Общество и политическая власть. Понятие «политической власти

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

3.1.Поняття, признаки и эффективность политической власти

3.2.Сутнисть, структура и функции политической системы

3.3.Особливости политической системы Украины

Понятие и эффективность политической власти

Власть, как и политика, - одно из фундаментальных начал общества. Она везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях и учреждениях, во всем государстве. Речь идет о верховной, политической власти. В то же время власть нельзя отождествлять с политикой. Поскольку понятие политики шире, чем понятие власти. Власть вместе с политикой базовым понятием политической науки, одним из древнейших составляющих политического знания. Борьба за власть, ее осуществление является смыслом деятельности субъектов политического процесса, она сопровождает политическую жизнь человечества на протяжении всей его истории.

Наряду с обществом, власть прошла эволюционный путь изменения собственных форм. В первобытных обществах власть была анонимной, распыленной среди членов рода и племени и проявлялась в следовании обычаям, традициям и верованиям, что лишало ее политического характера. С усложнением социальных потребностей, появлением новых видов деятельности, связанных с общественным разделением труда и усилением интенсивности взаимодействия индивидов, анонимная форма власти закономерно изменилась на индивидуализированную.

Рост социального неравенства стимулировало процесс институциализации власти - создание специальных институтов, которые осуществляли функции выражения общих интересов, управления и обеспечения порядка. И наряду с процессом осложнения или диверсификации социальных отношений, власть постепенно приобретала политический характер.

Итак, власть существует в любом обществе и является результатом существования различия интересов. В то же время власть отличается от господства, поскольку ей присущи два элемента: а) материальный принуждение, б) убеждение тех, что пидпорюються, в справедливости подчинения. Отсутствие второго элемента превращает власть на господство, поэтому господство - более узкое понятие, чем власть, и всегда связано с применением силовой технологии. На этой основе французский политолог М. Дюверже отметил двойственность власти: с одной стороны, она является инструментом господства одних групп общества над другими, с другой - эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества.

В то же время политическая власть - это специфический вид регулирования социальных процессов. В обществе возможны три вида регулирующих взаимодействий субъектов политики с использованием власти: ксеничний, предусматривающий монопольное правления единоличного субъекта при фактическом отчуждении от нее всех других субъектов политики; причудливый - правление всех, независимо от их возможностей и компетенции; симбиозные - разумное правление на основе общественной договоренности и правового распределения властных полномочий. Представители различных философско-политических направлений при определении власти акцентируют внимание на тех элементах, которые, по их мнению, являются самыми важными. В современном обществе борьба за власть также служит полем острых (практических) сражений во всех сферах общественной жизни: в политике, экономике, культуре и на всех уровнях социальной организации. Основываясь на этом, выделяют власть экономическую, политическую, правовую, военную, духовную, семейную. В то же время исследователи доказывают, что каждой разновидности власти присущи определенные признаки универсального характера:

Тип поведения (управления действиями других людей, руководство государством)

Свойство характера (способность навязать свою волю другим)

Способ достижения цели (сознательное определение цели, а также путей и способов ее достижения);

Отношения подчинения (в пределах группы между руководящим центром и членами группы);

Способность решения конфликтов рациональным мотивированным насилием.

Такое разнообразие форм существования и проявления властной воли вызвала отличие в подходах к осознанию и сути и вызвала теоретические дискуссии о природе и социальное назначение власти. Поэтому возникло много различных определений власти. При всех обстоятельствах, власть - это прежде всего способность и возможность осуществлять свою волю, изначально влиять на поведение и деятельность людей с помощью насилия, авторитета, права.

На самом деле господства в организации социальных отношений было всегда. В передполитичному обществе господствовала не воля отдельных лиц, тем больше органов, а традиции, привычки и обычаи. Господство отсутствовало лишь на начальном этапе развития, когда человек находился на первоначальном степени естественного состояния и еще не выработала соответствующих нормативных регуляторов поведения. Здесь каждый индивид имел полную свободу действий, например, свободу убивать себе подобного, лишать его плодов труда, унижать его достоинство и тому подобное. Но в то же время каждый мог стать объектом осуществления свободы другого, то есть той же свободы убивать, грабить, наносить обиды. На этом этапе была своеобразная социальная симметрия отношений "агрессор - жертва": нанося в собственных интересах ущерб свободе других людей, человек становится заложником такой же свободы других. Такая свобода является слишком дорогой, за нее приходилось платить собственной жизнью. Поэтому первоначальный естественное состояние перерастает во вторичный, когда появляются определенные регуляторы (принуждение). Здесь происходит взаимный отказ от свободы, осуществляется так называемый отрицательный обмен, то есть взаимный отказ убивать, ограничивать и тому подобное. Человеку, оказывается, выгоднее не убивать, а быть неубитого. В то же время она находит определенную степень защищенности При этом защищают ее не законы и государственные органы власти, а обычаи и традиции, возникшие как следствие естественной потребности в общении.

Итак, взаимный отказ от свободы стала выгодной людям, однако, при условии, что имеется одинаковое ограничение свободы. Такие взаимность и равенство не является навязанным извне. Это добровольное и свободное от властвования самоограничения, свободная отказ, в основе которой лежит личное интерес в свободе. Так, совместное проживание людей сочетается с принуждением, но это несколько парадоксальный принуждение, а именно, принуждение без принуждения. При взаимном отказе от свободы принуждение якобы является личным делом каждого человека, поэтому не имеет характера чистого, "рафинированного" принуждения или "голого насилия".

Затем, с развитием человека, вторичный естественное состояние перерастает в принципиально иную социальную организацию, регулируется государственно-правовыми нормами, то есть властью. Это означает, что теперь является не господство человека над себе подобными, и власть публичной власти над произволом отдельного. И только с течением времени основной доминантой принуждения становится интерес. За каждым действием, актом политической власти - определенные интересы социальных слоев и групп. Интересы становятся двигателем власти в условиях зрелого социальной и политической жизни, когда общественные группы начали осознавать свои не только текущие, но и глубинные, стратегические потребности, и создали соответствующие (искусственные) институты для их внедрения. Однако, при определенных условиях источником энергии политической власти могут выступать не только интересы, но и предрассудки. Последние становятся особенно актуальными в так называемые "смутные времена". Так было в период Французской революции, когда важным регулятором участия людей в политике отмечено страх перед бандитами, нищими и разбойниками. А в постсоветских обществах искаженные представления определенных слоев населения об индивидуальном предпринимательстве также стали основой для многих политических действий и решений.

Тем не менее, господство означает хотя и важный, но только один из двух составляющих элементов власти. Другая сторона власти - подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы, поступающие от субъекта власти. То есть, командование и исполнение - это два одинаково универсальные принципы власти. Они неразделимы и взаимодействуют неразрывно.

Мотивация подчиненности довольно сложная. Она может основываться на страхе перед санкциями, на длительной привычке к повиновению, заинтересованность распоряжения, на уверенности в необходимости подчиненных, на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют как на силу власти - способность ее субъекта влиять на объект, так и на ее эффективность - способность достигать поставленных целей. Характерные признаки и источники власти как явления представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Власть как явление

Характерные признаки

Источники

Основные виды

Средства осуществления

Формы организации

доминирование

властной воли

аппарата

управления

возможность

применение

принуждения по

отношению к

общества и

личности

монополия на

регламентацию

жизни общества

богатство

организация

информация

место в обществе

экономическая

политическая

правовая

духовная

убеждение

традиции

манипуляции

принуждение

планирования

руководство

управления

координация

организация

контроль

Итак, власть, как общественное явление, возникающее при наличии следующих данных:

Существование не менее двух индивидуальных или групповых субъектов, участвующих во властных отношениях;

Волеизъявление властвующего в отношении подвластного через распоряжение или приказ, в котором предусматривают определенные санкции в случае неподчинения власти;

Обязательность подчинения приказу;

Наличие общественных норм, которые закрепляют право властвующего издавать приказы и обязательность их выполнения.

Поэтому логичным определим такую структуру власти:

а) господствующий интерес;

б) политическая воля, проявляющаяся в законах и политических решениях;

в) средства обеспечения.

В то же время власть является Сложноструктурированная феноменом и охватывает субъекты, объекты, источники, ресурсы. Эти параметры власти выражают и определяют ее функциональную динамику - функционирование институтов, деятельность субъектов политики и власти, реализацию средств и методов и тому подобное. Рассмотрим их.

Субъект власти - это непосредственный ее носитель, воплощает активное начало. Им может быть индивид, организация, сообщество и мировое сообщество. Положительные качества субъекта власти - это воля к властвования, компетентность, ответственность и организованность. Первичными субъектами власти являются индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации. Элиты и лидеры е субъектами высокого уровня.

Власть всегда есть двусторонней, она невозможна без подчинения объекта субъекту. Отсутствие такого подчинения - признак отсутствия власти. Природа и мотивация подчиненности являются достаточно сложными и содержат страх перед санкциями, привычку к покорению, интерес (заинтересованность в выполнении распоряжений), уверенность в необходимости подчинения, авторитет (качества руководителя, обусловлено покорения без принуждения или угрозы санкций), идентификацией объекта с суб Объектом власти. В последнем случае достигается максимальная эффективность власти, поскольку субъект воспринимается объектом как его представитель и защитник.

Ресурсы власти, как совокупность средств, использование которых обеспечивает эффективное воздействие на объекты власти, в соответствии с целями субъекта, принято делить на:

Экономические (материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, земли, деньги, полезные ископаемые и т.п.);

Социальные (способность повышения социального статуса или ранга, места в социальной структуре)

Силовые (оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди);

Демографические (человек как универсальный ресурс, создает другие ресурсы);

Политико-правовые (конституция, законы, программные документы политических партий);

Информационные (знания и информация, средства их получения и распространения).

Одним из основных и важнейших для политологии разновидностей общественной власти является власть политическая. Политическая власть - это способность, право или возможность общественных групп и индивидов, их представляют, оказывать влияние на политическую деятельность и политическое поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия.

Субъектом политической власти может быть целый народ, государственный орган, отдельный индивид, наделенный властью. Непосредственными субъектами политической власти являются политические институты и их органы, которые сохраняют и осуществляют руководство различными сферами жизни, имеют в своем распоряжении средства власти, выбирают цели и способы их реализации.

Объектом политической власти есть все то, на что (или на кого) направлены властные отношения. Это может быть общество в целом, то есть народ, и каждый гражданин в частности. В демократическом обществе народ одновременно выступает и субъектом, и объектом власти.

Весомость наличии политической власти объяснено выполнением им широкого спектра важных для общества функций. К ним относятся:

Разработка и принятие решений по важным направлениям развития общества;

Выработка стратегии управления обществом;

Оперативное управление и регулирование общественными процессами;

Контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности развития общества.

Характерными чертами политической власти являются легальность, влияние, верховенство, всеобщность, моноцентричность, легитимность, эффективность.

Легальность власти - это ее законность, юридическая правомерность.

Верховенство власти - это обязательность выполнения сформулированных ею властных решений всеми членами общества.

Влияние власти - это способность, умение субъекта политики оказывать влияние с определенной целью на поведение социальных групп, организаций или индивидов.

Усезагальнисть власти заключается в ее способности действовать на основе права от имени всего общества.

Моноцентричности власти присуща наличие общегосударственного центра принятия решений (таким центром является система органов власти).

Эффективность (результативность) власти основывается на результатах реализации всех замыслов, платформ, программ, ее способности эффективно управлять всеми сферами общественной жизни, достигать политических целей оптимальными средствами. Однако, сразу же возникает проблема установления универсального критерия, по которым можно объективно определить эффективность политической власти. При изобретения формулы эффективности политической власти необходимо учесть следующие факторы:

Отражение в деятельности власти интересов тех общественных групп, которые она представляет;

Оптимальность организационной структуры различных ветвей власти;

Профессионализм политических кадров;

Оптимальность принятия и внедрения политических решений;

Легитимность власти.

Легитимность власти - это состояние, при котором способ формирования и деятельности политической власти совпадает с имеющимися в обществе нормами и ценностями, а результаты деятельности соответствуют социальным ожиданиям, которые признает народ. Иначе говоря, это добровольное признание власти гражданами, доверие к ней с их стороны, признание ее справедливой, прогрессивной. Соответственно, легитимация - это процесс признания власти правомочной, утверждение ее легитимности.

Однако условия, при которых власть признается правомочным, зависят от исторической эпохи, событий или страны. В современных демократических обществах власть становится легитимной через признание ее народом с помощью установленных законом демократических процедур - выборов. Однако, по большей части в прошлом, власть получала статус легитимности через наследование ее главой государства от своих предков.

Макс Вебер выделил три основных типа легитимности власти: традиционная, легальная, харизматичная.

Традиционная власть базируется на обычаях повиноваться власти, вере в невозмутимость установленного порядка. Традиционные нормы в обществе рассматриваются как нерушимые; неподчинение им приводит к применению установленных обществом санкций. Однако эти санкции касаются не только подчиненных, но и правителей.

Легальная власть основывается на законопослушности, признании добровольно установленных норм, регулирующих отношения властвования и подчинения. Этот тип легитимности характерен для современных демократических стран, где добровольно установленные нормы - это конституция, на которой базируется рациональная модель властвования.

Харизматическая власть базируется на вере подчиненных в необыкновенные способности и величие личности своего политического лидера ("харизма" от греческого - Божий дар, исключительный талант). Такой лидер уверен, что выполняет важную историческую миссию, и поэтому требует от подчиненных беспрекословного повиновения. Поэтому такой тип легитимации власти может привести к установлению диктатуры.

Американский политолог Д. Истон, анализируя современные политические системы, несколько иначе установил типы легитимности политической власти.

Первый тип легитимности он назвал идеологической легитимности. Она базируется на убежденности людей в правильности ценностей и принципов, на которые ссылается власть, а также в том, что эта власть сама их придерживается. Структурная легитимность присутствует в обществе, где есть уважение людей к механизмам и норм системы власти. Персоналистские (личностная) легитимность основывается на моральном одобрении народом лиц, находящихся у власти. На первый взгляд, этот тип легитимности очень похож на харизматичный (по М. Веберу). Однако персоналистские легитимность - это не только психологическое восприятие или поддержка политического лидера, политической элиты. Это прежде всего рациональное осмысление деятельности политической власти в целом и политического лидера в частности.

На практике же время действует не один, а несколько факторов легитимации власти, на основании которых и признают ее правомочность.

Самым распространенным видом политической власти является власть государственная. Кроме характерных черт общественной власти вообще, государственная предусматривает еще и другие признаки:

Осуществляется особым, отделенным от остального общества, аппаратом;

Действительна только на местности, на которую распространяется государственный суверенитет;

Обладает монополией на издание законов;

Может, при необходимости, обратиться к средствам организованного законодательного принуждения.

а) формирование политической системы, политических отношений между государством и обществом, общественными сообществами, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и тому подобное;

б) организация политической жизни общества;

в) управление общественными и государственными делами на разных уровнях;

г) руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами;

г) контроль за политическими отношениями, создание определенного типа правления, политического режима и государственного устройства (монархии, республики), открытого или закрытого общества.

Итак, политическая власть выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции, которые конкретизируются во многих видах политической деятельности, в том числе: принятие политических решений, формирования управленческих кадров, совершенствование системы исполнительной власти.

Функционирования власти в обществе связано с разделением общественного труда на управленческий и исполнительную по вертикали, построением властных отношений в форме общественной пирамиды, при которой низшие слои пирамиды передают вверх определенную часть своей воле, а властная верхушка должна учитывать эту волю при принятии политических решений. Игнорирование властной верхушкой интересов низших слоев приводит к отчуждению власти от народа, превращение ее в деспотию или тиранию. Одновременно это служит основой для смены власти. И именно в этом - исходные положения теории народного суверенитета, которые лежат в основе современной, представительной демократии.

Поэтому важными средствами против утверждения тирании и диктатуры являются: а) разграничение и независимость трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной; б) децентрализация власти.

Еще древнегреческие философы Платон и Аристотель, в зависимости от того, кто находился у власти и в чьих интересах она осуществлялась, выделяли три возможных формы политической власти: монархию, аристократию, полет (или демократию), которые при условии их деградации могли выродиться соответственно в тиранию, олигархию и охлократию.

Политолог, экономист, украинец по происхождению Б. Гаврилишин, анализируя современные политические системы, пришел к выводу о существовании трех типов политического правления или форм современной власти.

Власти типа противовеса характеризуется:

а) разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную;

б) наличием правящей элиты и оппозиции;

в) функционированием системы противовесов;

г) наличием периодических выборов;

д) принятием решений в соответствии с принципом большинства.

Коллегиальная власть отмечается:

а) наличием высокой степени консенсуса в обществе;

б) приверженностью политических курсов и решений;

в) отсутствием разногласий и конфликтов.

Унитарное власть характеризуют:

а) концентрация власти;

б) отсутствие официальной оппозиции или противовеса;

в) идеологическое оправдание любых непопулярных или малопопулярных решений власти.

Именно такие характеристики усложняется процесс прихода к власти новой политической элиты.

Средствами осуществления всех указанных разновидностей общественной власти есть право, авторитет, убеждения, традиции, манипуляции, принуждение, насилие; формами организации - планирование, руководство, управление, координация, организация, контроль.

Итак, власть - это основополагающая, базовая категория политологии, научное изучение которой начал Аристотель. Политическая власть ограничена законами, которые определяют уровень восприятия населением исторической формы реализации интересов его господствующего слоя.

Свои функции, которые обеспечивают существование и развитие страны, политическая власть выполняет с учетом всех существующих материальных и моральных ресурсов общества. При этом она выступает многофункциональным, многоаспектным социальным феноменом со многими измерениями. Власть должна считаться с позицией (оппозиции) по ней большинства населения страны.

Однако во всех своих аспектах власти более склонна к тому, кто ее имеет, чем к тому, кто является ее объектом. Полномочия, привилегии, престиж и т.п. объективно разводят власть и массы. Власть сочетает конформизм, авантюризм, - все то, что делает его неизбежным злом. Поэтому общество призвано установить такие фильтры на пути к власти, позволяющих избежать его негативных проявлений.

Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подход представлен, в частности, в работах французского социолога М. Марсаля, считающего, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными. Антропологический подход подразумевает, что политическая власть распространяется на все социальные, в том числе и доклассовые образования; социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. Сторонники психологического подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом, считая, что власть - это явление не общественное, а психологическое. Суть социологического подхода состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В его рамках выделяются следующие определения власти: а) бихевиористское, в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей; б) телеологическое, согласно которому власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов; в) инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия; г) структуралистическое, характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым; д) функционалистское, рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций; е) конфликтологическое, определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Исходным пунктом социологического анализа политической власти является ответ на вопрос, интересам каких социальных групп эта власть служит. Что касается философского подхода к понятию "власть", то власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.

Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне рассмотрения взаимодействия гражданского и политического общества.

Под ГРАЖДАНСКИМ обществом чаще всего понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой выражения многообразных интересов личности. В систему гражданского общества входят экономические, брачно-семейные, этнические, воспитательные, образовательные, культурные, информационные, религиозные отношения, способные существовать и развиваться относительно независимо от государства. Весьма существенным признаком гражданского общества является экономическая и социальная свобода его индивидов. Эта свобода существует там и тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности, а выступают в качестве ее полноправных субъектов.

Важный признак гражданского общества состоит также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов.

Если попытаться коротко определить гражданское общество, то можно сказать, что оно представляет собой совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных главным образом негосударственными и неполитическими методами обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов.

Что касается ПОЛИТИЧЕСКОГО общества, то оно не что иное, как официальное выражение гражданского общества. Ведущую роль в нем играют институты и учреждения политической власти. На первом месте среди них стоит государство, т. к. именно оно претендует прежде всего на официальное выражение гражданского общества. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных норм - правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким образом сделать свои интересы всеобщими.

Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны.

Культурно-исторический опыт многих стран, в особенности западных, со всей очевидностью свидетельствует. что переход к гражданскому обществу отнюдь не означает отказа от политического общества. Если говорить в общем плане, то гражданско-политическое общество - это такое общество, в котором в равной степени и наиболее полно реализуются многообразные потребности и интересы человека и как гражданина и как политического объекта. Важнейшей чертой такого общества является открытость, выражающаяся в доступе граждан ко всем источникам информации, широкой гласности осуществляемых общественно-политических мероприятий, свободе слова, приверженность общечеловеческим принципам морали, свободу деятельности иностранных и международных организаций.

Плюрализм как существенная черта гражданско-политического общества характеризует все его сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Кроме того, гражданско-политическое общество - это правовое общество, объединяющим началом которого является защита прав человека во всех сферах общественной, политической, экономической и личной жизни. К числу основополагающих принципов гражданско-правового общества как правового общества относятся следующие: 1) господство закона; 2) связанность законом самого государства и его органов; 3) незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; 4) взаимная ответственность государства личности, предполагающая с одной стороны, четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а с другой - закрепление и соблюдение политического и правового статуса личности; 5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов, что требует полной независимости суда, прокуратуры и арбитража, совершенствования процессуального законодательства, соблюдения норм правосудия и права на защиту.

Реальная роль тех или иных институтов политической власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима.

В последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии). Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (категория политологии), а о государственном режиме. Однако эти понятия нельзя разводить или противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.

Государственный режим - это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Характер государственного режима в стране. применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, господствующая в стране идеология и др.

В мировой научной литературе существует множество классификаций политических режимов и в гораздо меньшей степени - государственных. Большинство исследователей используют укрупненную классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различают три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Эти же главные членения применяются и для государственных режимов. Более дробные деления приводятся внутри этих трех главных разновидностей.

Различные разновидности ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО государственного режима на практике до сих пор были связаны с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики.

Известны два различных подхода к концепции демократии: либеральный и марксистско-ленинский. При первом акцент делается на политическую демократию (многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство и т. д.), при втором во главу угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и ликвидация имущественного неравенства, всесильное государство как главное орудие создания нового строя и т. д.)

В свою очередь в рамках концепции либеральной демократии существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее влиятельных является теория плюралистической демократии. Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов. В современном "государстве благоденствия", считают приверженцы это теории Р. Даль, В. Кий, А. Роуз и др.

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсусной или социетальной демократии (Дж. Лиджпхард). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методами компромиссов, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение осуществляется прежде всего сверху, государством.

Концепция социетальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти или имеет очень сильные позиции (Австрия, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.).

Третья современная теория - теория плебисцитарной демократии - была разработана на опыте Франции голлистского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху НТР, и, во-вторых, с открытыми этой революцией возможностями для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управляться профессионалами (состав парламента не всегда отвечает этим требованиям), во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдумов.

В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (ее основа - представительные учреждения), непосредственной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа - соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента) и т.д.

С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами:

1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только проправительственным, но и оппозиционным партиям;

2) политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, следовательно, формирование основных высших органов государства путем всеобщих и свободных выборов гражданами;

3)разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;

5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи действуют в рамках закона.

АВТОРИТАРНЫЙ (властный) режим также может существовать в условиях различного общественного строя. Он имел место в развитых капиталистических странах (например, его элементы были во Франции в условиях президентства де Голля). Это довольно частое явление в большинстве развивающихся стран (Индонезия, Марокко, Перу и т. д.).

Авторитарные режимы ищут свое обоснование в различных вариантах концепции героев и толпы. Одним из таких вариантов является теория правящей элиты В. Парето и Г. Моска и развитая затем Р. Михельсом, Р. Милсом и др. Концепции элитаристов нашли продолжение в теориях массового общества и массового государства, исходные начала которых были разработаны М. Вебером, Э. Ледерером, Г. Марселем и др. Они представляют себе общество страны в виде толпы, в которой отдельный человек подчиняется поведению толпы и действует в соответствии с примитивными эмоциями - патриотизмом, расизмом, ненавистью и т. д. Для действий толпы нужен вождь, который направляет ее, хотя она этого и не осознает.

Теории элитаризма в каких-то элементах реализуется во многих государствах, теория массового государства - воплотилась в жизнь при фашистских режимах в Германии, Италии, Испании, Португалии.

1) политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики, не предоставляет права некоторым оппозиционным партиям действовать легально;

2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства на основе выборов, но сам выбор партий избирателями ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов подчинены харизматическому принципу;

3) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации, причем только на определенных условиях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, права политической оппозиции нарушены, ее издания подвергаются цензуре, а ее лидеры подвергаются арестам. Это нередко происходило в Гондурасе, Кении, Тунисе, Белоруссии и др;

4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства вторгаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти;

5) плюрализм политической идеологии ограничивается;

6) вооруженные силы часто играют политическую роль.

Некоторые признаки претерпевают модификации в специфических условиях тех или иных государств, в результате чего возникают разновидности авторитарных режимов (олигархический, конституционно-авторитарный и др.)

В основе ТОТАЛИТАРНОГО режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские "теории",массового государства, харизматического лидера и толпы, диктатуре пролетариата, двойной роли армии и т.п.

Тоталитарный режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии (фашизм) и социалистических государствах (СССР, Румыния, Албания). С точки зрения институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;

2)переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; принцип демократического централизма, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый механизм политического властвования. Иногда, как это было в Гвинее, провозглашается создание целостного, слитного организма "партии-государства", членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства, как это было в Заире становятся органами партии (парламент - законодательный совет партии, правительство - исполнительный совет и т. д.);

4) разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные представители главы государства и правительства, а если их нет (власть Советов), то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;

5) единая обязательная политическая идеология обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах.

Властью называют социальное взаимодействие. По крайней мере, существуют минимум 2 субъекта. Один из них подчиняется, другой реализует с помощью первого свою волю и интересы. В данном случае субъектами выступают власть и народ. Нет подчиненных, нет власти. Власть, по сути, сама служит для того, чтобы структурировать и упорядочить отношения между людьми. Для этого власть использует различные средства, начиная, от насилия, страха и принуждения заканчивая убеждением и поощрением.

Что такое политическая власть и из чего она состоит

Политическую власть подразделяют на государственную и общественную.

  • Государственная власть осуществляется при помощи специально созданных институтов власти. Это парламент, правительство, судебные органы, органы правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридическая база.
  • Разнообразные партийные структуры, общественные организации, независимые средства массовой информации, общественное мнение в совокупности формируют общественную власть.

Всегда в противовес государственной власти выступает общественная. Если мнения по поводу каких-либо вопросов расходятся эти 2 составляющие власти начинают противостоять друг другу. Как результат либо принятие общего разумного решения, либо борьба в разных проявлениях.

Чем характеризуется политическая власть

Существование политической власти возможно в двух основных формах:

  • официальная или легальная власть
  • неофициальная, неформальная власть.

Если официальная власть представлена стойкой узаконенной государственной структурой, то неформальная власть может проявляться властью отдельных влиятельных лиц или кланов и принять даже мафиозный характер.

Какова структура власти

Источниками власти могут выступать знание, авторитетное начало, сила или ее непосредственное применение, богатство, закон, престиж, харизма, социальный и политический статус. То есть все связанное с властным началом, с тем, что может заставить повиноваться миллионы. Служители власти, те кто ее воплощают в жизнь могут реализовать властное отношение через приказ, подчинение, наказание, нормирование поведения.

Субъектами власти выступают государство, а именно его институты, политические элитные круги, лидеры и политпартии. Объектами власти называются индивиды, социальные группы, массы, классы и т.д. Сфера деятельности власти - это экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные вопросы.

С помощью использования ресурсов власти, средства для оказания влияния на объект власти, власть реализует и диктует свою волю. Например при помощи материальных средств власть поощряет за работу сотрудников различных сфер. Они, в свою очередь, за заработанную плату обеспечивают выполнение воли власти.

Понятие политической власти. Одной из важнейших в политологии является проблема власти. Такая оценка определяется ее ролью в обществе и политике. Власть необходима прежде всего для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и относительной стабильности общества.

Власть часто определяется как волевое отношение. Вла­ствовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социаль­ных сил или личности осуществлять свою волю по отноше­нию к другим социальным силам или личности. Можно выделить следующие виды власти: эко­номическая и политическая; светская и церковная; зако­нодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, се­мейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

Политическая власть всегда носит общественный ха­рактер, проявляется через функционирование специаль­ных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение полити­ческой и государственной власти. Ни политическая власть не сводится к государст­венной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государст­венная - к политической. Государство выполняет и непо­литические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школь­ное образование, язык обучения, экология и т.д.).

Политическая власть – это возможность и способность политического субъекта оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.

Субъект и объект власти. Власть всегда представляет собой взаимодействие субъ­екта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Субъект власти – субъект политики, добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле. Объект власти – субъект политики, характеризующий­ся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта.

К субъектам политической власти относятся:

– социальные общности (народ, нации, классы, соци­альные группы и слои). Они влияют на власть опосредо­ванно. В периоды радикальных политических перемен, без­властия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского непо­виновения, создания органов власти «снизу»;

– государство;

– политические партии и организации. Правящие пар­тии оказывают непосредственное влияние на функциони­рование политической власти, оппозиционные – опосре­дованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право соз­давать свой «теневой кабинет»);

– правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давле­ния). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую опреде­ляющее. Лоббисты представляют и проталкивают интере­сы различных слоев, группировок, существующих в обще­стве. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;

– групповое и индивидуальное лидерство;

– личная власть;

– отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

– толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные ин­стинкты берут верх в этом случае.

Функции власти. К наиболее важным, общественно зна­чимым функциям политической власти можно отнести сле­дующие:

– поддержание общественного порядка и стабильности;

– выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

– достижение общественного согласия (консенсуса);

– принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

– управление делами общества.

Разделение власти . Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполити­ческой власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и выли­лось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Первое крупное разделение власти развело политиче­скую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. В самом светском государстве разделение профессиональных функций вла­сти началось рано. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функ­циями.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношения­ми. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на за­конодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Кон­ституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что го­сударство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государст­венные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разде­ление властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.

Основания и ресурсы власти. Подоснованиями власти принято понимать совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своего курса.Выделяют экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания власти и, соответственно, ее ресурсы. Ресурсы власти – это все те средст­ва, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы пред­ставляют собой либо важные для объекта ценности (день­ги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (сред­ства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, ка­рательные органы в целом).

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьма­ми, правоохранительными органами, денежной и налого­вой системами и т.д. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения лю­дей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, вос­торг, энтузиазм, недовольство и др.).

Важное значе­ние имеют традиции, идеология, вера, доверие, обществен­ное настроение, участие населения в политике, время, ко­торым располагает власть для решения своих задач. К ресур­сам власти относятся знания, профессионализм, пропаган­да во всех ее формах, средства массовой информации.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.

Сила власти. Сильная власть должна быть:

во-первых, независимой, ибо всякая зависимость (от международной организации, иностранных войск, собственной ар­мии, политических партий, капитала, всякого рода ультимативных требований и т.д.) подрывает ее авторитет;

во-вторых, источник силы власти заключен в активной поддержке ее народом, в добровольном соблюдении им законности и в свободной его лояльности.

Таким образом, чем больше власть опирается на такие ресурсы, как авторитет, убеждение, интересы, которые встречают поддержку со стороны народа, тем она сильнее. И напротив, чем больше она использует такие ресурсы, как страх, террор, насилие, обман, кото­рые внутренне отторгаются народом, тем она слабее.

Легитимность и легальность власти. По природе своей властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Согласие характеризует легитимность власти. Легитимность означает такую власть, которая признается массами законной, а не просто навязанной им. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются ос­новной частью общества.

В политологии используется также термин «легальность» власти. Легальность и легитимность – не одно и то же. Ле­гальность власти – юридическое обоснование, юридиче­ское бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Легитим­ность призвана обеспечить повиновение, согласие без при­нуждения, а если оно не достигается, то оправдать прину­ждение, использование силы.

Типология легитимности разработана М. Вебером. Он обосновал три основных типа легитимности: традиционный, рационально-ле­гальный и харизматический.

Традицион­наялегитимность основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые, на представление о божественном характере власти монарха, на убеждении в том, что власть должна переходить по наследству. К такому господству относятся монархии, существенным признаком которых является право наследования престола.

Харизматический тип власти существовал в различные периоды истории. Харизма (от греч. «бо­жественный дар») означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами. К харизматическим качествам относят магические спо­собности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Достаточно вспомнить таких исторических деятелей, как Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Черчилль, де Голль, Мао Цзэдун, обладавших в той или иной мере харизматическими качествами. В качестве основания рационально-легального типа легитимности Вебер называет «царство закона» и свободное волеизъявление граждан. К этому типу принадлежат со­временные конституционные государства, где подчиняются не лич­ностям, а законам.

1. Чем обусловлено существование власти в социуме?

2. Как соотносятся политическая и государственная власть?

3. В чем суть принципа разделения властей?

4. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?

5. Опасна ли для всего общества концентрация экономической власти в руках узкой группы лиц («олигархов»)?

6. Что может произойти в государстве в случае делегитимации власти?

7. Что следует понимать под ресурсами власти?

Основные понятия

Власть – это реальная способность тех или иных социаль­ных сил или личности осуществлять свою волю по отноше­нию к другим социальным силам или личности.

Источники власти – средства, инструменты, которые используются для воздействия на объекты власти.

Легальность власти – юридическое обоснование, узаконение власти.

Легитимность власти – положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей.

Политическая власть – институциализированная система политического господства в обществе, способность ее субъектов реализовать свою властную волю, используя полномочия и ресурсы государства.

Разделение власти – основополагающий демократический принцип функционирования государственной власти, предполагающий ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип позволяет ветвям власти, сохраняя независимость, конструктивно сотрудничать, предупреждать злоупотребления властными полномочиями и осуществлять взаимный контроль.

Ресурсы власти – средства и методы, с помощью которых реализуются интересы и цели субъектов власти.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Понятие политического режима. Политическая жизнь любого общества протекает в определённом ре­жиме, который характеризует её динамику. Категории «политическая система» и «политический режим» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть реализуется, как действуют данные институты (например, демократично либо недемократично). Политический режим характеризует содержательную сторону политического процесса, механизм политического властвования. Политический режим определяется формой государства, характером законодательства, фактическими полномочиями государственных органов власти, историческими традициями страны, международной обстановкой. Охарактеризовать политический режим, существующий в той или иной стране, это значит ответить на следующие вопросы:

– Кто и почему обладает властью в данном обществе?

– Как формируются органы государственной власти: через выборы и парламент, путём наследования или назначения сверху?

– Кто и как контролирует политическую власть? Являются ли носители властных полномочий практически бесконтрольными, контролируются ли только сверху или контролируются снизу?

– Каково положение средств массовой информации, какова степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата?

– Каково юридическое и фактическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.)?

– Какими приёмами и методами осуществляется политическая власть?

– Каковы степень участия и возможности для участия различных социальных слоев и групп в политической жизни общества?

– Как относится население к политическому участию: проявляет пассивность, индифферентность или большую активность; какие формы принимает это участие - организованные или стихийные, заорганизованные сверху или идущие естественно снизу?

– Каково состояние в обществе прав и свобод личности?

– Какими способами регулируются социальные и политические конфликты?

Таким образом, политический режим это совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе.

Выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Могут существовать и смешанные политические режимы: тоталитарно-авторитарный, авторитарно-демократический.

Тоталитаризм. Хотя теория и практика тоталитаризма складывается лишь в середине ХХ в., идейные истоки этого явления уходят в глубокую древность. В политической мысли с античных времен весьма популярной была идея, что примирить различные интересы, сохранить целостность государства, его стабильность и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, мудрых правителей, которые будут управлять всеми социальными процессами. Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей). В более позднее время тоталитарные идеи разрабатываются в трудах Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля и других мыслителей.

Теория тоталитаризма складывается в 40 - 50-х гг. ХХ столетия. Наиболее полно она изложена в работах Т.Адорно «Авторитарная личность», Х.Арендт «История тоталитаризма», Н.Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», К.Поппера «Открытое общество и его враги», К.Фридриха и З.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия», Э.Фромма «Бегство от свободы», А.Хайека «Дорога к рабству» и др.

В современной политической науке теория тоталитаризма широко используется при классификации политических структур. Что же конкретно понимается под тоталитаризмом? Тоталитаризм это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Исторически первой формой тоталитаризма стал политический режим, возникший в бывшем СССР после прихода к власти Сталина. Вторая форма тоталитарного строя – фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922г. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как политический режим он возник в Германии в 1933 г.

Современная политология выделяет следующие основные признаки тоталитарного политического режима:

монополия на политическую и все другие виды власти . Власть принадлежит политической элите во главе с всевластным и бесконтрольным лидером. Властные отношения отличаются жёсткой централизацией, формирование персонального состава структур власти осуществляется через закрытые каналы, путём назначения сверху;

– отсутствие узаконенного механизма смены политической власти, ротации кадров, смены лидеров;

– превращение общественных организаций и движений в придатки государственных органов власти;

– подавление оппозиции . Режим не признаёт никакой оппозиции, прав меньшинства и требует полного и беспрекословного подчинения, единогласия и единомыслия;

– идеологизация всей общественной жизни. Официальная идеология признаётся единственно верной и носит обязательный для всех характер;

– управление сознанием людей, программирование их ценностных ориентаций и образа мыслей. Для этого режима характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ;

– ядро тоталитарной политической системы – партия нового, тоталитарного типа . Эта руководящая партия срастается с государством, осуществляет реальную власть в обществе;

наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, милиция, армия и т.п.), массового террора или запугивания населения.

Тоталитаризм – исторически обречённый строй. Это общество – самоед, не способное к эффективному созиданию, эффективному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счёт богатых природных ресурсов, накопленных ранее средств и сверхэксплуатации подавляющего большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к глубокому качественному обновлению, своевременному учёту изменений, происходящих в мире.

Авторитарный режим. Часто в массовом сознании авторитарный режим отождествляется с тоталитарным. И там, и здесь имеет место жёсткая централизация, концентрация власти в одних руках или одном институте, преобладает односторонняя связь политико-управленческих структур и общества – она направлена сверху вниз. Выборность как таковая отсутствует, хотя выборы формально могут и проводиться. Должности в аппарате власти замещаются путём наследования, назначения либо кооптации. Законодательная, исполнительная, судебная власти фактически не разделены. Все они подчиняются единому центру. Политические противники подвергаются преследованию, вплоть до репрессий.

– правящая элита безраздельно господствует лишь в политической сфере. Политическая оппозиция запрещена. Однако авторитарный режим, как правило, не преследует инакомыслие и плюрализм мнений в неполитических сферах, например, в сфере художественного творчества;

– ограниченный характер репрессий, массовый физический террор, как правило, отсутствует;

– если тоталитарный режим является по своей природе мобилизационным, который постоянно агитирует, сплачивает и организует население на различного рода кампании, то авторитарный режим ввиду отсутствия массовой поддержки не является таковым.

Демократический режим. Слово «демократия» пришло из греческого языка (kratos – власть, demos – народ) и означает «власть народа», «народовластие». Для демократии характерны следующие признаки:

– признание народа первоисточником власти;

– равенство всех перед законом и судом;

– наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод;

– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– выборность, подотчетность, сменяемость органов государственной власти, местного самоуправления;

– право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии и др.

– политический плюрализм и многообразие мнений.

Однако ценность демократии не следует абсолютизировать. У нее немало критиков. Далеко не всегда просто решить, где и какое насилие необходимо для защиты демократии. Демократия будит социальную активность масс, но эта активность может носить как конструктивный, так и деструктивный, разрушительный характер. В условиях невысокой политической культуры населения политические силы, стремящиеся к власти, могут манипулировать общественным сознанием, сеять иллюзии, увлекать за собой массы привлекательными лозунгами, ложными обещаниями. Демократия открывает возможности для реализации эгоистических и эгоцентрических устремлений человека, используется сильными и ловкими популистами, демагогами, способными увлекать массу для оттеснения от власти скромных и более разумных. К власти могут придти авантюристы, неспособные к ответственной государственной деятельности лица. Так, в свое время Гитлер пришел к власти демократическим путем, с помощью поддержки большинства.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое политический режим? Как соотносятся понятия «политический режим» и «политическая система»?

2. Какие факторы определяют политический режим в стране?

3. Что означает идеологизация всех сфер общественной жизни?

4. Какие достоинства и недостатки демократического режима вы могли бы выделить?

6. Покажите силу и слабость тоталитарного режима на примере СССР.

7. Существует ли возможность перехода от демократического режима к тоталитарному в современных условиях? Какие факторы могут этому способствовать, а какие – препятствовать?

Основные понятия

Политический режим (от лат. regimen – управление) – способ функционирования политической системы, характерные способы и методы осуществления власти.

Тоталитаризм (от лат. totalitas цельность, полнота) политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу.

Демократический режим – совокупность демократических средств и методов функционирования институтов политической власти, обеспечивающих права и свободы граждан, стабильность и эффективность политической системы общества.

Легальность (от лат. legalis – законный) – соответствие власти действующим законам.

Легитимность (от лат. legitimus – законный) – состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой.

Политический плюрализм (от лат. pluralis – множественный)- множественность взглядов и точек зрения, возможность социальных групп создавать организации для выражения интересов.

Харизма (от греч. harismа – божественная благодать, дар) – исключительные свойства, которыми наделяется лидер в глазах своих почитателей.

ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Понятие государства. Понятие «государство» (от лат. «status» – буквально «состояние», «сословие» появляется в период итальянского Ренессанса в 16 в. и получает широкое употребление в Новое время.

Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей. Государство – это особая организация политической власти, обладающая суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер.

Существуют различные подходы к исследованию государства:

– политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение «общих дел», регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа;

– классовый, согласно которому государство есть порождение общества на классы и орудие господства одного класса над другим.

– правовой (юридический) подход, исследующий государство как источник права, своеобразную иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института.

Признаки государства. Государство характеризуется определенными признаками. Признаки государства – это та основа, без которой государство не может быть. Такими признаками являются:

– территория – она составляет физическую, материальную основу государства;

– население – совокупность людей, проживающих на данной территории, население без государства может существовать, а государства без населения не может быть;

– наличие специального государственного аппарата, с помощью которого осуществляется руководство и управление различными сферами общества;

– суверенитет – независимость и верховенство государства.

Государство обладает монопольным правом на издание законов, на применение принуждения, на взимание налогов, право на эмиссию денежных знаков.

Функции государства. Место и роль государства определяется его функциями, которые отражают основные направления деятельности государства. Традиционно их подразделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: обеспечение законности и правопорядка; хозяйственно-организаторская, социальная, культурно-воспитательная, образовательная функции.

Внешние функции: защита экономических и политических интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграция с другими странами, участие в международном разделении труда.

Концепции происхождения государства. В политической теории сложились разные концепции происхождения государства:

– теологическая (А.Августин, Ф.Аквинский и др.) в рамках которой возникновение государства объясняется как акт воплощения божественной воли;

– патриархальная (Р.Филмер) теория, согласно которой государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства;

– теория общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо) исходит из признания государства как результата своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными;

– теория насилия (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер) согласно которой, государство появляется как организация победителей над побежденными;

– теория заимствования и подражания. Считалось, что государство образуется в одном каком-то месте, а оттуда в порядке заимствования распространяется по всему свету;

– органическая теория (Г.Спенсер). Здесь государство рассматривалось как результат постепенной эволюции общества;

– классовая теория (К. Маркс, В.Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами.

Таким образом, факторы, влияющие на возникновение государства очень разнообразны. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств мог превалировать тот или иной фактор, или действовать все одновременно.

Формы государства. Человеческое общество породило различные по своим формам государства. Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и функционирования государственной власти. Ее можно рассматривать с точки зрения правления и территориального устройства. Различают две основные формы государства: монархия и республика.

Монархия (от греч.monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой верховная власть в государстве (полностью или частично) сосредоточена в руках одного человека, занимающего эту должность как правило, по наследству. Выделяют абсолютную и конституционную монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единовластным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах (Саудовская Аравия, Катар, Оман). Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха конституцией. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Морокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. При парламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями (Швеция, Дания, Испания и др.).

Республика (лат. Respublica – общественное дело) – это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными и сменяемыми. Выделяют три основные разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов (президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти). Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. В парламентской республике глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент главным образом осуществляет представительные и церемониальные функции. Правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. В смешанной или полупрезидентской республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

С точки зрения территориального устройства различают унитарные (простые) государства, федеративные и конфедеративные (сложные) государства.

Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью (Франция, Швеция, Беларусь и др.).

Федерация – это сложное государство, состоящее из государственных образований (штатов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью (США, Россия, Бразилия и т.д.). Федерация формируется как на территориально-административной основе, так и национально-территориальной.

Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Конфедерация – неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-848 гг.), Германии (1815-1867 гг.). Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, империи.

Контрольные вопросы и задания

1.Каково место и роль государства в политической системе?

2.Назовите основные признаки государства, его функции.

3.Какие вы знаете концепции происхождения государства?

4.Охарактеризуйте формы государства по политическому устройству.

5.Охарактеризуйте территориально-государственное устройство своего государства.

Основные понятия

Государство – основной институт политической системы, обладающий верховной властью (суверенитетом) на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма – государственного аппарата.

Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее в международных отношениях.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках главы государства – монарха – и передается по наследству. Различают абсолютную (неограниченную), парламентскую, дуалистическую и конституционную монархию.

Республика – форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству из них. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.

Унитарное государство – форма территориального устройства государства, не имеющего в своем составе административно-территориальных образований на правах субъектов, обладающих суверенитетом. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти.

Федерация – устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы.

Конфедерация – временный союз самостоятельных государств для осуществления экономических, военных и других задач, отвечающих их национальным интересам. Часто характеризуется неустойчивостью и неэффективностью.