Государственный контроль (надзор). Государственный контроль и государственный надзор. Органы государственного контроля и надзора Мероприятия в рамках надзора за промышленной безопасностью

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.08.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.06.2017, N 0001201706010018) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 652);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.12.2017, N 0001201712210036);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.02.2018, N 0001201802210019).
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 11_1 Федерального закона "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности.

2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня принятия настоящего постановления утвердить:

перечень отнесенных к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем, предусмотренный пунктом 8 Положения, утвержденного настоящим постановлением;

абзац утратил силу с 4 сентября 2014 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 .

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 октября 2013 года N 880

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - субъекты надзора) обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее соответственно - федеральный государственный контроль (надзор), требования в области транспортной безопасности).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173 .

2. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется государственными транспортными инспекторами - должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (далее - государственный транспортный инспектор).

3. Предметом осуществления федерального государственного контроля (надзора) является исполнение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности требований в области транспортной безопасности.
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173 .

4. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора), организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 -6 статьи 11_1 Федерального закона "О транспортной безопасности" .

4_1. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в порядке, установленном настоящим Положением.
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_2. В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) деятельность субъектов надзора подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" .
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_3. Отнесение деятельности субъектов надзора к категориям риска осуществляется решением руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо лица, исполняющего его обязанности, по месту нахождения субъекта надзора в соответствии с критериями отнесения деятельности в области транспортной безопасности к определенной категории риска согласно приложению.

В случае если субъект надзора осуществляет деятельность, подлежащую федеральному государственному контролю (надзору) несколькими территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, решение об отнесении его деятельности к категориям риска принимается решением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо лица, исполняющего его обязанности, в соответствии с критериями отнесения деятельности в области транспортной безопасности к определенной категории риска, предусмотренными приложением к настоящему Положению.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_4. При отсутствии решения об отнесении деятельности субъекта надзора к определенной категории риска его деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_5. Изменение решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска принимается должностными лицами, указанными в пункте 4_3 настоящего Положения, при поступлении в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы информации об изменении показателей деятельности субъекта надзора, указанных в критериях отнесения деятельности в области транспортной безопасности к определенной категории риска, предусмотренных приложением к настоящему Положению.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_6. Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

е) для категории низкого риска - не чаще 1 раза в 10 лет.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_7. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении субъекта надзора, деятельность которого отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного или низкого риска, осуществляется при истечении (в году проведения плановой проверки) установленного пунктом 4_6 настоящего Положения периода времени со дня:

а) окончания проведения последней плановой проверки субъекта надзора;

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося субъектом надзора, если плановые проверки ранее не проводились;

в) получения Федеральной службой по надзору в сфере транспорта или ее территориальными органами уведомления от субъекта надзора о начале осуществления им деятельности, подлежащей федеральному государственному транспортному надзору, в порядке, установленном Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" .
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_8. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта ведет перечень субъектов надзора, деятельности которых присвоены категории риска (далее - перечень). Включение субъектов надзора в перечень осуществляется на основании решения об отнесении субъекта надзора к категориям риска, принятого в соответствии с пунктом 4_3 настоящего Положения.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_9. Перечень содержит следующую информацию:

д) реквизиты (дата и номер) решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска (с указанием категории риска и сведений, на основании которых был принят такой акт).
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_10. При отнесении деятельности субъектов надзора к категориям чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска Федеральная служба по надзору в сфере транспорта размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию о субъектах надзора:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в) основной государственный регистрационный номер;

г) идентификационный номер налогоплательщика;

д) реквизиты (дата и номер) распорядительного акта об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска (с указанием категории риска).
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_11. По запросу субъекта надзора Федеральная служба по надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы в порядке, установленном Правилами, указанными в пункте 4_2 настоящего Положения, предоставляют ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении деятельности субъекта надзора к определенной категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

4_12. Субъект надзора в порядке, установленном Правилами, указанными в пункте 4_2 настоящего Положения, вправе подать в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее его деятельности категории риска.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173)

5. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок субъектов надзора, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, при проведении которых допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по обеспечению транспортной безопасности);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173 .

б) принятия Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением субъектами надзора требований в области транспортной безопасности, анализа и прогнозирования исполнения требований в области транспортной безопасности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173 .

г) организации и проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации.
(Подпункт дополнительно включен с 29 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2017 года N 1586)

6. Плановые и внеплановые выездные проверки с использованием тест-предметов и тест-объектов, предусмотренные подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения, проводятся органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 .

7. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия:

а) рассмотрение и анализ документов и материалов, характеризующих деятельность субъектов надзора, обусловленную выполнением требований в области транспортной безопасности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173 .

б) обследование объектов транспортной инфраструктуры, в том числе строящихся, и (или) транспортных средств, перевозимых грузов на предмет соответствия требованиям в области транспортной безопасности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 .

в) проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственных связей выявленного нарушения требований в области транспортной безопасности с фактами совершения акта незаконного вмешательства;

г) систематическое наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности, в том числе путем дистанционного наблюдения за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах с применением аудио- и видеосистем.

8. Дистанционное наблюдение за обеспечением транспортной безопасности, предусмотренное подпунктом "г" пункта 7 настоящего Положения, осуществляется на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, отнесенных в порядке, предусмотренном , к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и включенных в перечень, утвержденный Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

9. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" .

10. Государственный транспортный инспектор при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также настоящим Положением.

При проведении плановой выездной проверки государственный транспортный инспектор обязан использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 652)

Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановых выездных проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
(Абзац дополнительно включен с 1 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 652)

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
(Абзац дополнительно включен с 1 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 652)

Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой выездной проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Абзац дополнительно включен с 9 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 652)

11. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) государственный транспортный инспектор вправе:

а) производить осмотр объектов транспортной инфраструктуры, строящихся объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, перевозимых грузов на предмет выполнения требований в области транспортной безопасности, для чего имеет право беспрепятственно посещать служебные, производственные помещения, иные помещения и сооружения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе строящихся, транспортные средства субъектов транспортной инфраструктуры;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 .

б) запрашивать у субъектов надзора необходимые для выполнения задач федерального государственного контроля (надзора) документы и информацию;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173 .

в) осуществлять проверку соблюдения правил проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, а также проверку порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 .

г) участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в проведении расследования происшествий (инцидентов), связанных с нарушением требований в области обеспечения транспортной безопасности;

д) применять в соответствии с законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений требований в области транспортной безопасности субъектами надзора, и меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года N 851 ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года N 173 .

е) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях;

ж) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

12. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) государственный транспортный инспектор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Решения и действия (бездействие) государственного транспортного инспектора при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение к Положению. Критерии отнесения деятельности в области транспортной безопасности к определенной категории риска

Приложение
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
в области транспортной безопасности
(Дополнительно включено
с 1 марта 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2018 года N 173)

Критерии отнесения деятельности в области транспортной безопасности к определенной категории риска

1. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - субъекты надзора) обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспортной безопасности, деятельность субъектов надзора, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору) в области транспортной безопасности (далее - федеральный государственный контроль (надзор), разделяется на группы тяжести "А", "Б", "В", "Г", "Д", "Е" (далее - группы тяжести).

2. К группе тяжести "А" относится деятельность субъектов надзора, связанная с использованием объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и ином законном основании и отнесенных Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - уполномоченный орган) к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон).

3. К группе тяжести "Б" относится деятельность субъектов надзора, связанная с использованием объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и ином законном основании и отнесенных уполномоченным органом ко второй категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии со статьей 6 Федерального закона .

4. К группе тяжести "В" относится деятельность субъектов надзора, связанная с использованием объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и ином законном основании и отнесенных уполномоченным органом к третьей категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии со статьей 6 Федерального закона .

5. К группе тяжести "Г" относится деятельность субъектов надзора, связанная с использованием объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и ином законном основании и отнесенных уполномоченным органом к четвертой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии со статьей 6 Федерального закона .

6. К группе тяжести "Д" относится деятельность субъектов надзора, связанная с использованием объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и ином законном основании и отнесенных уполномоченным органом к пятой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (для объектов транспортной инфраструктуры) и к четвертой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (для транспортных средств) в соответствии со статьей 6 Федерального закона .

7. К группе тяжести "Е" относится деятельность субъектов надзора, связанная с использованием объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и ином законном основании, не подлежащих категорированию в соответствии с порядком, установленным статьей 6 Федерального закона .

8. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность субъекта надзора к различным группам тяжести, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность субъекта надзора к более высокой категории риска.

9. С учетом вероятности наступления потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектами надзора обязательных требований деятельность, подлежащая федеральному государственному контролю (надзору), разделяется на группы вероятности "1", "2", "3", "4", "5", "6" (далее - группы вероятности).

10. К группе вероятности "1" относится:

а) деятельность субъектов надзора, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за предыдущий календарный год, предшествующий дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, произошли случаи совершения актов незаконного вмешательства, в результате которых причинен вред жизни и (или) здоровью людей, информация о которых поступила в соответствии с ;

б) деятельность субъектов надзора, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за предыдущий календарный год, предшествующий дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, объявлен (установлен) уровень безопасности N 2 или 3 в соответствии со статьей 7 Федерального закона ;

в) деятельность субъектов надзора, объекты транспортной инфраструктуры и (или) транспортные средства которых задействованы в подготовке к проведению важных общественно значимых международных мероприятий, организация и проведение которых предусмотрены законодательными актами Российской Федерации в течение 2 календарных лет до их проведения;

г) деятельность субъектов надзора, в отношении которых вступили в законную силу 15 и более решений (постановлений) о назначении административного наказания, предусмотренного , 11.15_1 , 11.15_2 , частью 10 статьи 19.5 и (за исключением административного наказания в виде предупреждения), за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, либо от 5 и более таких решений (постановлений) за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение одного календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска.

11. К группе вероятности "2" относится:

а) деятельность субъектов надзора, на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах которых за предыдущий календарный год, предшествующий дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, произошли случаи совершения актов незаконного вмешательства без причинения вреда жизни и (или) здоровью людей, информация о которых поступила в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона ;

б) деятельность субъектов надзора, в отношении которых вступили в законную силу от 10 до 14 решений (постановлений) включительно о назначении административного наказания, предусмотренного , 11.15_1 , 11.15_2 , частью 10 статьи 19.5 и статьей 19.7_9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , (за исключением административного наказания в виде предупреждения), за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, либо не более 3 таких решений (постановлений) за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение одного календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска.

12. К группе вероятности "3" относится деятельность субъектов надзора, в отношении которых вступили в законную силу от 7 до 9 решений (постановлений) включительно о назначении административного наказания, предусмотренного , 11.15_1 , 11.15_2 , частью 10 статьи 19.5 и статьей 19.7_9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением административного наказания в виде предупреждения), за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, либо не более 2 таких решений (постановлений) за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение одного календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска.

13. К группе вероятности "4" относится деятельность субъектов надзора, в отношении которых вступили в законную силу от 5 до 6 решений (постановлений) включительно о назначении административного наказания, предусмотренного , 11.15_1 , 11.15_2 , частью 10 статьи 19.5 и статьей 19.7_9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением административного наказания в виде предупреждения), за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, либо не более одного такого решения (постановления) за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение одного календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска.

14. К группе вероятности "5" относится деятельность субъектов надзора, в отношении которых вступили в законную силу от 3 до 4 решений (постановлений) включительно о назначении административного наказания, предусмотренного , 11.15_1 , 11.15_2 , частью 10 статьи 19.5 и статьей 19.7_9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением административного наказания в виде предупреждения), за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение 3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, либо при отсутствии таких решений (постановлений) за правонарушения, совершенные субъектом надзора в течение одного календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска.

15. К группе вероятности "6" относится деятельность субъектов надзора, в отношении которых при проведении плановой и внеплановой проверок за предыдущий год не выявлено нарушений обязательных требований, указанных в пункте 1 настоящего документа.

16. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность субъекта надзора к различным группам вероятности, подлежит применению критерий, позволяющий отнести деятельность субъекта надзора к более высокой категории риска.

17. Отнесение деятельности субъекта надзора к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно приложению.

Приложение к критериям. Соотнесение группы тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектами надзора обязательных требований и группы вероятности наступления потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ими

Приложение
к критериям отнесения
деятельности в области
транспортной безопасности к
определенной категории риска
(Дополнительно включено
с 1 марта 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2018 года N 173)

Соотнесение группы тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектами надзора обязательных требований и группы вероятности наступления потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения ими обязательных требований

Группа тяжести

Группа вероятности

Чрезвычайно высокий риск

Высокий риск

Значительный риск

Средний риск

Умеренный риск

Низкий риск

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

ФЗ от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности ОПО» (с изменениями);

ФЗ от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями);

Указ Президента РФ от 12.05.2008г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями).

Указ Президента РФ от 23.06.2010г. №780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (с изменениями).

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. №401 «О Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору» (с изменениями);

Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (с изменениями).

Постановление Правительства РФ от 02.02.2010г. №39 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» (с изменениями).

Постановление Правительства РФ от 16.05.2005г. №303 «О разграничении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» (с изменениями).

Приказ РТН от 31.05.2012 №319 «Об утверждении Правил формирования и ведения надзорного дела в отношении ОПО и гидротехнических сооружений, на которых установлен режим постоянного государственного надзора».

2.2 Органы государственного управления пб

Государственное регулирование в сфере ПБ осуществляется Президентом и Правительством РФ, которое, в соответствии с Конституцией РФ, определяет ФОИВ в области ПБ, возлагает на них осуществление нормативного регулирования, разрешительные и надзорные функции.

ФОИВ в области ПБ имеют подведомственные им территориальные органы.

Согласно постановлению Правительства РФ, таким уполномоченным органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РТН).

Иные ФОИВ, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области ПБ, обязаны согласовывать принимаемые ими НПА с РТН.

2.3 Ртн осуществляет контроль за состоянием:

Безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами,

Безопасности при использовании атомной энергии,

Безопасности электрических и тепловых установок и сетей,

Безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных),

Безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.

2.4 Федеральный государственный надзор осуществляется посредством:

Организации и проведения проверок;

Принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений;

Систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований промышленной безопасности.

Организация и проведение проверок ЮЛ и ИП при осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ должны проводиться с учетом положений ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями).

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

В соответствии со статьей 11 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности.

2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня принятия настоящего постановления утвердить:

Перечень отнесенных к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем, предусмотренный пунктом 8 Положения, утвержденного настоящим постановлением;

Порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации при проведении плановых и внеплановых выездных проверок с применением специальных технических средств.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, 08.10.2013.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее соответственно - федеральный государственный контроль (надзор), требования в области транспортной безопасности).

2. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется государственными транспортными инспекторами - должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (далее - государственный транспортный инспектор).

3. Предметом осуществления федерального государственного контроля (надзора) является исполнение субъектами транспортной инфраструктуры в процессе осуществления их деятельности требований в области транспортной безопасности.

4. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора), организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 - 6 статьи 11.1 Федерального закона "О транспортной безопасности".

5. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:

А) организации и проведения проверок субъектов транспортной инфраструктуры, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок с использованием специальных технических средств;
б) принятия Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением субъектами транспортной инфраструктуры требований в области транспортной безопасности, анализа и прогнозирования исполнения требований в области транспортной безопасности.

6. К проведению плановых и внеплановых выездных проверок с использованием специальных технических средств привлекаются уполномоченные представители органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности или их уполномоченных подразделений в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

7. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия:

А) рассмотрение и анализ документов и материалов, характеризующих деятельность субъектов транспортной инфраструктуры, обусловленную выполнением требований в области транспортной безопасности;
б) обследование объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, перевозимых грузов на предмет соответствия требованиям в области транспортной безопасности;
в) проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственных связей выявленного нарушения требований в области транспортной безопасности с фактами совершения акта незаконного вмешательства;
г) систематическое наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности, в том числе путем дистанционного наблюдения за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах с применением аудио- и видеосистем.

8. Дистанционное наблюдение за обеспечением транспортной безопасности, предусмотренное подпунктом "г" пункта 7 настоящего Положения, осуществляется на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, отнесенных в порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и включенных в перечень, утвержденный Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

9. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

10. Государственный транспортный инспектор при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также настоящим Положением.

11. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) государственный транспортный инспектор вправе:

А) производить осмотр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, перевозимых грузов на предмет выполнения требований в области транспортной безопасности, для чего имеет право беспрепятственно посещать служебные, производственные помещения, иные помещения и сооружения объектов транспортной инфраструктуры и транспортные средства субъектов транспортной инфраструктуры;
б) запрашивать у субъектов транспортной инфраструктуры необходимые для выполнения задач федерального государственного контроля (надзора) документы и информацию;
в) осуществлять проверку соблюдения правил проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей;
г) участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в проведении расследования происшествий (инцидентов), связанных с нарушением требований в области обеспечения транспортной безопасности;
д) применять в соответствии с законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений требований в области транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры, и меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;
е) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях;
ж) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

12. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) государственный транспортный инспектор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Решения и действия (бездействие) государственного транспортного инспектора при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный надзор в области промышленной безопасности представляет собой комплексную систему мероприятий по контролю обеспечения безопасности на промышленных предприятиях. В соответствии с постановлением Правительства от 30.07.2004 N 401 основным государственным органом, который осуществляет функции в этой области, является Ростехнадзор. В дополнение к его работе отдельные задачи в сфере надзора за соблюдением требований законодательства на объектах решают другие ведомства. В их число входят МЧС, ФСБ, ФСИН и прочие.

Мероприятия в рамках надзора за промышленной безопасностью

Контроль уровня безопасности на производственных предприятиях осуществляется посредством реализации комплекса мероприятий. Он включает в себя следующие виды деятельности:

  • проведение плановых проверок;
  • проведение внеплановых проверок;
  • аттестацию работников предприятий по промбезопасности;
  • разработку нормативных документов в области промышленной безопасности на различных категориях предприятий;
  • публикацию разъяснительных документов по вопросам применения действующего законодательства;
  • другие мероприятия.

Плановые проверки

Проведение плановых проверок состояния промышленной безопасности на предприятии осуществляется по заранее принятому графику. Он утверждается на весь следующий календарный год до его начала. Данный график подлежит согласованию с органами прокуратуры и размещению на официальном сайте ведомства. Плановый надзор в области промышленной безопасности включает в себя проверки, проводимые центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными управлениями.

Внеплановые проверки

Осуществление федерального государственного надзора в области промбезопасности в форме внеплановых проверок регулируется статьей 10 294-ФЗ. Указанный нормативный документ определяет исчерпывающие основания для проведения проверок внепланового характера. К ним относятся вступление в силу новых положений действующего законодательства, несчастный случай на производстве и некоторые другие. Проведение внеплановых проверок по основаниям, не предусмотренным данным разделом нормативной базы, запрещается.

Аттестация в Ростехнадзоре по промышленной безопасности

Проведение обучения и последующей аттестации в Ростехнадзоре по промышленной безопасности предусмотрено для организаций, контролируемых данным ведомством. К ним относятся промышленные предприятия, деятельность которых может повлечь за собой негативные последствия для персонала, населения и экологии в случае аварии. Все сотрудники таких компаний должны проходить профильное обучение и проверку знаний. Это касается как рядовых работников, так и руководящего состава предприятий.

Проведение обучения осуществляется в предметной области, соответствующей сфере деятельности организации. Перечень областей аттестации, установленных на данный момент, определяется приказом Ростехнадзора № 233 и другими нормативными документами. Он включает в себя следующие области:

  • А - общие вопросы обеспечения промбезопасности;
  • Б - специальные области промышленной безопасности;
  • В - достижение требуемого уровня экологической безопасности;
  • Г - электробезопасность;
  • Д - безопасность в процессе эксплуатации гидротехнических конструкций;
  • Е - безопасность объектов атомной промышленности.

В соответствии с выбранной область формируется программа обучения и вопросы по аттестации. По результатам этой процедуры выдается протокол, подтверждающий уровень знаний, продемонстрированных работником.