Гражданской службе российской федерации. Гражданской службе российской федерации Ротация кадров государственных служащих

Глава государства подписал закон, устанавливающий ротацию чиновников.

Теперь начальникам не придется долго засиживаться на одном месте: каждые три-пять лет человека будут ждать дорога дальняя и кресло в казенном доме.

В первую очередь под ротацию должны попадать руководители контрольных и надзорных органов. Речь не только о прокуратуре: за порядком в стране наблюдает большая масса граждан начальников.

Например, федеральная инспекция труда смотрит, как работается людям. Санэпидстанция контролирует, чтобы не заводились крысы. А налоговая инспекция считает наши деньги. И так далее, и тому подобное. Простой обыватель может и не знать названия тех десятков ведомств, которые выписывают грозные предписания в той или иной сфере. Однако они есть, и они действуют.

Нередко бывает, что руководитель районного звена какой-нибудь незнаменитой инспекции сидит на своем месте так хорошо и долго, что врос не только корнями в землю (точнее - в кресло), но коттеджами, лимузинами, банковскими счетами.

Любая, пусть и маленькая должность с полномочиями может приносить совсем немалые доходы. Это не секрет.

Потому и нужна ротация. Как задумывается, она не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями. В последнее время из-за активности правоохранителей взятка стала чуть ли не глубоко интимным делом: ее можно взять только от хорошо знакомого человека. И то есть риск, что схватят. А с незнакомым прокурором-варягом, приезжим рыбинспектором, как считают сторонники ротации, договариваться будет гораздо трудней.

Любопытная цитата. Еще в советские годы один писатель заметил: "Осенью на Дальнем Востоке браконьеры ловят рыбу, рыбинспекторы ловят браконьеров. Но и у тех, и у других на зиму бочка икры в сарае". А все потому, что и рыбаки, и рыбинспекторы зачастую сидели за одними партами в школах.

Теперь закон устанавливает сроки и порядок проведения ротации гражданских служащих. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем ведомства.

Обязать к перемене мест могут и чиновников из обычных ведомств, не являющихся контрольными и надзорными. Но здесь решение будет приниматься отдельно.

Согласно закону, на федеральном уровне должен быть установлен перечень должностей, подлежащих ротации.

В список "перелетных" должны быть обязательно включены руководители территориальных подразделений ведомств, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, занимающих иные должности, тоже может проводиться. Закон разрешает президенту и правительству составить такие списки.

При переводе на новое место службы чиновнику оплатят все расходы, связанные с переездом, в том числе контейнеры для вещей.

На новом месте гражданину начальнику предоставят служебное жилье или будут доплачивать, чтобы он смог снять подходящую квартиру.

В отдельных случаях закон разрешает чиновнику отказаться от переезда. На это у него могут быть две причины. Первое: человек болен, и переезд ему противопоказан. Второе: кто-то из родных не сможет жить в новой местности.

Для реализации закона потребуется выделение из федерального бюджета 322,5 миллиона рублей в расчете на год. В связи с этим федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

В случае отказа от предложенной должности по ротации по указанным причинам чиновнику не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Однако на практике должность могут и не предложить. Так что человеку придется выбирать: либо семья, либо карьера. Кстати, многие чиновники ведомств, где предусмотрена ротация, часто отказываются от переезда или участия в списках на выдвижения именно потому, что не хотят оказаться неизвестно где.

Но и от служебного роста люди в таком случае отказываются. Наверх идут легкие на подъем.

Наряду с тренингами и курсами повышения квалификации в арсенале руководителей, которые хотят поднять эффективность своего персонала, есть еще ротация кадров. В статье разберем: что это такое, какие виды бывают, как и когда проводить, каких целей можно достичь.

Из этой статьи вы узнаете:

Ротация кадров: что это такое

Ротация кадров в организации - это управленческий процесс, при котором сотрудники постоянно или временно перемещаются на новые должности, оставаясь в штате одной компании. Перемещение может происходить как внутри отдела, так и между подразделениями.

Как правило, передвижение происходит горизонтально, то есть новые должности сотрудников находятся на том же структурном уровне, что и прежние. Но иногда специалистов ротируют вертикально. Это один из способов «выращивать» собственные кадры руководящего звена.

Цели

Ротация в организации идет на пользу не только бизнесу и руководству, но и самим сотрудникам. В списке основных целей этих перестановок:

  • Обучение сотрудников смежным профессиям. Это дает информацию для анализа личных и профессиональных качеств, а также улучшает взаимозаменяемость на производстве.
  • Уменьшение психологического напряжения в коллективе, снижение недовольства рутиной и, как следствие, повышение моральной мотивации персонала.
  • Создание кадрового резерва.
  • Подготовка к предстоящей реорганизации компании.
  • Повышение информированности персонала о задачах и процессах на предприятии.
  • Оптимизация рабочих процессов в компании.

Если говорить простыми словами, передвижение помогает освежить коллектив, сделать работу более продуктивной, улучшить психологический климат.

Не следует путать ротацию с навешиванием на одного сотрудника двойных должностных обязанностей. Некоторые работодатели думают, что это поможет оптимизировать фонд оплаты труда . Но на деле такая мера приводит к стремительному выгоранию работников. В результате падает их производительность и повышается текучка персонала.

По уровню специализации

Этот вид перестановок помогает решить ряд кадровых задач: сбалансировать штат, сделать сотрудников универсальными и взаимозаменяемыми, повысить их профессионализм. Возможны следующие способы ротации:

  • Смежная, когда человека переводят на должность со схожими обязанностями.
  • Принципиально новая, которая обычно сопровождается обучением и призвана решить проблему нехватки персонала.
  • Та же, но с другим характером работы, когда работник выполняет знакомые обязанности, но на новом месте. Например, в другом отделе.

По объектам перемещения

Это может быть ротация низшего звена, перестановки специалистов, перемещение топовых менеджеров или руководителей. Здесь нужно учесть несколько моментов:

Передвижения на нижнем уровне нужны, как правило, лишь для обучения новичков. Перестановкам специалистов должна предшествовать большая работа отдела кадров по изучению их служебной сферы и личностных качеств. Есть специальности, к которым применять этот вид перемещений нельзя (например, бухгалтеры, программисты, проектировщики).

По инициатору процесса

Инициатором процесса может выступить сам работник, если, например, он увидел для себя перспективы в смежной специальности или уверен, что «вырос» из должности.

Чаще всего ротация персонала происходит по инициативе руководства, если оно замечает снижение производительности или качества продукции. Сотрудникам отдела кадров также стоит держать руку на пульсе компании: отслеживать текучку и психологический климат, чтобы в нужный момент предложить руководителю провести необходимые перестановки.

Причины ротации кадров по инициативе работодателя

В числе основных причин, которые могут побудить работодателя сделать кадровые перемещения:

  • Удержание ценных работников в компании. Иногда должность становится сотруднику «мала» и он выходит на рынок труда в поисках вакансии получше. Или его начинает утомлять рутина и он становится менее эффективным чем раньше. Часто своевременное перемещение помогает сохранить кадры.
  • Взращивание собственных кадров. Если у работника есть потенциал, грамотный работодатель применяет вертикальную ротацию.
  • Оптимизация кадрового состава. Не всех работников, которые не справляются с обязанностями, надо увольнять. Иногда их достаточно понизить до того уровня, на котором они эффективны.
  • Реструктуризация компании. Появление или закрытие некоторых подразделений неизменно влечет за собой ротацию персонала.

Как правильно провести и оформить ротацию кадров

В основе любой успешной ротации - анализ и тщательное планирование. Только действуя по заранее разработанному плану, руководитель может получить экономический эффект от кадровых перестановок. Это с точки зрения управления.

Но не менее важно все правильно оформить. Необходимо учесть положения статей 72–74 Трудового Кодекса, которые посвящены переводам сотрудников . Самое главное требование - получение согласия работника на перевод. Без согласия можно переводить только по острой производственной необходимости и не более, чем на месяц. Но эти случаи не имеют ничего общего с ротацией.

Практический опыт показывает, что ротирование персонала наиболее эффективно в организациях с большим штатом - более 500 человек.

Понять, было ли перемещение эффективным, поможет оценка персонала. Она выявляет сильные и слабые стороны работника, определяет его потенциал. При этом оценивать можно не только результативность человека, но и его деловые качества. В числе наиболее распространенных способов оценки:

  • анкетирование;
  • сбор мнений руководителей и сослуживцев;
  • сравнительный анализ с другими работниками;
  • тестирование.

Сроки

Единого срока проведения ротации кадров нет - он зависит от множества факторов: занимаемой должности, типа работы и личных качеств работника.

Практический опыт показал, что оптимальный период работы специалиста на одной должности - 3 года. Руководителям подразделений, чтобы «развернуться» надо больше времени - 5–6 лет. А вот для госслужащих есть законодательные установки: согласно закону №79-ФЗ, в гражданских службах должности замещаются каждые 3–5 лет.

Гражданской службе Российской Федерации

Какой вид должностей государственной службы законодательством о государственной службе не предусмотрен?

■ Должности федеральной государственной гражданской службы

·Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации

· Воинские должности должности

· Должности правоохранительной службы

Какая группа должностей гражданской службы не предусмотрена законодательством о гражданской службе?

Младшая

· Средняя

· Главная

115. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на
срок:

· от года до трех лет

· от трех до пяти лет

· от двух до трех лет

· до пяти лет

116. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской
службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:

■ профессиональной переподготовки гражданского служащего

■ обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования

пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске

Работы со сведениями, содержащими государственную тайну

Вправе ли ранее осужденный гражданин замещать должность гражданской службы, если судимость снята до истечения срока погашения?

Нет, так как гражданин, имевший ранее судимость, не может замещать должность гражданской

Нет, так как данное ограничение направлено только на лиц, желающих замещать должности высшей группы должностей гражданской службы

■ Да, но предварительно он должен не менее года состоять в кадровом резерве

118. На государственную гражданскую службу Российской Федерации вправе поступать:

■ все лица, независимо от наличия гражданства Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

■ иностранные граждане, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации, по срочному контракту

Все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет

все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

119. Супруга заместителя министра одного из федеральных министерств открыла вклад в одном
из банков Йеменской Республики во время пребывания в туристической поездке. Какие
последствия это влечет для заместителя министра?



Увольнение в связи с утратой доверия

· Объявление выговора

· Необходимость подачи супругой декларации о доходах

· Никаких

Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?

■ Никаких действий предпринимать не нужно

В письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о

наличии конфликта интересов

■ Сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность

Сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов

■ Да, по конкурсу на общих основаниях

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

· Он будет уволен с гражданской службы

Он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация будет перенесена

■ Он будет лишен классного чина

132. Служебная проверка проводится:

по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего

· только по решению представителя нанимателя

· по устной жалобе гражданского служащего вышестоящему должностному лицу

По обращению третьих лиц

133. Служебная проверка должна быть завершена:

Не позднее чем через 14 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении

не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через два месяца со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о ее проведении

Гражданский служащий подает в установленном порядке сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера относительно себя и своей семьи. Сведения о ком он подавать не обязан?



· Супруга (супруг)

· Сын, 7 лет

Дочь, 17 лет

Сын, 23 года

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

■ имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в
территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность
руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, поскольку А. была назначена на должность в территориальном органе федеральной службы до назначения ее супруга на должность руководителя

· конфликт интересов присутствует, но с учетом результатов проверки, показывающей отсутствие злоупотребления руководителем территориального органа своими полномочиями, государственные служащие могут продолжать замещать свои должности при постоянном контроле конфликта интересов со стороны комиссии по урегулированию конфликта интересов

поскольку руководитель территориального органа обладает полномочиями по назначению (освобождению) сотрудников на (от) должности, утверждает должностные обязанности сотрудников и реализует ряд других функций по управлению кадрами, то имеют место отношения непосредственной подчиненности служащей А. и ее супруга, как следствие нарушено ограничение, связанное с государственной гражданской службой, один из супругов должен быть уволен из территориального органа федеральной службы

■ конфликт интересов или нарушение ограничения, связанного с государственной гражданской службой, отсутствует, поскольку супруг служащей А. хотя и является руководителем территориального органа, но не является ее непосредственным начальником

232. Гражданская служащая К. замещает должность в Федеральной службе по охране
окружающей среды. По совместительству К. занимается педагогической деятельностью в
Институте природопользования. Служебная деятельность К. и содержание читаемых ею в
институте дисциплин тесно связаны.

В этой ситуации:

В этой ситуации:

законодательство о гражданской службе соблюдается до тех пор, пока в процессе педагогической деятельности К. не использует служебную информацию, ставшую ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей гражданского служащего

законодательство о гражданской службе соблюдается, если представителю нанимателя по месту службы К. известно о ее работе по совместительству и факт работы К. по совместительству не вызывает возражений со стороны представителя нанимателя

имеет место нарушение законодательства о гражданской службе, поскольку в процессе педагогической деятельности К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

имеет место конфликт интересов, поскольку для получения материальной выгоды в виде оплаты труда по основному месту работу К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

В 2011 году гражданин поступил на гражданскую службу. В 2013 году супругой гражданского служащего совместно с ее родителями на условиях долевой собственности была приобретена квартира. Затраты супруги составили 2 млн. рублей, стоимость квартиры - 4 млн. рублей.

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

234. В феврале 2014 года ребенку гражданского служащего исполнилось 18 лет. При представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год в марте 2014 года гражданский служащий не представил сведения в отношении данного ребенка. В этой ситуации:

гражданский служащий не нарушал закон, так как на момент представления сведений его ребенок уже достиг совершеннолетия

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, в том числе без применения к служащему мер ответственности за несвоевременное представление сведений

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, при этом к служащему должно быть применено взыскание за несвоевременное представление сведений

к гражданскому служащему должны быть применены меры ответственности за ^-^ представление неполных и (или) недостоверных сведений

Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

· Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

· Федеральной службы по труду и занятости С

· Аппарата Правительства Российской Федерации

Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе является:

предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

Выявление коррупционных правонарушении, совершенных государственным служащим

Установление полного контроля над интересами государственных служащих, не связанных с непосредственным выполнением должностных обязанностей

· выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

· коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики

· коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти

· коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

· применение к гражданину мер уголовной ответственности Г

· запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

*~ применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

*~ требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

Гражданин, имеющий среднее профессиональное образование, желает поступить на гражданскую службу на должность категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей. При каких условиях это возможно в случае его соответствия иным квалификационным требованиям?

Он не имеет права поступить на должность, пока не получит высшее образование

Он имеет право поступить на должность при условии, если на момент ведения отборочных процедур получает высшее образование

Он имеет право поступить на должность

Он имеет право поступить на должность при условии наличия трудового стажа, в ходе которого получены знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности

Может ли представитель нанимателя в связи со служебной необходимостью взамен дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого гражданскому служащему, имеющему ненормированный служебный день, компенсировать исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплатой как за сверхурочную работу?

· Может, так как представитель нанимателя в данном случае исходит из интересов государства и финансовых возможностей

· Может с согласия гражданского служащего

Не может

Может, так как у представителя нанимателя в данном случае право выбора предоставить указанную гарантию или компенсацию

Подарок, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

- может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

Может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

В обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

Он будет лишен классного чина

Он будет уволен с гражданской службы

он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация

будет перенесена

гражданской службе Российской Федерации

Добрый день, Марк!

Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентирован:

Законом N 58-ФЗ;

Законом N 79-ФЗ;

Рекомендациями Минтруда России от 30.04.2013 "Методические рекомендации - 3.0. Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти" (далее - Рекомендации).

Ротация - это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на иную должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация (п. 2.2 Рекомендаций). Ее цель - повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции (ч. 1 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Важно! Ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания (п. 2.3 Рекомендаций).

В территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль или надзор, ротация является обязательной для должностей категории "руководители", обязанности которых связаны с выполнением контрольных или надзорных функций (ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, абз. 1 п. 2.5 Рекомендаций).

Перечни указанных должностей утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, если эти органы находятся в подчинении Президента РФ или Правительства РФ.

Если территориальный орган федерального органа исполнительной власти находится в ведении федерального министерства, перечни утверждаются руководителем федерального органа по согласованию с федеральным министром (ч. 2.1 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 3.3 Рекомендаций).

Ротация в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти возможна и по иным должностям гражданской службы, помимо предусмотренных ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ. Обязательным условием проведения ротации в данном случае является то, что перечни таких должностей должны быть утверждены нормативным актом Президента РФ или Правительства РФ. Указанные перечни формируются на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ (абз. 2 п. 2.5 Рекомендаций).

В федеральных органах исполнительной власти ротация может проводиться по должностям, перечень которых формируется на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти и утверждается Президентом РФ или Правительством РФ (п. п. 1, 2 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Ротация в других федеральных государственных органах возможна по утвержденным Президентом РФ перечням должностей, которые формируются на основе предложений руководителей этих органов в порядке, установленном Президентом РФ (п. 3 ч. 2.2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Ротация проводится по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа (в случаях, указанных в ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, необходимо согласование с федеральным министром) (ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ). Проект плана готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня должностей (п. 5.1 Рекомендаций). Пример составления проекта плана приведен в Рекомендациях. Утвердить план ротации необходимо не позднее чем за год до наступления периода ротации (п. 5.3 Рекомендаций).

Период ротации определяется предельным сроком замещения должности, на которую гражданский служащий был назначен в порядке ротации. Согласно законодательству этот срок составляет от трех до пяти лет (ч. 6 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 4.1 Рекомендаций).

Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация, и план ее проведения утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ (ч. 10 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

При проведении ротации гражданского служащего необходимо учитывать, в частности, следующее (п. 2.2 Рекомендаций):

Уровень его квалификации;

Его профессиональное образование;

Стаж государственной службы или стаж работы (службы) по специальности.

Ротация проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы. При этом учитываются уровень квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы. Такие выводы следуют из ч. 5 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ.

Назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов (абз. 8 п. 5.10 Рекомендаций). Следует избегать назначения служащего на должность, которую он ранее замещал (абз. 9 п. 5.10 Рекомендаций).

Государственный служащий может быть назначен на иную должность в порядке ротации только с его согласия (ч. 7 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий вправе отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в п. п. 1, 2 ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ (ч. 8 ст. 60.1 данного Закона).

При отказе от замещения должности по указанным причинам гражданскому служащему предлагается иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Это должно быть сделано в письменной форме не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта. Если иная должность гражданской службы данному служащему не предоставлена (например, при отсутствии подходящей вакантной должности) или он отказывается от ее замещения, то служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ. Такие выводы следуют из ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ.

Минтруд России письмом от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих» разъяснил порядок реализации введения механизма ротации федеральных государственных гражданских служащих, которая предусматривается вступающими в действие с 1 января 2013 г. нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с положениями вышеуказанного федерального закона механизм ротации федеральных государственных гражданских служащих предусматривается для лиц, замещающих должности категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

Письмом разъяснены: понятие ротации; порядок уведомления гражданских служащих, замещающих должности, включенные перечень должностей, по которым предусматривается ротация гражданских служащих; сроки формирования перечней должностей и планов проведения ротации.

Также сообщено, что Минтрудом России разрабатываются методические рекомендации по организации ротации, которые будут направлены в федеральные органы исполнительной власти дополнительно.

В названном письме сообщается:

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2012 г. N ВЗ-П17-1929, во исполнение подпункта "з" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы (далее - Национальный план), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минрегиону России, Минфину России и Минюсту России поручено обеспечить организацию и проведение ротации государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 395-ФЗ), а также финансирование данных мероприятий.

Частью 2 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), в редакции Федерального закона N 395-ФЗ, вступающей в силу 1 января 2013 г., предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), замещающих должности категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

В целях обеспечения процессов введения и реализации механизма ротации гражданских служащих с 1 января 2013 г. федеральным органам исполнительной власти необходимо в 2012 г. разработать и утвердить перечни должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), по которым предусматривается ротация гражданских служащих (далее - перечни), и планы проведения ротации (далее - планы), предусмотрев их вступление в силу с 1 января 2013 г.

Ротация подразумевает предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом назначение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, на иную должность гражданской службы, предусмотренную этим перечнем.

Учитывая, что условие о нахождении должности гражданской службы в перечне пунктом 10 части 3 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ (в редакции Федерального закона N 395-ФЗ) отнесено к существенным условиям служебного контракта, в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт), об изменении существенных условий служебного контракта в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Так как Федеральный закон N 79-ФЗ в редакции Федерального закона N 395-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 г., представителю нанимателя следует уведомить гражданских служащих об изменении существенных условий служебного контракта не позднее 1 ноября 2012 г.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от данной должности гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы на основании пункта 7 части 1 статьи 33

В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, предусматривающих ротацию, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к служебному контракту на неопределенный срок или срочному служебному контракту. Данное дополнительное соглашение содержит условие о нахождении ранее замещаемой им должности гражданской службы в перечне и новый срок ее замещения (от 3 до 5 лет, в зависимости от срока, установленного в плане).

Если должность гражданской службы, предусмотренная перечнем, является вакантной, назначение на нее осуществляется с учетом следующих особенностей.

На данную должность гражданской службы может быть назначен гражданский служащий, с которым служебный контракт прекращен, он освобожден от замещаемой должности гражданской службы, но при этом не уволен с гражданской службы. При назначении данного гражданского служащего на должность гражданской службы, предусмотренную перечнем, в государственный орган, расположенный в другой местности, в соответствии с пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ ему гарантируются:

возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации;

обеспечение служебными жилыми помещениями или возмещение расходов на наем (поднаем) жилых помещений.

Вакантная должность гражданской службы, включенная в перечень, может быть также замещена лицами из числа граждан Российской Федерации, которые не проходили гражданскую службу и не замещали должности гражданской службы. Кроме того, на нее могут быть назначены гражданские служащие, уволенные с гражданской службы вне зависимости от даты прекращения служебного контракта. Следует учитывать, что данным лицам не предоставляются гарантии, установленные пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ.

По истечении срока служебного контракта (3 - 5 лет) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, предусмотренную перечнем, подлежит ротации. Государственно-служебные отношения в данном случае регулируются статьей 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ. При назначении указанного гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, ему предоставляются государственные гарантии, установленные пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ.