Новые правила по охране труда при выполнении окрасочных работ. Ссбт. работы окрасочные. общие требования безопасности Меры безопасности при проведении окрасочных работ

Перед началом малярных работ необходимо изучить условия труда, правила работы с различными материалами, ручными и механизированными инструментами, требования электробезопасности и правила перемещения и хранения материалов, ознакомиться с противопожарными мероприятиями и средствами пожаротушения. Кроме того, необходимо обеспечить себя спецодеждой, защитными очками, респиратором, пастой и защитить уязвимые части тела щитами и т.д.

Рабочие места должны быть достаточно освещены (не менее 100 лк при простом окрашивании и 150 лк при высококачественном). Требования к конструкциям, правилам эксплуатации стационарных и переносных светильников изложены в специальной литературе.

Грузы массой более 60 кг поднимать на высоту более 3 м следует при помощи специальных механизмов или приспособлений. Нельзя приступать к работе, не проверив ручные и механизированные инструменты и приспособления. Материалы для малярных работ следует использовать в строгом соответствии с техническими условиями или инструкциями завода-изготовителя. Применять масляные составы зарубежных фирм при отсутствии переведенных на русский язык инструкции или паспорта запрещается, так как это может вызвать непредсказуемые последствия.

Работа с ручными машинами

Работать с ручными машинами разрешается лицам не моложе 18 лет, прошедшим специальный инструктаж. При работе в сырых местах можно пользоваться только такими машинами, которые подключаются к напряжению 36 В. Во всех других случаях разрешено использовать напряжение 220 В, имея при этом индивидуальные средства зашиты: изолирующие перчатки, коврики, галоши и др. Ручки машин и вводы должны быть надежно изолированы. Пневматические аппараты и рукава перед использованием должны быть проверены и испытаны на давление, в 1,5 раза превышающее рабочее.

Краскораспылительные бачки и рукава для подачи окрашивающих составов к месту работы должны быть предварительно опробованы и испытаны на давление не менее 1 МПа. Во время работы с компрессором следует особенно внимательно следить за исправным состоянием манометра и предохранительного клапана, давлением воздуха, уровнем масла в картере, системой охлаждения компрессора, не допускать его перегрева. После окончания работ ручные машины следует очистить от краски и запереть в ящик или сдать на склад во избежание включения посторонним человеком.

Подготовка поверхностей под окрашивание

При очистке ранее окрашенных поверхностей вручную, пескоструйным аппаратом, дробеметной установкой химическим или механическим способом или при выжигании краски должны быть обеспечены непрерывное сквозное проветривание или принудительная вентиляция и наличие первичных средств пожаротушения. При выполнении пескоструйных работ необходимо использовать спецодежду, защитные очки и обувь, применять сухой и чистый песок, собирать и удалять снятую старую краску, не допускать разбрызгивания кислот и щелочей.

Окрашивание поверхностей

Все внутренние малярные работы с составами, выделяющими вредные для здоровья летучие пары (что должно быть указано в паспорте или сертификате состава), необходимо выполнять при открытых окнах или при наличии вентиляции, обеспечивающей двухкратный воздухообмен в час. Нельзя работать в таком помещении более 4 ч. Нельзя использовать бензол как растворитель для малярных составов, а если без него нельзя обойтись, то его содержание в растворителе не должно превышать 15%. Запрещается применять этилированный бензин как растворитель или для мытья рук и промывки аппаратуры. Не разрешается применять при малярных работах материалы и растворители, содержащие метанол или хлорированный углеводород, а также свинцовые соединения и токсичные элементы. Огрунтовывание и окрашивание поверхностей внутри помещения составами на основе полиуретановых эпоксидных смол с ароматическими растворителями при помощи пневмораспылителя допускается только при усиленной вентиляции и наличии индивидуальных средств защиты. В помещении, в котором производится окраска водными составами, электропроводка должна быть обесточена на весь период работ. Во избежание излишнего туманообразования при пневматическом окрашивании краскораспылитель следует держать таким образом, чтобы факел распыляемой краски был перпендикулярен окрашиваемой поверхности и находился от нее на расстоянии не более 60 см.

Приставные лестницы необходимо устанавливать и закреплять под углом 60°, работать можно на ступеньке, находящейся не менее чем на 1 м ниже верхнего конца лестницы. Работать ручными машинами с приставных лестниц запрещается. Вместо лестниц лучше использовать специальные приспособления, например столик двухвысотный с ограждением и полкой. Окрашивать металлоконструкции необходимо со специальных подмостей, навесных люлек и других средств подмащивания. При окрашивании труб и радиаторов, печей и тепловых панелей должна быть обеспечена эффективная вентиляция.

При переливании лакокрасочных материалов из одной тары в другую необходимо пользоваться поддонами из металла с бортами высотой не менее 5 см. Разлитые на пол краски и растворители следует немедленно убрать ветошью, с помощью опилок или сухого песка. Для предупреждения вредного воздействия на организм токсичных веществ надо пользоваться спецодеждой и предохранительными приспособлениями: респираторами, очками, рукавицами, перчатками и т.д., а также защитными мазями и составами. Для защиты органов дыхания при выполнении малярных работ используют респираторы и марлевые повязки. Последние защищают от грубой пыли при шлифовании, зачистке прошпатлеванной поверхности. Наиболее распространены респираторы ШБ-1 "Лепесток", ПРБ-1К, РПР-1, РН-21, Ф-46 и др. При значительном загрязнении (концентрации вредных веществ), газов, паров, пыли следует применять фильтрующие (БКФ) или рукавные (ПШ-1 и ПШ-2) противогазы, а также респиратор для маляров-пульверизаторщиков РМП-62. После окончания работы и перед приемом пиши необходимо тщательно вымыть в теплой воде руки с мылом или другими моющими средствами.

Противопожарные мероприятия

При малярных работах применяют большое количество пожароопасных растворителей и материалов, поэтому особое внимание следует обращать на организацию и поддержание в состоянии постоянной готовности всех средств пожаротушения: ящиков с песком, асбестовых кошм, пенных огнетушителей, багров, лопат и другого инвентаря. Оборудование должно быть легкодоступным для пользования и окрашено в ярко-красный цвет. Переливать и транспортировать органические растворители и содержащие их материалы следует только при хорошем освещении. При открывании емкостей со взрывоопасными материалами необходимо пользоваться специальными, не дающими искрения инструментами и ручными машинами. Из-за образующихся при горении растворителей ядовитых паров возгорание можно ликвидировать только в противогазах.

Организация работ в окрасочных цехах и на участках и их проведение, размещение и эксплуатация оборудования должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.005-75 «ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности».

Окрасочные работы должны выполняться только в окрасочных цехах, отделениях и на участках, оборудованных принудительной вентиляцией и средствами пожарной техники. Окрашивать крупные изделия, автомобили на местах без устройства специальной вентиляции допускается только в особых случаях с разрешения санэпидстанций, технической инспекции профсоюза и органов пожарного надзора. При этом должны быть выполнены следующие условия: окрасочные работы проводят в периоды, когда другие работы не производятся; помещения проветриваются с помощью принудительной общеобменной вентиляции; малярами применяются средства защиты органов дыхания; обеспечивается взрыво- и пожаробезопасность.

Лакокрасочные материалы можно применять при наличии паспорта, в котором указан их химический состав. Применять краски и растворители неизвестного состава запрещается. Запас лакокрасочных материалов в окрасочных цехах и участках не должен превышать сменной потребности, необходимой для работы. Тара, в которой находятся лакокрасочные материалы (грунты, краски, эмали, шпатлевка), растворители, разбавители и полуфабрикаты, должна быть исправной, иметь плотно закрывающиеся крышки и наклейки или бирки с точным наименованием и обозначением содержащихся материалов.

Все работники, связанные с окрасочными работами, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. К самостоятельной работе они могут быть допущены только после обучения, инструктажа и проверки знаний правил безопасности труда и пожарной безопасности.

Кабины, кузова и агрегаты наиболее безопасно окрашивать в окрасочных камерах, оборудованных специальными устройствами для перемещения окрашиваемого изделия. Размеры окрасочных камер должны обеспечивать полную загрузку в них изделий и удобный подход рабочего к окрашиваемому изделию. Ширина проходов между стенками камеры и окрашиваемым изделием должна быть не менее 1,2 м. Мелкие детали и узлы можно окрашивать в вытяжных шкафах.

Приготавливают лакокрасочные материалы в специально для этого отведенных местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией. Перемешивать и разбавлять лакокрасочный материал необходимо в металлических емкостях (ведрах, бачках) с помощью механических (пневматических) мешалок. Переливать лакокрасочные материалы из одной тары в другую следует на металлических поддонах с бортами не ниже 5 см. Разлитые на пол краски и растворители необходимо немедленно убирать с применением сухого песка или опилок и удалять из помещения. Во время переливания и перемешивания нитрокрасок и растворителей следует надевать защитные очки для предохранения глаз от возможных брызг. Обтирочные концы и ветошь после употребления необходимо складывать в металлические ящики с крышками и по окончании каждой смены выносить из производственных помещений в специально отведенные места.

При очистке поверхности от ржавчины, окалины, старой краски, при шлифовке зашпаклеванной поверхности работающие должны использовать бесклапанные респираторы типа ШБ-1 («Лепесток»).

При окраске пульверизатором в начале работы следует предварительно проверить исправность шлангов, красконагнетательного бачка, масло водоотделителя, краскораспылителя, манометра и предохранительного клапана, средств индивидуальной защиты и вентиляции. Пневматические окрасочные аппараты и шланги должны быть проверены и испытаны давлением, превышающим в 1,5 раза рабочее. Шланги должны быть надежно соединены со штуцерами с помощью хомутиков с натяжными болтами. Разъединять шланги разрешается только после прекращения подачи воздуха. При окрасочных работах маляр-пульверизаторщик должен пользоваться спецодеждой, респиратором, защитными очками и защитными дерматологическими средствами (пасты ХИОТ-6 и ИЭР-1, крем «Пленкообразующий» и др.). При отсутствии окрасочной камеры во избежание излишнего туманообразования и уменьшения загрязнения рабочей зоны аэрозолем, парами красок и лаков при пульверизационной окраске краскораспылитель следует держать перпендикулярно к окрашиваемой поверхности на расстоянии не более 350 мм от нее. Запрещается применять для пульверизационной окраски эмали, краски, грунтовые и другие материалы, содержащие свинцовые соединения. С такими материалами допускается работать только после получения специального разрешения органов санитарного надзора, когда невозможна замена свинцовых соединений менее вредными по техническим причинам и при устройстве эффективной вентиляции.

Техника безопасности при малярных работах


При малярно-обойных работах необходимо строгое соблюдение правил соответствующих разделов СНиП II1-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

К работам допускаются только лица, прошедшие вводный и производственный инструктаж по безопасности труда. Кроме того, все вновь поступившие на работу маляры в течение трех месяцев должны пройти обучение безопасным методам труда и сдать экзамены (с получением удостоверения). Работа с агрегатами высокого давления разрешается лицам, прошедшим специальное дополнительное обучение со сдачей экзамена.

Для хранения малярных материалов помещения должны оборудоваться искусственной или естественной вентиляцией с не менее чем 3-кратным обменом воздуха в течение часа. При приготовлении малярных составов на объектах аналогичные требования к вентилированию мест работы предъявляются, чтобы исключить превышение допустимой концентрации вредных веществ в помещениях. Кроме того, у мест работы должны быть моющие средства и теплая вода.

При применении нитрокрасок и других материалов, образующих взрывоопасные пары, запрещаются действия с применением огня или вызывающие искрообразование. Электропроводка в таких местах обесточивается или выполняется во взрывобезопасном варианте.

При работе с машинами и механизмами необходимо строго соблюдать правила электробезопасности. К работе с ручными электро- и пневмомашинами допускаются рабочие не моложе 18 лет, специально обученные и сдавшие экзамены. Все аппараты, работающие под давлением (краскопульты, баки, пневмоуста-новки) должны быть испытаны на давление, в 1,5 раза превышающее рабочее, с составлением соответствующего акта. Манометры пневматических окрашивающих агрегатов должны быть исправны и опломбированы.

При заполнении красконагнетательных баков малярными составами и работе с удочками следует пользоваться защитными очками. До начала работы с электрокраскопультом надо провести его испытание путем прекращения поступления воздуха в удочки, при этом давление на манометре должно быть не более 0,9 МПа. Работая с мелотерками, надо следить за характером шума внутри корпуса и нагревом двигателя. При появлении резких ударов внутри машины ее надо выключить и после остановки очистить (допустим нагрев корпуса мелотерки до 60 … 70 °С). В случае сильного гудения электромотора или снижения его оборотов (при «мокром» помоле) надо уменьшить “количество загружаемого материала или увеличить расход воды.

При работе компрессоров необходимо особенно следить за исправным состоянием манометра и предохранительного клапана, давлением воздуха, уровнем масла в картере, системой охлаждения, состоянием рукавов (не допуская на них «петель» и резких перегибов).

Во избежание образования излишнего тумана при пневматическом окрашивании краскораспылитель надо держать так, чтобы факел распыляемой краски был от окрашиваемой поверхности на расстоянии не более 0,5 … 0,6 м и перпендикулярен к ней. При выполнении шлифовальных работ с помощью механизмов необходимо применение универсальных респираторных повязок, защитных очков.

При работе с лесов, люлек, подмостей надо руководствоваться соответствующими требованиями безопасных условий работы, приведенными в СНиП 111-4-80. Ремонт, регулировка, подключение к сети машин и механизмов разрешается электрослесарю с квалификационной группой не ниже III ; эксплуатирующие электроинструмент рабочие должны иметь квалификационную группу I.

Малярные работы, учитывая применение в них значительного количества пожароопасных растворителей и составов, требуют особого внимания в части соблюдения правил противопожарной безопасности. Помимо общих требований, изложенных в соответствующих главах СНиП 111-4-80, необходимо выполнять следующие специфические требования:
— переливать и транспортировать органические растворители и материалы, их содержащие, можно только при хорошем естественном освещении;
— открывать емкости со взрывоопасными материалами разрешается только не дающими искрения инструментами;
— ликвидировать возможные возгорания следует только в противогазах из-за образующихся при горении растворителей ядовитых паров.

9.7. Организация окрасочных работ и меры безопасности

Организация окрасочных работ. Окрасочные работы, выполняемые личным составом, организуются и проводятся в период эксплуатации, консервации и во время любого ремонта корабля в строгом соответствии с действующими правилами и инструкциями.

Подготовка и проведение окрасочных работ включает три основных этапа: подготовку к окрасочным работам; очистку и подготовку поверхностей под окраску и нанесение лакокрасочных материалов, т. е. окраску.

П о д г о т о в к а к о к р а с о ч н ы м р а б о т а м. Перед началом окрасочных работ под руководством помощника командира корабля совместно с командирами боевых частей и начальниками служб на корабле осуществляются следующие мероприятия: а) уточняют, какие поверхности корабля подлежат окрашиванию в соответствии с установленными сроками окраски (табл. 9.25), окрасочными ведомостями, а также схемы окраски; б) определяют виды и количество лакокрасочных материалов, инструментов, спецодежды, индивидуальных средств защиты; оформляют и своевременно подают на них заявки в довольствующие органы; организуют получение и доставку их на корабль; в) проверяют наличие и организуют ремонт имеющегося на корабле инструмента, инвентаря, оборудования, а также изготовление недостающих беседок, плотов; г) определяют необходимое количество личного состава для окрасочных работ, который расписывают по объектам работ, и назначают старших; д) составляют график окрасочных работ с определением сроков выполнения каждой операции в соответствии с требованиями технологических инструкций; е) проводится инструктаж личного состава по технологии производства окрасочных работ и совместно с корабельным врачом инструктаж по соблюдению правил техники безопасности; ж) проводится медицинский осмотр личного состава, прежде всего тех, кто выделен для работы на высоте, в труднодоступных и плохо вентилируемых помещениях, в цистернах питьевой воды.

Т а б л и ц а 9.25


О ч и с т к а и п о д г о т о в к а п о в е р х н о с т е й п о д о к р а с к у проводится с целью: тщательной ликвидации очагов коррозии путем удаления ржавчины, окалины и обрастаний; создания условий для хорошего сцепления наносимых лакокрасочных материалов с поверхностью путем удаления загрязнений, пыли, влаги, жировых пятен, плохо держащейся краски; удаления старых покрытий во избежание излишнего (свыше 1 мм) напластования красок. Важно при очистке не создавать новых очагов коррозии в виде зазубрин, насечек и других повреждений поверхности.

Особенности очистки и подготовки поверхностей к окраске определяются их материалом (сталь, дерево), свойствами лакокрасочных материалов и условиями эксплуатации поверхностей.

Обрастания, ржавчина и старая краска лучше всего удаляются с влажной поверхности, поэтому очистку подводной части корабля надо начинать сразу же по мере откачки воды из дока. Старые необрастающие краски (ХВ-53, ХС-79, Н И В К), а также масляные краски во всех случаях удаляются полностью. Исключение составляют необрастающая краска ЯН-7А и антикоррозионная краска ЭКЖС-40, которые обладают хорошей адгезией и длительное время не теряют своих защитных свойств. Старая краска ЯН-7А удаляется полностью в случае перехода на новую схему окраски, при нарушении покрытия более чем на 20% поверхности и при наличии на ней обрастаний. Места с хорошо держащейся краской ЭКЖС-40 для увеличения сцепления зачищаются металлическими щетками или наждачной бумагой.

При очистке поверхностей из нержавеющей стали, легких сплавов, а также оцинкованных необходимо следить за тем, чтобы не повредить плакирующий слой, оксидную пленку и цинковое покрытие, которые в значительной степени повышают коррозионную стойкость металла.

Особенности очистки и подготовки деревянных поверхностей заключаются в следующем. После удаления обрастаний и старых красок поверхность необходимо просушить, доведя содержание влаги в древесине до 20%, не более (влажность замеряется электровлагомером ЭВА-2). Подводные участки корпуса, с которых полностью удалена старая краска, обрабатываются раствором медного купороса (против древоточцев), а надводные участки дважды обрабатываются антисептиком против гниения (3% раствором фтористого натрия или кремнефтористым аммонием, который значительно лучше других фтористых солей защищает дерево от гниения, грибка и огня, не меняя цвета и прочности древесины). Деревянные корпуса, пораженные древоточцами, выдерживаются на воздухе до 30 суток.

В цистернах питьевой воды, если они будут окрашиваться по новым схемам, нужно особенно тщательно производить очистку и полное удаление старых покрытий. Если, например, старое цементное покрытие не будет удалено и на него нанести этинолевую краску ЭКА-15, то долгое время будет удерживаться неприятный запах, так как цементное покрытие хорошо впитывает эту краску.

После очистки с поверхностей удаляется пыль: с подводной части - сжатым воздухом, с наружных (надводных) и внутренних поверхностей - щетками и мыльной водой. За 1,5-2 ч до начала окраски все поверхности обезжириваются протиркой ветошью, смоченной уайт-спиритом, а затем протираются ветошью насухо. Во избежание возникновения коррозии на подготовленной поверхности время между окончанием подготовки и началом окраски необходимо сократить до минимума (не более 16 ч для наружных и 24 ч для внутренних поверхностей). Для кораблей, плавающих в тропическом климате, этот разрыв не должен превышать 10 ч. Н а н е с е н и е л а к о к р а с о ч н ы х м а т е р и а л о в (о к р а с к а). После очистки и подготовки по- верхности приступают к окраске, которая включает: грунтование, шпатлевание (при необходимости) и нанесение покрывных красок. Наиболее ответственной операцией является нанесение грунтовочного слоя, который служит основой (фундаментом) всего лакокрасочного покрытия и предназначается для создания хорошей адгезии между поверхностью и всем лакокрасочным покрытием, а также для получения хорошей антикоррозионной защиты поверхности.

Покрывные краски, кроме защиты поверхности от воздействия окружающей среды, наносятся, чтобы предохранить корабль от обрастания, маскировать его, создавать благоприятные санитарно-гигиенические условия для службы и быта личного состава.

Окраска должна проводиться в строгом соответствии с требованиями технологических инструкций, принятых схем окраски при температуре 5-35° С и относительной влажности до 70%, со строгим соблюдением сроков сушки каждого слоя покрытия и только после того, как на корабле будут закончены ремонтные работы и устранены все источники влаги. В принятых схемах окраски произвольная замена одних красок другими или увеличение толщины слоя для уменьшения количества слоев не допускается, так как это ведет к ухудшению качества всего лакокрасочного покрытия. При окрашивании наружных поверхностей необходимо обратить особое внимание на соответствие колера краски эталонам, объявленным приказом ВММ № 47 - 50 г., и району плавания.

Лакокрасочные материалы, поступающие на корабль, готовятся в малярных мастерских флота в соответствии с требованиями ГОСТ, ТУ, ВТУ и должны обладать требуемыми вязкостью и цветом (колером), а также быть тщательно размешаны и профильтрованы. При получении красок надо проверить соответствие их паспортам (сертификатам) и уточнить дату последней проверки их вязкости.

Грунты наносятся, как правило, только кистями ровным тонким слоем без пропусков с максимальной толщиной до 20 мк. Шпатлевки наносятся (при необходимости) на загрунтованные поверхности одним - тремя слоями общей толщиной 1,5 мм. Металлические наружные поверхности не шпатлюются. Покрывные краски наносятся на загрунтованные поверхности кистями или краскораспылителями. Наружный борт и надстройки окрашиваются сверху вниз, подводная часть - от киля вверх. Вначале окрашивается теневая, а затем солнечная сторона.

Контроль за окрасочными работами осуществляется с целью проверки выполнения требований технологических инструкций и заключается в наблюдении за качеством выполнения каждой операции, в приемке каждой операции и в окончательной приемке всего лакокрасочного покрытия. Контроль за ходом окрасочных работ осуществляют командиры боевых частей (служб), помощник командира корабля, а также флагманские специалисты соединений кораблей и представители технических управлений (отделов) по принадлежности.

Результаты подготовки поверхностей под окраску, схемы окраски и условия, при которых производились окрасочные работы, фиксируются в журнале осмотра корпуса, устройств и систем. Каждая операция принимается внешним осмотром, и при этом устанавливается отсутствие ржавчины, старой плохо держащейся краски (на очищенной поверхности), пропусков, сетки трещин, подтеков, шелушения (на окрашенных поверхностях). Качество сушки каждого слоя и всего лакокрасочного покрытия проверяется нажатием пальца без сдвигающего усилия в течение 5 сек - прилипания не должно быть. Полное высыхание можно проверить и с помощью ватного тампона: на окрашенную поверхность наложить тампон, прижав с усилием до 200 гс, и через 30 сек убрать его; отсутствие на поверхности волокон ваты или следов от них свидетельствует о полном высыхании лакокрасочной пленки. Прочность сцепления (адгезия) проверяется методом решетчатого надреза (ТУ М Х П 4202-54, С М И - 8). По этому методу на покрытие наносится лезвием безопасной бритвы шесть вертикальных надрезов на всю глубину покрытия и шесть горизонтальных, пересекающих вертикальные надрезы. Длина надрезов 10-20 мм и расстояние между ними 0,5, 1 и 2 мм (для красок с более хрупкой пленкой до 2 мм). При легком потираний пальцами квадратики не должны отлипать от поверхности, что будет свидетельствовать о хорошей адгезии. К выполнению каждой следующей операции приступают только после приемки предыдущей и получения на это разрешения.

Меры безопасности при окрасочных работах . При определении средств и мер по предупреждению несчастных случаев с личным составом при окрасочных работах исходят прежде всего из того, что все лакокрасочные материалы являются ядовитыми, огне- и взрывоопасными.

К средствам, используемым для предупреждения несчастных случаев с личным составом, относятся: очки марки ПО-1 и другие с герметической резиновой полумаской; респираторы ШБ-1 (лепесток), ПРБ-5, РПП-57, ПРШ-2-59, Ф-46-К, РУ-60-4 и РМП-62; противогазы ПШ-1, ПШ-2-57, ДПА-5, дыхательный прибор АСМ; спецодежда (комбинезоны, фартуки, береты, рукавицы); защитные пасты ХИОТ-6, ИЭР-1, АБ-1 (табл. 9.26) и противопековые пасты (табл. 9.27), которые перед окрасочными работами наносятся на кожу лица, шеи и рук; моющие составы ОП-7 и ОП-10 для мытья рук с целью удаления пыли, содержащей свинцовые соединения, при очистке поверхностей, а также состав для удаления красок с кожи-жидкое мыло 40-45%, пемза (порошок) 40-45%, глицерин 10-5% и спирт этиловый 10-5%, для мытья инструментов и рук после окраски масляными красками (эмалями) используется бензин Б-70 (ГОСТ 1012-54); стационарные и переносные вентиляционные установки, обеспечивающие в закрытых помещениях 10-15-кратный обмен воздуха в 1 ч при объеме помещения 250 мг и 15-25-кратный обмен - при объеме помещения до 30 ж3.


Т а б л и ц а 9.26


М е р ы п р е д у п р е ж д е н и я н е с ч а с т н ых с л у ч а е в. Ответственность за соблюдение требований по технике безопасности возлагается на командиров боевых частей (начальников служб) и помощника командира корабля - по принадлежности. Перед началом окрасочных работ необходимо проверить и убедиться в надежности и исправности плотов, шлюпок, беседок, спасательных жилетов, средств освещения, индивидуальных средств защиты и спецодежды, приточно-вытяжной вентиляции, противопожарных средств и т. п.


Т а б л и ц а 9.27


В ходе окрасочных работ в зависимости от степени вредности лакокрасочных материалов личный состав должен пользоваться соответствующими средствами защиты. На время работы в закрытых и труднодоступных помещениях выставляются наблюдающие для связи, страховки и оказания помощи. Личный состав, работающий в этих помещениях, должен через каждый час работы выходить на 10-15 мин на свежий воздух.

Удалять старые покрытия следует по возможности без пылеобразования, для чего очищаемые поверхности смачиваются водой. Использование паяльных ламп и других горелок для удаления старых покрытий категорически запрещается. В местах работ и хранения лакокрасочных материалов курение, пользование открытым огнем, образование искр от каких бы то ни было источников, а также разбрасывание по кораблю ветоши, смоченной олифой и другими лакокрасочными материалами, не допускается.

На кораблях лакокрасочные материалы должны храниться с этикетками «Огнеопасно», «Взрывоопасно» или «Яд» в специально оборудованных помещениях с хорошей вентиляцией и надежно действующими противопожарными средствами.

Для подкраски в период эксплуатации на корабле разрешается хранить лакокрасочные материалы в количестве не более 5% годовой нормы; ответственность за их хранение возлагается на помощника командира. На подводных лодках и катерах хранение лакокрасочных материалов вообще запрещается.

По окончании окрасочных работ личный состав должен тщательно вымыться под душем с мылом и удалить оставшуюся на коже краску. Одежду и спецодежду тщательно выстирать. В дальнейшем стирать спецодежду несколько раз (не реже одного раза в неделю), так как, пропитанная лакокрасочными материалами, она во время хранения способна самовозгораться.

Вперед
Оглавление
Назад

При производстве работ по отделке поверхностей окрасочными составами необходимо соблюдать правила, предусмотренные СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", "Указаниями по пожарной безопасности для рабочих и инженерно-технических работников строек и предприятий Главмосстроя", ГОСТ 12 1.004-91* "Пожарная безопасность", ГОСТ 12.3.035-84 "Работы окрасочные".

Рабочие, занятые окрасочными работами, должны быть обучены приемам работ и безопасным методам труда.

Малярные работы на высоте следует выполнять с лесов, подмостей или люлек.

К работе с пневматическими инструментами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и получившие удостоверение на право работы с этими инструментами, а также аттестованные по первой группе техники безопасности и не имеющие медицинских противопоказаний по данному виду работ. Каждый маляр, пользующийся пневматическим малярным инструментом, должен знать инструкцию и правила технической эксплуатации инструмента, безопасные способы подключения и отключения инструмента от воздухопровода; основные причины неисправности инструментов и безопасные способы их устранения.

При возникновении неполадок в работе механизмов необходимый ремонт допускается производить только после их остановки, обесточивания и прекращения подачи сжатого воздуха.



Корпуса всех электрических механизмов должны быть надежно заземлены.

Работники, занятые производством окрасочных работ, должны быть обеспечены следующими индивидуальными и коллективными средствами защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.011-89, которыми необходимо пользоваться в зависимости от характера выполняемых работ:

Спецобувь и спецодежда (ГОСТ 12.4.103-83);

Резиновые перчатки (ГОСТ 20010-93);

Хлопчатобумажные перчатки (ТУ 17 РСФСР 06-7745-84);

Для защиты глаз очки открытого или закрытого типа;

Для защиты органов дыхания - противопылевые респираторы РУ-60МА, РПГ-67А, ШБ-1, "Лепесток" (ГОСТ 12.4.028-76*, ГОСТ 17269-71*, РУ-6ОНУ (ГОСТ 17269-71*).

В комплекс санитарно-технических мероприятий входит обеспечение работающих бытовыми помещениями, санитарно-гигиеническими устройствами (СНиП 2.09.04-87*).

Рабочие, занятые на окрасочных работах, должны проходить приемочную медкомиссию при поступлении на работу и периодические медкомиссии по приказу МЗ № 90 от 14.03.96 г.

10.8. В процессе применения отделочных материалов возможно образование незначительного количества твердых и жидких отходов, они должны быть собраны в специальные емкости и направлены на уничтожение в соответствии с СН 3184-84 "Порядок накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов". Необходимо строго соблюдать весь комплекс мероприятий по охране окружающей среды. Таким же образом утилизируется продукт по истечении гарантийного срока хранения.

10.9. При попадании краски или отделочных составов на кожу необходимо удалить их очистителем для рук и промыть водой.

10.10. Окрасочные составы на растворителях и растворители должны храниться в закрытых проветриваемых взрывопожаробезопасных помещениях в соответствии с требованиями ГОСТ 9980.5-86.

Список используемой литературы