Когда заказчик вправе заключить контракт сверх лбо. Проблемы заключения договора на поставку теплоэнергии образовательному учреждению в условиях установленного лимита. Кто должен соблюдать лимиты бюджетных обязательств

Знание этой информации полезно получателям бюджетных средств и поможет им не иметь неприятностей со стороны контролирующих, а также правоохранительных органов.

В свет вышло письмо Министерства финансов РФ от 4 мая 2016 г. № 02-04-10/26348. Департамент бюджетной методологии Министерства финансов РФ подробно поясняет, какие последствия могут возникнуть у получателя бюджетных средств, если до него не доведены лимиты бюджетных обязательств, но при этом он принял бюджетные обязательства.

Ст.6 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а лимиты бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Для человека, неискушенного в этой сфере, сказанное может показаться непонятным набором слов. Однако эта информация важна для бюджетников, получающих средства из бюджета любого уровня: федерального, субъекта Федерации (областного), местного. Речь идет о ситуации, когда учреждение или организация, которые содержатся за счет бюджета, не могут заключать договоры и соглашения, если им из финансового органа не будут доведены в денежном выражении лимиты (цифры), в пределах которых они могут заключать такого рода договоры.

Так, Минфин сообщает, что согласно положениям части 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - Бюджетный кодекс) заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При этом согласно части 3 ст. 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Следовательно, по мнению департамента, принятие получателем бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств в отсутствие доведенных до него в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств является правонарушением и влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 15.15.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Кстати, данная статья в КоАП РФ введена федеральным законом 23.07.2013 №252-ФЗ. А согласно ст. 15.15.10 КоАП РФ получателю грозит штраф за принятие бюджетных обязательств без доведенных лимитов. Об этом сказано дословно следующее: «принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

Так что, уважаемые руководители учреждений, сто раз подумайте, прежде чем заключить договор, если у вас нет на это лимитов.

КАЖАЕВА Светлана Борисовна

Услуги по ведению бухгалтерского и налогового учёта. Налоговые и гражданские иски и споры. Составление любых договоров, деклараций, в том числе 3-НДФЛ.

т. 8-908-6-483-244

Материал к публикации подготовил

<Письмо> Минфина России от 25.03.2015 N 02-02-04/16546 <Об исполнении обязательств по заключенным государственным контрактам, договорам, соглашениям, подлежащим в соответствии с условиями указанных контрактов оплате в 2016 году и (или) 2017 годах, а также принятии новых обязательств на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств>

Министерство финансов Российской Федерации в связи с обращениями главных распорядителей средств федерального бюджета сообщает, что исполнение обязательств по заключенными государственным контрактам, договорам, соглашениям, подлежащим в соответствии с условиями указанных государственных контрактов, договоров, соглашений оплате в 2016 и (или) 2017 годах, а также принятие новых обязательств на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в соответствии с пунктами 4 - 6 статьи 2 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 25-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) с учетом следующего.

Исполнение обязательств по заключенным до 1 января 2015 года государственным контрактам, договорам, соглашениям, подлежащим оплате в 2016 и (или) 2017 годах, осуществляется при условии заключения к указанным государственным контрактам, договорам, соглашениям дополнительных соглашений об условиях их исполнения за пределами 2015 года.

При этом в целях недопущения возникновения кредиторской задолженности по таким государственным контрактам, договорам, соглашениям, в указанные дополнительные соглашения рекомендуется включать отлагательное условие (пункт 1 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации), в соответствии с которым:

Начиная с 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) исполняет свои обязательства, оплата которых будет производиться в 2016 году и последующие годы, только после получения от заказчика уведомления о доведении (утверждении) заказчику объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств, позволяющего в соответствующем году оплатить контракт без изменения его условий;

Заказчик уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) о доведении (утверждении) объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств не позднее трех рабочих дней со дня наступления указанного условия путем направления письменного уведомления (по адресу или электронному адресу).

При наличии вышеуказанного дополнительного соглашения к государственному контракту, договору, соглашению получателю бюджетных средств и главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, в ведении которого он находится, органом Федерального казначейства не направляется Уведомление о превышении обязательством свободных остатков, предусмотренное пунктом 2.7 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. N 98н.

Санкционирование оплаты в 2015 году денежных обязательств по таким государственным контрактам, договорам, соглашениям осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2015 год.

Отлагательное условие об исполнении обязательств в 2016 и (или) 2017 годах также рекомендуется включать в новые государственные контракты, договоры, соглашения, заключаемые получателем средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 6 статьи 2 Закона N 25-ФЗ, на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В дополнение к изложенному полагаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов.

Таким образом, при сокращении лимитов бюджетных обязательств заказчику необходимо согласно положениям подпункта 6 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) обеспечить согласование новых условий контрактов, подлежащих исполнению в 2015 году, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом, в соответствии с Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.03.2015 N 02-02-05/16536/07-04-05/05-187, а также письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2015 N 02-02-04/16546.


Действительно ли казенное учреждение должно осуществлять закупки (заключать муниципальные контракты) в пределах выделенных ему лимитов бюджетных обязательств? Что делать, если лимиты будут отозваны? Можно ли в таком случае расторгнуть контракт без согласия контрагента?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Казенное учреждение осуществляет закупки в пределах выделенных ему лимитов бюджетных обязательств.
В случае отзыва соответствующих лимитов бюджетных обязательств заказчик может обратиться с требованием о расторжении контракта в суд.

Обоснование вывода:
1. В силу ст. 6 БК РФ казенные учреждения являются получателями бюджетных средств, поэтому закупки товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд они должны осуществлять в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то есть в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), который основывается в том числе на нормах Бюджетного кодекса РФ (п. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), с учетом положений указанного Кодекса (п. 1 ст. 72 БК РФ). Положениями п. 3 ч. 1 ст. 1 , п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ муниципальные казенные учреждения признаются муниципальными заказчиками.
Согласно ст.ст. 161 , , п. 2 ст. 72 и п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств по общему правилу принимает бюджетные обязательства, в том числе путем заключения государственных (муниципальных) контрактов (далее - контракты) или иных договоров с физическими и юридическими лицами, в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. В отношении казенных учреждений приведенные выше нормы дополняются аналогичными указаниями п. 5 ст. 161 БК РФ. Лимит бюджетных обязательств казенного учреждения представляет собой объем прав в денежном выражении на принятие им бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ). Исключения из описанного общего правила, позволяющие заключать контракты, обязательства по которым превышают лимиты бюджетных обязательств, установлены п. 3 ст. 72 БК РФ.
Кроме того, следует учитывать, что в силу ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 той же статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Таким образом, для заключения контрактов казенным учреждением должны соблюдаться два условия:
1) наличие утвержденных и доведенных до него лимитов бюджетных обязательств для исполнения заключаемых контрактов на соответствующий период;
2) закупки должны быть предусмотрены планом-графиком закупок.

2. В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, как следует из ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе принять по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом. По смыслу же ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ односторонний отказ заказчика от контракта возможен лишь в случаях нарушения, ненадлежащего исполнения контрагентом его обязанностей, предусмотренных контрактом. Соответственно, в отсутствие существенных нарушений договора контрагентом заказчик не вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сам по себе отзыв соответствующих лимитов бюджетных обязательств не является самостоятельным основанием расторжения муниципального контракта.
Заметим, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств возможно внесение изменений в контракт по соглашению сторон. При этом заказчик обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены, и (или) сроков исполнения контракта, и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом. В таких случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 (ч. 2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 26.01.2017 N Д28и-227).

Однако порядок действий заказчика при полном отзыве лимитов бюджетных обязательств законом не описан.

Полагаем, что в случае отказа контрагента от расторжения контракта по соглашению сторон заказчик вправе обратиться в суд с иском о расторжении контракта.
На практике арбитражные суды иногда рассматривают отзыв лимитов бюджетных обязательств как предусмотренное ст. 451 ГК РФ в качестве основания для расторжения контракта судом существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, при возможности разумного предвидения которого договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (смотрите, например, постановление АС Московского округа от 10.04.2015 N Ф05-3835/15).

Если отзыв лимитов бюджетных обязательств будет связан с сокращением бюджета путем издания соответствующего муниципального нормативного правового акта, то заказчик может потребовать расторжения контракта на основании ст. 417 ГК РФ - в связи с изданием государственного или муниципального акта, делающим исполнение обязательств невозможным (смотрите постановление Семнадцатого ААС от 21.12.2016 N 17АП-14941/16). Однако в данном случае расторжение контракта будет зависеть от того, признает ли суд, что издание муниципального нормативного правового акта затрагивает сущность контракта и, очевидно, возможно только в отношении еще неисполненных обязательств (смотрите постановление Четвертого ААС от 21.04.2017 N 04АП-659/17 (постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 25.08.2017 N Ф02-3828/17 это постановление оставлено без изменения)).

Вопрос:

Образовательное учреждение заключает договор на поставку теплоэнергии в 2015 году на сумму 100 тыс. руб., а годовой лимит по бюджетной росписи составляет 90 тыс. руб. Заключение договора сверх утвержденного лимита недопустимо. Можно ли полагать, что превышение отсутствует, поскольку бюджет доведен не на календарный 2015 г., а на текущий 2015 и плановые 2016-2017 года и считать что договор заключен не сверх лимита? Договор планируется заключить сроком до конца 2015г. Часть оплаты будет произведена в начале 2016г.

Ответ:

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

ст. 219, "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) {КонсультантПлюс}

В соответствии с п. 5 ст. 219 БК РФ оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Пунктом 11 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что положения, установленные данной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Исходя из п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 данной статьи.

Как разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2011 N 27314-АС/Д28, в соответствии со ст. 169 БК РФ проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период, проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона (решения) о бюджете.

Таким образом, государственные заказчики заключают государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд сроком до трех лет в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Кроме того, п. 3 ст. 72 БК РФ определено, что, в случае если предметами государственного контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет (одного года - в случае утверждения закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год), такие государственные контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами).

Данная норма позволяет расширить срок заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Порядок принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, определен Правилами принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 978 (далее - Правила).

Учитывая приведенные положения БК РФ, а также разъяснения Минэкономразвития России о том, что заказчики заключают контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг сроком до трех лет в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств (данный вывод возможно по аналогии применять и к муниципальному заказчику в рассматриваемой ситуации), следует сделать вывод, что заключение и исполнение указанного муниципального контракта правомерны, это не повлечет нарушение ст. 219 БК РФ в части исполнения бюджета по расходам в 2012 г.

{Вопрос: Вправе ли администрация муниципального образования в 2012 г. провести торги и заключить муниципальный контракт на выполнение проектных работ, срок действия которого - ноябрь 2012 г. - март 2013 г., при этом предусмотрен срок выполнения работ до 30.12.2012, срок оплаты работ - до 30.03.2013? Бюджет муниципального образования утвержден на срок 3 года, соответственно, в сводной бюджетной росписи утверждены бюджетные ассигнования по расходам на текущий финансовый год и плановый период. В случае заключения и исполнения указанного муниципального контракта не повлечет ли это нарушение ст. 219 БК РФ в части исполнения бюджета по расходам в 2012 г.? (Консультация эксперта, 2012) {КонсультантПлюс}}

Подборка документов :

Вопрос: О сроках заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; о праве государственных заказчиков заключать с авиатранспортными компаниями долгосрочные государственные контракты на выполнение работ по авиационной охране лесов и тушению лесных пожаров на срок и в пределах средств, установленных решением соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и согласованных с соответствующим финансовым органом; о проекте федерального закона, предусматривающего создание системы прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд. (Письмо Минэкономразвития РФ от 06.12.2011 N 27314-АС/Д28) {КонсультантПлюс}

Вопрос: Казенное учреждение планирует заключение контракта на поставку тепловой энергии на декабрь 2013 г. Счет за оказанные в декабре 2013 г. коммунальные услуги придет только в январе 2014 г., соответственно, оплата будет произведена в следующем году. Можно ли принять бюджетные обязательства по данному контракту за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год? ("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1) {КонсультантПлюс}

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, август 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.сайт).

Ольга Капиева

44-ФЗ Закупки без ЛБО на следующий финансовый год

В соответствии с ч. 2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ государственная (муниципальная) закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных до заказчика. На муниципальном уровне ЛБО доводятся до заказчиков после принятия решения о бюджете. Сроки принятия местного бюджета жестко зависит от сроков принятия закона о бюджете субъекта, в 2015 году примерно 22-23 декабря. Таким образом, ЛБО будут доведены примерно 25 декабря 2015г.. Процедура проведения торгов составляет минимум 26 дней. Таким образом, чтоб контракт был подписан 31 декабря 2015г. и услуги (работы) начали оказываться с 1 января 2016 года необходимо разместить извещение о закупке не позднее 3-5 декабря 2015 года, когда ЛБО еще не доведены до заказчиков. Если же извещение размещать только после доведения ЛБО, то заключение контракта в лучшем случае будет осуществлено в последних числах января. В этом случае муниципальные учреждения на 1-1,5 месяца останутся без жизненно необходимых услуг и работ (интернет, ГСМ, охрана, сопровождение программного обеспечения и т.п.). В частности Управление финансов в виду отсутствия интернета 1-1,5месяца не сможет осуществлять финансирование муниципальных учреждений города, т.к. финансирование ведется исключительно электронным документооборотом посредством интернет-технологий. Вопрос: Просим разъяснить, как в таком случае проводить закупки на следующий год, не нарушая законодательство и не парализовать работу муниципального образования? Возможно ли планировать и осуществлять закупки в счет ЛБО текущего года (2015г.), а заключить контракт уже когда будут ЛБО следующего года (2016г.)?

Ответил пользователь, Светлана Мартыненко (martinenko)

определенной долей риска.

1. Проводить закупки заблаговременно, до доведения лимитов бюджетных обязательств, например в ноябре или начале декабря 2015 года.

При этом срок действия договора будет установлен с 01.01.2016г.

Такой вариант может быть применен в случае закупок товаров (работ, услуг), без которых Заказчик не может начинать работать с 01.01.2016г. (например, коммунальные ресурсы, охрана здания и др.).

В этом случае с 01.01.2016г. исполнение контракта будет осуществляться на полноценной правовой основе, во исполнение заключенного договора.

Данный вариант может быть использован с учетом разъяснений Минэкономразвития России, содержащихся в письме от 22.01.2015 N Д28и-103, согласно которым в контракт недопустимо включать положения о том, что он применяется к отношениям сторон, возникшим до его заключения (то есть исполнение контракта возможно только после его заключения). 2. При этом, если контракт не будет заключен, но имеется потребность в потреблении некоторых значимых услуг (видов работ), например по поставке коммунальных ресурсов, то можно использовать другой вариант поведения, основанный на разъяснениях Минэкономразвития России, содержащихся в письме от 18.08.2015 N Д28и-2504, согласно которым для оплаты коммунальных услуг отдельный контракт заключать не обязательно, а можно вступить в фактические договорные отношения и просто оплачивать выставляемые счета (пока контракт будет заключен через определенное время). 3. Еще один из вариантов, который используют многие заказчики, заключается в том, что на первое время (около месяца – время, достаточное для проведения конкурентной закупки, например в январе текущего года) заказчик заключает на необходимые услуги (работы) прямые контракты с единственным поставщиком на сумму не более 100 000 рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ). При этом такие контракты заключаются сразу после доведения лимитов бюджетных обязательств и в тоже время до дня начала оказания услуги (выполнения работы). Однако, недостаток данного варианта заключается в том, что в первое время расходуется определенный «запас» таких прямых неконкурентных закупок, общее количество в год которых ограничено по сумме (не более 5% от совокупного годового объема закупок или не более 2 миллионов рублей, а также не более 50 миллионов рублей).

Дмитрий Свиридов,