Парижский клуб (The Paris Club) - это. Парижский клуб (The Paris Club) - это неформальное международное финансовое объединение стран-кредиторов, целью которого является урегулирование проблем, связанных с внешней задолженностью стран-должников и которое т

Учитывая тот факт, что Парижский клуб состоит из стран-кредиторов, считающихся лидерами мировой экономики, его влияние намного выше Лондонского. Парижский клуб имеет два основных направления деятельности:

  1. Выдача кредитов развивающимся странам, то есть странам третьего мира.
  2. Реструктуризация задолженности и урегулирование долговых споров между странами-кредиторами и странами-должниками.

Парижский клуб не имеет формального статуса, поэтому в своей деятельности он руководствуется выработанными правилами и принципами. Членство в этом клубе неформальное, поэтому на заседаниях по урегулированию задолженности может участвовать любая страна, имеющая непогашенный межправительственный кредит.

Чтобы получить помощь Парижского клуба в реструктуризации долга стране-должнику необходимо предъявить убедительные доказательства того факта, что без реструктуризации она никак не может более выплачивать долг. Как правило, этими доказательствами являются другие крупные кредиты. Кроме того, на решения Парижского клуба влияют прогнозы МВФ относительно той или иной страны.

Еще Парижский клуб оказывает реальную помощь странам-должникам, проводящим определенную экономическую политику. Помощь в этих макроэкономических преобразованиях оказывается в виде дополнительных ссуд и займов.

Кредиты, полученные от стран-участников Парижского клуба, распределяются равномерно между всеми странами-должниками. То есть для всех стран-кредиторов устанавливается один и тот же льготный период погашения. И если одна из стран-кредиторов пошла на уступки своему должнику, должник имеет право требовать таких же уступок и от остальных своих кредиторов.

Основная идея Парижского клуба - оказание всесторонней помощи беднейшим странам-должникам, совершенно не способным самостоятельно справиться со всеми кредитами. Опираясь на общественное мнение, участники Парижского клуба периодически списывают таким странам часть их долгов. С 1994 года клуб таким образом списывал до 67% от общей суммы задолженности, а в настоящее время - до 80%.

Конечно, такая скидка предоставляется не всем странам. Они должны не только принадлежать к числу беднейших стран планеты, но и проводить позитивные экономические преобразования.

Лондонский клуб

Структура Лондонского клуба состоит из коммерческих банков и различных фондов, оказывающих кредиторские услуги различным странам. Основная деятельность Лондонского клуба - урегулирование вопросов погашения проблемной задолженности стран перед банками. Причем Лондонский клуб занимается только теми долгами, которые не обеспечены гарантиями какого-либо государства.

В своей деятельности Лондонский клуб придерживается следующих принципов:

  1. К каждому должнику обязательно вырабатывается индивидуальный подход.
  2. Пересмотр условий погашения долга должен быть подкреплен доказательствами невозможности должника выполнять свои обязательства.
  3. Потери от реструктуризации чьего-либо долга равномерно распределяются между всеми участниками Лондонского клуба.
  4. Руководство клуба (председатель и секретариат) периодически обновляется.

Так же как и Парижский клуб, Лондонский ставит перед собой цель облегчить долговое бремя бедных стран планеты. Впервые свою деятельность Лондонский клуб начал в 1976 году, облегчив кредитное бремя Заиру.

Особенности Лондонского и Парижского клубов

Несмотря на схожесть в их деятельности, клубы все же сильно отличаются друг от друга. Парижский клуб, объединяющий центральные банки и министерства финансов развитых стран, имеет гораздо большие финансовые возможности. Страны-участники Парижского клуба из соображений политики дают взаймы много и с большим удовольствием.

Члены Лондонского клуба всегда ограничены в деньгах, поэтому кредиты дают крайне осторожно, под большие проценты и комиссии. Их можно понять: частные банки денег не печатают, дают в долг кровно заработанные и в случае невозврата их не защитят ни гарантии, ни страховки.

При рассмотрении вопросов урегулирования проблемной задолженности в Лондонском клубе создается комитет, в который входят представители банков, выдавших 90-95% от суммы всех кредитов должника. В парижском клубе комитет представлен главами центральных банков и министрами финансов независимо от их доли в рассматриваемом долге.

Таким образом, правила и принципы реструктуризации и списания долгов в Парижском клубе всегда одни и те же для всех должников. В Лондонском клубе те же правила и принципы могут существенно различаться в зависимости от страны, в которой проходит совещания и от состава консультационного комитета.

Окончательное решение по долговым вопросам в Лондонском клубе принимается на основе решений консультационного комитета, в Парижском клубе - на основе прогнозов МВФ.

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.
Парижский клуб кредиторов - это неинституционализированное объединение стран - кредиторов лидеров мировой экономики, созданное в 1956 г. для обсуждения и регулирования проблем задолженности суверенных государств.
Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский. Он работает по двум направлениям:
 выдача кредитов развивающимся странам;
 реструктуризация уже имеющейся задолженности.
Здесь нет фиксированного членства, поэтому любое государство-держатель обязательств может принять участие в заседании при пересмотре условия погашения. Основные принципы деятельности Парижского клуба:
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Достаточным доказательством этого могут быть крупные задолженности по платежам в счет погашения внешних кредитов. При этом клуб пользуется прогнозами МВФ по состоянию платежного баланса той или иной страны.
2. Проведение должником определенной экономической политики. Программа макроэкономических преобразований финансируется при помощи дополнительных ссуд МВФ.
3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов. Странам, предоставившим кредит данному государству, будет установлен один и тот же льготный период погашения. Государство-должник обязуется добиваться аналогичных уступок и от других кредиторов.
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.
Лондонский клуб кредиторов - это неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения соответствующих обязательств по внешнему долгу. При этом предметом переговоров Лондонского клуба являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.
Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:
 индивидуальный подход к каждой стране-должнику;
 обусловленность пересмотра погашения долга;
 равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами;
 отсутствие постоянного председателя или секретариата.
Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их членский состав» нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.
Но Лондонский клуб весьма отличается от Парижского. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.
В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге).
Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.
Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкостьподхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба.
При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.
Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга.
Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.
Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения, затем согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.
В рамках Лондонского клуба существует весьма гибкий подход в пересмотре условий погашения в зависимости от государства. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90 - 95% непогашенных обязательств должника. Только после этого официальное соглашение может быть подписано. И здесь соглашения с МВФ не требуется.

Лекция, реферат. 5. Парижский и Лондонский клубы кредиторов - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.






(англ. Paris Club; фр. Club de Paris) – неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран.

Парижский клуб или Парижский клуб кредиторов — неформальное объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с . Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, главным образом, банков, а Парижский - неформальная группа официальных кредиторов, роль которых состоит в поиске скоординированных и надежных решений платежных проблем испытываемых странами-должниками. Парижский клуб предоставляет соответствующее решение долговых проблем при условии проведения реформ, направленных на стабилизацию и восстановление макроэкономической и финансовой ситуации.

Организация сформировалась на основе нерегулярных совещаний представителей развитых стран-кредиторов при возникновении проблем с погашением странами-должниками.

Парижский клуб (Group of Ten, G10; The Paris Club) — десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для (International Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Великобритания, Западная Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония. Они создали и ввели в обращение специальные права заимствования (Special Drawing Rights). Швейцария, хотя она и не является членом МВФ, стала членом общего соглашения о займах МВФ (General Arrangements to Borrow), заключенного странами G10 для расширения кредитных возможностей Фонда.

Регулярный характер деятельности и постоянное место расположения Парижский клуб приобрел с 1978 г. во время переговоров по проблеме задолженности наименее развитых стран, происходивших в Париже под эгидой ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участников, хотя определен состав стран, имеющих право участвовать в заседаниях Парижского клуба и апеллировать к нему при возникновении разногласий со странами-должниками. Вхождение страны в это объединение с определенной долей условности может быть названо членством в Парижском клубе. Каждое его заседание посвящается одному конкретному должнику. На нем присутствуют представители страны-должника, стран-кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда (МВФ) и ЮНКТАД.

Большинство членов Парижского клуба – развитые страны, однако в ряде случаев в заседаниях клуба принимали участие развивающиеся страны-кредиторы, например Бразилия.

На своих заседаниях Парижский клуб принимает решения о мерах, позволяющих выйти из сложившейся ситуации, таких, как пролонгация (см. ) и реструктуризация (см. ), предоставление дополнительных кредитов, определение возможностей погашения долгов, выработка рекомендаций в адрес страны-должника. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Урегулирование задолженности в рамках клуба осуществляется в форме отсрочки тех платежей, срок которым наступает в ближайшие год-полтора. Условия отсрочки не содержат льготного элемента. В рамках клуба достигается относительно равномерное распределение между странами-кредиторами убытков, связанных с неплатежеспособностью стран-заемщиков.

Парижский клуб поддерживает отношения с рядом других мировых финансовых институтов. Эти организации ведут в определенной степени согласованную политику по отношению к странам-должникам.

Россия неоднократно принимала участие в заседаниях Парижского клуба в качестве и должника, и кредитора. В 1997 г. Россия получила членство в Парижском клубе, а следовательно, и возможность активного участия в его деятельности. Членство России в Парижском клубе способствует долгосрочной реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР, а также возвращению России части задолженности других государств за счет равномерного распределения бремени реорганизации долга между всеми членами Парижского клуба. Кроме того, членство в Парижском клубе дает России дополнительные рычаги экономического воздействия на страны-должники.

Кредиторов являются неформальными неофициальными международными объединениями. В их составе разное количество участников, различна и степень их влияния. Парижский и Лондонский клубы были сформированы для реструктуризации задолженностей развивающихся стран. Рассмотрим далее подробнее, как протекали взаимоотношения РФ с этими объединениями.

Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов

В этих объединениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения и реструктуризации задолженностей. Различия присутствуют и во внутреннем устройстве организаций. Лондонский клуб, по сути, представляет собой форум для пересмотра срока погашения займов, предоставленных коммерческими банковскими учреждениями, не гарантированных правительством кредитора. В объединении нет постоянного председателя и секретариата. Процедуры, как и сама отличаются свободным характером. Парижский клуб кредиторов был сформирован в 1956 году. В нем насчитывается 19 участников. В отличие от Лондонского, Парижский клуб пересматривает задолженности официальным кредиторам. При возникновении непосредственной угроза невыплаты займа правительство должника обращается к государственной власти Франции. Направляется официальная просьба о переговорах с займодателем.

Переговоры

Парижский клуб занимается организацией прямой коммуникации страны-должника и государства, предоставившего заем. Первую представляет министр финансов либо председатель ЦБ. От имени кредитора на переговорах присутствуют официальные лица из Минфина, МИДа или Министерства экономики. Также присутствуют и наблюдатели. Ими являются представители МБРР, МВФ, ЮНКТАД и региональных банковских структур. В процессе переговоров разрабатывается комплекс рекомендаций. Согласованные условия фиксируются в протоколе. Этот документ в юридическом плане имеет только рекомендательный характер. В него вносятся предложение представителям стран, между которыми возник финансовый спор, о проведении переговоров и подписании двусторонних соглашений по вопросам пересмотра условий погашения обязательств. Несмотря на то что содержание носит характер рекомендации, положения протокола являются обязательными для исполнения сторонами, которые его приняли. В соответствии с ним заключаются соглашения, которые, в свою очередь, имеют юридическую силу. Принятие решений, установление условий осуществляется по принципу достижения консенсуса. То есть результат переговоров должен устраивать обе стороны.

Следует отметить, что отношения с Лондонским клубом после прекращения существования СССР сопровождались рядом проблем. Советский Союз считается самым крупным должником из всех стран. В 1991 году возникли первые проблемы. Тогда Москва отказалась выплачивать проценты по займу СССР. В рамках Лондонского клуба был созван специальный совет. В него вошли 13 коммерческих банковских структур, перед которыми у РФ была задолженность. Основной задачей было урегулирование обязательств бывшего СССР. В целом, вопрос достаточно прост. Однако решить его оказалось достаточно сложно. До осени 1997 года проводились регулярные заседания совета. Раз в три месяца принимались решения об отсрочке платежей и процентов еще на 3 месяца. Позиция БКК (Совета) была достаточно жесткой с самого начала. Предполагалось, что Москва даже при отсрочке должна выплатить все. Эта позиция была четко сформулирована еще в 1993 году. Надо сказать, что до этого момента в Москве не было четкого представления о действительном размере обязательств СССР. Предполагалось, что общий долг составляет 80-120 млрд долл. Учитывая то, что объем золотовалютного фонда был около 5 млрд долл., понятно, что выплата была практически невозможна.

Начало урегулирования

Первые шаги были сделаны А. Шохиным в 1994-м. На тот момент он являлся вице-премьером в правительстве. Шохин смог договориться с Фонтцем (главой БКК) об отсрочке на 5 лет по процентам и уплате долга через 10 лет. Но эта мера рассматривалась как временная. За ней предполагалось кардинальное переоформление основной доли обязательств и накопившихся процентов в РФ. Следующий шаг был осуществлен в 1995 году новым вице-премьером В. Пансковым. Он договорился о реструктуризации на 25 лет. После этого перед Москвой был выбор. Она могла настаивать на списании основной части задолженности или пойти на дальнейшую реструктуризацию. Наиболее предпочтительным, разумеется, выглядел первый вариант. Но его принятие было практически невозможным ввиду жесткой позиции немецких банков. На их долю приходилось около 53% задолженности. После недолгих колебаний было решено идти на дальнейшую реструктуризацию.

Нюансы списания

В первую очередь, такая возможность предоставляется только единожды. При этом остаток должнику необходимо погасить по достаточно жесткому графику. Кроме того, статус новых бумаг, в которые осуществляется переоформление долгов, соответствует еврооблигациям. При любой просрочке по ним объявляется кросс-дефолт. Это, соответственно, влечет резкое снижение рейтинга государства и его изоляцию на международных финансовых рынках.

Дальнейшее развитие событий

В августе 2009-го правительством была одобрена инициатива Минфина по урегулированию внешнего Предполагалось, что будет выплачено порядка 34 млн. долл. При этом кредиторы 9 млн. не заявили своих требований по урегулированию долга. В дальнейшем переговоров с ними не планировалось. В результате предпринятых шагов Минфину удалось завершить выплату коммерческого долга, обменяв 405.8 млн долл. на еврооблигации, срок погашения которых - 2010-й и 2030-й. При этом общее количество требований, по сообщению в пресс-релизе Министерства, превысило 1900.

Парижский клуб кредиторов и Россия

После развала СССР предполагалось, что вновь образованные государства понесут свою часть ответственности по существовавшему внешнему долгу. На тот момент он составил 90 млрд. долл. Вместе с задолженностью каждому государству полагалась и соответствующая доля в активах. Однако на практике оказалось, что только Россия могла выполнять свои обязательства. В этой связи по взаимной договоренности было решено, что РФ принимает на себя всю задолженность республик взамен на их отказ от причитающихся долей в активах. Это было достаточно непростое решение, однако оно позволило сохранить позиции страны на мировых рынках и способствовало укреплению доверия потенциальных зарубежных инвесторов.

Этапы переговоров

Парижский клуб и Россия проводили переговоры в несколько этапов. Они начались непосредственно после официального объявления о прекращении существования СССР. Первый этап берет отсчет с 1992 года. В его рамках Парижский клуб кредиторов предоставлял краткосрочные трехмесячные отсрочки по погашению внешней задолженности. К этому же этапу относится получение кредита от МВФ на 1 млрд. долл. Вторая стадия проходила с 1993-го по 1995-й. Парижский клуб согласовал подписание первых соглашений с РФ по реструктуризации. По этим договорам страна принимала на себя все обязательства СССР, срок погашения которых приходился на период с декабря 1991-го по январь 1995-го. Третий этап начался в апреле 1996-го. РФ и Парижский клуб кредиторов дополнили свои договоренности всесторонним соглашением. В соответствии с ним, общий долг составлял около 38 млрд долл. При этом 15% из них предполагалось погасить в течение следующих 25 лет, до 2020-го, а 55%, в которые входили краткосрочные задолженности, - на протяжении 21 года. Реструктурированный долг должен был выплачиваться нарастающими суммами с 2002-го.

Меморандум

Он был подписан 17 сентября 1997 года. Парижский клуб и РФ заключили Меморандум о взаимопонимании. Он оформил присоединение страны к объединению в качестве полноправного участника. С момента подписания документа долговые требования от России имеют тот же статус, что и у остальных стран.

Протокол

30 июня 2006 г. было объявлено о досрочном погашении задолженности. На момент подписания соответствующего протокола сумма обязательств составила 21.6 млрд. долл. Эта задолженность прошла реструктуризацию в 1996-м и 1999-м. До 2006-го РФ обслуживала и погашала обязательства. В протоколе предусматривалась выплата части долга по номинальной, а части - по рыночной стоимости. По последней выкупались обязательства, которые имели фиксированную ставку. Займы этого вида были предоставлены такими членами Парижского клуба, как Нидерланды, Великобритания, Франция и Германия. Премия за досрочное погашение для этих стран составила почти 1 млрд долл. Выплата долга США осуществлялась по номиналу, хотя Америка предоставила заем также по фиксированной ставке.

Последние выплаты

После соглашений А. Кудрин сообщил о том, что Внешэкономбанк закроет долг до 21 августа. Именно в эту дату Парижский клуб получал от РФ выплату по процентам. Свое обещание глава Минфина выполнил. В середине дня 21 августа на официальной странице банка появились сведения о том, что были сделаны последние переводы на счета займодателей. Таким образом, плановые платежи составили 1.27 млрд долларов, в счет досрочной выплаты было направлено 22.47 млрд. Одной из первых стран, счета которой пополнились, стала Австралия. Марк Вэйл (вице-премьер государства) заявил тогда, что досрочное погашение указывает на укрепление экономики РФ и выступает как ключевой элемент двусторонних отношений. До подписания июньских соглашений РФ считалась самым крупным должником.

Парижский клуб с момента распада СССР сосредоточил свою работу на достижении договоренностей с Москвой. После погашения всей задолженности многие специалисты стали говорить о целесообразности дальнейшего функционирования этого объединения. Кроме РФ, досрочно погашают обязательства такие страны, как Перу, Алжир. Еще какое-то время назад Парижский клуб не предполагал, что эти государства смогут не просто выплатить долги, а сделать это раньше срока. Выплаты Внешэкономбанка осуществлялись в девяти валютах. Для перечисления средств Минфин предварительно обменял 600 млрд рублей в евро и доллары. Основные платежи были именно в этих валютах. После полного погашения стала полноправным участником Парижского клуба.

Итоги

Несмотря на проблемы, которыми сопровождалось взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами, РФ удалось все же избавиться от прежних долгов. Эти объединения с самого начала своего существования выступают как важнейшее звено между странами, предоставляющими и принимающими денежные обязательства. Они стремятся облегчить бремя государств по непосредственному обслуживанию своих долгов. Вместе с этим их целью является сохранение платежеспособности заемщика в долгосрочной перспективе. РФ стремится комплексно подходить к решению проблем международной задолженности с учетом соблюдения интересов всех сторон. Долговой кризис, возникший в 90-х годах, стал результатом неблагоприятного стечения субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее РФ удалось показать свою состоятельность и способность не только принимать, но и исполнять международные обязательства. Досрочные выплаты не только позволили избежать задолженностей и затягивания выплаты, но и обеспечили России полноправное участие в Парижском клубе.

Заключение

В настоящее время кредитный рейтинг крайне важен для любой страны. Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, необходимо четко осознавать свои потребности и возможности. Следует сказать, что образование государственного долга обуславливается бюджетным дефицитом. А он, в свою очередь, является суммой незакрытых дыр в бюджете за весь период существования страны. Внешний долг - обязательства перед физлицами и организациями других государств. Он обуславливает необходимость существования таких неформальных объединений, как Лондонский и Парижский клубы.


Парижский клуб - неформальное объединение правительств 20 мировых ведущих стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония, Россия). Это международное объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации погашения и обслуживания внешних государственных долгов.
Парижский клуб не имеет юридического статуса. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Тем не менее за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в этой области. Здесь не рассматриваются кредиты частным организациям, международным финансовым организациям, кредиты для военных целей, кредиты до одного года.
Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам

более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.
Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство- должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации ее внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.
В рамках Парижского клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.
Особенность структурной организации Парижского клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Периодически некоторые принципы пересматриваются и уточняются.
Основные принципы долговой политики Парижского клуба: наличие у должника непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Остановимся более подробно на названных принципах долговой политики Парижского клуба. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей.
Чтобы Парижский клуб начал действовать, должнику необходимо доказать, что он не в состоянии платить. Как доказать? Показать размер задолженности в соответствии с макроэкономическими показателями: состояние платежного баланса, бюджета, динамику ВВП, темпы инфляции.
Парижский клуб либо сам, либо с помощью МВФ проводит анализ проблемы: есть ли действительно угрозы прекращения платежей. Если такие угрозы усматриваются, то разрабатываются условия реструктуризации долга. Условия реструктуризации долга.
Реструктуризация долга - одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей.
В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги. Реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран.
В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников: беднейшие страны (ВВП на душу населения до 785 долл. в год) - применяются Торонтские, Лондонские, Неапольские условия урегулирования задолженности; беднейшие из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 785 до 3600 долл. в год) - применяются Хьюстонские условия; богатые из стран со средним уровнем дохода (ВВП на душу населения от 3600 до 10-12 тысяч долл. в год) - применяются стандартные условия Парижского клуба; исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений.
Торонтские условия. Данные условия, принятые в 1988 г., могут применяться лишь в отношении стран с годовым ВВП на душу населения не более 540 долл. и имеющих право на получение кредитов от Международной ассоциации развития. Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с Торонтскими условиями: Республика Мали, Центральноафриканская Республика, Мадагаскар, Нигер, Танзания и др.
Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они могут предоставлять должникам.
Вариант А (уменьшение суммы долга): списание трети долга; пересмотр условий погашения остальной части долга по рыночным процентным ставкам; срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет, в течение которого проценты по долгу не выплачиваются.
Вариант В (долгосрочные долги): проценты начисляются по рыночным ставкам; срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет.
Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга): предоставление льготных процентных ставок (кредитор может выбрать большую из двух величин - 3,5% в год или половину рыночной процентной ставки); срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет.
Однако Торонтские условия предназначены не для всех стран-
должников. Они применяются лишь в случае очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими глубокой структурной перестройки.
Хьюстонские условия. Приняты в 1990 г. в отношении стран, у которых годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (в настоящее время - 785 долл. на душу населения), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий.
По данным условиям: срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок 8 лет; срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - до 10 лет; кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упомянутые 10%).
Чтобы претендовать на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий, страна должна удовлетворять двум из трех следующих критериев: годовой ВВП на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долл.); соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять 1: 1,5; необходимо иметь следующие показатели масштабов задолженности: сумма долга - не менее 50% объема ВВП; сумма долга/стоимость экспорта - не менее 275%; коэффициент обслуживания долга - не менее 30%.
Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с государственными долговыми обязательствами, как это допускается Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и Нигерия.
Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия)
А. Тринидадские условия аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие категории; гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями страны-должника: реструктуризация оставшейся части долга на 25 лет, предоставление льготного периода в 5 лет; капитализация процентов за первые 5 лет; отбор кандидатов на предоставление льготных условий по критериям, аналогичным Торонтским условиям.
Б. Лондонские условия аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 года с шестилетним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам; реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода; реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом; реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке оказания официального содействия развитию, на 30 лет с 20-летним льготным периодом.
Этими условиями воспользовались такие страны, как Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне.
Неапольские, Лионские условия, Инициатива HIPC
А. Неапольские условия
Такие условия предусматривают:
67%-ное списание или реструктуризацию суммы долга с целью его сокращения. Данное условие действует для стран, у которых годовой ВВП на душу населения менее 500 долл. или долг/экспорт более 350%. Для других стран применяется 50%-ное списание долга; выплату оставшейся части долга в течение 33 лет с восьмилетним льготным периодом или в течение 23 лет с шестилетним льготным периодом с прогрессивной шкалой амортизации долга; реструктуризацию долга на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, с выплатой процентов по прежней ставке. В 1995-1998 гг. более 30 странам с низким уровнем дохода Парижский клуб сократил задолженность на условиях Неаполя.
Б. Лионские условия, Инициатива HIPC
С 1997 г. действуют Лионские условия, которые предлагают 80%-ное снижение долговых обязательств, а также доведение соотношения внешний долг/экспорт до 200-250% и платежи/экспорт до 20-25%.
Проект под названием «Инициатива HIPC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению долгового бремени самых бедных развивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.
Стандартные (классические) условия Парижского клуба реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг); срок погашения 10 лет с пятилетним льготным периодом; рыночные ставки.
Для реализации этих принципов должник должен представить программу макропреобразований для улучшения финансового состояния страны. В данную программу должны быть заложены следующие меры. Ограничение роста денежной массы (запрет Центральному банку кредитовать правительство, отказ от льготных кредитов, повышение налогов и т.п.). Сокращение дефицита госбюджета (одно из главных направлений - уменьшение государственных расходов, в том числе и социальных). Совершенствование политики обменного курса национальной валюты (не допускать повышения или понижения). Устранение госконтроля над ценами. Ограничение государственного вмешательства в экономику. Равномерное распределение бремени непогашенных долгов среди кредиторов (принцип равных услуг). Этот принцип обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с обеспечением условий долговых обязательств (срок погашения, процентные ставки).
Россия и Парижский клуб. 17 сентября 1997 г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Россия выступает в Парижском клубе не только как страна-кредитор, но и как страна-должник.
Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и базируется на следующих основных принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании. Равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба. Признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР. Предоставление начальной скидки на задолженность госу- дарств-должников перед Россией.
Уже к 2001 г. России удалось достичь успехов: долг нашей стране со стороны многих развивающихся государств был реструктурирован. Часть долга из долга кредитного была переведена в долг по ценным бумагам, т.е. произошла секьюритизация долга.
Негативные моменты присоединения к Парижскому клубу. Россия должна была признать часть царских долгов по облигациям, главным образом, перед гражданами Франции. Россия лишилась суверенитета в улаживании отношений со своими должниками, необходимо было учитывать условия урегулирования долга, принятые Парижским клубом. В частности по условиям Парижского клуба не допускается погашение долга товарами, правами на разработку полезных ископаемых. Кроме того, пришлось списать значительную сумму долга некоторым стра- нам-должникам: Ираку - 100% (11 млрд долл.); Монголии - 98% (11 млрд долл.); Вьетнаму - 86% (9,4 млрд долл.); Сирии - 70% (9,8 млрд долл.).
Кроме того, наша страна присоединилась к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания минимального уровня существования их населения. Это предусматривает уменьшение абсолютного объема финансовых требований к государствам-должникам из числа развивающихся стран в зависимости от их экономического положения.
Вместе с тем вступление в Парижский клуб имело и положительные моменты. Оно дало возможность России подписать ряд соглашений со странами-должниками. Среди них - 33 многосторонних меморандума о реструктуризации задолженности с 24 странами, в том числе с Бенином, Боснией и Герцеговиной, Мали, Мозамбиком. С 1999 по 2002 г. Россией было заключено 13 двусторонних соглашений о реструктуризации задолженности с Йеменом, Вьетнамом, Мадагаскаром, Гвинеей, Гвинеей-Бисау, Бенином, Экваториальной Гвинеей, Замбией, Пакистаном, Танзанией, Албанией, Мозамбиком, Мали и Конго.
В результате реструктуризации странам-должникам были установлены льготные графики погашения консолидированных сумм задолженности. Большая часть выплат будет осуществляться после 2015 г. Почти все соглашения о реструктуризации предусматривают возможность осуществления конверсионно-обменных операций оставшейся и неоплаченной задолженности, а также переуступку или продажу долга третьей стороне.
Проведенная реструктуризация долгов способствовала началу платежей некоторыми странами, увеличению доли выплат в СКВ, консолидации задолженности по процентам и основному долгу.