Нитр: техническое законодательство в российской федерации. Технические регламенты, стандартизация, сертификация На какие объекты распространяется сфера применения Феде­рального закона «О техническом регулировании»

Первым российским законом о стандартизации был ФЗ № 5154-1 «О стандартизации» (от 10 июня 1993 года), который отменен с вводом в жизнь ФЗ № 184 «О техническом регулировании». ФЗ № 184 объединил в одном документе вопросы стандартизации и сертификации продукции. Что вполне логично, т.к. система стандартизации формулирует требования к объекту, а система сертификации устанавливает требования, по исполнению которых можно судить о несоответствии или соответствии объекта утвержденным стандартизацией требованиям.

Причем стандартизация и сертификация имеют общие цели. Стандарты, как и оценка соответствия продукции, осуществляются для:

  • снижения рисков безопасности имущества государства, муниципалитетов, юридических и физических лиц с учетом возможности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера,
  • повышения безопасности здоровья и жизни граждан РФ,
  • повышения экологической безопасности.

Но стандартизация имеет и цели, присущие только данному направлению деятельности, а именно:

  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • обеспечение качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
  • обеспечение единства измерений, взаимозаменяемости технических средств;
  • соблюдение и создание совместимости и сопоставимости результатов испытаний и исследований;
  • содействие проведению работ по унификации;
  • создание систем классификации и кодирования самой различной направленности;
  • разработка и внедрение систем поиска и передачи данных и другие цели.

В соответствии со статьей 14 ФЗ № 184 стандартизацией занимается национальный орган РФ, который назначается Правительством. Данная функция возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое ранее называлось Госстандартом, а с июня 2010 года – Росстандартом. Данная структура подчиняется Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.

Для организации государственной работы по стандартизации в той или иной сфере деятельности создаются технические комитеты. Число их значительно, но, например, существуют такие технические комитеты как по общероссийским классификаторам, по информационным технологиям, по электромагнитной совместимости технических средств, по кинематографии, по судостроению и т.д.

Технические комитеты функционируют на основе Положений о конкретной структуре. Заседания их открыты для доступа публики. Сами комитеты состоят из представителей власти, научных учреждений, общественных и саморегулируемых организаций, бизнеса.

ФЗ № 184 признает законное право разработки, утверждения и хождения на территории России следующих документов в области стандартизации:

  • общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
  • национальных стандартов;
  • международных стандартов (а также их официально заверенных их русских переводов) и других существующих международных документов или документов иностранных государств, относящихся к сфере стандартизации, если они прошли официальную регистрацию в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов (этот пункт закона введен в действие только с 2010 года);
  • правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;
  • стандартов предприятий и организаций;
  • сводов правил. Здесь закон понимает документ в области стандартизации, применяемый на добровольной основе, цель которого — соблюдение требований технических регламентов.

Национальные стандарты

Разрабатываются национальные стандарты в рамках системы стандартизации в порядке, который определил ФЗ № 184. Утверждается национальный стандарт российским органом по стандартизации. Он должен соответствовать рекомендациям, нормам, правилам стандартизации, существующим в сфере применения разрабатываемого национального стандарта.

Применяется национальный стандарт на всей территории Российской Федерации на добровольной основе, как к российской продукции, так и к зарубежной, если она предназначена для выпуска на российский рынок. Знак соответствия национальному стандарту подтверждает исполнение продукцией требований национального стандарта.

Принимать участие в стандартизации может любой гражданин, т.к. инициатором разработки национального стандарта может быть любое лицо. Создание нового национального стандарта согласовывается с федеральными структурами. Об опубликовании проекта национального стандарта для публичного обсуждения заинтересованными сторонами извещается в средствах массовой информации. В ходе обсуждения проекта, разработчик вносит коррективы. А все полученные к проекту замечания сохраняет в письменном виде. Срок публичного обсуждения национального стандарта не может быть менее 2 месяцев.

По окончании публичного обсуждения проект национального стандарта вместе со всеми письменными замечаниями передается в национальный комитет по стандартизации в указанной области, который организует проведение экспертизы проекта. Только на основе профессиональной экспертизы проекта национального стандарта комитет может сделать вывод о принятии или отклонении данного проекта.

Если в конкретной области применительно к техническому регламенту не существует национального стандарта, то комитет имеет право принять меры к разработке и утверждению свода правил по исполнению требований данного технического регламента в рамках существующих требований стандартизации.

Национальный орган по стандартизации перед вступлением в силу технического регламента, опубликовывает перечень документов стандартизации в области технического регламента, исполнение которых на добровольной основе способствует соблюдению требований данного технического регламента. Национальные стандарты и своды правил могут содержать, в том числе, требования, которые содержат технические регламенты.

Национальная стандартизация предусматривает анализ и пересмотр таких документов один раз в пять лет.

Международные стандарты

Международные стандарты способствуют упрощению торговли между странами, предоставляя иностранным покупателям единые с производителем механизмы оценки безопасности и качества продукции. В некоторых случаях стандарты могут препятствовать активному товарообороту между странами, если стандарты стран не имеют единых эквивалентов и сильно разнятся. Регулирующие органы страны импортера зачастую требуют наличия испытаний продукта, проведенных в своей стране, для подтверждения безопасности товара в соответствии с действующими законами государства-потребителя продукции.

Международные стандарты являются согласием в сфере стандартизации на международном уровне. Гармонизация стандартов способствует устранению барьеров между национальными стандартами, позволяет разработать междунациональные руководства для подтверждения соответствия этим международным стандартам.

Гармонизация осуществляется во всех секторах технологии и промышленности и ведётся международными организациями стандартизации. Такие центры включают представителей всех стран и способствуют сделать этот процесс прозрачным.

Международные стандарты, относящиеся к продукции, разрабатывают такие организации:

  • МЭК — Международная электротехническая комиссия;
  • ИСО — Международная организация по стандартизации;
  • ITU — Международный телекоммуникационный союз. Он имеет другое название — Международный союз электросвязи — МСЭ;
  • OIML — Международная организация законодательной метрологии;
  • Комиссия «Кодекс Алиментариус» и многие другие.

Основным международным стандартом является стандарт ИСО. С ним государства согласуют многие национальные и ведомственные стандарты. Международная организация по стандартизации ISO ставит целью способствовать развитию стандартизации в мире для обеспечения международного обмена услугами и товарами.

Наряду с ИСО международными стандартами часто называют национальные стандарты таких стран, как США (международный стандарт ANSI) или Германия (международный стандарт DIN), т.к. они приняты как национальные стандарты во множестве стран.

Документ Статус Объект регулирования Характер использования Содержание документа Социальная роль
Технический регламент Федеральный закон или постановле­ние Прави­тельства РФ Продукция и процессы ЖЦП Обязательное Требования к характе­ристикам безопасности продукции и процессов ЖЦП. Требования к марки­ровке, сопроводитель­ной документации Обеспечение безопасности
Стандарт Нормативный документв области стан­дартизации Продукция и процессы ЖЦП, работы, услуги Добровольное Требования ко всем техническим (потреби­тельским) характери­стикам Обеспечение конкуренто­способности продукции

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной ин­формации (ОКТЭИ) - документы, распределяющие технико-экономическую и соци­альную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, ви­дами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. ОКТЭИ разрабатывают на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение; содер­жат их условные цифровые коды и наименования. В России действует более 30 ОК­ТЭИ (см. раздел 1.8).

Правила стандартизации (ПР) - нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые до­полняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего националь­ного стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.

Рекомендации по стандартизации (Р) - документ, содержащий советы орга­низационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стан­дартизации и способствуют применению основополагающего национального стан­дарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте. По­ложения, содержащиеся в рекомендациях, являются добровольными.



Свод правил - это широко применяемый в международной практике документ, содержащий технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. В российской прак­тике к таким документам относятся СанПиНы, СНиПы и другие подобные докумен­ты федеральных органов исполнительной власти, составляющие дополнительную часть нормативной базы, определяющей требования к продукции и связанным с ней процессам. Своды правил разрабатывают в случае отсутствия национальных стан­дартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объ­ектам технического регулирования, без дополнительных затрат на переработку та­ких документов в национальные стандарты.


Технические условия (ТУ) могут выступать в роли технических и нормативных документов. ТУ на поставляемую продукцию используют в роли нормативных до­кументов, если на них даны ссылки в договорах (контрактах). Объектами ТУ служат изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов); изделия сменяющего ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаме­нательному событию); продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий. В отличие от стандартов ТУ разрабатывают в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Общие требования к построению, изложению, содержанию, оформлению, обозначению, утверждению, регистрации технических условий на российские пищевые продукты регламентиро­ваны ГОСТ Р 51740-2001. ТУ на пищевые продукты являются техническим доку­ментом, в котором изготовитель устанавливает требования к качеству и безопасно­сти конкретного пищевого продукта, необходимые и достаточные для идентифика­ции продукта, контроля его качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании. Они должны содержать вводную часть и разделы, расположен­ные в следующей последовательности: область применения; требования к качеству и безопасности; маркировка; упаковка; правила приемки; требования охраны окру­жающей среды; методы контроля; правила транспортирования и хранения; перечень ссылочных документов (при наличии ссылок в ТУ).

В зависимости от сферы действия стандарты в Российской Федерации делятся на категории. До принятия закона «О техническом регулировании» были следую­щие категории стандартов, а именно: Государственные стандарты Российской Фе­дерации (ГОСТ Р), межгосударственные стандарты (ГОСТы), стандарты отраслей (ОСТы), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других обществен­ных объединений (СТО), стандарты предприятий (СТП).

Государственные стандарты РФ - это стандарты, принятые национальным органом по стандартизации (Госстандартом, Федеральным агентством по техниче­скому регулированию и метрологии, Росстандартом; в области строительства - Гос­строем России).

Межгосударственные стандарты - региональные стандарты, принятые Евра­зийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и введенные в действие постановлением национального органа по стандартизации России в каче­стве национальных стандартов РФ.

К объектам национальных и межгосударственных стандартов относят: органи­зационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; продукцию, работы и услуги межотраслевого значения.

Стандарты на организационно-методические и общетехнические объекты со­держат правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единст­во при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выпол­нении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической доку­ментации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, ра­бот и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, тер­мины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетех­нические и организационно-технические правила и нормы.

Национальные стандарты на продукцию в настоящее время содержат обяза­тельные требования к ее качеству, обеспечивающие безопасность для жизни, здоро-


Основы технического регулирования и стандартизации

вья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, совместимость и взаимо­заменяемость; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики про­дукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортирова­нию, хранению, применению и утилизации продукции.

Обязательные требования национальных стандартов должны соблюдать госу­дарственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности до вступ­ления в силу соответствующих технических регламентов. Информацию о стандар­тах, содержащих разделы, подлежащие обязательному исполнению, размещают в информационной системе общего пользования в электронной форме. Потребитель­ские требования национальных стандартов рекомендовано применять в доброволь­ном порядке. Они подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности при условии их включения в договор либо в техническую документа­цию изготовителя (поставщика) продукции.

Продукция, в том числе импортируемая, не подлежит реализации по назначе­нию, если она не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным в действующих стандартах, или если продукция, подлежащая обязательной сертифи­кации, не имеет сертификата и знака соответствия, выданных или признанных в ус­тановленном порядке уполномоченным на то органом.

Стандарты отраслей разрабатывали и принимали государственные органы управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и ус­лугам отраслевого значения.

Стандарты отраслей, как и государственные стандарты, разрабатывали на орга­низационно-технические и общетехнические объекты, продукцию, процессы и услуги, но отраслевого значения. Примерами организационно-технических и общетехниче­ских объектов могут служить: организация и проведение работ по отраслевой стан­дартизации; организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли и др.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общест­венных объединений (СТО) разрабатывали для динамичного распространения и ис­пользования результатов фундаментальных и прикладных исследований, получен­ных в различных областях знаний. Объектами СТО являлись: принципиально новые виды продукции и услуг, новые методы испытаний, нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения продукции и новые принципы организации и управления производством.

Стандарты предприятий разрабатывали и утверждали предприятия для рег­ламентации оптимальных процессов организации и управления производством. СТП являлись основными организационно-методическими документами в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).

Федеральным законом о «Техническом регулировании» установлены три кате­гории стандартов: национальные стандарты, предварительные национальные стан­дарты и стандарты организаций. Предварительные национальные стандарты - до­кументы в области стандартизации, утвержденные Росстандартом, срок действия которых ограничен. Их разрабатывают на основе международных стандартов или стандартов организаций. Они могут содержать правила и методы исследований и измерений, правила отбора проб, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Предварительные национальные стандарты утверждают на 3 года. После этого срока их утверждают в качестве национальных стандартов или отклоняют.


Стандарты организаций по существу заменят стандарты предприятий (СТП) и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объе­динений (СТО). Отраслевые стандарты будут постепенно трансформированы или в национальные, или в стандарты организаций.

К средствам стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

1) национальные стандарты;

2) национальные военные стандарты;

3) межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации;

5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

6) стандарты организаций.

Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов, а также требования к их содержанию - по ГОСТ Р 1.5.

Национальным стандартом в Российской Федерации является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулированием).

К объектам государственных стандартов относят:

1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения,

обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг. Например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы. Применение национального стандарта на продукцию, работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту по ГОСТ Р 1.9.

Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Норма - положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Регламент - документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.

Технический регламент - регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики - документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.

ОКТЭСИ - документы в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ. Программы разработки национальных стандартов составляют в порядке, устанавливаемом национальным органом по стандартизации.

Стандарты организаций (СТО). Законом о техническом регулировании установлена новая категория документов в области стандартизации - «стандарты организаций». Законом раскрывается, как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц. Иначе говоря, используемое в Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действовавшем до 2004 г. Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а также другими объединениями. Поскольку в ст. 17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения

для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации 1 .

Целями разработки стандартов организаций являются:

Совершенствование производства;

Обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Вместе с тем стандарты организаций должны служить общим целям стандартизации, к которым относятся:

Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

Содействие соблюдению требований технических регламентов;

Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Обеспечение научно-технического прогресса;

Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

Рациональное использование ресурсов;

Техническая и информационная совместимость;

Сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Взаимозаменяемость продукции. Преимуществом стандартизации на уровне организации

(перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Конечно, существуют и другие виды текстовых или информативных документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации и т.п.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение, экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.

Мне нравится

2

Технические регламенты и стандарты играют важную роль в модернизации российской экономики и являются инструментами повышения качества и конкурентоспособности продукции.
В последние годы в российской системе технического регулирования произошел ряд существенных изменений.
В статье раскрыты такие важные для отрасли темы, как новые изменения в системе стандартизации, значение закона «О техническом регулировании», а также изменения после начала работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Суть закона «О техническом регулировании»

Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент .
В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.
И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Изменения в системе стандартизации с введением закона "О техническом регулировании"

Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным . Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде.
Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом.
Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.

Кто занимается разработкой этих стандартов?

– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» - общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна.
Понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации - определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.

Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы - России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт.
Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.

Изменения в области стандартизации с начсалом работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном

– 1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?

– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств.
Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д.
Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии.
В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС.
В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС.
Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза.
В 2011 году разрабатан Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС. Планируем срок его введения 2012г.
Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.

Мне нравится

3

Вступивший в силу с 1 июля 2003 года Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ внёс принципиальные изменения в систему стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг Российской Федерации. Если до принятия указанного закона нормативные требования к продукции и услугам подлежали безусловному выполнению, то после вступления закона в силу выполнять предписывается лишь требования в части соблюдения безопасности потребителей, их имущества и окружающей среды. Рассмотрим эти изменения более подробно.

Новые термины

Во-первых , введены новые важные термины и определения. Среди них в первую очередь выделяются такие, как “ Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации “ , “Сертификация”, "Техническое регулирование”, “Технический регламент”, ”Свод правил”.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)(Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Свод правил – это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Принципы технического регулирования

Во-вторых , введены следующие принципы технического регулирования, которые обязательны для соблюдения всеми участниками процесса (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  2. Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  3. Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  4. Единой системы и правил аккредитации;
  5. Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  6. Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  7. Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  8. Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  9. Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  10. Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Требования к техническим регламентам

В-третьих , сформулированы следующие требования к разрабатываемым и внедряемым в жизнь техническим регламентам (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. Кроме того, в техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения
  2. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента
  3. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями
  4. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит
  5. Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования
  6. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.

Техническое регулирование продукции оборонного назначения

В-четвертых , установлены особенности технического регулирования при изготовлении продукции оборонного назначения. Так, в соответствии с п.1 статьи 5 закона (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ) “… в случае отсутствия требований технических регламентов в отношении особой продукции обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом”.

Назначение технических регламентов

В-пятых , разъяснены виды и назначение технических регламентов. В соответствии с законом (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ) технические регламенты бывают двух видов:

  • Общие технические регламенты - регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Эти регламенты принимаются по вопросам:

безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

пожарной безопасности;

биологической безопасности;

электромагнитной совместимости;

экологической безопасности;

ядерной и радиационной безопасности.

  • Специальные технические регламенты - регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Стадии разработки технических регламентов

В-шестых , приняты следующие стадии разработки технических регламентов (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  • опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента
  • публичное обсуждение проекта технического регламента в течении не менее двух месяцев и его доработка с учетом поступивших от заинтересованных лиц предложений
  • публикация в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента. С этого момента проект технического регламента приобретает статус проекта федерального закона
  • внесение субъектом права законодательной инициативы (депутат, орган власти или иное уполномоченное лицо) проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу и Правительство РФ
  • подготовка Правительством РФ отзыва на проект федерального закона с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию
  • публикация в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме проекта федерального закона, принятого Государственной Думой в первом и втором чтениях с учетом заключений экспертной комиссии по техническому регулированию. В состав экспертной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Выше указана типовая последовательность разработки технического регламента. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Цели стандартизации

В-седьмых , изменены цели стандартизации. Теперь они сформулированы следующим образом:

  1. Введена новая цель стандартизации, такая как обеспечения научно-технического прогресса;
  2. Изменена цель стандартизации с "повышения качества продукции, работ, услуг" на "повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг";
  3. Упразднена цель стандартизации "единство измерений".

Новый перечень документов в области стандартизации

В-восьмых , изменен перечень документов в области стандартизации (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Государственные стандарты заменены на национальные стандарты;
  2. Упразднены стандарты отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственный контроль за соблюдением технических регламентов

В-девятых , введен государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов. Органами государственного контроля (надзора) определены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ). Органы государственного контроля (надзора) вправе:

  1. Требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
  2. Осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  3. Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  4. Принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  5. Приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  6. Привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
  7. Принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.