Организация го в образовательных учреждениях обж. Структура и задачи го в образовательных учреждениях. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи

>>ОБЖД: Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях

Организация-гражданской обороны в обсщеобразовательном учреждении.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения его директор , который по должности является начальником гражданской обороны.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Такие комиссии, как правило, создаются при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается начальник штаба ГОЧС, при его отсутствии эти функции может выполнять преподаватель-организатор ОБЖ.

На случай взникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и персонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В плане предусматриваются следующие мероприятия:

Укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;
эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения; проведение мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов - антидотов и организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебном заведении во время учебного процесса создаются учебно-тренировочные формирования, как правило из числа учащихся старших классов, которые проходят подготовку в соответствии с программой курса ОБЖ. Для учебных целей в учебном заведении могут создаваться следующие формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост и др.

В случае необходимости создаваемые формирования могут привлекаться для ликвидации чрезвычайной ситуации в учебном заведении.


1. В чем заключаются основные обязанности населения в области гражданской обороны?
2. Подготовьте сообщение на тему «Структура организации ГО нашей школы (общеобразовательного учреждения) и предназначение его элементов.

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей 14.10.2013 20631 0 Цели урока . Ознакомить учащихся с органами управления и задача­ми ГО в школе. Изучить роль учащихся при проведении мероп­риятий ГО в школе.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Наиболее уязвимые объекты с точки зрения гражданской обороны - это места массового скопления людей, а среди них - детские и лечебные учреждения. В мирное время предпринимаются меры для того, чтобы обеспечить безопасность персонала и учащихся (для учебных учреждений) или больных (для лечебных учреждений) на случай возникновения ЧС или начала военных действий. Одной из таких мер является создание на объектах постоянного массового пребывания людей структур гражданской обороны. Какие это структуры и какие задачи они решают, мы и рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Вопросы для активизации знаний.

При ответах опирайтесь на опыт, полученный в процессе вашего пребывания в школе.

Существует ли в школе какая-то деятельность, которую можно отнести к области гражданской обороны?

Какие элементы этой деятельности вы можете назвать?
- Кто этим занимается в школе?

В каких мероприятиях, относящихся к области гражданской обороны, вы участвовали?

Занимаетесь ли вы в кружках, в которых изучаются вопросы, относящиеся к области гражданской обороны?

Занимались ли вы в школе на оборудовании, которое относится к вооружению формирований гражданской обороны?

Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» определяет:

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от природных, техногенных, социальных или экологических опасностей.

Главными задачами Гражданской обороны в школе считаются:

Обеспечение готовности школы к действиям по защите учащихся и постоянного состава (администрация, учителя и специалисты, учебно-вспомогательный персонал) в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время;

Организованный переход с мирного на военное положение;

Приобретение знаний и практических навыков по сохранению жизни и здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;

Увеличение запасов имущества Гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.

Начальником гражданской обороны школы, в соответствии с законом, является директор школы, который организует всю работу ГО в школе и полностью отвечает за нее.

В школе создаются:

Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.
–– Обязанности председателя КЧС и ГО возлагаются на директора школы.

Заместителем председателя КЧС и ГО - начальником штаба по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне обычно назначается заместитель директора школы по обеспечению безопасности или преподаватель-организатор ОБЖ. Членами КЧС - учителя школы и заместители директора по учебной, воспитательной работе и по административо-хозяйственной части, а также председатель родительского комитета школы.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне формирует штаб по ЧС и ГО, который обычно возглавляет заместительдиректора по обеспечению безопасности. Помощником начальника штаба назначается учитель физической культуры.

Штаб ГО и ЧС школы подчиняется НГО школы и решает следующие задачи:

1. Осуществляет текущее и перспективное планирование мероп­риятий ГО и ЧС в школе.

2. Осуществляет совместно с директором школы - начальником ГО подбор и расстановку начальников служб ГО и ЧС и старших (командиров) нештатных аварийно-спасательных формирований ГО и ЧС школы из числа по­винного состава, совместно с классными руководителями осуществляет отбор учащихся в НАСФ, для выполнения иных обязанностей по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС в школе.

3. Руководит подготовкой НАСФ и их деятельностью при выполнении мероприятий планов ГО и ЧС школы.

4. Планирует и проводит обучение постоянного состава школы по вопросам предупреждения ЧС, роли и места КЧС школы в системе РСЧС, назначению и использованию индивидуальных и коллектив­ных средств защиты, другим направлениям, связанным с решением вопросов ГО и ЧС.

5. Проводит учения и тренировки по отработке мероприятий Плана ЧС и Плана ГО школы.

6. Производит проверку состояния технических средств ГО и ЧС в школе, с установленной периодичностью производит проверку исп­равности средств защиты.

7. Составляет заявки на пополнение запасов средств ГО и ЧС школы, а также на получение отсутствующих средств и направляет их в отдел ГО и ЧС районной управы.

8. Уточняет в отделе ГО и ЧС районной управы место укрытия учащихся и постоянного состава школы в случае ЧС или внезапного нападения противника, а также маршрут и порядок следования в убежище и размещения в нем.

9. Проводит профилактическую работу среди учащихся по предупреждению в школе ситуаций, способных развиться в чрезвычайные.

10. Осуществляет обеспечение безопасности учащихся при проведении в школе массовых праздничных, торжественных и иных мероприятий, как в учебное, так и во внеучебное время.

В школе создается также эвакуационная комиссия, которая организует эвакуацию учащихся, сотрудников школы (а при необходимости и членов их семей), имущества школы.

Председателем эвакуационной комиссии назначается заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Кроме того, в состав системы ЧС и ГО школы входят службы ГО:

Оповещения и связи;

Охраны общественного порядка;

Противопожарная;

Медицинская;

Радиационной, химической и биологической защиты;

Материального обеспечения.

В школе создаются также объектовые звенья городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны, включающие:

Спасательную группу;

Противопожарную группу;

Группу обслуживания убежищ;

Медицинскую группу;

Звено оповещения и связи;

Звено охраны общественного порядка;

Звено радиационной и химической разведки;

Звено материального обеспечения.

НАСФ ГО и ЧС подчиняются соответствующим службам ГО и ЧС школы.

По вызову группа (звено) прибывает к кабинету директора школы - начальника ГО и далее действует в соответствии с полученными указаниями.

В период действий по плану ЧС (ГО) звено не имеет права покидать помещение школы, кроме как для выполнения указаний НГО и НШ ГО и ЧС, начальника соответствующей службы ГО.

Обучение учащихся и персонала школы необходимым навыкам ЧС и ГО проводится, прежде всего, во время уроков по ОБЖ, проведения учений по ЧС и ГО в школе. Кроме того, для персонала проводятся занятия и инструктажи по отдельным вопросам ЧС и ГО, например по пожарной безопасности, пользованию средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки. В школе могут проводиться мероприятия по тематике ЧС и ГО, работать кружки, секции и клубы, деятельность которых прямо или косвенно связана с вопросами ЧС и ГО. Большую роль играет и наглядная агитация.

Раз в год в школе проводится комплексное мероприятие, направ­ленное на отработку вопросов ЧС и ГО в школе - День защиты детей. Это мероприятие включает в себя и учения по эвакуации уча­щихся, и занятия по различным вопросам предупреждения ЧС и безопасного поведения в них, антитеррористические и военно-патриотические мероприятия.

При возникновении ЧС структуры ГО школы выполняют следующие основные мероприятия: - оповещение учащихся о ЧС;

Организованная эвакуация учащихся и персонала из школьного здания в безопасное место;

Вывод учащихся и персонала школы в специально предусмотренные пункты временного размещения;

Выдача учащимся средств защиты (если таковые имеются в школе).

По последнему пункту следует сделать небольшое замечание. Как известно, самой часто случающейся ситуацией в школе является по­жар. Промышленностью разработан и подготовлен к серийному выпуску противопожарный капюшон «Феникс». Это средство защиты представляет собой сочетание огнезащитного прозрачного капюшона, защищающего голову, включая лицо, и противогаза, точнее, противогазового респиратора. Этот капюшон способен прекрасно за­щитить органы дыхания детей не только от ядовитых продуктов горения, но и от радиоактивной пыли, ОВ, АХОВ, ВО, т.е. в определен­ном смысле, является универсальным средством. Оснащение школ капюшонами «Феникс» из расчета штатной численности сотрудни­ков и штатной наполняемости учащимися существенно повысил бы безопасность школ при различных ЧС.

Действия системы ЧС и ГО школы при возникновении различных ЧС в школе и вблизи нее определяются специальными планами, ко­торые разрабатываются заблаговременно.

Таким образом, в школе имеется стройная система, предназна­ченная для предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности учащихся и персонала при их возникновении, гражданской обороны и обучения учащихся и персонала школы всем не­обходимым в этих случаях знаниям, умениям и навыкам.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

Каковы задачи гражданской обороны в школе?

Кто возглавляет гражданскую оборону в школе?

Какие структуры создаются в школе по вопросам ЧС и ГО?

Какие задачи решает штаб ЧС и ГО?

Какие службы ЧС и ГО создаются в школе?

Как происходит обучение учащихся и персонала школы знаниям, умениям и навыкам по вопросам ЧС и ГО?

ГО в учебных заведениях организуется также как и на ОНХ, нос учетом их особенностей и технических возможностей. Начальником ГО учебного заведения является директор, который своим приказом назначает начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей).

Все мероприятия по ГО в учебных заведениях проводятся по распоряжению начальника ГО (директора) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебном заведении создаются различные службы и формирования (отряды, команды, группы, звенья). Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения.

Студенты и учащиеся включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения. В учебном заведении могут быть созданы следующие формирования:

    звено связи (руководитель - преподаватель, дежурные смены у телефона, посыльные);

    команда по охране общественного порядка (руководитель - сотрудник, ведающий охраной, дружинники);

    команда противопожарной службы (руководитель - работник, отвечающий за противопожарную службу);

    дружина медицинской службы (руководитель - начальник медпункта);

    звено ПРЗ и ПХЗ (руководитель - преподаватель химии).

Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:

      действовать при угрозе возникновения ЧС;

      пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

      изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

      приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности радиоактивных веществ (РВ), отравляющих веществ (ОВ), биологических средств (БС);

      предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

      проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

      работать с приборами радиационной и химической разведки дозиметрического контроля;

      действовать в составе поста РХН, других формирований;

      быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

      пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

      оказывать первую доврачебную помощь пораженным и раненым.

Тема 2. Классификация чс.

По происхождению чрезвычайные ситуации (ЧС) подразделяются на естественные и техногенные.

По социальным признакам техногенные ЧС делят на ЧС мирного и военного времени.

ЧС военного времени возникают при применении современных средств поражения: ядерного, химического и биологического оружия, а также новейших видов обычного оружия.

Группы опасностей

Характеристика опасностей

По происхождению

природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные

По нанесенному ущербу

социальные, технические, экологические, грунтовые, индивидуальные и др.

По сфере проявления

бытовые, дорожно-транспортные, производственные, спортивные и др.

По времени проявления негативных последствий

импульсивные и кумулятивные

По локализации

литосферные, гидросферные, атмосферные или связанные с космосом

К техногенным ЧС мирного времени относятся ситуации, связанные с выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ (РВ), сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), горючих и взрывчатых веществ, инфекционных БС.

ЧС естественного происхождения называются стихийными бедствиями (СБ): землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, циклоны, тайфуны, пожары, извержение вулканов, эпидемии.

ЧС естественного происхождения являются прямым следствием особо опасных явлений, под которыми понимают любые изменения окружающей природной среды, которые угрожают жизни человека, резко усложняют его деятельность.

По степени опасности они делятся на:

1. Экстремальные природные явления - отклонения от средних многолетних показателей закономерного протекания природных процессов, типичных для даной территории.

2. Стихийные природные явления уничтожают материальные ценности, созданные людьми и угрожают жизни и здоровью населения.

3. Стихийные и непредвиденные процессы сопровождаются разрушительными действиями в отношении самой природы, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.

4. Природные катастрофы и стихийные процессы особо разрушительной силы распространяются на большую территорию и приводят к массовой гибели людей, животного и растительного мира.

По происхождению различают: природные, антропогенные, биогенные и техногенные особо опасные явления.

По времени развития : внезапные, кратковременные, многолетние и вековые.

Более 30 видов природных особо опасных явлений выделяются в три группы:

1. Литосферные - землетрясения, извержения вулканов, горные обвали, оползни, выбросы горных пород, карст и термокарст, эрозия грунтов, подземное обмерзание и др.

2. Гидросферные - цунами, наводнения, селевые потоки, снеговые лавины, ледовые заторы, гололедица, обмерзания судов и гидротехнических сооружений.

3. Атмосферные - бури, смерчи, ураганы, грозы, ливни и снегопады, град, гололед, засухи, пожары, заморозки, экстремально низкие температуры, обмерзание высоких сооружений и летательных аппаратов.

Для Украины характерны практически все виды геофизических, геологических, гидрометеорологических и других стихийных бедствий.

Большая добыча полезных ископаемых, интенсивное использование земельных, лесных, водных, энергетических ресурсов, дальнейшее развитие орошения и осушения земель, прокладывания инженерных коммуникаций (автомобильных дорог и железнодорожных путей), линий электропередач и связи, строительство больших комплексов приводит к нарушению природного баланса.

Все это способствует активизации и усилению стихийных бедствий.

Независимо от источника возникновения стихийные бедствия характеризуются значительной мощностью и разной продолжительностью - от нескольких минут (снеговые лавины) до нескольких часов (сели), дней (оползни) и месяцев (наводнения).

Стихийные бедствия, которые возникают в природе, упорядочиваются общим закономерностям:

1. Для каждого вида может быть установлена специфическая приспособленность в пространстве;

2. Стихийным бедствиям свойственна определенная повторяемость (чем больше интенсивность бедствия, тем оно меньше повторяется с подобной силой); с большей или меньшей вероятностью возможно установить зависимость разрушительного эффекта стихийных бедствий от размаха, продолжительности, интенсивности геологических и гидрометеорологических процессов.

Таким образом, при всей неожиданности того или иного вида стихийного бедствия, его возможное возникновение можно предвидеть. Стихийные бедствия во многих случаях возникают во взаимодействии одного с другим.

В условиях обострения современной социально-политической обстановк в в мире, стране и в связи с событиями на Юго-Востоке Украины на первый план выступает проблема обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений. Под комплексной безопасностью образовательного учреждения понимается состояние его защищенности от реальных и прогнозируемых угроз как мирного, так и военного времени. Обеспечить безопасность образовательного учреждения от угроз, возникающих при ведении военных действий, призвана Гражданская оборона.

Организация и ведение гражданской обороны является важнейшей функцией государства. Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера. Гражданская оборона организуется и ведется на всех предприятиях, учреждениях, организациях и образовательных организациях.

Гражданская оборона в образовательной организации организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах, но с учетом специфических особенностей учебной деятельности и материальных возможностей, на основании приказов, инструктивных писем, касающихся ГО и ЧС изданных Правительством города Москвы и рекомендаций Главного Управления МЧС России по городу Москве.

Исходя из общих задач в области ГО основными задачами образовательной организации являются:

  • защита обучающихся и постоянного состава образовательной организации от воздействия современных средств поражения;
  • обучение обучающихся и постоянного состава образовательной организации способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • создание системы оповещения обучающихся и постоянного состава образовательной организации;
  • эвакуация персонала и членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы;
  • организация управления и взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО.

Объектовая тренировка (ОТ) - упрощенное по организации и сокращенное по времени и объему выполняемых мероприятий комплексное учение. Основное внимание сосредотачивается на практической отработке приемов и способов защиты персонала организации и мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации в ЧС мирного и военного времени.

Классным преподавателям, кураторм групп, мастерам П/О, тьюторам

Модуль № 17

Тема:

ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Учебный элемент – 0.

интегрирующая цель:

в процессе работы над учебными элементами вы должны:

знать:

Структуру и задачи ГО в образовательных учреждениях;

Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в

выполнении мероприятий РСЧС и ГО;

уметь:

Подготовить и провести мероприятие, посвященное

«Дню защиты детей»;

увидеть :

Значимость изучения организации ГО в образовательных учреждениях;

систематизировать:

Полученные знания, отработать навыки;

развивать :

Методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение

работе по модульной технологии).

Диагностические индексы:

Уровень сложности (по трехбальной шкале) изучаемого материала …………… средний

Время (в уч. часах), необходимое для выполнения заданий модуля …………..… 6 часов

(2 часа – для аудиторной работы, 4 часа – для самостоятельной работы)

Учебный элемент – 1.

Цель: изучить структуру и задачи ГО в образовательных учреждениях

Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.

Основными задачами ГО учебного заведения являются:

● планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

● планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

● обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

● обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

● создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

● обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в нем может быть создана объектовая комиссия по ЧС.

Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы – начальник ГО.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС.

Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. Примерная схема организационной структуры ГО учебного заведения представляет собой следующий вариант.


Невоенизированные формирования

Рис.1. Примерная организационная структура ГО учебного заведения

В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 1:

1. Прочитайте текст.

1-й слайд – Титульный лист (Ф. И.О. студента, тема презентации, указание на

«День защиты детей»)

2-й слайд - ♣ Основные задачи ГО учебного заведения.

3-й слайд - Примерная организационная структура ГО учебного заведения.

Учебный элемент – 2.

Цель: изучить функциональные обязанности по ГО должностных лиц

учебного заведения

Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) – подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении – начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.

Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ (С и ДНР).

В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:

Обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

Обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;

Создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;

Обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;

Повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

По распоряжению директора-начальника ГО учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.

Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.

Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

Заместителем начальника ГО по эвакуации , он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвакокомиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС. Он обязан:

1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;

2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;

3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;

4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.

При угрозе и возникновении ЧС:

5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;

6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;

7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС. Он обязан:

● участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

● создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;

● разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;

● периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

На спасательную группу (команду) возлагается задача по розыску пораженных, извлечение их из-под завалов, из разрушенных помещений, зданий, убежищ, вынос пораженных.

Спасательные группы, как правило, действуют с санитарными дружинами или санитарными постами, в задачу которых входит оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.

Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

На сандружину возлагаются следующие задачи:

● проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;

● оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

● осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных;

Командир дружины отвечает за:

▪ подготовку сандружины к действиям в ЧС;

▪ оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для:

Разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения;

Контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

Организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

Руководителем звена ПР и ПХЗ, как правило, назначается преподаватель химии. Состав звена определяется, исходя из наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории.

Звено должно иметь, исходя из реальной обстановки мирного и военного времени и характера ближайших промышленных и других объектов, средства радиационной (приборы ДП-5), химической (ВПХР), бактериологической защиты (МПХР) или другие приборы радиационного, химического, дозиметрического и бактериологического контроля.

Звено при ПХЗ создает пост наблюдения за радиационной и химической обстановкой (ПРХН), который обеспечивается соответствующими приборами, средствами связи, СИЗ и другим необходимым имуществом.

Задачей поста радиационного и химического наблюдения является ведение радиационной и химической разведки и своевременный доклад в штаб ГО ЧС учебного заведения о радиационной и химической обстановке в районе учебного заведения.

При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т. д.).

В каждом учебном заведении разрабатываются планы:

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время»,

«План гражданской обороны» – на военное время.

Структура построения планов примерно одинакова. Каждый план состоит из разделов. Первый раздел – «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС». Для «Плана на мирное время – это возможные ЧС природного характера в районе расположения учебного заведения, ЧС в самом учебном заведении (пожары, взрывы, разлив ртути, отравления при проведении химических опытов и т. д.), оценка предприятий в районе расположения учебного заведения, их технологических процессов с точки зрения возможных опасностей в случае аварий и катастроф на данных предприятиях и возможных последствиях, других особенностей района расположения учебного заведения, влияющих на безопасность учащихся и персонала.

В плане ГО на военное время – это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.

В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.

Второй раздел плана отражает порядок выполнения всех мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.

Планом определяются ответственные за выполнение мероприятий из персонала учебного заведения, а также расчетное время на каждое мероприятие от времени «Ч».

В плане предусматриваются следующие основные мероприятия:

Укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

Эвакуация учащихся и персонала из зоны ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

Проведения мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи;

Проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План доводится до всех исполнителей и старшеклассников (старшекурсников). Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС учебного заведения должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС предприятий и учреждений, расположенных вблизи учебного заведения, заместитель начальника ГО по эвакуации – с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которых расположено учебное заведение.

ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 2:

1. Прочитайте текст.

Учебный элемент – 3.

Цель: изучить основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО

Учащиеся и персонал учебного заведения являются гражданами РФ и на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов, такие как:

1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время;

2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

3) изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

Однако, специфичность учебного заведения, главной задачей специфики которого является «научить» - возлагает и определенные задачи и обязанности, как на персонал, так и на учащихся.

В обязанности персонала входят:

1) научить учащихся правилам безопасного поведения и действиям по самозащите, а также приемам оказания помощи другим в ЧС мирного и военного времени;

2) привить и закрепить путем тренировок морально-психологическую готовность к действиям в ЧС;

3) выработать у учащихся волевые качества на выживание в любых ЧС;

4) выполнение этой главной обязанности требует от персонала учебного заведения постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков в области защиты учащихся в ЧС:

а) быть примером исполнения своих обязанностей по выполнению требований законов в области соблюдения правил безопасного поведения, как в повседневной деятельности, так и в ЧС;

б) при возникновении ЧС принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;

в) сохранять хладнокровие, спокойствие и не поддаваться панике в любых ситуациях, помня о том, что учащиеся всегда видят в преподавателе пример для подражания, а в ЧС - как человека, который все знает, все умеет и всегда поможет выйти из сложившихся обстоятельств.

Главной обязанностью учащихся является добросовестное отношение к изучению такого учебного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности ». Именно этот предмет предназначен для того, чтобы дать учащимся знания и практические навыки поведения и действия в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают навыки:

▪ действий при угрозе возникновения ЧС;

▪ пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

▪ изготовления простейших средств защиты органов дыхания;

▪ использования и приспособления домашней одежды и обуви в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;

▪ предохранения продуктов питания и питьевой воды от заражения;

▪ проведения частичной и полной санитарной обработки открытых частей тела и частичной обработки одежды и обуви;

▪ работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

▪ действий в составе поста РХН и других формирований;

▪ быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

▪ пользования индивидуальной аптечкой АИ-2;

▪ оказания первой помощи пораженным и раненым.

Обучить этому, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний и практических навыков для защиты своей жизни и оказания помощи товарищам в ЧС – долг и главная обязанность учителя, преподавателя и всего персонала учебного заведения. Это и есть вклад в успешное выполнение мероприятий РСЧС и ГО.

Учебное заведение любого типа – это самостоятельный объект (организация) и в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указом президента РФ № 000 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне» оно обязано:

1. Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся и персонала от ЧС мирного и военного времени.

2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учебного заведения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и персонала в ЧС.

3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение учащихся и персонала учебного заведения способам защиты и действиям в ЧС.

4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в ЧС.

5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС и др.

Ответственность за выполнение этих задач персонально несет директор учебного заведения.

На персонал учебного заведения возлагается ответственность за здоровье и жизнь учащихся (детей) при любых ЧС.

Основная задача персонала учебного заведения по организации защиты детей в ЧС определяется их моральной, административной и юридической ответственностью за жизнь и здоровье детей – принятие всех необходимых мер в любой ЧС для того, чтобы исключить или ослабить воздействие неблагоприятных факторов создавшейся обстановки.

ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 3:

1. Прочитайте текст.

2. Создайте компьютерную презентацию в программе «Мicrosoft Power Point»:

4-й слайд - ♣ Обязанности персонала в выполнении мероприятий РСЧС и ГО.

5-й слайд – ♣ Навыки, которые должны получить учащиеся в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», необходимые для применения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Учебный элемент – 4.

Цель: изучить организацию и проведение работы в общеобразовательном учебном заведении по защите детей при ЧС

Введение в школьную программу и в программы других средних учебных заведений предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» вместо изучаемого предмета «Начальная военная подготовка», повлекло за собой переосмысление существовавших ранее критериев, понятий, методик. Изменяется концепция Гражданской обороны, являющаяся составной частью предмета НВП.

С созданием «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)» происходит замена устаревших терминов, понятий, определений.

Вследствие этого изменилось и положение о проведении «Дня гражданской обороны» в учебном заведении. Вместо него был введен «День защиты детей». С изменение названия изменились цели и задачи проведения этого дня.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 000 от 4.9.2003 г. «День защиты детей» проводится ежегодно во всех общеобразовательных и начального профессионального образования учебных заведениях. Одновременно «День защиты детей» является объектовой тренировкой по гражданской обороне. При этом отрабатываются разделы «Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время».

«День защиты детей» организуется руководством учебного заведения во главе с директором – начальником ГО учебного заведения.

Практическая направленность и соревновательный характер мероприятий «Дня защиты детей» способствует формированию у учащихся навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь .

Основными целями и задачами «Дня защиты детей» являются:

Всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

Выработка у руководства состава учебного заведения практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и персонала в ЧС;

Формирование и развитие у учащихся и персонала высоких морально-психологических качеств и, в первую очередь, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих , психологической устойчивости к опасностям экстремальных и ЧС;

Совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий ГО и убежденности в необходимости принимать в них участие;

Воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью;

Закрепление практических навыков действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

Пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу ОБЖ и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения «Школа выживания»;

Пропаганда боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных сил, Гражданской обороны.

Успех проведения «Дня защиты детей» во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами, четкого руководства и качества разработки документов на его проведение.

К руководящему составу учебного заведения относятся: начальник гражданской обороны - директор, его заместители, начальник штаба по делам ГО и ЧС и командно-начальствующий состав (КНС) формирований.

Лучшее время для проведения «Дня защиты детей» – март-май. К этому периоду завершается изучение учащимися программы курса ОБЖ. По срокам проведения «День защиты детей» должен совпадать со временем проведения плановой ежегодной объектовой тренировки.

Организационное и содержательное проведение «Дня защиты детей» невозможно без тщательного и продуманного планирования всего комплекса мероприятий. Все необходимые документы разрабатываются штабом ГО и ЧС под руководством директора – начальника ГО с привлечением актива учебного заведения.

Основные мероприятия в «День защиты детей» планируются как общие для всего личного состава учебного заведения, так и раздельные – дифференцированно с постоянным составом и учащимися по возрастным группам.

На подготовку «Дня защиты детей» следует отводить не менее месяца. В этот период штаб ГОЧС активизирует пропаганду курса ОБЖ, используя при этом устные выступления, стенную печать, учебные видео - и кинофильмы, радиоузел. Обновляется наглядная агитация, оборудуются тематические выставки.

Проводится работа, направленная на повышение качества подготовки постоянного состава, совершенствование обучения учащихся.

За месяц до «Дня защиты детей» необходимо провести командно-штабное учение (КШУ) с целью выработки у руководящего состава навыков проведения мероприятий в области защиты от ЧС, подготовки органов управления учебного заведения к выполнению комплекса поставленных задач. КШУ может проводиться в виде служебного совещания или педагогического совета. При выборе темы КШУ необходимо учитывать специфику учебного заведения, возможность возникновения различных ЧС природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями территориальных штабов ГО и ЧС или управлений образования.

В подготовительный период целесообразно провести педагогический совет, на котором рассмотреть состояние ГО в широком плане, определить конкретные задачи и назначить ответственных за подготовку и проведение всех мероприятий, содержание и объем разрабатываемых документов.

Регламентирующие документы по проведению «Дня защиты детей»

Эффективность «Дня защиты детей» во многом зависит от заблаговременной подготовки. Поэтому организационное и содержательное его проведение невозможно без тщательного и продуманного планирования. Все необходимые документы разрабатываются преподавателем-организатором ОБЖ (начальником штаба ГОЧС) под руководством директора – начальника ГО учебного заведения, при участии учителей и учеников (актива).

К отрабатываемым документам относятся:

1. Приказ начальника ГО учебного заведения «О подготовке и проведении «Дня защиты детей» (приложение № 1), в котором обязательно указываются: цели, задачи и время проведения, состав участников, порядок их подготовки по категориям, объем работ по материально-техническому обеспечению; ответственные организаторы, состав общей комиссии, подкомиссии (жюри) на отдельных этапах. Приказ состоит из констатирующей и распорядительной частей.

В констатирующей части необходимо отразить:

● срок проведения планируемой тренировки;

● тему тренировки;

● цели тренировки для всех групп участников;

● место (район) проведения тренировки.

В распорядительной части указывается:

● руководитель тренировки, его заместитель, помощники и посредники;

● состав участников тренировки;

● порядок подготовки к тренировке по категориям и возрастным группам (проведение заседания педсовета (служебного совещания) «О задачах педколлектива по подготовке и проведению «Дня защиты детей», изучение руководящих документов и учебно-методической литературы , изучение вопросов, подлежащих отработке в ходе тренировки, когда и по каким нормативам провести дополнительные занятия, КШУ и тренировки, разработка документов на подготовку и проведение тренировки, подготовка учащихся - изучение тем программы и вопросов, подлежащих отработке в ходе тренировки, изучение инструкции по мерам безопасности и т. д.);

● объем работ по подготовке учебно-материальной базы и сроки их выполнения;

● материально-техническое и медицинское обеспечение тренировки;

● состав общей комиссии, жюри;

● срок готовности к тренировке.

2. План подготовки проведения «Дня защиты детей». В нем определяются конкретные подготовительные мероприятия, программа с указанием исполнителей, последовательности и сроков исполнения по каждому ее пункту (Приложение 3).

Узловые вопросы подготовительной работы должны постоянно находится в поле зрения директора – начальника ГО учебного заведения. Под его руководством усилиями педагогов, персонала и учащихся в учебном заведении совершенствуется учебно-материальная база. Посильное участие в этом могут принимать родители и спонсоры.

Основными практическими мероприятиями, проводимыми в «День защиты детей», могут быть:

1) сбор руководящего состава учебного заведения;

2) учебные эвакуационные мероприятия;

3) действия по сигналу оповещения «Внимание всем!» и информации ГО о радиоактивном заражении местности, заражении СДЯВ, о возникновении стихийного бедствия, угрозе взрыва и т. д.;

4) герметизация помещений;

5) изготовление простейших средств защиты органов дыхания и тренировки в приспособлении повседневной одежды к защите от радиоактивной пыли и отравляющих веществ;

6) открытые и показные занятия;

7) мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся;

С педагогическим коллективом и техническим персоналом (в конце рабочего дня) с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе «Дня защиты детей», поощрением отличившихся.

ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 4:

1. Прочитайте текст.

2. Создайте компьютерную презентацию в программе «Мicrosoft Power Point»:

6-й слайд - ♣ Основные цели «Дня защиты детей».

7-й слайд - ♣ Мероприятия, проводимые в «День защиты детей».

8-20 слайды – продолжите презентацию в программе «Мicrosoft Power Point»

для одного из мероприятий, проводимых в

«День защиты детей».

3. Презентация выполняется на диске CD-R.

4. Пример создания презентации по заданиям модуля № 17 можно найти на

сайте дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» www. *****.