Методическое пособие по расчету нормированию и контролю выбросов. Отправьте нам сообщение Статус Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов

Порядок осуществления контроля в области соблюдения экологических норм промышленными предприятиями РФ базируется на принципах Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Также в этой области действуют специализированные нормативные документы, включая Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Оно определяет правила классификации объектов с точки зрения осуществления негативного влияния на состояние окружающей среды. Практические процедуры осуществления измерений и применения других методик нормирования выбросов часто реализуются с применением соответствующего методического пособия.

Статус Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов

Указанное пособие не имеет действующего статуса нормативного документа и применяется предприятиями для контроля экологической политики на добровольной основе. Учитывая полезные и удобные инструменты осуществления измерений, приведенные в издании, оно достаточно часто применяется организациями. Содержание документа было актуализировано в 2005 и 2012 годах. Актуальный текст документа не противоречит требованиям действующего природоохранного законодательства

Вам необходима экспертиза промбезопасности?

Наша компания имеет собственную испытательную лабораторию, аккредитованную на проведение всех необходимых исследований, замеров и расчетов. Наши инженеры проведут экспертизу вашего предприятия по всей России в полном соответствии с требованиями надзорных органов.


НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА (НИИ АТМОСФЕРА )
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по расчету , нормированию и контролю
выбросов
загрязняющих веществ
в
атмосферны й воздух

Санкт - Петербург

2002

Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Санкт-Петербург, НИИ Атмосфера, 2002 г.

Настоящее пособие разработано в целях развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников.

Расчетная инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

Нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);

Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;

Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта.

Наряду с этим в данном документе изложен ряд методических рекомендаций по ведению воздухоохранной деятельности в свете Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», многие положения которого определяют необходимость внесения изменений и дополнений в процедуру нормирования выбросов и установления нормативов ПДВ (ВСВ).

Основной целью разработки данного документа является доведение до широкого круга природопользователей, контролирующих органов по охране окружающей среды, организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, методических рекомендаций и разъяснений, исходя из множества запросов, которые поступают в НИИ Атмосфера.

При разработке методического пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных НИИ Атмосфера в 1998 - 2001 гг., практический опыт работ по нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов во многих территориальных комитетах по охране окружающей среды (гг. Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области, Приморский край, Республика Коми и др.)

Пособие разработано коллективом сотрудников Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) в составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), А.Ф. Губанов, О.В. Двинянина, Т.С. Казарцева, Я.С. Канчан, И.Н. Нахимовская, Н.В. Нестерова, С.А. Столярова, О.Л. Трещалов, А.С. Турбин, П.М. Шемяков и Л.Г. Хуршудян (ГГО им. А.И. Воейкова) под общим руководством Миляева В.Б.

Настоящее пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете НИИ Атмосфера (протокол № 57 от 27 ноября 2001 г.) и рекомендовано к применению в воздухоохранной деятельности (письмо НИИ Атмосфера № 33/33-07 от 25 января 2002 г.)

Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, а также комитетов природных ресурсов МПР России и служб охраны окружающей среды администраций городов и регионов России.

Перечень сокращений

ЗВ - загрязняющее (вредное) вещество

ИЗА - источник загрязнения атмосферы

ПДВ - предельно допустимый выброс (допустимый выброс)

ВСВ - временно согласованный выброс (лимит на выброс)

ТНВ - технический норматив выброса (технологический норматив)

СЗЗ - санитарно-защитная зона

ЭЗЗ - экозащитная зона

ПДК - предельно допустимая концентрация

ГВС - газовоздушная смесь

ГОУ - газоочистная установка

ОНД - общесоюзный нормативный документ

НМУ - неблагоприятные метеорологические условия

ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина

УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы

ППД (ПД) - предпроектная документация (проектная документация)

АЗС - автозаправочная станция

ГЭС - теплоэлектростанция

ТЭЦ - теплоэлектроцентраль

ГРЭС - государственная районная электростанция

Введение. 4

1. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. 6

1.1. Общие положения. 6

1.2. Расчетные методы определения выделений (выбросов) в атмосферу. 9

1.2.1. О применении методик но расчету выделений (выбросов) от различных производств. 10

1.2.2. Транспортные средства. 12

1.2.3. Резервуары и АЗС.. 14

1.2.4. Сжигание попутного нефтяного газа.17

1.2.5. Промышленность строительных материалов. 18

1.2.6. Нанесение лакокрасочных покрытий. 18

1.2.7. Механическая обработка материалов. 20

1.2.8. Производство металлопокрытий гальваническим способом.. 20

1.2.9. Асфальто-бетонные заводы (АБЗ)22

1.2.10. Стационарные дизельные установки. 23

2. Нормирование выбросов в атмосферу. 24

2.1. Общие положения. 24

2.2. Учет параметров выбросов вредных веществ и их характеристик при расчетах загрязнения атмосферы.. 28

2.2.1. Выбор гигиенических критериев качества атмосферного воздуха. 28

2.2.2. Учет длительности выброса загрязняющих веществ (ЗВ) при расчетах загрязнения атмосферы.. 31

2.2.3. Задание параметра F .. 32

2.2.4. Задание высоты выброса. 34

2.2.5. Стилизация источников выбросов. 35

2.2.6. Учет нестационарности выбросов. 37

2.2.7. Учет влияния застройки. 39

2.2.8. Учет трансформации вредных веществ в атмосфере. 40

2.2.9. Привязка местоположения предприятия к системе координат па местности. 40

2.3. Расчеты загрязнения атмосферы.. 41

2.3.1. Подготовка к проведению расчетов. 41

2.3.2. Начальный этап расчетов. 42

2.3.3. Детальные расчеты.. 42

2.4. Учет фонового загрязнения атмосферы при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 43

2.5. Санитарно-защитная и экозащитная зоны.. 45

2.6. Учет залповых и аварийных выбросов в атмосферу. 46

2.7. О нормировании выбросов предприятий, находящихся на одной производственной территории. 49

3. Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов. 49

4. Мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)52

6. Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта и их применение при нормировании выбросов предприятий. 56

7. Об использовании промышленных отходов в качестве добавки к основному топливу котельных. 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 62

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65

Приложение 1. 65Структура «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятия». 66

Приложение 2. 66Установление источников и перечня вредных веществ, подлежащих нормированию.. 66

Приложение 5.73Учет нестационарности выбросов. 73

Приложение 6.74Определение категории предприятия по воздействию его выбросов на атмосферный воздух.74

Приложение 7. 77

1. Отраслевая нормативно-техническая и методическая документация, применяемая при определении, нормировании и контроле выбросов. 78

2. Нормируемые выбросы и источники выбросов. 78

3. Оценка загрязнения атмосферы и учет фонового загрязнения. 81

4. Разработка мероприятий по снижению выбросов. 82

5. Организация контроля выбросов. 82

6. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)82

7. О «Методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час» .82

Введение

У нас в стране уже более 20 лет развиваются работы по нормированию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и установлению нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов (ПДВ и ВСВ). На первом этапе работ нормативы ПДВ (ВСВ) разрабатывались для основных загрязнителей-предприятий, дающих превалирующий вклад в формирование зон повышенного загрязнения воздуха в городах и населенных пунктах. В последние годы в результате структурных изменений в экономике и промышленности страны происходит разукрупнение производственных объектов, перепрофилирование производств, на территориях крупных промышленных предприятий размещаются десятки мелких производств разного профиля. Это приводит к увеличению как числа источников загрязнения атмосферы, так и спектра поступающих в атмосферу вредных веществ.

К настоящему времени степень охвата предприятий и объектов, имеющих источники загрязнения атмосферы (ИЗА), работами по нормированию выбросов составляет более 85 %. Причем основная работа сейчас идет за счет вовлечения в систему нормирования вновь образуемых мелких предприятий и объектов (в т.ч. мелкого бизнеса и транспортной инфраструктуры).

Существует определенный процент предприятий, которые не разрабатывают нормативы выбросов, и территориальные комитеты по охране окружающей среды устанавливают им лимиты выбросов. Это связано или с отсутствием средств у предприятий, или предприятию выгоднее платить за лимит (или сверхлимит), чем проводить инвентаризацию и разработку проекта ПДВ.

Основной пакет нормативно-методической документации для обеспечения этих работ, сформированный в конце 80-х и начале 90-х годов, действует и сегодня. Среди этих документов основополагающую роль играют:

ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М., Из-во стандартов, 1979, ;

ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Ленинград, Гидрометеоиздат, 1987, ;

Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Л., 1990, ,

А также перечни инструментальных и расчетных методов определения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух , которые периодически обновляются и уточняются.

В настоящее время нормативно-методическая база нормирования продолжает развиваться в значительной мере благодаря научно-исследовательской и методической деятельности НИИ Атмосфера по обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.

Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами:

Обязательностью введения в практику воздухоохранной деятельности положений Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» , а с 2002 г. и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» ;

Необходимостью с одной стороны большего обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и с другой стороны необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.

Как известно, Федеральный Закон действует уже более двух лет, появился ряд подзаконных актов - Постановления Правительства РФ .

Положения Закона и подзаконных актов уточняют требования к нормированию выбросов и предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных критических нагрузок и других экологических требований (в том числе, к сырью, топливу), а также с учетом технических нормативов выбросов.

В тесной связи с введением в практику нормирования экологических критериев качества воздуха является и вопрос о переходе от термина «санитарно-защитная зона» (СЗЗ) к термину «экозащитная зона» (ЭЗЗ), т.е. зона за пределами которой обеспечивается соблюдение соответствующих нормативов качества атмосферного воздуха.

В соответствии с Федеральным Законом в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ устанавливается технический норматив выброса (ТНВ). Норматив ПДВ устанавливается с учетом ТНВ, а норматив ВСВ может быть установлен только при условии соблюдения ТНВ.

ТНВ - это характеристики уровня экологичности технологического оборудования или процесса, которые достаточно широко используются за рубежом. Наличие таких нормативов позволяет существенно упростить контроль за воздухоохранной деятельностью предприятий и обоснованно разрабатывать стратегию снижения негативного воздействия конкретного объекта на окружающую природную среду.

Базовой основой работ по нормированию выбросов как и всей воздухоохранной деятельности являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой узаконена ст. 22 Федерального Закона . Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере ни в одном методическом документе. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ.

Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ и, следовательно, к завышению платы за выбросы.

Ст. 22 Федерального Закона также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. Реализация этого положения Закона позволит оптимизировать объем работ по нормированию выбросов и воздухоохранной деятельности в целом.

Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов при нормировании выбросов. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экспертизы, в том числе, за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе, и за счет иностранных инвестиций).

К настоящему времени НИИ Атмосфера выполнил основные методические проработки по инвентаризации и нормированию выбросов, а также производственному контролю за соблюдением установленных нормативов, которые позволяют на практике реализовать положения Федерального Закона и учесть накопленный опыт работ по нормированию выбросов.

На основе результатов ежегодных научно-исследовательских работ, выполняемых НИИ Атмосфера по планам МПР (а ранее Госкомэкологии), постоянных методических работ по уточнению и разъяснению положений действующей документации по многочисленным запросам природопользователей, контролирующих органов и организаций, работающих в области охраны атмосферного воздуха, а также анализа результатов воздухоохранной деятельности в разных регионах России, в данном методическом пособии приведены основные результаты этих проработок (в основном в виде рекомендаций).

Учитывая, что большая часть задаваемых вопросов относится к широкораспространенным источникам загрязнения атмосферы - объектам теплоэнергетики (ТЭЦ, ТЭС, ГРЭС и котельным), в данном пособии в виде отдельных разделов изложены особенности определения, нормирования и контроля выбросов для объектов теплоэнергетики (Приложение 7).

Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера)
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

(Дополненное и переработанное)
Санкт-Петербург
2005

Настоящее пособие является переработкой изданного «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2002.

Ранее изданное «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2002., по результатам его практической апробации переработано и дополнено в целях дальнейшего развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников в свете Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» и соответствующих Постановлений Правительства Российской Федерации.

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
и их источников;
- нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);
- контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;
- сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта;
- технические нормативы выбросов.

При подготовке нового издания Пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных НИИ Атмосфера в 2001-2004 гг., а также замечания и предложения территориальных органов по охране окружающей среды МПР России (в настоящее время Ростехнадзора) (гг. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области, Приморский край, Республика Коми и др.), основанные на практическом опыте работ по инвентаризации и нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов.

Пособие разработано коллективом сотрудников Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) в составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), М.В. Волкодаева, А.Ф. Губанов, О.В. Двинянина, Н.Н. Звягина, Т.С. Казарцева, Я.С. Канчан, И.Н. Нахимовская, М.М. Полуэктова, О.Л. Трещалов, А.С. Турбин, В.В. Цибульский, П.М. Шемяков и Л.Г. Хуршудян (ГГО им. А.И. Воейкова) под общим руководством В.Б. Миляева.

Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, а также органов по охране окружающей среды Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.

Пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете НИИ Атмосфера (протокол № 32 от 05 ноября 2004 г.).

Введено в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора № 14-01-333 от 24.12.2004 г.

Перечень сокращений

ЗВ
- загрязняющее (вредное) вещество
ИЗА
- источник загрязнения атмосферы
ПДВ
- предельно допустимый выброс (допустимый выброс)
ВСВ
- временно согласованный выброс (лимит на выброс)
ТНВ
- технический норматив выброса
СЗЗ
- санитарно-защитная зона
ЭЗЗ
- экозащитная зона
ПДК м.р.
- максимальная разовая предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест
ПДК с.с.
- среднесуточная предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест
ОБУВ
- ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
ГВС
- газовоздушная смесь
ГОУ
- газоочистная установка
ОНД
- общесоюзный нормативный документ
НМУ
- неблагоприятные метеорологические условия
ПЭВМ
- персональная электронно-вычислительная машина
УПРЗА
- унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы
ППД(ПД)
- предпроектная документация (проектная документация)
АЗС
- автозаправочная станция
ТЭС
- теплоэлектростанция
ТЭЦ
- теплоэлектроцентраль
ГРЭС
- государственная районная электростанция

Введение
В настоящее время нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха продолжает развиваться на основе научно-исследовательской и методической деятельности НИИ Атмосфера по обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.
Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами:
- обязательностью введения в практику воздухоохранной деятельности положений Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» , а с 2002 г. и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» ;
- необходимостью с одной стороны большего обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и с другой стороны необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.
Положения Федерального Закона и подзаконных актов уточняют требования к нормированию выбросов и предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных критических нагрузок и других экологических требований (в том числе, к сырью, топливу), а также с учетом технических нормативов выбросов.

В тесной связи с введением в практику нормирования экологических критериев качества атмосферного воздуха является и вопрос о переходе от термина «санитарно-защитная зона» (СЗЗ) к термину «экозащитная зона» (ЭЗЗ), т.е. зона за пределами которой обеспечивается соблюдение соответствующих нормативов качества атмосферного воздуха.

В соответствии с Федеральным Законом в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ предусматривается установление технического норматива выброса (ТНВ).

Базовой основой работ по нормированию выбросов как и всей воздухоохранной деятельности являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой узаконена ст.22 Федерального Закона .Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере ни в одном методическом документе. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ.

Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.

Ст. 22 Федерального Закона также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. Реализация этого положения Закона позволит оптимизировать объем работ по нормированию выбросов и воздухоохранной деятельности в целом.

Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов при нормировании выбросов. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экспертизы, в том числе, за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе, и за счет иностранных инвестиций).

К настоящему времени НИИ Атмосфера выполнил основные методические проработки по инвентаризации и нормированию выбросов, а также производственному контролю за соблюдением установленных нормативов, которые позволяют на практике реализовать положения Федерального Закона в воздухоохранной деятельности.

С учетом вышеизложенного, в настоящем Пособии, исходя из результатов практической апробации основных положений «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (С-Пб., 2002 г.), НИИ Атмосфера переработал и дополнил ряд разделов Пособия, что будет способствовать более эффективному ведению воздухоохранной деятельности на территории России.

Приведено детальное описание процедуры инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уточнены и верифицированы на примерах различных производственных объектов показатели, регламентирующие значимость источников загрязнения атмосферы, и необходимость их учета и вредных веществ, поступающих в атмосферу, при государственном учете и нормировании выбросов в атмосферу.

Доработаны подходы к расчету выбросов автотранспортных средств и дорожно-строительной техники при их эксплуатации на различных режимах, при хранении и перегрузке сыпучих материалов, нефтепродуктов, при механической обработке материалов и т.д.

Существенные разъяснения методического характера даны по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов теплоэнергетики большой мощности и для котлов производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а также от животноводческих комплексов.

Исходя из требований новой законодательной базы по охране атмосферного воздуха, дополнены условия, определяющие учет при установлении нормативов предельно допустимых выбросов совокупности критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельно допустимых нагрузок и других экологических требований.

Конкретизированы основные этапы проведения расчетов загрязнения атмосферы с помощью компьютерных программ, уточнены требования к учету фонового загрязнения атмосферы и его учета в зависимости от уровней приземных концентраций, формируемых источниками выбросов в атмосферу.

Доработаны требования к периодичности производственного контроля и организации контроля за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе на границе жилой застройки.

Расширен раздел по организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта в городах (регионах) и использованию результатов сводных расчетов для определения фоновых концентраций широкого спектра вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, и неконтролируемых на сети мониторинга, а также определению допустимых вкладов предприятий в формирование уровней загрязнения атмосферного воздуха в городах и их использованию при нормировании выбросов и установлении нормативов выбросов в атмосферу.

Уточнены рекомендации по структуре и содержанию «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия» и «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для предприятия», внедрение которых в практику воздухоохранной деятельности взамен изложенному в обеспечит повышение обоснованности результатов инвентаризации и устанавливаемых нормативов выбросов.

Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферу (дополненное и переработанное). Санкт-Петербург, ОАО “НИИ Атмосфера”, 2012 г.

Настоящее пособие является переработкой изданного «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2005.

Базовой основой для переработки послужили результаты научно-методических работ Института за 2006–2011 г.г., включая разработку проектов нормативных документов по порядку проведения инвентаризации выбросов и порядку и методам определения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также материалы более 3500 письменных рекомендаций, выданных Институтом.

Методическое пособие содержит основные разделы:

  • методология инвентаризации выбросов и их источников
  • методические рекомендации по расчету выбросов от различных производств
  • методология нормирования выбросов и определения нормативов ПДВ
  • методология производственного контроля за установленными нормативами выбросов, регулирования выбросов в периоды НМУ
  • методология сводных расчетов и определения допустимых вкладов предприятий
  • методические подходы к определению показателей удельных технологических выбросов (УТВ) действующих предприятий
  • Приложения.

В данном Пособии конкретизирована процедура инвентаризации в части типизации источников выбросов, кодификации временных источников на этапах строительных работ, определения максимальных разовых выбросов инструментальными методами с учетом нестационарности технологических процессов. Определены факторы, подлежащие учету при расчете выбросов от водных загрязненных объектов, требования по учету установок и устройств очистки газа, встроенных в технологическое оборудование, и т.д.

Существенно расширен раздел по применению методик расчёта выбросов от различных производств, в который добавлено более 40 новых рекомендаций и дополнений к действующим рекомендациям для основных производств и технологических процессов, детально рассмотрены вопросы применения коэффициентов гравитационного оседания твердых взвешенных частиц при расчетном определении выбросов и проведении расчетов загрязнения атмосферы.

Уточнены методические подходы к нормированию выбросов и определению нормативов ПДВ, включающие этап строительных работ, в том числе для линейных объектов, для типовых технологических операций, осуществляемых в течение года на разных территориях города (региона). Даны рекомендации по учету фонового загрязнения атмосферы (в том числе, когда данные о фоне отсутствуют или фон превышает ПДК), нормированию загрязняющего вещества, входящего в состав смеси веществ, на которую установлен критерий качества атмосферного воздуха, учету размеров СЗЗ и др.

Уточнена методология периодичности производственного контроля для источников с большими объемами выбросов и дано обоснование для применения изложенных в Пособии 2005 г. рекомендаций по разработке плана мероприятий по регулированию выбросов в периоды НМУ.

Определены основные этапы работ по установлению показателей удельных технологических выбросов (УТВ) и уточнены требования

  • к выбору веществ, для которых в первую очередь целесообразно определять значения УТВ
  • к классификации источников выбросов загрязняющих веществ, в том числе в зависимости от связи массы
  • к определению нормируемых показателей, к которым относятся выбросы загрязняющих веществ.

Уточнено Приложение 5, касающееся объектов энергетики с учетом положений Приказа Минприроды РФ № 579 от 31.12.2010 г. и включено новое Приложение по учету и нормированию выбросов многокомпонентных пылей металлургического производства в атмосферу.