настоящее время все большую популярность приобретают занятия по "Скайпу".

Необходимо ли получать лицензию?

Репетиторство – это одна из форм индивидуальной педагогической деятельности, лицензировать которую не требуется. Диплом является источником подтверждения соответствующей квалификации.

Поскольку репетиторство представляет собой предпринимательскую деятельность, для легализации бизнеса необходимо оформить свидетельство ИП. После проведения всех необходимых процедур вам выдаются документы. С этого момента вы становитесь полноправным налогоплательщиком.

Опасаться разделения своих доходов с государством не стоит – это естественный процесс в деятельности любого официально зарегистрированного предпринимателя. Решение стать ИП повлечет за собой увеличение прибыли, поскольку все меньшее количество людей обращается к нелегально работающим специалистам.

Если вы еще только составляете бизнес-план, репетиторство можно вынести за рамки занятий на дому. При наличии предпринимательской жилки открывайте обучающий центр. В этом случае требуется получить лицензию.

Стоимость репетитора

Вопрос о формировании тарифов на предоставляемые услуги волнует многих. В стремлении привлечь как можно больше клиентов некоторые начинающие репетиторы устанавливают минимальные цены. Однако этот путь ошибочный.

Так у вас не будет достаточной мотивации к выполнению работы на высшем уровне, кроме того, потенциальные ученики могут начать сомневаться в качестве вашего образования и услуг. Помните, что хорошо выполненная работа должна оплачиваться соответствующим образом. Если у вас нет опыта, установите тарифы чуть ниже средних, но не опускайте планку очень низко.

К сожалению, универсальных методов расчета оплаты не существует. Следующие факторы влияют на то, сколько будет зарабатывать репетитор на дому:

  • опыт работы;
  • образование по профилю;
  • город проживания;
  • место проведения занятий;
  • частота уроков;
  • предоставляемые гарантии;
  • уникальность преподаваемой дисциплины.

«Неудобные» вопросы

Если ученик забыл оплатить вам урок, не стесняйтесь напомнить о гонораре. Вы оказываете определенную услугу, поэтому разговоры о деньгах не должны быть чем-то зазорным. Поинтересуйтесь, как клиенту удобнее платить за занятия: за каждое в отдельности или за пять, к примеру. Естественно, для самого репетитора предпочтительным является первый вариант.

Как достичь успеха?

Для реализации намеченного важно постоянно и продуктивно трудиться над собой. Как стать репетитором, если вы нетерпеливы по отношению к ученикам и не изучаете новые методики преподавания? Придется в корне менять отношение к делу, иначе ничего хорошего не выйдет.

Основополагающим является желание обогатить клиента новыми знаниями. Важно быть не только мудрым наставником, но и хорошим другом ученика. Принимайтесь за работу с мыслью о том, что безнадежных случаев не бывает. Все мы обучаемы, хотя иногда этот процесс проходит нелегко.

1. Определитесь с одной-единственной сферой и станьте высококлассным специалистом именно в ней. После достижения несомненного успеха осваивайте новую область знаний, если есть желание, конечно.

2. Применяйте индивидуальный подход к каждому клиенту.

3. Очень ответственно относитесь к первому занятию с конкретным учеником. Постарайтесь дать оценку уровню его знаний, установите определенные цели и интенсивность нагрузки.

4. Сделайте предмет интересным для клиента. Если просто заставлять человека изучать что-либо, необходимого эффекта от занятий не будет.

5. Позволяйте ученику свободно высказывать собственное мнение. Если оно не совпадает с вашим, вступайте в конструктивную полемику.

6. Добивайтесь уважения ученика. Если это по каким-то причинам невозможно, отказывайтесь от проведения занятий с ним. Никогда не сомневайтесь в том, что репетитор, на дому оказывающий услуги высокого уровня, всегда будет иметь клиентов.

Заключение

Репетиторство – удачное воплощение идеи работы на дому. Никогда не забывайте о том, что для построения успешной карьеры преподавателя важна безупречная репутация. Один отрицательный отзыв о вашей работе стоит трех положительных, а то и больше.

Вышеприведенные советы помогут вам грамотно организовать собственное дело. Не бойтесь трудностей, на начальном этапе без них невозможно. Старательность и заинтересованность в том, чем вы занимаетесь, обеспечат вам хороший уровень дохода и солидную репутацию.

Это опытный педагог, репетитор 2 иностранных языков (английского и испанского), девушка, которая прошла путь от ученика к учителю, одна из лучших моих студентов. Мне импонирует тщательный, всегда продуманный подход Ирочки к любому задуманному делу. Ведь профессионал во всем стремится к успеху. Ира расскажет, как стать репетитором английского языка и когда начинать учить английский язык.

Ирочка, сколько лет ты занимаешься репетиторством? С чего все начиналось?

— Репетитором я работаю 10 лет. Мой первый ученик – 10-летний мальчик, которому я помогала выполнять домашнее задание по английскому языку. На первом курсе обучения в педагогическом университете этот опыт стал для меня очень полезным. Я стремительно завоевала авторитет своего ученика, он с удовольствием я знакомилась с его школьной программой.

На тот момент я еще не прошла курс методики преподавания иностранного языка и из-за этого – пыталась за одно занятие преподнести своему ученику слишком большой объём материала. Это не фатальная ошибка, но важно понимать, что всё же который чётко может найти золотую середину в обучении с учётом возраста, уровня знаний и способностей ученика касательно поставленных целей и желаемого результата.

— Какие сложности были в начале твоего преподавательского пути?

— Основная сложность – это волнение, ведь когда делаешь что-то впервые, то тебе кажется, что возможно ты делаешь что-то не так. Я всегда отдаю себе отчёт в том, что работа репетитора – это огромная ответственность, ведь очень важно уметь заинтересовать ученика, мотивировать его к изучению порой такого трудного и непонятного языка, а не напугать его большим количеством времен, неправильных глаголов, и т.д. Поэтому сложности очень скоро остались позади – только рациональный подход к каждому занятию.

Ирочка, как ты поддерживаешь высокий уровень языка, как работаешь над собой?

— Да, изучение языка – это постоянная работа над собой. Я всегда стараюсь максимально использовать все возможности, которые дают мне новые знания и практика языка. Очень много дает само репетиторство, ведь занимаясь с учениками по разным программам, ты и сам черпаешь для себя много нового. Чтобы научить кого-то, ты не просто должен хорошо владеть языком, но и иметь фундаментальную теоретическую базу по методике преподавания. Если вы задумываетесь о том, как стать репетитором английского языка, важно развивать себя в этом направлении, чтобы уроки были интересными и проходили максимально эффективно и динамично.

Регулярно смотрю новости, интересные программы научного содержания, документальные и художественные фильмы на английском, . Часто посещаю образовательные сайты с интерактивными уроками, новыми подходами в обучении языку, делаю устные и письменные переводы, затрагивающие разнообразные сферы жизни. С радостью пользуюсь возможностью ведения переписки с носителями языка. Это всегда стимулирует.

Кто твои настоящие ученики? Какого возраста?

— Сейчас мои ученики – это дети, которые учатся в 9, 10 и 11 классах. Интересные личности, которые пытаются определиться по какому пути им идти после окончания школы. Одну вещь они знают наверняка – никогда не станет лишним для них, какую профессию они бы не выбрали.

За 10 лет репетиторской деятельности я работала с учениками разных возрастов — от 5 до 50. Я уверена – начинать учить язык никогда не поздно и никогда не рано. Я ценю каждого своего ученика — все они успешные, все они проделывают большой труд, чтобы стать лучше. А успех каждого из них очевиден – они открывают для себя новый мир, в котором им уютно.

— Как ты мотивируешь студентов?

— Лучшая мотивация – это понимание того, что образование делает тебя грамотнее и интереснее. Личная мотивация у каждого студента индивидуальная – кому-то английский нужен для путешествий, кто-то хочет поменять место жительства, для кого-то важно знать язык для того, чтобы быть активным и образованным человеком и комфортно себя чувствовать в современном обществе.

— Почему некоторые люди учат язык годами и не могут выучить?

— Думаю, что здесь всё очень индивидуально. Действительно, есть люди, для которых изучение языка – это титаническое усилие над собой. Способность быстро и легко усваивать иностранный язык – это большой дар, который дан далеко не каждому. Основными причинами в сложностях изучения языка являются нерегулярность, отсутствие грамотного систематического подхода, а еще лень и поиск оправданий почему я не могу что-то понять или сделать. Поэтому чтобы , запасайтесь терпением и активируйте силу воли;-). Результат не заставит себя долго ждать. Также рекомендую попробовать изучение английского по Skype в онлайн школе — такого обучения значительно перевешивают недостатки.

— Как стать хорошим репетитором английского языка?

— Для того чтобы стать хорошим репетитором, нужно научиться понимать своих учеников. Хороший репетитор – это в первую очередь верный друг, который не только будет радоваться успехам своих учеников, но и лояльно относиться к их слабостям. Помимо необходимых профессиональных качеств, репетитор должен быть добрым и заботливым человеком, который ценит каждого своего ученика и всегда поймет, подаст ему руку помощи.

Возможно, есть и другие ответы на вопрос «Как стать репетитором английского языка?», но я считаю, что работа педагога – это великий дар, благословенный Богом. Быть хорошим репетитором означает любить свою профессию и делать всё возможное для того, чтобы быть лучшим в своем деле.

Вконтакте

Многие из нас способны чему-то научить других людей. Желание передавать знания обычно побуждает людей становиться преподавателями и работать в школах или вузах. Но можно пойти и другим путём. Например, стать частным педагогом - репетитором.

Репетитор - человек достаточно вольный, у него нет надзирателей в виде, скажем, завуча или проректора. Однако в такой, казалось бы, вольной и творческой работе, как репетиторство, есть всяческие нюансы, которые следует учитывать и к которым необходимо готовиться, решаясь обучать кого-то на дому.

Если вы решили стать репетитором, прежде всего нужно разместить объявление.

Позаботьтесь об абсолютной грамотности текста, даже если вы собираетесь обучать гончарному мастерству, а вовсе даже не русскому языку.

Укажите район - таким образом вы отсеете заведомо неподходящих клиентов. Желательно писать свое имя полностью, а не просто «Ляля» или «Аня». Добавьте фамилию, и уровень доверия потенциальных клиентов возрастёт. Желательно также приложить и собственное фото, а не картинку вспотевшего от усердия школьника.

Теперь разберёмся, к чему нужно быть готовым, когда берёшься помогать кому-то изучать науку, пусть даже эта наука - математика в начальных классах. Расскажу на примере обучения школьников.

  1. Сразу объясняйте родителям учеников, что вы не волшебник и не сможете моментально превратить троечника в отличника. А может, и за год на четвёрку не наскребёте, потому что многое, но далеко не всё зависит от педагога. Это нужно изложить чётко, чтобы потом не было претензий. Бывают такие люди, которые искренне полагают: раз они заплатили деньги, значит, купили знания и в школе.
  2. Далеко не все ученики будут вам нравиться, но вы обязаны нравиться им , иначе они просто разбегутся. Поэтому вам - вольному скульптору детского ума - придётся попотеть, чтобы найти подход к каждому из них, не проявляя негативных эмоций. Безусловно, делать внушение ребёнку, если он не выполняет домашнее задание или опаздывает, нужно, главное - не переусердствовать. Не унижайте учеников, будьте доброжелательны, шутите, и они ответят тем же.
  3. Всегда держите обратную связь с родителями. Даже если, на ваш взгляд, обучение протекает гладко, есть прогресс, родители могут быть другого мнения. К тому же неизвестно, что дитя рассказывает про вас дома. Звоните, общайтесь, делитесь соображениями, хвалите или журите ребёнка (однако недовольство выражайте очень тактично). В общем, пусть родители вас видят или слышат. Они должны знать, что их деньги уходят не в немую пустоту.
  4. Усердно готовьтесь к занятиям, составляйте план. Не нужно рассчитывать на импровизацию и собственный педагогический талант. В каждом деле важна дисциплина и последовательность. В , пожалуй, особенно. Не переживайте, что вы можете чего-то не знать, не понять вопроса. Скажите ученику, что уточните этот момент. Разумеется, не забудьте после разобраться в вопросе.
  5. Если ученик ведёт себя из рук вон плохо - ноет, не выполняет заданий, каждые две минуты смотрит на часы, огрызается и прочее - прощайтесь с ним. Не нужно изводить себя. В итоге вы можете сорваться на ребёнка, а вам потом прилетит от родителей. Зачем портить имидж? Вежливо объясните родителям, что ребёнок, возможно, пока не готов к индивидуальным занятиям.
  6. Школьники, особенно младшего возраста, физически не могут высидеть час занятий , да ещё и тет-а-тет с преподавателем. Если ребёнок, в целом ответственный и сообразительный, под конец начинает зевать и тормозить - сократите время урока. Обязательно сообщите об этом родителям, они, скорее всего, не будут против. Соответственно, оплата уменьшится, но для нас ведь главное - результат, а , не так ли?
  7. Если после урока ученик забыл заплатить - не стесняйтесь ему напомнить. Не думайте, что он принесёт в следующий раз. Вдруг не принесёт? Мало ли: забыл, потерял, потратил на орешки. А дома об этом могут и не узнать.
  8. Приготовьтесь к тому, что расписание ваших занятий будет постоянно меняться, вам придётся подстраиваться под учеников. Мало того, воспитанники будут опаздывать или вообще пропускать занятия, зачастую без предупреждения. Желательно напоминать о занятии накануне вечером звонком или сообщением.

В репетиторстве, как и в любой другой работе, важна ответственность, усердие и нацеленность на хороший результат. Но, прежде всего, учитель - это творческая профессия, порой опустошающая даже значительный резерв духовных и физических сил.

Уважайте свой труд и труд ваших учеников. И помните: учить кого-то порой сложнее, чем учиться.

Есть ли у вас опыт работы репетитором? Поделитесь им в комментариях.

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты - тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других - ошибки могут дорого стоить. Данная статья - это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.


1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий - троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним - с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.


2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.


3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.


4. Единый подход к разным ученикам

Если вы - начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.


5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики - настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.


6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.


Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;- вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.