Определение правовой экспертизы нормативного правового акта. Правовая экспертиза нормативно-правовых актов: понятие, цели, порядок проведения. Вопросы для самоконтроля

Принципы ГП – общеобязательные положения, основные начала, которые пронизывают все нормы ГП и выражают его сущность. Нормы не должны противоречить принципам, указанным в ст. 1 ГК.

1) Принцип равенства всех участников – никто не обладает преимуществом перед другими. Даже государство не использует свои властные полномочия и участвует на равных в этих отношениях с другими субъектами.

2) Неприкосновенность всех форм собственности, т.е право частной собственности охраняется К РФ (ст. 35). В РФ признаются следующие формы собственности: частная (ФЛ+ЮЛ), государственная (федеральная + субъектов), муниципальная и иные (ст. 8). Принудительное отчуждение частной собственности допускается, но только на основании ФЗ и не иначе как по решению суда.

3) Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела – никто не в праве вмешиваться в частные дела, если субъекты осуществляют их в соответствии с законом.

4) Свободное перемещение по территории РФ товаров и услуг, финансовых средств – никто не в праве ограничивать единое экономическое пространство РФ. По ст. 74 К РФ ограничения возможны, но только на основании ФЗ и если это необходимо для обеспечения безопасности, жизни и здоровья людей, охраны природы и др.

5) Свобода договора
- свобода заключать или не заключать

Свобода выбора партнера

Свобода выбора условий

Стороны в праве заключать смешанные договор, в котором есть элемент нескольких

Стороны в праве заключать любой договор, даже не предусмотренный ГК РФ, лишь бы он ему не противоречил

6) Беспрепятственное осуществлении субъектами гражданских прав, их субъективных прав. Их восстановление и защита. Ограничение прав и свобод возможно по ст. 55 К РФ, но только на основании ФЗ и если это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечение обороны страны, безопасности государства, жизни и здоровья граждан и др.

7) Дозволительная направленность гражданско-правового регулирования – суть принципа сводится к двум аспектам: нормы ГП сформулированы на базе общего правила «разрешено все, что не запрещено законом»; диспозитивность правового регулирования.

8) Принцип добросовестности. Он изначально предполагается пока не будет доказано обратное.

Источники гражданского права (внешняя форма выражения)

По статье 71 К РФ и статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство в исключительном ведении Российской Федерации. Это значит, что ни субъекты РФ, ни органы местного самоуправления ни в праве принимать акты, содержащие гражданские нормы.

Система источников ГП РФ в зависимости их действия по юридической силе:

Конституция РФ

Международные договоры (по статье 15 К РФ нормы международного права и международные договоры являются частью правовой системы РФ). Международные обязательства имеют приоритет перед законодательством РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем законом РФ применяются нормы международного договора.

ГК РФ – в ст. 3 ГК указано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах не должны ему противоречить. Закон «О банкротстве» все коммерческие и некоммерческие м.б. признаны банкротами, кроме религиозных организаций, политических партий, учреждения и казенные организации. ИП тоже могут быть признан банкротом. Есть статья в данном законе о банкротстве физических лиц, но эта норма противоречит ГК РФ, поэтому она не работает.

Остальные ФЗ

Законы РСФСР И СССР в части, не противоречащей актам, указанным выше.

2. Подзаконные акты (принимают исполнительная власть и президент)

Указы президента

Постановления правительства

Ведомственные акты органов исполнительной власти

3. Обычаи – правила поведения, которые сложились в результате многократного применения в гражданском обороте. Обычай является источником ГП, только если он закреплен в какой либо правовой норме, которая придает ему юридическую силу. На сегодня статья 5 ГК РФ закрепляет в качестве источника ГП обычай. Если отношения сторон не урегулированы законом или договором, применяется обычай.

4. Нормы морали и нравственности не являются источником ГП до тех пор, пока они не будут закреплены в какой-либо правовой норме. Например, по ст. 169 ГК сделка признается не действительной, если она совершена с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности. Например, лицо м.б. выселено из жилого помещения, если оно нарушает нормы человеческого общежития.

5. Пленумы Верховного суда и Высшего Арбитражного не являются источниками гражданского права, т.к. они не содержат правовых норм. Они дают лишь разъяснения по вопросам применения законодательства, когда правовая норма является непонятной, имеет двойной смысл, когда судебная практика является противоречивой, когда вышестоящие суды отменяют решения нижестоящих. Разъяснения пленумов являются обязательными для применения всеми нижестоящими судами.

6. Судебная практика – это многократное единообразное разрешение судами одной и той же категории дел. Не является источником гражданского права и судья может вынести иное решение по данной категории дел. Моральный вред – физические или нравственные страдания человека. Всегда можно подать, когда посягают на нематериальные блага. ВС постановил, что юридическое лицо может подать на моральный вред только когда посягают на деловую репутацию. ВАС постановил, что на моральный вред может подать только физическое лицо. На сегодняшний день только физическое лицо может.



7. Судебный прецедент не является источником ГП, однако прецедент конституционного суда имеет признаки источника гражданского права. Прецедент конституционного суда – правило поведения выработанное им и закрепленное в резолютивной части его постановления. Это правило обязательно для применения всеми лицами в том числе и судами при рассмотрении аналогичных дел.

5. Система ГП – это его внутреннее строение, а так же его деление на под отрасли, институты, и субинституты.

Правовая норма – базовый элемент ГП, правило поведения, которое устанавливает и охраняется государством.

Под отрасль ГП – часть отрасли, которая объединяет однородные институты.

Вещное право

Обязательственное право

Наследственное право

Право интеллектуальной собственности

Нематериальные блага

Правовой институт – регулирует схожие отношения внутри под отрасли. Например наследственное право: институт наследования по закону, институт наследования по завещанию, институт приобретения наследства.

Правовой субинститут – регулирует схожие отношения внутри института. Субинститут обычного завещания, субинститут закрытого завещания, субинститут завещания по чрезвычайным обстоятельствам.

6. ГП в системе отраслей РП

Гражданское и административное право.
В ряде случаев имеют один и тот же предмет регулирования – имущественные отношения, однако метод административного права основан на власти и подчинении. Так же многие административные акты являются основаниями для возникновения гражданских отношений. Акт чиновника порождает правовые последствия.

Гражданское и финансовое право

По статье 2 ГК РФ к отношениям основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяется.

Гражданское и трудовое право

Оба регулируют отношения по поводу трудового процесса, однако трудовое право регулирует на основании трудового договора, а гражданское на основании договора подряда.

Гражданское и семейное право

Тесно связаны между собой, т.к. оба отрасли частного права. Понятийный аппарат гражданского права используется в семейном праве. В семейном праве делается акцент на личных отношениях между супругами, а не на товарно-денежном.

Гражданское, земельное и экологическое право

Гражданское право регулирует обращение земли и других природных объектов, находящихся в гражданском обороте, однако с ограничениями, установленными в земельном и экологическом праве.

Гражданское и уголовное право

Уголовное право так же охраняет имущественные отношения, устанавливая наказания за имущественные преступления. Их взаимодействие – это подача гражданского иска в уголовном процессе.

Гражданское право и гражданский процесс

Гражданский процесс регламентирует порядок рассмотрения гражданско-правовых споров.

Гражданское и конституционное право

Конституционное право определяет общие принципы правовой системы РФ, а гражданское конкретизирует их в своих нормах.

Конституция Российской Федерации, провозгласившая Россию федеративным правовым государством, состоящим из равноправных субъектов, закрепила разграничение предметов их ведения и полномочий. Субъекты Российской Федерации легитимно имеют свое законодательство, республики - конституцию, иные субъекты - устав (статья 5 Конституции Российской Федерации).

Активное нормотворчество субъектов Российской Федерации порождает огромное количество нормативных правовых актов. Важнейшим правовым инструментом, с помощью которого выявляются несоответствия между нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством является правовая экспертиза, проводимая Министерством юстиции Российской Федерации .

Экспертиза есть прикладное исследование конкретного объекта в целях достижения не собственно научного, а прикладного знания. Характерной особенностью такого исследования является применение особых, специализированных методик, отвечающих требованию проверяемости.

Поэтому, любая экспертиза имеет свой определенный порядок осуществления, предопределяемый спецификой предмета экспертизы и сферой применения специальных знаний .

Легальное определение понятия правовая экспертиза закреплено в приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». В частности, правовая экспертиза - это правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов).

Также можно считать легальным определение, указанное в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.1995 г. № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» указано, что правовая экспертиза правовых актов субъектов Российской Федерации осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта "а" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской

Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Как указано в юридической литературе, экспертиза нормативных правовых актов неразрывно связана с вопросом определения качества их норм, что в значительной мере помогает отследить недостатки современного законотворчества, обратить внимание законодателя на использование юридических категорий, зафиксированных в тексте Конституции Российской Федерации, а также выявить различного рода противоречия и несоответствия

между предписаниями федеральных законов, обусловленные

наличием или отсутствием межсистемной связи.

Согласно зарубежной теории права, в соответствии с «аналитической моделью, лежащей в основе законодательной методологии, оценка должна проводиться как до, так и после формального введения в действие закона. Таким образом, необходимо проводить различие между двумя различными перспективами или типами оценок: перспективной (ex-ante) и ретроспективной (ex-post) оценкой» . Как указывает профессор Люциус Мадер, вице-председатель Федерального Суда Швейцарии, «перспективная оценка выполняется перед принятием формальных законодательных решений в целях обеспечения лучшего понимания возможных или потенциальных воздействий планируемого закона. В частности, она может оказаться полезной при выборе соответствующих инструментов для решения той или иной законодательной проблемы. Ретроспективная оценка проводится после принятия закона, в ходе его применения или, в отдельных случаях, особенно если нормы ограничены во времени, непосредственно до или после завершения периода действия правовых норм. Целью ретроспективной оценки является определение того, что происходит после вступления в силу закона и предвосхищение реального воздействия законодательных действий» . Проведя аналогию, следует сказать, что проведение правовой экспертизы - это ретроспективная оценка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а правовая оценка их проектов - это перспективная оценка, даваемая специалистами - экспертами органов юстиции.

Под правовой экспертизой понимается деятельность специалиста - эксперта, правомочного органа государственной власти, направленная на исследование нормативного правового акта, на его соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и требованиям юридической техники. Результатом такого исследования является составление мотивированного экспертного заключения, направляемого в орган, принявший акт, в случае выявления в акте несоответствий нормам Конституции и федерального законодательства. Следовательно, основными признаками правовой экспертизы являются: а) интеллектуальная, аналитическая деятельность специалиста - эксперта, к которому предъявляются требования соответствующей квалификации и образования; б) осуществление в рамках деятельности правомочного органа государственной власти; в) исследование нормативного правового акта, то есть анализ текста нормативного правового акта на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, а также соответствия текста и формы акта требованиям юридической техники .

Принципы проведения правовой экспертизы - комплекс идей, применение которых помогает достигать качественных результатов при проведении юридического анализа документов. Проведение правовой экспертизы опирается на общие принципы, характерные для проведения других видов экспертиз.

1. Соблюдение прав и свобод физического или юридического лица. Эксперт, в первую очередь, обращает внимание на то, насколько документ соответствует международным и федеральным основам правовых норм. Дискриминирующий документ не может считаться законным.

2. Научность. Правовая экспертиза проводится на основе тщательно разработанной и выверенной научной методики.

3. Независимость. Эксперты, которые занимаются анализом документов, не должны быть заинтересованными лицами, поскольку это может привести к тому, что оценка будет субъективной. Из этого следует следующий принцип.

4. Объективность. Экспертиза проводится в

соответствии с обоснованными и достоверными методами, которые применяются для получения и толкования результатов анализа. Эти методы исключают возможность субъективной оценки.

5. Профессионализм. Только квалифицированный

эксперт имеет право проводить правовую экспертизу. Предпочтительнее, если он специализируется в той сфере юриспруденции, документы которой оценивает.

6. Своевременность. Правовая экспертиза носит

превентивный характер, то есть документ нужно проверять до его подписания и вступления в силу. Ряд документов нужно также анализировать поствременно, если были отредактированы законы, которые касаются данного нормативного акта.

7. Полнота. Документ, проверяемый частично, может иметь ряд ошибок, которые эксперт упустит из вида, если перед ним будет стоять задание проверить только определенную часть документа или оценить нормативно-правовой акт по определенному критерию. С другой стороны, этот принцип не касается тех юридических экспертиз, которые проводятся повторно, если нужно проанализировать только какой-то спорный момент документа.

8. Соответствия заявленным вопросам. Правовая экспертиза не может считаться проведенной, если ряд пунктов остался без ответов. Эксперт обязан проводить экспертизу в первую очередь для выяснения тех вопросов, которые перед ним были поставлены заявителем.

9. Финансовая обеспеченность. Правовая экспертиза требует глубоких знаний, наличия информативной базы. Специалист затрачивает определенное время на анализ данных, поэтому любая экспертиза финансируется должным образом. Однако этот принцип является спорным на практике, поскольку в последнее время эксперты, анализирующие, например, судовые решения, должны это делать безвозмездно с целью исключения субъективности оценки.

10. Гласность. С результатами экспертизы имеет право ознакомиться любое заинтересованное лицо. Информация о результатах экспертизы также может быть доступной для общества, в том числе через СМИ.

11. Проверяемость. Результаты экспертизы должны быть четко обоснованными - каждую найденную ошибку эксперт обязан аргументировать. В случае необходимости правовая экспертиза может быть повторной, поэтому ее выводы должны иметь четкие ссылки на действующее законодательство.

12. Ответственность. Эксперт должен понимать, что выводы, которые он озвучивает в результате проверки, влияют на то, какое решение будут принимать лица, обратившиеся к нему. Отметим, что этот принцип в первую очередь касается экспертов госорганов, которые несут ответственность согласно законодательству.

Эти принципы являются основными, но пока четко не прописаны на законодательном уровне.

Еще по теме Понятие экспертизы нормативного акта. Принципы проведения экспертизы нормативного акта.:

  1. Понятие экспертизы нормативного акта. Принципы проведения экспертизы нормативного акта.
  2. 4.1.4 Содержание экспертизы нормативного акта. Правовая экспертиза нормативного акта. Результаты экспертизы нормативного акта.
  3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  4. § 3. Проблема иерархического построения общегосударственных и региональных (местных) нормативных правовых актов о труде в государствах - членах ЕАЭС
  5. § 1. Понятие, функции и современное состояние систем гражданскоправовых договоров по принципу дихотомии
  6. § 1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в системе мер по предупреждению коррупции в России
  7. § 2. Элементы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
  8. § 1. Выявление коррупциогенных факторов как основа экспертной работы по проверке нормативного правового акта на коррупциогенность
  9. § 2. Повышение качества экспертной работы на основе разработки предложений по применению «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»
  10. Список использованных нормативных правовых актов и литературы

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

знать

  • понятие и признаки правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
  • принципы и функции правовой экспертизы;
  • структуру заключения эксперта по результатам проведения правовой экспертизы;

уметь

  • анализировать тексты нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
  • аргументировать свою позицию по выявленным недостаткам исследуемого акта;

владеть

  • навыками юридического исследования проектов нормативных правовых актов на предмет соответствия их Конституции РФ, федеральным законам, наличия юридико-технических ошибок;
  • юридической терминологией в сфере экспертной деятельности.

Понятие, признаки и виды правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Процесс правотворческой деятельности сопровождается производством различных видов экспертиз законов и подзаконных актов, а также проектов законов и подзаконных актов.

Экспертиза (от лат. experior - пробовать, испытывать) - исследование какого-либо вопроса, которое осуществляется лицом, обладающим специальными познаниями в той или иной области, завершающееся вынесением заключения.

Подобные толкования термина «экспертиза» встречаются в большинстве словарей, научных исследований, учебниках и т.д.

Экспертиза нормативных правовых актов в последние годы вызывает интерес у представителей органов государственной власти, в обществе, в научных кругах, о чем свидетельствуют принятые для регулирования этой деятельности нормативные правовые акты, защищенные диссертации, опубликованные монографии, публичные обсуждения и т.п. Подобное внимание вызвано тем, что бурные преобразования, происходящие в России, требуют по-настоящему качественной и эффективной нормативной базы, чего нельзя добиться без критического исследования проектов законов и подзаконных актов.

Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов характеризуется следующими чертами :

  • а) экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является обязательной составляющей правотворческого процесса;
  • б) экспертиза нормативных правовых актов и их проектов выступает в качестве превентивной меры устранения негативных факторов в этих документах;
  • в) ее объектом являются действующие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов;
  • г) последствием ошибки в проведении экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является дефектность правового акта;
  • д) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является несудебиой экспертизой.

Наиболее распространенные виды экспертиз представлены на рис. 7.1. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

Педагогическая экспертиза , как сказано в ст. 94 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», проводится в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Проведение педагогической экспертизы организуется органами исполнительной власти, которые привлекают для этого физических и юридических лиц, имеющих необходимую квалификацию. Порядок проведения педагогической экспертизы утвержден постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», а форма заключения - приказом Министерства образования и науки РФ от 25 апреля 2014 г. № 410 «Об утверждении формы заключения по результатам проведения педагогической экспертизы».

Рис. 7.1.

Криминологическая экспертиза - это исследование, которое проводится в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с целью установления их возможной криминогенное™. В частности, как отмечает Л. В. Пинчук, в результате криминологической экспертизы дается оценка :

  • соответствия нормативных правовых актов и их проектов социальным потребностям общества в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • допустимости принятия, изменения и реализации законов и подзаконных актов с точки зрения их влияния на детерминанты преступности;
  • вероятных последствий антикриминогенного характера.

Подобные исследования проводятся не только с привлечением криминологов, специалистов в уголовном, уголовно-процессуальном и других отраслях права, по и с участием экономистов, социологов, политологов и т.д. Результатом криминологической экспертизы является подготовка заключения, содержащего предложения и рекомендации по совершенствованию нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта.

Лингвистическая (юридико-лингвистическая) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится для оценки их соответствия правилам литературного русского языка с учетом юридической специфики. Как правило, эти исследования проводятся юридическими службами или подразделениями государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающими за документооборот. В процессе лингвистической экспертизы выявляются недостатки в тексте нормативного правового акта или его проекте, в частности, грамматические, стилистические, логические и иные ошибки, а также даются рекомендации по их устранению.

Экологическая экспертиза , как следует из ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», предполагает установление соответствия исследуемого документа экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза может быть как государственной, так и общественной.

Описанные выше, а также другие виды экспертиз нормативных правовых актов имеют общей целью увеличение уровня качества принимаемых и действующих нормативных правовых актов. В большинстве случаев в отношении одного акта осуществляется несколько видов исследований, при этом правовая, антикоррупционная и лингвистическая экспертизы практически всегда являются неотъемлемыми составляющими правотворческого процесса .

Понятие «правовая экспертиза» в широком смысле включает в себя множество различных видов экспертиз, которые проводятся по основаниям и в порядке, установленным нормативными правовыми актами, а их результаты используются при принятии юридических решений (криминалистическая, военно-врачебная, медико-социальная, экологическая И др.).

Применительно к исследованию нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в литературе и правовых актах встречаются понятия «правовая экспертиза» и «юридическая экспертиза», которые тождественны друг другу.

В узком смысле правовая (юридическая) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов - это исследование законов и подзаконных актов, а также проектов законов и подзаконных актов, проводимое на основании нормативного предписания компетентным в сфере юриспруденции субъектом, с целью определения его соответствия системе законодательства и требованиям юридической техники, в результате которого выносится мотивированное заключение.

Вместе с тем следует отметить, что есть авторы, считающие, что юридическая экспертиза и правовая экспертиза различаются между собой по характеру исследования - в первом случае рассматривается вопрос соответствия документа вышестоящим правовым актам, во втором - требованиям норм права, общественному интересу, социальным потребностям .

Специфическими чертами правовой экспертизы нормативного правового акта являются :

  • а) особый предмет исследования - допустимость и правомерность принятия потенциального или действующего нормативного правового акта с учетом действующей системы источников права;
  • б) определенный набор методов исследования (формально-юридический, системный, логический, сравнительно-правовой);
  • в) наличие специальных субъектов, полномочных осуществлять ее проведение;
  • г) особый характер экспертного заключения, содержащего результат проведенного экспертами-юристами анализа.

В зависимости от оснований классификации можно выделить следующие виды правовых экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов .

  • По объекту экспертизы:
    • - правовая экспертиза нормативного правового акта;
    • - правовая экспертиза проекта нормативного правового акта.
  • По видам проектов нормативных правовых актов, в отношении которых проводится правовая экспертиза:
  • - правовая экспертиза законопроектов;
  • - правовая экспертиза проектов подзаконных актов.
  • По последовательности проведения правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов:
    • - первичная правовая экспертиза;
    • - последующая правовая экспертиза (повторная и дополнительная).
  • По субъектам проведения правовой экспертизы:
  • - правовая экспертиза, проводимая юридическим подразделением федерального органа исполнительной власти;
  • - правовая экспертиза, проводимая Минюстом России;
  • - правовая экспертиза, проводимая иными государственными органами (Государственно-правовым управлением Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, правовыми управлениями Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ и др.).
  • По числу участников проведения экспертизы:
    • - правовая экспертиза, осуществляемая единолично одним экспертом;
    • - правовая экспертиза, осуществляемая группой экспертов.
  • По числу объектов правовой экспертизы:
  • - однообъектная правовая экспертиза (один нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта);
  • - многообъектная правовая экспертиза.

Таким образом, правовая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится для того, чтобы в результате правотворческой деятельности был создан качественный документ, который мог бы полноценно регулировать общественные отношения, не создавая при этом возможностей для толковательных и право- реал изационных ошибок.

1. Антикоррупционная политика РФ

Послание Президента РФ. à Стратегическая задача – необходимость борьбы с коррупцией (+ одна из целей – экспертиза).

Прописывается с 1994г. Не ставилась данная задача в 2003-2004гг.

Направления противодействия коррупции:

1) Развитие специального антикоррупционного законодательства на федеральном и региональном уровнях;

2) Корректировка действующих законодательных и подзаконных актов с учетом антикоррупционных требований;

3) Упорядочение статуса органов государственной и муниципальной власти и их служащих;

4) Развитие системы мониторинга правоприменения и разработка показателей действий законов и иных НПА;

5) Организация и проведение антикоррупционной экспертизы.

Предложение (т.зр. С.В. Максимов) – принятие ФЗ «О нормативных правовых актах» и соответствующих региональных законов (Закон о законах).

Основополагающие м/н акты в сфере противодействия коррупции, в которых участвует РФ:

v Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999г.

v Конвенция ООН о коррупции 30.10.2003г.

Указ Президента РФ от 13.03.2012 №297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесения изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции».

2. Экспертиза: понятие и виды

Экспертиза (понятие):

ð Исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в определенной области.

ð Исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Признаки экспертизы:

ª Применение специальных познаний в форме исследования к определенному объекту и предмету;

ª Осуществление исследования особым субъектом – экспертом;

ª Получение новой информации;

ª Оформление результатов в виде соответствующего заключения.

Сведения, отражающиеся в экспертном заключении:

ü Реквизиты акта, проходящего экспертизу

ü Повод (поводы) проведения экспертизы

ü Предмет правового регулирования акта

ü Цель принятия акта

ü Состояние правового регулирования

Виды экспертиз:

1) Криминологическая экспертиза – проводится в целях оценки криминальных последствий принимаемых правовых актов в различных сферах жизнедеятельности общества.

2) Лингвистическая (юридико-лингвистическая) экспертиза – оценка соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка НПА-ов.

3) Общественная экспертиза – проводится Общественной палатой РФ и общественными советами, созданными при федеральных органах исполнительной власти. ФЗ «Об Общественной палате РФ» 2005 г. (п.3 ст.2)


4) Научная экспертиза – проводится научными учреждениями и ВУЗами соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов.

5) Финансовая (финансово-экономическая) экспертиза – проводится счетной Палатой РФ

6) Экологическая экспертиза – проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям.

7) Техническая (научно-техническая) экспертиза – проводится с целью анализа их специальной технической составляющей.

8) Социальная экспертиза – проводится с целью выявления и оценки возможных результатов влияния реализации правового акта на состояние к-л социальных предметов. Постановление Правительства Москвы от 14.08.2007г. «О порядке проведения социальной экспертизы проектов городских целевых программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест в г.Москве»

9) Гендерная экспертиза – осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ (координационный орган для согласования действий ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, органов МСУ и общественных организаций).

Экспертиза правовых актов и проектов ПА позволяет (значение):

R На ранних стадиях правотворчества устраняются имеющиеся недоработки, ошибки; экспертиза позволяет минимизировать различные негативные факторы, способствуя принятию эффективного ПА.

R При сопряжении с правовым мониторингом устранять недостатки действующих правовых актов.

3. Правовая экспертиза

ПЭ – это контроль за соответствием как внешней формы НПА (его проекта), так и его содержания актам, вышестоящим по юридической силе, действующему порядку и юридической технике.

1) По видам проектов НПА, в отношении которых проводится ПЭ:

§ ПЭ законопроектов

§ ПЭ проектов распоряжений и указов Президента РФ

§ ПЭ распоряжений и постановлений Правительства РФ

§ ПЭ проектов НПА ФОИВ (министерства, службы, агентства)

2) По последовательности проведения ПЭ проектов НПА:

o Первичная ПЭ

o Последующая ПЭ (повторная и дополнительная)

3) По числу участников проведения экспертизы:

Ø ПЭ, осуществляемая единолично одним экспертом

Ø ПЭ, осуществляемая комиссионно (группой экспертов)

4) По субъектам проведения ПЭ:

­ ПЭ проводится юридическим подразделением ФОИВ

­ ПЭ, проводимая Министерством Юстиции РФ

­ ПЭ, проводимая иными государственными органами (Государственно-правовым управлением президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, правовыми управлениями Госдумы и Совета Федерации ФС РФ и др.)

5) По числу объектов ПЭ:

· Однообъектая ПЭ, когда предметом экспертизы является один проект НПА

· Многообъектная экспертиза – предметом является совокупность взаимосвязанных проектов НПА

Правовая экспертиза не равна юридической экспертизе. ПЭ шире чем ЮЭ. Указ Президента РФ от 18 января 2010г. №80.

Примеры (замены понятий в 2010г):

Этапы проведения правовой экспертизы:

1) Установление формы ПА, его целей, задач

2) Установление состояния правового регулирования в соответствующей сфере

3) Установление компетенции органа, принявшего акт

4) Установление соответствия норм, содержащихся в акте, действующему законодательству

5) Определение порядка принятия, обнародования и вступления в силу акта

6) Соблюдение требований ЮТ

Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (п.2)

4. Антикоррупционная экспертиза (АЭ)

Цель – выявление и устранение правовых предпосылок коррупции (коррупциогенных факторов ).

ФЗ от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ФЗ 17.07.2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА»

ФЗ от 17.01.1992г. №2020-1 «О прокуратуре РФ»

Постановление Правительства РФ от 26.02.2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА»

Антикоррупционная экспертиза (АЭ) и правовая экспертиза:

2 качества:

1) АЭ может являться одним из этапов правовой экспертизы наряду с юридико-лингвистической

2) АЭ – самостоятельный вид экспертизы НПА и проектов НПА

Субъекты, организующие проведение АЭ:

1) Президент РФ – определяет политику по противодействию коррупции и осуществляет свои полномочия через Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Совет образован в соответствии с Указом Президента «О мерах по противодействию коррупции»

2) Федеральное собрание РФ – участвует в определении и реализации политики, разрабатывая и принимая соответствующие законы; обеспечивает соответствие законопроектов законодательству об антикоррупционной экспертизе.

3) Правительство РФ – определяет функции ФОИВ по проведению антикоррупционной экспертизы, ее порядок проведения иными субъектами.

Субъекты, проводящие АЭ:

v Прокуратура РФ

v ФОИВ в области юстиции (Министерство Юстиции РФ) и его территориальные подразделения

v Иные государственные органы и организации, наделенные правом принятия НПА (например, ЦИК РФ, ЦБ РФ)

v Органы государственной власти субъектов РФ

v Органы МСУ

v Должностные лица перечисленных органов и организаций

Ст.9.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ» - проведение АЭ НПА.

Министерство Юстиции РФ. Указ Президента от 13.10.2004 №1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ» (полномочия: пп.8, 8.1 п.7). Приказ Министерства юстиции РФ от 29.10.2003г. №278 «Об утверждении рекомендаций по проведению юридической экспертизы НПА субъектов РФ»

Министерство юстиции:

Федеральная служба исполнения наказаний

ФС судебных приставов

Приказ ФСБ от 24 ноября 2009г. №606 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения АЭ проектов НПА ФСБ РФ и НПА ФСБ РФ в органах ФСБ»

Органы субъектов РФ

3 способа проведения АЭ:

1) В законах о противодействии коррупции в качестве самостоятельного средства противодействия коррупции (Закон КО 2009г «О противодействии коррупции в КО» (ст.11))

2) В отдельных законах об АЭ (Закон Забайкальского края «Об АЭ…»)

3) В подзаконных актах органов исполнительной власти субъектов РФ (Постановление Правительства Саратовской области 2009г. «О проведении АЭ НПА области и проектов НПА»…)

Коррупциогенный фактор (КФ) – это дефекты норм, которые способствуют или могут способствовать коррупционным проявлениям, в т.ч. создавать условия для их формальной легитимности.

2 группы КФ:

1) Установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения:

ð Широта дискреционных полномочий:

· отсутствие или неопределенность сроков, условий и оснований принятия решения

· наличие дублирующих полномочий органов гос.власти или органов МСУ

ð Определение компетенции по формуле «вправе» - частный случай проявления широты дискреционных полномочий

ð Выборочное изменение объема прав

ð Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества

ð Принятие НПА за пределами компетенции

ð Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие делегирования полномочий

ð Отсутствие или неполнота административных процедур

ð Отказ от конкурсных (аукционных) процедур

R Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права

R Злоупотребление правом заявителя органами гос.власти или органами МСУ

R Юридико-лингвистическая неопределенность

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В МЧС РОССИИ

В.А. Зокоев, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. А.К. Дзугкоев.

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Рассматривается такой необходимый элемент нормотворческого процесса в подразделениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как правовая экспертиза правовых актов и их проектов.

Ключевые слова: правовая экспертиза, нормативный правовой акт, эксперт, МЧС России

THE LEGAL EXPERTISE OF REGULATORY LEGAL ACTS IN THE ADMINISTRATION BODIES EMERCOM OF RUSSIAN

Saint-Petersburg university of the State fire service of EMERCOM of Russia. A.K. Dzugkoev.

Saint-Petersburg institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In this article the author reveals an essential element of the rulemaking process in units of EMERCOM of Russia such as legal expertise of legal acts and their projects.

Key words: legal expertise, normative-legal act, expert, EMERCOM of Russia

Право - важнейший регулятор общественных отношений. Именно через правовые установки достигается необходимая упорядоченность и стабильность в жизни социума. Еще И. Кант предупреждал, что право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попирания свобод человека . Ориентир необходимо держать не на право как таковое, а на право истинное, отражающее насущные и перспективные потребности общественного развития. Именно поэтому Президент Российской Федерации в своих ежегодных Посланиях Федеральному собранию уделяет огромное внимание укреплению и значимости права в свете формирования в Российской Федерации демократического общества, общества господства права, режима законности, стабильного правопорядка во всех сферах жизнедеятельности.

Право является результатом сложнейшей работы государственных органов, и оно в данном контексте понимается как система нормативных правовых актов.

В свете проводимых политических, экономических и административных реформ в стране возросли требования к организации нормотворческого процесса проводимого органами государственной власти, поскольку качество нормотворческой деятельности - это качество самого права.

Однако, несмотря на большие качественно новые перемены в российской правовой действительности, все так же активны бюрократизация права и нормативная конфликтность, бытует моральная устарелость норм, проявляется нестабильность правового регулирования и много других недостатков.

С полной уверенностью можно утверждать, что нормативно-правовая база требует постоянной переработки, так как должна соответствовать потребностям развития общества, новым задачам и целям, которые стоят перед ним, и это касается не только федерального, регионального, но и ведомственного нормативного материала.

Каждый руководитель государственного аппарата любого уровня должен знать технологии нормотворческого процесса, чтоб создавать нормы права с максимальным качеством и как следствие для правоприменителя с удобным и ясным пониманием применения этих норм в практической деятельности.

В научной литературе констатируется, что «... право - мощный, высокоэффективный инструмент проведения в жизнь политики государства, специфическое средство (форма) организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления его задач и функций» . Поэтому государство не может быть безразличным к тому, как осуществляется правовое регулирование общественных отношений, насколько эффективен его механизм. Правовая политика государства своим влиянием охватывает все аспекты правового регулирования - от формулирования права в виде нормативных правовых актов до обеспечения их реализации . В этой связи в содержании правовой политики юристы выделяют несколько направлений (форм): правотворческое (нормотворческое), правоприменительное, правоохранительное и правоинтерпретационное. Авторы отводят правотворческому направлению среди названных форм правовой политики особую роль, и это связано с тем, что нормативные правовые акты выступают действенным и естественным каналом, через который реализуется потенциальная энергия права. Все остальные формы правового регулирования подчинены обеспечению реализации содержащейся в них государственной воле. Цель государства при этом состоит в создании эффективной законодательной основы человеческой деятельности, обеспечении единства в системе юридических норм правовых институтов, субъективных прав, обязанностей, запретов, поощрений, санкций, льгот и т. д.

В формировании правовой политики государства активное участие принимают федеральные органы исполнительной власти, они практически реализуют ее положения в своем нормотворчестве и деятельности подведомственных органов и подразделений, определяют задачи, направления и средства совершенствования правового регулирования в полномочных сферах деятельности, подготавливают предложения по корректировке действия правовой политики и докладывают их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Однако в МЧС России в отличие от других министерств и ведомств в настоящее время такой концепции нет, и, по мнению авторов, она должна появиться в максимально короткие сроки, так как это основной документ, который должен определять направления правовой политики в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, этим документом определяются основы формирования национальной правовой базы в сфере деятельности МЧС России.

Процесс по совершенствованию нормативной базы в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должен носить непрерывный характер, и в этой связи, в целях определения перспективных задач развития правовой деятельности МЧС России, необходимо выработать и сформировать единые подходы по вопросам выработки и реализации ведомственной правовой политики, основные направления совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы МЧС России на долгосрочную перспективу. Данный концептуальный документ должен держать свой ориентир на достижение качественно нового, более высокого уровня нормативного правового регулирования деятельности структурных подразделений МЧС России.

Как показывает практика, действующие нормативные правовые акты в МЧС России содержат значительное количество норм, существенно снижающих эффективность правового регулирования в отдельных областях общественных отношений. Подчас применение норм права приносит противоположный от ожидаемого эффект. Повседневная

жизнь свидетельствует о некачественности российского законодательства, которое среди прочих проблем способствует злоупотреблению властными полномочиями и, как следствие, порождает коррупцию. Ведь еще в древности великий мыслитель Сократ задавал вечный вопрос Гиппию о том, является ли вредом или пользой закон для государства, на что Гиппий отвечал: «устанавливается закон, я думаю ради пользы; иногда же он приносит и вред, когда его плохо установили» .

Задачам по приведению нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством недопущению в них нормотворческих ошибок и повышению их эффективности способствует экспертиза правовых актов и проектов правовых актов, являющаяся одним из значимых элементов правотворческого (законотворческого) процесса. Основная цель экспертизы - разработка и принятие качественных нормативных правовых актов, соответствующих Конституции Российской Федерации и российскому законодательству.

Нормотворческий процесс в МЧС России представляет собой процедуры (алгоритмы) осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, и он должен быть построен таким образом, чтобы в значительной мере минимизировать риски принятия некачественных актов. В этой связи экспертиза правовых актов и проектов к ним является одним из значимых элементов нормотворческого процесса в МЧС России.

Термин «экспертиза» происходит от латинского слова «ехреЛш», что означает опытный, сведущий. Например, современный экономический словарь под экспертизой понимает анализ, исследования, проводимые привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемые выпуском акта, заключения, в отдельных случаях -сертификата качества, соответствия; проверку подлинности денежных знаков, ценных бумаг, документов; проверку качества товаров, работ, услуг .

Экспертиза - заключение, данное сведущими людьми, приглашенными для исследования или для осмотра чего-либо; а также и само это исследование, сам осмотр.

Таким образом, из всего многообразия понятий, которые даются в различных словарях, под экспертизой в основном понимается исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения .

В своих научных трудах, в том числе и диссертационных исследованиях, ученые -юристы дают различные определения экспертизе. Например, под экспертизой К.И. Плетнев понимает основанное на использовании накопленных человеческих знаний и опыта изучение каких-либо вопросов, проводимое по определенным правилам, специально отобранными высококвалифицированными специалистами в целях обеспечения принятия решений по данным вопросам наиболее полным объемом необходимой и достаточной для этого информации . Ралдугин Н.В. определил экспертизу как деятельность специалистов (группы специалистов или специализированных учреждений) по исследованию конкретного предмета с использованием профессиональных знаний в соответствующей области и предоставлением заключения, содержащего результаты такого исследования и ответы на поставленные вопросы . Разуваев А.А. под экспертизой понимает основанное на применении специальных познаний исследование, осуществляемое сведущими лицами (экспертами), выполненное по поручению заинтересованных лиц, в целях установления обстоятельств, существенных для принятия правильных и обоснованных решений и дачи заключения по результатам такого исследования .

Таким образом, анализируя данные научных исследований в основе проведения любого вида экспертизы, лежат специальные знания, то есть система теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки или профессионального опыта. Экспертная деятельность - это «целенаправленная, квалифицированная, характеризующая удовлетворение спроса процедура оценки ситуации, явления (действия), определения

закономерностей ее развития с последующим выявлением тенденций и построением прогноза на основе собственной и (или) заимствованной методики» .

Итак, для проведения любого вида экспертной деятельности необходимо быть квалифицированным специалистом в определенной области знаний, уметь применять эти знания в исследовательской деятельности искомого объекта и предмета, уметь оформлять результаты исследования, то есть полученных в результате исследования новых знаний об объекте и предмете установленным образом в виде квалифицированного заключения.

Закиров И.А. в своем диссертационном исследовании дает научное определение правовой экспертизе и выделяет несколько видов правовых экспертиз: экспертиза правовых актов и проектов правовых актов, судебная экспертиза, градостроительная экспертиза, таможенная экспертиза, военно-врачебная экспертиза и т.д. Выделяя экспертизу нормативных правовых актов и их проектов как один из видов правовой экспертизы, которой присущи в полной мере все признаки данной экспертизы, И.А. Закиров считает, что она обладает также и особенными признаками, которые свойственны только ей.

Экспертиза правовых актов и проектов правовых актов является неотъемлемой и составной частью нормотворческого процесса;

Экспертиза правовых актов и проектов правовых актов проводится с целью обеспечения соответствия нормативных предписаний Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, положениям федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, ранее изданным ведомственным нормативным правовым актам;

В процессе экспертной деятельности правовых актов и проектов правовых актов экспертом устраняются нормотворческие ошибки (неверные юридические сегменты) различного характера и формулируются предложения и варианты устранения выявленных погрешностей;

Предметом правовой экспертизы является проект нормативного правового акта в единстве его текста, структуры и формы;

Последствием ошибки в проведении экспертизы правовых актов и проектов правовых актов является дефектность правового акта и, как следствие, бюрократизация права, нормативная конфликтность, моральная устарелость норм, нестабильность правового регулирования, неэффективное правоприменение, коррупциогенность правовых норм;

Экспертиза правовых актов и проектов правовых актов проводится перед представлением в полномочный орган или на подпись должностному лицу.

Выделение признаков какого-либо явления позволяет сформулировать его определение.

Так, экспертизу правовых актов и проектов правовых актов в широком смысле слова можно представить как исследование, осуществляемое лицами, обладающими специальными познаниями, в целях определения качества правовых актов и проектов правовых актов и прогнозной оценки возможных последствий их реализации и/или принятия.

В МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от 23 марта 2004 г. № 140 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их государственной регистрации» , нормативно-правовой акт, согласованный заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата, организациями МЧС России и заместителями министра, представляется ответственным исполнителем на правовую экспертизу в правовое управление. Данный приказ не раскрывает сущности и содержания правовой экспертизы нормативных правовых актов, поэтому при проведении экспертного анализа юрист правового управления руководствуется научными знаниями и приобретенным практическим опытом. Этот процесс включает в себя различные действия и операции, осуществляемые экспертом при производстве самой экспертизы. Под действием эксперта следует понимать

внешне выраженный акт его поведения, а под операцией - совокупность действий, объединенных локальной целью. При этом действия эксперта осуществляются по определенной методике посредством исследования объектов экспертизы с использованием различных методов и средств.

Совокупность различных действий и операций эксперта, осуществляемых им в процессе исследования конкретного объекта, образуют содержание экспертизы правовых актов и проектов правовых актов.

В ходе проведения экспертного анализа юрист, сотрудник МЧС России, полностью поглощен в мыслительный процесс, который включает совокупность мыслительных операций, совершаемых им на основе различных экспертных методик и собственного опыта практической деятельности.

Экспертиза правовых актов и проектов правовых актов позволяет:

На ранних стадиях правотворчества устранять имеющиеся недоработки, ошибки, различные негативные факторы, способствуя принятию качественного, эффективного правового акта, не содержащего изъянов различного характера;

При сопряжении с правовым мониторингом устранять недостатки действующих правовых актов.

Для эффективного проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов эксперт должен произвести комплекс последовательных действий:

Оценить соответствие нормативных правовых предписаний проекта правовых норм актам высшей юридической силы;

Оценить согласованность положений проекта с актами однопорядковой юридической силы (к примеру, согласованность проекта ведомственного нормативного акта с другими ведомственными актами);

Оценить внутреннюю согласованность правовых норм и других элементов проекта нормативного правового акта;

Выявить положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции;

Оценить и учесть результаты независимой экспертизы;

Проверить соблюдение правил оформления проекта нормативного правового акта (юридической тактики, возможности удовлетворения интересов будущих субъектов правовых отношений, соответствия акта правилам современного русского литературного языка, необходимости финансово-экономического обеспечения, вероятности причинения ущерба окружающей природной среде и др.);

Сформулировать и предложить разработчикам проекта нормативного акта варианты устранения выявленных погрешностей;

Квалифицированно оформить результаты заключения экспертизы.

Экспертиза правовых актов и их проектов в МЧС России должна соответствовать следующим требованиям:

Информированность всех заинтересованных лиц как по поводу направляемых на экспертизу правовых актов (проектов правовых актов), так и о проведении экспертизы, о ее результатах с учетом последующего устранения сделанных замечаний;

Подбор профессиональных, компетентных и независимых экспертов (специалистов);

Соблюдение качественных показателей и недопустимость формализма при проведении экспертизы;

Осуществление экспертизы с учетом системного подхода;

Научная обоснованность и законность выводов, содержащихся в заключение экспертов (специалистов);

Личная ответственность экспертов (специалистов) за выводы, сформулированные в экспертном заключении.

Соблюдение юристами, сотрудниками МЧС России всех требований, перечисленных авторами, будет способствовать повышению эффективности экспертной деятельности, а это, в свою очередь, позволит принимать качественные нормативные правовые акты.

Литература

1. Кант И. Собр. соч. Т. 4. Гл. 2. М., 1965. С. 140.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. М., 2009. С. 2-9.

3. Байтын М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд., доп. М., 2005. С. 75.

4. Муромцев Г.Н., Мальцев Г.В., Лукашева Е.В. Право и политика современной России. М., 1996. С. 5-8.

5. Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 390.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 1999. С. 479.

7. Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 704.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 787.

9. Плетнев К. И. Экспертиза в развитии экономики по инновационному пути. М., 2006.

10. Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М., 1998.

11. Разуваев А.А. Экспертиза как средство повышения эффективности процесса правореализации (вопросы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2006. С. 9.

12. Филатова А. В. Экспертиза регламентов и процедур исполнения государственных функций в системе экспертной деятельности России: моногр. / под ред. Н.М. Конина. М., 2009. С. 5.

13. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их государственной регистрации: Приказ МЧС России от 23 марта 2004 г. № 140 // Рос. газ. 2004. 10 мая.