Форма государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти. Территориально-государственное устройство Формами государственно территориального устройства являются

Форма государственного (территориального) устройства

Форма государственного устройства характеризует административно-территориальное и национально-этническое устройство государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими единую территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти и, кроме того, между национальными и этническими общностями, данное государство населяющими. Таким образом, в рамках формы государственного устройства следует выделять: административно-территориальное и национально-этническое устройство.

По форме административно-территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарные государства (Великобритания, Япония, Финляндия) - это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Унитарное государство является наиболее простой и в то же время наиболее распространенной формой государственного устройства.

Признаки унитарного государства:

  • властные полномочия сосредоточены у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства;
  • единая система государственных органов;
  • единая система законодательства;
  • порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями (единицы областного, высшего звена); единицы районного звена (среднего) именуются районами, округами, уездами; муниципальные округа и сельские административно-территориальные единицы (низшее звено) нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т. д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города.

Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления и главы местных администраций выбираются жителями соответствующей территории (Великобритания, Япония, Испания, Италия и др.). В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами «центральной» государственной власти (Нидерланды, Индонезия, Таиланд и др.).

Наряду с административно-территориальными единицами унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т. д.).

В зависимости от наличия или отсутствия таких образований унитарные государства могут быть подразделены на простые и сложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Колумбия и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Франция, Дания, Китай и др.)

Слово «автономия» (от древнегреч, «свой закон», означает самостоятельность, самоуправление) в современных условиях предполагает учет национальных, культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве. Такие особенности могут быть учтены путем выделения особых территорий, которым предоставляется специфический режим по управлению вопросами местного значения, т. е. создается территориальная автономия. Чаще всего при этом учитывается этнический признак, поэтому в отечественной литературе такая автономия получила название национально-территориальной.

В зависимости от компетенции территориальных автономных образований их можно подразделить на две группы: политическую и административную. Политическая автономия имеет право издавать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы местного значения, административная такими правами не обладает.

В юридической науке существует множество различных определений федерации. Данная форма понимается как «единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач»; как такая «форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль»; как такое «устройство политической системы государства, где суверенная воля народа находит свое воплощение в конституционном или договорном создании единого государства, где гармонически сочетаются интересы всего федерального государства, его субъектов и граждан этого государства».

По мнению авторов учебника, федеративное государство - это сложное государство, представляющее собой неразрывный союз обособленных политико-территориальных образований (субъектов), наделенных определенным объемом государственной власти. Федерации (США, Российская Федерация, Мексика) являются более сложными и менее распространенными (по сравнению с унитарными государствами) формами государственного устройства.

К числу наиболее существенных признаков федеративного государства следует отнести следующие:

  • территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований - субъектов;
  • государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);
  • система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий;
  • интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в России - Совет Федерации Федерального Собрания РФ), формируемая из представителей субъектов;
  • в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства - законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

По способу образования субъектов различаются национальные, политико-территориальные и смешанные федерации.

В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период - Бельгия).

Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ).

В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной Российской Федерации республики являются национальными субъектами, а области - политико-территориальными).

Структура различных федераций неодинакова. В зависимости от правового положения субъектов все федерации подразделяются на симметричные и асимметричные.

В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладания политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т. д.). Такие федерации принято называть симметричными (СССР).

Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей.

Наряду с федерациями к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию. Однако более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств.

В частности, к признакам, позволяющим относить конфедерацию к единому государству, относятся:

  • наличие общих для всей конфедерации функций, реализуемых как во внутренней так и во внешней сфере;
  • наличие единого правового поля; единого таможенного пространства;
  • наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства;
  • наличие единой денежной единицы;
  • наличие единого языка межгосударственного общения;
  • наличие единых вооруженных сил под общим командованием.

В свою очередь, к признакам конфедерации, характерным для союза суверенных государств, следует отнести:

  • сохранение национальной валюты; национального гражданства; государственного языка; территориальной обособленности;
  • правовые акты, принятые конфедеративными органами, приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации только в случае их ратификации (одобрения) национальными парламентами;
  • субъекты конфедерации обладают правом нулификации - правом признания утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне конфедерации;
  • субъекты конфедерации обладают правом сецессии - правом на односторонний выход из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано только на основании соответствующего договора.

Именно большая степень (по сравнению с федерацией) самостоятельности субъектов обусловливает нестабильный характер конфедеративной формы государственного устройства. Возникнув для достижения определенных целей (как правило, военного или экономического плана), конфедерации после разрешения общей задачи чаще всего трансформируются в более стабильные формы (унитарную, федеративную) - США или распадаются на суверенные государства - Австро-Венгрия.

Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789 г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г. и др.

Сравнивая конфедерацию с федерацией, еще, в начале XX в. Б.Ф. Кистяковский отмечал, что, во-первых, конфедерация основана «на международных обязательствах соединенных государств, вытекающих из договора», а федерация - «на объединенном праве, установленном путем всеобщего соглашения и закона или обычая». Во-вторых, что государства, входящие в состав конфедерации, сохраняют суверенитет, в то время как члены федерации теряют суверенитет и подчиняются суверенной власти «сложного целого, которое они образуют». В-третьих, что федерация есть государство, «юридическое лицо публичного права», тогда как конфедерация - субъект права «лишь международной жизни, но не обладает публичными правами власти». И, в-чет- вертых, что за членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет. Члены федерации «не могут актом своей односторонней воли прекратить свою связь с целым. Отделение их рассматривается юридически, как акт бунта или мятежа против федеральной власти и может повлечь за собой для них репрессии помимо тех, которыми сопровождается война».

Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзами самостоятельных государств (антигитлеровская коалиция периода Второй мировой войны, антииракская коалиция в период войны в Ираке в 2002 г.).

В отличие от форм административно-территориального устройства, характеризующих структуру государственной территории, а также порядок формирования и взаимодействия административных и политико-территориальных образований, посредством формы национально-этнического устройства характеризуется социальная структура государства. Вплоть до последнего времени в подобном ракурсе данный вопрос не поднимался и не рассматривался, несмотря на его очевидную значимость как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Представляется, что все государства (как федеральные, так и унитарные) по форме национально-этнического устройства могут быть разделены на моноэтничные и полиэтничные.

В моноэтничных государствах (США, ФРГ) на официальном уровне закрепляется принцип этнического единства. При этом в основу подобного единства может быть положено либо определение титульной нации (ФРГ), предполагающее приобретение наряду с гражданством соответствующего национального статуса (любой гражданин ФРГ считается представителем немецкого народа); либо культурное единство (США). При этом и в том и в другом случаях не допускается создание административно-территориальных автономий сформированных по национальному признаку.

В полиэтничных государствах (Россия, Испания, Украина и т. п.) допускается выделение и территориальное обособление социальных групп, сформированных по национальному признаку (национальные субъекты в Российской Федерации, национальные автономии в Испании и Украине).

Империя как особая форма государственно-территориального устройства характеризуется следующими основными чертами.

Во-первых , империя есть государство во всех смыслах этого слова, имеющее много общего с другими формами государства. Она обладает всеми его элементами и признаками. В своем внешнем аспекте империя имеет свою территорию, над которой осуществляет суверенитет, что дает возможность отграничить сферу ее властвования от сферы власти других государств и противостоять им. Соответственно, над ней не существует и не может стоять иное охватывающее ее более высокое политическое целое. Во внутреннем отношении она обладает собственной верховной властью, государственным аппаратом, правовой системой, казной, сложной территориальной структурой.

Во-вторых, в отличие от других государств, которые являются формой существования отдельных наций и народов или родственных по происхождению и крови этнических групп, империя часто выступает как государственно-территориальная форма локальной цивилизации, представляющей собой исторический организм или исторически культурный тип, то есть такую общность наций и народов, которая занимает определенный географический ареал, «часть света», имеет общую историю, традиции, организацию быта, менталитет, социально-нравственные ценности и установки, образ жизни и, тем самым, принадлежит к единой исторически сложившейся культуре и в ней существует.

В-третьих, империя - это всегда государство с большой территорией. Пространственная величина - неотъемлемый элемент идеи и практической организации империи. Естественно, что это пространство оказывается весьма многообразным по своим этническим, религиозным, хозяйственным и тому подобным характеристикам, в силу чего основной целью и назначением империи является упорядочение и приведение к единству этого пестрого и хаотичного многообразия, сохраняя при этом определенное своеобразие и самобытность составляющих ее частей.

В-четвертых, само территориальное пространство империи является неодинаковым, неоднородным как по своим этнокультурным и социально-экономическим свойствам, так и по политико-правовым качествам и статусным характеристикам входящих в него территориальных частей. Империя не просто большое по своим пространственным параметрам государство, а такое, территория которого включает в себя разностатусные региональные образования, находящиеся в разной степени политической, административной и правовой зависимости от имперской верховной власти с сохранением в некоторых случаях их политической автономии и даже собственной государственности.

Основополагающей чертой территориальной организации империи, отличающей ее от всех других видов государственности, является своеобразное сочетание унитаризма, федерализма, конфедерализма, самоуправления и децентрализации. Здесь также используется форма протектората, где имперскому центру принадлежит военное руководство и представительство в международных делах. Имеются также союзнические территории и зависимые от империи полусуверенные государственные образования с собственными правительственными органами.

В-пятых, суверенный центр империи, воплощенный в имперских политических институтах, территориально и этносоциально образует автономную единицу со своим особым статусом, обладающую гегемонией или доминирующую в ней при реализации имперской власти и управления.

Эффективное имперское руководство возможно только при более или менее добровольном соучастии в осуществлении власти и управления региональных элит, что предполагает их регулярную кооптацию в центральную элиту. Одновременно последняя образует собственные «плацдармы» в периферийных нациях внутри их традиционных элит. Таким образом, имперская аристократия формируется из представителей всех наций и народностей, входящих в империю, что существенным образом влияет на устойчивость имперских государств, дает им огромные социальные ресурсы для сопротивления политическим катаклизмам и регенерации при территориальных и демографических потерях.

В-шестых, империя всегда есть государство, имеющее свою систему базовых ценностей (идеологию). И эта главная, доминирующая черта во многом определяет остальные особенности и характерные признаки имперской государственной организации.

Империя становится возможной и существует до тех пор, пока подавляющее большинство ее граждан обладают определенным мировоззренческим единством, общей духовностью, что, в конечном итоге, и позволяет достичь политической интеграции разнородных во многих отношениях территорий. Именно отсюда проистекает многообразие и разнообразие статусов различных периферийных частей империи, существенная децентрализация в управлении, а также особые формы и методы осуществления имперской верховной власти.

В-седьмых, это особенности имперского суверенитета, находящие свое проявление в способах организации и легитимации верховной власти, а также распределении суверенных правомочий между верховной властью и периферийными образованиями.

Характерной чертой имперского суверенитета является то, что он практически всегда формируется и реализуется в рамках культурно доминирующей национальной духовной и политико-правовой традиции, чьи основополагающие мировоззренческие установки воспринимаются практически всеми нациями и народами, вошедшими в империю.

Таким образом, империя представляет собой такую территориальную организацию государства, которая сочетает в себе различные принципы государственного устройства (автономию, федерализм, конфедерализм) при стойкой тенденции к централизации власти.

По форме территориального государственного устройства современные государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерации).

Первой исторической формой простого государства принято считать античные полисы - города с близлежащей округой, которые представляли собой целостные государственные образования, не имевшие даже административно-территориального деления.

Современной формой простого государства является унитарное (лат. unus - один) государство, которое отличается полной централизацией государственной власти, политическим единством и неделимостью. Это означает, что оно включает в себя лишь административно-территориальные (иногда национально-территориальные) образования, которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни особого судоустройства, ни собственного аппарата принуждения и подчиняются центральной власти во всех вопросах проводимой ею политики (Болгария, Греция, Польша, Финляндия, Франция).

Унитарные государства бывают простыми (симметричными) и сложными (асимметричными). Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц, имеющих одинаковый юридический статус (Алжир, Колумбия, Польша). Сложное унитарное государство имеет в своем составе одно или несколько автономных образований, которые обладают некоторыми правами, отличными от других административно-территориальных единиц (Великобритания, Дания, Китай).

Возможна также классификация унитарных государств на централизованные и относительно децентрализованные, в которых развита система местного самоуправления.

В теории государства выделяют подчас так называемое региональное государство, которое рассматривают как переходное от унитарного государства к федерации. В настоящее время такая форма существует в четырех странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и ЮАР. Вся территория регионального государства разделена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и собственную администрацию.

Современной формой сложного территориального устройства является федерация (лат. fedus - союз) - союзное государство, включающее в себя несколько государственных образований - субъектов (членов) федерации. В федерации наряду с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, представляющими все государство, существуют органы законодательства и управления в субъектах федерации (землях, штатах, кантонах, округах, республиках и т. д.), которые обладают правом принятия собственных конституций. Предметы ведения федерации и ее субъектов разграничиваются союзной конституцией. Государственные образования внутри федерации обладают юридически определенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Субъекты федерации могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды и т. д. В федерации параллельно существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц.

Вместе с тем субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом. В частности, они лишены права на односторонний выход из федерации, не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международного права является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил и т. д. В случае нарушения субъектом федеральной конституции центральная власть получает право на применение принудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации. Принцип построения федерации: целое определяет части (Австралия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Пакистан, Россия, США, ФРГ, Эфиопия и др.; всего в мире существуют 24 федерации).

Следует иметь в виду, что распределение полномочий между федерацией и ее субъектами зависит от многих обстоятельств. Если федерация возникает через объединение суверенных унитарных государств, то она может строиться как договорная федерация, с сохранением максимально возможного объема прав за каждым субъектом федерации и закреплением этого в двустороннем договоре с федеральным центром (США). Если же унитарное государство преобразуется в федерацию, то вполне возможно образование конституционной федерации, в которой права субъектов федерации «даруются» федеральным центром путем принятия конституционных актов (ФРГ). В целом же федеративное государственное устройство соответствует республиканскому духу и развивает идею разделения властей, характерную для правового государства.

Как правило, федерации строятся по территориальному принципу. Территориальная федерация включает в себя субъекты, образованные на основе административно-территориального деления (США). Возможно также построение федерации по национальному принципу или смешанному - национально-территориальному, что, в частности, имело место в некоторых социалистических странах, в которых федеративное устройство использовалось для решения национального вопроса. Национальная федерация включает в себя субъекты, образованные на основе национального признака, с учетом этнического состава населения субъектов.

По правовому статусу субъектов выделяют также симметричные и асимметричные федерации. В последних имеет место неравенство прав и обязанностей у разных субъектов федерации.

От федерации следует отличать конфедерацию. Конфедерация не является формой государственного устройства, так как является не государством, а договорным союзом нескольких самостоятельных государств, как правило, территориально примыкающих друг к другу, создаваемых в целях организации совместной обороны и проведения общей внешней политики. На территории конфедерации не действует единая государственная власть. Конфедерация создается суверенными государствами, которые сохраняют свой суверенитет на всем протяжении существования конфедерации. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Они имеют все признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфедерации, имеют силу на территории образующих ее государств только при их согласии на это. Каждое государство - член конфедерации - обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории, а также правом свободного выхода из состава конфедерации (сецессия). Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов, направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое.

Историческими конфедерациями являлись: Рейнская конфедерация (1254-1350), Ганзейская лига (1367-1669), Швейцарская конфедерация (1291-1798,1815-1848), Нидерланды (1579-1795), США (1781-1787), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии - Объединенная Арабская Республика (1958-1961), конфедерация Гамбии и Сенегала - Сенегамбия (80-е годы XX в.). В настоящее время некоторые авторы относят к конфедерации Европейский Союз (ЕС) и таможенные союзы (например, Бенилюкс).

  • Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 191-192.

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства - отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства - имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

В широком смысле слова автономия (греч. autos - сам и nomos - закон) в конституционном праве означает предоставление какой-либо части (частям) государства самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев под автономией понимают особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава и традиций компактно проживающего в них населения (Северная Ирландия в Великобритании и др.).

Автономные образования могут существовать и в унитарных, и в федеративных государствах. В мире существуют различные виды автономий. Основными являются территориальная и культурно-национальная (персональная) автономии.

Территориальная автономия создается по национальному признаку (этнотерриториальная автономия) или с учетом особенностей быта, традиций, культуры населения конкретной территории в месте компактного проживания этнических или иных групп. В зависимости от объема полномочий выделяют политическую и административную автономии. В политических автономиях действует местный орган исполнительной власти; создается местный парламент, который принимает законы, не противоречащие законодательству государства. Законы обычно могут издаваться только по вопросам местного значения. В ряде случаев автономии имеют собственную конституцию (Крым в Украине) или собственное гражданство (Аландские острова в Финляндии). В некоторых странах политические автономии обладают рядом полномочий в международных отношениях (Гренландия в Дании и др.). Административная автономия встречается реже. В таких образованиях местный представительный орган не наделен правом издавать законы, а лишь издает нормативные акты в пределах своей компетенции. От территориальных единиц, не имеющих статуса автономии, их отличает предоставление широких прав по использованию национального языка (обучение в школах, создание средств массовой информации и пр.) и учет особенностей культурных и иных традиций населения.

Культурно-национальная автономия - предоставление особых прав национальным меньшинствам, проживающим не компактно, а разрозненно, для развития и сохранения национальной культуры, традиций, языка. Для реализации этих целей автономии создают свои организации и выборные органы; они могут иметь представителя в органах государственной власти.

В настоящее время в мире растет количество автономий (например, в 2000 г. административной автономией стал Уэльс в Великобритании).

РЕГИОНАЛИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Форма государственного устройства – это национальногосударственная и административно-территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

Форма государственного устройства может быть простой или сложной. Простое государственное устройство – унитарное государство – отличается полным политическим единством. Сложным государственным устройством является федерация.

В табл. 2.2 показаны основные различия между унитарным и федеративным государством.

Таблица 2.2

Федерация и унитарное государство

Федерация

Унитарное государство

Союзное, децентрализованное государство, состоящее из государственных образований, в котором разграничивается компетенция между федеральными органами власти и органами власти его частей (субъектов)

Единое государство

Признаки федерации

Признаки унитарного государства

  • – территория состоит из территорий субъектов;
  • – высший представительный орган имеет двухпалатную структуру;
  • – два уровня власти: федеральная власть и власть субъектов федерации;
  • – субъекты имеют свои конституции, свои высшие органы государственной власти;
  • – субъекты не имеют права выхода из состава федерации;
  • – принцип верховенства федеральной конституции и федерального законодательства
  • – административно-территориальные единицы не имеют признаков государственности;
  • – единая конституция;
  • – единая система высших органов власти;
  • – единое гражданство;
  • – единая налоговая

и финансовая системы;

– местные органы подчиняются центральной власти

Современные унитарные государства отнюдь нс являются одинаковыми. В силу исторических, социально-экономических, национальных и других особенностей развития эти государства приобрели, наряду с общими, и особые черты.

Если территория унитарного государства делится только на административно-территориальные единицы – это простое унитарное государство. Унитарное государство может быть сложным, если наряду с административно-территориальным делением включает в себя автономные образования.

Автономия в широком смысле означает предоставление любой части государства или всем однопорядковым частям (например, всем областям в Италии) какой-либо формы самостоятельности, внутреннего самоуправления.

По степени зависимости местных органов от центральных, унитарные государства могут быть:

  • централизованными (местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники);
  • децентрализованными (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью);
  • смешанными (сочетают в себе черты централизованного и децентрализованного государств).

Как и унитарные государства, федерации также могут быть различными. Разные виды федеративных государств показаны в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Виды федеративных государств

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции. Исключением был бывший СССР, в конституции которого такое право было предоставлено. Однако это право было декларативным, механизм его осуществления в конституции нс устанавливался, а закон СССР (1989 г.) о порядке выхода союзных республик из состава СССР по существу свел это право на нет.

Действительно, отношения между субъектами федерации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. Поэтому одностороннее волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом. Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа нрава наций на самоопределение.

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение нрав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации на самоопределение над правами человека всегда следует задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выход из федерации, образование самостоятельного государства.

К специфическим формам государственного устройства следует также отнести формы межгосударственных объединений , прежде всего, конфедерацию, а также содружество, сообщество и ассоциация.

Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Конфедерация – государственный союз суверенных государств. Основные характеристики конфедерации показаны в табл. 2.4.

Классический пример конфедеративного союза – США с 1781 по 1787 г. С 1815 по 1848 г. конфедерацию образовывали швейцарские кантоны (официальное название этого государства – Швейцарская конфедерация – не отражает его федеративного устройства). С 1958 по 1961 г. существовала Объединенная Арабская Республика – конфедерация Египта и Сирии, а в 1980-е гг. – конфедерация Гамбии и Сенегала.

Еще более "размытыми" являются такие формы государственного устройства, как содружества, сообщества, ассоциации.

Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Таблица 2.4

Характеристика конфедерации

Основные характеристики

В конфедерации отсутствуют

  • – Создается для решения определенных задач: политических, военных, экономических, социальных и др.;
  • – государства, входящие в конфедерацию, сохраняют свой суверенитет;
  • – общие руководящие органы создаются только для выполнения задач союза;
  • – субъекты конфедерации могут свободно выходить из ее состава (право сецессии);
  • – юридическое оформление происходит путем заключения договора;
  • – в развитии имеет две тенденции: к распаду (если цель достигнута)

и к трансформации в федерацию (если сложились устойчивые связи)

  • – Суверенитет конфедерации;
  • – гражданство конфедерации;
  • – единая территория;
  • – конституция и законодательство: органы конфедерации могут издавать нормативные документы, но они носят рекомендательный характер или для вступления в силу они должны быть одобрены высшими органами субъектов конфедерации;
  • – общие налоги;
  • – общая конфедеративная собственность

Объединяющие эти государства признаки могут касаться:

  • – экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.);
  • – права (уголовного, гражданского права, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина);
  • – языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций);
  • – культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных, элементов);
  • – религии (но не всегда).

Однако, содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).

Содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического союза государств.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств.

В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения. В сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств) и надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Монархические государства могут быть объединены в унии (личные или реальные), вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Как правило, насильственным объединением государств является империя. Объединение осуществляется либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления. Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, к примеру, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит свое спасение. Но, в основном, империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического) и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.

Таким образом, межгосударственные формы делятся на два вида: добровольные и насильственные. Если па начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации они уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международного общежития.

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями Безруков А.В. Конституционная модель разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 2001. № 3..

Государственная территория - часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которого оно осуществляет свое территориальное верховенство.

Территория - неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию в рамках Государственной границы.

Государство распоряжается своей территорией. Территориальное верховенство - это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории.

Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения.

Территория Российской Федерации включает в себя территории ее 89 субъектов. Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. В основополагающих актах субъектов Федерации констатируется, что их территория не может быть изменена без согласия субъекта.

Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства.

Сухопутной территорией Российского государства является вся суша, находящаяся в пределах его границ.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства -- конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Форма государственного устройства показывает:

  • - из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
  • - как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
  • - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства государство может быть унитарным (простым) и федеративным (сложным).

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран). Основные признаки:

  • - единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений;
  • - единая система высших органов государственной власти;
  • - единое гражданство;
  • - единая система права;
  • - единая судебная система;
  • - территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Присущая унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия). В настоящее время существует несколько унитарных государств, которые характеризуются наличием административной автономии для некоторых структурных подразделений территории (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, области Италии, Аландские острова в Финляндии и др.).

Унитарное государство -- это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении -- центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Республика Аргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ, Австрия, Индия, Федерация Малайзия и др.)

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Характерные признаки:

  • - территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого и состоит из территорий субъектов федерации;
  • - субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (имеет право принятия собственной конституции);
  • - субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;
  • - субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;
  • - наличие двойного гражданства (союза и соответствующего государственного образования);
  • - двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм)

Федеративная форма в молодых государствах отличается высокой степенью централизации.

В некоторых зарубежных странах в том или ином виде существует административная автономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или историческими особенностями (Дания, Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка, Индия). Обычно это страны с унитарной формой государственного устройства.

Общие положения об автономии устанавливаются конституциями соответствующих стран и специальными парламентскими законами.

Отличительные особенности:

  • - более широкие права, чем у муниципальных органов обычных административно-территориальных единиц;
  • - представительные учреждения и органы более самостоятельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты;
  • - объем полномочий значительно меньше, чем у субъектов федерации.

Федеративное государство (федерация) -- сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят»

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы -- законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов -- федерации в целом и ее субъектов -- вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е. изд. исп., доп. М., 2001. 776 с..

Конфедерация -- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств -- членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Слово “конфедерация” в переводе на русский язык означает - союз, объединение. Применительно к рассматриваемому вопросу, это означает постоянный, а чаще - временный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей политического, военного или таможенного характера. В конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для решения общих задач в пределах делегированных им полномочий. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Решения этих органов, хотя и принимаются по принципу единогласия, подлежат осуществлению только с согласия органов власти соответствующего государства, которому принадлежит также право нуллификации, т.е. право отказа в признании либо в применении актов союзной власти на своей территории.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства -- США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Я считаю, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него -- и к федеративному всеевропейскому государству.