Кто такой начальник боевой подготовки. Основные обязанности должностных лиц. Начальник БТС воинской части

Четкая организация на корабле невозможна без детального распре­деления обязанностей и ответственности между должностными лицами. Гл. 4 Корабельного устава ВМФ СССР определяет подчиненность, ответ­ственность и обязанности командиров и начальников всех степеней, их заместителей и помощников, а также мичманов, старшин и матросов, проходящих службу на кораблях (в частях).

Основными обязанностями всех должностных лиц являются:

Поддержание установленной боевой готовности подразделения и корабля в целом, к ведению боевых действий;

Организация боевой и политической подготовки, воспитания лич­ного состава;

Сохранение здоровья военнослужащих; ,

Личная подготовка к исполнению должностных обязанностей.

Конкретные обязанности должностных лиц подробно изложены в

ст. 87-240 Корабельного устава ВМФ СССР.

При выполнении служебных обязанностей на корабле личный состав должен руководствоваться, кроме того, общевоинскими уставами ВС СССР, правилами службы по специальности, руководствами и наставления­ми по уходу, сбережению и эксплуатации оружия и технических средств и г.д. От знания и четкого выполнения всеми должностными лицами обя­занностей, изложенных в указанных документах, зависят боеспособность и боеготовность корабля.


ГЛАВА 2. БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. Общие положения

В целях подготовки кораблей и их соединений к успешному выпол­нению боевых задач и для поддержания их в постоянной высокой боевой готовности на них организуется и проводится боевая и политическая под­готовка.

Боевая подготовка организуется и проводится в соответствии со специальными курсами, правилами, методиками и программами.

Боевая подготовка - это комплекс учебных и воспитательных ме­роприятий, основа всей деятельности личного состава по подготовке ко­рабля к выполнению боевых задач и поддержанию его в постоянной бое­вой готовности.

Она проводится как в мирное, так и в военное время в течение всего года, на ходу корабля и при стоянке его на якоре (на бочке, швартовах), в условиях, максимально приближенных к боевым.

Каждому выходу в море для выполнения задач боевой подготовки должна предшествовать тщательная предпоходовая подготовка с исполь­зованием учебной базы.

Личный состав на каждом выходе корабля в море должен обучаться действиям по применению оружия и использованию технических средств в условиях борьбы за живучесть корабля и защиты от ОМП. Особое вни­мание должно быть уделено отработке действий личного состава в усло­виях противодействия противника, ограниченной видимости, при пла­вании в штормовых условиях, во льдах, в узкостях, районах интенсив­ного судоходства, при совместном маневрировании, выходе корабельной техники из строя и др.

При этом подготовленность личного состава должна быть доведена до совершенства и автоматизма, что позволит ему действовать в бою быст­ро, безошибочно, смело, решительно, инициативно. Обучение проводится дифференцированно, с учетом занимаемых должностей и уровня подго­товленности.

Основными задачами боевой подготовки являются:

Отработка организации службы на корабле в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов ВС СССР, Корабельного устава, наставлений, курсов, правил и т.п.;

Изучение оружия и технических средств, способов их боевого ис­пользования; ,

Изучение и отработка тактических приемов использования оружия одиночным кораблем при решении свойственных ему боевых задач;отработка управления одиночными кораблями при их совместных действиях в сложных условиях;

Отработка тактического взаимодействия кораблей друг с другом при совместных действиях, а также при взаимодействии с другими вида­ми ВС СССР;

Отработка приемов борьбы за живучесть корабля, приемов защиты от ОМП;

Изучение морского театра военных действий применительно к так­тике использования одиночного корабля и соединений кораблей;

Изучение оружия и технических средств вероятного противника и тактических приемов их использования;

Выработка у личного состава корабля морской выучки, физичес­кой выносливости, строевой выправки и практических навыков в при­менении стрелкового оружия.

По уровню боевой подготовки корабли делятся на корабли первой и второй линии.

Корабли, отработавшие организацию службы, плавание одиночного корабля и организацию применения оружия и использования технических средств, вводятся во вторую линию. Корабли второй линии, отработав­шие установленные задачи и выполнившие соответствующие боевые уп­ражнения, переводятся в первую линию.

Главное в организации и методике проведения боевой подготовки - это практическая направленность подготовки личного состава, т.е. осво­ение ими своей специальности, приобретение навыков по обслуживанию и боевому применению оружия и использованию технических средств в бою, при борьбе за живучесть корабля.

Боевая подготовка, неразрывно связанная со всей политико-воспи­тательной работой на корабле, служит не только целям подготовки вы­сококлассных специалистов, но и воспитывает у них чувство беспредель­ной преданности нашей Родине. О высоких моральных и физических ка­чествах советских моряков, их умелых действиях по использованию боет вой техники в сложных условиях в период Великой Отечественной войны говорит следующий пример.

В одном из боевых походов 3 сентября 1943 г. ПЛ Л-20 подорвалась на мине и, получив пробоину в корпусе, легла на грунт на глубине 100 мет­ров. Экипаж с большим мужеством боролся за живучесть корабля;. Од­нако оставшегося запаса сжатого воздуха в корабельной системе было недостаточно для продувания главного балласта и всплытия лодкц. Тогда по приказанию командира БЧ-2, 3 капитан-лейтенанта Шапоренко матро­сы, ныряя в затопленном отсеке, присоединили шланги к запасным тор­педам и перепустили сжатый воздух торпед в корабельную систему. Две­надцать часов продолжалась борьба личного состава за живучесть ПЛ. В результате был продут балласт, лодка всплыла и благополучно вернулась В базу.

2.2. Виды и формы боевой подготовки

Виды боевой подготовки. Для того чтобы корабль мог успешно решать свойственные ему задачи, необходимо, чтобы его личный состав-изучил и практически освоил тактику ведения современного морс­кого боя в различных условиях обстановки, т.е. получил необходимую тактическую подготовку;

1) изучил устройство и практически освоил применение оружия и использование технических средств, т.е. прошел соответствующую спе­циальную подготовку;

2) был подготовлен к применению средств защиты от ОМП, умел оказывать помощь раненым и пораженным, умел использовать личное оружие и легководолазное снаряжение, был физически сильным, выносли­вым, имел отличную строевую выправку и умел вести борьбу за живу­честь своего боевого поста и корабля в целом, т.е, получил общую подготовку.

Исходя из этого боевая подготовка личного состава корабля включает:

Тактическую подготовку;

Специальную подготовку;

Общую подготовку.

Тактическая подготовка является главным видом боевой подготовки и предусматривает подготовку корабля к ведению морского боя, Она определяет цели и задачи специальной и общей подготовки. Важнейший ее элемент - тактическая подготовка офицерского состава кораблей и штабов.

Виды боевой подготовки представлены на рис. 5.

Формы боевой подготовки. Согласно ст. 41 Корабельного устава ВМФ СССР основными формами подготовки всех категорий личного состава корабля являются занятия, тренировки и боевые учения, а для офицерско­го состава, кроме того, самостоятельная подготовка, групповые упраж­нения и тактические летучки (рис. 6).

Занятия проводятся для изучения и практического освоения мате­риальной части оружия и технических средств своего заведования, а также для изучения других вопросов, связанных с подготовкой личного состава.

Теоретические вопросы на занятиях следует изучать только в таком объеме, который облегчает освоение оружия и техники, способствует повышению практических навыков и ремонтной подготовки личного состава.

Тренировки проводятся, систематически на всех этапах боевой под­готовки корабля. Они имеют целью привить практические навыки лич­ному составу в выполнении своих обязанностей по обслуживанию и бое­вому применению оружия, использованию технических средств и в борь­бе за живучесть, т.е. отработку, действий одиночного обучаемого путем многократного повторения этих действий.

Боевые учения являются формой подготовки БП, подразделений,

БЧ, Сл, КП и корабля в целом к применению, использованию и обслужи­ванию оружия и технических средств, а также к борьбе за сохранение их боеспособности.

Боевые учения проводятся в течение всего года, но после того как личный состав приобрел на тренировках навыки по обслуживанию и при­менению оружия и использованию технических средств. Сущность любого боевого учения заключается в создании игровой ситуации, т.е.. условны


боевых эпизодов, событий, в процессе которых обучаемые принимают^ решения согласно своим обязанностям по специальности или должности -11 в соответствии со сложившейся обстановкой.

В зависимости от масштабов проведения боевые учения подразде- ч ляются на одиночные, частные, отсечные, общие и корабельные.

Одиночные боевые учения проводятся на отдельных БП Щ и КП под руководством командиров КП и БП. Они предназначены для Щ подготовки БП и КП к обслуживанию и боевому применению оружия 1 и использованию технических средств в различных условиях боевой об- Чщ становки. Одиночные боевые учения позволяют привить старшинам и г мичманам навыки управления подчиненными, проверить их подготовлен- ность. На этих учениях отрабатываются действия личного состава БПиКП, . организация использования оружия и технических средств, в том числе " в условиях повреждения,^ материальной части, потери части личного соста- ^ ва, заражения радиоактивными, бактериальными", отравляющими вещест- Jjfc вамиит.п. V

Частные боевые учения проводятся в группах, (башнях, ‘Щ батареях) под руководством командиров. На этих учениях отрабатыва- ются взаимодействие ♦БП, (организация применения"оружия и использо- | вания технических средств, а также прививаются навыки старшинам, мичманам и офицерам в управлении подчиненными, проверяется уро* ;| вень их подготовленности.

Отсечные боевые учения проводятся в отсеках ПЛ под |

Руководством командира отсека для отработки взаимодействия личного Q , состава по борьбе за живучесть корабля.

Общие боевые учения проводятся в дивизионах, БЧ (Сл) |

Под руководством командиров (начальников) подразделений. ,

Корабельные боевые учения проводятся при участии всего личного состава корабля под руководством командира корабля | или старшего помощника командира корабля.

Основным назначением общих и корабельных боевых учений явля* ")< ется отработка взаимодействия БП и КП, организации применения ору- ^ жия и использования технических средств; привитие навыков старшинам, Ч - мичманам и офицерам в управлении подчиненными; проверка уровня подготовленности личного состава корабля.

В зависимости от целей проведения боевые учения могут быть подготовительными, тренировочными, зачетными, контрольными и показными.

Подготовительны е боевые учения -имеют целью вы­работать у обучаемых точные и правильные действия и навыки. На этих \ учениях предварительно разъясняются и показываются участникам по­следовательность и правильность действий и. приемов. Общие и корабель­ные подготовительные боевые учения проводятся в целях выработки пра- Ч вильных действий всего экипажа при отработке взаимодействия внутри БЧ (Сл) и между ними, а также для отработки отдельных элементов так­тических задач.

Тренировочные боевые учения проводятся в целях отработки у личного состава практических навыков, доведения их до автоматизма и поддержания на должном уровне Тренировочные боевые учения наиболее характерны для одиночных, частных и отсечных учений, на них определяются достигнутые нормативы.

Зачетные боевые учения организуются для проверки знаний и уровня отработки Практических навыков у личного состава, Ими должна завершиться отработка каждой задачи курса боевой под­

Контрольные боевые уч е н и я служат для проверки под­готовленности личного состава старшими командирами (начальниками).

Они могут быть внезапными или с предварительным предупреждением. ||

Показные боевые у* 1 ч. е н и я имеют целью показать офице­рам, мичманам, старшинам методику проведения учений, Они должны быть тщательно подготовлены и проводиться с хорошо обученным лич­ным составом.

Для приближения условий проведения учений к боевым необходимо прибегать к различным видам имитации (пожары, взрывы, повреждения, пробоины и др.) лишь в том случае, если личный состав освоил свои заве­дования и обучен практическим действиям по борьбе за живучесть."

При использовании средств имитации надлежит принимать меры,) исключающие возможность фактических аварий, повреждений и несчаст­ных случаев.

4 Запрещается имитировать в отсеках подводных лодок взрывы, пожа­ры с разведением огня и пробоины с поступлением забортной воды. Все эти мероприятия отрабатываются на полигонах, учебно-тренировочных судах и комплексах.

Во время боевых учений, чтобы отличите фактические случаи от ус­ловных, распоряжение, донесение и извещение предваряются словом ’’фак­тически”.

Высшей формой корабельного боевого учения является корабельное боевое упражнение, проводимое с фактическим примене­нием оружия в комплексе с подготовкой к защите от ОМП и к борьбе за живучесть при решении кораблем конкретной тактической задачи.

В зависимости от целей проведения корабельные боевые упражнения могут быть:

|В) подготовительными, проводимыми под руководством командира корабля в" целях проверки подготовленности БЧ и корабля в целом к выполнению зачетных боевых упражнений;

2) зачетными, проводимыми под руководством командира соеди­нения или его заместителей в целях оценки подготовленности корабля к решений свойственных ему задач;

3) контрольными, организуемыми по приказанию вышестоящих ко­мандиров (начальников) или инспектирующих (проверяющих) лиц в целях проверки боеготовности корабля и соответствия уровня его под­готовленности требованиям курса боевой подготовки;, .

3) состязательными, назначаемыми в целях определения наиболее^ подготовленных кораблей и стимулирования повышения качества боевой подготовки.

В целях проверки новых образцов оружия, техники и тактических приемов их использования на кораблях кроме боевых учений проводятся опытные и специальные учения.


2.3. Боевая подготовка матросов, старшин, мичманов и офицеров

Основные усилия по боевой подготовке личного состава кораблей должны быть направлены на то, чтобы его обученность полнее соответствовала возможному характеру боевых действий в современных усло­виях. При организации боевой подготовки особое внимание уделяется приобретению практического опыта по управлению оружием и техникой в дальних морских и океанских походах, поддержанию корабля в посто­янной готовности, 1 изучению боевых возможностей кораблей вероятного противника.

В Корабельном уставе ВМФ СССР боевая подготовка матросов, стар­шин и мичманов в силу различия целей и форм ее проведения рассматри­вается отдельно от боевой подготовки офицеров.

Боевая подготовка матросов, старшин и мичманов. Под ней пони­мается выработка у личного состава необходимых качеств -для успеш­ного исполнения повседневных обязанностей в ходе службы на корабле и обязанностей в бою в соответствии со штатными должностями и обя­занностями по боевым расписаниям. Подготовка матросов, старшин и мичманов имеет целью:

1) дать твердые знания по использованию оружия и технических средств и отработать навыки в управлении ими в различных условиях боевой обстановки;

2) выработать инициативу и решительность при действиях в боевой обстановке;

3) привить необходимые навыки в морской практике и приучить к физической выносливости в походной морской обстановке;

4) привить практические навыки в борьбе за живучесть оружия и технических средств своего заведования, БГ1 и корабля в целом;

5) дать знания боевых свойств и поражающих факторов ОМП, выра­ботать практические навыки защиты от него:

* 6) привить твердые навыки в выполнении строевых приемов и приме­

нении личного оружия в бою;

7) привить навыки в оказании себе и товарищу первой медицинской помощи в бою;

8) дать мичманам и старшинам твердые знания по методике обуче­ния подчиненных и привить навыки в ее практическом применении.

Боевая подготовка матросов, старшин и мичманов включает специ­альную и общую подготовку.

Специальная подготовка направлена на детальное изу­чение оружия и технических средств своего заведования. При проведении этого вида подготовки особое внимание обращается на отработку навы­ков по фактическому применению оружия и использованию технических средств. В процессе специальной подготовки личный состав отрабатывает нормативные показатели и взаимозаменяемость по специальности; при­обретает навыки по борьбе за живучесть оружия и технических средств

Общая подготовка включает изучение устройства корабля, потготовку, защите от ОМП, к борьбе за живучесть корабля, морскую, легководолазную, медицинскую, строевую и физическую, а также огневую подготовку из стрелкового оружия. Подготовка матросов, старшин и мичманов включает:

1) занятия по специальности;

2) тренировки по специальности и на БП; v

3) одиночные, частные и отсечные боевые учения;

4) занятия и тренировки по общей подготовке.

Занятия по специальности проводятся под руководством наиболее подготовленных командиров и начальников непосредственно у оружия и технических средств на корабле или в учебных кабинетах по группам; в группах матросов занятия проводят командиры отделений и старшины команд в масштабе команды, группы или БЧ, в группах старшин и мичма­нов с учетом специальности - офицеры в масштабе групп, дивизионов, БЧ.

Перечень тем занятий по специальности разрабатывается команди­ром БЧ (Сл) на месяц или на период отработки специальной задачи.

Тренировки по специальности проводятся под руководством коман­диров отделений и старшин команд - командиров БП и КП - для отра­ботки действий матросов и старшин по их штатной должности.

К тренировкам приступают после получения личным составом теоре­тических знаний на занятиях по специальности и первоначальных навы­ков на учебной технике. Они проводятся систематически в течение всего учебного года для отработки, поддержания и совершенствования практи­ческих навыков личного состава в выполнении своих обязанностей и нор­мативов по обслуживанию, боевому применению оружия и использованию технических средств при борьбе за живучесть.. Тренировки проводятся днем и ночью в обстановке, приближенной к боевой, на тихой воде и при качке, при получении кораблем повреждений и выходе из строя матери­альной части и при убыли части личного состава, в условиях заражения корабля. При этом на НК не менее одной трети тренировок должны про­водиться в средствах индивидуальной защиты.

Занятия и тренировки по общей подготовке в зависимости от содер­жания проводятся командирами подразделений или специалистами сое­динения. Темы занятий изложены в Правилах общей подготовки. При проведении общей подготовки изучаются общевоинские уставы ВС СССР, Корабельный устав ВМФ, ОМП и др„ а на тренировках и учениях отраба­тывается уставная организация службы на кораблях. Время на проведе­ние занятий по общей подготовке планируется на одинаковых основани­ях с другими видами подготовки.

Для изучения организации Службы, устройства корабля, средств борь­бы за живучесть и своего заведования старшинам и матросам, назначен­ным на корабль, предоставляется один месяц, после чего проверяются знания и практические навыки для допуска их к самостоятельному ис­полнению своих обязанностей, который объявляется приказом командира корабля.

Ежегодно от всего личного состава принимается зачет до знанию ор­ганизации службы, устройства корабля, средств борьбы за живучесть и уставов,

Контроль за организацией проведения всех видов боевой подготовки осуществляется командирами кораблей, их помощниками, командирами подразделений и лицами дежурной службы. В целях стимулирования более качественного освоения своей специальности и постоянного совершенствования специальных знаний и навы­ков матросам, старшинам, мичманам и офицерам присваивается квали­фикация специалистов третьего, второго и первого класса, а офицерам мичманам, кроме того, - мастера.

Важным условием повышения уровня боевой подготовки личного состава является всемерное развитие социалистического соревнования. Военнослужащие, показавшие отличные успехи в боевой и политической подготовке, приказом командира корабля (соединения) могут быть объяв­лены отличниками боевой и политической подготовки, награждены знаком ’’Отличник Военно-Морского Флота”, занесены в Книгу почета корабля.

Боевая подготовка офицеров. Растущее техническое оснащение кораб­лей предъявляет повышенные требования к подготовке морских офицеров. Подготовка офицерского состава - это важнейшее звено боевой готовности кораблей. Она ставит перед офицерами следующие цели:

Совершенствование знаний по специальности;

Обучение их четкому выполнению своих обязанностей по занимае­мой должности.

Боевая подготовка офицерского состава включает:

Тактическую подготовку;

Специальную подготовку;

Общую подготовку.

Тактическая подготовка занимает ведущее место в сис­теме подготовки офицеров. Она дает возможность выработать единство оперативно-тактического мышления, способствует правильному пони­манию стоящих перед офицерами задач и направлена:

1) на выработку навыков в оценке обстановки, производстве такти­ческих расчетов, по боевому управлению, применению оружия и исполь­зованию технических средств корабля в различных условиях обстановки;

2) на выработку командных навыков, инициативы и самостоятель­ности в принятии решений по применению оружия и использованию тех­нических средств;"

3) на подготовку к совместным действиям в составе корабельных групп и к взаимодействию с разнородными силами;

4) на изучение оружия и технических средств вероятного противника и тактических приемов их использования;

5) на изучение театра военных действий в целях наибольшей эффек­тивности применения оружия и использования технических средств.

Тактическая подготовка офицерского состава корабля проводится под руководством командира корабля в строгом соответствии с постав­ленными кораблю задачами.

Специальная подготовка организуется и проводится в целях привития офицерам практических навыков в грамотной и без­аварийной эксплуатации техники, умелом применении оружия и исполь­зовании технических средств и в осуществлении мероприятий по борьбе за живучесть. Она направлена:

1) на изучение и практическое освоение оружия, технических средств своего заведования;на освоение способов применения оружия, использования техни- ческих средств в бою и безаварийную эксплуатацию их в повседневных условиях;

2) на освоение средств и способов борьбы за живучесть заведуемого оружия и технических средств и привитие навыков в использовании их при частичной убыли личного состава, повреждениях, а также при сни­жении тактико-технических данных по различным причинам;

3) на привитие методических навыков в обучении подчиненных.

Подготовка офицеров по специальности проводится специалистами

соединения и командирами БЧ корабля, а приобретение ими практичес­ких навыков регулярно осуществляется на тренировках по специальности, на КП корабля по применению оружия, систем управления и использо­ванию технических средств своего заведования, по выполнение долж­ностных обязанностей в бою, по борьбе за живучесть оружия и техничес­ких средств в различных условиях обстановки.

Общая подготовка офицеров проводится под руководством стар­шего помощника (помощника) командира корабля в течение всего года. Она включает в себя те же вопросы, что и общая подготовка матросов, старшин и мичманов.

Основными формами боевой подготовки офицеров являются:

1) самостоятельная подготовка;

2) занятия (лекции, доклады, семинары и т,п.);

3) тренировки на КП, тренажерах, в специальных кабинетах;

4) групповые упражнения и тактические летучки;

5) общие и корабельные боевые учения.


2.4. Подготовка корабля.

Планирование и учет боевой подготовки

Подготовка корабля имеет целью боевое слаживание всего экипажа корабля и-подготовку его к выполнению свойственных кораблю боевых задач. Основной формой подготовки корабля в целом является кора­бельное боевое учение (КБУ). "

Каждое КБУ проводится в определенной тактической обстановке, соответствующей содержанию отрабатываемой задачи курса боевой под­готовки. При этом огневые задачи выполняются в комплексе с задачами по борьбе за живучесть оружия, технических средств и корабля в целом.

Особое внимание следует обращать на подготовку кораблей к дейст­виям в сложной обстановке, при этом должна соблюдаться последова­тельность в усложнении условий плавания и выполнения задач.

К проведению корабельных боевых учений следует приступать после того, как будут отработаны КП, БЧ и Сл корабля.

Темы этих учений определяются исходя из курсовых задач, отраба­тываемых кораблем, а темы и сроки общих боевых учений как подго­товительные мероприятия по подготовке корабля в целом выбираются в соответствии с темами предстоящих корабельных учений.

Планирование и учет боевой подготовки. Планирование боевой под­готовки - чрезвычайно ответственный, сложный и творческий процесс, требующий от офицеров глубоких теоретических знаний, практического опыта, знания руководящих документов. От качества планирования в прямой зависимости находятся последовательность проведения меропри­ятий боевой подготовки и ее уровень. В основу планирования боевой подготовки положен достигнутый фактический уровень подготовки личного состава, техническое состояние корабля и сроки отработки курсо­вых задач, устанавливаемые командиром соединения. Планированием боевой подготовки руководит командир корабля.

Основными документами по" планированию и учету боевой подготовки на корабле являются журналы боевой подготовки (ЖБП). Их ведут старший помощник (помощник) командира корабля, а в БЧ (Сл) - командиры БЧ (начальники Сл).

Командир корабля обязан систематически контролировать ход боевой подготовки. Того же он должен требовать от заместителей, коман­диров БЧ и начальников Сл,

Основными способами личного контроля являются проверка знаний подчиненных, присутствие на занятиях, тренировках и учениях, анализ материалов учета и достигнутых качественных показателей боевой й политической подготовки.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Боевая подготовка



Целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, боевого слаживания (слаживания) подразделений (формирований), воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) для ведения боевых действий и выполнения задач в соответствии с предназначением, формирования у военнослужащих высоких боевых и морально-психологических качеств. Б.п. является основным видом повседневной деятельности соединений и воинских частей. Занятия по боевой подготовке проводится как в мирное, так и в военное время. Целью Б.п. является достижение и поддержание боевой выучки личного состава, его физической готовности, слаженности расчётов экипажей, подразделений (формирований), воинских частей, соединений и их органов управления (штабов) на уровне, обеспечивающем надёжное и своевременное выполнение задач по подготовке и ведению боевых действий в соответствии с их предназначением в любых условиях обстановки.

Б.п. в РВСН организуется и проводится со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала согласно требованиям законов, регламентирующих военную службу, положений военной доктрины РФ, уставов, приказов и директив Министра обороны РФ, командующего РВСН, Наставления по боевой подготовке РВСН, Программ и Курсов боевой подготовки.

Б.п. включает в себя: идивидуальную подготовку военнослужащих и гражданского персонала; подготовку и слаживание (боевое слаживание) подразделений (формирований), воинских частей и соединений; подготовку и слаживание органов управления (штабов).

В ходе Б.п. проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, отработка нормативов по предметам Б.п., определённым Наставлением по Б.п. РВСН, в ходе которых военнослужащие изучают и отрабатывают приёмы и правила действий в бою; назначение, устройство, порядок эксплуатации и боевого применения вооружения и военной техники; положения общевоинских уставов, а подразделения (формирования), воинские части и соединения отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач (задач по предназначению).

Индивидуальная подготовка военнослужащих включает в себя обучение по оперативно-тактической (ОТП), тактической (тактико-специальной) подготовке (ТСП), специальной подготовке (СП), технической подготовке (ТехП), методической подготовке (для офицеров, прапорщиков и сержантов), вождению боевых машин (ВБМ) и предметам общевойсковой подготовки: огневой, строевой, физической, инженерной, топографической, автомобильной, военно-медицинской, радиационной, химической и биологической защиты, общевоинских уставов, основ обеспечения защиты государственной тайны, обеспечению безопасности военной службы, обеспечению пожарной безопасности (для офицеров и прапорщиков), противопожарной обстановке (для солдат и сержантов) и общественно-государственной подготовке.

Индивидуальная подготовка гражданского персонала включает в себя обучение по специальной и общественно-государственной подготовке; для гражданского персонала, несущего боевое дежурство или выполняющего специальные обязанности в составе формирований и команд по боевому расчёту части, кроме того, по тактико-специальной подготовке; для стрелков ВОХР – по стрелковой подготовке и по вопросам службы охраны.

Подготовка и слаживание подразделений (формирований), воинских частей и соединений, органов управления (штабов), как правило, проводится в ходе занятий по ОТП,ТСП и СП.

Все занятия в ходе индивидуальной подготовки военнослужащих и гражданского персонала планируются и проводятся в интересах ОТП и СП и служат для выработки, поддержания и совершенствования у них знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения специальных обязанностей по боевому расчёту в аоставе расчётов, смен, подразделений (формирований и команд), воинских частей, групп боевого управления (ГБУ), оперативных групп (ОГ) пунктов управления подразделений, воинских частей и соединений; обучения порядку выполнения мероприятий планов перевода с мирного на военное время, планов боевых действий (планов применения).

Требования к знаниям, умениям и навыкам военнослужащих по предметам обучения, темы, содержание занятий и время на их изучение определяются Организационно-методическими указаниями по оперативной, мобилизационной, боевой подготовке и боевому дежурству РВСН, Программами боевой подготовки, разрабатываемыми для каждой категории обучаемых, подразделений (формирований) и воинских частей.

Руководство Б.п. командиры (начальники) всех степеней осуществляют лично и через штабы и службы. Командование РВСН, объединений (полигона) организуют Б.п. в подчинённых объединениях (соединениях, полигоне) и несут ответственность за уровень их обученности и слаженности. Командиры соединений, воинских частей и подразделений являются непосредственными руководителями Б.п. и несут персональную ответственность за уровень Б.п. подчинённых органов управления (штабов), воинских частей и подразделений.

Лит.: Концепция боевой подготовки ВС РФ, Приказ МО РФ № 71, 2001; Блинов В.И., Карпов О.И., Худяков А.М. и др. Методика боевой подготовки. Учебное пособие. - М.: ВА РВСН, 1998; Белогуров В.И., Карпов О.И., Худяков А.М. и др. Организация боевой подготовки. Тексты лекций. - М.: ВА РВСН, 2004.

Щербович В.М.

Начальник отделения подготовки и призыва граждан к военной службе отвечает за:

Он обязан:

1. Участвовать в планировании совместной работы государственных органов и общест­венных организаций по вопросам патриотического воспитания граждан и подготовки молодежи к военной службе. Вносить в планы совместной работы предложения по улучшению военно-патриотической работы среди молодежи.

2. Оказывать практическую помощь в организации деятельности военно-патриотических, молодёжных, детских объединений и клубов.

3. Развивать и поддерживать шефские связи с воинскими частями.

4. Организовывать взаимодействие с местными органами власти, госу­дарственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования, образовательными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования по вопросам организации и проведения обязательной подготовки граждан к военной службе.

5. Организовывать установленный учёт и отчетность по проводимой обяза­тельной подготовке граждан к военной службе.

6. Организовывать выявление юношей допризывного и призывного возрастов, не обучающихся в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях с целью прикрепления их к учебным пунктам для про­хождения обязательной подготовки к военной службе.

7. Оказывать помощь в подборе и переподготовке преподавателей курса основ военной службы.

8. Разрабатывать проекты документов о состоянии подготовки специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации, составлять план подготовки на учебный год и распределять задание по муниципальным отделам Республики.

9. Организовывать и проводить инструкторско-методические сборы и занятия с должностными лицами отделов муниципальных образований Республики, руководящим составом учебных организаций, общественных объединений и образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, ответственными за подготовку молодёжи к военной службе.

10. Осуществлять контроль за подготовкой граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и образовательных организациях начального профессионального и среднего профессионального образования.

11. Изучать возможности организации подготовки граждан по военно-учётным специальностям в городах и районах Республики.

12. Обобщать сведения о результатах подготовки граждан к военной службе, организации и проведения призыва на военную службу и представлять их до 15 января – руководителям органов исполнительной власти Республики и до 20 января – в конкурсную комиссию Республики.

13. Осуществлять контроль за отбором кандидатов в военные образовательные учреждения профессионального образования (далее ВОУПО) .

14. Проводить учебно-методические занятия с должностными лицами подчиненных отделов муниципальных образований Республики по вопросам отбора кандидатов для обучения в ВОУПО, комплектования военных образовательных учреждений из отделов районов, городов Республики.

15. Организовывать совместную работу с государствен­ными органами и общественными организациями: по физическому воспитанию молодёжи.

16. Организовывать и проводить традиционные спартакиады юношей допризывного и призывного возрастов (совместно с министерством Республики по физической культуре, спорту и туризму).

17. Организовывать руководство работой личного состава отделения и контролировать ход выполнения поставленных ему задач.

18. Знать деловые и морально-психологические качества личного состава отделения, постоянно проводить с ними работу по совершенствованию их профессиональной подготовки.

19. Участвовать в работе комиссий по проведению проверок служебной деятельности отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела военного комиссариата Республики Крым по г. Евпатория по муниципальным образованиям.

20. Анализировать работу отделов районов и городов, по подготовке граждан к военной службе, составлять обзоры по выявленным недостаткам в этой работе и доводить их до отдела военного комиссариата Республики Крым по г. Евпатория по муниципальным образованиям.

21. Организовывать мероприятия военного обучения граждан на период военного положения и на военное время.

22. Рассматривать письма, жалобы и заявления граждан.

Второй учебный вопрос

Руководство боевой подготовкой заключается в непрерывной целенаправленной деятельности командующих, командиров (начальников) и органов управления по организации боевой подготовки, всестороннему обеспечению ее мероприятий; проведении комплекса мер по недопущению гибели и травматизма личного состава при обращении с оружием, боеприпасами и ВВТ при выполнении упражнений по огневой подготовке и вождению боевых (колесных) машин, проведении ТУ (ТСУ); изучению, обобщению и внедрению передового опыта; развитию и совершенствованию УМБ; контролю и оказанию помощи подчиненным в проведении занятий, подведении итогов боевой подготовки.

Руководство обучением и воспитанием должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программ и планов подготовки войск.

Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:

соответствие содержания боевой подготовки положениям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление служебно-боевой деятельности внутренних войск;

строгое соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;

учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конфликтов, передового опыта организации проведения мероприятий боевой подготовки;

эффективное использование и развитие УМБ боевой подготовки.

Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являются:

анализ и оценка состояния подготовки подчиненных войск;

организация боевой подготовки;

контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчиненным командирам и воинским частям (подразделениям);

целенаправленная подготовка командиров (начальников) и органов управления к руководству боевой подготовкой;

организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;

организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;

постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;

методическая работа;

строительство и совершенствование УМБ, своевременное внедрение в практику боевой подготовки новейших средств обучения;

учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.

Работа по осуществлению контроля и оказанию помощи войскам.

Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командующего (командира, начальника) объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по служебно-боевому предназначению, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел в боевой подготовке, обучении командующих (командиров, начальников), органов управления организации, планированию, всестороннему обеспечению, проведению мероприятий боевой подготовки и другим вопросам.



Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи является : проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления; изучение результатов контроля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостатков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении работ по их устранению; обучение командиров, органов управления объединений, соединений, воинских частей и подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприятий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.

Командующие (командиры, начальники), органы управления осуществляют постоянный контроль за выполнением подчиненными соединениями (воинскими частями, подразделениями) поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в соединениях (воинских частях, подразделениях), а также по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальников.

Мероприятия контроляотражаются: в планах подготовки войск; в плане-календаре основных мероприятий – на месяц; личных планах работы должностных лиц.

При проверках организации и хода занятий обязательно проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты проверок записываются в журналы боевой подготовки.

Контроль и оказание помощи войскам в организации боевой учебы с проведением контрольных занятий проводятся в ходе работы целевых и комплексных групп:

командующим войсками объединения – в каждом соединении, воинской части, ему непосредственно подчиненной, – в течение учебного года;

командиром соединения (бригады) – в каждой воинской части в течение периода обучения;

командиром воинской части – в каждом подразделении в течение периода обучения.

Руководящий составобъединений, соединений и воинских частей принимает личное участие в организации боевой подготовки и проведении занятий с личным составом войск. Для контроля выполнения норм проведения занятий в штабах разрабатывается соответствующий план, который хранится с документами плана боевой подготовки, выписки из плана – у должностных лиц.

Должностные лица проводят занятия:

командующий войсками объединения, командир соединения – 4-6 часов в месяц;

заместители командующего войсками объединения (командира соединения) – 6-8 часов в месяц;

начальники служб управления объединения (соединения, воинской части) – 8-10 часов в месяц;

командир воинской части – 2-3 часа в неделю;

заместители командира воинской части – 3-4 часа в неделю;

командир батальона и его заместители – 4-6 часов в неделю.

Командир батальона проверяет качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в двух подразделениях, командир роты- еженедельно не менее чем в одном взводе.

Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий (повседневный) и периодический.

Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения качества учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреждения негативных явлений в боевой учебе.

Содержание текущего контроля : проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки, подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организации, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки) военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий; проверка исправности и эффективности использования УМБ; заслушивание подчиненных командиров (начальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.

Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целесообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управления соединения и воинской части.

Периодический контроль организуется в целях проверки уровня подготовки личного состава по отдельным предметам обучения, должностным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, после отработки отдельных разделов программ (завершения этапов слаживания подразделений и воинских частей).

Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевой службы; зачетные (контрольные) занятия (учения); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подготовки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учебных воинских частей, офицеров-выпускников ВОУВПО; проверка выполнения офицерами индивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта, прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.

Проверка качества выполнения планов и программ боевой подготовки осуществляется постоянно, не нарушая при этом хода учебного процесса. Выявленные недостатки устраняются на местах с оказанием практической помощи в. Обобщение опыта боевой подготовки и доведение его до органов военного управления и войск.

Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заключается в целенаправленной повседневной работе командующих (командиров, начальников), органов управления по выявлению новых, передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) и применение новых методов, способов обучения и воспитания путем проведения показных, ИМЗ, совещаний и методических конференций (семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций.

Проведение таких мероприятий способствует установлению единых взглядов на методику подготовки и проведения занятий и учений в каждой воинской части, соединении.

Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих степень подготовки подразделений, воинских частей и соединений.

Учетом результатов боевой подготовки обеспечивается всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженности соединений, воинских частей и подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготовки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войсками для поддержания и совершенствования их боевой готовности.

Учет подразделяется на оперативный и периодический .

Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) взвода, подразделений, прапорщиков (мичманов), офицеров органов управления и подразделений.

Периодический учет - обобщение результатов оперативного учета с последующим анализом и выводами за установленный период времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).

Основным учетным документом по боевой подготовке является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года (периода обучения). Журналы хранятся в течение последующего года и уничтожаются по его завершении.

Во взводеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего и за отделения (экипажи, расчеты).

В ротеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки роты за отделения, взводы и командирскую подготовку сержантов. Кроме того, делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.

В батальонеучет боевой подготовки ведется за взводы, роты. Командирская подготовка командиров взводов учитывается в журнале учета командирской подготовки.

В воинской частиучет боевой подготовки ведется за роты и батальоны. Командирская подготовка офицеров управления, командиров батальонов, рот и их заместителей, прапорщиков (мичманов) учитывается в журналах учета командирской подготовки. Ведется учет подготовки военнослужащих женского пола управления воинской части. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении мероприятий.

В том случае, когда воинская часть (отдельный батальон) организационно состоит из рот (взводов) журнал учета боевой подготовки ведется и за батальон, и за воинскую часть.

В штабе соединенияучет боевой подготовки ведется за батальоны и каждую воинскую часть, а также за подготовку офицеров управления соединения, командиров воинских частей и их заместителей, прапорщиков, военнослужащих женского пола управления соединения и подразделений, входящих в управление соединения. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении.

В отделе боевой подготовки объединенияглавными задачами учета боевой подготовки являются сбор, обобщение и статистическая обработка данных для анализа состояния подготовки войск. В отделе обобщаются данные за состояние подготовки каждого соединения, воинской части, батальона по каждому предмету обучения.

Отчетность по боевой подготовке – система отчетно-информационных документов и мероприятий, обеспечивающая командиров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она включает:

доклады об итогах боевой подготовки за каждый период обучения и учебный год;

доклады (акты, пояснительные записки, сводные ведомости) по результатам проверок и инспектирований;

доклады о выполнении планов подготовки войск;

доклады о готовности и проведении основных мероприятий боевой подготовки;

текущие (в том числе формализованные) доклады.

Система отчетности должна исключать дублирование сведений, представляемых в одну и ту же инстанцию. Она устанавливается распоряжениями и указаниями старших командиров (начальников).

Командиры анализируют степень и качество выполнения расписания занятий, плана подготовки войск объединения (плана боевой подготовки соединения, воинской части) и докладывают установленным порядком по команде: командир взвода – ежедневно, командир роты – еженедельно; командир батальона, воинской части, соединения – ежемесячно.

Кроме того, командир воинской части на основании итоговых данных за период обучения и учебный год представляет письменный доклад командиру соединения (командующему войсками объединения). Командир соединения ежемесячно анализирует состояние боевой подготовки воинских частей и подразделений, степень выполнения поставленных задач и докладывает, в объеме установленном командующим войсками объединения, итоги месяца и результаты проверок проведенных за отчетный период.

Каждое управление, отдел (отделение), служба обобщает сведения о состоянии боевой подготовки по своей специальности за все воинские части, подразделения по подчиненности. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.

Подведение итогов боевой подготовки, постановка задач.

Итоги боевой подготовки подводятся:

в подразделениях – на совещаниях с офицерами, прапорщиками, сержантами подразделения, на общем собрании личного состава: в батальоне, роте – за месяц, во взводе – после проведения занятия;

в воинской части, соединении – на служебном совещании с офицерами, общем собрании личного состава – ежемесячно, за период обучения и учебный год;

в объединении – на служебном совещании с офицерами управления – за период обучения и учебный год.

При подведении итогов также осуществляется определение основных направлений в боевой подготовке и постановка задач на очередной период.

Сроки и время подведения итогов и постановки задач указываются в документах планирования. Для их проведения в штабах (управлениях) составляются планы, в которых указываются место, время проведения, форма одежды, кто привлекается, а также кто выступает и по какому вопросу, дается перечень наглядных пособий.

План подписывается начальником штаба и утверждается командующим войсками объединения (командиром). Материалы подведения итогов и постановки задач должны быть оформлены:

в роте, батальоне – в рабочей тетради командира роты, батальона;

в воинской части, соединении, объединении – в деле боевой подготовки, которые хранятся в течение года, как отчетные документы.

При подведении итогов боевой подготовки командир:

оценивает степень выполнения плана и программ боевой подготовки;

анализирует качество отработки пройденных тем, нормативов, охват личного состава учебой, результаты боевой подготовки по основным предметам обучения (оценочные показатели командирской подготовки, подготовки органов управления, соединений, воинских частей и подразделений);

указывает недостатки и их причины, положительные стороны в обучении и воспитании, отмечает отличившихся и отстающих за прошедший период, наиболее поучительные мероприятия боевой учебы;

уточняет порядок выхода воинских частей (подразделений) в учебные центры, на полигоны, расход моторесурсов, материальное обеспечение;

оценивает состояние руководства боевой подготовкой, указывает: кто, когда и где оказывает помощь или контролирует качество проведения занятий;

доводит темы ИМЗ с офицерами, сержантским составом и сроки представления планов проведения занятий на утверждение;

делает выводы по результатам боевой подготовки и ставит задачи на следующий этап подготовки.

Результаты боевой подготовки отражаются в приказах по объединению (соединению, воинской части) об итогах боевой подготовки в прошедшем периоде обучения (учебном году) и задачах на новый период обучения (новый учебный год), об итогах служебно-боевой деятельности и аналитических справках (обзорах).

Справки по анализу состояния боевой подготовки оформляются:

в воинской части – за месяц, учебный период, учебный год;

в соединении – за месяц, учебный период, учебный год;

в объединении – за учебный период, учебный год.

Кроме того, отчетными документами по боевой подготовке являются:

сводные ведомости общих результатов инспектирования, итоговых и контрольных проверок за последние 5 лет (с детализацией: в объединении – до воинской части; в соединении – до батальона, отдельной роты; в воинской части – до роты, отдельного взвода), командирской подготовки офицеров;

ведомости результатов подготовки классных специалистов;

сведения об объектах УМБ с необходимой технической документацией, выписки из приказов о закреплении этих объектов за воинскими частями (подразделениями);

контрольные экземпляры методических материалов по предметам обучения;

журнал учета приказов, директив, распоряжений по боевой подготовке, поступивших из вышестоящего штаба.

Методическая работа – это комплекс мероприятий, направленных на повышение методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов в обучении и воспитании подчиненных и повышению на этой основе качества и результативности занятий, эффективности боевой подготовки.

Методическую работу организуют и направляют командующие войсками объединений, командиры соединений и воинских частей.

Мероприятия методической работы отражаются в документах планирования .

Основным содержанием методической работы является : разработка и внедрение в практику подготовки личного состава методических пособий, практических рекомендаций, типовых (опорных) конспектов, частных методик; обобщение и внедрение в жизнь передового опыта обучения и воспитания военнослужащих; установление единства в понимании и применении форм и методов обучения и воспитания в процессе обучения, организация проведения методических конференций, УМС, методических совещаний и обсуждений; проведение инструкторско-методических и показных занятий, открытых уроков, оказание помощи молодым командирам в их становлении по вопросам обучения и воспитания с использованием новейших достижений педагогической науки и научно-технического прогресса в целом.

Мероприятия методической работыотражаются в плане боевой подготовки на год отдельным разделом и уточняются на период обучения.

Основными формами методической работы в соединениях и воинских частях внутренних войск являются:

УМС и методические совещания, научно-практические (методические) конференции и семинары;

заседания методического совета (в учебных воинских частях) и методические совещания, на которых рассматриваются вопросы методики обучения и воспитания;

методические занятия: инструкторско-методические, открытые, показные и пробные, инструктажи, а также лекции, доклады и сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии;

разработка учебно-методических материалов;

проведение педагогических (методических) экспериментов, изучение передового педагогического опыта, опыта служебно-боевой деятельности войск и внедрение их результатов в процесс боевой подготовки.

В целях обобщения и передачи опыта методической работы, а также создания необходимых условий для подготовки руководителей к занятиям в соединениях и воинских частях создаются методические центры, кабинеты, классы, уголки. Их оборудование должно непрерывно обновляться, отражать успехи офицеров по совершенствованию методики обучения и воспитания личного состава, обеспечивать условия для практического их использования руководителями занятий, содержать необходимые материалы для подготовки к занятиям.

В методическом кабинете (классе) полка (батальона) находятся:

военная, техническая и педагогическая литература, тематические подборки из журналов и газет, методические разработки, учебные пособия, стенды и плакаты по методике обучения и воспитания;

образцы конспектов, планов-конспектов и методических разработок по темам;

варианты положений по проведению состязаний на лучшего специалиста (расчет, экипаж, войсковой наряд, подразделение и тому подобное);

стенды и плакаты по общевойсковым дисциплинам, специальной, технической и тактико-специальной подготовке;

материалы по истории развития отечественной, зарубежной науки и техники и новинки по этим вопросам; технические средства обучения.


Заключение

Изложенный материал лекции позволяет сделать вывод, что боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка, которая может быть решена только при четкой и организованной деятельности всех должностных лиц, умении принимать обоснованные решения, в том числе по одиночной и индивидуальной подготовке военнослужащих

Преподаватель напоминает тему и учебные вопросы занятия. Оценивает качество отработанных в ходе занятия учебных вопросов, после чего указывает, что боевая подготовкаэто целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением. Это позволит сохранить боеспособность личного состава и выполнить поставленные задачи. Затем оценивает работу курсантов, отмечая положительные стороны и недостатки, выявленные в процессе занятия.

Разработал:

Доцент кафедры защиты населения и территорий

полковник внутренней службы Д. В. Савельев

Все должностные лица, связанные с войсковым хозяйством, выполняют определенные обязанности. Их основные служебные обязанности изложены в Уставе внутренней службы и зависят от должности, которую занимает то или иное должностное лицо. Командиры всех степеней, их заместители, начальники службы воинской части несут ответственность за правильное ведение войскового хозяйства. Поэтому на них возложены дополнительные обязанности, определенные Руководством по ведению войскового (корабельного) хозяйства в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Таким образов командиры и начальники должны знать и доводить до подчиненных требования нормативных правовых актов по вопросам войскового (корабельного) хозяйства, руководствоваться ими в своей деятельности. В целях планового ведения войскового хозяйства они должны определять потребность и знать обеспеченность воинской части материальными ценностями по подчиненным службам. Это необходимо для обеспечения боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, создания необходимых условий повседневной деятельности и быта военнослужащих.

В отношении вооружения, военной и специальной техники, на командиров и начальников возлагается ответственность по знанию ее состояния, порядка эксплуатации (хранения) и ремонта и других материальных ценностей в воинских частях (подразделениях). Большое значение имеет знания особенности их боевого применения.

Должностные лица обязаны своевременно истребовать и получать положенные воинской части по табелям к штатам и нормам материальные ценности, организовывать бесперебойное обеспечение ими воинской части. Руководители всех уровней и непосредственные исполнители должны принимать участие в планировании хозяйственной деятельности воинской части и обеспечивать выполнение мероприятий планов.

Вверенные воинской части вооружение, военная и специальная техника должна правильно храниться. Организация этого процесса возложено на командиров и начальников. Кроме этого они должны умело организовать сбережение и освежение запасов материальных ценностей, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание.

Принятие мер по предотвращению утрат материальных ценностей, организации контроля и устранение выявленных недостатков являются необходимым условием ведения войскового хозяйства. Непосредственно с этим связано ведение учета и своевременная поверка (аттестация) средств измерений. Руководители служб воинской части обязаны организовать эту деятельность в подчиненных структурах.

Знание состояния закрепленных объектов материально-технической базы является необходимым требованием к должностным лицам, ответственным за ведение войскового хозяйства. Они также обязаны обеспечивать их правильное содержание и использование, а также принимать меры к совершенствованию и развитию войскового (корабельного) хозяйства.

Все материальные ценности должны своевременно обслуживаться и ремонтироваться. Подача заявок для проведения ремонта и обслуживания, организация взаимодействия между службами дает возможность осуществлять такого рода деятельность. В целях обеспечения ремонта объектов материально-технической базы необходимо изучать проектно-сметную документацию, своевременно вносить предложения, направленные на повышение эксплуатационных характеристик объектов и качества выполняемых работ исполнителями.

Работа по экономному, рациональному расходованию материальных ценностей воинской части должна организовываться и проводится всеми начальниками под руководством командира части. На них же возлагается ответственность осуществлять контроль использования грузоподъемности (грузовместимости) и содержания транспортных средств и погрузочно-разгрузочных устройств. Категорически не допускаются сверхнормативные простои их под погрузкой (разгрузкой).

В современных условиях для воинской части оказываются услуги специализированными сторонними организациями. Поэтому необходим своевременный контроль качества их предоставления по объему и соответствию требованиям, установленным в государственных контрактах. Лица, руководящие войсковым хозяйством, обязаны организовывать претензионную, рекламационную и исковую работу в воинской части по подчиненным службам. На них возлагается также организация хранения, ремонта и своевременного возврата (сдачи) тары поставщикам согласно условиям государственных контрактов.

Заместители командира и начальники служб воинской части должны организовывать и осуществлять контроль ведения учета вооружения, военной и специальной техники, других материальных ценностей по подчиненным службам. На них же возлагается обязанность по организации и своевременной проверке наличия и состояния их по закрепленной номенклатуре.

Все должностные лица, ведающие войсковом хозяйством должны организовывать и осуществлять контроль выполнения требований безопасности при работе на объектах материально-технической базы с вооружением, военной и специальной техники и другими материальными ценностями. Исходя из этого одной из важных задач войскового хозяйства является обеспечить на закрепленной территории и объектах материально-технической базы войскового (корабельного) хозяйства соблюдение требований противопожарной защиты и выполнение мероприятий по обеспечению пожарной и экологической безопасности.

Таким образом, почти все должностные лица воинской части помимо своих непосредственных обязанностей, которые определены им уставом, обязаны организовывать и проводить работы по ведению войскового хозяйства. Мероприятия, включенные в перечень управления войсковым хозяйством, являются сложными по своему содержанию и форме. Большое значение имеет, помимо организации, контроль за хозяйственной деятельностью в воинской части.