Открытые вопросы впр по географии. Всероссийская проверочная работа

Среднее общее образование

Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

Линия УМК Атласы и контурные карты. «Роза ветров» (5-9)

Подготовка к ВПР по географии: опыт педагога

Разбираем тренировочные задания, готовясь к ВПР по географии.

Елена Давыдова, учитель географии МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска Челябинской области, Почетный работник общего образования РФ, действительный член РГО, делегат двух съездов учителей географии, двукратный победитель конкурса лучших учителей РФ (грант Президента РФ в 2006 и 2012 гг.), финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001».

«В 2017 году выпускникам школы впервые предстоит написать Всероссийскую проверочную работу по географии (ВПР). Некоторые школы, где изучение географии завершилось в 10 классе, могут делегировать эту работу 10-классникам. Так ли страшна ВПР? Давайте проанализируем задания и попробуем найти наиболее оптимальные алгоритмы решения некоторых из них.

Не стоит бояться ВПР. Практически все вопросы связаны с жизнью и, используя свой личный опыт, можно решить многие задачи. Кроме того, в распоряжении обучающихся будут школьные атласы, которые станут отличными помощниками (при условии, что выпускники не забыли как ими пользоваться, и какие именно карты использовать для ответа на каждое задание). Проанализировав несколько вариантов ВПР в тренажерах и методических рекомендациях, можно сделать некоторые выводы».

Задание 1
Предлагается расставить города в определенной последовательности: в порядке увеличения (уменьшения) продолжительности светового дня (ночи); увеличения (уменьшения) угла падения солнечных лучей (высоты солнца над горизонтом). Для выполнения этих заданий необходимо вспомнить, что продолжительность светового дня и угол падения солнечных лучей зависит от времени года (месяца), и градусной меры географической широты городов. Для выполнения этого задания надо вспомнить про 4 особых дня в году - 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия); 22 июня и 22 декабря (дни солнцестояния). В дни равноденствия солнце в зените над экватором. Продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам. Угол падения лучей больше в тех городах, что расположены ближе к экватору, а меньше - дальше от экватора. Если это дни солнцестояния, то здесь важно понимать какой именно это день: если 22 июня, то солнце в зените над северным тропиком - 23,5 0 с.ш., а на северном полярном круге - 66,5 0 с.ш. и к северу от него до полюса - полярный день; на южном полярном круге - 66,5 0 ю.ш. и южнее от него до южного полюса - полярная ночь. На что это влияет? Угол падения солнечных лучей больше всего в тех городах, которые ближе к северному тропику (там солнце в зените), а меньше - дальше от него. Продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных ближе к северному полярному кругу, т.е. в более северных городах. 22 декабря север и юг меняются местами (солнце в зените над южным тропиком), поэтому продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных южнее. Тот же принцип работает и для других дней года. Важно только понимать, в каком полушарии находится зенитальное положение солнца. С 22 марта до 22 сентября солнце в зените в северном полушарии, а это значит, что (в предлагаемые в этом временном промежутке дни) в более северных городах продолжительность дня больше (а ночи, соответственно, меньше), чем в городах, имеющих более южную географическую широту. А с 24 сентября до 20 марта солнце в зените в южном полушарии; значит, что в эти дни продолжительность дня больше будет в более южных городах.

Возможны задания по времени наступления нового дня (или нового года). Здесь надо вспомнить про линию перемены дат, которая находится на 180 меридиане в.д. (чем восточнее, тем раньше наступает новый день).

Задания к контурным картам переработаны с учетом обновленного содержания атласа. Систематическое использование контурных карт на уроке и при выполнении домашних заданий способствует более прочному усвоению учебного материала, формирует как целостное восприятие конкретной территории, так и умение выделять её специфические особенности. Издание прошло рецензирование Комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию. Содержание контурных карт разработано в соответствии с требованиями ФГОС. Контурные карты являются универсальным продуктом и могут использоваться как часть любого учебно-методического комплекта.

Купить

Задание 2
Здесь предлагаются развернутые текстовые задания, в которых речь идет о каком-либо городе России. Школьникам надо определить, в каком районе этот город расположен. Первое, на что надо обратить внимание - это какой именно район надо определить: географический район (природный регион) или экономический район. Так, например регион (природный или географический район) Европейский Север, а экономический - Северный район; Европейский Юг (Северный Кавказ) - Северо-Кавказский экономический район; Урал - Уральский экономический район и т.д. После того, как определились с типом района, надо найти город на карте, понять в каком субъекте РФ он находится (если об этом не говорится в задании), а потом сопоставить политико-административную карту России и карту районов, которые есть в атласах (природные - в 8 классе, а экономические - в 9 классе).

Задание 3
Предлагается выбрать три субъекта РФ из предложенных, в которых работают: либо металлургические предприятия, либо ГЭС, либо АЭС (или могут быть любые другие отрасли). Как выполнять подобные задания? Для этого необходимо сопоставить две карты: карту нужной отрасли (той, что указана в задании: если это ГЭС или АЭС, то нужна карта электроэнергетики; если металлургические предприятия, то нужна карта черной и цветной металлургии и т.п.) и политико-административную карту России (где указаны субъекты РФ).


Задание 4
Для решения этого задания нужно воспользоваться картой погоды. Вопрос усложнен тем, что количество правильных вариантов не известно: может быть 2, 3, 4 или 5 вариантов. Чтобы справиться с этими вопросами необходимо вспомнить основные закономерности по данной теме. Виды осадков, дневная и ночная температура, облачность показана рядом с городами. Область высокого давления и область низкого давления выделены на карте буквами В и Н соответственно. Вспомнить надо, что Н - это циклон, для которого характерен сильный ветер и осадки, а В - это антициклон с безветренной, ясной и солнечной погодой (жаркой летом и морозной зимой). Для теплого фронта характерны: обложные долговременные осадки (моросящий дождь, мелкий снег), потепление и отсутствие ветра. Для холодного фронта - похолодание, ветер, кратковременные и сильные осадки (метель зимой, грозы с градом и ливнями летом). Россия находится в умеренном климатическом поясе, для которого характерны ветры западного переноса (ветер дует с запада на восток), а значит все фронты, циклоны, антициклоны и пр. будут смещаться в последующие дни в том же направлении. Важно найти параллели, которые на карте России выглядят дугами (они указывают направление запад-восток, в отличие от прямых линий-меридианов, сходящихся в точке полюса и указывающих направление север-юг).

Задание 5
В этом задании предлагается разместить три города в порядке повышения (понижения) температуры воздуха в них, увеличения (уменьшения) годовой амплитуды температур; увеличения (уменьшения) увлажнения или количества осадков. Выполнять это задание поможет карта климата (где указаны пояса и области; изотермы со средними значениями температур января и июля, годовое количество осадков). Необходимо помнить, что самые теплые зимы - на западе, а самые холодные - на востоке страны (в области резко-континентального климата; главное не ошибиться с зимними температурами: -5 более высокая, чем -10; а -40 более низкая температура, чем -20); самое теплое лето на юге страны, а холодное на севере; с ростом континентальности климата (с продвижением на восток) возрастает годовая амплитуда температур (разница между максимальной и минимальной температурами); увлажнение территории больше на севере, чем на юге, а количество осадков на западе больше, чем на востоке. С учетом этих особенностей и следует давать ответы.

Задание 6
По предложенному тексту нужно определить и назвать субъект РФ. Важно читать внимательно и каждый указанный факт находить на нужной для этого карте атласа (8 или 9 класса). Для выполнения может потребоваться несколько карт. Задание станет проще, если сразу найти вид субъекта (область, край или республика) и другие особенности, которые сразу можно проверить на картах.

Задание 7
Это задание связано с часовыми зонами и выполняется с использованием данной карты и политико-административной карты РФ, по которой можно найти указанные в задании субъекты РФ, а затем по контурам найти эти субъекты на карте часовых зон. Вопросы могут быть самыми разными, но принцип выполнения остается тем же: на карте часовых зон указаны цифры и знаки, например -1; +2; +4 и т.д. Эти цифры показывают на сколько время в данной часовой зоне отличается от московского времени (если в Москве 10 часов утра, а в Республики Якутия в этот момент 16 часов, т.к. в часовой зоне Якутиистоит +6, т.е. время республики больше, чем в Москве на 6 часов и т.д.). А дальше необходимо проверить время всех субъектов, указанных в задании, по тому условию, которое предлагается выполнить. Еще одна сложность заключается в том, что количество верных вариантов не указано (их может быть 1, 2, 3, 4 или больше, поэтому необходимо определить время в каждом из них и записать его).


Задание 8
Здесь предлагается вставить в текст термины, подходящие по смыслу. Сложность в том, что падежные окончания не совпадают с текстом. Для качественного выполнения этого задания необходимо знать значения основных географических терминов и понятий (экстенсивность, интенсивность, эрозия, мелиорация, континентальность, умеренный (тропический, экваториальный), миграция, эмиграция, иммиграция, естественный прирост, миграционный прирост, депопуляция, рождаемость, смертность, урбанизация, агломерация, ресурсы, экономическая интеграция и др.), знать некоторые цифры (численность населения мира, России и др.). Чтобы хорошо выполнить данное задание, внимательно прочитайте заголовок текста (он поможет выбрать предложенные ниже термины и особенности, т.к. по названию будет понятно, какую территорию надо будет найти на карте и вспомнить некоторые ее отличительные черты, процессы, происходящие здесь.

Задание 9
Работа с таблицей, где даны выводы по ее сведениям. Необходимо эти выводы проанализировать и либо согласиться, либо нет, но кроме этого, нужно привести аргументы «за» или «против». Все предложенные таблицы связаны с динамикой каких либо показателей (темпов их роста) по трем разным годам, причем каждый год рассматривается в сравнении с предыдущим. Например, даны показатели за 2013, 2014 и 2015 годы. 2013 в сравнении с 2012, 2014 - с 2013 и т.д. В каждом из них указана цифра. Важно понимать, что эта цифра и есть показатель по отношению к предыдущему году, и если она равна 100, значит, что в этом году данный показатель остался неизменным, т.е. он такой же, как и годом ранее. Если цифра меньше 100, то показатель снизился, а если больше 100 - возрос. Допустим, в 2013 - 99,7; в 2014 - 101,3; а в 2015 - 101,5. Вывод написан, что с 2013 по 2015 наблюдался рост. В ответе следует указать, что вывод не верен, т.к. в 2013 был спад, а рост наблюдался только в 2014 и 2015 гг. В таблице приведены две строки и выбраны либо разные отрасли производства, либо разные страны и пр. Важно внимательно читать условие задания и проверять необходимую строку таблицы, а затем аргументировать свой ответ.

Контурные карты предназначены для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. В контурных картах отражены темы курса "География. Экономическая и социальная география мира": политическое устройство, население, природа и человек, мировое хозяйство, регионы. Карты снабжены заданиями. Работая с контурными картами, учащиеся научатся давать характеристики крупным регионам мира, находить примеры рационального природопользования, прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека, объяснять особенности хозяйства регионов мира и их экономические связи.

Купить

Задание 10
Дан текстовый фрагмент, в котором описано какое-то явление - наводнения, землетрясения, спортивного или другого события и т.д.. Указываются названия некоторых географических объектов (рек, озер, городов, островов, полуостровов, морей и пр., которые можно найти в картах атласов, чтобы проверить свою версию). Задание заключается в том, чтобы определить название страны, в которой это событие (явление) произошло.

Задание 11
Нужно соотнести названия стран с предложенными в задании особенностями. Как правило, предлагаются страны с разным уровнем социально-экономического развития, с разным уровнем рождаемости, с разной долей детей (пожилых), с разной продолжительностью жизни, миграционной привлекательностью (эмиграцией-выездом граждан, иммиграцией-въездом) и др. Для выполнения задания необходимы знания о типах стран мира и их отличиях.


Задание 12
Вписать названия любых трех стран по заданному условию. Например, лидеров по запасам угля, нефти, газа, железной руды (или по их добыче), по производству автомобилей и пр. Эти данные есть в картах атласа за 10 класс (карта минеральных ресурсов, мировой торговли и пр.). Другое направление - назовите любые три страны, расположенные в каком-либо регионе или субрегионе мира, например, в Северной Европе, Южной Азии, Восточной Африке и пр. Это задание выполняется с политической картой мира и не вызовет затруднений у подавляющего большинства школьников. Еще один вариант заданий - назвать любые три страны из любой международной экономической интеграции, например, СНГ, ОПЕК, ЕС, БРИКС, ЛАИ, АСЕАН, НАФТА и др. Для этого необходимо вспомнить основные интеграционные объединения и запомнить по три-пять любых входящих в них стран. Но при этом, не указывать те из них, которые недавно вышли из состава или собираются его покинуть (как Грузия и Украина из СНГ, Индонезия из ОПЕК, Великобритания из ЕС и др.).

Задание 13
Это задание связано с понятием ресурсообеспеченности, которое изучалось в 10 классе. Вспомните, что означает этот термин (это отношение количества ресурсов к размерам их использования). И главные его показатели (количество лет, на которые хватит ресурса и величина ресурса на душу населения, проживающего в стране). Как подсчитать на какое количество лет хватит данного ресурса? Для этого нужно запасы ресурса разделить на добычу (она как правило за год), получается величина ресурсообеспеченности страны (или отдельной территории). Для определения душевого показателя ресурсообеспеченности запасы делят на количество жителей (население), указанных в таблице. Очень важно использовать одни и те единицы измерения (например, запасы даны в триллионах или миллиардах, а добыча в миллионах или в тысячах (так же и по населению) и прежде чем вычислять, надо привести к одинаковому значению, вспомнив, как они соотносятся друг с другом. Внимательно прочитайте задание, чтобы понять, какую из величин надо найти. В объяснении нужно указать данные, которые получились у вас при расчетах.

Задание 14, 15 и 16 выполняются с использованием фрагмента одного и того же текста (внимательно его читайте и смотрите на заголовок, он может нести в себе информацию и подсказки)



Задание 14
Выполняется с картой атласа. Важно понять, какая нужна карта (поможет сам текст или его заголовок). Например, текст об открытии тоннеля в Швейцарии, а вопрос: назовите любую страну, которая граничит с Швейцарией. Текст о Байкальском ЦБК, а вопрос: назовите любой субъект РФ, который выходит к озеру Байкал и пр.

Задание 15 и задание 16
В этих заданиях предлагается дать развернутый ответ по тексту (причем, если его внимательно изучить, то ответы можно найти в нем же). Это как определение проблемы в предложенном тексте на экзамене по русскому языку (только проблемы географические и связанные с предложенным материалом, также надо найти местность, указанную в тексте, на карте и добавить еще некоторые мысли). Так, в 15 задании текста про тоннель предлагают найти экономические преимущества строительства железнодорожного тоннеля (ж/д транспорт дешевле, сквозь горы ехать быстрее). В 16 задании этого же текста надо найти преимущества для экологии (железные дороги экологически чище, чем автомобили).

Задание 17
Это заключительное задание ВПР. Здесь снова предлагается текст, но уже больший по объему и содержащий некую проблемную ситуацию или мнение, на которое нет единого ответа (есть разные позиции). Обучающимся предлагается сформулировать и обосновать свою точку зрения, записать свои рассуждения по этому поводу и привести доказательства своей позиции (опираясь на географические и другие знания, полученные в школе на разных предметах). Учитываться будет аргументация и отсутствие географических и грамматических ошибок. Здесь важно высказать свое мнение и подтвердить его конкретными примерами. Думается, что умение писать эссе и мини-сочинение на заданную тему наши выпускники умеют.

Удачи вам при выполнении ВПР и отличных результатов!

Всероссийские проверочные работы ВПР по географии в 11 классах в 2018 году прошли 3 апреля. Данная проверочная работа не является обязательной как и год назад, и проводится в 2018 году по решению школы. ВПР предназначена для выпускников, не выбравших географию для сдачи ЕГЭ.

Для подготовки к ВПР 2019 подойдут реальные варианты 2018 года.

Варианты ВПР 2018 по географии 10 - 11 класс с ответами

Школы имеют возможность выбрать, проводить проверочную работу по географии в конце 10 или в конце 11 класса, в зависимости от своего учебного плана.

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При разработке заданий ВПР по географии за основу были взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах: источники географической информации, мировое хозяйство, природопользование и геоэкология, регионы и страны мира, география России.

В работе проверяется знание географических явлений, географических особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий.

Также участникам ВПР необходимо продемонстрировать умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Приоритетом в работе по географии являются оценка умения анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, а также способности применять полученные знания для анализа экологических проблем.

Таблица перевода баллов ВПР по географии в оценки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Овчинникова С.Р.

Знание только тогда становится знанием,

Когда оно приобретено усилиями своей мысли,

А не памятью.

Л.Н.Толстой.

К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников, и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уточнил: "Это всего 18 тысяч человек".

Правда, с прошлого учебного года, как только выпускникам 9-х классов предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. А в этом учебном году, процент желающих сдать экзамен по географии увеличился.

В следующем году планируется Национальное исследование качества географического образования в 7-8-м классах, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В этом году впервые пройдет Всероссийская проверочная работа по географии в 11-х классах.

Всероссийские проверочные работы по географии для обучающихся 10 или 11 классов (в зависимости от учебного плана) пройдут 19 апреля 2017 года.

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне.

ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предмету или при получении аттестата о среднем общем образовании.

Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в школе.

Ознакомившись с описанием ВПР и демоверсией, где 17 заданий – это вопросы, изучаемые с 8 по 11 класс, понимаешь (а мы, как правило, итоговые контрольные работы составляем по вопросам 10-11 класса), что без подготовки не обойтись.

Те учащиеся, кто в прошлом учебном году впервые в 9 классе уже сдавал ОГЭ по географии, в следующем учебном году им будет легче.

Но нас волнует работа этого учебного года, а времени для подготовки обучающихся к ВПР немного, т.к., Письмо Рособрнадзора «О проведении Всероссийских проверочных работ» в 11 классе датировано 16.11. 2016г. с дополнением от 13.12.2016г.

Как же нам быть, как подготовить детей в такие короткие сроки, если консультационных часов нет, да и учащиеся уже расписали всю вторую половину дня на дополнительные занятия по тем предметам, которые им необходимы для сдачи ЕГЭ?

Основная работа по повторению в 11 классе будет проводиться на уроках. Урок, а он 1 раз в неделю, у него своя цель, изучаемая в соответствии с тематическим планированием.

Мы, учителя географии, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся. Поэтому система повторения должна быть четко спланирована.

Конечно, задания ВПР составлены в пределах школьной программы, но:

  • материал дан за 8-11 класс, а 8 - 9 кл. требует повторения;
  • 12 вопросов базового уровня, а 5 вопросов повышенного уровня, а они в свою очередь рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении;

Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешному написанию ВПР по географии? Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?»

Первое, с чего, мне кажется, следует начинать – это подготовительная работа по подготовке к ВПР:

1. тщательно изучить описание и демоверсию ВПР (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. оценить готовность учащихся к ВПР, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3. спланировать работу по отработке умений и развития навыков выполнения заданий;

4. предупредить детей, что 5-10 минут на каждом уроке географии будем уделять внимание повторению изученного материала за предыдущие годы .

5. провести психологическую подготовку обучающихся к ВПР, не пугая школьников предстоящей работой, а убедить их в том, что если очень постараться, то можно получить очень приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала

На этом этапе четко следовать плану подготовки к ВПР, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

  • Продумать небольшие задания, которые можно давать обучающимся для выполнения на дом, с последующей проверкой и объяснением на уроке.

Третье – мини - практические работы

Выполнение серий небольших практических заданий с использованием различных источников информации, например, с атласами

Четвертое – организация и проведение мониторингов

В СТАТГРАДЕ мониторинг по географии включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, и регулярные тренировочные работы по отдельным темам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.

Пятое - устные упражнения

В целях эффективного использования времени на уроке, использовать:

  • каскад быстрых вопросов в хаотичном порядке или по цепочке;
  • вопросы по карте;
  • небольшие географические задачи;
  • слайды с устными и тестовыми заданиями

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Шестое – использование ИКТ при подготовке к ВПР

Помимо работы с учителем на уроке учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому необходимо рекомендовать учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .

1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.

2. официальный информационный портал ЕГЭ.

3. официальный сайт Рособрнадзора;

4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

5. Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

6. Незнайка.про https://neznaika.pro/oge/geo_oge/662-variant-9.html

7. ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/;

8. учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm .

9. Большой востребованностью пользуется дистанционный контакт с учениками через СКАЙП, вайбер, ватсаб, вконтакте. Где можно раздавать рассылку с заданиями и отвечать на вопросы учеников.

Седьмое – дифференцированная работа с классом

Для качественной подготовки школьников к ВПР возможны такие группы учащихся, как:

  • учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;
  • учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Восьмое – временной

Все тренировочные тесты стараться проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Девятое – контролирующий

Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, пытаемся формировать у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

В работе с учениками каждый учитель использует свои собственные подходы, приемы и методики и я уверена, что каждый учитель уже имеет банк контрольно-измерительных материалов.

И еще, каждый учитель найдет плюсы в создавшейся ситуации.

Например:

  • учащиеся, наконец-то более серьёзно обратят внимание на предмет географию, а, следовательно, проявят интерес к урокам географии;
  • появится возможность у учителя увеличить количество отметок у каждого ученика. Можно ввести накопительную систему отметок, за выполнение нескольких заданий, ответов на вопросы. Каким образом: созданием индивидуальной карты ученика, жетонов, карточек с личной подписью, тетрадью личных достижений - это решает учитель.
  • опыт написания ВПР уже есть в начальной школе, а значит можно обратиться к анализу проведенных работ, выявленным проблемам работы и рассмотреть пути решения.
Предмет 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 11 класс
Русский язык 15−19 апреля 25 апреля 23 апреля 9 апреля
Математика 22−26 апреля 23 апреля 25 апреля 18 апреля
Окружающий мир 22−26 апреля
История 16 апреля 11 апреля 25 апреля 13 марта
Биология 18 апреля 16 апреля 11 апреля 21 марта
География 9 апреля 16 апреля 12 марта
Иностранные языки 2 апреля 5 марта
Химия 14 марта
Физика 23 апреля 19 марта
Обществознание 18 апреля 4 апреля

Приказ Рособрнадзора .

НАЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа будет проведена 3 апреля 2018 года.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности.
В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов:
1) задания, требующие записать ответ в виде слова;
2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;
3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка;
4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;
5) задания на установление правильной последовательности элементов.
В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ.
ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО ГЕОГРАФИИ

Уровни сложности заданий: Б - базовый (примерный уровень выполнения - 60-90%);
П - повышенный (40-60%).

№ задания Проверяемые элементы содержания Уровень
сложности
задания
Максимальный балл за выполнение задания
1 Природа России Б 1
2 Географические модели. Географическая карта, план местности Б 1
3 Хозяйство России Б 1
4 Атмосфера, погода и климат Б 1
5 Природа России Б 1
6 Регионы России П 1
7 Часовые зоны на территории России Б 1
8 Население и хозяйство России и мира П 1
9 Мировое хозяйство Б 1
10 Страны мира Б 1
11 Многообразие стран мира. Основные типы стран Б 1
12 Мировое хозяйство Б 2
13 Природные ресурсы П 2
14 Б 1
15 Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира Б 1
16 Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира П 1
17 Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства П 4

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом.
Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.
К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла. Выставлять отметки учащимся за выполнение ВПР школам не рекомендуется.

Астрахань

Мурманск

Пояснение.

В Северном полушарии Земли долгота дня больше 12 часов с середины марта до конца сентября и с ростом широты она увеличивается до полярного дня. Для 1 мая продолжительность дня будет длиннее, для городов, которые находятся севернее.

Ответ: Астрахань, Воронеж, Мурманск.

Ответ: Астрахань, Воронеж, Мурманск

Источник: Статград: Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2017 год.

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Расставьте города в порядке увеличения времени ночного освещения 20 декабря, начиная с города с наибольшей продолжительностью дня.

Владимир

Архангельск

Владивосток

Пояснение.

В декабре продолжительность светового дня увеличивается к югу, а ночи - к северу. То есть, надо перечислить города с юга на север.

Ответ: Владивосток, Владимир, Архангельск.

Ответ: Владивосток, Владимир, Архангельск

Источник: РЕШУ ВПР, РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 1.

Расположите горные системы по возрастанию их максимальной абсолютной высоты:

А) Хибины;

В) Западный Саян;

Г) Сихотэ-Алинь.

Пояснение.

А) Хи­би­ны - 1191 м.

Б) Алтай - 4509 м.

В) За­пад­ный Саян - 3121 м.

Г) Си­хотэ-Алинь - 2090 м.

Ответ: АГВБ.

Ответ: АГВБ

Источник: РЕШУ ВПР, РЕШУ ВПР: Вариант для подготовки 2.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергосбережения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью дня.

Архангельск

Ростов-на-Дону

Пояснение.

Продолжительность светового дня в январе растет к югу. Надо расставить города с севера на юг: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону.

Ответ: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону.

Ответ: Ар­хан­гельск, Москва, Ро­стов-на-Дону

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Расставьте города Сибири, в порядке уменьшения времени ночного освещения 15 июня, начиная с города с наибольшей продолжительностью ночи.

Верхоянск

Пояснение.

В июне продолжительность дня растет к северу, ночи, соответственно, - к югу. Чем южнее город, тем большее время требуется для освещения.

Иркутск - самый южный город, самая длинная ночь

Тикси - самый северный город, самая короткая ночь

Верхоянск

Расставим города в порядке уменьшения времени ночного освещения: Иркутск, Верхоянск, Тикси.

Ответ: Иркутск, Верхоянск, Тикси.

Ответ: Иркутск&Верхоянск&Тикси

В России очень популярны речные путешествия по Волге. Расположите города, находящиеся в долине реки Волга, которые можно посетить во время речного путешествия от верховьев к устьевой зоне, начиная с города, находящегося выше по течению. Ответ запишите в виде последовательности букв.

Нижний Новгород

Волгоград

Пояснение.

Расставим города от начала реки (истока): Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град.

Ответ: Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град.

Ответ: Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Вол­го­град

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите перечисленные города России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо включать уличное освещение 1 ноября, начиная с города с наименьшей

продолжительностью этого времени.

Петрозаводск

Волгоград

Ответ: , , .

Пояснение.

На продолжительность времени освещения улиц влияет продолжительность темного времени суток, а это зависит от географической широты места. Поэтому, сначала следует определить географическую широту всех указанных городов – Тверь – 56-57° с. ш., Петрозаводск – 61-62° с. ш., Волгоград – 48-49° с. ш. Далее обращаем внимание на число, которое дано в условии задачи – 1 ноября. Все города находятся в России, в северном полушарии, а это значит, что в ноябре здесь зима; Солнце больше освещает в это время южное полушарие, следовательно, чем южнее город (ближе к экватору), тем короче будет продолжительность ночи, а значит и время освещения тоже будет короче. С продвижением на север (с увеличением широты) продолжительность освещения будет возрастать. Южнее всех Волгоград, севернее всех – Петрозаводск.

Ответ: Волгоград, Тверь, Петрозаводск.

Ответ: Волгоград&Тверь&Петрозаводск

Источник: Демонстрационная версия ВПР по географии 11 класс 2018 год.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с.ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю.ш.).

В данном задании указано 1 мая, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Омска, а самая большая продолжительность - у Воркуты.

Ответ: Омск, Ханты-Мансийск, Воркута.

Ответ: Омск&Ханты-Мансийск&Воркута

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 1.

Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 1 мая, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

В данном задании указано 1 мая, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Улан-Удэ, а самая большая продолжительность - у Норильска.

Ответ: Улан-Удэ, Якутск, Норильск.

Ответ: Улан-Удэ&Якутск&Норильск

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 2.

Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в тёмное время суток. Запишите названия перечисленных городов России в порядке увеличения продолжительности времени, на которое необходимо 9 июня включать уличное освещение, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Ростов-на-Дону

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т.к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указано 9 июня, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с юга на север. Наименьшая продолжительность будет у самого южного города - Ростова-на-Дону, а самая большая продолжительность - у Вологды.

Ответ: Ростов-на-Дону, Курск, Вологда.

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 3.

Смоленск

Ставрополь

Архангельск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указан январь, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность будет у самого северного города - Архангельска, а самая большая продолжительность - у Ставрополя.

Ответ: Архангельск, Смоленск, Ставрополь.

Ответ: Архангельск&Смоленск&Ставрополь

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 4.

В медицине проводят исследования, изучающие влияние солнечного света и продолжительности светового дня на здоровье человека. Солнечный свет способствует выработке в организме человека гормона серотонина, вызывающего эмоции радости. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня в январе, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.

Мурманск

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит продолжительность светового дня. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указан январь, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность будет у самого северного города - Мурманска, а самая большая продолжительность - у Сочи.

Ответ: Мурманск, Тверь, Сочи.

Ответ: Мурманск&Тверь&Сочи

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 5.

Для обеспечения комфортной температуры воздуха в жилых и производственных помещениях в холодное время года действует отопительный период. Он продолжается в то время, когда среднесуточная температура воздуха на улице меньше или равна +8°C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.

Краснодар

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить, что продолжительность отопительного сезона и среднесуточные температуры воздуха зависят от географического положения города. Холоднее всего на севере и северо-востоке страны, а теплее всего - на юге и юго-западе, а ближе к Атлантическому океану (на западе страны) зимы теплее. Исходя из этого самая маленькая продолжительность отопительного периода в Краснодаре, а самая большая - в Магадане.

Ответ: Краснодар, Пермь, Магадан.

Ответ: Краснодар&Пермь&Магадан

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 6.

Для оценки обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения. Запишите перечисленные регионы России в порядке повышения в них коэффициента увлажнения, начиная с региона с самым низким коэффициентом.

Астраханская область

Курская область

Вологодская область

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения данного задания нужно вспомнить, от чего зависит коэффициент увлажнения территории. Коэффициент увлажнения зависит от испаряемости (а она от температуры воздуха) и количества выпадающих осадков. На севере страны увлажнение избыточное (так как влага не испаряется из-за того, что температуры воздуха очень низкие), а на юге страны, наоборот, увлажнение территории недостаточное (высокие температуры воздуха высушивают территорию). Это значит, что увлажнение территории будет возрастать с юга на север, а территории будут располагаться в следующем порядке: Астраханская область, Курская область, Вологодская область.

Ответ: Астраханская область, Курская область, Вологодская область.

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 7.

В последние годы в России в целях повышения безопасности дорожного движения стали применять дорожные знаки с внутренней подсветкой, работающей в тёмное время суток. Знаки с внутренней подсветкой особенно эффективны на улицах с интенсивным движением, рядом с детскими учреждениями и больницами, на пешеходных переходах без светофоров и в местах выполнения дорожных работ. Время работы подсветки дорожных знаков напрямую зависит от продолжительности светового дня. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности работы подсветки дорожных знаков 10 февраля, начиная с города с наименьшей продолжительностью работы подсветки знаков.

Краснодар

Нарьян-Мар

Ответ: , , .

Пояснение.

В данном задании указано 10 февраля, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность светового дня будет у самого северного города (Нарьян-Мара), а это значит, что время работы подсветки у него будет самым продолжительным. А самая большая продолжительность светового дня будет у самого южного города (Краснодара), а время работы подсветки дорожных знаков будет минимальным. То есть, время работы подсветки дорожных знаков будет возрастать при движении с юга на север (от Краснодара до Нарьян-Мара).

Ответ: Краснодар, Пермь, Нарьян-Мар.

Ответ: Краснодар&Пермь&Нарьян-Мар

Источник: ВПР по географии 11 класс 2018 год. Вариант 8.

В последние годы в России в целях повышения безопасности дорожного движения стали применять дорожные знаки с внутренней подсветкой, которая включается в тёмное время суток. Знаки с внутренней подсветкой особенно эффективны на улицах с интенсивным движением, рядом с детскими учреждениями и больницами, на пешеходных переходах без светофоров и в местах выполнения дорожных работ. Время работы подсветки дорожных знаков напрямую зависит от продолжительности светового дня. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности работы подсветки дорожных знаков 15 января, начиная с города с наименьшей продолжительностью работы подсветки знаков.

Норильск

Ставрополь

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит время работы подсветки дорожных знаков. Оно зависит от продолжительность светового дня, которая, в свою очередь, определяется временем года и географической широтой места. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то продолжительность светового дня меняется. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

В данном задании указано 15 января, а это значит, что продолжительность светового дня возрастает с севера на юг. Наименьшая продолжительность светового дня будет у самого северного города (Норильска), а это значит, что время работы подсветки у него будет самым продолжительным. А самая большая продолжительность светового дня будет у самого южного города (Ставрополя), а время работы подсветки дорожных знаков будет минимальным. То есть, время работы подсветки дорожных знаков будет возрастать при движении с юга на север (от Ставрополя до Норильска).

Волгоград

Норильск

Ханты-Мансийск

Ответ: , , .

Пояснение.

При воздействии солнечного света на кожу в организме человека вырабатывается витамин D, имеющий важное значение для поддержания костных тканей и иммунной системы человека. Недостаток воздействия солнечного света может привести к снижению содержания витамина D в организме. Запишите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности воздействия солнечного света 20 декабря, начиная с города с наименьшей продолжительностью этого времени.

Архангельск

Астрахань

Екатеринбург

Ответ: , , .

Пояснение.

Для выполнения этого задания необходимо вспомнить от чего зависит количество солнечного света. На это влияет время года и географическая широта. Поскольку наша страна расположена в умеренных широтах северного полушария, то и количество солнечного света, поступающего на разные районы страны, тоже меняется. И зависит это от продолжительности светового дня. В летние месяцы (июнь-август и ближайшие к ним) чем севернее, тем дольше длится световой день, а в зимние месяцы, наоборот, большую продолжительность светового дня имеют города, расположенные южнее (т. к. зенитальное положение Солнца меняется: 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия) - зенит на экваторе; 22 июня - зенит на северном тропике - 23,50° с. ш., а 22 декабря - зенит на южном тропике - 23,50° ю. ш.).

Показатель энергоёмкости валового регионального продукта отдельных регионов зависит не только от наличия на их территории энергоёмких производств, но и от затрат энергии на отопление жилых и производственных помещений, которые определяются в том числе и продолжительностью «отопительного периода» - периода, в течение которого среднесуточная температура воздуха не превышает +8 °C. Запишите перечисленные города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода, начиная с города с его наименьшей продолжительностью.