Госзакупки в бюджетной организации. Новые правила осуществления закупок бюджетными учреждениями. ФЗ для бюджетных учреждений

главный государственный инспектор ИФНС РФ № 5 по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены законодательно. Это сделано для повышения их эффективности, открытости, исключения различных злоупотреблений, поскольку в данном случае расходуются бюджетные средства.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов госвласти, местного самоуправления. АУ работают в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в соответствии с федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Ограничение для применения УСН, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется. Таким образом, АУ вправе применять УСН при условии соблюдения всех требований, установленных гл. 26 НК РФ.

Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Имущество закрепляется за автономным учреждением на праве оперативного управления. Это означает, что оно владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

При этом доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, также поступают в оперативное управление.

Регулирование порядка закупок автономными учреждениями

Начиная с 01.01.2012 при проведении закупок автономные учреждения обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ВАЖНО В РАБОТЕ

Законом № 223-ФЗ установлены лишь общие требования к организации процесса закупок, тогда как автономным учреждениям предоставлена значительная самостоятельность при их осуществлении.

Исключение составляют лишь муниципальные автономные учреждения, для которых положения указанного ФЗ стали обязательными лишь с 01.01.2014.

Перечень случаев закупки товаров, работ, услуг, которые не подпадают под действие указанного Закона , приведен в ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ и является исчерпывающим.

Основная особенность Закона № 223-ФЗ заключается в том, что он не определяет порядок закупки товаров (работ, услуг), а предоставляет возможность автономным учреждениям устанавливать их самостоятельно путем принятия положения о закупке.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Автономное и бюджетное учреждение – это разные виды государственных (муниципальных) учреждений (ч. 2 ст. 120 ГК РФ). Основное отличие между ними заключается в границах имущественной ответственности по обязательствам.

План закупок может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и другие сведения, на основании следующих программ, определяющих деятельность автономного учреждения как заказчика:

  • производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
  • ремонтная программа (план ремонтов);
  • инвестиционная программа (включая техническое перево-оружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);
  • иные программы.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Положение о закупке – это документ, регламентирующий закупочную деятельность автономного учреждения (заказчика) и содержащий требования к закупке, в том числе:
- порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки);
- условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Он формируется по утвержденной Правительством РФ форме в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на электронных носителях и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.

Информационная открытость закупок товаров (работ, услуг)

Одним из принципов, которыми заказчики обязаны руководствоваться при проведении закупок товаров (работ, услуг), является информационная открытость.

В целях реализации данного принципа Законом № 223-ФЗ установлена обязанность автономных учреждений размещать информацию о закупках на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru).

Так, на официальном сайте необходимо размещать следующие документы:

1. Положение о закупке и вносимые в него изменения – не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.

2. План закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее чем один год (планы закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств в период с 01.01.2013 по 01.01.2015 размещаются на трехлетний срок).

3. Извещение и документацию о закупке, проект договора (который является неотъемлемой частью извещения и документации о закупке), а также изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения, протоколы, составляемые в ходе закупки.

Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация.

ВАЖНО В РАБОТЕ

План закупки формируется автономным учреждением в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения, по которым Правительством РФ принято решение о неразмещении информации о них на официальном сайте. Например, распоряжением Правительства РФ от 23.04.2013 № 671-р утвержден перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и(или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но и не подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законодательство исходит из принципов информационной открытости закупок, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Автономные учреждения также вправе не размещать на официальном сайте данные о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей. Если годовая выручка АУ за отчетный финансовый год превышает 5 млрд рублей, оно вправе не размещать в Интернете сведения о закупках, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.

Помимо информации о планирующихся закупках автономные учреждения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают на официальном сайте данные о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Изменения в регулировании закупок с 01 января 2014 года

С 01.01.2014 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Статьей 15 Закона установлено два случая, когда на автономные учреждения распространяется действие указанного закона.

Во-первых, при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. В этом случае на автономные учреждения распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключению контракта, и положения, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.

Во-вторых, если государственные органы или органы местного самоуправления, являющиеся государственными (муниципальными) заказчиками, передают на безвозмездной основе автономным учреждениям полномочия на осуществление закупок на основании договоров (соглашений). В этом случае АУ осуществляют закупки в пределах переданных им полномочий, в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и мунaиципального заказчиков.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если автономное учреждение осуществляет закупки для государственных (муниципальных) нужд, с 01.01.2014 оно подпадает под действие Федерального закона о контрактной системе, который более детально регулирует процесс таких закупок по сравнению с закупками, проводимыми по Закону № 223-ФЗ.

В остальных ситуациях проводимые автономными учреждениями закупки так же, как и раньше, должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

В Законе № 44-ФЗ процедуры, связанные с планированием и осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, детально регламентированы. Автономным учреждениям предоставляется значительно меньше самостоятельности в принятии связанных с закупками решений, чем было прописано в Законе № 223-ФЗ .

И все же, хотя основные положения Закона № 44-ФЗ вступили в силу с 01.01.2014, переход к контрактной системе будет осуществляться постепенно. Так, большинство положений о планировании закупок для государственных и муниципальных нужд вступит в силу с 01.01.2015, положения об общественном обсуждении закупок, ряд положений о единой информационной системе, мониторинге и контроле в области регулируемых законом закупок – с 01.01.2016. При этом положение о том, что наименование объекта закупки будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступит в силу с 01.01.2017.

Спикер: Яна Бубнова
07.04.2014 г.

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 04.05.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе или Закон №44-ФЗ), в связи с чем заказчикам будет необходимо перестраивать свою закупочную деятельность. Однако в соответствии с ч.2 ст.15 Закона №44-ФЗ бюджетные учреждения для некоторых закупок (от некоторых доходов) имеют право не применять нормы жестко регламентированного Закона о контрактной системе, а работать в соответствии с более гибким и либеральным Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Из-под действия Закона о контрактной системе бюджетные учреждения вправе вывести следующие закупки:

· осуществляемые за счет грантов;

· проводимых за счет средств, полученных при осуществлении другой деятельности (кроме возмещения ОМС);

· осуществляемые в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения.

Таким образом, начиная с 2014 года бюджетные учреждения вправе:

Осуществлять все закупки, независимо от источника финансирования, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;

При соблюдении вышеуказанного порядка осуществлять в соответствии с Законом о контрактной системе только закупки за счет бюджетных средств, а закупки за счет средств от приносящей доход деятельности (кроме средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию) осуществлять в соответствии с утвержденным и размещенным на сайте www.zakupki.gov.ru положением о закупке.

Чем отличаются 44-ФЗ и 223-ФЗ? Закон о контрактной системе очень жесткий, процедурный, с большим количеством ограничений (например, в нем указан максимальный объем по запросу котировок в процентном соотношении и т.д.). Закон №223-ФЗ гораздо более лояльный, его называют рамочным, поскольку он устанавливает только общие требования к закупочной деятельности и основные принципы работы, включая возможность проводить закупки в соответствии с Положением о закупках, все пункты которого вы прописываете самостоятельно.

Семь основных преимуществ Закона №223-ФЗ по сравнению с Законом №44-ФЗ

Что нужно сделать, чтобы начать работать по Закону 223-ФЗ? Алгоритм действий из 10 шагов:


Какие документы по 223-ФЗ обязан размещать заказчик - бюджетное учреждение на официальном сайте:


Вопросы заказчиков по 223-ФЗ

Вопрос: Получаем субсидии от министерства, можно ли делать закупки по Закону №223-ФЗ?
Ответ: Субсидии от министерства не включены в список закупок, которые можно осуществлять согласно Закону №223-ФЗ. Эти средства по умолчанию расходуются согласно Закону №44-ФЗ. Обычно, когда выдается субсидия, с ней идет предписание, в каком порядке можно использовать эти средства.

Вопрос: Существует ли перечень товаров, работ, услуг закупка которых по Закону №223-ФЗ должна осуществляться в электронной форме?
Ответ: Перечень применяется для бюджетных учреждений для тех закупок, которые будут проводиться согласно вашему Положению о закупках. Под электронной формой в данном случае подразумевается либо проведение закупки на электронной площадке, либо обеспечение полного документооборота по закупке в электронной форме, чтобы все документы были подписаны ЭП. Если вы придумаете, каким образом это можно сделать без использования электронной площадки, то законодательством это не запрещено. Такой перечень установлен Постановлением правительства №616..

Вопрос: Школа муниципальная имеет структуре подразделение детский сад. Питание учащихся начальных классов проводится за счет местного и областного бюджетов, питание воспитанников детского сада за счет местного бюджета и родительской платы. Цена договора консолидированная. Вопрос: как в Положении о закупках определить порядок данных закупок?
Ответ: Необходимо каким-то образом разграничивать. Закупки за счет родительской платы проводите отдельно, по другим источникам финансирования - отдельно. Все, что идет за счет местного и областного бюджетов, тратите согласно Закону №44-ФЗ, а остальные закупки - согласно Закону №223-ФЗ.

Вопрос: Коммунальные услуги оплачиваются из двух источников - бюджетные средства и внебюджетные средства. В соответствии с каким законом проводить эти закупки?
Ответ: Если одна закупка и смешанное финансирование, то применять нужно Закон №44-ФЗ. Но вероятно есть возможность разделить закупку согласно финансированию. Хотя, если согласно Закону №44-ФЗ эти услуги закупаются у единственного поставщика, тогда нет смысла пытаться что-то дробить.

Вопрос: Как мы сможем утвердить Положение о закупках до 2014 года, если закон, предписывающий это действие, вступает в силу только в 2014 году?
Ответ: Утвердить Положение вы сможете, как только выйдет поправка к закону, регламентирующая вопрос, кто должен утверждать это положение. А в самом Положении пропишете, что действовать оно начнет с 1 января 2014 года.

Вопрос: Если по бюджету мы заключаем контракты только на коммунальные услуги, а все остальное внебюджет. Разделим мы все на 44 и 223, но обязаны ли мы выполнять у малого предпринимательства закупки (15%) согласно Закону №44-ФЗ?
Ответ: В законе на данный момент не указано, что осуществляя закупки по Закону №223-ФЗ, вы должны выполнять некий процент закупок у малого предпринимательства. Но, вероятно, скоро эту норму введут. Пока требование о 15% распространяется не на весь объем закупок, а только на ту часть, которая проводится в соответствии с Законом №44-ФЗ.

Вопрос: Нужна ли комиссия при проведении процедур закупок?
Ответ: Комиссия в закупках по Закону №223-ФЗ нужна только при проведении конкурса. Это требование однако не из самого закона, а из Гражданского Кодекса РФ. Требования к составу, численности, кворуму комиссии отсутствуют. Все на усмотрение заказчика.

Вопрос: Образовательное учреждение получает внебюджет от основной деятельности. Полученные средства мы точно можем тратить по Закону №223-ФЗ? Как можно составить план по внебюджетке? Ориентировочно?
Ответ: План по внебюджетным средствам вы можете составлять ориентировочно. Если впоследствии он изменится, вы сможете внести туда изменения. Причем если изменения вносятся в конкурс или аукцион, то изменения в план нужно внести и опубликовать до момента размещения извещения об аукционе. Когда речь идет о других способах закупки, то в Постановлении №932 никакой информации об этом нет. Поэтому ориентироваться вы будете на то, что прописано в вашем Положении о закупках.

Вопрос: Маленький детский сад, не знаем как решить проблему контрактного управляющего нет в штате, нет специалистов.
Ответ: Возможно, проще всего в этой ситуации отдать закупки в уполномоченный орган.

Вопрос: Закупки по предпринимательской деятельности составляют 160000 руб в год. Как нам быть?
Ответ: Вам нужно оценить, что вам выгоднее, или продолжать закупать, в рамках Закона №44-ФЗ, или начать закупать по Закону №223-ФЗ.

Вопрос: Для проведения мероприятия нам нужен определенный танцевальный коллектив. Как провести эту закупку?
Ответ:
В случае, когда вам нужен конкретный танцевальный коллектив, лучше всего заранее включить в положение о закупках возможность закупки у единственного поставщика выступлений различных коллективов, артистов. Это не будет нарушением никакого закона.

Вопрос: На электронной площадке необходимо регистрироваться уже с усиленной подписью?
Ответ: Нет, на электронной площадке OTC-tender вы можете регистрироваться с обычной ЭЦП, выданной в казначействе.

Вопрос: Незаконный способ ограничения требования к продукции, характерных только для одного товарного знака, а как же например нам нужно купить автомобиль Форд, будет ли это ограничением? Это ведь товарный знак?
Ответ: Нет, в данном случае это ограничением не будет, поскольку автомобиль Форд может поставить большое количество поставщиков. Конкуренция не ограничена, закон не нарушен.

Вопрос: Что такое аккредитация?
Ответ: Аккредитация означает, что вам нужно зайти на электронную площадку, зарегистрироваться там с вашей ЭЦП, предоставить нам комплект документов. Мы этот пакет документов подтверждаем и аккредитовываем вас. Вам становится доступен ваш личный кабинет, в котором вы можете проводить электронные закупки по Закону №223-ФЗ.

Вопрос: Заключение договоров до 100,0 тыс. руб. как определяются: с одним и тем же поставщиком можно будет заключить несколько договоров на сумму не более 100,т.р. или же обязательно с разными поставщиками?
Ответ: Это зависит от того, какие позиции вы планируете закупать. Если вы одну закупку раздробили на три договора, то такая сделка впоследствии будет признана фиктивной, т.е. сделкой, призванной замаскировать настоящую, большую сделку. Так делать нельзя. Это нарушение принципов Закона №223-ФЗ, за это вам могут выдать предписание. Все сделки должны быть обоснованными.

Вопрос : Какая плата взимается за пользование электронной площадкой?
Ответ: Заказчики пользуются электронной площадкой OTC-tender бесплатно. Поставщики - победители закупки - платят от 1 до 3 тыс. рублей.

Бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Правомерно ли осуществление закупки на основании Закона N 44-ФЗ, если расходуются исключительно средства от приносящей доход деятельности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые исключительно за счет средств от приносящей доход деятельности, в соответствии с требованиями N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого закона, за исключением, в частности, случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи. В силу Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных N 223-ФЗ и правового акта (положения о закупке) закупки за счет средств, поименованных в данной части. При этом решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном N 44-ФЗ, или в соответствии с N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году ( Закона N 44-ФЗ).
С одной стороны, приведенные положения могут рассматриваться как исключающие возможность осуществления бюджетным учреждением, разместившим в установленном порядке положение о закупке, закупок за счет средств от приносящей доход деятельности в порядке, предусмотренном N 44-ФЗ. С другой стороны, как видно из формулировки Закона N 44-ФЗ, эта норма предусматривает не обязанность, а именно право бюджетного учреждения, разместившего в установленном порядке положение о закупке, осуществлять закупки за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с этим положением и N 223-ФЗ. В этом смысле Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, может пониматься как исключающая возможность изменить в течение года решение о принципиальной возможности (невозможности) осуществления заказчиком закупок на основании N 223-ФЗ. Ни указанные выше законы, ни иные нормативные акты не содержат положений, устанавливающих запрет на осуществление бюджетными учреждениями, применяющими N 223-ФЗ, закупок за счет средств от приносящей доходы деятельности в соответствии с требованиями N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Архангельской области от 02.07.2015 N 04-05/3989). В связи с этим и ответственности за осуществление в подобной ситуации бюджетным учреждением закупки в соответствии с положениями N 44-ФЗ исключительно за счет средств от приносящей доходы деятельности законодательством не предусмотрено. Более того, из положений N 44-ФЗ следует, что закупки, финансируемые частично из бюджетных, а частично из внебюджетных средств, должны осуществляться именно в соответствии с этим законом, на что неоднократно обращали внимание представители Минэкономразвития РФ (смотрите письмо от 31.10.2014 N Д28и-2261, письмо от 04.03.2016 N Д28и-545, вопросы 2-4 в письме от 06.06.2016 N Д28и-1484).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 бюджетные учреждения вправе изменить или утвердить правовой акт для осуществления закупок, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 15, в 2019 году (ч. 42.2 ст. 112 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке , установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить или утвердить правовой акт для осуществления закупок, предусмотренных пп. "а" п. 2 ч. 2.1 ст. 15, в 2019 году (ч. 42.2 ст. 112 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 2 и подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.