Международное частное право. Процесс унификации и гармонизации в мчп Унификацией норм мчп занимаются

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-1.jpg" alt="> Унификация и гармонизация международного частного права: понятие, виды ">

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-2.jpg" alt=">Историко-правовой аспект международной унификации частного права n Ф. К. фон Савиньи «Система"> Историко-правовой аспект международной унификации частного права n Ф. К. фон Савиньи «Система современного римского права»: сформировано представление о «пространственных границах власти правовых норм над правоотношениями» - новая теория коллизионного права n В дальнейшем идеи Савиньи были развиты в работах его последователей Л. фон Бара, А. Пилле, Е. Цительмана n В русской правовой доктрине идеи существования общепринятых начал в международном частном праве были высказаны в работах таких известных ученых, как Ф. Ф. Мартене, А. Н. Мандельштам, Л. А. Комаровский

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-3.jpg" alt=">Историко-правовой аспект международной унификации частного права n В 1865 г. первый конгресс"> Историко-правовой аспект международной унификации частного права n В 1865 г. первый конгресс специалистов по торговому праву (Шеффилд) изучил возможности унификации некоторых разделов морского права. n В 1877 г. Международная ассоциация права осуществила первую унификацию в области морского права, приняв Йорк-Антверпенские правила об общей аварии. n в Берне были приняты конвенции об авторском праве (1886 г.) и о железнодорожных перевозках грузов (1890 г.), в Брюсселе - конвенция по морскому праву. n В 1888 -1889 гг. состоялся Первый Южноамериканский международный конгресс в Монтевидео, где были приняты девять договоров, представляющих собой «всеобъемлющий кодекс международного частного права, регулирующий отношения с иностранным элементом в гражданском, гражданско-процессуальном, торговом, уголовном и уголовно-процессуальном праве» .

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-4.jpg" alt=">Историко-правовой аспект международной унификации частного права n 1939 -1940 гг. в Монтевидео"> Историко-правовой аспект международной унификации частного права n 1939 -1940 гг. в Монтевидео состоялся Второй Южноамериканский международный конгресс, где были приняты девять конвенций, призванные заменить предыдущие. n В 1893 г. начала работу Гаагская конференция по международному частному праву, перед Первой мировой войной были подписаны несколько конвенций, имевших своим объектом область коллизии законов. Среди них - Конвенция об урегулировании законов в области заключения брака (1902 г.), Конвенция об урегулировании коллизий законов и о юрисдикции относительно разводов и судебного разлучения супругов (1902 г.) и Конвенция о коллизиях законов относительно личных и имущественных отношений супругов (1905 г.).

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-5.jpg" alt=">Историко-правовой аспект международной унификации частного права n Движение продолжалось и в дальнейшем"> Историко-правовой аспект международной унификации частного права n Движение продолжалось и в дальнейшем привело к принятию Гаагских конвенций о заключении брака и признании его недействительным (1976 г.), о признании развода и судебного разлучения супругов (1970 г.) и многих других международных соглашений в сфере частного права. n Процесс международной унификации, начавшись в конце XIX в. , к середине XX в. набрал обороты, и сегодня, в XXI в. , унификационное движение охватывает очень широкий круг вопросов частного права.

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-6.jpg" alt=">Теоретический анализ понятия унификации международного частного права ">

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-7.jpg" alt="> ПРАВОВАЯ УНИФИКАЦИЯ – ЭТО… «процесс выработки единообразных (унифицированных) норм в"> ПРАВОВАЯ УНИФИКАЦИЯ – ЭТО… «процесс выработки единообразных (унифицированных) норм в международном частном праве» (А. И. Абдуллин) «создание в праве разных государств единообразных по содержанию норм путем использования международно- правовых средств и влияния разных правовых систем друг на друга» (А. Л. Маковский) «сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств» (Г. К. Дмитриева) «движение к гармоничному взаимодействию различных правовых систем или как взаимодействие национально- правовых систем, уже достигнувшее определенной степени гармонии» (в широком смысле) и «применительно к унификации исключительно гражданского законодательства - создание единообразных норм права» (в узком смысле) (Н. Г. Доронина)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-8.jpg" alt="> Правовая унификация - правотворческий процесс, направленный на создание во внутреннем праве различных"> Правовая унификация - правотворческий процесс, направленный на создание во внутреннем праве различных государств норм, согласованных, не противоречащих другу, схожих между собой, причем содержание их может не быть идентичным (Сафронова С. С.)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-9.jpg" alt=">Этапы международного правотворчества 1. Познание социальных факторов, формирование международно-правовой позиции государств, намерение субъектов"> Этапы международного правотворчества 1. Познание социальных факторов, формирование международно-правовой позиции государств, намерение субъектов вступить в правотворческий процесс 2. Согласование воль государств в отношении содержания правил поведения, принятие международного договора и, соответственно, международно-правовых обязательств государствами 3. Процесс признания государствами этого правила в качестве национально-правовой нормы

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-10.jpg" alt="> Понятие правовой унификации Семантический аспект унификации «Union» -"> Понятие правовой унификации Семантический аспект унификации «Union» - соединяю, «facere» - делать сочетаю = «делать сочетаемым» , то есть существующим вместе, одно наряду с другим, в согласовании

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-11.jpg" alt=">Правовая унификация - это правотворческий процесс, направленный на создание единых или единообразных правовых норм"> Правовая унификация - это правотворческий процесс, направленный на создание единых или единообразных правовых норм не только с целью исключения противоречий и различий между национальными правовыми системами, либо международно- правовыми нормами, но и с целью создания новых норм, восполняющих существующие пробелы в регулировании некоторых специальных вопросов.

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-12.jpg" alt="> Соотношение категорий «унификация права» , «униформизация права» и «гармонизация права» в"> Соотношение категорий «унификация права» , «униформизация права» и «гармонизация права» в широком смысле в узком смысле унификация гармонизация униформизация

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-13.jpg" alt=">Классификация международной унификации и гармонизации частного права ">

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-14.jpg" alt="> Виды унификации международного частного права 1. В"> Виды унификации международного частного права 1. В зависимости от способа правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом: n унификация коллизионного права (Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся завещательных распоряжений, 1961 г. , Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.) n унификация материального частного права (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. , Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г.) n смешанная унификация (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. , Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. и др.)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-15.jpg" alt=">2. По предмету регулирования: унификация обязательственного права унификация права собственности "> 2. По предмету регулирования: унификация обязательственного права унификация права собственности унификация интеллектуального права унификация наследственного права унификация семейного права унификация транспортного права унификация трудового права унификация гражданского процессуального права и др. 3. По субъектам унификации: универсальная (Конвенцию об исковой давности в международной купле- продаже товаров 1974 г.) региональная (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.) двусторонняя

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-16.jpg" alt="> 4. По правовому способу (методу) осуществления: договорная"> 4. По правовому способу (методу) осуществления: договорная прямая косвенная (в международном договоре (государства-участники устанавливаются завершенные м/д договора обязываются по своей форме правовые нормы, установить в своем законодат-ве готовые к применению прав. норму, содержание которой в системе внутреннего права определено в этом договоре государств – участников договора) с > или

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-17.jpg" alt="> Виды гармонизации МЧП 1. По целям: Стихийная (в процессе различного"> Виды гармонизации МЧП 1. По целям: Стихийная (в процессе различного взаимодействия государств: войны, колонизации, рецепции) Целенаправленная (заимствование опыта наиболее развитых правовых систем бывшими социалистическими странами, в т. ч. Россией) 2. По субъектам: Односторонняя (право одного государства адаптируется к праву другого государства) Взаимная (меры к сближению права принимаются на согласованной основе)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-18.jpg" alt="> Виды гармонизации МЧП 3. По способу: осуществляемая исключительно с использованием"> Виды гармонизации МЧП 3. По способу: осуществляемая исключительно с использованием национально-правовых средств (всегда односторонняя) осуществляемая с использованием международных средств, в том числе международно-правовых (в форме резолюций международных органов и организаций, в частности создание модельных или типовых законов: подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже, Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ)

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-19.jpg" alt="> Критерий Унификация Гармонизация 1. Круг участников Универсальная, Односторонняя или"> Критерий Унификация Гармонизация 1. Круг участников Универсальная, Односторонняя или региональная, взаимная двусторонняя 2. Форма Юридически Национально- и обязательный для международно- государств- правовые механизмы, участников договор не обеспеченные юридическими обязательствами государств 3. Результат Создание одинаковых Сближение правовых или единообразных систем разных норм во внутреннем государств, праве разных устранение государств противоречий

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-20.jpg" alt="> Критерий Унификация Гармонизация 4. Природа и место "> Критерий Унификация Гармонизация 4. Природа и место Унифицированные Развитие общих норм в национальной нормы в национального права правовой системе национальном праве выступают как специальные 5. Механизм Унифицированные Гармонизированные применения при материальные нормы не снимают регулировании снимают коллизионную международных коллизионный вопрос проблему частноправовых и применяются отношений непосредственно

Src="https://present5.com/presentation/3/3712409_154441850.pdf-img/3712409_154441850.pdf-21.jpg" alt=">Критерий Унификация Гармонизация 6. Значение Наиболее способствует Как более простой"> Критерий Унификация Гармонизация 6. Значение Наиболее способствует Как более простой и сближению права, так как более «мягкий» создает одинаковые или процесс, не единообразные нормы в праве связывающий разных государств. Но государства практика свидетельствует, что жесткими государства неохотно юридическими связывают себя жесткими обязательствами, юридическими оказывается более обязательствами. Многие предпочтительной и принятые конвенции реально десятилетиями не вступают в способствует силу или действуют в сближению права незначительном круге государств

Входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутрен­него права государств, то единственным способом создания уни­фицированных норм является сотрудничество государств.

Унификация права означает сотрудничество государств, направлен­ное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообраз­ных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве опреде­ленного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса.

Главная особенно­сть унификации:

  • она происходит с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов в двух правовых систе­мах: в международном праве и во внутреннем праве государства.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права госу­дарств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможен­ные отношения) и т.д. Этот процесс проник даже в святая свя­тых внутреннего права - в конституционное право (например, за­крепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-право­вым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объяс­няется его спецификой.

Будучи частью внутреннего права государства, международное частное право по своей природе экстравертно. Его объектом являются отношения между­народного характера, т.е. выходящие за пределы одного государ­ства: частноправовые отношения, осложненные иностранным эле­ментом. Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объектив­ную потребность в их единообразном правовом регулировании.

Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой потребности унификации в международном частном праве: национальное право зачастую неспособно регулиро­вать отношения с международными характеристиками (особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере).

Особенности правого механизма унификации права

Как уже го­ворилось, процесс унификации права протекает в двух правовых системах - и в международном праве, и в национальном.

Этапы процесса унификации:

  1. соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформ­ляемых международным договором, в котором содержатся право­вые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений;
  2. восприятие международно-правовых норм националь­ным правом государств.

Таким образом, унификация права как правотворческий про­цесс имеет два этапа (две стадии).

Подробнее

На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного до­говора и государства берут на себя международно-правовые обя­зательства обеспечить их применение. Принятие международного договора и соответственно между­народно-правовых обязательств государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора. Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происхо­дит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.

Восприятие международно-правовых норм националь­ным правом государств (трансформация, либо национальная имплементациия ) - второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью националь­но-правовых механизмов. В резуль­тате в национальном праве разных государств появляются унифи­цированные нормы, т.е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, вклю­чают и соответствующие национально-правовые меры их прину­дительного исполнения. В таком качестве названные нормы юри­дически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правопримени­тельных органов.

Процесс восприятия обеспечивается национально-право­выми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт. В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: «...Международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы». Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы. Поэтому данное правило можно рас­сматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в ко­торых участвует Россия или в которых она будет участвовать, при­дается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например в ст. 7 ГК РФ).

Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо правовых актов Президента или Правительства (например, поста­новление Правительства о присоединении). Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы между­народных договоров вводятся в российскую правовую систему. Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в фор­ме федерального закона, то его нормы будут обладать юридиче­ской силой федерального закона; если договор вводится подза­конным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.

Только тогда, когда нормы, со­держащиеся в международном договоре, станут частью нацио­нального (внутреннего) права государств, можно говорить об уни­фикации права как о законченном процессе : во внутреннем праве государств - участников договора появились одинаковые правовые нормы. Иначе говоря, нормы международного договора должны быть «санкционированы» государством для применения их в нацио­нально-правовой сфере, т. е. им должна быть придана юридиче­ская сила национального права. Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами националь­ного права.

Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии:

  1. первая проходит в международно-пра­вовой сфере и завершается принятием международно-правовых уни­фицирующих норм;
  2. вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм.

Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам:

  • международно-правовым договором;
  • национально-пра­вовыми актами (законами и подзаконными актами).

Виды унификации

Существует несколько классификаций уни­фикации в зависимости от критерия, положенного в ее основу.

1) По способу правового регули­рования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом:

  • унификация кол­лизионного права;
  • унификация материального частного права;
  • смешанная, когда один международный договор предусмат­ривает унификацию и коллизионных , и материальных норм.

2) В за­висимости от вида частноправовых отношений (предметный критерий) выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материаль­ных), предназначенных для регулирования отношений, являю­щихся предметом:

  • отраслей;
  • подотраслей;
  • институтов частного права.

3) По субъектам международных договоров:

  • универсальную (многосторонние универсальные договоры);
  • региональную (региональные договоры);
  • двустороннюю (двусторонние договоры);

Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отно­шений. Главным образом унифицированы правовые нормы, регу­лирующие:

  • договор международной купли-продажи (Венская кон­венция 1980 г., Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Конвенция о праве, при­менимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.);
  • новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международ­ном факторинге 1988 г.);
  • международные расчеты, международные перевозки.

Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, междуна­родный коммерческий арбитраж.

Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно свя­заны с национальными историческими, культурными, религиоз­ными особенностями, успехи унификации незначительны .

Особое положение в классификационном ряду унификации занимают договоры об оказании правовой помощи. В них содер­жатся унифицированные нормы по гражданскому процессу (подсуд­ность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений и др.), и значит, их можно включить в класси­фикацию по предметному критерию. Однако часто такие догово­ры содержат унифицированные коллизионные нормы по широко­му кругу частноправовых отношений и отдельные материальные частноправовые нормы. Следовательно, их можно отнести к сме­шанной унификации в широком смысле слова, включающей и первую, и вторую классификацию.

Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Например, Вен­ская конвенция 1980 г. открыта для присоединения всех госу­дарств (ст. 91).

Региональная (или локальная) - это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (на­пример, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований).

Подробнее

Результаты региональной и двусторонней унификации, как правило, более существенны. Так, Россия за редким исключением не принимает участия в универсальных договорах, направленных на унификацию коллизионных норм в различных сферах частно­правовых отношений, в основном разрабатываемых Гаагской кон­ференцией по международному частному праву. Отметим, что эти договоры вообще не получили большого распространения и уни­версальными их можно назвать лишь формально, исходя из их предназначения для всех государств. Реальный результат их дей­ствия весьма далек от «универсальности». Вместе с тем Россия является участницей большого числа двусторонних договоров о правовой помощи. В результате в нашей стране действуют уни­фицированные на двусторонней основе коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений, что создает более благоприятные условия для сотрудничества между соответствую­щими государствами.

Особенности применения унифицированных норм

Унифицированные нормы вообще и международного частного права в частности действуют как на­ционально-правовые нормы. Однако ни коллизионные унифици­рованные нормы, ни материальные частноправовые унифициро­ванные нормы не отменяют аналогичных норм внутреннего пра­ва, а действуют параллельно с ними. При этом они не сливаются с нормами внутреннего права в единый массив, а сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхож­дением.

Связь унифицированных норм с международным договором, в рамках которого они были созданы, порождает ряд особенностей их применения. Международным договором, как правило, определяются:

  1. про­странственная сфера реализации унифицированных норм;
  2. предметная сфера при­менения унифицированных норм, которая отличается от предметной сферы аналогичных норм внутреннего права;
  3. временные рамки дей­ствия унифицированных норм.

Кроме того, унифицированные нормы должны толковаться в свете целей, принципов и содержания соответствующего международ­ного договора (часто данное положение включается в текст самого договора);

Целью любого унифицирующего международного договора яв­ляется обеспечение единообразного регулирования определенного вида трансграничных частноправовых отношений. Для ее дости­жения недостаточно наличия одинаковых (унифицированных) коллизионных или материальных правовых норм. Необходима единообразная практика их применения, что предполагает едино­образное толкование. Поэтому многие договоры прямо дают толкование терминов и понятий, входящих в унифицируемые правовые нормы, устанавливая их содержание. Такое толкование является обязательным в на­ционально-правовой практике договаривающихся государств, что способствует единообразию применения унифицированных норм.

Договорное происхождение определяет и временные рамки дей­ствия унифицированных норм. Они приобретают на территории участвующего в договоре государства юридическую силу не ранее того момента, когда договор вступает в силу. Даже если государ­ство ратифицировало договор (или иным образом выразило свое согласие на его обязательность), но он не вступил в силу (в част­ности, когда договор не набрал требуемое число ратификаций), унифицированные нормы не действуют. Прекращение действия договора ведет к прекращению действия соответствующих унифи­цированных норм. Односторонний выход государства из договора также прекращает действие соответствующих унифицированных норм на территории данного государства.

Унификация права - это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права: она происходит одновременно в двух различных правовых системах - в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств.

Унификация права - это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП. Ее основные итоги - выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1986)), единообразных материальных норм (Конвенция

УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (1988)), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы - Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980)).

Унификация МЧП происходит на двух уровнях - универсальном и региональном. На американском континенте приняты и успешно действуют Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным договорам (1994) и Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже (Панамская конвенция) (1975); разработан проект Межамериканской конвенции о международной юрисдикции в сфере экстерриториального действия иностранных судебных решений. В рамках Совета Европы постоянно разрабатываются и принимаются конвенции по вопросам МЧП - например, Брюссельская конвенция об иммунитете государств 1972 г., Европейская конвенция об усыновлении 2008 г.



Наиболее успешный пример унификации МЧП на региональном международном уровне показывают страны ЕС. Гаагская программа, принятая Европейским Советом 5 ноября 2004 г., инициировала унификацию коллизионного права ЕС. В настоящее время в ЕС идет процесс замены наиболее востребованных конвенций (например, Брюссельская конвенция о подсудности, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам (1968) и Римская конвенция 1980 г.) регламентами Европейского парламента и Совета.

2012 г. была подготовлена новая редакция Брюссель I.

Во всех регламентах ЕС прямо декларируется цель:

Усовершенствовать содержание и расширить сферу применения единообразных коллизионных норм ЕС;

Упростить и демократизировать процедуру внесения изменений и дополнений, направленных на дальнейшее совершенствование коллизионных норм ЕС;

Создать единообразную судебную практику (прецедентное право) на основе решений Суда ЕС, дающих нормативное толкование регламентов.

На универсальном уровне разработкой унифицированных коллизионных норм занимается прежде всего Гаагская конференция по МЧП; разработкой унифицированных материальных норм - Римский институт по унификации частного права (УНИДРУА). Унификацией права международной торговли главным образом занимаются ВТО, ЮНСИТРАЛ и МТП.

Цель Гаагской конференции - проведение работ по унификации норм МЧП (ст. 1 Устава). Работу Конференции обеспечивает Государственная комиссия Нидерландов для содействия кодификации МЧП, учрежденная в 1897 г. Сессии Конференции проводятся каждые четыре года.

Гаагская конференция по международному частному праву (международная межправительственная организация) была создана в 1893 г. (участники - 69 государств). К настоящему времени в рамках этой организации разработано и принято свыше 40 конвенций, которые традиционно именуются "Гаагские". Среди наиболее значимых конвенций можно выделить1:

o Конвенцию о праве, применимом к трастам, и об их признании (1985);

o Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении межгосударственного усыновления (1993);

o Конвенцию о международной защите совершеннолетних (2000);

o Конвенцию о соглашениях об исключительном выборе суда (2005);

o Конвенцию о праве, применимом к определенным правам на ценные бумаги, находящиеся во владении посредника (2005);

o Конвенцию о международном возмещении расходов на содержание детей и других форм семейных алиментных обязательств (2007);

o Протокол 2007 г. о праве, применимом к алиментным обязательствам, заменивший аналогичную конвенцию 1973 г.

Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) расположен в г. Риме. Как самостоятельная международная межправительственная организация он существует с 1940 г. (участники - 61 государство). В рамках УНИДРУА разработаны многие конвенции в различных областях МЧП:

o Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания (1973);

o Женевская конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров (1983);

o Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге (1988);

o Оттавская конвенция о международном факторинге (1988);

o Кейптаунская конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование (2001) с Кейптаунским протоколом 2001 г. по авиационному оборудованию и Люксембургским протоколом 2007 г. по железнодорожному подвижному составу;

o Конвенция о материально-правовом регулировании ценных бумаг (2009);

В рамках УНИДРУА разрабатываются и документы, входящие в состав lex mercatoria:

o Типовой закон о раскрытии информации в отношении франчайзинга (2002);

o Принципы международных коммерческих контрактов (первая редакция - 1994 г., вторая - 2004 г., третья - 2010 г.);

o Принципы транснационального гражданского процесса (2004);

o Руководство по составлению международных рамочных франчайзинговых соглашений (2007).

Основная задача УНИДРУА - изучение средств гармонизации и сближения частного права государств и подготовка к принятию национального законодательства, содержащего единообразные нормы частного права. На территории каждого государства-участника УНИДРУА обладает правоспособностью, необходимой для осуществления своей деятельности и достижения своих целей.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) (вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН; учреждена в 1966 г.; участники - 60 государств). ЮНСИТРАЛ занимается подготовкой проектов конвенций и кодификацией международных торговых обычаев. На основе проектов, разработанных ЮНСИТРАЛ, были приняты:

o Венская конвенция 1980 г.;

o Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974) (с Протоколом 1980 г.);

o Нью-Йоркская конвенция о международных переводных и международных простых векселях (1988);

o Нью-Йоркская конвенция о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (1995);

o Нью-Йоркская конвенция об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (2001);

o Нью-Йоркская конвенция об использовании электронных сообщений в международных договорах (2005);

o Роттердамская конвенция о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (2009).

ЮНСИТРАЛ участвует в подготовке типовых законов (model laws) и типовых законодательных положений (model legislative provisions) по вопросам права международной торговли. К настоящему времени разработаны:

o Типовой закон о международном коммерческом арбитраже (1985, ред. 2006);

o Типовой закон о международных кредитовых переводах (1992);

o Типовой закон о закупках товаров, работ и услуг (1994);

o Типовой закон об электронной торговле (1996);

o Типовой закон о трансграничной несостоятельности (1997);

o Типовой закон об электронных цифровых подписях (2001);

o Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре(2002);

o Типовые законодательные положения по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников (2003).

Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшение и устранение различий между ними. Гармонизация права и его унификация - взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием, так как сближение национально-правовых систем осуществляется и за пределами унификации права. Главное отличие гармонизации от унификации - отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации. Отсутствие договорных форм предопределяет специфику всего процесса гармонизации права в целом, который может быть как стихийным, так и целенаправленным. Суть стихийной гармонизации - в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже идентичное правовое регулирование (рецепция римского права в Европе, Азии, Латинской Америке). Целенаправленная гармонизация - это осознанное восприятие одним государством правовых достижений других государств (действие ФГК в Бельгии; использование положений ФГК и ГГУ в ГК РФ).

В области МЧП интенсивно идет процесс целенаправленной гармонизации. При разработке законодательства по МЧП зачастую имеет место рецепция такого регулирования в форме прямого заимствования (использование Лихтенштейном в 1996 г. Закона о МЧП Австрии (1978); в Румынии (1992), Болгарии (2005) и странах СНГ - Закона о МЧП Швейцарии (1987)). Еще в большей степени применяются идеи и подходы - структура швейцарского Закона 1987 г. заимствована итальянским (1995), бельгийским (2004) и чешским (2012) законодателями. Первый проект Закона о МЧП Венесуэлы (1998) появился в 1963 г. и оказал большое влияние на кодификации МЧП в Перу (1984) и Мексике (1987). В подготовке регулирования принимают активное участие иностранные научные центры и специалисты (проекты законов о МЧП Грузии (1998) и Азербайджана

(2000) были подготовлены немецкими юристами)". Закон Грузии, (как и Закон о МЧП Эстонии (2002)), реципировал многие нормы и подходы Вводного закона к ГГУ.

Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права, МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права. Государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывают частноправовые отношения с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции). В целях устранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), Арбитражный суд при МТП.

В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП:

- Гаагские конференции по МЧП,

- Всемирная торговая организация (ВТО),

- Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА),

- Международная торговая палата (МТП),

- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),

- Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизациизаконодательства в сфере МЧП . В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам.

Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеют комплексный характер - представляют собой сочетание унифицированных и материальных, и коллизионных норм .

В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы имеют доминирующее положение , а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов .

Унификация материально-правовых норм занимает особое место в деятельности международных организаций.

Унификация права - это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров . В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора.

Главная особенность унификации права : она происходит одновременно в двух различных правовых системах

- в международном праве (заключение международного договора )

и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право).

Унификация права - это разновидность правотворческого процесса , который происходит в основном в рамках международных организаций . Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП.

Ее основные итоги выработка :

- единообразных коллизионных норм (Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (г. Гаага, 22 декабря 1986 г.),

- единообразных материальных норм (конвенции УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (г. Оттава, 28 мая 1988 г.),

- полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы - Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980 г.)).

Разработкой унифицированных коллизионных норм занимается прежде всего Гаагская конференция по МЧП ;

разработкой унифицированных материальных норм Международный (Римский) институт по унификации частного прав а (УНИДРУА).

Унификацией права международной торговли главным образом занимаются ВТО, ЮНСИТРАЛ и МТП .

Наиболее успешный пример унификации МЧП на региональном международном уровне показывают страны ЕС. В основном регулирование осуществляется по линии принятия регламентов Европейского парламента и Совета , имеющих юридически обязательную силу и прямое действие в национальных правоприменительных органах государств - членов ЕС .

В области МГП действуют регламенты «Брюссель I» и «Брюссель II».

Коллизионные нормы унифицированы в регламентах «Рим I» (договорные обязательства) и «Рим II» (внедоговорные обязательства).

Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшения и устранения различий между ними .

Гармонизация права и его унификация - взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием , так как сближение национально-правовых систем осуществляется и за пределами унификации права.

Главное отличие гармонизации от унификации - отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации . Отсутствие договорных форм предопределяет специфику всего процесса гармо­низации права в целом, который может быть как стихийным, так и целенаправленным .

Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права, МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права . Государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом . Особую сложность вызывают частноправовые отношения с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции).

В целяхустранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (т.н. Вашингтонской конвенцией) в 1966 входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций.),

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА) входит в Группу Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. основано в 1988г .,

Арбитражный суд при МТП МТП создана в 1919 При МТП работает Международный арбитражный суд, созданный в 1923 году


Понятие, структура и виды коллизионных норм.

Коллизионная норма - норма абстрактного, отсылочного характера, решающая вопрос, право какого государства должно применяться для решения данного дела .

В отличие от материально-правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей субъектов международного частного права и, следовательно, непосредственно регулирующих их поведение, коллизионная норма указывает, право какого государства применимо к данному отношению.

По своему характеру коллизионные нормы в определенной степени имеют сходство с отсылочными и бланкетными нормами национального права. Однако и отсылочные, и бланкетные нормы отсылают к правовой системе именно данного государства, конкретно указывая применимый законодательный акт или даже норму закона.

Коллизионные нормы имеют неизмеримо более абстрактный характер , - они предусматривают возможность применения и национального , и иностранного , и международного права.

Источникамиколлизионных норм являются федеральные законы и международные договоры РФ , решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона. Менее значимая роль обычая как источника коллизионных норм объясняется тем, что на практике обращение к нему ограничивается зачастую областью материально-правовых начал.

СТРУКТУРА

В общей теории права выделены основные элементы, составляющие структуру правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция .

Специфическая природа коллизионно-правовых норм предопределяет особенность их структуры. Структура коллизионной нормы отличается от структуры обычной нормы права (в коллизионной норме нет ни гипотезы, ни диспозиции, ни санкции).

Необходимые структурные элементы коллизионной нормы -
объем и привязка .

Объем указывает на круг отношений к которым данная коллизионная норма применяется ;

Привязка основание, критерий определения применимого права .

Пример: ст. 1207 ГК РФ «Право, подлежащее применению к вещным правам на суда и космические объекты». Право собственности и иные вещные права на воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, определяются по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы. В данном примере объём коллизионной нормы составляет указание на право собственности и иные вещные права на суда. А привязка указывает на то, что этот вопрос будет решаться по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы (привязка).

В коллизионной привязке содержится объективный критерий , который позволяет решить вопрос о применимом праве .

Привязка - основной элемент коллизионной нормы. Она отсылает не к конкретному закону или конкретному правовому акту, а к правовой системе в целом, к правопорядку какого-либо государства.

Коллизионные нормы обращены не к участникам гражданского оборота, а к правоприменительным органам государства (за исключением диспозитивных, устанавливающих автономию воли сторон). Коллизионная норма представляет собой указание законодателя - право какого государства следует применять к частноправовым отношениям; она адресована судам, арбитражам, административным органам, нотариату. Соблюдение или нарушение коллизионных норм может иметь место только со стороны этих органов.

ВИДЫ КОЛЛИЗИОННЫХ НОРМ

1 - Коллизионные нормы бывают простые и сложные . Структура простой коллизионной нормы соответствует схеме «объем - привязка», сложные коллизионные нормы отличаются дифференцированным объемом или несколькими привязками .

2 - По способу выражения воли законодателя /методу регулирования :Императивные,альтернативные,диспозитивные и кумулятивные коллизионные нормы.

В императивных нормах может быть только одна коллизионная привязка . Императивная коллизионная норма - это властное предписание законодателя о применении права одного государства , устанавливаемого на основании какого-либо объективного критерия. не предполагает возможности отступления от содержащихся правил даже при наличии соглашения сторон (Статья 1200. Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву).

Альтернативные коллизионные нормы характеризуются наличием нескольких коллизионных привязок .

Альтернативная норма предоставляет суду право по собственному усмотрению выбирать применимое законодательство (право выбора есть только у суда, но не у сторон).

Простые альтернативные коллизионные нормы предусматривают возможность применения одного или другого правопорядка . Выбор зависит от судейскогоусмотрения и фактических обстоятельств дела.

Сложные (соподчиненные ) альтернативные коллизионные нормы устанавливают основную и субсидиарную привязки (ст. 1201 ГК РФ Право, подлежащее применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью). Основная привязка применяется в первую очередь , субсидиарные - в соответствии с конкретными обстоятельствами дела и если невозможно применить основную привязку . (например ст. 1201 ГК РФ - Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности)

Основная и субсидиарные коллизионные привязки находятся между собой в отношении соподчинения . Может быть соподчинение первой, второй, третьей и т.д. степеней (в зависимости от количества субсидиарных привязок). Сложные соподчиненные альтернативные нормы - относительно новое явление в коллизионном праве. Их называют «цепочками » («каскадом ») коллизионных норм.

Диспозитивные нормы в качестве основной коллизионной привязки предусматривают автономию воли сторон (ст. 1210 ГК РФ Выбор права сторонами договора – п.1. Стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору).

Автономия воли регулирует основное количество частноправовых отношений, связанных с иностранным правопорядком, считается оптимальным коллизионным началом , так как предусматривает наиболее гибкое регулирование . Диспозитивные коллизионные нормы российского законодательства обладают особой спецификой: в большинстве из них автономия воли сторон ограничена установлением «если иное не предусмотрено законом » т.е. государство всегда сохраняет за собой право ограничить свободу участников гражданского оборота.

Кумулятивные нормы устанавливают возможность применения иностранного права, но указывают, что соответствие требованиям собственного национального права исключает признание юридической недействительности отношения, даже если не соблюдены требования соответствующего иностранного права (Статья 1209. Право, подлежащее применению к форме сделки – п. 1. Форма сделки подчиняется праву страны, подлежащему применению к самой сделке. Однако сделка не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права страны места совершения сделки к форме сделки. Совершенная за границей сделка, хотя бы одной из сторон которой выступает лицо, чьим личным законом является российское право, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права к форме сделки.)

3 - По форме коллизионной привязки :односторонние и двусторонние (многосторонние ) коллизионные нормы .

Односторонние коллизионные нормы предусматривают возможность применения только национального права, права страны суда т.е. привязка ограничивается лишь одним «направлением», чаще всего указывая на применение судом своего права (Статья 1195 ГК. Личный закон физического лица - 1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. 2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. 3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.). Такие нормы имеют императивный характер .

Двусторонние (многосторонние ) коллизионные нормы предусматривают возможность применения как национального, так и иностранного или международного права . Они могут иметь императивный, альтернативный и диспозитивный характер . В современном праве двусторонних коллизионных норм значительно больше, чем односторонних. Национальный законодатель стремится установить гибкое правовое регулирование посредством двусторонних коллизионных норм. Привязка двусторонней коллизионной нормы называется формулой прикрепления .

4 - По источник (формам) права выделяют национально-правовые (внутренние - разд. VI части третьей ГК РФ) и унифицированные международно-правовые (договорные - Гаагская Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г. но Россия в ней не участвует) коллизионные нормы .

Преимущественное применение имеют, естественно, внутренние коллизионные нормы.

Унифицированные коллизионные нормы - это единообразные коллизионные правила, созданные на основе международных соглашений и представляющие собой конечный результат процесса согласования воль государств . Такие нормы выделяются в отдельную подгруппу в системе МЧП. От внутренних коллизионных норм унифицированные отличаются по механизму создания (источник - международный договор ) и применения (пространственная и временная сферы действия, толкование).

Наличие международного договора, содержащего коллизионные нормы, предполагает, что к частноправовому отношению, связанному с иностранным правопорядком, будут применяться унифицированные коллизионные нормы. Внутренние коллизионные нормы в такой ситуации не применяются.

5 - В зависимости от степени нормативной регламентации в МЧП: Генеральные (основные) и субсидиарные (дополнительные) коллизионные привязки .

Генеральные коллизионные привязки устанавливают право, применимое в первую очередь («основное » право). Субсидиарные коллизионные нормы устанавливают «дополнительное право », применимое только в определенных обстоятельствах, указанных в норме. Соотношение генеральных и субсидиарных коллизионных норм аналогично соотношению коллизионных привязок в сложных соподчиненных альтернативных коллизионных нормах.

6 - Общие и специальные коллизионные привязки

Коллизионные нормы можно классифицировать не только по содержанию и видам, но и по типам коллизионных привязок.

Среди привязок существуют типовые привязки , которые в науке МЧП принято именовать формулами прикрепления т.е. выбора права (реже - коллизионными принципами или коллизионная формула ), они являются атрибутом только двусторонних коллизионных норм.

При множестве способов выбора применимого права, определяемых коллизионными нормами различных государств, каждый из них является тем не менее лишь одной из вариаций ограниченного числа общих коллизионных формул , которые сложились в процессе многолетняя практика применения коллизионных норм и представляют собой предельно обобщенные и концентрированные правила выбора применимого права.

Общие коллизионные привязки - общие для большинства правовых систем коллизионные правила; - это общие (сквозные ), т.е. применимые во всех отраслях и институтахМЧП коллизионные нормы .

К ним относятся такие коллизионные правила, формулы прикрепления:

1. Личный закон физического лица (lex personalis)

2. Личный закон юридического лица (lex societatis)

3. Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)

4. Закон страны продавца (lex venditoris)

5. Закон места совершения акта (lex loci actus)

6. Закон места совершения правонарушения (lex loci delicti commissi)

7. Закон суда (lex fori)

8. Закон автономии воли сторон (закон, избранный сторонами правоотношения, оговорка о применимом праве - lex voluntatis)

9. Закон наиболее тесной связи (the law of the real connection)

10. Закон наиболее благоприятного права (lex benignitatis)

11. Закон существа отношения (lex causae)

Примеры общих коллизионных привязок:

1. Личный закон физического лица (lex personalis)

Личный закон физического лица понимается в двух вариантах.

Закон гражданства (lex patriae) - правовой статус лица определяется законодательством того государства, чье гражданство это лицо имеет . Данный коллизионный принцип имеет экстерриториальный характер, - государство стремится подчинить своей юрисдикции всех своих граждан независимо от их места нахождения.

Закон домицилия (lex domicilii - закон места жительства) -

правовой статус лица определяется по законодательству государства, на территории которого данное лицо проживает . Этот коллизионный принцип имеет территориальный характер - государство подчиняет своей юрисдикции всех лиц, находящихся на его территории независимо от их гражданства.

Согласно ст. 1195 ГК РФличным законом физического лица является право страны, гражданствокоторой это лицо имеет, но если место жительства иностранного гражданина находится в Российской Федерации, его личным законом признается российское право . Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право, а при наличии у лица нескольких иностранных гражданств (при отсутствии российского гражданства) под личным законом понимается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства является право страны, где это лицо имеет место жительства, а личным законом беженца - право страны, предоставившей убежище.

2. Личный закон юридического лица (lex societatis)

Смыслданной формулы прикрепления - правовой статус юридического лица определяется законом того государства, чью государственную принадлежность («национальность») имеет юридическое лицо (Н.Ю. Ерпылева).

Варианты определения национальности юридических лиц:

теория инкорпорации : личным законом юридического лица считается право того государства, в котором данное лицо зарегистрировано ;

теория оседлости на чьей территории находится его административный центр ;

теория эффективного места деятельности : личным законом юридического лица считается право того государства, на чьей территории оно ведет основную хозяйственную деятельность ;

теория контроля : личным законом юридического лица считается право того государства, с территории которого контролируется и управляется его деятельность ;

«смешанный критерий » : как дополняющие друг друга устанавливаются привязки к праву государства инкорпорации, места нахождения и места осуществления деятельности

Согласно п. 1 ст. 1202 ГК РФ Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, но согласно п. 4 . Если учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории РФ-ции, к требованиям об ответственности по обязательствам юридического лица, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.

К коллизионным нормам, известным практически любой области отношений международного частного права (нормам общего характера), примыкают предназначенные для применения в отдельных сферах этих отношений специальные коллизионные правила.

Специальные коллизионные привязки сформулированы непосредственно для конкретных институтов МЧП .

Например, "Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению " (ч. 1 ст. 162 СК РФ). В данной норме закон происхождения ребенка (lex originis ) представляет собой специальную коллизионную привязку.

Специальные коллизионные привязки - это трансформация общих коллизионных норм :

специальная привязка "закон перевозчика " - трансформация общей привязки "закон продавца ";

"закон совместного места жительства супругов " - трансформация "личного закона физического лица ".

Среди специальных коллизионных привязок можно назвать наиболее распространенные:

1. закон валюты платежа и закон валюты долга (lex monetae)

2. закон флага (lex flagi, lex banderae)

3. закон местожительства суперарбитра - o lex arbitri -;

4. закон места проведения арбитража - o lex loci arbitri;

5. закон места нахождения ценных бумаг, закон места эмиссии ценных бумаг - o lex cartae

6. закон места работы - o lex loci laboris;

7. закон места проведения конкурсного производства - o lex fori (loci) concursus;

8. закон страны, в которой испрашивается защита o lex loci protections

9. закон происхождения (ребенка, культурной ценности). o lex originis

10. закон места заключения брака (lex loci celebrationis);

Пример специальной коллизионной привязки:

1. Закон флага (lex flagi, lex banderae)

Коллизионный принцип «закон флага » представляет собой трансформацию привязки «личный (национальный) закон» применительно к воздушным и водным судам, космическим объектам :

Правовой статус таких объектов регулируется законодательством государства, чей флаг несет воздушное или водное судно .

Основная сфера применения закона флага - международные морские, речные и воздушные перевозки, торговое судоходство и мореплавание .

В КТМ РФ большое количество норм построено на основе этой коллизионной привязки:

право собственности и другие вещные права на морские суда (ст. 415),

правовое положение членов экипажа (ст. 416),

право на имущество, находящееся на затонувшем судне в открытом море (ст. 417),

пределы ответственности судовладельца (ст. 426).

Водные и воздушные суда, космические объекты представляют собой «условную территорию », «условную недвижимость » государства флага, поэтому большинство отношений, возникающих на борту любых судов, в первую очередь предполагают применение именно закона флага

Очень важное значение имеет унификация и гармонизация права. Поскольку нормы права различных стран очень различаются, поэтому необходима унификация – приведение в соответствие, гармонизация – сближение.

УНИФИКАЦИЯ

Унификация (uniefacere - делать единым) - объединение аналогичных норм разных государств, для образования материально правовых норм, с целью избежания регулирования споров коллизионными нормами. (Гаагская конвенция, Комиссия ООН по МЧП, ЮНЕСКО).

Единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах-в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т. д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права -в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам)._

Унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии).

1. На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международногодоговора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Собственно на этом этапе создаются единообразныенормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.

Принятие международного договора и соответственно международно-правовых унифицирующих норм государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора.

2. Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием(трансформацией, национальной имплетацией) международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, т. е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения.В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В РФ правовая основа этого процесса предусмотрена п.4 ст.15 Конституции: «…международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».

Завершается эта стадия принятием национально –правовых унифицированных норм.Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо Федерального закона(о ратификации, о присоединении)(вводимые нормы будут обладать силой федерального закона), либо правовых актов Президента или Правительства(н-р, Постановление Правительства о присоединении)(вводимые нормы будут обладать юр.силой подзаконного акта).

Процесс унификации имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XXвека.Сущ. орг. Специализирующиеся на унификации права(Гаагская конференция по международному частному праву),обеспечивающие сотрудничество между гос-вами(Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС)).Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия межд. договоров, направленных на унификацию права.

Виды унификации.

I.по способам правового регулирования:

А)унификация коллизионных норм(Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930г.)

Б)унификация материальных частноправовых ном(Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.)

В)смешанная унификация(Всемирная конвенция об авторском праве 1952г.)

II.по предмету:унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального, семейного, наследственного, транспортного права и т.д.+унификация гражданского процессуального права. Наиболее высокая степень унификации достигнута в области внешнеэкономических отношений(Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.)

унификация договоров об оказании правовой помощи(смешанная в широком смысле слова, и по 1му и по 2му критерию.)

III. в зависимости от вида международного договора:

А)Универсальная(для всех государств)(Венская конвенция 1980г.)

Б)Региональная(локальная)(в пределах ограниченного круга государств- гос-в одного географического района или в рамках интеграционных образований)(Евразийская патентная конвенция 1994г.)

В)двусторонняя(Российско-польский договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996г.)

Особенности применения унифицированных норм:

Унифицированные ноормы не сливаются с нормами внутреннего права в еденыймасси, а сохраняют в нем обособленность,обусловленную их договорным происхождением. Договор определяет пространственную сферу реализации ун.норм, предметную сферу применения ун.норм, специфику толкования ун.норм, временные рамки(приобретают юр.силу не ранее момента,когда договор вступает в силу, прекращение договора= прекращение действия ун.норм).

Какие нормы применять?

1.Унифицированные и национальные нормы.(п.4.ст.15 К РФ «Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

2.Ун. коллизионные и материально-правовые нормы.(п.3с.1186ГК «Если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого в вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается)

3.Ун. нормы универсального,регионального, двустороннего характера.(вначале следует обратится к двусторонним, потом к региональным, потом к универсальным).

ГАРМОНИЗАЦИЯ

Гармонизация- приведение внутреннего законодательства в соответствие с международным. Это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация-взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права,ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация - более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации.

Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Гармонизация права -не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

Виды гармонизации:

I.в зависимости от способ осуществления:

1.стихийная(в результате взаимодействия возикает похожее регулирорование)

2.целенаправленная

3.рецепция-одностороннее заимствование норм права

4.адаптация-при односторонней

II.в зависимости от формы осуществления:

1.национальная- всегда односторонняя

2. международная- взаимная.(ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже1985)(Россия приняла в 1993)

3.односторонняя

4.двусторонняя

5.многосторонняя

6. универсальная

Выводы: Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т. е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация - более простой и более ≪мягкий≫ процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это односторонний процесс.Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать,осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества. С одной стороны, казалось бы, что унификация наиболее способствует сближению права, так как только она создает одинаковые нормы в праве разных государств. Но практика свидетельствует, что государства неохотно связывают себя жесткими юридическими обязательствами. Многие принятые конвенции десятилетиями не вступают в силу или действуют в незначительном круге государств. Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует сближению права.