Подготовка автокранов к эксплуатации. Подготовка рабочей площадки и крана к эксплуатации Тематический план и программа предмета «общие требования промышленной безопасности и охрана труда»

Место выполнения кранами монтажных и погрузочно-разгрузочных работ представляет собой объект эксплуатации. От правильной установки крана на рабочей площадке объекта эксплуатации зависят производительность труда и безопасность труда. Площадку планируют, укатывают и утрамбовывают, а если грунт слабый, то на ней укладывают бетонные плиты. Уклон рабочей площадки не должен превышать 3°. В зимнее время площадку осматривают особенно внимательно и удаляют с нее рыхлый снег, куски льда и мерзлой земли. На площадке не должны находиться посторонние предметы.
Если рабочая площадка не уложена бетонными плитами, а плотность, т. е. несущая способность грунта, неизвестна, то проверяют ее с помощью плотномера — ударника ДорНИИ. Плотность грунта характеризуется числом падений ударника, необходимых для заглубления его наконечника на каждые 10 см. При числе ударов плотномера, равном 8 или больше, что соответствует несущей способности грунта 1 МПа, плотность такой грунтовой площадки достаточна для установки на ней кранов на специальном шасси.
Плотности грунта рабочей площадки определяет инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производство работ на данном строительном объекте.
При установке крана на выносные опоры наблюдают за их правильным положением и надежным опиранием на грунт. Не допускается работа крана на трех или двух опорах. Кран устанавливают только на четырех опорах.
В случае опирания выносных опор на насыпной грунт под них подкладывают также подкладки, препятствующие оседанию грунта. Размеры подкладок под выносные опоры кранов в зависимости от вида грунта и его несущей способности приведены в табл. 1.
После подготовки рабочей площадки и установки на ней крана его переводят из транспортного положения в рабочее. Для этого устанавливают необходимую частоту вращения двигателя шасси; включают насосы гидросистемы крана; ставят кран на выносные опоры, проверив горизонтальность его положения по уровню; устанавливают лестницу для входа и входят в кабину
управления краном, включают грузовую лебедку и ослабляют грузовой канат; освобождают грузовой крюк, поднимают телескопическую стрелу и при необходимости выдвигают ее секции; развертывают поворотную часть крана в ту сторону, где будут выполнять работу. Продажа отпугивателей грызунов ультразвуковые отпугиватели грызунов otzverey.ru .
До начала грузовых операций необходимо убедиться в устойчивом положении опор и невозможности их скольжения по грунту. Также проверяют расстояние между поворотной частью крана (при любом его положении) и строениями или штабелями грузов. Оно должно быть не менее 1 м.
До начала работы с грузами выполняют контрольный осмотр крана. Если при этом не обнаружено дефектов, влияющих на работу крана, то об этом делают запись в сменном журнале. После получения инструктажа и производственного задания машинист крана приступает к работе на объекте эксплуатации.

62 63 64 65 66 67 68 69 ..

ПОДГОТОВКА АВТОКРАНОВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

При получении крана организацией-владельцем с завода-изготовителя проверяют его комплектность. В соответствии с требованиями ГОСТ 22827 - 85 кран передается владельцу в полностью собранном виде, исправным, укомплекто-
ванным основной стрелой и сменным рабочим оборудованием, набором запасных частей и инструмента, запасным колесом, переносной электрической лампой, эксплуатационной документацией (инструкция по эксплуатации машины, ведомость запасных частей, паспорт, чертежи бы-строизнашивающихся деталей, схема погрузки на железнодорожную платформу).

В паспорте содержатся данные об изготовлении, регистрации и разрешении на пуск в работу крана; техническая характеристика крана и данные об основных комплектующих изделиях (двигателе, тормозах, канатах, крюках) и материалах; характеристика приборов безопасности. В процессе эксплуатации в паспорт заносят сведения о местонахождении крана; о лицах, ответственных за его исправное состояние; о ремонте металлоконструкций и замене механизмов, канатов, грузозахватного органа; результаты технического освидетельствования крана; сведения о его регистрации. Паспорт должен храниться у ответственного за исправное состояние крана.

Инструкция по эксплуатации содержит техническое описание крана, собственно инструкцию по его эксплуатации, а также инструкцию по техническому обслуживанию, монтажу, пуску, регулированию и обкатке крана на месте его использования, сведения о хранении и транспортировании кранов, данные

О гарантиях завода-изготовителя и порядке предъявления рекламаций. К инструкции прилагаются технические описания и инструкции по эксплуатации базового автомобиля и его двигателя, электро- и гидромашин, компрессоров, отопительных приборов и других комплектующих изделий.
Кран, поставленный в собранном виде, до ввода его в эксплуатацию регистрируют в органах Госгортехнадзора и Госавтоинспекции. При регистрации крану присваивают регистрационный номер и выдают разрешение на пуск в работу на основании записанных в паспорте результатов его испытания, проведенного заводом-изготовителем, и частичного технического освидетельствования (без испытания грузом), проведенного владельцем.

После реконструкции, ремонта или передачи крана новому владельцу разрешение на пуск в работу вновь зарегистрированного крана выдают органы Госгортехнадзора на основании результатов полного технического освидетельствования крана, произведенного владельцем. Цель технического освидетельствования - установить, что состояние крана соответствует Правилам Госгортехнадзора и представленной при регистрации документации. Полное техническое освидетельствование автомобильного крана состоит из осмотра, статических и динамических испытаний; при частичном освидетельствовании статические и динамические испытания не производят.

Осмотру и проверке в работе подлежат все механизмы, гидрооборудование, электрооборудование, приборы и устройства безопасности, тормоза и аппаратура управления, освещение, сигнализация. Кроме того, проверяют состояние металлоконструкций.и их соединений, кабин, лестниц, площадок и ограждений, канатов, крюка и деталей его подвески.

Цель статических испытаний - проверить прочность отдельных сборочных единиц и грузовую устойчивость машины. Статические испытания производят на выносных опорах и без них на минимальном вылете с грузом, масса которого на 25 % превышает паспортную. При проведении статических испытаний ограничитель грузоподъемности отключают. Кран испытывают на горизонтальной площадке. Стрелу устанавливают поперек продольной оси крана, груз поднимают на высоту 100 - 200 мм от уровня основания и выдерживают в подвешенном состоянии в течение 10 мин на одной стороне и 10 мин на другой. При подвешенном грузе проверяют работу
тормозов подъема груза. Для этого в гидравлических кранах открывают вентиль, соединяющий напорную линию со сливной у гидромотора; при этом груз в заторможенном состоянии не должен опускаться. После снятия груза осматривают механизмы крана, металлоконструкции, сварные швы.

Статические испытания крана производят с каждым видом поставляемого сменного рабочего оборудования. Кран считается выдержавшим статические испытания, если за 10 мин поднятый груз не опустится на основание, не произойдет одновременного отрыва двух опор, не будет обнаружено трещин, деформаций или других повреждений.

Когда результаты статических испытаний признаны удовлетворительными, проводят динамические испытания с целью проверки надежности действия рабочих механизмов и тормозов крана. При динамических испытаниях последовательно выполняют следующие операции:

Поднимают и опускают груз, масса которого на 10% превышает номинальную грузоподъемность при минимальном вылете, с одновременным вращением поворотной части в течение 15 мин;

Поднимают и опускают стрелу с грузом от максимального вылета до минимального с отключением ограничителя грузоподъемности в течение 15 мин. При этом проверяют работу тормозов механизмов вращения поворотной части крана и грузовой и стреловой лебедок. При заторможенном состоянии грузовой лебедки опускание груза, стрелы и вращение поворотной части не допускаются. Динамические испытания проводят с каждым видом рабочего оборудования. Обнаруженные в ходе испытаний дефекты устраняют. Затем проверяют показания указателя грузоподъемности, настраивают и проверяют ограничитель грузоподъемности.

Краны, находящиеся в работе, подлежат техническому освидетельствованию (частичному - не реже одного раза в год, полному - не реже одного раза в три года). В эксплуатирующей организации освидетельствование крана производит лицо, осуществляющее надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных ма-шин, в присутствии машиниста и работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

Результаты технического освидетельствования записывают в паспорт автомобильного крана с указанием срока следующего освидетельствования. Запись должна подтверждать следующее: со-

Стояние крана соответствует требованиям правил Госгортехнадзора, кран выдержал испытания на прочность и устойчивость, его эксплуатация разрешается.

Независимо от грузоподъёмности автокран нуждается в подготовке к работе в зимних условиях. Как заботливый хозяин ревизирует свой легковой автомобиль, так и ответственный собственник тяжелой техники обязательно находит время для внепланового технического осмотра.

Для примера остановимся на автокране грузоподъемностью 70 тонн. Это тяжелая машина, имеет показатели выше среднего класса, шасси с улучшенными характеристиками, «умные» грузоподъемные элементы с встроенными ограничителями и другими приспособлениями. Разумеется, аренда автокрана , цена которого выше, чем на привычные модели, будет требовать отдачи в любой сезон. Поэтому очень важно провести все профилактические мероприятия для ее исправной работы.

Можно начать с шасси и уделить ему внимание в штатном режиме работы с автомобилем: оценить моторное масло, исправность отопительного оборудования, плотность прилегания уплотнителей в кабине крановщика, герметичность закрывания двери.

Также посвятить время подготовке самого крана:

  1. Проверить емкость и эксплуатационные характеристики аккумулятора.
  2. Использовать дизельное топливо высокого качества. Ни о какой экономии за счет использования солярки на старых моделях автокранов не может идти речь. Смесь забивает фильтры и топливную систему.
  3. Оценить и заменить при необходимости масло в крановом оборудовании. Его вязкость должна соответствовать температуре. Этот показатель обеспечивает мягкий и бережный ход.
  4. В отдельной ревизии нуждается система управления, установленная на кран.

Автомобильный принято оснащать такими видами:

  1. Электрический тип. Название говорит само за себя. Крановый ход при таких системах плавный и мягкий.
  2. Механический. В этом случае оборудование управляется ручным методом с помощью рычагов и ножными педалями. Это старый и надежный способ организации крановой системы, но практически исчерпал себя из-за высокого износа деталей. Узловые соединения в таких кранах довольно быстро выходят из строя.
  3. Гидравлика. Такая система основана на взаимодействии цилиндров с поршневыми устройствами.
  4. Пневматический вид управления. Часто используется как дополнение к электрической системе. Основан на применении сжатого воздуха.

Когда все основные части автокрана проверены, необходимые детали и жидкости заменены, можно говорить о полной готовности к его эксплуатации в зимних условиях. Такая техника не подведет заказчика, исключит простои на площадке, а значит, полностью оправдает вложенные средства.

Алёшина Галина Васильевна, преподаватель ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПМ 02. Эксплуатация крана автомобильного при производстве работ.
Тема урока: управление краном при производстве работ.
Цель урока:
Формирование профессиональных компетенций
ПК 2.2 Производить подготовку крана и механизмов к работе.
ПК 2.3 Управлять краном при производстве работ.
Формирование общих компетенций
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.
Образовательные
закрепить умения производить осмотр креплений и регулировку механизмов, проверка исправности приборов безопасности на автомобильном кране.
Развивающие
развивать воображение, память, внимание, самостоятельность технологического мышления, навыки работы с органами управления автомобильного крана;
развивать устойчивую мотивацию в овладении профессией;
формировать потребность в приобретении и применении знаний;
Воспитательные
воспитывать настойчивость в завершении задания;
прививать студентам навыки самостоятельной работы.
Методы обучения:
практические.
Оборудование и инструменты:
Учебная площадка, автомобильный кран (в исправном состоянии).

Этапы урока Деятельность мастера производственного обучения Деятельность студентов
1. Оргмомент Проверяет готовность студентов к уроку: наличие спецодежды
2. Вводный инструктаж Объявление темы, цели и плана урока.
Мотивация важности этапа по приему крана перед началом работы.
I. Актуализация знаний.
Мастер п/о задает вопросы:
1. Обязанности машиниста перед началом работ?
2. Как бракуются грузозахватные приспособления?
3. Перечислить приборы безопасности установленные на кране?
4. Без какого документа нельзя допускать к работе стропальщика?
5. Как перемещают кирпич на поддоне?
6. Перечислить правила складирования грузов на площадке?
II. Инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ.
III. Выдача задания на текущий инструктаж.
Выполнение практических работ по алгоритму:
1) произвести осмотр креплений механизмов кранов;
2) произвести регулировку механизмов кранов;
3) проверить исправность приборов безопасности на холостом ходу;
4) визуальным осмотром определить пригодность состояния грузозахватных устройств;
5) произвести запись в вахтенном журнале о состоянии крана;
6) запустить двигатель крана;
7) включить механизм крана;
8) строповка грузов;
9) перемещение грузов в зону работы крана;
10) складирование грузов;
11) растроповка грузов;
Действия по перемещению грузов повторить 3-4 раза.
12) по окончании работ произвести визуальный осмотр механизмов крана;
13) выполнить запись в вахтенном журнале по результатам осмотра.
IV. Выдача перечня выполняемых работ.
V. Выдача инструкционно-технологических карт для оценивания работ (ОС).
VI. Разбор ошибок, допущенных в процессе производства работ. Слушают

Отвечают на вопросы

Слушают

Получают задание,
знакомятся,
задают вопросы

Слушают
3. Текущий инструктаж Наработка практического опыта. Студенты выполняют задание
4. Заключительный инструктаж
Рефлексия Мастер выставляет оценки студентам, комментирует успехи при выполнении практических заданий, анализирует ошибки, возникшие при производстве работ, выясняет причины затруднений.
Просьба закончить предложения:
Я научился…
У меня получилось хорошо…
Я смогу выполнить…

Студенты продолжают предложения с учетом личных достижений в рамках поставленной цели.

Инструкционно-технологическая карта.
Алгоритм выполнения практических работ по управлению краном автомобильным при производстве работ.

операции Содержание операции Результат освоения
работ
Освоен Не освоен
1 Провести осмотр креплений механизмов кранов;
2 Произвести регулировку механизмов кранов;
3 Проверить исправность приборов безопасности на холостом ходу;
4 Визуальным осмотром определить пригодность состояния грузозахватных устройств;
5 Произвести запись в вахтенном журнале о состоянии крана;
6 Запустить двигатель крана;
7 Включить механизм крана;
8 Строповка грузов;
9 Перемещение грузов в зону работы крана;
10 Складирование грузов;
11 Растроповка грузов;
12 Произвести визуальный осмотр механизмов крана по окончании работ;
13 Выполнить запись в вахтенном журнале по результатам осмотра.
Итого результат выполнения работ