Методика коржовой г м биография. «Опросник жизненных ориентаций» Е. Коржова. Перевод сырых значений шкал методики Е. Ю. Коржовой

Коржова Елена Юрьевна
доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой. психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.
[email protected]

Мальгина Анастасия Владимировна
аспирант кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
[email protected]

Изменения в смысловой сфере личности в ситуации выбора профессии

Аннотация
Ситуация экзистенциального выбора является значимой для личности, а именно ситуация выбора профессии. В смысловой сфере личности, в сфере жизненных ориентаций, происходят изменения. Изменяются критерии и аргументы выбора профессии, выбор совершается с опорой на настоящую ситуацию и ближайшее будущее.

Ключевые слова:
жизненные ориентации, субъект-объектные ориентации, жизненный выбор

Ситуация выбора профессии относится к экзистенциальным выборам личности, который определяет в дальнейшем вектор жизненного пути личности. Он представляет собой ситуацию неопределенности, когда у личности нет фиксированного набора альтернатив и критериев выбора. Любой выбор для личности амбивалентен, так как, выбирая что-либо, одновременно с этим она теряет другую возможность. Экзистенциальный выбор требует от личности принятие на себя ответственности за его реализацию, это предполагает, по мнению Д.А. Леонтьева: «готовность к действию, внутреннее согласие затратить ресурсы и усилия, заплатить некоторую цену, например, отказавшись от других привлекательных возможностей» . Мы предполагаем, что ситуация выбора оказывает значимое воздействие на смысловую сферу личности, в которой происходят изменения в процессе выбора. Представители экзистенциальной психологии показывают, что основная задача человека на протяжении жизни найти смысл в каждом выборе. В. Франкл считает, что отсутствие смысла приводит к ощущению бессмысленности, снижению инициативы и возникновению «экзистенциального вакуума, и как следствие агрессии, депрессии и формированию зависимости» .

К экзистенциальному выбору можно отнести выбор социально значимой деятельности, который определяет в дальнейшем вектор жизненного пути личности. По мнению Л.И. Анцыферовой, именно социально значимая деятельность, под которой понимается создание духовных и материальных ценностей, и является ведущей формой становления, осуществления и развития личности . Целью деятельности может быть создание, как материального продукта, так и доверительных, дружеских отношений с другим человеком, или переосмысливание себя, работа над собственным внутренним миром.

В настоящем исследовании в качестве его предмета выступила ситуация выбора профессии как социально-значимой деятельности. Для анализа изменений в смысловой сфере, которые происходят в ситуации выбора профессии, были выделены два этапа выбора профессии и две основные группы:

    этап до выбора – группа 1, учащиеся 11 классов (100 человек) гимназии № 66. Психологическое исследование проведено в мае, так как в этот период ситуация выбора профессии максимально близка и актуальна для выпускника школы.

    этап после выбора – группа 2, студенты первого курса (100 человек) РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГАСУ. Психологическое исследование проводилось в течение двух первых месяцев с момента поступления в университет.

Были использованы следующие методики: Опросник субъект-объектных ориентаций Е.Ю. Коржовой, Методика исследования жизненных смыслов В.Ю. Котлякова, авторская анкета и метод письменной аргументации выбора Е.Ю. Мандриковой. Для обработки эмпирических данных был применен сравнительный анализ с помощью t – критерия Cтьюдента для независимых выборок, для подтверждения данных – критерий Манна-Уитни, кластерный анализ с помощью стандартизированного пакета программ STATISTICA 8.0 и программы Microsoft Excel в среде Windows 7.

Сравнивая данные группы, можно выделить изменения в сфере жизненных ориентаций, которые характеризуют степень зависимости внутреннего мира человека, от мира внешнего, заключающегося в выстраивании собственного бытия, т.е. субъективной включенности в жизненную ситуацию. В ситуации выбора между группой 1 и 2 выявлены различия по параметру «трансситуационная изменчивость» (t =-2,32; p =0,02). Данный параметр определяет выраженное стремление к изменениям: положительный полюс соответствует стремлению к самоизменениям, отрицательный полюс характеризует человека, стремящегося сохранить свой внутренний мир без изменений.

Показатель трансситуационной изменчивости выше у группы 2, студенты-первокурсники более склонны к изменениям, саморазвитию: этому способствует новая ситуация, в которой они находятся, совершив выбор. Поступая в университет, перед ними открывается множество возможностей для самореализации и применения своих навыков, умений, сама жизненная ситуация способствует личностным изменениям. Студенты, попадая в новую для них жизненную ситуацию, знакомятся с новыми людьми, видами деятельности, стремятся совершенствовать свой внутренний мир и уделять достаточно внимания внешним, средовым факторам своей жизни. Изменения происходят достаточно быстро и пластично, согласно возрастным особенностям данного периода.

На основании показателей жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой описаны психологические портреты типов личности; четыре «чистых» типа личности и один смешанный тип . Смешанный тип не имеет выраженной субъект-объектной ориентации. Определить, к какому типу относится тот или иной человек, возможно по соотношению двух показателей – траннсситуационного локуса контроля и трансситуационого творчества.

    Преобразователь жизненной ситуации характеризуется стремлением к самосовершенствованию своего внутреннего мира, его жизненные цели иерархично расположены и отличаются разнообразием.

    Гармонизатор жизненной ситуации: жизненные цели разнообразны, он стремится к общественному признанию, самосовершенствованию, осваивая новые знания и умения, большое значение придает собственному жизненному опыту.

    Пользователь жизненной ситуации: активный, деятельностный тип, стремится к достижению успеха и получению высоких результатов.

    Потребитель жизненной ситуации характеризуется отсутствием жизненных целей, у него преобладают прагматичные жизненные установки

В целом, процентное соотношение представленности типов в каждой группе равное, данные отражены в таблице 1. Примечательно, что в изученных нами группах практически не выявлены два типа личности: преобразователь и пользователь жизненной ситуации, что связанно с полученными низкими показателями по параметру траннсситуационного локуса контроля. Следовательно, можно предположить, что современные молодые люди большее значение в объяснении своей жизни придают внешним факторам. Так, рассматривая результаты, полученные по анкете, на вопрос: «Что, по вашему мнению, может помешать вам в достижение цели?», наибольшее количество респондентов ответили: «лень» – 39%, «внешне обстоятельства» – 29%, «нет помех» – 19% и «личностные особенности» – 13%. Полученные данные показывают, что молодые люди в сложных ситуациях достаточно часто причину собственных неудач и ответственность перекладывают на внешние обстоятельства.

Таблица 1. Соотношение типов личности в группе 1 и 2

Группа 1

Группа 2

Преобразователь жизненной ситуации

Гармонизатор жизненной ситуации

33 %

Пользователь жизненной ситуации

Потребитель жизненной ситуации

Смешанный тип

По мнению Е.Ю. Коржовой , примерно половина людей принадлежит к «чистым» типам личности, что и подтвердилось в нашем исследовании: в каждой группе примерно половина респондентов относится к смешанным типам, и половина имеет выраженный тип субъет-объектной ориентации. В смешанном типе нет четко выраженной субъект-объектной ориентации, и, как следствие, человек полон противоречий, его действия непоследовательные и не всегда логичные, если он не стремится к жизненному самоопределению на новом уровне – не субъектном, а духовно-нравственном, что уже было выявлено на материале художественной литературы и требует в дальнейшем отдельного эмпирического изучения. Наиболее часто в исследованных нами выборках встречается тип «гармонизатор жизненной ситуации»: представители этого типа открыты новым познаниям и жизненным ситуациям, насыщены жизненными переживаниями. Для таких людей наибольшее значение имеет внутренний мир и возможность его совершенствования.

В структуре смысловой сферы личности выявлены изменения по превалирующим смыслам, статистически значимые различия в группе 1и 2 прослеживаются по следующим параметрам (табл. 2):

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа жизненных смыслов

Параметр

Группа 1

Группа 2

t - критерий

Уровень значимых различий

Статусные смыслы

12,83

14,70

2,75

0,01

Семейные смыслы

12,64

10,98

2,68

0,01

Статусные смыслы наиболее выражены в 1 группе, это выражается в стремлении сделать карьеру, добиться успеха, занять достойное место в обществе. Значимость социального статуса выражается в ориентированности учащихся 11 классов на будущее при выборе профессии. У группы 2 выражены семейные смыслы: это стремление заботиться о семье, создать свою семью и воспитывать детей. Это связано с тем, что, достигая цели, а именно, поступления в вуз, расширяются жизненные цели и ценности, особое внимание уделяется межличностным отношениям и романтической любви, созданию собственной семьи, а также с тем, что определенный процент учащихся переезжает в другой город, и, находясь в отдалении от семьи, адаптируясь к новым условиям, студенты глубже осознают значение семьи и близких людей.

Метод письменной аргументации выбора заключается в том, что испытуемому самостоятельно предлагается назвать доказательства в пользу совершенного или предполагаемого выбора профессии. Это дает нам возможность оценить значимые факторы, на которые опираются молодые люди в профессиональном выборе. Сравнивая полученные результаты по двум группам, различия выявлены по 2 параметрам, отраженным в таблице 3.

Таблица 3. Результаты сравнительного анализа аргументов выбора

Параметр

Учащиеся 11 класса

Студенты 1 курса

T - критерий

Уровень значимых различий

Ориентация личности на будущее

1,56

1,00

3,19

0,001

Ориентация на особенности ВУЗа, города и т.д.

0,29

0,81

3,79

0,001

Параметр «ориентация личности на будущее» наиболее выражен в группе 1. Основные аргументы, высказанные респондентами, связаны с возможностью в будущем устроиться на работу, получать высокую заработную плату, добиться профессиональных успехов и высокого статусного положения в обществе, что, по их мнению, позволит сделать выбранная профессия. По параметру «ориентация на особенности ВУЗа, города и т.д.» большее количество аргументов представлено в группе 2. Можно предположить, что это связано с тем, что учащиеся, имея цель «поступить в ВУЗ», на ту или иную специальность ориентируются как на далекий образ желаемого будущего, который еще нечетко сформирован. Вопросы, относящиеся непосредственно к процессу обучения, такие как: где они будут учиться, какой преподавательский состав в том или ином ВУЗе, как происходит процесс обучения, какие дисциплины они будут изучать, возникают лишь перед самым поступлением в ВУЗ и после вхождения в процесс обучения. В ситуации до принятия решения и совершения выбора личность опирается на будущие перспективы, сравнивает разные варианты и возможности и принимает решения, затем выбор осознается с позиции «здесь и сейчас», с учетом актуальных особенностей жизненной ситуации в которой она находится.

Следовательно, в ситуации выбора происходят существенным изменения в смысловой сфере личности, которые затрагивают сферу жизненных ориентаций, виды смыслов и аргументацию выбора, то есть сама ситуация и критерии выбора до и после его осуществления воспринимается молодыми людьми иначе.

Литература

    Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е испр. изд., – М.: Смысл, 2003. – 487с.

    Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я.Грозмана, Д.А.Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

    Анцыферова Л.И. Психология личности и проблемы геронтопсихологии. / Л.И.Анцыферова. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 512с.

    Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: дисс… д-ра психол. н. СПб., 2001.

    Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2004.

_____

Elena Y . Korjova Doctor of Psychological Sciences, Head of the С hair of Human Psychology, Professor, Al. Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg
[email protected]

Anastasya V. Malgina
Graduate student of the Chair of Human Psychology,
Al. Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg
[email protected]

Changes in the semantic field of the person in a situation of choice of profession

The situation of existential choice is important for a person. In the semantic field of personality in life orientations, changes occur. Change the criteria and arguments, the choice is made on the current situation and the near future.

Keywords:
life orientation, subject-object orientation, life choices

Literatura .

    Leontev D.A. Psihologiya smyisla: priroda, stroenie i dinamika smyislovoy realnosti. - 2-e ispr. izd., – M.: Smyisl, 2003. – 487s.

    Frankl V. Chelovek v poiskah smyisla: sbornik: per. s angl. i nem. / obsch. red. L.Ya.Grozmana, D.A.Leonteva. – M.: Progress, 1990. – 368s.

    Antsyiferova L.I. Psihologiya lichnosti i problemyi gerontopsihologii. / L.I.Antsyiferova. – 2-e izd., dop. – M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2006. – 512s.

    Korzhova E.Yu. Psihologicheskoe poznanie chelvoeka kak sub"ekta zhiznedeyatelnosti: diss… d-ra psihol. n. SPb., 2001.

    Korzhova E.Yu. Putevoditel po zhiznennyim orientatsiyam: Lichnost i ee zhiznennyiy put v hudozhestvennoy literature. – SPb.: Obschestvo pamyati igumenii Taisii, 2004.

Коржова Елена Юрьевна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека Российского Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

С 1995 г. работает в РГПУ им. А.И. Герцена. Тема докторской диссертации: "Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности" (2002 г) Руководит аспирантскими семинарами, председатель диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций РГПУ им. А. И. Герцена, член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций РГПУ им. А. И. Герцена. Автор более 150 печатных работ, в том числе монографий.

Научные интересы:

  • Психология личности
  • Психология жизненного пути
  • Психология художественной литературы и искусства
  • Психодиагностика
  • Психосоматика

Публикации

  1. + - Внутренне-целостная личность: путь к духовному идеалу через осмысление бытия[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38084.php

  2. + - Идеи С. Л. Рубинштейна о жизненном пути человека

    Когда речь идет о субъекте, имеется в виду самый широкий контекст жизненного творчества, созидания своей истории. Вопрос о причастности человека к бытию - это центральный вопрос во все времена. До С. Л. Рубинштейна философы неоднократно рассматривали вопрос о соотношении человека и его бытия, используя разные категории. Философы экзистенциального направления, неоднократно обращаясь к проблеме бытия, отмечали единство понимания внешнего мира и самого себя (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер). Тема единства человека с миром как идея всеединства - центральная в традиционной русской философии (В. В. Зеньковский). Для отечественной философско-психологической мысли в целом характерно пристальное внимание к онтологической проблематике, предполагающей рассмотрение проблем человека сквозь призму его бытия.

    Http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document418.pdf

  3. + - Личностный принцип творчества А.П. Чехова[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/korjova_chehov.php

  4. + - Личность как инструмент взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира человека[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38081.php?PRINT=Y

  5. + - Личность с максимально пассивной жизненной позицией (Из книги "Путеводитель по жизненным ориентациям: личность и ее жизненный путь в художественной литературе")[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38080.php

  6. + - Представление о личности русских православных мыслителей в типологии теоретических моделей личности[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/korjova.php

  7. + - Типология личности в художественной литературе как ориентир жизненного самоопределения[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/korjova_tipolog_lichnost.php

Известный отечественный психолог считает, что проблема соотношения личности и ситуации представлена в психологии как вопрос о преимущественной детерминации поведения человека личностными или ситуативными факторами. Наиболее ярко положение о взаимосвязи личности и ситуации отразилось в гипотезе о «сильных» ситуациях, в которых поведение в большей степени определяется особенностями ситуации, и о ситуациях «слабых», в которых поведение больше определяется личностью человека .

В настоящее время личностные особенности рассматриваются как условные возможности, реализующиеся в актах поведения в конкретной ситуации; классификация личности по ее поведенческим особенностям - реакциям на ситуации (В.Мишель), а также возвращение к пониманию личности как к набору личностных черт, укладывающихся однако в иерархические схемы соотношения личностных черт и ситуаций, которые выстраиваются в результате применения статистических методов (Murtha Т., Kanfer R., Ackerman Р., 1996).

Коржова пишет, что если полагать, что развитие человека происходит непрерывно на протяжении всей жизни, то становится ясно, что этот процесс сопровождается непрерывными изменениями как личности, так и жизненных ситуаций. Однако наиболее значимыми являются такие изменения, которые приводят к существенным трансформациям ситуации, т.е. к событию, и к своеобразному новому «рождению» личности. На протяжении жизненного пути возникают и исчезают все новые и новые ситуации и «личности» .

Жизненную ситуацию (в отличие от других ситуаций - социальных, конфликтных, психодиагностических) автор определяет следующим обазом: это фрагмент среды, т.е. проявление внешних (объективных) обстоятельств жизненного пути в определенный момент времени. Тогда события характеризуются как наиболее важные жизненные ситуации, а личность - прежде всего как субъект жизненного пути. Если жизненный путь рассматривать как процесс личностного развития от рождения до смерти (т.е. временное развитие личности), протекающий в жизненных ситуациях (т.е. пространственное развитие личности), то в качестве единицы анализа жизненного пути можно полагать не событие, а паттерн личностно-ситуативного (событийного) взаимодействия. В каждой своей точке жизненный путь как пространственно-временное развитие личности определяется той или иной формой (типом) личностно-событийного взаимодействия. Последнее находит свое воплощение в поведении личности, в ее конкретной стратегии .

По мнению Коржовой, сама по себе ситуация носит внешний для личности характер. Между тем значение ситуации придает личность, каждая - свое (имеется в виду «жизненная ситуация»). Это приводит к тому, что человек вовлекается в ситуацию через ее означивание. Ситуации человек не выбирает, но волен повести себя в них тем или иным образом, принимая, оценивая их по-своему, что и характеризует «свободу воли», т.е. «свободу личности». Автор полагает, что существует и определенная «свобода ситуации», или «свобода ожидания». Человек «вступает» в ситуацию с багажом всей предшествующей жизни. Естественно, в начале жизненного пути контакт с ситуацией меньше зависит от человека, меньше осознается, но зависимость все же существует. Поведение личности состоит из поступков как особых действий, предполагающих борьбу мотивов и принятие решения, т.е. действий, требующих личностного выбора. От постоянных личностных выборов и зависит специфика жизненного пути, на котором личность всегда находится в определенном отношении к той или иной жзненной ситуации. При «встрече» с ситуацией происходит ее означивание с точки зрения личности, находящейся на определенном уровне своего развития в данный момент времени. При этом имеет место личностно-ситуационное взаимодействие в конкретной точке жизненного пути. Таким образом, человек выбирает ситуацию, но и ситуация «выбирает» человека .

Коржова выделяет два типа развития личности в жизненных ситуациях: «событийное» и собственно «личностное»:

  • 1. «Событийное» развитие - развитие преимущественно через внешние ситуации-события. Источник развития при этом находится вне личности. Личность склонна бессознательно (или полу-осознанно) помещать себя в такие ситуации (а со стороны кажется, что случайно попадает в них), в которых оказывается вынужденной изменяться, развиваться уже внутренне. Так развивается «человек внешний» .
  • 2. «Личностное» развитие - внутреннее развитие, внешне бессо- бытийное (или малособытийное). Для этого типа развития характерна сознательная работа над собой. Так развивается «человек внутренний».

Личность «человека внешнего» развивается путем смены новых ситуаций, в которые она себя помещает. Это ситуационно-личностное взаимодействие, при котором развитие идет от внешней ситуации. Личность «человека внутреннего» развивается в первую очередь путем смены «личностей», т.е. существенных личностных параметров, личностных уровней, которая влечет за собой выбор новых жизненных ситуаций .

Коржова ставит вопрос о причинах того или иного типа развития. Возможно, тип развития может быть связан с такой личностной характеристикой, как уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, а также со смежными характеристиками - уверенностью в себе, личностной зрелостью и т.п. Однако полностью тип развития не определяется ими. Возможно, влияние мало изученной особенности- ситуационной смелости, характеризующейся склонностью к вступлению в новые жизненные ситуации и противоположной ситуационному консерватизму. Кроме того, возможно влияние особенностей восприятия жизненного пути как прерывистого (событийного) или непрерывного (целостного) образования, а также направления развития личности к себе (личностный рост, эго-ориентация) или от себя (духовный рост, эко-ориентация) .

Опросник состоит из 21 пары высказываний, из каждой пары необходимо выбрать то определение, которое наиболее соответствует представлению испытуемого о себе.

Целью методики является исследование субъект-объектных ориентаций относительно жизненной ситуации.

Инструкция.

«Внимательно прочтите пары высказываний и выберите из каждой пары то, которое наиболее соответствует Вашему представлению о себе. Поставьте отметку в соответствующей колонке на отдельном бланке рядом с номером каждого утверждения»

Процедуру подсчета.

Значения подсчитываются с помощью ключа-трафарета. Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартные оценки - «стены».

После этого возможно перенесение стеновых баллов на график, наглядно демонстрирующий представленность каждого первичного фактора, а также соотношение вторичных факторов.

Общий показатель субъект-объектных ориентаций, «О».

Отрицательный полюс шкалы характеризуется детерминацией жизнедеятельности человека преимущественно внешними факторами среды - внешними жизненными ситуациями как ее объектами. Объекту уподобляется и человек. Источник жизнедеятельности находится вне человека. "Объектная" ориентация сопровождается ригидностью, общей экстернальностью, экстернальностью в области достижений и неудач, узостью временной трансспективы, отсутствием чувства полноты жизни.

Положительный полюс шкалы отличается внутренней детерминацией жизнедеятельности. Человек проявляет себя как субъект. "Субъектная" ориентация характеризуется, по нашим данным, выраженностью таких качеств как гибкость, общая интернальность, интернальность в области достижений и неудач, а также широтой временной трансспективы, сопровождающейся "чувством радостной наполненности жизни".

Транситуационная изменчивость «Ои». Содержание шкалы отвечает на вопрос "КАК?" (как человек взаимодействует с жизненной ситуацией - изменяясь или стабилизируясь). Положительный полюс "трансситуационная изменчивость" характеризует человека, стремящегося познать новое в окружающем мире (новых людей, новые книги, фильмы), совершенствовать свой внутренний мир (углубляя самопознание, добиваясь духовной гармонии, нравственного роста), а также уделять достаточно внимания внешним, средовым факторам своей жизни. Отрицательный полюс шкалы "трансситуационная стабильность" характеризует человека, предпочитающего привычное, "реалиста", стремящегося максимально реализовать те возможности, которые у него имеются на сегодняшний день и, исходя из реальных возможностей, спланировать свою жизнь.

Транситуационный локус контроля «Ол». Содержание шкалы дает ответ на вопрос "КТО?" (кто осуществляет взаимодействие человека с жизненной ситуацией: он сам или другие люди, внешние обстоятельства). Положительный полюс ("внутренний трансситуационный локус контроля") характеризует высокий уровень субъективного контроля над жизненными ситуациями и описывает человека, ощущающего ответственность за события своей жизни и стремящегося ими управлять, соответственно, планирующего свою жизнь далеко вперед, подмечающего взаимосвязь своих собственных поступков и последующих событий на жизненном пути, воспринимающего свою жизнь как целостность. Отрицательный полюс ("внешний трансситуационный локус контроля") характеризует человека, придающего в объяснении своей собственной жизни больше значения случаю, судьбе, стечению обстоятельств и, следовательно, не планирующего далеко вперед, не ощущающего влияния своих поступков на последующие жизненные события, воспринимающего свою жизнь как совокупность отдельных ее моментов - внешних событий.

Транситуационное освоение мира «Оо». Содержание шкалы дает ответ на вопрос "КУДА?" (куда, т.е. в каком направлении, осуществляется взаимодействие человека с жизненной ситуацией, - вовнутрь или вовне). Положительный полюс ("трансситуационное освоение внутреннего мира") характеризует обращенность человека к своему внутреннему миру, стремление к внутреннему росту, самосовершенствованию. Об этом свидетельствует и представление своей жизни как малособытийной. Характерно также стремление планировать свою жизнь. В то же время обращенность вовнутрь сопровождается отсутствием ощущения контроля над своей жизнью - поскольку она рассматривается как один из аспектов существования внешнего мира. Отрицательный полюс ("трансситуационное освоение внешнего мира") характеризуется стремлением к самоосуществлению во внешнем мире, что сопровождается восприятием своей жизни как насыщенной внешними событиями, ощущением контроля над собственной жизнью и нежеланием планировать жизнь в связи с акцентированием внимания на роли внешних обстоятельств.

Транситуационная подвижность «Оп». Содержание шкалы отвечает на вопрос "ГДЕ?" (где, в каких условиях осуществляется жизнедеятельность: в привычных или в новых жизненных ситуациях). Положительный полюс шкалы ("трансситуационная подвижность") характеризует стремление человека взаимодействовать с новыми жизненными ситуациями (профессиональными, учебными и др.), к активному движению, развитию, к жизненным переменам. Отрицательный полюс шкалы ("трансситуационная инертность") характеризует стремление к взаимодействию с привычными жизненными ситуациями, такими, как есть, к пассивному следованию жизненному потоку, отсутствие тяги к жизненным переменам.

Транситуационное творчество «От». Включает в себя взаимосвязанные шкалы "трансситуационная изменчивость", "трансситуационная направленность освоение мира", "трансситуационная подвижность". Все эти шкалы характеризуют преобразующую жизненную активность человека.

Тип субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях определяется в зависимости от сочетания стеновых значений по вторичным ортогональным шкалам трансситуационного творчества и трансситуационного локуса контроля.

1. Диагностируется тип преобразователь жизненной ситуации, если оба показателя характеризуются стеновым значением выше 6 (т.е. от 7 до 10 баллов).

2. Диагностируется тип гармонизатор жизненной ситуации, если по шкале «трансситуационное творчество» стеновое значение выше 6 (т.е. от 7 до 10 баллов), а по шкале «трансситуационный локус контроля» ниже 5 (т.е. от 1 до 4 баллов).

3. Диагностируется тип пользователь жизненной ситуацией, если по шкале «трансситуационное творчество» стеновое значение ниже 5 (т.е. от 1 до 4 баллов), по шкале «трансситуационный локус контроля» выше 6 (т.е. от 7 до 10 баллов).

4. Диагностируется тип потребитель жизненной ситуации, если оба показателя характеризуются стеновыми значениями ниже 5 (т.е. от 1 до 4 баллов).

5. Диагностируются смешанные типы, если по одной или обеим шкалам стеновое значение равно 5-6.

СПб.: Изд-во РХГА, 2006 - 384 с. ISBN 5-88812-203-3Аннотация
В монографии рассмотрена проблема жизненных ориентации посредством анализа взаимодействия человека с жизненными ситуациями в единстве теории, методологии и эмпирики. Выявлены основные формы участия человека в собственной жизни в соответствии с авторской концепцией человека как субъекта жизнедеятельности. Проанализированы субъект-объектные ориентации как базовые ориентации жизнедеятельности, а также зависящие от их специфики внутренняя картина жизнедеятельности и выбор стратегий поведения. Приводятся новые психометрические обоснованные методики психологической диагностики. Авторская типология жизненных (субъект объектных) ориентации с рекомендациями по применению в практике психологического
консультирования иллюстрирована примерами из художественной литературы.Содержание
Предисловие
Взаимодействие человека с жизненными ситуациями в процессе жизнедеятельности.
жизненная проблематика в психологии и вопрос об участии человека в жизнедеятельности.
Понятие жизненной ситуации.
Исследования взаимодействий человека с жизненными ситуациями.
Выводы.
Участие человека в жизнедеятельности .
Концепция человека как субъекта жизнедеятельности.
Специфика познания человека как субъекта жизнедеятельности.
Выводы.
Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях .
Потенциал субъсктности и его направленность в процессе реализации.
Измерение субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях посредством опросника.
Типология субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях (психологические портреты).
Выводы.
Внутренняя картина жизнедеятельности .
Внутренняя картина жизнедеятельности диагностические подходы к анализу.
Психологическая автобиография» как способ анализа внутренней картины жизнедеятельности.
Внутренняя картина жизнедеятельности в рамках типологии субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях (психологические портреты).
Выводы.
Выбор стратегий поведения в жизненных ситуациях .
Поведение и его стратегии: особенности поведенческой диагностики.
Методики анализа выбора стратегий поведения.
Выбор стратегий поведения в рамках типологии субъект-объектных ориентации в жизненных ситуациях (психологические портреты).
Взаимосвязь стратегий поведения.
Взаимосвязь проявлений субъектности в поле жизнедеятельности (психологические портреты).
Выводы.
Жизненные ориентации в художественной литературе .
Типология субъект-объектных ориентации в творчестве A.Ii. Чехова.
Примеры описания типов субъект-объектных ориентации в художественной литературе.
Пример стратегии психологического анализа литературного персонажа.
Выводы.
Заключение.
Условные обозначения.
Словарь терминов.
Библиография.
+ Ocr слой .
+ Электронное оглавление .