Гражданское право в годы великой отечественной войны. Советское право в годы великой отечественной войны Гражданское право в вов

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступления СССР в войну . Однако формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования . Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно- и административно-правовым .

Существенные изменения произошли в области наследственного, семейного, жилищного права, где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой - другие имущественные права этих субъектов.

Уголовное право . Жестче стала уголовная репрессия, в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные принципы .

В военных условиях существенные изменения произошли в области уголовного права. В июле 1941 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация.

В ноябре 1943 г. был принят Указ Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну.

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права (фашистских преступников и их пособников) введены особые меры наказания - смертная казнь через повешение и каторжные работы.

В декабре 1942 г. расширился состав такого преступления, как спекуляция (в нее включалась продажа махорки и самогона в больших количествах).

В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была по аналогии приравнена к бандитизму.

Много внимания законодатель уделял борьбе с хищениями . В июне 1943 г. принят Указ об ответственности за хищения горючего. Закон 1932 г. стали применять к случаям хищения продуктов. Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхозтехники и проч.

Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стали использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появились новые составы: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и проч.

Расширялся круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке .

Наряду с усилением наказаний за наиболее опасные преступления стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование.

Семейное право . В июле 1944 г. принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот Указ (как ноябрьский 1944 г. и мартовский 1945 г.) предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов порождал только зарегистрированный брак .

Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов в случае отсутствия регистрации брака . Сохранялся судебный порядок установления фактических брачных отношений, имевших место до июля 1944 г. В этих случаях дети пользовались всеми правами на наследство, получение пенсий и пособий. Устанавливался сложный порядок расторжения брака в суде второй инстанции .

В марте 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР внесены изменения в порядок наследования по закону . Круг наследников расширялся - в порядок очередности после наследников первой группы (дети, супруг, нетрудоспособные иждивенцы) вводились наследники второй (трудоспособные родители) и третьей (братья/сестры) групп . В случаях наследования по завещанию определенная доля гарантировалась несовершеннолетним детям и нетрудоспособным иждивенцам.

Гражданское право . В сфере гражданского права В сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду нововведений. В связи с эвакуацией имущества возникло много споров. Сужалась сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств даже без заключения договора . Усилилось воздействие административных актов на возникновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в договорных отношениях.

Особую роль стало играть право владения : расширилась практика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто заменялась простой передачей имуществ от госоргана к госоргану. Вместе с тем распределительные (относительно ресурсов, оборудования, сырья и проч.) права наркоматов расширялись, так же как и внутренний хозрасчет предприятий. Упрощался порядок подрядного строительства и составления сметной документации.

Колхозное право. В принятом в августе 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации предусматривались меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, установление налоговых льгот организациям и лицам.

Колхозам возвращался скот, ранее принадлежавший им и эвакуированный до начала оккупации, колхозы освобожденных территорий освобождались от некоторых государственных поставок, государство проводило закупку скота в восточных районах, чтобы обеспечить нужды западных областей. Жители освобожденных областей освобождались от обязательных поставок сельхозпродуктов государству. Принимались меры к восстановлению разрушенных жилищ колхозников.

Вместе с тем главным направлением в политике правового регулирования экономики была мобилизация всех возможных ресурсов . В феврале 1942 г. принят Указ О мобилизации всего трудоспособного населения для работы в производстве и строительстве, трудовая повинность введена еще в июне 1941 г. В сфере сельскохозяйственного производства в апреле 1942 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников (как взрослых, так и подростков).

Перестройка государственного аппарата и строительство вооруженных сил в период Великой Отечественной войны.

Конституционные основы советского государства и права в годы Великой Отечественной войны остались незыблемыми: продолжали функционировать СНК СССР, Верховный Совет СССР (он собирался в 1942. 1944, 1945 гг.), местные советы депутатов трудящихся, прочие государственные органы.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении», власть на территориях, объявленных на военном положении была в значительной степени передана военным органам управления.

23 июня 1941 г. была создана Ставка Главнокомандования (позже – Ставка Верховного Главнокомандования) – высший стратегический военный орган ее позже возглавил Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) : председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин.

30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным (он впервые занял официальный государственный, а не партийный пост). ГКО являлся высшим чрезвычайным государственным органом в период военного времени.

Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о всеобщей мобилизации граждан 1905–1918 гг. рождения. Начали формироваться отряды народного ополчения, совершенствовалась структура Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На военные рельсы под руководством СНК СССР была переведена промышленность Советского Союза. Были созданы новые народные комиссариаты (в частности, Народный комиссариат боеприпасов СССР и Народный комиссариат танковой промышленности СССР), успешно была проведена эвакуация ряда промышленных объектов из прифронтовой полосы (преимущественно на Урал).

В годы Великой Отечественной войны резко возросла значимость партийно-командной системы СССР, например, широко практиковались совместные постановления Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и Президиума Верховного Совета СССР.

Именно в годы войны завершается становление культа личности И.В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего.

В 1945 г., после победоносного окончания войны СССР против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны был расформирован, как и Ставка Верховного Главнокомандования.

Именение в праве и процессе в годы Великой Отечественной войны.

Развитие права в период Великой Отечественной войны

Советские законы распространяли свое действие и на оккупированную территорию. Т.е., если сделка не соответствует советским законам или интересам, то она – недействительна.

Общие тенденции:

Гражданское право . Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. За военнослужащими, призванными в действующую армию, сохранялась жилая площадь, квартирная плата за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащих был установлен льготный размер квартирной платы Особое внимание уделялось договору жилищного найма. Указание пленума ВС СССР от 23 июня 1941 года приостановило все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и их семей. Постановление от 5 августа 1941 года . Вводились некоторые ограничения на право собственности, а именно: граждане должны были временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества. Также граждане должны были сдать трофейное имущество, и то имущество, собственник которого неизвестен. «Постановление СНК и ВКП(б) от 21 августа 1943 года» обязывало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который был эвакуирован на восток. В обязательственном праве усиливается применение административно-правовых, плановых методов, прежде всего это касалось поставки военной продукции, нефти, угля, металла. Купля-продажа часто замещалась простой передачей имущества от госоргана госоргану. В принятом в 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" предусматривались меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам. Сужалось применение гражданско-правовых договоров, и возрастала роль административно-правовых, плановых заданий. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т. д. Были уточнены условия договора жилищного найма (в связи с массовой эвакуацией и последующим возвращением жителей городов, введением льгот для семей военнослужащих и т.д.). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников, в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название "О наследниках по закону и по завещанию". Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.

Были установлены следующие очереди:

* дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали в первую очередь,

* трудоспособные родители,

* братья и сестры.

Наследство должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество 1 или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти. При возвращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий:

* эвакуация должна быть документально оформлена;

* квартирная плата должна своевременно вносится;

* лица, проживающие ранее, должна быть выселены.

В послевоенные годы существенно были ослаблены хозяйственные связи. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года - договор, признан единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами. Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов. Граждане получили право строить или приобретать на праве личной собственности как в городе, так и вне его, количеством от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м."

Семейное право. В годы Великой Отечественной войны всемирно заботились о здоровье женщин и детей. Так Указ от 8 июня 1944 года увеличил государственную помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Были установлены почетное звание "Мать-героиня" и установлена медаль "За материнство".Пособие одиноким матерям устанавливалось в следующих размерах: 100 рублей на одного ребенка, 150 рублей на двух детей, 200 и более рублей на 3 и более детей.С 1 октября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным выдавались дополнительные пайки. Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 дней.

Принципиальные изменения касались бракоразводного процесса. Только зарегистрированный в установленном порядке брак порождал права и обязанности супругов.Фактические брачные отношения перестали иметь значение юридического факта. Был установлен судебный порядок развода. В 1943 г. были уточнены нормы об опеке и усыновлении (усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей, с фамилией и отчеством усыновителей). Также заботились и о сиротах. По Указу от 8 июля 1944 г., только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода. Теперь развод производился только в судебном порядке, причем в народном суде принимались меры к примирению супругов. При подаче заявления о расторжении брака, дела о расторжении брака обязательно публиковались в газете. Дело рассматривалось публично с привлечением свидетелей. Вопрос о разводе решал вышестоящий суд, только если супруги не примирились.

Трудовое право. Указ от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для выполнения различных оборонных работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет - мужчины, женщины - в возрасте от 16 до 50 лет. Указом от 26 июня 1941 г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" директорам предприятий было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР сверхурочные работы до 3 часов в день (кроме беременных женщин начиная с шестого месяца и кормящих матерей). Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Отменялись отпуска (кроме как по болезни, беременности и родам, работникам в возрасте до 16 лет), они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы как замороженные на время войны вклады. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пенсии.

Указом от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) на период военного времени для работы на производстве и строительстве. От мобилизации освобождались учащиеся, поступавшие в школы ФЗО и ремесленные училища, а также матери грудных детей (или детей до 8 лет, если некому было за ними ухаживать). Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев. Указ от 30 июня 1945 года установил дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись сверхурочные работы, был восстановлен 8-ми часовой рабочий день. В феврале 1947 года - восстановлена система коллективных договоров.

В послевоенные годы большое внимание оказывалось охране труда женщин и подростков. 13 декабря 1956 года СНК было принято постановление "Об усилении охраны труда подростков". Был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет. В порядке исключения с разрешения родителей на работу могли быть приняты подростки в возрасте 15 лет. 10 марта 1956 года Президиум Верховного Совета принял указ о сокращенной продолжительности рабочего дня в предвыходные и выходные дни. Продолжительность рабочего дня составляла 6 часов. 25 апреля 1956 года выходит указ "Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятия и за прогул без уважительной причины". В июле 1945г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. Делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. СМ СССР принял постановление "О заключении хозяйственных договоров", в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные - между предприятиями. Для решения трудовых споров между предприятиями, внутри предприятий, предприятия и рабочего были созданы трудовые комиссии. Было утверждено положение "О порядке рассмотрения трудовых споров".

Была повышена роль профсоюзных комитетов. Постановлением ВЦСПС от 21 июня 1947 года не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных туберкулезом. Инструкция министерства здравоохранения от 21 июня 1949 года на предприятиях должен производится обязательный медицинский осмотр на предприятиях с вредными условиями труда. 08.02.1951 года президиум ВЦСПС созданы общественные комиссии охраны труда при ФЗМК. Указом от 19.05.49 г. женщинам, имеющих детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях перехода на другую работу.

Колхозное право расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время на время войны был повышен обязательный минимум трудодней в году до 100 в Московской и других специально указанных областях и до 120 - в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году. Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней в сезон работ, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к судебной ответственности. Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекались горожане, не работающие на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащиеся и студентов с оплатой в трудоднях и сохранением по месту работы 50% оклада, а студентам стипендии.

Уголовное право. Война повысила общественную опасность многих преступлений, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений. Особую опасность представляли государственные преступления, такие как измена, шпионаж, диверсия.

В уголовном праве широко применялся закон от 7 августа 1937 года при квалификации хищений как государственного, так и личного имущества. Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В декабре 1942 г. расширяется состав спекуляции (в нее включаются продажа махорки и самогона в больших количествах). В уголовном порядке наказывалось нарушение правил Противовоздушной обороны. Лица, которые уклонялись от обязательного обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности.

Довоенные нормы уголовного права были дополнены. В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "об ответственности за распространение в военное время ложных слухов"; такое деяние наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших ее документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права ("фашистских преступников и их пособников") вводятся особые меры наказания - смертная казнь через повешение и каторжные работы на срок до 20 лет. В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена по аналогии к бандитизму. Шире стали использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появился ряд новых составе уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942).

В уголовном праве в послевоенные годы проявляются гуманистические тенденции. 07.07.45 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, в связи с победой над гитлеровской Германией. От отбытия наказания освобождались осужденные, срок наказания которых не составлял 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину.

Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления.

Указ от 27 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением на 25 лет. Смертная казнь применялась лишь к шпионам, изменникам Родины, диверсантам.

Указ от 4 апреля 1947 года установил повышенную уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества: кража, присвоение, растрата, иное хищение каралось заключением на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. По указу также устанавливалась ответственность за недонесение о готовящемся преступлении.

Уголовный процесс. Положение о военных трибуналах установило новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые обладали данной компетенцией. Были сокращены сроки следствия по отдельным категориям уголовных дел.

85.Реформы Хрущева

рущёвская «оттепель, как принято называть комплекс реформ и саму эпоху нового вождя, проходила под лозунгом возвращения к неким коммунистическим истокам, в отношении которых Сталин совершил значительное предательство.

Правительство вновь принялось строить коммунизм, отказавшись от форменного сталинского самодержавия с явными капиталистическими элементами. И эти реформы имели как положительный эффект, так и отрицательный.

  • Началось массовое строительство жилья для рабочих. Города и посёлки городского типа украсились комплексами стройных пятиэтажек, каждая из которых содержала большое количество квартир – маленьких, безыскусных, совершенно одинаковых. Помпезность, художественность и индивидуальность отныне были вне закона, однако народ в тот момент не обращал на это внимания: собственная квартира была заветной мечтой десятков миллионов советских граждан, и вот теперь она свершилась.
  • Начались гонения на личные подсобные хозяйства крестьян. Землю решили забирать, чтобы люди лучше работали в колхозе и не тратили время на свои угодия, а налоги вновь возросли. Предлагалось сдавать или продовать скот по минимальной цене колхозам и совхозам. В итоге к середине 60-х годов большая часть сельского населения деградировала на низкий уровень - ниже чем в начале 1950-х годов.Молодежь уезжала в города или на целину.Мясо, молоко и хлеб стали исчезать с прилавков, продуктов не хватало и нависла угроза введения карточек. Впервые мы купили зерноиз-за рубежа.
  • Произошло разделение обкомов на промышленные и сельскохозяйственные. Эта административная реформа привела, однако, к массовому ухудшению урожаев.
  • Началась «кукурузная кампания», имевшая целью привить эту культуру, тогда ещё диковинную, на поля Советского Союза. Народ кукурузу полюбил и в дальнейшем стал её выращивать в широких масштабах, однако конкретно на тот момент результаты были во многом неудачны: из 37 миллионов засеянных кукурузой гектаров вызрели только 7 миллионов.
  • Освоение целины. Покорять и обрабатывать целину (Казахстан, Сибирь) отправились около 300тыс добровольцев. Урожай большой собрали только один раз - в 1956 году. Солнце выжигало посевы, песчанные бури сдували плодородный слой, задумка не удалась.
  • Была проведена реорганизация школ, в результате чего всеобщая трудовая школа стала политехнической. Реформа оказалась провальной и с уходом Хрущёва была отменена.

Похожая информация.


ГОСУДАРСТВО В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ!

В период войны продолжали действовать все органы гос власти, предусмотренные Конституцией - Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета ССР, СНК СССР, Верховные советы союзных республик, областные советы и др)

Высший орган власти - Верх. СОвет СССР в годы войны работал нерегулярно

Фактически все основные решения в данный период оперативно принимались Президиумом Верховного СОвета СССР, посредством указов.

Чрезвычайные условия военного времени потребовали создания особых органов власти.

в 1941 был образован Государственный комитет обороны (ГКО), в который входили высшие гос и партийные деятели. В период войны он был высшим органом гос власти. К числу ключевых органов, созданных в начальный период войны, относились также Ставка Верховного Главнокомандования, являвшаяся высшим военным органом.

После победы над Германией и Японией к СССР официально перешла часть Восточной Пруссии, а также территория Южного Сахалина и Курильские острова.

СОВЕТСКОЕ ПРАВО В ГОДЫ ВОЙНЫ!

В условиях военного времени сохраняли свою силу нормативные акты, принятые в довоенный период. Было сформировано законодательство военного времени. которое было весьма жестким, но обеспечило победу над врагом. большинство актов носило временный характер.

ГРАЖДАНКОЕ ПРАВО

Война остро задела интересы собственников имущества. Так, имущество эвакуировавшихся граждан оказывалось в чужом фактическом владении, причем эти владельцы нередко не склонны были возвращать имущество. Поэтому одной из наиболее распространенных категорий дел в судах в период войны и в первые послевоенные годы стали споры о возврате имуещства из чужого незаконно владения(виндикация)

Большмк людские поотери в годы войны привели к тому, что часто у наследодателями вообще не оставалось близких родственников, поэтому Президиум Верховного СОвета СССР издал Указ "О наследовании по закону и по завещанию" - впервые в наследственном праве устанавливалась очередность наследования (3 очереди) . Наследники первой очереди наследовали имущество в равных долях, наследники последующих очередй могли привлекаться к наследованию только при отсутствии наследников предшествующей очереди.

  • Первая очередь - дети.
  • вторая очередь - трудоспособные родители умершего
  • третья очередь - братья и сестры умершего.

ТРУДОВОЕ ПРАВО!

В первый же день войны (22 июня) был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О военном положении" - военные власти получили прво привлекать граждан к трудовой поивинности для выполнения ряда работ.

Указом того же органа от 26 июня 1941 "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" - администрация предприятий долна была устанавливать обязательные сверхурочные работы на сок до 3 часов в день. И отменялись отпуска.

Также была повышена ответственность за самовольный уход с работы граждан, трудившихся на предприятиях военной промышленности.

Также вводилась мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на произдстве и в строительстве.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО!

Все меры, принимавшиеся законодателем в годы войны в сфере брачно-семейных отношений, имели целью укрепить институт брака, поощрить многодетные семьи и повысить рождаемость.

Был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

в 1944 Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ "Об увлеичинеии государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "МАть-героиня" и учреждения ордена "Материнская слава" и мдеали "Медаль материнства" , этот акт отбросил отечественное семейное законодательство на столетие назад.

с 1944 перестали порождать правовые последствия фактические брачные отношения, юридическую силу имел теперь только официально зарегистрированный брак.

Также в связи смертью на войнах был принят указ "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести одного из супругов", чтобы переживший супруг сохранил наследственные и другие права.

Была крайне усложнена процедура расторжения брака с целью создания максимально широких условий для сохранения семьи. Развод теперь только в судебном порядке.

Указ запрещал установление отцовства в отношении детей рожденных вне брака.

ДЛя того чтобы учесть интересы внебрачных детей, государство выплачивало их матерям денежные пособия (50 р)

УГОЛОВНОЕ ПРАВО!

В годы ВОВ общая часть советского уголовного права не подвергалась существенным изменениям.

Самые жесткие меры применялись к лицам, изменявшим своему государству и сотрудничавшим с оккупантами.

Указов Президиума была введена ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих треводу среди населения.

Устанавливалась ответственность за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших гос тайну.

Был издан указ, в осответствии с которым за пособничество фашистам и преступления проитв местного населения на оккупированных территориях вводились новые виды наказаний - повешение и ссылка на каторгу.

Ознакомление с процессом перестройки государственного аппарата к условиям войны. Исследование и характеристика особенностей развития права в военное время. Анализ динамики исторических процессов развития государства и права Советского государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МВД России

Санкт-Петербургский университет

Лекция

«Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)»

Кафедра истории государства и права

Санкт-Петербург 2010

Введение

1. Перестройка государственного аппарата к условиям войны

2. Развитие права в военное время

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной темы заключается в раскрытии динамики исторических процессов развития государства и права Советского государства в период Великой Отечественной войны, которая была тяжелейшим испытанием для Советского государства. Устоять в этой борьбе, разбить врага можно было, только превратив страну в единый военный лагерь. Это означало, что все стороны жизни советского общества должны быть перестроены в соответствиями с потребностями ведения войны.

В лекции будут рассмотрены вопросы перестройки государственного аппарата, формирования новых органов государственной власти и управления СССР, таких как Государственный Комитет Обороны (ГКО), Ставки Верховного Главнокомандования, и др.

Особое внимание будет уделено перестроению советского права в соответствии с требованиями военного времени, определены особенности развития в различных отраслях права.

Материал лекции неразрывно связан с ранее изученными историко-правовыми аспектами развития государства и права России и непосредственно связан с темой № 13 «Советское государство и право в предвоенные годы (1929-1941 гг.)», в ходе изучения которой вы познакомились с изменением в государственном и общественном строе произошедшими в нашей стране в указанный исторический период.

Изучение учебных вопросов настоящей лекции позволит вам подготовиться к освоению последующего учебного материала, в том числе к теме № 15 «Развитие советского государства и права в послевоенные годы (1945 - 1964 гг.).

1. Перестройка государстве нного аппарата к условиям войны

22 июня 1941 г. - один из самых трагических дней в истории советского народа. В этот день началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии. Война, развязанная фашистами, мечтавшими о мировом господстве, на пути к которому стоял Советский Союз. Война, принесшая неисчислимые потери и страдания всем народам СССР и закончившаяся победой благодаря массовому героизму и мужеству советских людей. государственный право военный советский

С первого же дня войны были приняты меры к отпору фашистской агрессии, к перестройке всех государственных и общественных структур на военный лад.

22 июня 1941 г. в первый же день войны Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О военном положении", «О мобилизации военнообязанных 1905-1918 гг..

29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву к партийным и советским органам, излагавшую программу борьбы с фашистским агрессором.

Все существовавшие ранее органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, ведомства, республиканские органы власти и управления, местные советские органы в период войны сохранили свои полномочия.

Даже созданные в это время временные чрезвычайные органы и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Они создавались с тем, условия военного времени не позволили в установленный срок провести выборы Верховного Совета СССР и других Советов. В связи с этим ПВС СССР несколько раз продлял их полномочия. Нарушались и сроки созыва сессий Советов.

Условиями войны объясняется и усиление значения исполнительных органов Советов. Вновь возродилась практика кооптации их состава без проведения дополнительных выборов.

Изменились функции Советов: Главной вновь стала функция защиты Родины. Советские органы занимались мобилизацией и отправкой на фронт людских ресурсов, созданием любых ресурсов, материальным снабжением войск, оборонительным строительством, местной противовоздушной обороной и др.

Они отвечали за поддержание порядка и организованность, перестройку народного хозяйства на военный лад, эвакуацией промышленных и иных объектов в глубокие тылы, обеспечением условий жизни и труда населения.

Главным законодательным органом страны на период войны становится Президиум Верховного Совета СССР. Он принимает указы о мобилизации в Советскую армию, а введении военного положения, о создании новых, в том числе чрезвычайных, государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, об организации всевобуча, о ратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением и т. п.

В условиях войны также значительно возросла роль и значение Совнаркома СССР. Многие наиболее важные вопросы, особенно военно-хозяйственные решались совместно СНК И ЦК ВКП(б). Особое внимание Совнарком уделял новому порядку планирования экономики, работе Госплана СССР.

При Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов: Совет по эвакуации (председатель - Н. М. Шверник), Главснабнефть, Главснаблес, Совинформбюро и др.

Был образован ряд новых наркоматов: боеприпасов, танковой промышленности, минометного вооружения и расширены их права в области финансов, распределения материальных ресурсов, в области капитального строительства.

Наряду с традиционными органами власти и управления война потребовала создания чрезвычайной системы органов, наделенных особыми полномочиями.

Во главе системы чрезвычайных органов военного времени находился ГКО СССР под руководством И. В. Сталина, образованный 30 июня 1941 г. Это был узко коллегиальный по своему составу (5-9 человек) и потому исключительно оперативный орган. ГКО сосредоточил в своих руках всю полноту власти в государстве с неограниченной компетенцией. Он руководил организацией вооруженного отпора врагу, перестройкой народного хозяйства, мобилизацией сил и средств. Постановления ГКО имели илу законов военного времени и были обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов. ГКО не имел своего аппарата и действовал через партийные органы, Советы и общественные организации. На фронтах, в военно-промышленных наркоматах и ведомствах, на важнейших предприятиях и стройках назначались уполномоченные ГКО для решения оперативных вопросов и контроля за выполнением его постановлений.

Чрезвычайные органы - городские комитеты обороны были также созданы в отдельных прифронтовых городах, имеющих особо важное значение. Их возглавляли первые секретари обкомов или горкомов партии. Они руководили оборонительным строительством, созданием народного ополчения, организацией производства и ремонта боевой техники и вооружения.

Создавались в годы войны и другие, узкоспециализированные чрезвычайные органы, например, Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиняемого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Аналогичные комиссии были образованы в республиках, областях (краях) и городах.

В местностях, в которых указами ПВС СССР вводилось военное положение, все функции государственной власти в области обороны, охраны общественного порядка и государственной безопасности возлагались на военные советы фронтов, округов, армий, а где не было военных советов - вышестоящему командованию воинских соединений. Указом от 22 июня 1941 г. военные власти наделялись правами: привлекать население к трудовой повинности, мобилизовать транспортные средства, регулировать время работы предприятий и учреждений, порядок проведения собраний. митингов, шествий, работу торгующих и коммунальных предприятий, устанавливать порядок отпуска товаров, контролировать въезд и выезд на подведомственные территории, выселять из этой зоны в административном порядке нежелательных лиц.

Постановления военных властей были обязательными для населения данной местности, неисполнение которых вело за собой административные санкции: лишение свободы до 6 месяцев или штраф до 3 тыс. руб.

Военное положение было также введено на всем транспорте страны. Рабочие и служащие транспорта несли уголовную и дисциплинарную ответственность наряду с военнослужащими.

Еще более строгий режим осуществлялся в местностях, объявленных на осадном положении, если создавалась непосредственная угроза их захвата врагом. При осадном положении (в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и т. д.) вводился комендантский час, строго регламентировалось и контролировалось движение транспорта и населения во время воздушной тревоги, усиливалась охрана общественного порядка. Нарушители режима привлекались к уголовной ответственности военным трибуналом, а провокаторы, шпионы и агенты врага подлежали расстрелу на месте.

Не смотря ни на какие препятствия Советская власть и ее органы действовали на большей части территории, оккупированной врагом. Они создавали партизанские отряды и подпольные группы, организовывали материальную, продовольственную и иную помощь партизанам, оказывали помощь выходящим из окружения воинам Советской Армии. Подпольный партийно-советский аппарат при этом руководствовался директивами ЦК ВКП(б) и законодательством СССР исходя из принципа, что оккупация не прерывает действия советских законов.

Наиболее существенные изменения в годы войны произошли в Вооруженных Силах. Они коснулись их состава, структуры и управления. Начало им положила мобилизация. объявленная Указом и коснувшаяся миллионов людей. Призыву подлежали все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войны численность армии достигала более 11 млн. чел.

Принимались меры для создания постоянных обученных людских резервов для пополнения армии и флота. С этой целью в соответствии с постановлениями ГКО "О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата ВМФ" от 16 июля 1941 г. и "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" от 18 сентября 1941 г. обязательному военному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Всего за годы войны всевобуча прошли военную подготовку свыше 18 млн. человек.

Особое внимание уделялось совершенствованию подготовки офицерских кадров. За годы войны в военных академиях, училищах и на различных краткосрочных курсах было подготовлено около 2 млн. офицеров.

Реорганизации подверглась и система управления войсками. 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главного Командования (с 10 июля - Ставка Верховного Главнокомандования) - орган стратегического и оперативного управления Вооруженными Силами. В нее вошли члены политбюро ЦК и руководители Наркомата обороны. 10 июля Председателем Ставки был назначен И. В. Сталин, а 8 августа он стал и Верховным Главнокомандующим. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. Связь ставки с фронтами осуществлялась и через представителей, задачами которых были: координация действующих фронтов, контроль за исполнением директив Верховного Главнокомандования, помощь фронтам в планировании, подготовке и осуществлению операций. В числе представителей Ставки чаще всего были Г. К. Жуков - 1-й заместитель Верховного Главнокомандующего и начальник Генерального штаба А. М. Василевский.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии вновь действовал институт военных комиссаров. Но полномочия их были уже, чем в гражданскую войну. Правом контроля за действиями командиров они не обладали.

Партизанской борьбой руководил Центральный штаб партизанского движения при Ставке и штабы при военных советах фронтов, а с сентября 1942 г. - Главное командование партизанского движения.

Издавались новые уставы, обобщавшие опыт войны: Боевой устав пехоты 1942 г., Наставление по службе штабов 1942 г., Наставление по войсковой разведке и др.

В годы войны были перестроены органы суда и прокуратуры. Их видами были военные трибуналы и общие суды.

Судопроизводство в военных трибуналах осуществлялось на основании УПК, а также с учетом новых норм, появившихся во время войны.

Надзор за социалистической законностью осуществляли территориальные прокуратуры и военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором, подчиненным Прокурору СССР.

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа -- Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и через своих уполномоченных (в союзных и автономных республиках). Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

В конце 1941 г. начинается эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для осуществления этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образуется Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл. (край) советах -- отделы эвакуации, на железных дорогах -- эвакуационные пункты.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г . Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. создается Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах -- бюро по учету и распределению рабочей силы.

Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главнокомандования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были: Генеральный штаб Красной армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала: фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения. В1942 г. издается Боевой устав пехоты. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях. Организаторами движения на местах стали партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД . К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения , в сентябре -- особое Главное командование партизанского движения .

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали деятельность военных трибуналов.

Таким образом, война вызвала серьезные изменения в системе органов государственной власти, главной задачей которой была организация отпора фашистской агрессии. Опыт показал действенность и эффективность работы всех звеньев партийных, советских и общественных организаций в условиях военного времени.

2. Развитие права в военное время

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно-правовым и административно-правовым. Жестче стала уголовная репрессия , в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные принципы. Существенные изменения произошли в области наследственного, семейного права , где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой -- другие имущественные права этих субъектов.

В военных условиях существенные изменения произошли в области уголовного права . В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения ». Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация. В ноябре 1943 г. был принят Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну ».

С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников») вводятся особые меры наказания -- смертная казнь через повешение и каторжные работы.

В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, как спекуляция (в нее включается продажа махорки и самогона в больших количествах). Проявилась общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса. Так, в ст. 59 УК РСФСР 1926 г. включались деяния, связанные с уклонением от разного рода государственных повинностей. «Разбазаривание продуктов» должностными лицами подпало под действие Закона (август 1932 г.) О хищениях социалистической собственности . В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена к бандитизму . В июне 1943 г. принимается Указ «Об ответственности за хищения горючего ». Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхозтехники и проч.

Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стал использоваться принцип аналогии и возмездие; как одна из целей наказания. Появился ряд новых составов: уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), несдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и проч. Был расширен круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия ранее наказуемые в административном порядке. Наряду с усилением наказаний за наиболее опасные преступления стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование.

В сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду нововведений. В июле 1944 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот Указ (как и ноябрьский 1944 г. и мартовский 1945 г.) предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов порождает только зарегистрированный брак. Отменялся судебный порядок установления отцовства и взыскания алиментов в случае отсутствия регистрации брака. Сохранялся судебный порядок установления фактических брачных отношений, имевших место до июля 1944 г. В этих случаях дети пользовались всеми правами на наследство, получение пенсий и пособий. Устанавливался сложный порядок расторжения брака в суде второй инстанции.

В связи с эвакуацией имуществ возникло много споров об имуществе . Сужалась сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже без заключения договора. Усилилось воздействие административных актов на возникновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в договорных отношениях. Особую роль стало играть право владения: расширилась практика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто замещалась простой передачей имуществ от госоргана к госоргану. Вместе с тем распределительные (относительно ресурсов, оборудования, сырья и проч.) права наркоматов расширялись, так же как и «внутренний хозрасчет» предприятий. Упрощался порядок подрядного строительства и составления сметной документации.

В принятом в августе 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации » предусматривался ряд мер, направленных на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам.

В сфере сельскохозяйственного производства в апреле 1942 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников. Тогда же принимается постановление о мобилизации горожан на сельскохозяйственные работы, в колхозы, совхозы и МТС. Ранее установленный порядок обязательных поставок государству колхозами в годы войны был дополнен: создавался целый ряд специальных фондов (для поставок Красной Армии и т.п.). Законодатель, с одной стороны, стимулировал более интенсивное использование земель (в частности, пустующих) колхозами, а с другой -- проводил политику огосударствления колхозов.

В ходе войны укреплялся блок государств «антигитлеровской коалиции», в который входил СССР. В октябре 1943 г. в Москве было проведено совещание министров иностранных дел США, Великобритании и СССР и создана Консультативная комиссия для определения условий капитуляции противника. В ноябре 1943 г. состоялась конференция глав трех государств в Тегеране, в феврале 1945 г. -- в Ялте. На этих встречах обсуждались вопросы национально-государственного размежевания послевоенной Европы (наряду с другими были признаны притязания СССР на Кенигсберг и балтийские территории).

Развитие советского права и особенности правоприменения в годы во й ны.

Основные направления изменений законодательства в годы Вел икой Отечественной войны: военного, гражданского, трудового, земельного, колхозного, семейного, уголовного и уголовно-процессуального.

Правовой режим военного положения и осадного положения.

Расширение подсудности военных трибуналов.

Создание в местностях, объявленных на военном положении, территориальных военных трибуналов и органов военной прокуратуры.

Борьба со шпионами, диверсантами противника, дезертирством, мародерством и т. д. Введение внесудебной расправы против диверсантов и паникеров.

Развитие военного законодательства, принятие новых воинских уставов.

Организационно-правовые меры по охране общественного порядка, государственной безопасности и борьбе с уголовной преступностью.

Временное ограничение гражданских прав и свобод: учреждение военной цензуры, ужесточение паспортного режима, введение разрешительного порядка передвижения населения.

Выявление и наказание предателей и пособников немецко-фашистских захватчиков.

Борьба с националистическими бандформированиями и подпольем, оставлявшимися немецким командовайнем в тылу советских войск, на территории Западной Украины и Прибалтики.

Искривления и нарушения законности в деятельности органов госбезопасности и военной контрразведки.

Организационно-правовое обеспечение экономики в годы войны:

- обеспечение экономики рабочей силой, введение трудовых мобилизаций и создание общегосударственной системы распределения рабочей силы;

- временная отмена отпусков, увеличение продолжительности рабочего дня.

- увеличение обязательных норм выработки, введение уголовной ответственности за невыполнение этих норм и учреждение правительственных наград за трудовые подвиги;

- укрепление трудовой дисциплины.

Организационно-правовые меры по проведению эвакуации на Восток населения, промышленных предприятий, государственных запасов продовольствия, оборудования, сельхозинвентаря, скота и пуску эвакуированных предприятий в ход на новых местах (Постановление СНК от 29.10.41 г.“О графике восстановления заводов,эвакуированных на Волгу, Урал, В Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан”). Мероприятия по реэвакуации.

Перестройка государственного снабжения, введение карточной системы распределения продовольствия и промтоваров.

Изменения в финансовой системе: введение новых налогов (военного налога, налога на холостяков и малосемейных) и военного займа.

Организационно-правовые меры по обеспечению семей военнослужащих, раненых, инвалидов войны и семей погибших, по устройству эвакуированных из местностей, оккупированных неприятелем. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК от 7.04.42 г.”О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих”.

Организационно-правовые меры по укреплению семьи(указ 8 июля 1944). стимулированию рождаемости.

Военная обстановка вынудила внести в советское право ряд существенных поправок в интересах обороны, не меняя основных принципов и правовых институтов.

Советское гражданское права в годы войны не претерпело сколько-нибудь серьезные изменений. Оно оказалось дееспособным и в условиях чрезвычайного положения.

Были распределены полномочия наркоматов и руководителей предприятий в вопросах финансов, капитального строительства, распределения материальных и людских ресурсов административно-командными методами.

Принимались меры для защиты прав и законных интересов советских граждан, особенно военнослужащих.

Совершенствовалось наследственное право. Массовая гибель людей вызвала расширение круга наследников по закону. Указом ПВС СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" были узаконены две новые категории наследников по закону: трудоспособные родители, а также братья и сестры.

Принимались меры, стимулирующие рождаемость: устанавливался повышенный налог на холостяков, учреждены "Медаль материнства" и орден "Материнская слава" а матери, родившие и воспитавшие десятерых детей, удостаивались почетного звания "Мать-героиня", вводился целый ряд льгот для многодетных матерей и беременных женщин.

Трудовое право также несло на себе отпечаток военного времени. Вновь возродилась трудовая повинность. К трудовой мобилизации и трудовой повинности можно было привлекать мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин с 16 до 50, не занятых на работе на предприятиях и учреждениях. Уклонение от повинностей влекло за собой уголовную ответственность. Практически повсеместно практиковались сверхурочные работы (официально до 3 часов в день), а фактически многие рабочие сутками не уходили из цехов.

Колхозное и земельное права в годы войны было направлено на укрепление колхозов и совхозов, обеспечение армии и населения продовольствием.

Этому способствовали нормативные акты, издаваемые в годы войны. Так, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. в колхозах был установлен новый повышенный минимум трудодней в зависимости от условий отдельных областей 100, 120, 150 трудодней (т. е. больше на 50 %, чем до войны). За невыполнение этого плана могли привлечь к уголовной ответственности. Уборка урожая в счет не шла и была обязательной.

Для горожан, мобилизуемых на сельхозработы сохранялась зарплата по месту работы (50 %), а за учащимися и студентами - их полная стипендия.

В годы войны большое развитие получило коллективное и индивидуальное огородничество рабочих и служащих. Для его стимулирования Советы и соответствующие земельные органы закрепили за предприятиями и учреждениями участки из земель городов, рабочих поселков и государственного фонда при условии их ежемесячного исследования.

Уголовное право, В условиях войны резко повысилась общественная опасность государственных преступлений: измена, шпионаж, диверсия и др. Их расследование и рассмотрение осуществлялось в соответствии с довоенным Положением о преступлениях государственных. Произошло лишь расширение толкования понятия "военная обстановка", повышающее ответственность за государственные преступления. "Военная обстановка" была всюду в стране, независимо от близости или удаленности фронта.

Для борьбы с паническими настроениями и ложными слухами ПВС СССР издал в июне 1941 г. Указ "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения". За данное преступление санкция предусматривала тюремное заключение от 2 до 5 лет, а при определенных условиях и более жестокое наказание.

Усилилась борьба с хищением социалистической собственности, даже в небольших размерах, с разбазариванием скота, со спекуляцией, со всякого рода злоупотреблением продовольственными и промтоварными карточками.

Строгая ответственность установилась за злостное нарушение правил местной противовоздушной обороны. Здесь санкции предусматривали лишение свободы на срок от 6 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах - вплоть до расстрела.

Усилился контроль за выполнением военно-учетных требований и передвижением военнослужащих и призывников. Виновные в их нарушении наказывались лишение свободы на срок не менее 1 года, а начальствующий состав - не менее 2 лет.

Возросли санкции за кражи личного имущества граждан и мародерство.

Указом ПВС СССР от 19 апреля 1943 г. была установлена уголовная ответственность за военные преступления, совершенные фашистами против мирного населения и военнопленных, наказывавшиеся смертной казнью через повешение или ссылкой на каторгу сроком от 15 до 20 лет.

Таким образом, в уголовном праве и судебной практике в годы войны произошли определенные изменения. Появились новые составы преступлений в т. ч. такие, как преступления против человечества и военные преступления. Усилилась судебная репрессия за многие виды государственных и военных преступлений.

Вместе с тем, случайно совершившим нетяжкие преступления, нередко предоставлялась возможность искупить вину на фронтах в борьбе с врагом. Служба в так называемых "штрафных батальонах", к примеру, засчитывалась 1 год за 10 лет мирного времени.

Некоторые изменения произошли в процессуальном праве. Был установлен новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами в местностях, объявленных на военном положении и в районах боевых действий, объявленный Указом ПВС СССР от 22 июня 1941 г. Трибуналы могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены только в порядке надзора. Особый контроль устанавливался по приговорам к высшей мере наказания. О каждом таком случае немедленно докладывалось председателю Военной коллегии Верховного суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору ВМФ и приговор приводился в исполнение лишь тогда, когда от них в течение 72 часов не последовало телеграфного уведомления о приостановлении исполнения приговора.

К другим особенностям судопроизводства этого периода относилось то, что не проводилось предварительное следствие по делам о нарушении трудового законодательства. Сокращались сроки расследования по делам об уклонении от призыва в армию, спекуляции и т. п.

В то же время незыблемыми оставались демократические принципы судопроизводства: гласность, устность, непосредственность и др.

Изменения коснулись и судопроизводства по гражданским делам. Так, Постановлением Пленума Верховного суда СССР от 30 августа 1941 г. были приостановлены производства по всем гражданским делам в отношении лиц, находящихся в действующей армии.

Итак, война, навязанная советскому народу фашизмом, явилась самым суровым испытанием в его многовековой истории. Но наш народ не дрогнул и вышел из этой войны победителем.

Вывод по второму вопросу: в немалой степени способствовало достижению Победы над врагом советское право. Значительно окрепшим вышло из горнила войны Советское государство, накопившее огромный опыт организации отпора любому агрессору.

Заключение

Подводя итог лекции, необходимо отметить, что в рассматриваемый период в соответствии с новыми задачами (превращение государства в единый военный лагерь, ведение военных действий как на территории СССР, так и за его пределами, массовая эвакуация населения и промышленности и др.) произошли существенные изменения в государственном аппарате и структуре органов государственной власти, совершенствовались методы их деятельности, принимались новые законы призванные обеспечить правовое закрепление произошедших изменений. Право в рассматриваемый период не претерпело коренных изменений, а было адаптировано для сложившихся условий. Существенная часть правовых нововведений была вызвана исключительно обстановкой военного времени.

Список литературы

Основная

1. История государства и права России (в схемах). Учеб. пособие. / Под ред. Абдулаева Р.А., Волгоградский ГУ, Волгоград, 2006.

2. История государства и права России: Учебник для вузов. С.Л.Захаров. М.: ЗАО «Юстициформ», 2007.

3. История государства и права России и зарубежных стран. Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2006.

4. История государства и права. Конспект лекций. / Под ред. С.Д.Смолина.- М.: Юрайт - Издат, 2007.

5. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник / Под ред. Рогова В.А. Изд.: МГИУ, 2006.

6. История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. - М.: ЦОКР МВД России, 2006.

7. История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

8. История отечественного государства и права. Учебник в 2 ч. Ч. 1. . Новицкая Т.Е., Чистяков О.И., Дюков Л.В. Изд.: Юрист, 2008.

9. История отечественного государства и права. IX - начало XXI в. Таблицы и схемы. Учебное пособие. Курицын В.М., Мамонтов А.Г., Недобежкин С.В. М.: Изд. Юнити, 2008.

10. Большой юридический словарь. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. М.: Инфра-М, 2005.

11. История государственного управления в России. Учебник / Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007.

12. Сырых В.М. История государства и права России. М., 2008.

Дополнительная

1.История государства и права России: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. Исаев И.А. М.: Прогресс, 2008.-797 с.

2.Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие2-е изд., перераб. и доп. Титов Ю.П. М.:: Проспект, 2008.- 464 с.

3.История государства и права России. Курс лекций под ред.Кудинова.

4.История государства и права России и зарубежных стран.Учебник / Под общ.ред.В.П. Сальникова.М.-:ЦОКР МВД России, 2006-592 с.

5.История отечественного государства и права: Учебник/ Под ред. Р.С. Мулукаева. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 600 с.

6. История государства и права России. Учебное пособие для вузов. Вологдин А.А. М.:Изд.: Высшая школа, 2007.-712 с.

7. Краткий курс по истории государства и права России. : Учебное пособие. Баталина В.В Изд.: Окей-книга. 2008. - 176 с.

8. Белоусов В.Г., Глушаченко С.Б. и др. История отечественного государства и права: Учебное наглядное пособие. -М.ИМЦ ГУК МВД России, 2004.-124с.

9. Исаев И. А. История государства и права России. - М., 1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изменения в государственном аппарате в годы Великой Отечественной войны. Развитие государственно-политической системы СССР в 1945–1953 гг. Основные тенденции развития советского права во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Пособие одиноким матерям.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2013

    Роль органов суда и прокуратуры в период Великой Отечественной войны. Конституционные основы Советского государства и права во время Отечественной войны. Состав уголовного законодательства. Источник процессуальных норм в деятельности военных трибуналов.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    Приспособление государственного аппарата к нуждам военного времени. Чрезвычайные органы государственного управления в годы Великой Отечественной войны. Особенности функционирования правоохранительной системы и системы охраны тылы в военное время.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2013

    Предмет, задачи и методы изучения истории государства и права России. Характеристика уголовного права по Русской Правде. Государственный аппарат России в годы первой мировой войны. Развитие государственной системы Советского Союза в 1945-1955 годах.

    учебное пособие , добавлен 08.01.2010

    Статус Государственной Думы и Государственного Совета по законам 1906 года. Изменение государственного аппарата России в годы Первой мировой и Великой Отечественной войны. Развитие гражданского права в Российском государстве в период 1917-2001 гг.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2015

    Особенности развития права в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства. Жилищно-правовой статус лиц, эвакуированных на Восток. Изменения в гражданском, уголовном, семейном, колхозном праве.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2011

    Условия формирования политической и нормативной системы советского общества. Методология изучения проблем теории государства и права. Развитие представлений о государстве в годы Гражданской войны и начала становления социалистического государства.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Проведение реформы НКВД в военное время. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел по борьбе с вражеской агентурой и диверсантами. Особенности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности в прифронтовых городах.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Государство и право от Древней Руси до XVII в. Государство и право России с периода абсолютизма до 1917 г. Становление абсолютной монархии в России. Советское государство и право в 1930-1941 гг. Советское государство и право в период войны (1941-1945гг.).

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Условия развития научно-культурного состояния в период войны, вклад казахстанских ученых в развитие культурно-просветительной деятельности. Производственно-техническая и сельскохозяйственная интеллигенция Казахстана в экономическом обеспечении победы.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», и 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли директиву к партийным и советским органам, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистскими захватчиками.

Была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. Усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена определенная их децентрализация. Сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые и республиканские органы управления.

Суровые условия войны вызвали к жизни создание специальных чрезвычайных органов с особыми полномочиями. Высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет Обороны. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в государстве, постановления имели силу законов военного времени. Своего большого аппарата ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы, общественные организации. В 1941-1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы – городские комитеты обороны, занимавшиеся оборонным строительством, созданием народного ополчения, организацией производства, ремонтом боевой техники и вооружения.

При Государственном Комитете Обороны и Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов, в том числе Совет по делам эвакуации, Главснабнефть, Главснабуголь, Главснабгаз, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и устройству семей военнослужащих. Информационно-пропагандистскую работу проводило созданное в первые дни войны Совинформбюро. Образовался также ряд новых наркоматов, расширялись их права в области финансов, распределения материальных ресурсов, строительства.

Великая Отечественная война внесла изменения и в состав, структуру, управление Вооруженными Силами. Была объявлена мобилизация военнообязанных, по которой в первые дни войны было призвано более 5 млн. человек. Начинают формироваться дивизии народного ополчения, добровольческие части, растет число партизанских формирований на захваченной территории. В январе-феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны. Было учреждено 9 новых боевых орденов и ряд медалей.

Общая система советского права не претерпела во время войны коренных изменений. Тем не менее военная обстановка заставила ввести в право определенные конкретные изменения.



Ярко выраженной была тенденция к сокращению гражданско-правовых договорных отношений в пользу отношений властных, административно-правовых. Это особенно проявлялось в случаях передачи военной продукции, стратегических материалов.

Был упрощен порядок регламентации капитального строительства, сокращен объем необходимых проектных документов, допускались отступления от сметы и проекта, были расширены права руководителей предприятий.

Не забывались и гражданско-правовые методы защиты граждан, их прав и интересов. Законодательство защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Усовершенствовались нормы наследственного права: расширился круг наследников, устанавливалась очередность их признания, каждый гражданин мог завещать свое имущество лицам из числа наследников, а также государственным органам и организациям.

Был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, одиноким и многодетным матерям, усилении охраны материнства и детства».

Изменения коснулись и института брака и развода. Только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, иски о разделе имущества, нажитого в период фактически брачных отношений.

Значительные изменения вносились и в законодательство о разводе. Устанавливался судебный порядок расторжения брака, увеличился и размер пошлин, взыскиваемых при оформлении развода.

Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем: нехватка рабочих рук в промышленности и на транспорте, в строительстве и на селе. Советское государство было вынужденно обратиться к трудовой мобилизации и трудовой повинности.



Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое на учреждениях и предприятиях. Было также разрешено в напряженные периоды производить мобилизацию населения городов для труда в колхозах, совхозах и МТС.

Колхозное и земельное право в период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, обеспечение армии и населения продовольствием, промышленности – сырьем.

Война резко повысила общественную опасность всех преступлений, появились и новые составы преступления, специфические для военного времени: измена, шпионаж, диверсия. При их расследовании и рассмотрении органы следствия суда руководствовались Положением о государственных преступлениях, принятым еще в мирное время. Судебная практика военных лет лишь дала расширенное толкование содержащемуся в Положении и УК понятию «военная обстановка», повышающее ответственность за государственные преступления.

Ужесточались методы борьбы с хищениями государственной и общественной собственности, разбазариванием ресурсов, спекуляцией, со злостным нарушением правил противовоздушной обороны, уклонением от обучения военному делу. Усилилась охрана личной собственности граждан.

Война потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Устанавливался новый порядок рассмотрения дел военными трибуналами. Их приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Повышенное внимание уделялось проверке дел в отношении приговоренных к высшей мере. Право приостанавливать приговоры трибуналов к высшей мере предоставлялось военным советам, командующим округами, фронтами, армиями, флотами с одновременным сообщением председателю Военной коллегии Верховного суда СССР.

Таким образом, в период Великой Отечественной войны правовая и государственная системы СССР подверглись значительным изменениям. Не малую роль в приспособлении этой системы к суровым условиям военного времени сыграло чрезвычайное законодательство того периода. Оно сделало ее более гибкой, более соответствующей требованиям военного времени.