Мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова. Природоохранные мероприятия при орошении земель Мероприятия по охране земельных ресурсов

Для предотвращения негативных процессов создается система мероприятий по охране земель. Особенность таких мероприятий в том, что генеральную обязанность по охране земель несет титульный пользователь земельного участка – он обязан осуществлять мероприятия по охране земель.

Мероприятия по охране земель - мероприятия по предотвращению возникновения и развития негативных процессов, связанных с деградацией земель, их загрязнением и захламлением, а также нарушением земель.

Также охрана земель осуществляется посредством реализации государственных мероприятий в рамках государственных и муниципальных программ, направленных на охрану и улучшение земель .

К мероприятиям по охране земель относятся :

1) Сохранение почвы и плодородия;

2) Защита земель от эрозии, заболачивания, затопления, иссушения, уплотнение, захламление, и других негативных вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) Ликвидация последствий загрязнение;

4) Сохранение достигнутого уровня мелиорации земель;

5) Рекультивация нарушенных земель;

6) Сохранение плодородия почв.

Эрозия – утрата почвенного слоя на земельном участке (целина – почвы были плодородны, но т.к. не были проведены мероприятия, связанные с защитой от ветровой эрозии, когда почвы высыхали от климатического воздействия, большая часть территории выводилась из хозяйственного оборота).

Засоление – когда происходила мелиорация земель и для сх производства использовали те работы, которые связаны с изменением водного баланса.

Уплотнение – действия, связанные с хозяйственной деятельностью, которые уплотняют почву и не допускают возможность ее использования, т.к. почва как природный объект теряет свои свойства.

Биогенное загрязнение – распространение вредителей, болезных растений, сорняков и т.д.

Противоэрозионные мероприятия – специальные мероприятия технического характера.

Рекультивация земель – система мероприятий, направленных на восстановление нарушенного состояния земель.

Все лица, использующие ЗУ, вне зависимости от категории земель обязаны в случае проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова снимать, сохранять и использовать верхний плодородный слой почв. Даже если речь идет о собственниках земель или арендаторах в случаях, когда речь идет о проведении соответствующих работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Если речь идет не о собственнике земель, а речь идет о хозяйственной деятельности, в случаях, когда требуется вскрывать почвенный слой, требуется получение разрешение от органов местного самоуправления. В остальных случаях, когда речь идет о собственниках земель, и о хозяйственной деятельности для собственных нужд, то специального разрешения не нужно (речь идет об этом в рамках согласовании соответствия проектов объектов недвижимости)



Рекультивация земель – комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности и народной хозяйственной ценности нарушенных земель. Обязанность рекультивации земель возлагается на лиц, чьими действиями было такое нарушение, независимо от того, было это правомерно или неправомерно осуществлено (добыча полезных ископаемых). Рекультивация осуществляется в 2 этапа: техническая (на соответствующую поверхность наносится почвенный слой) и биологическая (внесение соответствующих вещ-в и удобрений для улучшения продуктивной способности земель, появление свойств пригодности). Рекультивация осуществляется на основе проекта рекультивация, который является одним из видов землеустроительной документации и создается на основании либо решения титульного пользователя ЗУ, либо в связи с обнаруженным правонарушением и возложением соответствующих обязанностей на лицо, нарушившего состояние земель.

Мелиорация земель – правовое регулирование отношений, возникающих при мелиорации земель, регулируется ФЗ «О мелиорации земель». Мелиорация – коренное улучшение земель путем организационных и технических мероприятий. Выделяют следующие типы мелиорации: гидромелиорация, агро-лесомелиорация, культур-техническая и химическая. Эти виды связаны с поддержанием водного баланса почв, а также соответствующего химического физического состояния почв, делающих их пригодными для последующего хозяйственного использования. Простым способом мелиорации является вырывание канавы. Остальные виды мелиорации: химическая – внесение извести почвы для изменение их состава и улучшения соответствующих солей, это мероприятия которые связаны с приспособление соответствующих ЗУ для хозяйственного использования. То есть это работы, которые проводятся в рамках такой стадии как освоение земель.

В результате проведения соответствующих работ сооружения, которые обеспечивают состояние водного баланса, химическое и физическое состояние почв, имеют статус мелиоративного сооружения, которые являются объектами ПС в зависимости от того, на чьи средства были проведены эти мероприятия и в зависимости от этого определяется режим хозяйственного и гражданского оборота. В частности, находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружение и иные объекты, имущества по эксплуатации не могут быть переданы в собственность граждан и ЮЛ.

В настоящее время мелиорация не распространена, а во времена советского союза это явление было распространенным и финансировалось за счет ср-в бюджета.

Консервация земель – изъятие земель из хозяйственного оборота по решению уполномоченного органа. Именно из хозяйственного оборота – то есть запрет на их использование. Это мероприятие проводится в отношении нарушенных земель, использование которых представляет опасность для жизни и здоровья людей ка непосредственно, так и в связи с созданием продукции на такой земле, невозможность использования.

Консервация земель проводится по решению уполномоченного органа, которая выносится в с связи с заявлением правообладателя или в связи с совершением правонарушения. Это решение принимается на основании подготовленного проекта рекультивации земель на период, установленный этим проектом. Проект является видом землеустроительной документации, создаваемой по заявлению либо заинтересованного лица, либо уполномоченного органа.

Рекультивация земель при их консервации проводится за счет лица, действиями которого причинен соответствующий вред. Если нарушение земель является результатом действий стихийный сил природы, то рекультивация земель проводится за счет правообладателя. В случае, если нарушение земель не явилось следствием умышленных действий правообладателя, то он освобождается от уплаты платежей за землю на период рекультивации. Если пользователь ЗУ не принимает на себя обязанности по восстановлению земель, то такой ЗУ подлежит изъятию и мероприятия по рекультивации земель проводятся за счет лица, действия которого привели к нарушению земель, либо за счет средств бюджета.

Охрана земель включает систему организационных, экономических, правовых, инженерных и других мероприятий, направленных на защиту земель от расхищения, необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, нерационального использования, вредных антропогенных и природных воздействий в целях повышения эффективности природопользования и создания благоприятной экологической обстановки.

Охрана земель предусматривает:

· защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, от подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами;

· рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств;

· снятие и сохранение плодородного слоя почвы с тем, чтобы использовать его для рекультивации земель или повышения плодородия малопродуктивных угодий;

· установление особых режимов пользования для земельных участков, имеющих природоохранное и историко-культурное значение.

Для нормального функционирования службы контроля за правильным использованием земель следует на всех уровнях осуществлять мониторинг земель и соблюдать государственный земельный кадастр.

Мониторинг земель представляет собой систематическое наблюдение за состоянием земельного фонда для своевременного выявления динамики и устранения негативных процессов и тенденций. Данные мониторинга представляются всем органам государственного и общественного контроля.

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения землевладельцев, землепользователей и арендаторов информацией о состоянии земель в целях организации их рационального использования и охраны, совершенствования управления земельными ресурсами и обоснования размеров платы за землю.

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земли, и предусматривает:

1) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических, экологических и других обследований;

2) разработку генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов, составление проектов, связанных с охраной и использованием земель;

3) составление проектов образования новых и упорядоточения существующих землепользований с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре;

4) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства для землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

5) образование размещения и определение на местности территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами.

В деле защиты земель большая роль принадлежит общественности. Активисты общества охраны природы выявляют и вовлекают в хозяйственный оборот слабо или вовсе неиспользуемые, но пригодные для этих целей земли. Ежегодно по решению общества охраны природы проводится смотр рационального использования земель и мер по повышению плодородия почв.


Заключение

Почвенный покров Земли играет решающую роль в обеспечении человечества продуктами питания и сырьем для жизненно важных отраслей промышленности. Использование с этой целью продукции океана, гидропоники или искусственно синтезируемых веществ не может, по крайней мере в обозримом будущем, заменить продукцию наземных экосистем (продуктивность почв). Поэтому непрерывный контроль за состоянием почв и почвенного покрова – обязательное условие получения планируемой продукции сельского и лесного хозяйства.

Вместе с тем почвенный покров является естественной базой для поселения людей, служит основой для создания рекреационных зон. Он позволяет создать оптимальную экологическую обстановку для жизни, труда и отдыха людей. От характера почвенного покрова, свойств почвы, протекающих в почвах химических и биохимических процессов зависят чистота и состав атмосферы, наземных и подземных вод. Почвенный покров – один из наиболее мощных регуляторов химического состава атмосферы и гидросферы. Почва была и остается главным условием жизнеобеспечения наций и человечества в целом. Сохранение и улучшение почвенного покрова, а, следовательно, и основных жизненных ресурсов в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства, развития промышленности, бурного роста городов и транспорта возможно только при хорошо налаженном контроле за использованием всех видов почвенных и земельных ресурсов.

Восстановление нарушенного почвенного покрова требует длительного времени и больших капиталовложений, именно поэтому антропогенное воздействие на почву, растение, на окружающую среду не должно превышать пределы, за которыми снижается производительность аргоэкосистемы, нарушается устойчивость и стабильность ее функционирования.


Список литературы

1. П. Ревель, Ч. Ревель «Среда нашего обитания. Народонаселение и пищевые ресурсы», Москва, изд. «Мир», 1995г.

2. А. Коробкин, Д. Передельский «Экология», Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2005.

3. Б. Миркин, Л. Наумова «Экология России», Москва, изд. «Устойчивый мир», 2002г.

4. М. Добровольский, А. Гришина «Охрана почв», Москва, изд. МГУ, 2001г.

Размещено на Allbest.ru

Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. рублей в год), эрозия почв (эрозированы 21 % всех земель сельскохозяйственного назначения, 44 % - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20 % сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 19 % всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50 % их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

Необходимость охраны земель прямо вытекает из принципов земельного законодательства, сформулированных в ст.1 ЗК РФ, включая учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве над использованием земли в качестве недвижимого имущества и т.д. Согласно п.1 ст.4 Закона об охране окружающей среды, одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли и почвы. Охрана почв (и их плодородия) представляет интерес большей частью применительно к категориям земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, где земля выступает в качестве средства производства. В отношении остальных категорий земель мероприятия по охране почв носят производный характер. Например, согласно п.4 ст. 13 ЗК РФ, при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

При рассмотрении понятия и целей охраны земель следует иметь в виду следующее обстоятельство. В связи с тем, что земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель, а также учитывая, что земля является важнейшим природным объектом и составной частью окружающей среды, становится очевидным, что мероприятия по охране земель распространяются на все категории земель в земельном фонде России.

Но является ли одинаковым перечень мероприятий по охране земель для всех категорий земель в земельном фонде России? Представляется, что нет. Так, земли поселений не выступают основой обеспечения продовольственной безопасности страны, их использование не предполагает повышения их плодородия, внесения минеральных удобрений, мелиорацию и т.д. Поэтому многие природоохранные мероприятия, актуальные для земель сельскохозяйственного назначения, для земель поселений не актуальны и не нужны, например, мелиорация.

Другой пример. Различны цели лесопользования на землях лесного фонда и в городе. Учитывая, что использование городских лесов ориентировано на культурно-массовые и рекреационные мероприятия различными будут цели и методы охраны лесов. Так, авиационная охрана лесов от пожаров неприменима для охраны городских лесов. Намного менее актуально (по размаху и затратам) и проведение в городских лесах мероприятий по их защите от вредителей и болезней. Аналогичные отличия в целях и методах охраны земель можно обнаружить применительно к любым категориям земель в земельном фонде России. При этом нельзя упускать из виду общее сходство целей и задач охраны земель всех категорий - недопущение вредных воздействий в ходе хозяйственной деятельности на землю как составную часть окружающей среды и необходимость принятия быстрых и эффективных мер в случае, если такое вредное воздействие все же состоялось.

Кроме того, следует иметь в виду, что особенности охраны отдельных категорий земель немыслимы без мероприятий по охране иных природных объектов, расположенных на таких земельных участках. Например, охрана земель лесного фонда невозможна без учета интересов охраны лесов; охрана земель водного фонда - без охраны водных объектов. В отношении же других категорий охрана земель (почв) имеет самостоятельное значение (земли сельскохозяйственного назначения).

Охрана земель - это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния.

Охрана земель любой категории и их рациональное использование являются двумя сторонами одной медали, поскольку отражают две формы взаимодействия общества и природы: природопользование и охрану природы. Когда мы говорим о рациональном использовании земель, то предполагаем соблюдение экологических, градостроительных и иных требований в процессе использования земельных участков. В этом случае не возникает необходимости в применении мер по охране земель, следовательно, в определенном смысле требования рационального использования и охраны земель сливаются. Однако в случае, если предусмотренные законодательством требования в процессе эксплуатации земель не соблюдаются, происходит ухудшение качества земель, и, соответственно, окружающей среды. В этом случае мероприятия по охране земель будут нацелены на обеспечение соблюдения природопользователями установленных законодательством норм и правил по охране земель.

Общими целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной и иной деятельности.

Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).

Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека.

Соответственно, под восстановлением земель следует понимать возврат землям существующего ранее плодородия, нарушенного прошлой деятельностью человека или природными процессами.

За нарушение предусмотренных ЗК РФ обязанностей по охране земель, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы могут быть привлечены к юридической ответственности .

Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. рублей в год), эрозия почв (эрозированы 21% всех земель сельскохозяйственного назначения, 44% - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 19% всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

Необходимость охраны земель прямо вытекает из принципов земельного законодательства, сформулированных в ст. 1 ЗК РФ, включая учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве над использованием земли в качестве недвижимого имущества и т.д. Согласно п. 1 ст. 4 Закона об охране окружающей среды, одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли и почвы. Охрана почв (и их плодородия) представляет интерес большей частью применительно к категориям земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, где земля выступает в качестве средства производства. В отношении остальных категорий земель мероприятия по охране почв носят производный характер. Например, согласно п. 4 ст. 13 ЗК РФ, при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

При рассмотрении понятия и целей охраны земель следует иметь в виду следующее обстоятельство. В связи с тем, что земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель, а также учитывая, что земля является важнейшим природным объектом и составной частью окружающей среды, становится очевидным, что мероприятия по охране земель распространяются на все категории земель в земельном фонде России.

Но является ли одинаковым перечень мероприятий по охране земель для всех категорий земель в земельном фонде России? Представляется, что нет. Так, земли поселений не выступают основой обеспечения продовольственной безопасности страны, их использование не предполагает повышения их плодородия, внесения минеральных удобрений, мелиорацию и т.д. Поэтому многие природоохранные мероприятия, актуальные для земель сельскохозяйственного назначения, для земель поселений не актуальны и не нужны, например, мелиорация.

Другой пример. Различны цели лесопользования на землях лесного фонда и в городе. Учитывая, что использование городских лесов ориентировано на культурно-массовые и рекреационные мероприятия различными будут цели и методы охраны лесов. Так, авиационная охрана лесов от пожаров неприменима для охраны городских лесов. Намного менее актуально (по размаху и затратам) и проведение в городских лесах мероприятий по их защите от вредителей и болезней. Аналогичные отличия в целях и методах охраны земель можно обнаружить применительно к любым категориям земель в земельном фонде России. При этом нельзя упускать из виду общее сходство целей и задач охраны земель всех категорий - недопущение вредных воздействий в ходе хозяйственной деятельности на землю как составную часть окружающей среды и необходимость принятия быстрых и эффективных мер в случае, если такое вредное воздействие все же состоялось.

Кроме того, следует иметь в виду, что особенности охраны отдельных категорий земель немыслимы без мероприятий по охране иных природных объектов, расположенных на таких земельных участках. Например, охрана земель лесного фонда невозможна без учета интересов охраны лесов; охрана земель водного фонда - без охраны водных объектов. В отношении же других категорий охрана земель (почв) имеет самостоятельное значение (земли сельскохозяйственного назначения).

Охрана земель - это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния.

Охрана земель любой категории и их рациональное использование являются двумя сторонами одной медали, поскольку отражают две формы взаимодействия общества и природы: природопользование и охрану природы. Когда мы говорим о рациональном использовании земель, то предполагаем соблюдение экологических, градостроительных и иных требований в процессе использования земельных участков. В этом случае не возникает необходимости в применении мер по охране земель, следовательно, в определенном смысле требования рационального использования и охраны земель сливаются. Однако в случае, если предусмотренные законодательством требования в процессе эксплуатации земель не соблюдаются, происходит ухудшение качества земель, и, соответственно, окружающей среды. В этом случае мероприятия по охране земель будут нацелены на обеспечение соблюдения природопользователями установленных законодательством норм и правил по охране земель.

Общими целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной и иной деятельности.

Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).

Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека.

Соответственно, под восстановлением земель следует понимать возврат землям существующего ранее плодородия, нарушенного прошлой деятельностью человека или природными процессами.

За нарушение предусмотренных ЗК РФ обязанностей по охране земель, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы могут быть привлечены к юридической ответственности .

Ст. 12 Земельного кодекса устанавливает, что использование земель должно осуществляться способам обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, с новой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности, и определяется целями охраны земли:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

С целью охраны земель разрабатываются соответствующие программы, предусматривающие перечень обязательных мероприятий по охране зе­мель. При этом учитываются особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных меропри­ятий по охране земель осуществляются на основании экологической экспертизы, установленных санитарно - гигиенических и иных норм и требований. Для проведения проверки соответствия почвы экологичес­ким нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохими­ческие и иные обследования.

Внедрение новых технологий, реализация программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются, если они не соответству­ют установленным экологическим, санитарно - гигиеническим и иным требованиям. Чтобы предотвратить деградацию земель, восстановить плодородие почвы разрешается консервация земель с изъятием их из оборота.

Особый порядок использования установлен для земель, которые подвер­глись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обес­печивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, ис­ключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, они могут переводиться в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохо­зяйственной продукции.

Эффективность мероприятий по охране земель во многом зависит от экономичес­ких факторов стимулирования рационального использования и береж­ного отношения к земельным ресурсам. Порядок такого стимулирова­ния устанавливается, в частности, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Меры, повышающие заинтересо­ванность в охране земель, рассчитаны в первую очередь : на собственников земельных участков; землепользователей; землевладельцев; арендаторов земельных участков.


Экономическое стимулирование рационального использования и охра­ны земель предусматривает, в частности, следующие меры:

Освобождение от платы за земельные участки в период их освоения и период, предусмотренный проектом производства работ;

Поощрение работников сельскохозяйственных предприятий, руководи­телей и специалистов за реализацию мероприятий по улучшению каче­ства земель, повышению плодородия почв и их продуктивности;

Установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяй­ственную продукцию;

Компенсацию собственникам земель и другим пользователям произве­денных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.

Ответственность за нарушения законодательства в сфере использо­вания и охраны земель. За нарушения требований земельного законода­тельства виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, матери­альной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственно­сти.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ основанием для наступ­ления дисциплинарной ответственности является неисполнение или ненад­лежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом кроме предусмотренных Кодексом видов взысканий на отдельные категории работников могут быть наложены взыскания, уста­новленные в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине. В случае, если совершенное работником деяние причинило ущерб работодате­лю, то согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ такой работник обязан нести материальную ответственность.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за совершение таких проступков, как :

самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2);

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округ санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);

самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);

незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);

порча земель (ст. 8.6);

невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);

использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и ряд других нарушений.

Ответственность за отдельные нарушения законодательства об использовании и охране земель может наступать и в соответствии с законодательные актами субъектов РФ.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за :

Регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ);

Отравление, загрязнение или порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращен с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иные опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за совершение нарушений земельного законодательства наступает на основании решений суда и может выражаться в возмещении виновным причиненного вреда окружающей среде или здоровью граждан, в том числе в результате совершения преступления или административного проступка, либо в совершении (воздержании) каких-либо обязательных действий, например, освобождении самовольно занятого земельного участка.

Государственное управление в сфере использования и охра­ны земель в основном заключается в реализации таких мероприятий как:

1. Осуществление мониторинга земель;

2. Проведение землеустройства;

3. Ведение государственного земельного кадастра;

4. Осуществление государственного контроля;

5. Проведение мелиоративных мероприятий

1. Мониторинг земель (происходит от лат. monitor - наблюдающий, предостерегающий) согласно ст. 67 Земельного кодекса РФ - система наблюдения за состоянием земель на всей территории РФ. При этом основными задачами проведения мониторинга яв­ляются:

Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих из­менений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

Информационное обеспечение ведения государственного земельного ка­дастра, государственного земельного контроля за использованием и ох­раной земель, иных функций государственного и муниципального управ­ления земельными ресурсами, а также землеустройства;

Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

2. Феде­ральный закон «О землеустройстве» от 18.06.01 г. устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использо­вания земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Под землеустройством согласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» понимаются «мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство)».

Функции государственного управления землеустроительным процессом РФ в соответствии с Положением о Федеральной службе земельного кадастра России осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.

Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

Землеустройство - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель. Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.