Дидактическая игра. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду

«Социально – Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991 коммуникативное Буре Р.С. Социально-нравственное...»

Реализуемые образовательные программы МБДОУ № 17 «Огонек»

Социально – Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991

коммуникативное Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011г.

развитие Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.:

Перечень программ и Мозаика-Синтез, 2007-2010.

технологий Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М.:

Перечень пособий Мозаика-Синтез, 2008-2010, Гу6анова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. -М,: МозаикаСинтез, 2009-2010.

Гу6анова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет.Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. -М: ВАКО, 2007.

Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры-занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов.-М.: Издательство Гном и Д, 2001.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально- нравственное воспитание детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006 Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2004, 2009.



Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры с правилами в детском саду. – М.: Сфера, 2000.

Махнева Е. Играем в театр. – Новосибирск, 2008.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.

Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная Пресса, 2000.

Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1года до 3 лет средствами кукольного театра. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений. 1997г.

Стеркина С.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.

Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.: ООО ДетствоПресс, 2012.

Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. – М.:, 2010 Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. – М.:, 2010

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Образовательная область «Безопасность». –М.:

Мозаика-Синтез, 2012.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн.

для воспитателей детского сада.– М.:

Просвещение, 2001.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н.. Кондрыкинская Л.А. и др. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. и ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А.

Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.

Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. – М.:, 2006.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. - М.: Мозаика –Синтез, 2010.

Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Черемашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград., 2008.

Познавательное Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных развитие учреждений. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, Перечень программ и 2006-2010.

технологий Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. М.: «Мозаика-Синтез», 2000;

Перечень пособий Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. М.: «Мозаика-Синтез», 2000;

Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М.: «Мозаика-Синтез», 2000;

Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа М.: «Мозаика-Синтез», 2000

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М.:

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.:

ЦГЛ, 2004 Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005.

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера,2011.

Дыбина О. Б. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера,2011.

Дыбина О. Б. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2011 Дыбина О. Б.Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера,2011 Дыбина О. Б.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Для работы с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е.Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа.– М.: Скрипторий 2007.

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е.Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа.– М.: Скрипторий 2008.

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е.Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

Подготовительная группа.– М.: Скрипторий 2008.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.; Мозаика-Синтез, 2007.

Теплюк С.Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программма и методические рекомендациии. – М.: Мозаика Синтез, 2008.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.-М.: ТЦ Сфера. 2005.

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2004.

Николаева С.Н. Программа «Юный эколог»: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: МозаикаСинтез 2005.

Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду.

Методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2005г.

Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.-М.: Новая школа, 1995.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.;

Мозаика-Синтез, 2002.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012.

Речевое развитие 2.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002 Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2003 Перечень программ и Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

технологий Ельцова О.М. Подготовка дошкольников к обучению грамоте. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007.

Перечень пособий Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика –Синтез, 2008.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Доронова Т. Н. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2004.

Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада/ Сост.В.В. Гербова и др.М.: Издательство Оникс, 2008.

Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет Пособие для воспитателей детского сада/ Сост.В.В. Гербова и др.-М.:

Издательство Оникс, 2008.

Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада/ Сост.В.В. Гербова и др.М.: Издательство Оникс, 2008 Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн.1/авт.сост. С.Д. Томилова – М.: Астрель: АСТ, 2011.

Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн.2/авт.сост. С.Д. Томилова – М.: Астрель: АСТ, 2011.

Художественно – Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.:

эстетическое Мозаика-Синтез, 2006.

развитие Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

Перечень программ и Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2003.

технологий Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: просвещение, 2008.

Перечень пособий Жукова О. Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез,2008 Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: Сфера, 2008.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985.

Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста.1-3 года. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: Сфера, 2006.

Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: Гном, 2007.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. -М.:

Мозаика-Синтез, 2007.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. - М.:

Мозаика-Синтез, 2008.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. - М.; Мозаика-Синтез, 2007.

Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада: М.: Просвещение, 1981.

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера,2010.

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.-М: Мозаика-синтез, 2008.

«Красота. Радость. Творчество». Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М., 2002.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.) Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. «Музыкальные занятия в детском саду». Москва, 1984 г Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации с детьми 2-7 лет. М., 2005.

Зацепина М.Б., Т. В. Антонова. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей/ Под ред Т.С. Комаровой.-М: Мозаика-Синтез, 2005.

Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. Методическое пособие. ТЦ Сфера.2007.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. «Музыкальные занятия в детском саду». Москва, 1984 г О.П. Радынова. Сказка в музыке. «Гном и Д», 2000.

О.П. Радынова. Сказка в музыке. «Гном и Д», 2000.

О.П. Радынова. Музыка о животных и птицах. «Гном и Д».2000.

О.П. Радынова. Музыкальные щедевры: Настроения, чувства в музыке.- М.: ТЦ Сфера, 2009. (1) О.П. Радынова. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш. - М.: ТЦ Сфера, 2009. (2) О.П. Радынова. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах.- М.: ТЦ Сфера, 2009. (3) О.П. Радынова. Музыкальные шедевры: Природа и музыка.- М.: ТЦ Сфера, 2009. (4) Картушина М.Б. Логоритмические занятия в детском саду. «ТЦ Сфера», 2003.

Г.А.Волкова Логоритмическое воспитание детей с дислалией. Сайма, 1993.

Праздники и развлечения в детском саду./ Под ред. Э.В. Соболевой. Просвещение, 1982.

Праздники в детском саду. Сост. С.И. Бекина. Просвещение, 1990.

К.А.Самолдина, Е.П. Маркова. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. Новосибирск, НИПКиПРО, 2007. Приложение: фонохрестоматия (альбом №1, 2), репродукции (Портреты. Природа. Сказка.

Физическое развитие 1.Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Перечень программ и 2.Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

технологий 4.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.В. Развивающая педагогика оздоровления /дошкольный возраст/. ПрограммноПеречень пособий методическое пособие. Москва. Линка-пресс. 2000.

5.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Москва.

Просвещение. 1985.

Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение, 1983 Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. Конспекты занятий.-М.: МозаикаСинтез, 2009 Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.

ПензулаеваЛ.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Москва. Просвещение, 1988.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1979.

Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В.Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000.

Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной игровой среды.). Методические рекомендации.

Москва. Линка-пресс. 2007.

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 Физкульт-привет минуткам и паузам / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева. – М.: Детство-Пресс, 2006.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении /И. М. Воротилкина. М.: НЦ ЭНАС, 2006.

Педагогическая технология: Развивающая педагогика оздоровления.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое сообщество России, 2006.

Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Программно-методическое обеспечение.

1. Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

1.1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание, ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание

Методическая литература

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей, - М.: Просвещение, 1991.

2. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.

3. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.

4. Белая К.Ю. Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание: Учебно-методическое пособие. – М.: Элти-Кудиц, 2001.

5. Буре Р., Островская Л. Воспитатель и дети, - М.:, 1979.

6. Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная пресса, 2003.

7. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Москве. – М.: Ижица, 2004.

8. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

9. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

10. Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М.: 1997.

11. Короткова Н., Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1997, № 6, с.9.

12. Михайлова З. Игровые задачи для дошкольников. – СПб, 1996.

13. Николаева С. Игра и экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. 1994, № 12, с 37.

14. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании. – М., 1996.

15. Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995.

16. Новоселова С.Л., Ревуцкая К.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для ДОУ. – М.:, 1997.

17. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение развивающей среды в ДОУ. – М.: Новая школа, 1993.

18. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.

19. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.

20. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред.Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

21. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей (методические рекомендации). – Н.Новгород, 1992.

22. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей (методические рекомендации). – Н.Новгород, 1992.

23. Лещинская-Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения (учебно-методическое пособие). – Н.Новгород, 1999.

24. Лещинская-Гурова О.В. Игра и психологическое здоровье дошкольника (учебно-методическое пособие). – Н.Новгород, 2002.

25. Михайленко Н.Л. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду (пособие для воспитателей). – М.: 2000.

26.Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

27. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Старшая группа.- Москва, 2008.

28. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. мы живем в России. Подготовительная группа.- Москва, 2008.

1.2.Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Программно-методическое обеспечение

Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010);

1..Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.

2. Буре Р.С. Я сам! // Дошкольная педагогика. – 2001, № 4.

3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

4. Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. – М., 1980.

5. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб., 2002.

6. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. – М., 2001.

7. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.

8. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., 1987.

9. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

10. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников: Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников I-III курсов фак. дошк. воспитания пединститутов. – М.: Просвещение, 1986.

11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: Пособие для воспитателей детсада и родителей. – М.: Просвещение, 1997.

13. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

14. Иванова Т.В. Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни. Старшая группа. Разработки занятий. - Волгоград: Корифей, 2008.

15. Иванова Т.В. Ребенок и окружающий мир: явления общественной жизни. Подготовительная группа. Разработки занятий. - Волгоград: Корифей, 2010.

16. Стульник Т.Д., Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

1.3. Формирование основ безопасности

Программно-методическое обеспечение

Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010).

Парциальная программа:

1. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – М.: Просвещение, 2007.

2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Методическая литература

1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов /Сост.Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 1992.

3. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред.Л.М.Маневцевой, П.Г.Саморуковой. – 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Акцидент, 1998.

4. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Максимчук Л.В. Что должны знать дети о пожарной безопасности.- М.: Центр педагогического образования, 2008.

6. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД.- С.-П.: Детство-пресс, 2010.

7. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - С.- П.: Детство-пресс, 2009.

8. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников.- Москва, 2009.

2. Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».

2.1. Развитие познавательно- исследовательской деятельности.
2. Приобщение к социокультурным ценностям.

Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с миром природы.

Программно-методическое обеспечение

Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010).

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Игры и упражнения по развитию познавательных процессов. – Ярославль: Академия развития, Академия К, 2000.

4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред.А.А.Столярова. – М., 1988.

5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.

6. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994. – с. 192 – (Серия «Готовимся к школе»).

7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.

8. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. – М.: Сфера, 2001.

9. Чего на свете не бывает?: Занимат.игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.

10.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Академия, 2000.

11. Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школьному обучению. – М.: Просвещение, 1998.

12. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой. – М., 1977.

13. Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддъякова. – М.: Педагогика, 1972.

14. Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. – Н.Новгород, 1995.

Популярные тесты на определение готовности ребенка к школьному обучению, сборники развивающих игр (для педагогов и родителей).

1. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: Росмэн, 2000. (Серия «Школа для дошколят»).

2. Дети, в школу собирайтесь: Кн. для родителей и воспитателей детского сада \ О.М. Дьяченко, Н.Ф.Астаськова, А.И.Булычева и др. – м.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

3. Кряжева Н.Л. Готов ли ребенок к школе? – Ярославль: Академия развития, Академия К., 1999 (Серия «Психологи – детям, психологи – о детях»).

4. Методика подготовки детей к школе / Авт.-сост.Н.Г.Кувашова, Е.В.Нестерова. – Волгоград: Учитель, 1999.

5. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей. – М.: АСТ, Премьера, Аквариум, 2000.

6. Подготовка к школе: речь, письмо, математика / Сост. Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева. – СПб.: Дельта, 1999.

7. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль: Академия развития, Академия и К, 1999.

8. Тесты для детей, Сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева. – СПБ.: Дельта.

9. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх школьников: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / - М.: Просвещение, 1992.

10. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М.Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2002.

11. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М.Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2002.

12. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – М.: Сфера, 2001.

13. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова, - М., 2003.

14. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников). / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Акцидент, 1998.

15. Мир, в котором я живу: Учебно-методическое пособие для студентов лингвистических и педагогических университетов, педколледжей, педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. – Н.Новгород: НГЛУ, 1998..

16. Миронов В.А. Двенадцать месяцев года / В.А.Миронов. – М.: Сов.Россия, 1991.

17. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы / Л.П.Молодова. – 2-е изд. – Минск: Асар, 2001.

18. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1995.

19. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).

20. Ревягина Т.А. Введение шестилетнего ребенка в знаковую систему: Учебное пособие / Т.А.Ревягина, Л.В.Филиппова, Ю.А.Лебедев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Гуманитарно-художественный институт, 2001 (Серия «Библиотека дошкольника»).

21. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей / Т.А.Шишкина. – М.: Прометей, Книголюб, 2002 (Развивающие сказки для детей).

22. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А.Шорыгина. – М.: Гном м д, 2000.
3. Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

3.1. Развитие речи

Программно-методическое обеспечение

Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010).

1. Гербова В.В. развитие речи в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Бородич А.М. Методичка развития речи детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

3. Затулина Г..Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи.- М.: Педагогическое общество России, 2007 (по возрастным группам).

4. Максаков А.И. развитие правильной речи ребенка в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Кыласова Л.Е. Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста.- Волгоград: Учитель, 2007.

6. Ушакова О.С. Придумай слово (речевые игры и упражнения для дошкольников).- Москва: ТЦ Сфера, 2002.

7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: 2004.

8. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет.-Москва: ТЦ Сфера, 2005.

Подготовка к освоению грамоты

1. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978.

3. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М., 1991.

4. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой, - М., 1963.

5. Светлова И. Домашний логопед.- Москва: ЭКСМО,2004.

6. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика.- Санкт-Петербург: КАРО,2004.

7. Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.

8. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками.- Москва: Мозаика-Синтез,2004.

9. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика- Синтез, 2009.
3.2. Приобщение к художественной литературе

Программно-методическое обеспечение

Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010)

1.Гурович Л.М. Ребенок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. – СПб.: Акцидент, 1996.

2. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. – М.: Школьная пресса, 2000.

3. Пименов В.А. Театр на ладошках / В.А.Пименов. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 1998.

4. Тренинг по сказкотерапии / под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой – СПб.: Речь, 2002.

5. В.В. Гербова Приобщение к художественной литературе.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Литература о природе (для домашнего чтения)

1. Бианки В. Лесная газета. Лесные были и небылицы (сб. рассказов).

2. Блок А. Ворона. Зайчик. Снег да снег…

3. Есенин С. Песнь о собаке. Корова. Поет зима – аукает. и т.д.

4. Мамин-Сибиряк Д. Серая Шейка. Емеля охотник.

5. Михалков С. Веселый турнет.

6. Некрасов Н. Соловьи. Дедушка Мазай и зайцы (отрывок).

7. Пришвин М. Золотой луг (сб. рассказов).

8. Сладков Н. Птенцы-хитрецы (сб. рассказов). Сорочьи тараторки (сб. рассказов).

9. Токманова И. Лене грустно. Я лежу больной. Разговоры. Деревья (сб. стихов).

10. Толстой Л. Птичка. Лев и собачка. и др.

11. Ушинский К. Гадюка. Четыре желания. Бодливая корова. и др.

12. Чарушин Е. Что за зверь. Про Томку. Никита и его друзья (сб. рассказов).
4. Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

4.1. Приобщение к искусству. Изобразительная деятельность. Конструктивно-модельная деятельность.

Программно-методическое обеспечение

Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010).

1. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1995.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: 2007.

4. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 (Здоровьесберегающая педагогика).

5. Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. – М.: Совершенство, 1999.

6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк.учреждений. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Соломенникова О.А. Радость творчества. - Москва: Мозаика - Синтез, 2005.

8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика - Синтез, 2006.

9. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

10.. Бабушкина Т.М Аппликация. - Волгоград: Корифей, 2010.

Практический материал по развитию художественного творчества детей.

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

2. Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 (Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям).

3. Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск: Скарына, 1992.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.

5. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игр. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

6. Носова Т. Дымковская игрушка. – М.:Мозаика-Синтез, 2000 (Серия «Город мастеров». Знакомство с промыслами и ремеслами).

7. Носова Т. Узоры Полхов-Майдана. - М.: Мозаика-Синтез, 2000 (Серия «Город мастеров». Знакомство с промыслами и ремеслами).

8. Орлова Л. Хохломская роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 (Серия «Искусство - детям»).

9. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2001.

10. Н.Г. Пищекова Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: «Скрипторий, 2003», 2010.

11. Т.Н. Яковлева Пластилиновая живопись.- М.: ТЦ «Сфера», 2010.

12. Г.Н. Давыдова Детский дизайн-2. Поделки из бросового материала. - Москва, 2009.

13.Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. -Москва, 2008.

14.Г.Н. Давыдова Поделки из бросового материала. - Москва, 2008.

15. Г.Н. Давыдова Бумагопластика. Цветочные мотивы. - Москва, 2007.

16.Л.В. Куцакова Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - М.: Мозаика- Синтез, 2008.

17.Г.Н. Давыдова Детский дизайн. Поделки из бросового материала.- Москва, 2008.

18. И.В.Новикова Поделки из ниток и пряжи в детском саду.- Ярославль: Академия развития, 2011.
4.2. Музыкальная деятельность

Программно-методическое обеспечение

Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010).

Методическая литература по музыкальному развитию детей

1. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М., 1990.

4. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение; Владос, 1994.

5. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2004.

6. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005.

7. Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду. Сценарии о природе. - Москва: Айрис Пресс, 2003.

8. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста, - Москва: Айрис Пресс, 2004.

9. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

10. Зарецкая Н.В. Праздники и развлечения в ДОУ. - Москва: Айрис Пресс, 2007.

11 Иванова Е.Ю. 100 игр, сценариев и праздников. - ФГУИППВ, 2004.

12. Замыцкая Л.С., Крашенинникова Н.Б. Обучение дошкольников выразительному пению. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.

13. Шейн В.А., Гамма. Сценарии музыкально-развивающих игр по обучению детей 3-6 лет музыкальной грамоте.- М.: ГНОМ и Д, 2002.

14. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы.- Ярославль: Академия развития,2006.
5. Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

5.1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

1. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина, - М.: Просвещение, 2001.

2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Технологии и пособия по проблеме «Здоровье»

3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра. – СПб.: Акцидент, 1997.

5. Насонкина С.А. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1996.

6. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. – М.: Олма-Пресс, 2000.

7. Уроки здоровья. Учебник-тетрадь для 1, 2, 3 классов / под ред.С.М. Чечельницкой. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

8. Кочеткова Л.В. Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М.: МДО, 1999.

9. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2002.

10. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пресс, 2000.

Перечень пособий

1. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, М.Д.Маханева – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

2. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада / К.Ю. Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Прсвещение, 2005.

3. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Минобразования Республики Татарстан / Л.А.Артемьева, Ю.Д.Мисянин и др. – Казань, 1995.

4. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Народная асвета, 1996.

5.Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.

6. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей детсада и родителей / К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2005.

7. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.

9. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.

10. Гаврилова Н.Н., Микляева Н.В. Педагогические ситуации как средство активизации здоровьесберегающей среды. - М.: АРКТИ, 2011.

11. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009.
5.2. Физическая культура

Программно-методическое обеспечение

Комплексная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010).


  1. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». - М.: Вако, 2005.

  2. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». - М.: Просвещение, 1986.

  3. Щербак А.К. «Тематические и физические занятия и праздники в дошкольном учреждении». - М.: Владос, 2001.

  4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду». - М.:«Просвещение», 1986.

  5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников.-М.: «ВАКО», 2006.

  6. Сивачева Л.Н. «Физкультура это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием»,- СПб.: Детство-пресс 2001.

  7. Луконина Н., Чадова Л. «Физкультурные праздники в детском саду». - М.: Айрис-пресс, 2003.

  8. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  9. Галицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрепторий, 2004.

  10. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. – М.: Владос, 2004.

  11. Глазырина Л.Д. Физическая культура в подготовительной группе детского сада. – М.: Владос, 2005.

  12. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада. – М.: Владос, 2005.

  13. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2003.

  14. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

  15. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2002.

  16. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл».

  17. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

  18. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

  19. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Просвещение, 2003.

  20. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

  21. Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр для детей от 2 до 7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

  22. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

Бондаренко А.К. - игры с предметами (игрушками, природным материалом); - настольные печатные игры; - словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).


Игры с предметами дают возможность решать такие задачи как: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции и логические действия (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, умозаключения), совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.


Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).


Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Детям 5-7 лет -игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом. Развитие координации движений предплечья, кисти и пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитывается сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.


Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы, игры типа «гусек».


Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Условно словесные игры делят на 4 группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», «Где был Петя?». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше знает небылиц».


Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Да и нет не говорите, черный с белым не берите».


Дидактические игры детей на развитие зрительного восприятия В первой младшей группе воспитание интереса к дидактической игре основано на практическом осуществлении действия. Дети учатся сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме и величине, соотносить их друг с другом, прокатывать цветные шарики, мячи через ворота соответствующего цвета: большой- через большие, маленький - через маленькие;


Дети собирают пирамидку из колец одного размера, чередуя в определенной последовательности два-три цвета, башенку из уменьшающихся или увеличивающихся по размеру одноцветных или разноцветных элементов, чередуя два-три цвета. Упрочиваются умения действовать с предметами- орудиями, простейшими мозаиками. Дети учатся соотносить форму предмета с формой на карточке, подбирать и складывать разрезные (из двух частей) парные картинки


Во второй младшей группе в играх закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине (большие и маленькие шарики двух-трех цветов); собирать башенку из уменьшающихся по размеру элементов, чередуя их в определенной последовательности по цвету. Малыши учатся складывать картинку из четырех, затем из шести частей ("Наша посуда", "Игрушки" и др.)




В старшей группе способ сравнения предметов усложняется: дети должны уметь замечать незначительные различия между предметами и объединять их по общим существенным признакам, ориентироваться в изменении расположения предметов, устанавливать причинно- следственные связи




Игры на развитие внимания (зрительного, слухового, тактильного и т.п.) формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности Основные свойства внимания (устойчивость, переключение и распределение) формируются в дошкольном возрасте.


Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 - 1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами.


В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.


Музыкально-дидактические игры Музыкально-дидактические игры способствуют развитию звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, диатонического слуха, развивают детское творчество, обогащают детей новыми впечатлениями, развивают самостоятельность. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.


Виды м-д игры В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально- дидактические игры делят на три вида: Спокойное музицирование Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий Игры, построенные по типу хороводных


Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуковысотные отношения. Поэтому музыкально-дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков


Одновременно с проведением музыкально- дидактических игровых упражнений вводят музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений В старшей и подготовительной группах детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях в игре


Дети подготовительной группы могут организовывать со сверстниками без помощи взрослого музыкально-дидактические игры первого и третьего вида (музицирование, хороводные), составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети подготовительной группы учатся сами и обучают других - производят обучающие и самообучающие действия в их самых разнообразных вариантах игр.


Знакомство детей с музыкальными инструментами Ознакомление детей с музыкальными инструментами и обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропивают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию. Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте Первые музыкальные впечатления преподносятся в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда..


Игры-занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в разных режимных моментах и видах деятельности. Во второй младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.


Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым, предметным и цифровым обозначениям, по слуху (музыкальная лесенка). В старшей и подготовительной к школе группах, после того как металлофон освоен, дети обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно- язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. По мере того как дети научатся играть на металлофонах, их можно учить пользоваться цитрами, играть на аккордеоне, более способных - на духовом инструменте.


Виды музыкальных инструментов Н. А. Ветлугина: в зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды: Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д.; они необходимы для создания игровой ситуации.


Звучащие: 1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники. 2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, свирели, дудки, рожки. 3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер. 4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.


Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом делятся на струнные, духовые и ударные. Струнные цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы). Духовые флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.


Клавишно-язычковые баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу. Ударно-клавишные игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу. Ударные бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

А.К. Бондаренко изучает возможности дидактической игры как средства всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Она продолжает исследование проблеме дидактической игры, сама создает игры для детей. Итогом работы была книга "Дидактические игры в детском саду". (1985 г.)

А.П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью на своем оп

ыте постигает "что такое хорошо, что такое плохо".

Главной любовью и главной целью педагога Богуславской была детская игра. Она как педагог, понимал, что никакие занятия и никакие технические средства не заменяет ребенку игры; что наиболее полноценно познавательное и эмоциональное развитие дошкольника может происходить в дидактической игре.

Вся ее жизнь и вся ее деятельность был направлена на то, чтобы сохранить игру для детей, обогатить ее, расширить ее возможности. Она разрабатывала большое число дидактических игр и игрушек, развивающих разные стороны личности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка и является ведущей деятельностью. Она обеспечивает их всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения игры должны занимать значительное место.

В дидактической игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимает игра.

Развитие нового содержания дошкольного обучения стимулируют и определяют создание новых обучающих игр, с помощью которых это обучение реализуется. Игра позволяет облечь сильное содержание обучения в такие формы репрезентации, которые делают процессе обучения эффективным и доступным. Для успешного обучения и воспитания детей необходимо во время проведения дидактических игр пробудить их интерес, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей. Внимание детей приковано к игре, к выполнению игровых задач, они преодолевают трудности, переносят имеющиеся знания в новую для них обстановку, учатся оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание детей, вызывать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Большое влияние на развитие игр оказывают знания. Общие знания позволяют ребенку самостоятельно находить наиболее эффективные способы и средства решения игровой задачи. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактические игры позволяют давать задания, посильное каждому ребенку с учетом его умственных и психолого-физических возможностей и максимальной развивать способности каждого ребенка. В дидактических играх, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Дидактическая игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, то есть расширяя сферу игры, ребенок расширяет и открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные и глубокие понятия. Структура дидактической игры, ее задачи, правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития правильно отношения к окружающему миру. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметами окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях, профессиях. С помощью дидактических игр приучаем детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различные условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах или явлениях окружающего мира; сравнивать; группировать; классифицировать предметы по определенным признакам; делать правильные выводы, обобщения. Дидактическая игра создает интерес к решению умственных задач, способствует развитию произвольного внимания, очень важного фактора успешного обучения. В игровой деятельности с дидактической задачей формируется определенный уровень произвольности поведения, который в дальнейшем служит основой для становления учебной деятельности. Способность регулировать поведение в соответствии с предъявленными требованиями может быть сформирована на основе произвольных процессов при выполнении правил в дидактических играх. В процессе дидактической игры у детей происходит речевое развитие, содержание которых определяется детским опытом, а обогащение его происходит в результате специально-организованного обучения.

Таким образом дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.

Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета

В исследованиях участвовало 2 группы (50 детей) старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе КГКП ясли-сад №16 "Звездочка" г. Караганда. Эксперимент включал в себя:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Формирующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент (контрольный срез).

Дети были условно разделены их контрольную и экспериментальную группы.

В констатирующем эксперименте ставились следующие задачи:

1. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета.

2. Изучить постановку работы по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

В констатирующем эксперименте, работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Детям предлагались следующие задания:

1. Узнать и назвать геометрические фигуры.

2. Объяснить значение слова "эталон".

3. Знание дидактических игр с геометрическими фигурами.

Полученные в констатирующем эксперименте данные отражены в таблице 1.

Таблица 1

Констатирующий эксперимент показал, что к началу обучения уровень развития был примерно одинаковым. Дети знают и называют такие фигуры как круг, квадрат, треугольник. Это - % детей, а большинство детей на низком уровне усвоили знания о прямоугольнике, о многоугольнике, овале. Это - % детей. Дети достаточно слабо владеют знаниями о кубе, шаре, цилиндре, призме. Это - % детей. Не все дети усвоили понятие "эталон" и его значение. Это - % детей. Также не в значительной мере знают дидактические игры с геометрическими фигурами. Это - % детей.