Конституционный уставной суд субъекта рф создается. Понятие конституционных (уставных) судов субъектов рф и законодательство о конституционных (уставных) судов субъектов рф. Уставные суды РФ

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституцией прямо не предусмотрено создание в субъектах РФ конституционных (уставных) судов. Вместе с тем из положений ее ст. 10, 11, 77, предусматривающих разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также ст. 118 (ч. 3), в силу которой федеральным конституционным законом может предусматриваться возможность создания судов субъектов РФ, следует право субъектов РФ создавать свои конституционные (уставные) суды. Такое право субъектов РФ получило конкретизацию в ст. 27 Закона о судебной системе.

В настоящее время создание конституционных (уставных) судов предусмотрено в 56 конституциях и уставах субъектов РФ, в 22 субъектах приняты специальные законы о конституционном (уставном) суде. Реально такие суды созданы в 18 субъектах РФ: республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, а также в Калининградской, Свердловской, Челябинской областях и г. Санкт-Петербурге. За время функционирования этими судами было принято несколько сотен решений, в том числе и признающих законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям и уставам.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, решая единые задачи по укреплению конституционных основ государственной и общественной жизни и действуя в относительно равных процедурах, тем не менее не образуют единую (в организационном и процессуальном отношении) систему судебного конституционного контроля. Любой из этих судов самостоятелен в осуществлении своих полномочий, его решения нс могут быть отменены или изменены никаким другим судом, в том числе Конституционным Судом РФ, хотя в некоторых законах субъектов РФ (в частности, Челябинской области) возможность пересмотра этих решений Конституционным Судом РФ предусмотрена. Обусловлено это прежде всего тем, что каждый из конституционных (уставных) судов руководствуется в своей деятельности конституцией (уставом) определенного субъекта РФ и именно на ее положениях основывает свои выводы и решения. Конституционный Суд РФ основывается в своей деятельности и в своих решениях на положениях Конституции.

Формирование конституционных (уставных) судов. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. По преимуществу такой порядок предполагает избрание судей на заседаниях высших представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ (лишь Конституционный Суд Республики Дагестан формируется путем назначения судей Народным Собранием Республики).

Кандидатуры на должности конституционных (уставных) судей вносятся на рассмотрение парламента либо самим органом законодательной власти (например, в Республике Дагестан), либо президентом (главой) республики или главой исполнительной власти (например, в Республике Коми), либо на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти) и руководителем высшего органа законодательной власти (например, в Республике Татарстан), либо, как в Республике Адыгея, на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти), руководителем высшего органа законодательной власти и судейским сообществом (или Верховным судом).

Как правило, законы о конституционных (уставных) судах специально не регламентируют порядок и сроки рассмотрения предложенных кандидатов на должности судей. Однако в некоторых из них предусматривается, в частности, что предварительно кандидатура должна быть обсуждена на заседаниях постоянных комиссий соответствующего законодательного органа власти (например, в Кабардино- Балкарии) или что голосование по предложенным кандидатурам должно быть проведено не позднее определенного срока после их внесения (например, в Республике Дагестан – не позднее двух месяцев, в Республике Адыгея – не позднее 14 дней).

Избрание (назначение) судей из числа внесенных на заседание органа законодательной власти осуществляется в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Избранным (назначенным) является кандидат, за которого проголосовало большинство членов парламента.

Срок, на который судьи наделяются полномочиями в различных субъектах РФ, определяется по-разному: в некоторых из них он не ограничен (Республика Бурятии, Республика Карелия), в других установлен в пределах 10 лет (Республика Башкортостан, Республика Дагестан), в третьих – в пределах 12 лет (Республика Адыгея).

Руководители конституционных (уставных) судов (председатель, заместитель председателя, а в ряде судов – и судья- секретарь) избираются, как правило, из состава соответствующего суда. При этом законодательство субъектов РФ допускает избрание названных руководителей как самими судьями (Республика Адыгея, Свердловская область), так и органом законодательной власти по представлению главы субъекта РФ или самого суда (Республика Башкортостан, Республика Тыва). В некоторых республиках используется смешанный способ избрания руководящих должностных лиц конституционных судов: председатель (или председатель и заместитель председателя) избираются высшим органом законодательной власти, а заместитель председателя и судья секретарь (или только судья-секретарь) – самими судьями (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан).

Полномочия конституционных (уставных) судов. Часть 1 ст. 27 Закона о судебной системе относит к ведению конституционных (уставных) судов рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.

Вместе с тем конституциями (уставами) и законами субъектов РФ данные суды могут наделяться правом решать и другие вопросы в пределах ведения субъектов РФ. Так, в различных субъектах РФ к компетенции конституционных (уставных) судов относятся полномочия по проверке конституционности ненормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан; проверке условий проведения и результатов референдума, а также выборов Президента республики или иного главы субъекта РФ; толкованию законов субъекта РФ; проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с реализацией законов субъекта РФ.

Порядок производства в конституционном (уставном) суде субъекта РФ устанавливается законами соответствующего субъекта и включает в себя определение: поводов и оснований к возбуждению конституционного судопроизводства; обстоятельств, исключающих производство в конституционном (уставном) суде; прав и обязанностей участников конституционного судопроизводства; сроков рассмотрения и разрешения обращения; процедурных правил, касающихся оформления обращения, движения дела, проведения слушания в заседании суда, вынесения, оформления, провозглашения и опубликования судебного решения. В основном такой порядок совпадает с тем, который установлен для производства в Конституционном Суде РФ. Однако с учетом особенностей компетенции конституционных (уставных) судов и некоторых иных обстоятельств в законах отдельных субъектов РФ могут содержаться и некоторые специфические правила осуществления конституционного судопроизводства.

Так, согласно Закону Республики Саха (Якутия) правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности договора или нормативного акта, помимо высших органов законодательной и исполнительной власти республики и Российской Федерации, обладают: народный депутат Республики Саха (Якутия), прокурор республики, общественные организации в лице их республиканских органов (ч. 1 ст. 26). В некоторых других субъектах РФ допускается возможность обращения в конституционный (уставный) суд постоянных комиссий парламента (Республика Татарстан); группы депутатов – от 5 до 30 человек – законодательного (представительного) органа власти (Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Республика Тыва); органов местного самоуправления муниципальных образований (г. Санкт-Петербург), председателя арбитражного суда республики (Республика Тыва); уполномоченного по правам человека (Республика Башкортостан); политических партий (Республика Татарстан).

Во всех субъектах РФ пределы рассмотрения дела в конституционном (уставном) суде ограничены предметом обращения. Однако есть и иные решения. Например, Конституционный Суд Республики Дагестан правомочен принимать решение о конституционности или неконституционности не только оспариваемого нормативного акта, но и нормативных актов, основанных на нем или воспроизводящих его положения, а конституционные суды республик Татарстан, Тыва, Саха (Якутия) управомочены по собственной инициативе давать толкование вынесенных ими постановлений.

В законах большинства субъектов РФ о конституционном (уставном) суде содержатся положения, провозглашающие решения суда окончательными и не подлежащими обжалованию и пересмотру. При этом запрет пересмотра решения конституционного (уставного) суда в равной мере распространяется как на судебные органы государственной власти, так и на Конституционный Суд РФ, суды общей или арбитражной юрисдикции, а также на сам суд, постановивший это решение.

Компетенция, порядок формирования и организация деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Порядок образования и состав конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ - судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Становление конституционного правосудия в субъектах РФ было тесно связано с первым опытом создания отечественных институтов конституционного надзора в духе идей и принципов Закона СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР» и Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР». В период с 1990 по 1996 г. в отдельных регионах России было инициировано принятие соответствующих законов и учреждены первые региональные конституционные суды (республики Карелия, Саха (Якутия), Дагестан и др.).

В 1996 г. Закон о судебной системе РФ предусмотрел возможность (по усмотрению субъекта РФ) создания конституционного (уставного) суда для рассмотрения вопросов о соответствии нормативных правовых актов субъекта РФ и муниципальных правовых актов конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Порядок рассмотрения соответствующих вопросов был прямо отнесен к компетенции регионального законодателя.

Большинство субъектов РФ закрепили в своих конституциях и уставах создание конституционного (уставного) суда, однако не во всех из них они на практике были учреждены. В отдельных регионах деятельность судов приостанавливалась или прекращалась, а соответствующие законы отменялись или признавались утратившими силу. В настоящее время конституционные (уставные) суды действуют в 17 субъектах РФ (республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, республиках Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Чеченской Республике, Калининградской и Свердловской областях, городе федерального значения Санкт-Петербурге).

В целях обеспечения деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах РФ приняты также законы и иные нормативные акты, регулирующие доступ граждан к информации о деятельности этих судов, проведение конкурса по отбору кандидатов на должность судьи, материальное и социальное обеспечение судей и оплату их труда. В регламентах конституционных (уставных) судов устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета, принципы организации работы судей и распределения работы между ними, порядок делопроизводства, требования к работникам аппарата, правила внутреннего распорядка.

Состав, порядок формирования и срок полномочий судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ определяются законом соответствующего региона. В состав суда входят от трех до семи судей, назначаемых, как правило, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Правом представления кандидатур в отдельных регионах наделяются также группа депутатов (Санкт-Петербург, Калининградская область), председатель законодательного органа (Республика Татарстан).

Самые небольшие по составу конституционные суды созданы в Республике Адыгея, Республике Карелия, Республике Тыва (в количестве трех судей) и в Кабардино-Балкарской Республике (в количестве четырех судей). Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит из семи судей; Государственный Совет Татарстана избирает шесть судей Конституционного суда. В остальных субъектах РФ, где созданы конституционные (уставные) суды, состав Суда предусматривает пять судей.

Формирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ основывается на взаимодействии законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в регионе. Отбор кандидатур на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ осуществляется либо на конкурсной основе, либо на основании предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов представительных органов, профессиональных объединений юристов, судов, органов судейского сообщества, научных и учебных организаций.

Порядок отбора кандидатов на должность судей в Российской Федерации определяется федеральным законом, предусматривающим обязательную сдачу квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей. Однако целый ряд субъектов РФ предусмотрели особый, отличающийся от предусмотренного федеральным законом порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов, который не предусматривает участия квалификационной коллегии в процедуре отбора кандидатов.

Например, в соответствии с указом Главы Республики Тыва конкурс по отбору кандидатов на должности судей Конституционного суда Республики Тыва организует и проводит конкурсная комиссия, образуемая Главой Республики Тыва. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня участников, их личных и деловых качеств; результаты голосования конкурсной комиссии и итоги конкурса представляются на рассмотрение Главе Республики Тыва.

Так как все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, требования к кандидату на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ определяются федеральным законом. При соблюдении общих условий замещения должности судьи, установленных ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (наличие высшего юридического образования по программам специалитета или магистратуры, отсутствие судимости, иностранного гражданства и недееспособности, а также заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи), судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

В определении от 27 декабря 2005 г. № 491-0 Конституционный Суд РФ указал, что в отсутствие специального федерального закона, регламентирующего правовое положение судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, на них распространяются предписания Закона «О статусе судей в Российской Федерации», устанавливающие требования к кандидатам на должность судьи, процедуру отбора кандидатов, порядок наделения судей полномочиями, основания и порядок прекращения полномочий судьи, а также иные предписания, если они по своему смыслу согласуются с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Несмотря на отсутствие в федеральном законе указания на возможность регулирования данного вопроса законом субъекта РФ, в отдельных регионах законодательно закреплены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи конституционного (уставного) суда: отсутствие близкого родства или свойства с председателем суда (Республика Татарстан, Калининградская область, Республика Марий Эл); повышенный возрастной ценз (Чеченская Республика); требования к репутации и квалификации в области права (Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва и др.).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ установление срока полномочий и предельного возраста законом субъекта РФ является необходимой гарантией эффективного осуществления правосудия и соблюдения конституционных принципов независимости и несменяемости судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ - 65 лет (Республика Татарстан, Свердловская область, Республика Марий Эл и др.) или 70 лет (Республика Карелия, Чеченская Республика и др.). Срок полномочий судьи, установленный законами субъектов РФ, составляет от 5 до 15 лет; в отдельных регионах полномочия судьи не ограничены определенным сроком (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Дагестан, Республика Коми).

Вопрос о повторном назначении судьи конституционного (уставного) суда решается в законодательстве субъектов РФ по-разному. Предусматриваются запрет на назначение судьи на второй срок (Республика Татарстан, Республика Адыгея), возможность назначения судьи не более чем на два срока подряд (Республика Тыва, Калининградская область), возможность назначения судьи на новый срок (Республика Бурятия).

Постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 22 марта 2005 г. № 129-П положение Закона Санкт-Петербурга «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга» о возможности повторного переизбрания на должность судьи данного суда было признано не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга как приводящее к нарушению самостоятельности суда и независимости судей. Впоследствии данная норма закона была отменена.

Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, впервые избранный на свою должность, приносит присягу перед Государственным флагом РФ и флагом субъекта РФ.

Конституционные уставные суды субъектов РФ - это связующее звено между федеральными и местными органами судебной власти. Полномочия, функции и обязанности должностных лиц схожи со всеми представителями данной ветви власти, однако существуют кардинальные различия, о которых далее и пойдёт речь.

Нормативное регулирование: общая характеристика судебной деятельности

Простому обывателю малопонятны такие выражения, как «уставный судья», «конституционный суд республики» и так далее. Лица, которые сталкивались с изучением данной тематики в теории и на практике, смогут идентифицировать вышеназванные понятия, однако большинство населения страны не представляет, о чём идёт речь.

В Конституции России норма, прямо указывающая на возможность создания конституционных уставных судов субъектов РФ, отсутствует. При этом законодатель в ст. 10 и 77 того же нормативного акта предоставляет возможность власти создавать суды субъектов, наделяемых конституционными полномочиями. В ст. 27 ФЗ «О судебной системе» данная норма была конкретизирована.

Развитие института региональных судов

В настоящее время конституционные уставные суды субъектов РФ сформированы в большей части регионов российского государства.

56 субъектов могут похвастаться собственными конституциями и уставами, то есть высшими законами региона. В свою очередь, 22 территориальных образования приняли законы, определяющие и закрепляющие деятельность сформированных органов. И только в 18 субъектах в настоящее время действуют решения конституционных уставных судов субъектов РФ. Среди первых последователей развития региональной судебной системы: республика Адыгея, Санкт-Петербург, Дагестан, Свердловская область и так далее.

За время функционирования данных судебных органов было вынесено огромное количество решений, определений и постановлений, в том числе и тех, которые признавали региональные акты незаконными или недействительными.

Взаимосвязь с судебной ветвью власти: цели, задачи, особенности

Региональный и городской суд в той или иной мере взаимодействуют как со звеньями мирового уровня, так и с федеральной системой.

Уставные суды призваны решать единые задачи, связанные с приведением законодательства в идеальное состояние. Деятельность данных органов направлена на укрепление законности, а также на защиту государственной и общественной жизни. Более того, конституционные уставные суды субъектов выполняют важнейшую надзорную функцию, которая выступает двигателем профилактики правонарушений в различных сферах жизни социума, - функцию судебного контроля.

Несмотря на промежуточное положение судебной системы, рассматриваемые органы обладают самостоятельностью, которой их наделил законодатель. Ни один орган, даже вышестоящий, не может отменить акты уставных судов, в том числе и Конституционный суд России. Несмотря на действующую норму, в некоторых регионах предусмотрена возможность пересмотра решений на федеральном уровне. Такую особенность предусматривает уставный суд Москвы.

Подобные решения законодателя обусловлены исключительной компетенцией каждого органа. Так, городской суд выносит решения, основываясь исключительно на Уставе или Конституции соответствующего субъекта, не принимая во внимание действие иных нормативных актов.

Формирование конституционных судов регионального уровня

Нормативным регулятором сложнейшего процесса формирования судов выступает ч. 4 ст. 13 ФЗ «О судебной системе». Данная норма закрепляет полномочия председателей судов, их заместителей, а также иных должностных лиц, участвующих в отправлении правосудия. Немалое значение в определении правового статуса судей играют иные нормативные законные и подзаконные акты.

Как показывает опыт многих регионов, судьи конституционного суда субъекта РФ избираются на заседаниях высших Исключением из общего правила является республика Дагестан, где должностные лица назначаются Народным Собранием.

Кандидатуры на должность: общая характеристика

В избрании высших должностных лиц регионального судебного органа участвуют все ветви власти. Так, в некоторых территориальных округах кандидатуры вносятся на рассмотрение парламентом либо иным органом законодательной власти. В иных же субъектах, например в Коми, предложение о назначении на должность конституционного судьи вносится самим президентом (главой субъекта).

Детальная регламентация процесса назначения на должность отсутствует. Однако некоторые нормативные акты всё же определяют порядок и сроки рассмотрения кандидатов уставных судей. В некоторых регионах, например в Кабардино-Балкарии, указывается на необходимость проведения предварительных слушаний и обсуждений личности постоянными комиссиями законодательных органов власти. В других субъектах делается акцент на проведение голосования в установленные сроки, например, в Дагестане - не позднее 2 месяцев.

Условия назначения на должность

Сложность правовой регламентации процесса формирования судов субъектов заключается в том, что данная процедура проводится в соответствии с местным законодательством. На федеральном уровне невозможно установить единую процедуру назначения на должность, так как каждый из народов отражает в своём законодательстве особенности исторического и культурного развития, значительно отличающиеся друг от друга.

В общем виде процедура назначения на должность выглядит следующим образом:

  1. Из числа представленных кандидатов путём тайного голосования избирается тот, который, по мнению большинства, идеально подходит на должность.
  2. Избранным считается то лицо, за которое проголосовало относительное большинство. Процентное соотношение значения не имеет.

Единый срок замещения должности также отсутствует. В Бурятии и Карелии он не ограничен, а в Дагестане определяется десятилетним сроком замещения должности, в Адыгее определён 12 годами.

Председатели судов избираются на должность, как правило, из общего числа судей, отличается лишь способ проведения данной процедуры. Главенствующий может назначаться как путём голосования самих судей (Свердловский уставный суд), так и путём вмешательства регионального парламента в данный процесс.

О компетенции, полномочиях

Непосредственное значение при уставных судей всё так же оговорено в ФЗ «О судебной системе», а именно в ст. 27. Данная норма определяет предмет ведения судебных органов регионального уровня. Так, конституционные судьи уполномочены на решение вопросов, касающихся соответствия любых нормативных актов конституции или уставу субъекта. Другим направлением деятельности является толкование главного закона субъекта.

Наравне с вышеизложенным конституционные уставные суды субъектов могут наделяться дополнительными полномочиями, например:


Судебное производство: общие положения

Процедура конституционного производства не особо отличается в различных территориальных образованиях. Так, первичным этапом является наличие поводов и оснований для начала процедурной деятельности. Далее судьями и иными должностными лицами проверяются основания, которые могут послужить поводом для приостановления или прекращения судопроизводства.

Особое значение отводится материальной части судопроизводства: разъяснению правового статуса участникам процесса, определению сроков рассмотрения заявления, разрешения вопроса, установлению процедурных правил, регламентирующих порядок обращения в суд и так далее. Как правило, совпадает с федеральными судебными органами. Ярким примером типичной процедуры является уставный суд Санкт-Петербурга.

Дополнительное право обращения

Во многих регионах установлено право особого обращения для следующих категорий должностных лиц:

  1. Народные депутаты.
  2. Прокуроры.
  3. Общественные организации республиканского уровня.
  4. Постоянные комиссии парламента субъекта.
  5. Члены представительного органа.
  6. Представители органов МСУ.
  7. Политические партии республики.

Наделение вышеназванных должностных лиц особыми правами необходимо с целью защиты прав и свобод не одного человека, а больших масс людей.

Неотвратимость судебных актов

Любая судебная деятельность ограничена соответствующим предметом ведения. Однако из любых правил есть исключения. Например, в Якутии судья обладает полномочиями определения законности не только оспариваемого нормативного акта, но и всех тех документов, которые на нём основаны либо дублируют его положения. Некоторые из судей обладают вынесенных решений, постановлений, определений.

Большинство регионов определяют запрет обжалования вынесенных судебных решений. При этом табу распространяется как на высшие органы судебной власти, в том числе и Конституционный суд, так и на органы иной юрисдикции и компетенции.

Права и компетенции уставных судей

Правовой статус региональных судей складывается из общих правомочий, обязанностей и компетенции, которая определяется федеральным и региональным законодательством. Так, уставные судьи выполняют следующие функции:

  1. Проверяют судебную практику в сравнении с Конституцией или Уставом, принятыми в конкретном регионе.
  2. Занимаются разрешением дел, касающихся конституционных норм, нарушающих права и свободы граждан. Разумеется, данные полномочия распространяются исключительно на территории конкретного субъекта.
  3. Обосновывают нормы Конституции региона.
  4. Принимают участие в отставке главы субъекта.
  5. Обладают приоритетным правом обращения к правительственным органам.
  6. Лица, осуществляющие конституционное правосудие, обладают правом законодательной инициативы.
  7. Определяют судьбы политических партий, если их деятельность противоречит главным законам субъекта.

На данном этапе полномочия конституционных судей региона не ограничиваются. Каждый субъект индивидуален и определяет правовой статус суда в зависимости от национального и культурного исторического развития. В любом случае образование вышеназванных органов в каждом регионе - мощный толчок на пути к становлению гражданского общества и правового государства.

Создается такой суд субъектом Российской Федерации, для целей проверки законов принимаемых данным субъектом, органами власти и управления, муниципальными службами на соответствие требованиям Конституции России. Полномочен давать разъяснения о применении некоторых законодательных норм принятых в субъекте федерации и осуществлять толкование законов вынесенных органами власти в данном субъекте. Так же суд имеет право давать заключение о конституционности законов, актов, и других правовых документов, суд полномочен, определять соответствие таких законов уставу конкретного субъекта федерации. Деятельность уставного суда необходима для поддержания законности и справедливости в отдельном регионе страны в результате законов принимаемых органами власти субъекта или органами муниципальной власти. Зачастую, избранные законодатели в органы власти всех уровней не столь компетентны в некоторых областях права и в таких случаях, работа суда по оценке законности решений принятыми избранными законотворцами просто необходима. Работа такого суда позволяет не допустить нарушения конституционных прав граждан, а тот факт, что суд расположен в регионе позволяет ему быть более доступным для обращения граждан и более оперативным в принятии соответствующих конституционных решений.

Нередко, решения данных судов играют важнейшую роль для стабильности жизни в конкретном субъекте страны, так как своими конституционным решениями они урегулируют возникающие конфликты между разными уровнями власти или различными ведомствами и министерствами.

Многие из решений уставных судов влияют на политически изменения, работу руководителя субъекта или республики и всех уровней власти.

Деятельность уставных судов финансируется из средств бюджета того субъекта федерации где находится данный суд. Судьи для работы в уставном суде субъекта федерации назначаются законодательным актом соответствующего субъекта федерации, имеют наивысшую степень квалификации и безупречную репутацию. Кандидаты проходят строжайший отбор в соответствии с законом установленными требованиями. В некоторых субъектах установлены дополнительные ограничения по срокам пребывания в должности судьи..

В настоящее время, в каждом субъекте и республики учрежден уставный суд субъекта страны. В связи с особенностями некоторых территорий и протяженностью ряда субъектов, проводится политика по унификации и приведения к единообразию работы данных судов. С этой целью создан Консультативный совет председателей уставных судов.

Этот коллегиальный консультативный орган рассматривает спорные вопросы с целью принятия единой методики при вынесении судебных решений по аналогичным вопросам.

Решения принятые Конституционным судом субъекта федерации в рамках полномочия данного суда, не может быть пересмотрено ни в какой другой инстанции.

11. Система и компетенция Судов общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.

Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом РФ.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях.

К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

Для рассмотрения дел по первой инстанции в судебных коллегиях областного и равного ему суда образуются судебные составы. В судебный состав для рассмотрения дела по первой инстанции входят член суда и народные заседатели. Для рассмотрения уголовных дел в судебной коллегии по уголовным делам образуется также альтернативный состав из трех профессиональных судей. В некоторых судах рассматриваемого звена в состав суда входят присяжные заседатели.

В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и могут быть опротестованы в порядке надзора в судебную коллегию по гражданским или уголовным делам Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.

Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.

Президиум областного и равного ему суда осуществляет следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппарата суда, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

Так, в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ областные и равные им суды осуществляют контроль за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" от 24 декабря 1993 г. рекомендовал областным и равным им судам общей юрисдикции принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права конкретного гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Верховный суд республики является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.

Структура суда субъекта Российской Федерации представляется следующей схемой:

Президиум суда

Судебные коллегии:

по гражданским делам

по уголовным делам

Канцелярия Суда:

по гражданским делам

по уголовным делам

Отдел кодификации законодательных и нормативных актов

Архив суда

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

5) оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Порядок работы президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц.

Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.

Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

Постановления президиума подписываются председателем суда.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателя или членов суда.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам;

4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

6) представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов;

7) распределяет обязанности между заместителями председателя;

8) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

9) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

10) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

3) ведут личный прием граждан;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

5) вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не упоминаются в Конституции РФ. Однако это обстоятельство не препятствует их образованию, поскольку вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Процесс создания конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации не носил скоординированного из федерального центра характера. Первая попытка упорядочить этот процесс была сделана Законом "О судебной системе". В нем определено, что конституционные (уставные) суды создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 17). Это подчеркивает самостоятельность субъекта Федерации при формировании данных судов, придает им определенную стабильность и независимость.

Однако субъект Федерации вправе не образовывать такой суд, а иметь для этих целей либо несудебные органы (Комитет конституционного надзора в Республике Северная Осетия-Алания; Уставная палата в Иркутской области и др.)23, либо передать соответствующие полномочия Конституционному Суду РФ (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона "О Конституционном Суде").

Правовые основы конституционных (уставных) судов. Конституции (уставы) субъектов Федерации имеют учредительное значение для конституционных (уставных) судов. Закрепляя важнейшие их параметры, они гарантируют данным судам большую независимость и стабильность деятельности. Они дополняются публично-правовыми договорами, заключенными в порядкеч. 3 ст. 11 Конституции РФ. Например, на основе такого Договора Свердловская область еще в январе 1996 г. получила право создавать, формировать и обеспечивать деятельность своего Уставного суда в соответствии с федеральным законом и собственным Уставом. Для Конституционного Суда Республики Башкортостан подобный Договор (от 3 августа 1994 г.) является источником его прав и масштабом при даче заключений о правомерности федеральных законов. Согласно проекту областного Закона "Об Уставном суде Иркутской области", предполагается, что данный суд может осуществлять правомочия, предоставленные ему договором, заключенным областными органами государственной власти с органами государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, входящего в состав Иркутской области.

Полнее всего полномочия, порядок образования и деятельность конституционных (уставных) судов устанавливаются специальными законами субъектов Федерации об этих судах. В Республике Адыгея принят конституционный Закон от 17 июля 1996 г. “О Конституционной палате Республики Адыгея”, в остальных случаях действуют обычные законы.

Данные законы объединяют материальные и процессуальные нормы. Исключение составляют республики Саха (Якутия) и Тыва, где конституционные суды основываются на двух законах – "О Конституционном Суде Республики" и "О порядке деятельности Конституционного Суда Республики".

Содержание рассматриваемых законов типично. Они закрепляют характеристики конституционных (уставных) судов, их полномочия, порядок формирования, общие и специальные правила судопроизводства. Общим является и то, что тексты законов, по существу, представляют собой адаптированное изложение Федерального закона "О Конституционном Суде РФ", (в зависимости от даты принятия – либо образца 1991 г., либо ныне действующего). И это может быть оправданно: конституционная юстиция едина в своей основе; ориентация на модель федерального Конституционного Суда, воплощающую в себе мировой опыт конституционного правосудия, подчеркивает такое единство, создает предпосылки для решения вопросов конституционного судопроизводства с общих позиций и в одних формах. Естественно, что законы о конституционных (уставных) судах способны отражать региональную специфику, но пока они имеют различия, которые главным образом касаются полномочий и формирования указанных судов, некоторых элементов статуса судей и отдельных производств.

Природа конституционных (уставных) судов. Можно выделить три важные характеристики конституционных (уставных) судов. Прежде всего, они представляют собой органы государственной власти, находящиеся в одном ряду с законодательными и исполнительными органами власти субъектов Федерации и осуществляют функцию “сдержек и противовесов” в правоотношениях между ними.

Второе важное качество конституционных (уставных) судов состоит в том, что они – органы судебной власти, функционируют именно как суды. Это подчеркивается сосредоточением норм о них в главах конституций (уставов), посвященных судебной власти; указанием на то, что они входят в судебную систему Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Закона “О судебной системе РФ”) и ее субъектов (см., например, ст. 99 Конституции Республики Саха (Якутия), ст. 132 Конституции Республики Башкортостан). Их судебная сущность проявляется в том, что эти органы в своей деятельности опираются на принципы и нормы судопроизводства, разрешают споры путем издания правового акта, обязательного к исполнению.

Наконец, конституционные (уставные) суды – самостоятельные органы судебной власти. Это положение гарантируется тем, что, согласно Федеральному конституционному закону “О судебной системе РФ”, суды независимы от чьей бы то ни было воли и подчиняются только Конституции РФ (ч.1 ст. 5), а также конституции (уставу) соответствующего субъекта. Автономность этих судов юридически защищена конституционным (уставным) регулированием компетенции, специальным законодательством об этих судах, обязательностью их решений для всех государственных органов.

Конституционные (уставные) суды занимают самостоятельное положение в судебной системе Российской Федерации и ее субъектов. От иных судов их отличает ряд особенностей: данные суды выступают как высшие органы судебной власти по защите конституционного строя; они разрешают особые конституционные (уставные) конфликты; указанные суды рассматривают дела, руководствуясь конституциями (уставами), воздерживаясь от установления фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов; их деятельность осуществляется в форме особого конституционного (уставного) судопроизводства.

Конституционные (уставные) суды не являются по отношению к судам общей юрисдикции кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией. Однако то, что они призваны защищать конституционные основы субъекта Федерации, ставит их в особое положение. Указанные суды опосредованно, через проверку конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном судебном деле, контролируют деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов; постановления, принятые ими в пределах компетенции, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, включая суды, действующие на территории субъекта Федерации.

Компетенция конституционных (уставных) судов. Предметы ведения конституционных (уставных) судов в общем виде определяются Законом “О судебной системе РФ”. Согласно ч. 1 ст. 27 этого Закона, они создаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Конкретная компетенция суда определяется конституцией (уставом) субъекта Федерации и носит исчерпывающий характер.

Конституционные (уставные) суды:

Проверяют конституционность правоприменительной практики;

Выносят решения по жалобам граждан на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов относительно конституционности закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

Дают толкование конституции (устава);

Определяют конституционность партий;

Участвуют в процессах по поводу отрешения от должности президента (губернатора) субъекта Федерации;

Наделяются правом законодательной инициативы в пределах вопросов ведения;

Вправе обращаться с посланиями к парламенту.

При этом конституционные (уставные) суды решают исключительно вопросы права, воздерживаются от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Так, законом Республики Карелия определено, что Конституционный Суд не рассматривает дела, находящиеся в производстве Конституционного Суда РФ.

Согласно Закону “О судебной системе РФ”, постановления данных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению (ч.1 ст. 6); решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (ч.4 ст. 27).

В основном можно констатировать совпадение компетенции конституционных (уставных) судов. В то же время есть различия в объеме и способах закрепления данной компетенции, что вполне объяснимо, ибо указанные суды – суды субъекта Федерации, который в зависимости от конкретных условий вправе самостоятельно решать эти вопросы.

Состав, порядок формирования и организация конституционных (уставных) судов. Субъект Российской Федерации самостоятелен в выборе вариантов организации конституционных (уставных) судов. Они предопределяются его кадровыми и материально-финансовыми возможностями, системой государственно-властных отношений, сложившимся пониманием задач и форм осуществления конституционного контроля.

Численный состав судов находится в пределах от пяти (Дагестан, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Коми, Тыва) до девяти (Адыгея) судей. По общему правилу они избираются (назначаются) законодательным органом власти (в двухпалатных – верхней палатой) по представлению президента (губернатора, главы администрации) субъекта Федерации. От кого исходят предложения о кандидатах на должность судей – вопрос, который не всегда прописывается. В Башкортостане, например, такое право предоставлено депутатам Госсобрания, высшим судебным органам Республики, Министерству юстиции, республиканским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям.

В некоторых случаях устанавливается иной порядок избрания судей. Так, Конституционная палата Республики Адыгея формируется на основе равного представительства от законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти. Предложения по кандидатурам вносятся Государственному Совету – его депутатами, Президенту – Кабинетом Министров и Верховному Суду Республики – судами общей юрисдикции городов и районов и Арбитражным Судом Республики; соответственно Президент, что следует из Конституции(п. “о” ст. 78), и по логике отношений - Председатель Госсовета и Председатель Верховного Суда Республики представляют Госсовету кандидатов в члены Конституционной палаты.

Специфика избрания конституционных судей имеется в Тыве, где Президент, Председатель Верховного Хурала и сообщество судей предлагают парламенту до трех кандидатур каждый. В Татарстане в этом процессе участвуют Председатель Верховного Совета и Президент Республики, каждый из них представляет кандидатуры членов Конституционного Суда в равном количестве.

Организационные и представительские функции в конституционных (уставных) судах выполняют их должностные лица – председатель, заместитель председателя и секретарь (где предусмотрен). Они избираются разными способами: судьями из своего состава (Адыгея, Дагестан, Марий Эл, Саха, Свердловская область); парламентом:

а) по представлению президента (главы) республики (Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми);

б) по предложению судей Суда (Татарстан);

в) по предложению членов Суда и с согласия Президента (Тыва).

Полномочия этих лиц, как правило, ограничены определенным сроком; при некоторых условиях (недобросовестном исполнении обязанностей, злоупотреблении своими правами) они могут быть прекращены досрочно. В Тыве Председатель и другие должностные лица конституционного суда слагают свои полномочия перед вновь избранным Верховным Хуралом Республики без прекращения полномочий судьи конституционного суда.

Конституционные (уставные) суды, в отличие от Конституционного Суда РФ, не имеют палат и осуществляют свою деятельность как единый орган. Они правомочны действовать при наличии в их составе квалифицированного большинства судей, например в Башкортостане их должно быть четверо из пяти, Карелии, Тыве и Марий Эл – трое из пяти, Якутии (Саха) – не менее двух третей из семи. Организационное своеобразие имеет Конституционная палата Республики Адыгея: она, в зависимости от характера вопросов, разрешает дела в полном (девять членов) и неполном (пять членов) составах.

В структуре конституционного (уставного) суда для обеспечения его деятельности предусматривается создание аппарата (секретариата).

Статус судей конституционных (уставных) судов складывается из тех же элементов, что и статус судей Конституционного Суда РФ, судей других судов. Он включает в себя требования, предъявляемые к судьям, их права и гарантии. Совпадает и содержание этих элементов. Такое тождество основано на Законе “О судебной системе РФ”, в котором записано: “Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией”.

В то же время он допускает особенности правового положения отдельных категорий судей, которые определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, – также и законами субъектов Российской Федерации.

Действующее законодательство субъектов Федерации о судьях конституционных (уставных) судов предусматривает следующие особенности:

· требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. На эту должность могут претендовать граждане субъекта Федерации (в Карелии – граждане Российской Федерации, в Свердловской области – российские граждане, постоянно проживающие на ее территории), установленного возраста (нижняя граница – 30–35 лет, верхняя – 55–65 лет, хотя она называется не всегда), обладающие безупречной репутацией, обширными знаниями в области права (имеющие ученую степень по праву, высшее юридическое образование) и опытом практической работы по юридической специальности (не менее 10 лет);

· ограничения в связи с занятием должности судьи. Он не вправе быть депутатом любого представительного органа, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься политической деятельностью, совмещать работу судьи с другой оплачиваемой работой (за некоторым исключением), публично высказывать свое мнение по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в суде;

· срок полномочий:

От 10 лет (Башкортостан, Дагестан, Тыва) до 12 лет (Адыгея, Марий Эл) без права быть избранным на второй срок (в Тыве такое ограничение отсутствует);

В Бурятии, Кабардино-Балкарии, Карелии, Коми, Саха и Татарстане судьи избираются на неограниченный срок;

Предельный возраст пребывания судей в должности (находится в границах от 60 до 70 лет);

· равенство прав судей, их право присутствовать на заседаниях государственных органов (Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карелия, Татарстан, Тыва);

· гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности, особого порядка приостановления и прекращения полномочий, отставки – в трактовке федерального законодательства о судьях или по аналогии с Законом “О Конституционном Суде РФ”. В Татарстане на судей конституционного суда распространяются основные гарантии, установленные для народных депутатов Республики, а в Якутии – льготы, действующие для народных депутатов Республики.

В части материального и социального обеспечения судей существует несколько подходов:

а) вопрос решается на уровне нормативов применительно к судьям федеральных судов (Бурятия, Карелия, Коми);

б) закрепляется фиксированный размер жалованья – не менее десятикратной минимальной заработной платы с надбавкой за стаж работы, ученую степень, звание (Тыва, Саха);

в) материальное и социальное положение соотносится с тем, какое занимают судьи Верховного Суда Республики (Марий Эл);

г) размер должностных окладов заместителя Председателя Суда, судьи-секретаря и судей устанавливается в соответствии с их должностью в процентном отношении (95, 93, 90%) к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Республики, должностной оклад которого не может быть менее 85% должностного оклада Председателя Конституционного Суда РФ (Башкортостан);

д) выделяется Председатель конституционного суда, размер жалованья которого не может быть ниже жалованья высших должностных лиц законодательной и исполнительной власти Республики (Татарстан) и более конкретно – Председателя парламента и Президента Республики (Кабардино-Балкария).

Уникальные гарантии трудовых прав имеют судьи конституционного суда Башкортостана:

1) на срок полномочий судьи приостанавливается действие трудового договора по месту его прежней работы, по истечении которого или прекращении полномочий (за исключением некоторых случаев) ему предоставляется прежняя работа (должность) в том же или, с его согласия, в другом учреждении;

2) срок полномочий судьи засчитывается в общий непрерывный стаж работы по прежней специальности.

По общему правилу судьи конституционных (уставных) судов выполняют свои обязанности на постоянной профессиональной основе. Однако в данном отношении есть исключения. Член конституционной палаты Республики Адыгея осуществляет полномочия без отрыва от работы. Согласно Закону Ханты-Мансийского автономного округа об уставном суде, судьи данного суда осуществляют свои обязанности на возмездных началах и постоянной профессиональной основе либо по совместительству. В последнем случае они освобождаются от выполнения основной работы на срок, необходимый для участия в судебном заседании, получают суточные и возмещение всех расходов, связанных с судебной деятельностью.