Охрана окружающей среды на предприятии и производстве. Охрана окружающей среды на предприятии и производстве I. Общие положения

На любом большом предприятии есть продукта отхода, которые необходимо утилизировать. Выбросы в атмосферу, например от сжигания топлива, ухудшает экологическую обстановку в зоне предприятия. Мероприятия по охране окружающей среды направлены на минимизацию вреда природе и человеку, которые работает на заводе и живет вблизи него.

Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие предприятий на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Общие требования при эксплуатации предприятий установлены в главе 8 федерального закона «Об охране окружающей среды». В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды и обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания отходов производства и потребления.

Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды - на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. На вышепоименованные компоненты окружающей среды оказывают влияние масса и виды выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, количество сбрасываемых сточных вод, их состав, степень очистки, условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод и другие факторы.

Во исполнении требований федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

Обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов;



Внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

Планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию. утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

Осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

Осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

Соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

Обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

Обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:

В процессе эксплуатации любой объект потребляет определенное количество чистой воды, а также сбрасывает очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению поверхностных вод. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

Осуществлять сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

Производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

Осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

При эксплуатации промышленных объектов особую актуальность приобретают вопросы удаления и складирования, а в дальнейшем утилизации и захоронения отходов производства. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

Соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

Разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

Внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

Главную роль на производстве играет сам человек. Его права охраняются законом, а на предприятии подкрепляются службой охраны труда.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

Программ улучшения условий и охраны труда;

Государственное управление охраной труда;

Государственная экспертиза условий труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных

Установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда;

Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном мне дипломном проекте я поставил перед собой задачу: автоматизировать плавильную отражательную печь; разобраться в технологическом процессе плавки медных концентратов; вычертить принципиальную и электрическую схему; максимально рационально выбрать все приборы, исходя из их назначения и применения, цены и качества; схематично установить приборы на щите, составить таблицу коммутации щита.

Все поставленные задачи были выполнены, в ходе которых я закрепил все знания полученные за годы обучения.

МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

(в редакции Решений Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д , от 24.04.2018 N 137-Д)

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , руководствуясь статьями 7, 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан" , Магаданская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение об организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан" (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

а) решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года N 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан";

б) решение Магаданской городской Думы от 21 июля 2010 года N 56-Д "О внесении изменений в Положение о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан";

в) подпункт 1.5 пункта 1 решения Магаданской городской Думы от 23 апреля 2009 года N 58-Д "О внесении изменений в отдельные решения Магаданской городской Думы" .

3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования в городских средствах массовой информации.


"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

(в ред. Решений Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д , от 24.04.2018 N 137-Д)

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан".

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации , федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , "Об отходах производства и потребления", "О недрах", "Об охране атмосферного воздуха", Лесным и Водным кодексами , Уставом муниципального образования "Город Магадан" .

1.3. Основными целями мероприятий по охране окружающей среды являются:

Определение приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды на территории городского округа;

Обеспечение конституционных прав жителей муниципального образования "Город Магадан" на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность и на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

Повышение уровня информированности, культуры, правовых знаний населения в области охраны окружающей среды;

Обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственного экологического контроля и надзора Российской Федерации, специалистами и представителями производственного и общественного экологического контроля по вопросам профилактики и предупреждения нарушений в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан".

1.4. Задачами мероприятий по охране окружающей среды являются:

Формирование основных направлений деятельности органов местного самоуправления в области организации мероприятий по охране окружающей среды и правовой основы организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования "Город Магадан";

Обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

II. Мероприятия по охране окружающей среды

2.1. Мероприятия по охране окружающей среды муниципального образования "Город Магадан" (далее по тексту также - городской округ) включают в себя:

1) мероприятия по благоустройству территории городского округа;

2) организацию использования, охраны, защиты лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

3) повышение уровня информированности, культуры, правовых знаний населения в области охраны окружающей среды;

4) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

(пп. 4 в ред. Решения Магаданской городской Думы от 24.04.2018 N 137-Д)

5) осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

6) осуществление муниципального лесного контроля;

7) наблюдение и сбор информации о состоянии окружающей среды;

8) проведение совещаний, конференций, семинаров, смотров, конкурсов по вопросам охраны окружающей среды;

9) развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры населения города;

9) работу с обращениями граждан по вопросам состояния и охраны окружающей среды;

10) осуществление общественного контроля в области охраны окружающей среды и рассмотрение результатов общественного контроля в соответствии с законодательством;

11) проведение акций по санитарной очистке особо охраняемых территорий города;

12) организация природоохранных мероприятий, направленных на создание условий и обустройство мест массового отдыха населения;

13) установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

14) организация мероприятий, создающих условия для развития экологического туризма в границах городского округа;

15) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации, Магаданской области и муниципальными правовыми актами.

2.2. Организация мероприятий по охране окружающей среды предусматривает:

Реализацию мероприятий по охране окружающей среды преимущественно через разработку целевых программ охраны окружающей среды и планов мероприятий, утверждаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами в порядке, предусмотренном законодательством и муниципальными правовыми актами;

Осуществление мероприятий по охране окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности на территории городского округа в соответствии с действующим законодательством.

III. Деятельность органов местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей среды

3.1. Магаданская городская Дума:

Принимает нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа;

Осуществляет контроль исполнения принятых нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;

Назначает публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городской Думы, по вопросам охраны окружающей среды при принятии решений, касающихся реализации проектов производственной и иной хозяйственной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду;

Осуществляет иные полномочия в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа в соответствии с законами Российской Федерации и законами Магаданской области.

3.2. Мэрия города Магадана:

Осуществляет разработку и реализацию программ, комплекс мер, прогнозов развития и планов по охране окружающей среды;

Взаимодействует с органами государственной власти, физическими и юридическими лицами в целях организации мероприятий по охране окружающей среды;

Принимает в пределах предоставленных полномочий решения по вопросам экологической экспертизы, делегирования экспертов для участия в государственной экологической экспертизе, осуществления иных, определенных законодательством, полномочий в области экологической экспертизы;

Получает от органов государственной власти информацию об объектах экологической экспертизы, о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

Осуществляет ведение учета природопользователей, объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа;

Осуществляет координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны окружающей среды и осуществления в пределах предоставленных полномочий проверок соблюдения ими исполнения законодательства, выполнения мероприятий по охране окружающей среды, требований, норм и правил;

Участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

Думы от 24.04.2018 N 137-Д)

Организует сбор, обработку, анализ информации о состоянии окружающей среды на территории городского округа, организацию информирования населения о состоянии окружающей среды;

Осуществляет организацию и развитие системы экологического образования, формировании экологической культуры среди населения городского округа, освещении экологических проблем в средствах массовой информации;

В области мероприятий по охране окружающей среды оказывает содействие физическим и юридическим лицам в привлечении в установленном законом порядке финансовых средств физических и юридических лиц, благотворительных фондов для проведения природоохранных мероприятий;

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

3.3. В целях обеспечения охраны окружающей среды органы местного самоуправления и их должностные лица имеют право:

Запрашивать у физических и юридических лиц информацию о проведении мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, об образовании и размещении отходов производства и потребления и наличии договоров с предприятиями, осуществляющими вывоз твердых коммунальных отходов;

(в ред. Решения Магаданской городской Думы от 18.04.2016 N 20-Д)

Получать от органов государственной власти, организаций, осуществляющих экологический мониторинг, данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и использовать их при принятии решений по оздоровлению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности территории городского округа;

Фиксировать факты и передавать материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения и уголовно наказуемого деяния в области охраны окружающей среды в соответствующие государственные органы;

Вносить предложения в соответствующие государственные органы о приостановлении или прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

Обладают иными правами, предусмотренными настоящим Положением и нормативными правовыми актами, необходимыми для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.

IV. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды

4.1. Финансовое обеспечение организации мероприятий по охране окружающей среды на территории городского округа является расходным обязательством муниципального образования "Город Магадан".

4.2. Расходы на указанные мероприятия осуществляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Город Магадан" на соответствующий финансовый год.

4.3. В целях реализации органами местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан" мероприятий по охране окружающей среды могут быть использованы иные источники финансирования, привлеченные в установленном законодательством порядке.

Глава муниципального образования
"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ

Для широкого распространения рационального природопользования человечество активно начинает предпринимать коллективные меры, выражающиеся в сотрудничестве стран в области охраны окружающей среды. Во многих странах приобрели вес партии «зеленых» (Германия, Бельгия, Франция и др.). Созданы международные организации и учреждения, занимающиеся этой проблемой. Прежде всего, это ООН, в рамках которой координируются работы по различным экологическим программам. Наиболее важной стала программа ЮНЕП. Многие программы осуществляет организация ЮНЕСКО («Гидрологическое десятилетие», «Аридные зоны», «Международная биологическая программа», «Человек и биосфера»). Крупнейшей организацией по охране природы является Международный союз охраны природы (он объединяет более 60 стран и осуществляет проекты более чем в 120 странах).

Наряду с истощением ресурсов, загрязнение окружающей среды является частью экологической проблемы человечества. Экологическая проблема возникает при нерациональном природопользовании, когда нарушен «обмен веществ» между человеком и природой. Причем все возрастающее «давление» общества на природу усугубляет эту проблему, уничтожая способность природы к самовосстановлению. Экологические проблемы возникают и могут решаться как на локальном или региональном уровнях (загрязнение промышленных районов, городских агломераций, природных объектов), так и на глобальном уровне («парниковый эффект», разрушение озонового слоя, выпадение кислотных осадков).

Решение глобальных экологических проблем носит международный характер и возможно лишь при объединении усилий всех стран. Международным сообществом намечены три пути решения проблемы экологии:

— сокращение выбросов отходов в природную среду за счет создания разнообразных очистных сооружений, применения новых видов топлива, полной переработки мусора и т. п.;

— внедрение новых технологий на основе малоотходных и безотходных производств (например, оборотное водоснабжение);

— рациональное размещение «грязных» производств (химической, металлургической, целлюлозно-бумажной промышленности, теплоэнергетики, производства стройматериалов) с учетом экологического фактора на основе .

Большинство стран стали проводить государственную экологическую политику, которая предполагает:

— создание государственных органов по охране окружающей среды;

— участие страны в международных программах и проектах по охране среды;

— принятие природоохранных законов;

Разработку системы административно-финансовой ответственности за нарушение законов по охране природы (например, штрафов).

Однако пока экологическая обстановка продолжает оставаться напряженной, несмотря на снижение уровня загрязнения окружающей среды во многих странах мира.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

  • - правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
  • - материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
  • - инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

  • - естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
  • - земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы.

Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств.

Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Следовательно, охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.

Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы являются: строгий контроль выбросов вредных веществ. Нужно заменять токсичные исходные продукты на нетоксичные, переходить на замкнутые циклы, совершенствовать методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.

Большую роль в защите окружающей среды от химических загрязнений начинает играть международное сотрудничество. В 1970-е в озоновом слое, защищающем нашу планету от опасного действия ультрафиолетового излучения Солнца, было обнаружено снижение концентрации О3. В 1974 установили, что озон разрушается под действием атомарного хлора. Одним из основных источников хлора, попадающего в атмосферу, являются хлорфторпроизводные углеводородов (фреоны, хладоны), используемые в аэрозольных баллонах, холодильниках и кондиционерах. Разрушение озонового слоя происходит, возможно, не только под действием этих веществ. Тем не менее, были предприняты меры по уменьшению их производства и использования. В 1985 многие страны договорились о защите озонового слоя. Обмен информацией и совместные исследования изменений концентрации атмосферного озона продолжаются.

Проведение мероприятий, предупреждающих попадание загрязняющих веществ в водоемы, включает установление прибрежных защитных полос и водоохранных зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих пестицидов, уменьшение сбросов промышленных предприятий за счет применения замкнутых циклов. Снижение опасности загрязнения нефтью возможно путем повышения надежности танкеров.

Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры - не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твердыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населенных мест, где такие нарушения были выявлены.

Наилучшим решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, все же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики все равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, все равно наносят ущерб окружающей среде.

Пока единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.

Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.

В деле охраны природы недопустимо медленное использование достижений научно-технического прогресса. Необходимы решительные меры правового, экономического и воспитательного характера, так как каждое живущее поколение отвечает перед потомками, перед историей за оставленную им среду обитания.

18.3.3.1. Охрана земель и недр

Почва - неизменный природный ресурс. Основными мероприятиями по охране почв являются:

1 . Защита почв от эрозии:

а) агротехнические мероприятия (углубление пахот
ного слоя, безотвальная обработка почвы и т.п.);

б) создание ветроустойчивого поверхностного слоя
(узкорядный и перекрестный способ посева и т.д.);

в) снегозадержание;

г) лесомелиорация;

д) гидротехнические сооружения.

2. Охрана почв от засолонения и заболачивания:


а) дренаж территории;

б) создание лесополос по каналам;

в) гипсование;

г) трехъярусная вспашка.

3. Защита почв от загрязнения. Источниками загрязне
ния почв являются:

■ животноводство;

■ нефтедобыча;

■ аэрозоли;

■ выпадающие с осадками бытовые и промышленные отходы;

■ синтетические соединения;

■ удобрения;

■ промышленные стоки и т.п.

Мерами борьбы с загрязнениями служат:

а) установка очистных сооружений;

б) разумное использование химикатов при обра
ботке почв и т.д.;

4. Закрепление и освоение песков.

5. Рекультивация земель - процесс восстановления разрушенных земель.

Необходимая охрана недр диктуется тем, что минеральные ресурсы относятся к разряду исчерпаемых и разработка месторождений влияет на другие природные ресурсы:

■ почвенный покров;

■ подземные воды;

■ леса и т.д.

Пути рационального использования и охраны невозобновляемых природных ресурсов включают:

■ комплексное применение полезных ископаемых;

■ борьбу с потерями при добыче;

■ транспортировку и переработку сырья;

■ утилизацию отходов продуктов переработки.

Во всем подразумевается комплексное использование, например:

■ большинство руд кроме основного компонента содержит другие ценные соединения, которые необходимо использовать;



■ при утилизации отходов извлекается дополнительное количество ценных компонентов.

Например, шлаки содержат цветные металлы; ценные вещества извлекаются из отходящих газов, пыли,


водостоков. Это необходимо не только для получения дополнительного сырья, но и для предотвращения загрязнения среды.

Сейчас мировые запасы многих веществ, добываемых в недрах, быстро убывают. Поэтому нужно экономить эти виды ценных веществ, заменяя их синтетическими продуктами, получаемыми из более распространенного сырья. Это тоже является принципом рационального природопользования.

18.3.3.2. Охрана воды

Запасы пресной воды на Земле не безграничны. Основной задачей охраны водных ресурсов является защита вод морей, океанов, рек и озер от загрязнения. Существует множество способов очистки сточных вод для предотвращения загрязнения.

Рациональное использование воды. Для предотвращения загрязнения водоемов идеальным способом является переход к замкнутым циклам производства, которые базируются на следующих принципах:

1. Создание на предприятиях единой системы водного хозяйства.

2. Водоотведение и очистка сточных вод перед-их повторным использованием.

3. Водообеспечение в основном за счет очищенных производственных, городских сточных вод.

4. Утилизация извлеченных из сточных вод ценных компонентов.

Экономия воды может дать сокращение водяного охлаждения за счет других его способов (например, воздушного). Способом рационального использования воды может служить использование сточных вод, не содержащих вредных примесей, для орошения земель.

18.3.3.3. Охрана воздушной среды

Основные источники загрязнения воздушной среды - промышленная деятельность человека и развитие автотранспорта. Выходом из ситуации, когда почти все предприятия в силу объективных причин загрязняют воздушную среду, может явиться создание очистных сооружений, переход на технологии, менее чувствительные для окружающей среды (например, создание электромобилей).


Замена нефти углем в качестве топлива для электростанций влечет за собой увеличение загрязнения воздуха. В связи с этим пытаются все больше увеличить высоту труб. В 60-х гг. рекордом была высота 100 м, в 80-х - 300 м, сейчас - свыше 400 метров (в Онтарио). Это помогает покончить с такими локальными следствиями загрязнения окружающей среды, как смог, но намного расширяет ореол загрязнения, в который попадают и другие страны.

Мероприятиями, направленными на предотвращение и предупреждение загрязнения воздуха, являются:

1. Улучшение существующих и внедрение новых технологий.

2. Улучшение состава топлива.

3. Рациональное размещение источников вредных выбросов.

18.3.3.4. Шумовые загрязнения

Сильные шумы вызывают раздражение нервной системы, расстройство слуха и т.д. Эти факторы являются главной причиной для борьбы с шумовыми загрязнениями. Меры, направленные на снижение шума, следующие:

1. Посадка зеленых насаждений. Зелень поглощает до 20% падающей на нее звуковой энергии.

2. Создание шумозащитных экранов в виде зданий бытового обслуживания, прозрачных экранирующих барьеров и т.д.

18.3.3.5. Охрана растительности

Мир растений - это источник жизни на Земле. Существование животных и человека невозможно без растений, дающих кислород и пищу. Поэтому охрана растений - одна из основных задач рационального природопользования. Охрана растительности осуществляется в следующих направлениях:

1. Борьба с лесными пожарами. Лес - это не случайное хаотическое скопление деревьев, кустарников. Это сложное сообщество древесных и травянистых растений, экологически связанных между собой и находящихся в тесном единстве с животным миром. Лес смягчает влияние холодных ветров и суховеев, улучшает климат. Более 60% биологически активно-


го кислорода дают леса. Велико значение леса и в охране водных ресурсов. Между тем самые производительные тропические леса уничтожены на 40% и сотни гектаров леса гибнут при пожарах. Можно выделить следующие мероприятия по охране леса от пожаров:

■ создание противопожарных барьеров - квартальных просек;

■ посадка лиственных опушек и т.д.

2. Борьба с вредителями и болезнями леса.

3. Защитное лесоразведение.

4. Охрана природных сенокосов и пастбищ.

5. Охрана отдельных видов растений.

18.3.3.6. Охрана животных

Охрана животных тесно связана с охраной растительности, почв, воздушной и водной среды. Вымирание видов животных связано с загрязнением среды, прямым истреблением, изменением ландшафта и т.д.

Для охраны животных создаются заповедники, питомники для разведения исчезающих видов, устанавливаются нормы отлова и отстрела и т.д. Каждый спасенный от гибели вид - это сохраненный для народного хозяйства природный ресурс. Каждый погибший вид - безвозвратно утерянные возможности обогащения человечества.