Обзоры законодательства позволяют пользователю. Изучение изменений законодательства с применением справочных правовых систем. Практические задания для самостоятельной работы

СЕГОДНЯ ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ:

  • с содержанием раздела Бизнес-справки
  • с возможностями сервисного блока ПРАЙМ
  • с работой службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Начало года - это время, когда вступает в силу ряд важнейших изменений законодательства. С 1 января 2009 года начнут действие поправки, которые затронут практически все области права. Налоги и сборы, страхование и транспорт, социальная сфера и трудовые отношения - чтобы все это проанализировать, потребуется немало времени. Как изменятся правовые нормы, что необходимо учесть в работе именно вам, как не пропустить важные изменения и заранее подготовиться к их применению на практике? Ответы на эти и многие другие вопросы поможет найти система информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.

Полный информационный банк предоставляет актуальные редакции документов. А специально созданная бизнес-справка позволяет оперативно знакомиться с основными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2009 года. Мониторинги законодательства и индивидуальная новостная лента ПРАЙМ дадут возможность не пропустить важное в период перемен. А ответы экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ помогут принять правильное решение и быстро найти выход из сложной ситуации.

Для закрепления знаний, полученных в ходе занятия, попробуйте самостоятельно выполнить несколько практических заданий.

Узнаем об изменениях

Чтобы составить общую картину всех поправок и нововведений, вступающих в силу с начала нового года, можно обратиться к специально подготовленной юристами "Гаранта" бизнес-справке Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2009 г . Для этого нужно выбрать раздел Другие бизнес-справки / Федеральные бизнес-справки Основного меню.

При изучении нормативных актов, например, из раздела Документы, вступающие в силу с 1 января 2009 г. , хорошим подспорьем может стать аннотация к документу. Это краткое изложение сути изучаемого материала, позволяющее за считанные минуты ознакомиться с его содержанием. Достаточно в открытом документе обратиться к вкладке Аннотация в нижней части основного окна.

Увеличить


Увеличить

Не пропускаем главное

Эффективным инструментом для анализа изменений интересующей области права является ПРАЙМ. Моя новостная лента. Заполнив со специалистом по обслуживанию индивидуальную анкету, вы сможете регулярно получать на указанный электронный адрес краткие тематические обзоры наиболее важных новых документов и судебных решений с учетом ваших профессиональных интересов. Для перехода к списку всех выпусков лент нужно обратиться к разделу ПРАЙМ. Моя новостная лента Основного меню системы ГАРАНТ.

Если вам необходимо восстановить картину изменений права с учетом интересующей тематики, даты и иных реквизитов, постройте Обзор изменений законодательства . Для этого в Основном меню выберите раздел , а затем заполните необходимые поля.


Увеличить

Получаем консультации

Зачастую, своевременно узнав об изменении нормы права, необходимо дополнительно провести детальный анализ и понять, как та или иная поправка повлияет на работу конкретной организации. В таких случаях помогут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ, которые быстро окажут профессиональную помощь в поиске ответа на вопрос. Для получения консультации нажмите кнопку и заполните необходимые поля.


Увеличить

ПРИМЕРЫ РАБОТЫ

ПРИМЕР 1
ВАМ НЕОБХОДИМО ОТСЛЕДИТЬ ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ТЕМЕ "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

  1. В Основном меню выберите раздел ПРАЙМ. Обзор изменений законодательства .
  2. В поле Раздел/Тема укажите налог доб стоим и выберите интересующую тематику.
  3. В поле Дата принятия укажите период, например три последних месяца, включая текущий: 01.11.08 и 31.01.09 в полях С: и По: соответственно.

В результате вы получите список аннотаций, отобранных с учетом всех заданных вами реквизитов. Его изучение поможет быстро ознакомиться с изменениями, происходившими в законодательстве по налогообложению за последнее время.


Увеличить

ПРИМЕР 2
ВЫ ХОТИТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С СУТЬЮ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 121-ФЗ В СТАТЬЮ 218 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате с помощью аннотации к документу вы быстро получите общее представление об изменениях, вносимых федеральным законом в Налоговый кодекс Российской Федерации.


Увеличить

Обратите внимание на то, что помимо аннотации вы можете обратиться к комментарию юристов "Гаранта" О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ , содержащему ссылку на специальный обзор. С его помощью можно изучить суть вносимых изменений, а также сравнить предыдущий и новый варианты текста кодекса.


Увеличить

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. С помощью Базового поиска найдите приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету". Ознакомьтесь с аннотацией к документу.
  2. Постройте обзор изменений законодательства за последние три месяца по вопросам заключения трудового договора.
  3. С помощью раздела Бизнес-справки Основного меню перейдите к подборке документов, в которые внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года.

ЗНАТОКАМ ГАРАНТА

  1. Перейдите к последнему мониторингу федерального законодательства.
  2. Составьте подборку консультаций экспертов Правового консалтинга ГАРАНТ по вопросам начисления амортизации.
  3. Из полученного ранее списка сохраните в папке Мои документы системы ГАРАНТ первые четыре консультации.

Свободно ориентироваться в изменениях законодательства и оперативно узнавать о новых документах пользователям КонсультантПлюс помогают обзоры правовой информации

В системе КонсультантПлюс представлены различные виды обзоров, это:

  • обзоры законодательства (ежедневные, еженедельные и другие аналитические обзоры правовой информации по актуальным для пользователей темам);
  • обзоры изменений в документах (федеральных законах и кодексах). С их помощью можно быстро ознакомиться с сутью изменений, вносимых в нормативные акты, а также последовательно проследить этапы изменений в конкретном документе;
  • обзоры изменений в путеводителях (по налогам, сделкам, судебной практике). Позволяют быстро ознакомиться с изменениями, произошедшими за месяц в материалах каждого из путеводителей, то есть видеть, какие изменения в законодательстве или судебной практике произошли по конкретному вопросу.

Обзоры законодательства

Обзоры законодательства содержат информацию об изменениях в правовых актах и о новых документах. К ним можно быстро попасть сразу из Стартового окна системы КонсультантПлюс по ссылке "Обзоры законодательства" либо по кнопке "Обзоры" из самой системы. Для удобства все обзоры сгруппированы по видам. И юристы, и бухгалтеры найдут здесь полезную для себя информацию (см. ).

Правовые новости. Коротко о важном

С еженедельным обзором "Правовые новости. Коротко о важном" специалисты будут в курсе важных изменений в законодательстве. Обзор состоит из четырех разделов: "Финансы", "Экономика", "Социальная сфера" и "Государство", в каждом из которых представлен анализ новых документов на эту тему. Информация в обзоре поможет специалистам разобраться, каким образом новый документ повлияет на деятельность организации. В специальных рубриках обзора - "ФНС РФ разъясняет…" и "Минфин РФ разъясняет…" (раздел "Финансы") - даются комментарии к самым свежим документам этих ведомств.

Новые документы для бухгалтера

В обзоре "Новые документы для бухгалтера" еженедельно рассматривается пять-шесть новых наиболее интересных для бухгалтера документов (письма Минфина и ФНС России, других ведомств). Кроме того, он содержит практические рекомендации по их применению. Название обзора говорит само за себя - он поможет быстро сориентироваться в новых правовых актах по бухучету и налогообложению, в разъяснениях профильных ведомств.

Обзор написан простым и понятным языком и затрагивает такие актуальные темы, как бухгалтерская и налоговая отчетность, взносы в негосударственные пенсионные фонды, трудовое право и пр.

Изменения налогового законодательства с 2010 года

Еще один обзор в системе - "Изменения налогового законодательства с 2010 года" - позволит детально изучить происходящие в этой сфере изменения и учесть их в практической работе. Обзор рассматривает изменения по всем важным налогам и представлен в удобной форме: сначала кратко сообщается об изменениях по каждому налогу, затем дается ссылка, по которой можно перейти к подробному комментарию по этому вопросу. В обзоре пользователи найдут ответы на многие вопросы, связанные с поправками в Налоговый кодекс.

Другие обзоры правовой информации

В обзоре "Документ недели" представлен подробный анализ важнейшего документа недели - федерального нормативного акта или судебного решения. Обзор поможет разобраться в сути изменений и их правовых последствиях.

Помимо аналитических обзоров, в КонсультантПлюс представлены ежедневные и еженедельные мониторинги новых и измененных документов , в которых кратко и понятно рассказано о документах, поступивших в систему.

В списке обзоров специалисты найдут и тематические подборки, с помощью которых можно быстро перейти к необходимой информации из системы КонсультантПлюс по соответствующей теме. Среди подборок: "Налоговая и бухгалтерская отчетность", "Кадровые вопросы", "Банковское дело", "Бюджетные организации" и другие.

Обзоры изменений в кодексах и федеральных законах

Быстро узнать об изменениях в важных документах (например, Налоговом или Гражданском кодексах) помогут обзоры изменений в кодексах и федеральных законах. Перейти к обзору можно по ссылке "Обзор изменений документа", которая размещена на Правой панели рядом с текстом документа. В обзоре в виде таблицы в удобном формате "старая/новая редакция" представлены изменения в документе и для сравнения приводится текст прежней редакции (). Изменения выделены в тексте жирным шрифтом, и пользователи смогут быстро узнать, чем новая редакция документа отличается от предыдущей.

Обзоры изменений в путеводителях

Путеводители КонсультантПлюс экономят время пользователей на самостоятельное изучение информации по сложным вопросам. Сегодня в системе представлены путеводители по налогам, сделкам, кадровым вопросам, судебной практике по ГК РФ и корпоративным спорам. Информация в них регулярно обновляется.

Узнавать о том, что изменилось в материалах каждого путеводителя (например, в "Практическом пособии по НДС"), помогают специальные обзоры изменений. Ссылки на них размещены в начале каждого материала путеводителя ("См. изменения за последний месяц").

Перейдя по ссылке, можно сразу получить исчерпывающую информацию о произошедших в течение месяца дополнениях в материалах в связи с изменениями законодательства, появлением новых разъяснений контролирующих органов и судебных решений. Вся информация изложена простым языком и представлена в удобной, компактной форме - в виде таблиц и списков.

Развитию обзоров, которые помогают быстро узнавать об изменениях в законодательстве и учитывать их в работе, компания "Консультант Плюс" уделяет особое внимание. Обзоры правовой информации регулярно пополняются новыми материалами по актуальным для специалистов темам.

___________
* Обзоры изменений в "Путеводителе по кадровым вопросам" (появился в мае 2010 г.) появятся в системе в скором времени.

Разбираемся в спорном вопросе по НДС

Налоговый кодекс обязывает: счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, либо индивидуальным предпринимателем. Но не разъясняет, каким способом должна быть выполнена подпись. Будет ли нарушением, если счет-фактуру подписать с использованием факсимиле ? Разбираемся в сложном вопросе с помощью "Энциклопедии спорных ситуаций по НДС"

Использование факсимиле при подписании счета-фактуры

Суть проблемы: согласно п. 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (иными уполномоченными лицами), либо индивидуальным предпринимателем, при выставлении счета-фактуры им самим.

С 1 января 2010 г. вступили в силу изменения, внесенные в п. 2 ст. 169 НК РФ, согласно которым ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товара (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также ставку налога, не являются основанием для отказа в вычете НДС.

Налоговый кодекс не разъясняет, каким способом должна быть выполнена подпись. В связи с этим возникает вопрос, является ли счет-фактура составленным с нарушением, если он подписан с использованием факсимиле?

Разбираемся в вопросе

Чтобы разобраться в вопросе, обратимся к "Энциклопедии спорных ситуаций по НДС".

Шаг 1. Выберем в разделе "Финансовые и кадровые консультации" банк "Путеводитель по налогам", а в нем откроем "Энциклопедию спорных ситуаций по НДС".

Шаг 2. В оглавлении найдем раздел "Порядок оформления и исправления счета-фактуры (по ст. 169 НК РФ)", а в нем подраздел "Подписи на счете-фактуре".

Шаг 3. Перейдем к ситуации 7.13. Является ли нарушением использование факсимиле при подписании счета-фактуры (п. 6 ст. 169 НК РФ)?

Из краткого описания проблемы видим, что ст. 169 НК РФ не разъясняет, можно ли подписывать счет-фактуру путем проставления факсимиле. Более того, по данной ситуации есть две точки зрения, одной из которых придерживается финансовое ведомство. Судебная практика и мнения экспертов есть в подтверждение как первой, так и второй позиции.

Точки зрения по ситуации

Недавно Минфин России в Письме от 01.06.2010 N 03-07-09/33 вновь высказал свое мнение по данному вопросу, которое, как и ранее, оказалось не в пользу налогоплательщиков. Так, по мнению финансового ведомства, организации и индивидуальные предприниматели не вправе принять к вычету НДС по счету-фактуре, заверенному факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера. В подтверждение этой позиции есть судебные решения и мнения экспертов.

Однако по этому вопросу есть и другое мнение. Оно заключается в том, что налоговое законодательство не запрещает использование факсимиле при подписании счета-фактуры. Кроме того, согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ факсимильная подпись является способом выполнения оригинальной личной подписи, а не ее копией. Подтверждают эту точку зрения судебные решения и мнения экспертов.

Как видим, ситуация неоднозначна и допускает несколько вариантов решения. Изучив обоснование по разным точкам зрения, специалист сможет быстрее принять решение в этой ситуации. Напомним, что полную информацию по этой и другим спорным ситуациям по налогам (а также страховым взносам, вопросам части первой Налогового кодекса) можно найти в энциклопедиях спорных ситуаций, входящих в информационный банк "Путеводитель по налогам" системы КонсультантПлюс.

___________
* Факсимиле - штамп с изображением подписи

В июле 2010 г. информационному банку "Документы СССР" исполнилось 10 лет. Как показало время, документы, издававшиеся в советский период, до сих пор представляют интерес для многих специалистов

Информационный банк "Документы СССР" системы КонсультантПлюс - это специализированная подборка документов по законодательству советского периода. Банк содержит в том числе редкие и труднодоступные правовые акты, сохранившиеся в небольшом количестве экземпляров на бумажных носителях в различных архивах.

В банке представлены документы, изданные в период с 1917 г. по 1991 г.:

  • конституции и законодательные акты СССР и РСФСР;
  • документы союзного и российского Советов министров, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС;
  • ведомственные акты, изданные на союзном и российском уровне.

Многие документы СССР и в настоящее время не потеряли своей актуальности, а часть из них до сих пор применяется. Поэтому неудивительно, что эта информация востребована современными специалистами. А многие утратившие силу документы представляют интерес с точки зрения истории права - для реконструкции конкретных правоотношений, возникших в тот период.

Материалы банка "Документы СССР" интересны широкому кругу пользователей: юристам крупных организаций, специалистам органов государственной власти и управления, сотрудникам учреждений науки и образования и другим специалистам.

Юридическая консультация

Конфликт между арендатором и арендодателем: кто прав?

Отвечает Е.Н. Акиньшин
Юрисконсульт ООО "Прадо. Бизнес консультант"

ВОПРОС. Арендатор покидает арендуемое помещение, не расторгнув договор аренды и не выполнив свои обязательства по выплате арендных платежей. Арендодатель препятствует вывозу арендатором имущества из арендуемого помещения до расторжения договора и погашения задолженности, не препятствуя при этом работе арендатора. Правомерны ли действия арендодателя? Если действия арендодателя неправомерны, какие для него это может иметь последствия? Как арендатор может отстаивать свои права?

ОТВЕТ. В рассматриваемом случае действия арендодателя неправомерны, арендатор вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор аренды помещения в одностороннем порядке и возместить убытки, причиненные ему досрочным расторжением договора. Кроме того, арендатор вправе истребовать свое имущество.

ОБОСНОВАНИЕ. В соответствии с п. 1 ст. 650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Согласно п. 2 ст. 655 ГК РФ при прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю с соблюдением правил, предусмотренных п. 1 ст. 655 ГК РФ (т.е. по правилам п. 1 ст. 655 ГК РФ определяются как порядок и момент исполнения арендатором обязанности по возврату здания и сооружения, а арендодателем по принятию имущества, так и последствия уклонения от подписания документа о передаче).

В силу указанных законоположений арендатор вправе самостоятельно решать, каким образом он будет владеть и пользоваться или пользоваться арендованным помещением, вывозить из него свое имущество или ввозить в него имущество, если такие действия арендатора не нарушают условий договора аренды или назначения арендованного помещения.

Поскольку в рассматриваемом случае договор аренды не расторгнут и помещение не передано по передаточному акту арендодателю, действия арендодателя, препятствующие вывозу имущества из арендованного помещения, можно расценивать как препятствующие использованию помещения в соответствии с условиями договора и назначением арендованного имущества.

Кроме того, в п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" указано, что арендодатель вправе удерживать принадлежащее арендатору имущество, оставшееся в арендовавшемся помещении после прекращения договора аренды, в обеспечение обязательства арендатора по внесению арендной платы за данное помещение, т.е. удержание имущества в рамках действующего договора аренды является незаконным.

В соответствии с п. 1 ст. 620 ГК РФ по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества.

Позиция, согласно которой арендодатель не вправе препятствовать арендатору в вывозе своего имущества (при наличии действующего договора аренды), подтверждается, в частности, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2003 N А33-17772/02-С2-Ф02-1386/03-С2.

Кроме того, арендатор вправе истребовать свое имущество, незаконно удерживаемое арендодателем. В таком случае он должен доказать не только факт неправомерного удержания имущества, но и свои права на данное имущество (Постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2005 N Ф09-3457/05-С3).

Бюллетеню КонсультантПлюс - 15 лет!

Этой осенью Бюллетеню КонсультантПлюс исполняется 15 лет! А первые задумки того, каким он будет, о чем мы в нем будем рассказывать, рождались летом далекого 1995 г.

Спустя 15 лет

15-летний рубеж для любого издания предполагает некое подведение итогов, обозрение того, что пройдено, сделано, достигнуто. А достигнуто немало. 15 лет назад далеко не у всех специалистов были компьютеры, да и о справочных правовых системах не все знали, не каждый понимал преимущества системы КонсультантПлюс перед другими способами получения правовой информации.

Сегодня полноценно работать с законодательством без такой системы практически невозможно! И это уже не нужно никому доказывать: юристы, бухгалтеры, кадровики, руководители сами расскажут о том, почему они выбирают справочную правовую систему КонсультантПлюс. За это время система успела стать привычным рабочим инструментом для многих специалистов. Если вы держите в руках этот номер, то и вы - в их числе, в числе пользователей КонсультантПлюс.

Немного о бюллетене

Бюллетень создавался как верный помощник пользователей системы КонсультантПлюс: на его страницах мы знакомим читателей со всеми новинками и усовершенствованиями в системе, рассказываем об удобных способах работы с системой, публикуем интервью с известными специалистами в области налогов и права, даем практические примеры быстрого поиска информации в системе, информируем о новостях компании "Консультант Плюс", а также размещаем другую полезную информацию.

За 15 лет тираж бюллетеня рос огромными темпами: с 35 тысяч экземпляров до 450 тысяч. Это наглядно отражает рост числа корпоративных пользователей системы КонсультантПлюс: сегодня свыше 300 000 организаций во всех регионах страны, от небольших компаний до крупнейших предприятий, пользуются при работе с правовой информацией системой КонсультантПлюс.

Мы развиваемся для вас

Сегодня мы стараемся больше внимания уделять практической направленности бюллетеня, чтобы, как и система КонсультантПлюс, наше издание облегчало вашу работу, помогало экономить время, эффективно использовать возможности КонсультантПлюс.

Мы всегда рады вашим отзывам и пожеланиям. E-mail редакции -

Редакция Бюллетеня КонсультантПлюс

Новое в системе
Раздел "Финансовые и кадровые консультации"

Об учете нематериальных активов

В информационный банк "Бухгалтерская пресса и книги" включена книга "НМА: бухгалтерский и налоговый учет" (авторы - О.В. Агабекян, К.С. Макарова, издательство "Налоговый вестник", 2010).

Издание посвящено актуальным вопросам бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов. В книге раскрыты некоторые аспекты правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации организации, дан детальный анализ наиболее типичных хозяйственных операций с участием НМА. В частности, рассмотрены операции по поступлению, выбытию объектов НМА, начислению по ним амортизации, а также по передаче объектов во временное пользование по лицензионным договорам и договорам коммерческой концессии. Отдельная глава книги посвящена деловой репутации организации. Несомненное достоинство книги - наличие в ней большого количества примеров, иллюстрирующих нормы законодательства.

Как искать: для поиска воспользуйтесь полем АВТОР карточки поиска раздела "Финансовые и кадровые консультации".

Порядок расчета пособия по беременности и родам

В информационном банке "Корреспонденция счетов" число схем, в которых рассмотрен порядок расчета пособия по беременности и родам, превысило 50.

Как искать: для поиска воспользуйтесь строкой Быстрого поиска, укажите "Пособие по беременности и родам", нажмите "Найти". Первым в полученном по запросу списке документов будет Трудовой кодекс РФ, войдите в него. По значку напротив открывшейся ст. 255 ТК РФ перейдите к списку дополнительных документов по этой теме и выберите информационный банк "Корреспонденция счетов".

ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2020
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомпечати, рег. N 014076.
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail:
Web Site:
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92

Определение понятия «информация» появилось в российском законодательстве сравнительно недавно, с принятием Федерального закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» , ныне утратившего юридическую силу. В настоящее время это определение дает Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . Но проблемы, связанные с использованием и распространением информации различного рода, возникали и ранее. Особенно сложно обстояло дело с доступом к правовой информации.

Новая Конституция, принятая в 1993 году, установила право граждан «…свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (п. 4 ст. 29 Конституции РФ). А в ст. 24 Конституции говорится об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить гражданам «возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Т.е. фактически устанавливается «свобода доступа к информации» , в том числе правовой информации, издаваемой государственными органами. Согласно ст.15 Конституции «…нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Тем не менее, получение актуальной правовой информации, новостей об изменениях законодательства в России в начале 90-х было делом не простым.

Законотворческий процесс в России с начала 90-х годов прошлого века характеризовался большой активностью. А это порождало необходимость своевременного получения информации о принятии новых документов, об изменениях и дополнениях нормативных правовых актов. В целом ситуация выглядела следующим образом:

1) тексты федеральных нормативных правовых актов печатались в общедоступных изданиях - официальных источниках опубликования;

2) ведомственные акты, акты органов местного самоуправления и другие официальные документы публиковались в изданиях, выходивших небольшим тиражом, либо вовсе не были обнародованы;

3) работа с текстами НПА, размещенными в печатных изданиях, требовала огромных затрат времени и сил, получить актуальный текст нормативного акта можно было только собрав все источники, в которых был размещен текст самого НПА и всех изменяющих его документов.

Между тем, частными компаниями начали создаваться базы данных по законодательству: в 1989 году появилась первая справочная правовая система - «Юридическая справочно-информационная система» («ЮСИС», современное название – «Юрист»); в 1990 году - СПС ГАРАНТ, в 1992 году - СПС Консультант Плюс.

Для решения возникших проблем в 1993 году Указом Президента РФ была утверждена «Концепция правовой информатизации России». Было начато «формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности». «Проблема в том, - говорилось в Концепции, - что государство не только не предоставляет гражданам возможность получать информацию о действующем законодательстве, но и само не располагает достаточно эффективными системами правовой информации».

В первую очередь, были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок вступления в силу и опубликования НПА:

в 1994 году - Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» и Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» в 1996 году - Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Также была начата работа по созданию эталонных банков правовой информации в электронном виде Научно-техническим центром (НТЦ) «Система».

В формирование единого информационно-правового пространства в Российской Федерации большой вклад внесли негосударственные справочные правовые системы (СПС). Они содержали большой объем правовой информации и предоставляли удобный сервис для работы с ней. Оперативность доставки обновлений пользователям и актуальность документов в негосударственных справочных правовых системах обеспечили успех их создателям. По ряду объективных причин государственные базы данных правовой информации в то время развивались не столь успешно.

Сегодня способы распространения правовой информации связаны с использованием современных технологий, и, в первую очередь, сети Интернет. Они включают в себя публикацию нормативных актов и других официальных документов в официальных источниках, одним из которых стал Официальный интернет-портал правовой информации. Публикуются документы также на официальных сайтах тех государственных органов, которые приняли эти документы. И все же лидирующее место в распространении правовой информации сегодня по-прежнему занимают негосударственные СПС: Консультант Плюс и ГАРАНТ. Одними из важнейших свойств этих СПС являются:

Актуальность информации,

Наличие инструментов для работы с изменениями законодательства,

Большое число аналитических материалов, посвященных новостям законодательства.

Рассмотрим основные инструменты для работы с новостями законодательства в этих системах. Все возможности для работы с изменениями законодательства в них можно разделить на две категории:

1) инструменты для работы с новостями законодательства: мониторинг новых и измененных документов законодательства, аналитические обзоры правовой информации, тематические подборки.

2) инструменты, позволяющие отследить изменения конкретного документа: примечания в тексте документа, справка к документу, редакции документа, обзоры последних изменений документа.

В системе Консультант Плюс Одним из самых важных и востребованных инструментов для работы с новостями законодательства, безусловно, является «Мониторинг новых и измененных документов». Он содержит три вида аналитических обзоров: ежедневный обзор, еженедельный обзор, и перечень документов, измененных за неделю. Каждый обзор содержит структурированный по отраслям права список новых документов. Каждый документ в списке снабжен краткой аннотацией, в первом предложении аннотации – основная мысль данного документа, по гиперссылке можно перейти к самому документу.

Такое построение обзоров позволяет легко и быстро найти недавно принятые нормативные правовые акты и понять суть изменений, внесенных ими в российское законодательство.

Аналитические обзоры правовой информации содержат:

Материалы, посвященные наиболее важным изменениям законодательства:

Аналитические материалы «Правовые новости. Коротко о важном», «Документ недели»;

Новости, касающиеся реформ в той или иной сфере законодательства (например, реформы гражданского законодательства, судебной реформы, изменений в системе закупок, и др.);

Аналитические обзоры изменений налогового законодательства за текущий год и за предыдущие годы;

Материалы для бухгалтера: обзоры новых документов по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, анонс журналов издательства «Главная книга».

Кроме того, в системе Консультант Плюс представлены тематические подборки, содержащие консультационные материалы по изменениям в определенной сфере законодательства, например, по налоговой и бухгалтерской отчетности, банковскому делу, по проверкам государственного пожарного надзора, и т.д.

При работе с конкретным нормативным правовым актом очень важно не пропустить изменения, которые внесены в данный документ, рассмотреть все документы, которые могли повлиять на его применение.

Перед внесением в систему Консультант Плюс каждый нормативный правовой акт тщательно анализируется, и работа с ним продолжается постоянно. Изменения, произошедшие с документом, отображаются в системе.

Информационная строка в начале документа сообщает об особенностях применения документа в целом. Более подробная информация об этом – примечание к документу на вкладке «Справка» - сообщает обо всех особенностях применения документа или его разделов.

Примечания специалистов компании содержатся так же в тексте документа и информируют пользователя об особенностях применения отдельных частей документа. Примечания содержат ссылки на документы, которые:

Внесли изменения в отдельные положения изучаемого документа;

Внесли некоторые дополнения в изучаемый документ;

Признали некоторые положения изучаемого документа противоречащими Конституции;

Приостановили действие какой-либо статьи или пункта;

Разъяснили применение отдельных положений изучаемого документа.

На момент внесения в нормативный правовой акт каждого изменения или дополнения создается новая редакция документа, учитывающая эти изменения. В системе можно посмотреть список всех редакций документа, открыть любую редакцию, осуществить быстрый поиск редакции по дате. Любые две редакции документа можно сравнить. Система покажет все отличия в двух редакциях, выделив их цветом.

Обзоры последних изменений документа также дают информацию об измененных фрагментах документа в сравнении с предыдущей редакцией.

В системе ГАРАНТ в Основном меню присутствует специальный раздел Изменения законодательства, в котором собраны специальные инструменты, позволяющие быстро получить информацию по изменениям нормативных правовых актов и проводить их анализ: Прайм. Моя новостная лента, Прайм. Обзор изменений, Новые поступления, Мониторинг законодательства, Правовой календарь.

Так как массив новой и изменившийся правовой информации сейчас огромен, то очень важно сузить круг изучаемой информации в соответствии с интересами конкретного пользователя. Для этого удобно применять команду Прайм. Моя новостная лента, при обращении к ней существует возможность настройки или изменения ленты. Интересная для пользователя информация будет приходить на электронную почту и в систему ГАРАНТ. Документы будут представлены в виде аннотаций к документам и это существенно экономит время.

Если необходимо изучить изменения законодательства не за последнее время, а за другой период времени, то в системе ГАРАНТ следует обратиться к Прайм. Обзор изменений. Заполнив любую комбинацию из 4-х полей: Орган/Источник, Раздел/Тема, Дата принятия, Вид правовой информации, вы подборку аннотаций для документов, удовлетворяющих заданным условиям. Этот инструмент позволяет проводить серьезную аналитическую работу с изменениями законодательства.

Из разделов Новые поступления и Мониторинг законодательства предоставляются списки документов, подключенные за последние 6 недель в систему. В Мониторинге законодательства в отличии от списков, полученных по команде Новые поступления, отражены наиболее важные изменения законодательства и список документов разбит по тематикам.

В системе ГАРАНТ Правовой календарь предоставляет возможность построить списки документов по любому временному интервалу с дифференциацией по типу произошедших изменений. Можно построить списки не только с учетом того, когда были приняты эти документы, но и, когда в них были внесены изменения, когда они утратили силу.

Функционал работы с документом в системе ГАРАНТ во многом перекликается с подобным функционалом в системе Консультант Плюс – это и сравнение редакций документа, и Справка к документу, и комментарии специалистов разработчиков в тексте документа. Все команды по работе с изменениями документа в системе ГАРАНТ собраны в одной кнопке на панели инструментов Изменения в документе. Документы представлены во всех своих редакциях. Можно сравнить две любые редакции документа, как утратившие силу, так и редакции будущих периодов времени. В настоящее время это очень насущная задача, так как многие важные нормативные правовые акты изменяются очень часто. Так, например, к Налоговому кодексу РФ появляется новая редакция в среднем каждые 2 недели. При работе с редакциями будущих периодов можно планировать деятельность предприятий с учетом будущих изменений. При сравнении редакций в одном окне в двух вертикальных панелях будут представлены редакции с наглядно выделенными изменившимися фрагментами. Обзор изменений документа содержит тексты только изменившихся статей документа, представленных в табличном виде, которые можно сохранить или распечатать.

Машина времени системы ГАРАНТ позволяет работать с правовой информацией по состоянию на любую заданную дату. Машина времени позволяет автоматически получить текст документа в том виде, в котором он действовал на заданную вами дату. Эта возможность особенно важна для часто изменявшихся документов, представленных в нескольких редакциях. При включении Машины времени система самостоятельно выберет и загрузит текст текущего документа в нужной редакции. Другие документы, открываемые по ссылкам из его текста, будут открываться также с учетом заданной даты. Подобное «погружение в прошлое» полезно, например, при выполнении проверок или при подготовке к судебным разбирательствам.

Так как необходимо применять действующие нормативные правовые акты, то при обращении к утратившему силу документу или документу, в недействующей редакции, пользователь в системе ГАРАНТ всегда будет об этом предупрежден появлением соответствующей вкладки. При работе с установленным на компьютер комплектом системы ГАРАНТ происходит автоматическая проверка документа на его актуальность через Интернет. При наличии существующих изменений пользователю будет предложено перейти работать с актуальной Интернет версией документа.

Для быстрого знакомства с изменениями наиболее популярных разделов законодательства в системе ГАРАНТ также широко представлены аналитические обзоры. Ссылки на них находятся в разделе Все бизнес- справки. Например, «Самые важные изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2015 года», сравнительные анализы многих законов. Перейти к текстам этих обзоров можно и из текстов соответствующих документов по гиперссылкам. Тенденции развития справочных правовых систем показывают, что подобного рода количество обзоров в справочных правовых системах будет со временем увеличиваться.

Рассмотренные сервисы справочных правовых систем наиболее полно представлены в коммерческих версиях. На сайтах компании Гарант (www.garant.ru) и компании Консультант Плюс (www.consultant.ru) доступны для работы некоммерческие варианты систем. С полными комплектами этих систем, например, можно работать во многих общедоступных библиотеках. На сайтах этих компаний также можно оформить различные виды подписок. Информация, включающая в себя новости законодательства и их обзоры, будет приходить на указанную электронную почту.

Исторически сложилось так, что в настоящее время лучшие инструменты по изучению и анализу изменений законодательства предлагают негосударственные производители выше рассмотренных справочных правовых систем. Системы этих производителей установлены на многих предприятиях, в государственных органах и органах судебной власти. Широкий функционал и объем информации доступен всем на их сайтах. Считаем, что обучение работе с этими справочными правовыми системами желательно включить в том или ином объеме в зависимости от специализации выпускников в программы вузов страны. Надо также отметить, что информация из справочных правовых систем не носит официальный характер и доверие пользователей к получаемой информации поддерживается репутаций производителей этих систем. Существует и круг людей, которые находят правовые нормативные документы в Интернете, но в силу своей неосведомленности не обращают внимание на источники этой информации. В итоге они могут опираться при принятии решений на утративший силу документ или чаще всего на документ в недействующей редакции. Принятие государством норм о регистрации справочных правовых систем и определенных стандартов по отношению к ним будет полезным для пользователей справочных правовых систем, так как защитит их от работы с недостоверной информацией.

// ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС- УНИВЕРСИТЕТ". Версия от 15.01.2015

//СПС Консультант Плюс

Список литературы

1. См.: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167. В настоящее время утратил юридическую силу.

2. См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). С. 3448.

3. Указ Президента РФ от 28.06.1993 N 966 "О Концепции правовой информатизации России"// "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 05.07.1993, N 27, ст. 2521

4. п.2.1 Указ Президента РФ от 05.04.1994 N 662 «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 11.04.1994, N 15, ст. 1173.

5. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // «Российская газета», N 111, 15.06.1994

6. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», 27.05.1996, N 22, ст. 2663

7. Абрамова М.Г., Попов А.В. К вопросу о содержании понятий «информация», «информационные технологии» и «информационное право» // «Образование и право», N3, март 2012г.;

8. *Белявская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12;

9. Гришаев С. Справочные правовые системы как объекты гражданских прав / С.Гришаев, О.Амосова // Хоз. и право. - 2013. – N 6. - С.13-21.

СПС Консультант Плюс появилась в 1992 году и в настоящее время является одной из самых популярных справочно-правовых систем. Сервисные центры обеспечивают ежедневное обновление информационной базы СПС.

Имея договоры с основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает оперативное пополнение правовых документов в базу системы.

Поиск информации в СПС Консультант Плюс.

После запуска СПС открывается «Стартовое окно» в котором предоставлена возможность быстрого перехода к следующим пунктам, для дальнейшей работы с СПС:

    Быстрый поиск;

    Карточка поиска (по всем разделам), а также возможность выбора поиска в определенном разделе;

    Правовой навигатор;

  • Обзоры законодательства;

    Пресса и книги;

    Справочная информация;

    Новые документы.

Перейдем в «Окно поиска раздела Законодательство ». На экране появится Главное меню и окно Карточки поиска (рис.10.).

Рис.10. Карточка поиска

«Карточка поиска» является наиболее гибким инструментом поиска документов, который происходит по известным реквизитам документа и ключевым словам (см. Пример.1). Позволяет осуществить два вида поиска: сквозной и локальный.

Локальный поиск – это поиск внутри одного раздела.

Сквозной поиск осуществляется только из раздела «Законодательство» и проходит по всем (или нескольким) разделам информационного массива. Для того чтоб подключить данный вид поиска необходимо отметить необходимые разделы в нижней части «Карточки поиска».

Другие поисковые средства в Консультант Плюс позволяют найти основные документы по правовой проблеме или предоставляет готовые подборки документов.

«Быстрый поиск» позволяет найти документы имея минимум информации. Для поиска в водится вся известная для Вас информация и в результате система выдаст список документов, которые наиболее соответствуют запросу

«Правовой навигатор» предоставляет основные документы по правовой проблеме. Данная вкладка представляет из себя алфавитно-предметный указатель состоящий из ключевых понятий (рис.11).

Рис.11. Правовой навигатор

«Кодексы» - предоставляет перечень всех кодексов и частей, что позволяет осуществить переход в необходимую часть нужного кодекса.

«Справочная информация» обеспечивает доступ к наиболее часто используемым документам СПС (по мнению разработчиков Консультант Плюс).

«Новости и обзоры» осуществляет обзор законодательства.

«Папки». В данной вкладке сохранены папки и документы созданные пользователем.

«Закладки» - предоставляет возможность обратиться к документам, которые ранее были проработаны пользователем и в которых поставлены закладки.

«История» сохраняет ранее совершенные поиски документов и предоставляет возможность их повторить без нового ввода данных.

Пример1. Найти Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей».

Из задания видно, что у документа известны реквизиты такие, как вид документа, дата принятия, номер и название. Исходя из этого выбираем «Карточку поиска».

    Вводим известные данные в «карточку поиска».

    Для формирования списка найденных документов нажимаем кнопку в нижней части экрана «Построить список документов» или клавиша F9.

    Перед вами появится список документов из которого выбираете нужный.

1.1. Вопросы уплаты страховых взносов

Российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий (далее — IT-компания), может получить государственную аккредитацию независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что данная организация осуществляет разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации программ ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ ЭВМ и баз данных .

Для аккредитованных IT-компаний законодательством предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов (не более 14 процентов) при соблюдении дополнительных условий о доле «профильных» доходов и численности работников.

Для того чтобы применять пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды , IT-компании необходимо соблюсти 3 условия:

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период без учета доходов в виде курсовых разниц, указанных в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации;

средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, составляет не менее 7 человек;

Пониженные тарифы страховых взносов составляют (в процентах от суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц):

на обязательное пенсионное страхование – 8 процентов от выплат в пределах базы для начисления страховых взносов (обычный порядок — 22 процента);

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2 процента от выплат в пределах базы для начисления страховых взносов (обычный порядок — 2,9 процента);

на обязательное медицинское страхование – 4 процента от выплат (обычный порядок — 5,1 процента).

Вновь созданные организации вправе применять пониженные тарифы страховых взносов после получения документа о государственной аккредитации, если по итогам отчетного (расчетного) периода они выполнят вышеуказанные условия о доле «профильных» доходов и численности работников (то есть, допустимо использование преференции «авансом», но если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполнит хотя бы одно условие, она должна уплатить страховые взносы за данный период по общим тарифам).

1.2. Особенности налогообложения отечественных IT-компаний

В ряде субъектов Российской Федерации (Новосибирской, Пензенской и Ульяновской областях) установлена льготная ставка по налогу на прибыль организаций (15,5 процентов, ранее 20 процентов).

Для исчисления налога по льготной ставке организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, достаточно получить аккредитацию в Минкомсвязи России. Доход такой организации от реализации информационных технологий - работ или услуг - должен составлять не менее 70 процентов от общего дохода.

IT-компании имеют право не применять установленный статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, а включать расходы на ее приобретение в полном размере в состав материальных расходов сразу после ввода в эксплуатацию при выполнении трех условий:

доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 процентов;

среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек;

организацией получен документ о государственной аккредитации.

1.3. Особенности налогообложения иностранных IT-компаний

С 1 января 2017 г. иностранная организация, подлежащая на день вступления закона в силу постановке на учет в налоговом органе, подает заявление о постановке на учет.

Закон предполагает взимание НДС (15,25%) с операций в Интернете по продаже иностранными компаниями россиянам электронных услуг, игр, музыкальных произведений, книг и видеопродукции.

К услугам, облагаемым НДС, будет относиться предоставление через Интернет прав на использование программ для компьютеров, в том числе компьютерных игр и баз данных, оказание рекламных услуг в Интернете, оказание услуг по размещению предложений

о приобретении товаров и услуг, по поддержке электронных ресурсов, предоставлению доменных имен и услуг хостинга, предоставление прав на использование электронных книг, музыкальных произведений, графических изображений и видео.

К услугам в электронной форме не будет относиться реализация товаров, если их поставка осуществляется без использования Интернета, а также продажа программ (баз данных) на материальных носителях и оказание услуг по предоставлению доступа к Интернету.

Местом реализации контента иностранными компаниями будет считаться Россия.

Кадровые вопросы IT-компаний

Аккредитованные IT-компании, созданные в форме коммерческой организации, а также IT-компании, которые аккредитованы в установленном порядке на территории Российской Федерации и являются филиалами, представительствами иностранных юридических лиц вправе привлекать к трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан в упрощенном порядке.

Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) IT-компания представляет в территориальное подразделение МВД России необходимые документы.

Срок рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста составляет не более 14 рабочих дней.

Такой подход дает следующие преференции:

для привлечения IT-компанией высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

на высококвалифицированных специалистов и членов их семей (супруг или супруга), дети, в том числе усыновленные, супруги детей, родители, в том числе приемные, супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки) не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, установленные Правительством Российской Федерации;

прибывшим в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам и членам их семей на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) по их заявлению в письменной форме территориальным органом Федеральной миграционной службы может быть оформлен вид на жительство.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц.

IT-компания самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несет соответствующие риски.

Привлечение иностранного гражданина – высококвалифицированного специалиста влечет возложение на IT-компанию следующих обязанностей:

включить в трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом обязательное условие об обеспечении гарантий получения медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и прибывающими вместе с ним членами его семьи в течение срока действия соответствующего договора путем обеспечения наличия действующего на территории Российской Федерации договора (полиса) медицинского страхования либо предоставления права на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи на основании договора, заключенного IT-компанией с медицинской организацией;

ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года в порядке и по формам, утвержденным приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. №147.

Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Персональные данные

3.1. IT-компании как операторы персональных данных

Большинство IT-компаний работают с персональными данными граждан и являются операторами, осуществляющими обработку персональных данных.

Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и ведет Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее — оператор).

В соответствии п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

Согласно п. 9 ст. 3 Закона № 152-ФЗ информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

В случае соответствия разрабатываемых или эксплуатируемых IT-компаниями информационных систем, в том числе интернет-сайтов указанным требованиям, компании должны быть включены в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.

Статья 22 Закона № 152-ФЗ закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомления должны быть направлены в письменной форме и подписаны уполномоченным лицом или направлены в электронной форме и подписаны электронной подписью в территориальные управления Роскомнадзор, на подведомственной территории которых оператор осуществляет (будет осуществлять) обработку персональных данных.

Согласно статье 24 Закона № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований указанного Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность .

При нарушении законодательства Российской Федерации о персональных данных в трудовых отношениях дополнительно предусмотрены следующие виды ответственности: дисциплинарная (подпункт «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ), материальная (ст. 238 ТК РФ) и гражданско-правовая.

3.2. Ограничение доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства о персональных данных

В целях ограничения доступа к информации в сети Интернет, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных» (далее — реестр нарушителей).

Основанием для включения в реестр нарушителей является вступивший в законную силу судебный акт.

В течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта Роскомнадзор определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в Интернет, с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Затем направляет провайдеру хостинга или иному вышеназванному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное указанное выше лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного выше лица уведомления о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных владелец информационного ресурса обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса мер, доменное имя сайта в сети Интернет, его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети Интернет, позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети Интернет.

Обеспечение национальной безопасности

4.1. Обязанности IT-компаний предоставлять информацию

С 1 июля 2018 г. IT-компании — организаторы распространения информации обязаны хранить на территории Российской Федерации :

информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;

текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.

Организатор распространения информации в сети Интернет обязан предоставлять вышеуказанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Организатор распространения информации в сети Интернет обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети Интернет возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

4.2. Обязанность по размещению технических средств информационных систем на территории Российской Федерации

IT-компаниям необходимо помнить, что технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации .

Статьей 13.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен штраф за нарушение требования о размещении на территории Российской Федерации технических средств информационных систем на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

4.3. Импортозамещение программного обеспечения

В Российской Федерации функционирует Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД. Его цель — расширить использование программ для ЭВМ и БД, оказать правообладателям государственную поддержку. Российским признается программное обеспечение, сведения о котором внесены в реестр .

С 1 января 2016 г. установлен запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд . Заказчики обязаны осуществлять закупки только российского программного обеспечения. Исключение из запрета составят случаи, когда программное обеспечение с необходимыми характеристиками отсутствует в реестре российских программ или российское программное обеспечение не соответствует требованиям заказчика.

Заказчик при исполнении заключенного контракта, предметом которого является поставка программного обеспечения и (или) прав на него, не вправе допускать замену российского программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр, на иное программное обеспечение.

4.4. Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах

Приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» установлены требования к обеспечению защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, от утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа, специальных воздействий на такую информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней при обработке указанной информации в государственных информационных системах.

Требования являются обязательными при обработке информации в государственных информационных системах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также в муниципальных информационных системах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

4.5. Требования к разработке безопасного программного обеспечения

С 1 июля 2017 г. вводится Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56939-2016 «Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования».

Стандарт направлен на достижение целей, связанных с предотвращением появления и/или устранением уязвимостей программ, и содержит перечень мер, которые рекомендуется реализовать на соответствующих этапах жизненного цикла программного обеспечения.

Стандарт предназначен для разработчиков программного обеспечения, а также для организаций, выполняющих оценку соответствия процесса разработки программного обеспечения требованиям настоящего стандарта.

Стандарт устанавливает общие требования к содержанию и порядку выполнения работ, связанных с созданием безопасного (защищенного) программного обеспечения и формированием (поддержанием) среды обеспечения оперативного устранения выявленных пользователями ошибок программного обеспечения и уязвимостей программы.

Распространение информации

5.1. Функционирование «Реестра запрещенных сайтов»

В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр) включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанные сведения включаются в Единый реестр на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет:

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств. Веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия) распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информации о деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи .

Кроме того, указанные сведения включаются в Единый реестр на основании вступившего в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На IT-компании – провайдеров хостинга и владельцев сайтов возложены следующие обязанности:

в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в Единый реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети Интернет и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в реестр владелец сайта в сети Интернет обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети Интернет провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет в течение суток;

в случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети Интернет вышеуказанных мер, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в Единый реестр.

5.2. Ограничение доступа к информации, распространяемой с нарушением закона

Статьей 15.3 Закона № 149-ФЗ установлен порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона.

В случае обнаружения в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Роскомнадзор на основании обращения незамедлительно определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети Интернет, указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Затем провайдеру хостинга или иным вышеназванным лицам направляется уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также указателей страниц сайта в сети Интернет, позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;

В течение суток с момента получения уведомления провайдер хостинга или иное вышеуказанное лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

5.3. Обязанности IT-компаний — организаторов распространения информации и владельцев сайта в сети Интернет

IT-компании могут выступать в качестве организаторов распространения информации и владельцев сайта в сети Интернет , при этом их деятельность регулируется Законом № 149-ФЗ.

На организаторов распространения информации распространяются следующие обязанности:

в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления свой деятельности.

хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.

предоставлять информацию, запрашиваемую Роскомнадзором, необходимую для ведения реестра сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет, не позднее чем в течение десяти дней со дня получения запроса.

Вправе обжаловать в суде решение о включении в реестр «запрещенных сайтов» доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Обжаловать такое решение можно в течение трех месяцев со дня его принятия.

Для владельцев сайтов в сети Интернет установлено право обращаться в Роскомнадзор с заявлением об исключении из реестра «запрещенных сайтов» доменного имени, указателя страницы сайта в сети Интернет или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Обязанности владельцев сайтов указаны в пунктах 1-4 данного раздела.

Статьей 13.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет, в частности:

неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности уведомить Роскомнадзор о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей;

неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию о таких пользователях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 19.7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор, провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение сайта или страницы сайта в сети Интернет, данных, позволяющих идентифицировать блогера, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений (административный штраф на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей). Повторное в течение года совершение административного вышеуказанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

5.4. Обязанности IT-компаний – новостных агрегаторов

На владельцев новостных агрегаторов возлагаются обязанности по недопущению распространения информации противоправного и порочащего характера, по проверке достоверности общественно значимых сведений, а также по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, регулирующих порядок распространения массовой информации .

Предусматривается, что Роскомнадзор будет формировать и вести Реестр новостных агрегаторов в целях контроля за их функционированием. Установлена административная ответственность за неисполнение владельцем новостного агрегатора своих обязанностей.

Оформление авторских прав на программы для ЭВМ

По российскому законодательству права на программное обеспечение охраняются так же, как авторские права на произведения литературы, и поэтому охраняют конкретную реализацию алгоритма, а не сам алгоритм.

В отличие от литературных произведений государство предусмотрело в отношении программы для ЭВМ дополнительное средство защиты - регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Регистрация необходима для подтверждения авторства и факта приобретения интеллектуальных прав на ПО, а значит и для последующей их коммерциализации, желательно дополнительно обеспечить себя более надежными доказательствами и документами.

Непосредственно регистрацией программ ЭВМ занимается ФИПС — Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный институт промышленной собственности.

Особенности работы IT-компаний с государственными заказчиками

7.1. Соблюдение требований к взаимодействию информационных систем

При разработке IT-компаниями информационных систем для государственного сектора следует соблюдать правила интеграции информационных систем федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее — информационные системы), с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к техническому обеспечению информационного обмена, осуществляемого с применением системы взаимодействия, между информационными системами в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме .

7.2. Соблюдение требований к официальным сайтам

При создании IT-компаниями официальных сайтов для органов государственной власти необходимо помнить, о необходимости соблюдения требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления, так как статьей 13.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей за их неисполнение.

7.3. Подключение к инфраструктуре электронного правительства

В соответствии с Правилами присоединения информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее – инфраструктура электронного правительства) присоединение информационных систем подключаемых организаций к инфраструктуре электронного правительства осуществляется случае, если необходимость информационного взаимодействия этих организаций с органами и организациями, предоставляющими или участвующими в предоставлении государственных и (или) муниципальных услуг либо исполнении государственных и муниципальных функций, предусмотрена федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Подключение информационной системы разработанной IT-компаниями к инфраструктуре электронного правительства возможно только при наличии оснований указанных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

7.4. Порядок создания и эксплуатации государственных информационных систем

При создании IT-компаниями информационных систем для органов власти следует соблюдать требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» устанавливает требования к «жизненному циклу» государственных информационных систем начиная от их создания и заканчивая выводом из эксплуатации.

Основные ГОСТ в области информационных технологий

Действующие межгосударственные стандарты (ГОСТ) и национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) в области информационных технологий (на сегодняшний день действуют более 400 различных стандартов) размещаются для ознакомления на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts).

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Пониженная ставка налога на прибыль организаций (15,5%) максимально приближена к ставке налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) с доходов, уменьшенных на величину расходов (15%). Льготный режим позволит IT-компаниям преодолеть «боязнь роста» в случае, когда их доходы достигают порога, после которого невозможно дальнейшее применение УСН.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

«Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд»

Предусмотрено частью 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ)

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»

Лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет.

Лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте.