Меры по укреплению учетно регистрационной дисциплины. Соблюдение учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел. I. Общие положения

Одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел является соблюдение учетно-регистрационной дисциплины. Этому направлению уделяется пристальное внимание на всех уровнях правоохранительной системы. Меры, направленные на активизацию работы в данном направлении, сохраняют свою актуальность и им оказывается повседневное внимание.

С 24 ноября т.г. введен в действие приказ МВД России от 29.08.2014 г. № 736, которым утверждена новая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

У гражданина, обратившегося в полицию, в любое время дня и ночи обязаны принять заявление. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, письменные заявления граждан должны быть подписаны ими, а устные - оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. В свою очередь, сотрудники полиции не имеют права отказать в приеме заявлений не зависимо от полноты сообщаемых данных, места и времени совершения преступления.

Кроме того, законодательство обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать сообщения и заявления поступившие по различным видам связи (почта, телефон, факс, электронная почта). Исключение составляют только анонимные заявления и сообщения.

При приеме заявления в дежурной части ОВД выдается талон - уведомление, на котором указаны номер и дата регистрации. Срок рассмотрения и принятия решения по заявлению, либо сообщению не должен превышать трех суток, в исключительных случаях - десяти суток, и только с разрешения прокурора, либо руководителя следственного подразделения, при наличии веских оснований, он может быть продлен до 30 суток.

Основными результатами разрешения заявлений являются:

Возбуждение уголовного дела;

Отказ в возбуждении уголовного дела (в данном случае заявителю направляется по почте уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела с копией постановления об отказе);

Передача материала по подследственности, либо подсудности;

Возбуждение административного производства, либо отказ в его возбуждении;

Приобщение материалов проверки в специальное номенклатурное дело.

Но хо-чет-ся на-пом-нить, что эф-фек-тив-ность ра-бо-ты со-труд-ни-ков по-ли-ции на-пря-мую за-ви-сит и от то-го, на-сколь-ко ак-тив-но граж-дане бу-дут со-об-щать об из-вест-ных им фак-тах пре-ступ-ной де-я-тель-но-сти. Лишь своевре-мен-ное со-об-ще-ние в по-ли-цию о со-вер-шен-ных про-ти-во-прав-ных де-я-ни-ях поз-во-ля-ют пра-во-охра-ни-те-лям дей-ство-вать быст-ро, эф-фек-тив-но, рас-кры-вать «по го-ря-чим» сле-дам пре-ступ-ле-ния и за-дер-жи-вать по-до-зре-ва-е-мых.

Зам. начальника Отдела МВД России по Чановскому району

п/п-к вн. службы Т.Ладья

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

правоохранительной деятельности

Ф.Ф. АНЮРОВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Роль ведомственного контроля в укреплении регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел

В статье исследованы вопросы ведомственного контроля регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел. Особое внимание уделено рассмотрению правовой природы и места ведомственного контроля руководителя органа внутренних дел, работе комиссии по проверке регистрационно-учетной дисциплины данного направления деятельности.

ведомственный контроль, начальник, комиссия, регистрационно-учетная дисциплина.

Укрепление регистрационно-учетной дисциплины как элемент обеспечения конституционных прав личности на государственную защиту является основой управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.

Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с коллективным или индивидуальным заявлениями. Данному праву корреспондируется обязанность соответствующих органов принять, зарегистрировать, проверить, вынести законное и обоснованное решение по данному обращению и сообщить об этом заявителю.

Преступления являются наиболее тяжкими нарушениями закона, поэтому порядок разрешения сообщений о преступлениях особо регламентируется законодательством, ведомственными актами и обязателен для всех правоохранительных органов.

Своевременная и полная регистрация, оперативная проверка и реагирование на информацию о преступлениях, а также правильность ее разрешения во многом зависят от надлежащей

организации в органах внутренних дел контроля процесса доследственного производства.

Такой контроль основывается на положениях уголовно-процессуального закона, нормативно-правовых актов МВД России, Генеральной прокуратуры РФ. Осуществление ведомственного контроля возлагается на начальника органа внутренних дел, руководителей следственных органов, подразделений дознания, создаваемых в органах внутренних дел комиссий по проверке порядка регистрации и разрешения сообщений о происшествиях и иной информации .

1) принятие сообщений о преступлениях;

2) регистрация сообщений о преступлениях и их учет;

3) проверка сообщений о преступлениях;

4) принятие по сообщениям правового решения (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении сообщения по подследственности или подсудности);

5) контроль (ежесуточный, ежедекадный, ежемесячный) за рассмотрением сообщений и принятием по ним решений .

Исследуя этапы контроля за рассмотрением сообщений о преступлениях в органах внутренних дел, отметим, что руководитель органа внутренних дел обязан организовывать его на всех этапах доследственной проверки, не обособляя этот процесс.

УПК Российской Федерации в ч. 1 ст. 144 регламентирует обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следствен-

ного органа принять и проверить сообщение о любом готовящемся или совершенном преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в указанный законом срок.

Порядок приема, регистрации заявлений и сообщений о преступлениях органами внутренних дел дополнительно и в полной мере определяется ведомственным нормативным актом - Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 333, утвердившим Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (далее - Инструкция).

В этом же документе предусмотрены следующие функции для начальника органа внутренних дел:

Персональная ответственность за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях;

Ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях, а также - правильностью ведения книги учета сообщений о преступлениях (далее КУСП), что подтверждается соответствующей записью в специальной книге рапортов о приеме и сдаче дежурства;

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях - принятие безотлагательных мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

На первоначальном этапе приема сообщений о преступлении деятельность руководителя заключается в осуществлении контроля за обеспечением полноты регистрации как в дежурных частях органа внутренних дел, подразделениях делопроизводства и режима, территориальных пунктах милиции, так и на рабочих местах сотрудников органа внутренних дел.

Поступающие сообщения вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, с нарочным, по почте, телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи.

Вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать все сотрудники и предпринимать дальнейшие действия в соответствии с требованиями, установленными

Федеральным законом Российской Федерации «О милиции» и указанной Инструкцией. Полученное сотрудником сообщение о происшествии передается с нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии со ст. 141 УПК РФ.

Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки готовящегося или совершенного преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках готовящегося или совершенного террористического акта, согласно п. 13 Инструкции без регистрации в КУСП передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

Поступившие по почте анонимные заявления о признаках готовящегося или совершенного террористического акта регистрируются в порядке, определенном разделом III указанной Инструкции.

При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, его принявший, фиксирует полученную информацию в журнале учета обращений по телефону доверия, излагает ее рапортом, передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП и докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении .

Для сверки полноты регистрации сообщений о происшествиях в органе внутренних дел создается комиссия, состав которой утверждается приказом начальника органа внутренних дел. Председателем комиссии, как правило, назначается начальник штаба.

Комиссия, в соответствии с установленной начальником органа внутренних дел периодичностью, но не реже одного раза в полугодие, проверяет полноту регистрации поступившей в орган внутренних дел информации о происшествиях в КУСП и результаты разрешения этих сообщений, а также сверяет сведения, содержащиеся в КУСП и полученные из других источников информации, проверяя, например, корешки талонов-уведомлений.

Члены комиссии сверяются с алфавитным журналом, журналами входящей корреспонденции органа внутренних дел, учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, учета административного производства, а также со специальным номенклатурным делом, с документацией подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД, экспертно-криминалистических и кинологических подразделений.

Председатель комиссии в целях выявления незарегистрированных сообщений о происшествиях направляет запросы на предприятия, в организации, горрайвоенкомиссариаты, лечебно-профилактические, страховые и другие учреждения. Полученные ответы на запросы изучаются и подшиваются в дело комиссии. Если в ответах содержится информация о ранее направленных в орган внутренних дел сообщениях о происшествиях, то проводится их сверка с КУСП.

При выявлении членами комиссии материалов, по которым вынесены необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, составляется рапорт на имя начальника органа внутренних дел для решения вопроса о направлении их в прокуратуру с целью проверки обоснованности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с ч. 3 п. 43 Инструкции.

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Таким образом, контроль за осуществлением порядка приема заявлений о преступлениях и происшествиях со стороны руководителя органа внутренних дел заключается в создании условий, направленных на максимально полную регистрацию сообщений.

Немалую роль в реализации положений ведомственного контроля играет правильная оценка поступившей информации о преступлении, принятие обоснованного решения о необходимости производства предварительной проверки, а также - определение ее границ. Практика показывает, что от определения направления и объема проверочных действий во многом зависит обоснованность и законность возбуждения уголовного дела. Начальник органа внутренних дел или лицо, его замещающее, в зависимости от содержания поступившей информации о преступлении контролирует ее проверку.

Эта процедура заключается в определенном порядке действий.

В случаях, когда проведение предварительной проверки не требуется, вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен незамедлительно. Если же имеется необходимость в уточнении признаков преступления для возбуждения уголовного дела, начальник органа дознания, отдавая поручение о производстве предварительной проверки, должен определить ее границы, т.е. указать, какие обстоятельства необходимо уточнить либо какие действия следует выполнить. Это позволит избежать неоправданного расширения границ предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, необоснованного или несвоевременного вовлечения граждан в сферу уголовного судопроизводства и в какой-то мере повлияет на оперативность принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела.

При ведомственном контроле проверки сообщений о преступлениях руководителю органа внутренних дел необходимо осуществить следующие мероприятия:

Определить исполнителя;

Изучить материалы проверки и дать по ним указания;

Проконтролировать сроки проведения проверки.

Определение исполнителя, изучение материалов проверки и дача по ним указаний являются элементами каждодневного контроля руководителя за состоянием регистрационно-учетной работы подчиненного органа внутренних дел, определяемыми ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами.

Одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела является соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Законодатель отвел трехдневный срок для принятия решения, однако в определенных законом случаях возможно увеличить его до десяти суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий - до 30 суток.

Изучение статистических данных и практической деятельности показывает, что во многих органах внутренних дел начальник либо лицо, его заменяющее, следит лишь за тем, чтобы срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях не выходил за пределы десяти суток. Из всех рассмотренных органами внутренних дел в 2007 г. 11 158 047 сообщений о преступлениях до трех суток рассмотрено 6 055 921 сообщение, от трех до десяти суток - 4 730 309 сообщений. В

ММЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 1 (17)

2008 г. рассмотрено всего 11 199 289 (+ 0,4 %) сообщений о преступлениях, из них до трех суток рассмотрено 6 353 382 (+ 0,5 %) сообщения, от трех до десяти суток - 4 561 415 (- 3,7 %) сообщений. В 2009 г. рассмотрено 11 408 862 (+ 1,9 %) сообщения о преступлениях, из них до трех суток рассмотрено 6 717 712 (+ 5,8 %) сообщений, от трех до десяти суток - 4 443 019 (- 2,7 %) сообщений.

Аналогичным образом ориентированы и работники дежурных частей, осуществляющие контроль за своевременностью разрешения информации о преступлениях и представляющие начальнику органа внутренних дел сведения об этом. При таком подходе часто не выясняется, почему решение не принято в течение трех суток и какие обстоятельства повлекли увеличение срока производства предварительной проверки. Очевидно, что отсутствие соответствующего контроля является одним из условий ситуации, когда десятидневный срок разрешения заявления (сообщения) о преступлении из исключительного случая превратился в обычный, что отрицательно сказывается на обеспечении прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела.

В п. 33 Инструкции о порядке приема регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях сообщается, что по результатам рассмотрения сообщения о происшествии органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

1) по сообщению о преступлении - о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения);

2) по иным сообщениям о происшествии - о возбуждении дела об административном правонарушении, о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии, о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, о передаче на рассмотрение по подведомственности, о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии.

Исследование статистических данных за 2007-2009 гг. показывает, что при увеличении общего количества обращений граждан в органы внутренних дел по сообщениям о происшествиях количество возбужденных уголовных дел неизменно уменьшается, а число отказов в возбуждении уголовных дел - увеличивается. Так, из

зарегистрированных в 2008 г. 21 499 523 (+ 4,7 %) сообщений о происшествиях было возбуждено 2 632 572 (- 12,0 %) уголовных дела, отказано в возбуждении - 5 317 087 (+ 6,2 %). В 2009 г. зарегистрировано 22 788 829 (6 %) сообщений о происшествиях, возбуждено 2 445 492 (- 7,1 %) уголовных дела, отказано в возбуждении - 5 640 693 (+ 6,1 %).

Отметим, что вынесение необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела является основным приемом сокрытия преступлений. Не случайно из анализа результатов оперативно-служебной деятельности за 20072009 гг. следует, что количество выявленных нарушений учетно-регистрационной дисциплины увеличивается, происходит рост числа сокрытых преступлений и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел. Так, за 2008 г. выявлено 251 943 (+ 7,1 %) нарушения регистрационно-учетной дисциплины, сокрытых преступлений - 92 269 (+ 35,3 %), из них - 87 878 (+37,8 %) путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, удельный вес которых составляет 95,2 % от всего количества укрытых преступлений. За 2009 г. выявлено 269 849 (+7,1 %) нарушений, сокрытых преступлений - 105 852 (+ 14,7 %), из них - 100 921 (+14,8 %) путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, удельным весом 95,3 % .

К основным факторам, оказывающим влияние на нарушение законности и регистрационно-учетной дисциплины следует отнести несовершенство уголовно-процессуального законодательства, подробно исследованного в работах профессора Б.Я. Гаврилова и других авторов .

Также факторами, влияющими на динамику данного вида нарушений, являются низкое качество доследственных проверок, отсутствие контроля со стороны руководителей структурных подразделений за работой подчиненных в процессе разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, игнорирование начальниками органов внутренних дел требований совместных приказов, указаний, регламентирующих порядок вынесения и утверждения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ненадлежащее качество доследственных проверок по материалам приводит к тому, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в большинстве случаев надзирающими прокурорами признаются незаконными, необоснованными и возвращаются в органы внутренних дел для проведения дополнительной проверки.

Отметим, что в ведомственных нормативных актах МВД России, регламентирующих оценку

оперативно-служебной деятельности, в качестве одного из основных критериев в неочевидной форме остается пресловутый процент раскрываемости преступлений. Для создания благоприятной картины оперативной обстановки руководитель органа внутренних дел сознательно принимает решения, нарушающие законность и регистрационно-учетную дисциплину.

Сложившееся положение дел обусловлено неэффективным использованием внедряемых форм и методов контроля соблюдения законности и регистрационно-учетной дисциплины, включающих распределение обязанностей и контрольных функций между руководителями органов внутренних дел на всех стадиях прохождения и разрешения информации о противоправных деяниях. Кроме того, низкий образовательный и профессиональный уровень исполнителей, их незаинтересованность в полной регистрации сообщений о происшествиях приводит к нарушениям законности и регистрационно-учетной дисциплины.

Для решения данных проблем необходимо укреплять контролирующую функцию за состоянием закона при регистрации и разрешении сообщений о происшествиях со стороны руководителя, что является одним из компонентов

укрепления доверия населения к органам внутренних дел.

Список литературы

1. Об утверждении Инструкции о порядке приема,

регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД России от 4 мая 2010 г. № 333.

2. О едином учете преступлений: Межведомствен-

ный приказ Генпрокуратуры РФ, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/ 780/353/399.

3. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал Российского права. 2006. № 7.

4. Гаврилов Б.Я. Современная уголовно-правовая политика России: цифры и факты: монография. - М., 2008.

5. Гаврилов Б.Я. О некоторых актуальных проблемах совершенствования предварительного следствия // Российский следователь. 2009. № 16.

6. Регистрационно-учетная дисциплина в органах внутренних дел и основные направления ее укрепления: учеб. пособие / под ред. проф. А.М. Кононова. - М., 2006.

E-mail: [email protected]

В.А. БЫКАДОРОВ, заместитель начальника Академии управления МВД России

Участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования участия внутренних войск МВД России в обеспечении режима контртеррористической операции, определяются направления совершенствования служебно-боевой деятельности войск при выполнении задач правового режима контртеррористической операции.

контртеррористическая операция (КТО); участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции, правовое регулирование противодействия терроризму.

еррористический акт, случившийся в еррористический акт, случившийся в

I московском аэропорту «Домодедово» X 24 января 2011 г., еще раз заставил мировое сообщество обратить внимание на это уродливое явление. В средствах массовой информации постоянно звучит вопрос: сколькими человеческими жизнями нужно еще заплатить, чтобы систему антитеррористической защиты привести в соответствие с современными угрозами? Нами приведены только наиболее резонансные террористические акты (табл. 1), произошедшие на территории России в период 1995-2011 гг., и их перечисление дает основание для вывода: данный вид преступления стал одним из наиболее кровавых на территории России.

В настоящее время в системе органов внутренних дел Российской Федерации как приоритетное направление определено такое направление деятельности, как учетно- регистрационная дисциплина.

Этому направлению уделяется пристальное внимание на всех уровнях правоохранительной системы. Меры, направленные на активизацию работы в данном направлении, сохраняют свою актуальность и им оказывается повседневное внимание.

Приказом МВД России от 29.08.2014 г. №736, утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

У гражданина, обратившегося в полицию, в любое время дня и ночи обязаны принять заявление. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, письменные заявления граждан должны быть подписаны ими, а устные — оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. В свою очередь, сотрудники полиции не имеют права отказать в приеме заявлений не зависимо от полноты сообщаемых данных, места и времени совершения преступления.

Кроме того, законодательство обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать сообщения и заявления, поступившие по различным видам связи (почта, телефон, факс, электронная почта). Исключение составляют только анонимные заявления и сообщения.

При приеме заявления в дежурной части ОВД выдается талон — уведомление, на котором указаны номер и дата регистрации. Срок рассмотрения и принятия решения по заявлению, либо сообщению не должен превышать трех суток, в исключительных случаях — десяти суток, и только с разрешения прокурора, либо руководителя следственного подразделения, при наличии веских оснований, он может быть продлен до 30 суток.

Основными результатами разрешения заявлений являются:

  • возбуждение уголовного дела;
  • отказ в возбуждении уголовного дела (в данном случае заявителю направляется по почте уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела с копией постановления об отказе);
  • передача материала по подследственности, либо подсудности;
  • возбуждение административного производства, либо отказ в его возбуждении;
  • приобщение материалов проверки в специальное номенклатурное дело.
Одной из важнейших задач, стоящих перед сотрудниками в 2014 году продолжает оставаться организация работы по своевременному предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях и преступлениях, продолжается совершенствование системы контроля по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины.

В соответствии с действующей Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях утвержденной приказом от 29.08.2014 № 736, переработаны приказы Некоузского МО МВД России от 01.12.2014 № 321 «О мерах по укреплению учетно-регистрационной дисциплины», от 01.12.2014 № 322 «О возложении обязанностей по приему, проверке и разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях на должностных лиц Некоузского МО МВД России». Обеспечен контроль за направлением постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с приказом Генпрокуратуры России, МВД России, ФСБ России, СК России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, Минобороны России, ФССП России, МЧС России от 26.03.2014 № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях».

За 12 месяцев 2014 года по КУСП зарегистрировано 3733 сообщений о преступлениях, о происшествиях, об административных правонарушениях, АППГ – 3333, что выше на 12,0 %. В срок до 3 суток рассмотрено 952 материала (АППГ – 764) или 68% от общего количества рассмотренных сообщений о преступлениях, свыше 3 суток 445 материалов (АППГ – 522), свыше 10 суток 9 материалов, из них с нарушением сроков –0, за АППГ – 5 материалов, 2 с нарушением сроков. За 2014 год произошло незначительное снижение количества возбужденных уголовных дел с 148 в 2013 году до 142 в 2014 (-4,1%). На 7,0% вынесено постановлений в 2014 году – 844, в 2013 году 789. Наиболее неблагополучно складывается ситуация на стадии рассмотрения материалов предварительной проверки и принятия по ним решений. Как результат - за отчетный период прокурором отменено и возвращено для проведения дополнительного расследования 465 материалов, в т.ч. с ходатайствами 379, АППГ – 477 (-2,5%), с ходатайствами -137. Для контроля за своевременным предоставления материалов в прокуратуру разработана база данных учета материалов, направленных в прокуратуру и возращенных на проведения дополнительной проверки. Осуществляется постоянный контроль за качеством и сроками проведения работы по материалам, поступившим на дополнительную проверку. Все вынесенные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела согласовываются с руководителя подразделений.

По подследственности направлено 420 материалов, АППГ- 354,

Возбуждено дел об административном правонарушении 268, АППГ- 353,

Вынесено определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении – 82, АППГ – 56,

Приобщено к материалам специального номенклатурного дела – 521, АППГ -425,

По повторным заявлениям (сообщениям) принято решение о приобщении к материалам ранее зарегистрированного заявления (сообщения) о том же преступлении - 1072 (АППГ - 941), административном правонарушении – 129 (АППГ -103).

За 12 месяцев 2014 года возбуждено 36 уголовных дел после отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (АППГ – 44), в т.ч. 3 по инициативе прокурора, АППГ – 7.

Еженедельно проводятся сверки информации КУСП и журнала учета подготовленных (несекретных) документов, по всем выявленным фактам нарушения установленных сроков направления уведомлений гражданам о принятых решениях проведены служебные проверки. Проводятся сверки журналов КУСП и корешков-уведомлений по материалам, переданным в иные территориальные органы МВД России по территориальности, на предмет выставления талонов-уведомлений в полном объеме.

Ежемесячно начальником штаба проводится проверка специального номенклатурного дело № 5.1. В ходе проверки материалов, содержащих признаки преступлений либо административных правонарушений, зарегистрированных в специальном номенклатурном деле не выявлено.

Также проводятся и другие меры по укреплению учетно-регистрационной дисциплины. Установлен личный контроль за полнотой и качеством рассмотрения подчиненными сотрудниками материалов КУСП. Руководители подразделений визируют каждое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, удостоверяя факт проверки материала.

В 2014 году проведена 31 проверка учетно-регистрационной и статистической дисциплины. Всего в ходе проверок выявлено 57 фактов нарушения учетно-регистрационной дисциплины, в т.ч. – необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела - 30. 13 сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности, в т.ч. по представлению прокурора – 9, 12 сотрудникам объявлено замечание, 1 сотруднику строгий выговор, в т.ч. 3 по представлению прокурора. За истекший период получено 5 представлений прокурора, выявлено нарушений – 21.
В 2014 году по вопросам укрепления учетно-регистрационной и статистической дисциплины проведено 21 совещание, 6 заседаний Комиссии по проверке порядка регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

В августе т.г. ст. инспектором штаба осуществлен выезд в Брейтовское ОП Некоузского МО МВД России для проведения проверки и оказания практической помощи. Все выявленные недостатки были устранены в ходе проверки.

В Некоузском МО МВД России оформлен журнал работы телефона доверия. Всего за 2014 год в журнале зарегистрировано 17 обращений граждан, все сообщения перерегистрированы в КУСП (вынесено постановлений об отказе возбуждении уголовного дела – 8, приобщено к специальному номенклатурному делу – 7, приобщено к ранее зарегистрированным сообщениям -2).

В районной газете «Вперёд» ежеквартально публикуется информация о работе телефона доверия Некоузского МО МВД России по Ярославской области и УМВД России по Ярославской области, о должностных лицах, отвечающих за работу телефона доверия, и телефоны лиц, кому можно обжаловать действия должностных лиц, в том числе по вопросам отказа в приёме заявлений и сообщений о происшествиях и преступлениях. Количество выступлений в СМИ с разъяснением населению предпринимаемых мер по обеспечению полноты учета и регистрации преступлений, о порядке подачи и рассмотрения заявлений о преступлениях, обжалования неправомерных действий сотрудников ОВД – 12.

Укрепление учетно-регистрационной и статистической дисциплины находится на контроле руководства Некоузского МО МВД России и будет ежемесячно рассматриваться на оперативных совещаниях при начальнике Некоузского МО и заседаниях Комиссии по проверке порядка регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Направление лицензионно-разрешительной работы

Всего на учете состоит 1368 владельцев гладкоствольного оружия (АППГ – 1400). За истекший период привлечено к административной ответственности 88 граждан (АППГ – 87). Утрачено единиц оружия – 0 (АППГ – 2). Изъято 121 единица оружия (АППГ – 97), добровольно сдано 49 единиц (АППГ – 61). Добровольно сдано 78 боеприпасов (АППГ –2125), сдано взрывных устройств – 4 (АППГ – 0), взрывчатых веществ – 350 гр. пороха (АППГ – 0).
Результаты работы оперативного подразделения
В отчётном периоде деятельность оперативного подразделения была нацелена на выявление и раскрытие преступлений, в том числе по отдельным направлениям деятельности. За 2014 год произошло увеличение количества раскрытых преступлений службой уголовного розыска с 60 до 72, по тяжким с 25 до 29.

На должном уровне проводилась работа по раскрытию отдельных видов преступлений, а именно, из числа совершённых в отчётном периоде были раскрыты все убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе повлекшие смерть, разбой, грабежи, угоны транспортных средств, мошенничества, кражи из квартир и частных домов.

Имеется положительная динамика по выявлению преступлений связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия. В отчётном периоде в суд было направлено 2 уголовных дела данного вида против 1 в прошлом году.

Особое внимание было уделено розыскной работе. В ходе принятых мер был сокращён общий остаток лиц находящихся в розыске с 26 до 22, а именно по без вести пропавшим с 19 до 17, по неопознанным трупам с 2 до 1, на уровне прошлого года осталось количество лиц скрывшихся от органов дознания, следствия и суда – 4 и утративших связь с родственниками – 1. Работа по данному направлению уже продолжена в текущем году, а именно был разыскан скрывшийся от дознания Павлов.

Вместе с тем, не смотря на принимаемы меры, не удалось добиться положительных результатов работы по раскрытию преступлений прошлых лет. В суд направлено 1 уголовное дело данной категории, по факту причинения телесных повреждений повлекших смерть Громову, совершённое в 1999 году. В отчётном периоде сотрудниками ОВД было выявлено и направлено суд 3 преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков.

В целях противодействия наркопреступности, выявления и раскрытия преступлений, проводился следующий комплекс мероприятий:

1. Составлен список из 14 лиц, постоянно проживающих на обслуживаемой территории из числа ранее судимых за аналогичные преступления, лиц проходивших по материалам проверок, где по результатам проверки было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела из-за нехватки веса, лиц, в отношении которых имеется оперативная информация. Данная категория граждан дактилоскопирована и у них отобраны образцы ДНК, с каждым проведена профилактическая беседа.

2. Личный состав и спецаппарат нацелены на выявление лиц употребляющих и распространяющих наркотики. Информация о подучетных доведена до всего личного состава в виде списков.

3. Осуществляется обмен оперативной информацией с ФСКН, проводились совместные оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых было произведено 2 задержания лиц перевозящих наркотики.

Имеется положительная динамика раскрываемости краж в общем с 67 до 68,6%. Вместе с тем из 6 совершённых хищений транспортных средств, лица установлены только по 2 преступлениям. Остаются не раскрытыми 3 кражи автомашин Рено в п. Борок и мопед в с. Некоуз. Работа по раскрытию данных преступлений проводилась совместно с УУР УМВД России по ЯО, но оперативно-значимой информации до настоящего времени не имеется. На территории обслуживания на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия направленные на активизацию работы по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с неправомерным завладением транспортными средствами. На постоянной основе осуществляются проверки мест возможного отстоя транспортных средств, шиноремонтные мастерские, автосервис, пункты приёма лома металла. Фактов обнаружения похищенных транспортных средств в отчётном периоде не было.

На фоне общей активизации экстремистских проявлений на территории России, подразделением проводились мероприятий направленные на выявление и пресечение деятельности неформальных молодёжных объединений экстремистской и террористической направленности по мотивам национальной или религиозной ненависти или вражды. В ходе проведённых мероприятий во взаимодействии с БСТМ и ООРИ, Минюстом России по Ярославской области, радикальных организаций, партии и движений экстремистской направленности действующих на обслуживаемой территории, не выявлено. Несовершеннолетних причисляющих себя к неформальным молодёжным объединениям, так же не установлено. Надписей экстремистского характера на зданиях, сооружениях и других объектах, не выявлялось.

На обслуживаемой территории проживает 7 диаспор и землячеств, с представителями которых на постоянной основе проводились профилактические беседы. Удалось сохранить контроль над криминальной обстановкой на территории обслуживания. Фактов проявления межнациональных и межрелигиозных конфликтов не зарегистрировано, в 2013 году таких конфликтов так же не выявлялось.

Вопрос по линии противодействия экстремизму рассматривается ежеквартально на оперативных совещаниях, где анализируется оперативная обстановка, оперативная составляющая и даются конкретные указания, исполнение которых контролируется.

С учетом криминогенной обстановки района, а также приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности в 1 квартале 2015 года необходимо:
1. Начальникам территориальных органов внутренних дел на районном уровне (В.В. Козлову, А.А. Чёботову):

Срок: январь-март т.г.

1.2. с учетом требований приказа МВД России № 1040-2013 г., определяющего оценочные показатели деятельности ОВД, организовать проведение и реализовать комплекс мероприятий, направленных на выявление и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, наркотических средств и веществ, раскрытию преступлений категории прошлых лет с последующим направлением сотрудниками ОВД уголовных дел в суд.

Срок: февраль-март т.г.
2. ГРЛС (А.В. Пешкову, М.А. Князевой):

2.1. организовать и принять активное личное участие в проведении индивидуально-воспитательной работы и морально-психологическом воспитании личного состава отдела;

Срок: январь-март т.г.

2.2. предпринять исчерпывающие меры по устранению некомплекта, в первую очередь по должностям с обязательным квалификационным требованием о наличии высшего юридического образования.

Срок: январь-март т.г.

3. ГУР (А.Н. Лебедеву, М.Н. Пованову):

3.1. Организовать проведение и реализовать комплекс мероприятий, направленных на выявление и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и веществ, оружия и боеприпасов.

Срок: январь-март т.г.

3.2. На основе анализа оперативной информации и сведений из приостановленных расследованием уголовных дел активизировать работу по раскрытию преступлений прошлых лет, снижению остатка приостановленных уголовных дел.

Срок: февраль-март т.г.

3.3. Обеспечить ежедневный контроль за выявлением и раскрытием сотрудниками подчинённых подразделений тяжких и особо тяжких составов преступлений, а также необходимым оперативным сопровождением по уголовным делам данной категории, находящимся в производстве.

Срок: январь-март т.г.

3.4. При согласовании постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел изучать полноту сбора материала, выполнения ранее данных указаний. В случае выявления неполноты проведенной проверки, отсутствия документов, необходимых для принятия законного и обоснованного процессуального решения, в обязательном порядке направлять материал надзирающему прокурору с ходатайством об отмене постановления органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении его для проведения дополнительной проверки. Лично осуществлять контроль за сроками, качеством сбора материалов, выполнений указаний прокурора в полном объеме по материалам дополнительных проверок.

Срок: январь-март т.г.
4. ООП (И.А. Смирнову, С.П. Фадееву):

4.1. Разработать механизм привлечения к выявлению и пресечению правонарушений в общественных местах добровольных народных дружинников и ветеранов ОВД, а также сотрудников частных охранных предприятий.

Срок: январь-февраль т.г.

4.2. Обеспечить регулярное проведение комплексных рейдовых мероприятий силами сотрудников оперативных подразделений, подразделений по охране общественного порядка на выявление и пресечение уличных преступлений, в том числе грабежей и разбоев.

Срок: январь-март т.г.
5. ОУУПиПДН (О.А. Митряшиной):

5.1. Продолжить работу по выявлению пресечению и раскрытию превентивных составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 112. 115, 116. 117, 119 УК РФ

Срок: январь-март т.г.

5.2. Продолжить работу по установлению и осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в соответствии с требованиями федеральных законов от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», от 06.04.2011 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и приказа МВД России от 08.07.2011 № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Срок: январь-март т.г.

5.3. Довести до каждого сотрудника полиции информацию о лицах, формально подпадающих под действие административного надзора, проживающих на обслуживаемой территории.

5.4. При согласовании постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел изучать полноту сбора материала, выполнения ранее данных указаний. В случае выявления неполноты проведенной проверки, отсутствия документов, необходимых для принятия законного и обоснованного процессуального решения, в обязательном порядке направлять материал надзирающему прокурору с ходатайством об отмене постановления органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении его для проведения дополнительной проверки. Лично осуществлять контроль за сроками, качеством сбора материалов, выполнений указаний прокурора в полном объеме по материалам дополнительных проверок.

Срок: январь-март т.г.

5.5. В целях предупреждения подростковой преступности, выявления и раскрытия преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних и в отношении их, в том числе в общественных местах на постоянной основе проводить рейдовые мероприятия по проверке мест концентрации несовершеннолетних, выявление правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Особое внимание уделять выявлению несовершеннолетних, находящихся в состоянии опьянения.

Срок: в ходе операций, комплексных и рейдовых мероприятий по указанию УМВД.

5.6. Продолжить проведение профилактической работы с несовершеннолетними и своевременную отработку их на причастность к совершению неочевидных преступлений, в том числе несовершеннолетних из категории группы «риска», состоящих на учете в ГПДН и ТКДН и ЗП, внутришкольном учете образовательных учреждений.

Срок: январь-март т.г.
6. ОГИБДД (С.В. Крылову):

6.1. обеспечить направленность надзора за дорожным движением в соответствии со складывающейся обстановкой с аварийностью, нацеливать наряды ДПС на выявление нарушений ПДД, являющихся основными причинами совершения ДТП и влияющих на тяжесть последствий.

Срок: январь-март т.г.

6.2. обеспечить приборами автоматической фиксации нарушений ПДД «Арена»

Срок: январь-март т.г.

6.3 обеспечить несение службы нарядами ДПС в местах в соответствии с анализом аварийности;
7. Начальнику СО (Масленниковой Т.А.):

7.1. При наличии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела – принимать данное решение в течение дежурных суток. Не допускать затягивания принятия решения по материалам доследственной проверки, переданным в следственный отдел. При невозможности принятия решения в течение дежурных суток, докладывать руководству мотивированным рапортом.

Срок: январь-март т.г.

7.2. Лично изучать уголовные дела до предъявления обвинения на предмет обоснованности и достаточности для этого собранных доказательств, взять на контроль работу подчиненных следователей по соблюдению сроков, качества и законности при производстве предварительного следствия.

Срок: январь-март т.г.

7.3. По расследуемым уголовным делам проводить не формальную работу, направленную на возмещение материального ущерба потерпевшим, причиненного преступными действиями виновных лиц, на выявление имущества подлежащего аресту.

Срок: январь-март т.г.
8. ОП «Брейтовское» (А.А. Чеботову):

8.1. С учётом специфики района особое внимание уделить выявлению преступлений в сфере незаконной добычи рыбы, незаконной охоты, незаконных порубок леса.

Срок: январь-март т.г.

8.2. Организовать постоянный контроль за выездом СОГ, сбору материалов доследственной проверки.

Срок: январь-март т.г.

8.3. Организовать работу дежурных частей, суточных нарядов в соответствии с указанием УМВД России по Ярославской области от 10.07.2014 № 1/21-1-2168.

Срок: январь-февраль т.г.

8.4. Продолжить работу по выявлению, пресечению и раскрытию превентивных составов преступлений, предусмотренных ст. 112; ч. 2 ст. 115; ч. 2 ст. 116; ст. 117; ст. 119; ч. 1, 2 ст. 213 УК РФ, а также латентных преступлений.

Срок: январь-март т.г.


Ст. инспектор штаба Некоузского МО МВД России

капитан внутренней службы Н.В. Грибкова