Портретный снимок. Ручной режим «M». Технические тонкости съемки

Портретная съемка, как ни одна другая фотосъемка, полна всяких правил и условностей. И хотя очень многие принципы уже постоянно нарушаются фотографами, есть еще несколько основополагающих постулатов, которые следует учитывать, чтобы избегать явно нелепых образов. Давайте рассмотрим основы основ в данном уроке фотографии и разберемся как правильно фотографировать портреты начинающим.

Портретная ошибка номер 1. Неловкость ситуации, нелепость поз

Если ваша модель будет находиться в неудобном для себя положении, вряд ли получатся достойные фотографии. Ваша модель должна чувствовать себя раскрепощено, не напряженно и полностью доверять фотографу. Прежде, чем начать съемку, особенно если вы впервые работаете с моделью, необходимо в обязательном порядке обсудить типы фотографий, которые бы вы хотели сделать. Для этого у каждого фотографа должно быть две подборки: удачных и неудачных фотоснимков. Покажите несколько примеров хороших фотографий, объясните почему данные изображения "работают", за счет чего та или иная фотокарточка смотрится выигрышно в сравнении с другими.

Объясняйте модели, что вы хотите, чтобы она делала, как стояла или сидела, рассказывайте как это выглядит со стороны. Ваша задача - создать максимально комфортные условия, в которых не чувствуется скованности и неловкости от общения.

Даже, если модель настаивает на некоторых вещах, проще согласиться с ней, а потом сказать нечто подобное: «это здорово, теперь давайте попробуем..." Нередко бывает так, что модели говорят, что неудобно держать руки каким-то определенным образом, они чувствуют неестественность и поза кажется дискомфортной. Тем не менее, на снимках зачастую именно продиктованные вами позы выглядят более выигрышно. Не забывайте - фотограф управляет всем тем, что происходит на его творческой площадке.

Портретная ошибка номер 2. Неуклюжие руки

Неопытные модели часто не знают, что делать со своими руками. Фотограф может столкнуться с тем, что модель просто опускает руки, и они у нее безжизненно болтаются вдоль тела. Гораздо выигрышнее будет смотреться положение рук, когда они как бы скользят по верхней части бедер. Такой прием хорошо работает во многих случаях.

Скрещенные на груди руки также могут выглядеть очень эффектно, только следует остерегаться создания визуального барьера для зрителя.

Если вы не хотите, чтобы изображение передавало тревогу или напряжение, следите, чтобы руки модели была расслабленными, а не сжатыми в кулаки. Поможет получить нужный эффект, если вы попросите модель взять что-то в руки или коснуться опоры рядом.

Если модель находится за спиной кого-то, кто сидит, например, можно расположить кисти рук на спинке стула или положить на плечи другого человека.

По опыту можно утверждать, что самая большая проблема у начинающих моделей - это правильное расположение рук. При этом ведь руки в портрете являются вторым центром внимания после глаз и чаще даже более выразительны, чем глаза. Именно поэтому фотографу стоит очень тщательно подготовиться в этой области - рассмотреть примеры и варианты, подумать над тем, что он хочет выразить снимком, и какие жесты будут подчеркивать это на фотографии.

Портретная ошибка номер 3. Нет - косой сажени в плечах!

Обычно плечи являются самой широкой частью человеческого тела. Даже у женщин. При съемке, когда модель располагается строго фронтально, плечи получаются визуально широкими, что не может сделать женщину более красивой, а значит изображение модели будет проигрывать.

Разверните модель под небольшим углом в отношении камеры и вы получите аккуратные плечи и тонкую талию, все линии будут изящно изогнуты, что не может не понравиться зрителю и самому портретируемому.

Вообще фронтальный портрет без изгибов и движения чаще всего смотрится как фото на паспорт.

Портретная ошибка номер 4. Шея должна быть красивой и гладкой!

Если тело вашего субъекта по задумке отвернуто от камеры под таим углом, что образуются физиологические складки на шее, необходимо сделать так, чтобы их не было видно на фотографии.

Попросите модель, например, поднять воротник пиджака или рубашки или задрапируйте шею шарфом или платком. В качестве альтернативы - используйте другой угол для съемки. Попросите развернуться человека к камере не за счет поворота головы, а за счет более крутого поворота корпуса в районе талии.

Андрей Белкин

Перегибы, как любые линии, будут привлекать внимание зрителя. Их можно "драпировать" не только вещами, но даже руками, прикрыв то место, где образуются складки.

Портретная ошибка номер 5. Следы от одежды.

Отпечатки на коже от ремня, бюстгальтера, пояса, других поддерживающих аксессуаров или носок с колготками, относятся к классическим ошибкам, о которых, как правило, забывают или просто не учитывают.

NW Model Photographer

Вы должны убедиться в том, что если планируется фотосессия с демонстрацией украшений или открытой шеи модели, необходимо заранее снять всю одежду, которая оставляет следы на коже. Кожа должна полностью восстановиться, прежде чем вы начнете фотосессию. Закладывайте на этот процесс около 30 минут. А лучше заранее попросите модель прийти в свободной одежде, которая не оставляет следов.

Портретная ошибка номер 6. Избегайте зажатости

Как правило, портретная фотография требует минимум пространства вокруг модели. Тем не менее, обращайте внимание на то, что человек в кадре не был полностью зажат, тем более, если модель смотрит в сторону. Ее взгляд не должен упираться в край кадра, в фотографии всегда должно быть достаточно воздуха.

Обращайте внимание на то, сколько свободного места у вас есть вокруг модели, особенно, если человек передвигается или камера находится на . Такое положение вещей - создает дополнительные трудности для фотографа, поэтому следует учитывать насколько гармонично в видоискателе расположение портретируемого и сколько вокруг него свободной площади.

Теоретически зажатость или срез конечности границей кадра приводит к дискомфорту смотрящего. У изображения появляется некая напряженность, у зрителя возникает ощущение неудобства. Поэтому в общем случае не стоит зажимать и обрезать конечности по суставам, но если в задачу фотографа входит показать напряженность - тогда прием зажатости изображения может стать хорошим дополнительным штрихом.

Портретная ошибка номер 7. Головы в ряд

Когда у вас в кадре находится несколько человек одновременно, не стоит их располагать ровно по линеечке, или чтобы все головы находились на одной высоте. Компоновка "строго в ряд" делает снимок примитивным и заурядным.

Избежать подобного можно довольно просто, если располагать моделей на разной высоте относительно друг друга. Кого-то можно посадить в кресле, другого расположить на подлокотнике, а третий человек может легко и удобно разместиться на полу.

Подобное распределение может помочь решить и еще одну задачу - создать ту самую "динамику треугольника", по канонам которой взгляд зрителя будет двигаться между объектами и по кругу фотографии. Снимок будет динамичным и гармоничным по композиции.

Портретная ошибка номер 8. Нежелательные "головные уборы"

В то время, как фотограф следит за осанкой модели, вполне реально забыть и не обратить внимание на то, что находится на заднем плане. Не забывайте проверять , чтобы избежать совершенно ненужных вещей, "растущих" из головы человека: столбов, ламп, опор, растений и деревьев.

Только в том случае, если нечто на заднем плане служит дополнительным элементом для создания задуманного образа, оно может там находиться. Во всех остальных вариантах вы получите критическую ошибку, которую необходимо избегать, дабы не прослыть новичком или профаном в фотографии.

Портретная ошибка номер 9. Не смотрите снизу вверх

И хотя в некоторых случаях съемка снизу вверх сделает ваши фотографии лучше и будет выглядеть визуальным комплиментом для модели (например, зрительно удлинит ноги), нижняя точка съемки чаще всего покажет множество подбородков у портретируемых, увеличит размер ног и непропорционально уменьшит голову.

Следует внимательно следить за тем, на сколько нужно присесть, чтобы фотоснимок получился максимально эффективным без неприятных искажений человеческого тела.

Портретная ошибка номер 10. Не надейтесь на детскую сознательность

Иногда фотографам везет и дети могут даже попозировать несколько минут перед фотокамерой, особенно если они уже раньше фотографировались или находятся в таком возрасте, когда можно отвлечь маленьких моделей от важных больших детских дел и заинтересовать на мгновение процессом фотосъемки.

К нужно готовиться отдельно. Фотограф должен помнить, что снимать взрослых моделей и детских - это не одно и то же. Фотосессии даже близко не похожи между собой. Вы должны быть готовы к тому, что вам придется уложиться в самые короткие сроки с тем, что вы будете двигаться вокруг моделей, чтобы найти правильный угол, вы будете перемещать реквизит, а не просить детей передвинуться, дабы получить лучший ракурс. Терпение будет вознаграждено в том случае, когда все сделано правильно.

Портрет - непростой, но очень интересный жанр фотографии. Во время фотокурсов иногда заходит разговор со слушателями о портретной съемке - люди показывают свои фотоработы, в которых часто присутствует ошибки, причем, почти у всех одни и те же. Также меня просят рассказать, как лучше фотографировать портрет. В этой статье я хочу изложить свое видение портретной съемки, по возможности, в форме, доступной для понимания начинающим фотографам. Перед тем как созреть до создания этой статьи перечитал достаточно большое количество материалов в Интернете. Оказалось, что статьи на тему "как фотографировать портрет " не пишет только ленивый:) При этом я заметил, что многие статьи представляют собой лишь пошаговые инструкции, написанные "сухим" языком, иногда даже без примеров, будто бы "для галочки". Другая крайность - "многотомники", раскрывающие все возможные и невозможные аспекты портретной фотографии, авторы которых закапываются в такие дебри, что невольно начинаешь осознавать свою ничтожность:)

Если вы учились в институте, вспомните, как скучно было слушать профессоров на лекциях! :) Действительно грамотных материалов, которые бы при этом еще и легко читались, не так уж и много... Я постараюсь простым языком рассказать, как фотографировать портрет - самый обыкновенный, не студийный, в условиях естественного освещения - с него начинают все портретисты! Разумеется будет делаться упор на то, чтобы результат был ближе к художественной фотографии, чем к бытовой. Итак, вперед!

С какого расстояния фотографировать портрет?

Обычно для соблюдения "правильного" масштаба рекомендуют ориентироваться по фокусному расстоянию объектива. Для портрета рекомендуют использовать фокусное расстояние 85 мм (плюс-минус). Все это здорово, но в этой рекомендации не учитывается то, что у разных аппаратов при фокусном расстоянии 85 мм будет совершенно разный масштаб из-за кроп-фактора. Если на полном кадре 85 мм - действительно удобное фокусное расстояние для съемки портрета не самым крупным планом, то на кропе масштаб картинки будет совершенно другим (чем больше кроп-фактор, тем более крупным будет план). На мыльницах 85 мм - это вообще расстояние для фотоохоты! А как быть, если хочется снимать портрет с китовым объективом 18-55 мм, на котором вообще нет фокусного расстояния 85 мм? Это, кстати, больной вопрос среди новичков, которые хотят освоить портретную съемку. В ответ на это я приведу рекомендацию - более простую и универсальную.

Фотографируйте портрет с расстояния не менее 2 метров! Недостаток масштаба компенсируйте зумом.

Съемка с относительно большого расстояния с "приближением" дает ряд преимуществ:

1. Спокойная и привычная перспектива. Попробуйте снять человека в упор широкоугольником и получите фотографию, где он сам на себя не похож! Виновата перспектива, которая исказила пропорции лица. Чем дальше мы отходим от модели (компенсируя уменьшение масштаба увеличением фокусного расстояния), тем меньше эффект перспективы, тем "правильнее" получается портрет. Но не нужно вдаваться в крайности - не стоит фотографировать портрет с 30 метров, выдвинув на полную телеобъектив, при этом перспектива вообще практически исчезает и лицо становится излишне плоским и широким. Кроме того

2. При съемке портрета "издали" гораздо удобнее работать с фоном . Во-первых, легче убрать из кадра фотомусор - лишние объекты, отвлекающие внимание (они отсекаются кадрированием). Во-вторых, чем больше фокусное расстояние (сильнее "приближение"), тем сильнее размывается фон. Конечно, для того, чтобы красиво размывать задний план, желательно наличие светосильного объектива. Китовый объектив на длинном конце с диафрагмой 5.6 дает размытие лишь "для галочки". Может случиться так, что объектив при съемке с двух метров не обеспечит нужного масштаба. В таком случае нужно сделать выбор одного из трех вариантов решения (от плохого к хорошему):

  • Вести съемку с более близкого расстояния . Самый простой и доступный способ, но нужно тщательно следить за эффектом перспективы - с определенного момента он начинает расти очень быстро!
  • Снимать как есть, затем кадрировать фотографии при обработке . При этом произойдет некоторая потеря разрешения фотографии, но при современном количестве мегапикселей это не является большой проблемой. Плюс - вы можете попробовать несколько вариантов кадрирования и оставить тот, который больше понравится вам (и/или модели).
  • Использовать более длиннофокусную оптику . Минус - возможно, ее придется для начала приобрести. Плюс - вы сразу получите нужный масштаб портрета, а заодно задний план будет хорошо размыт ("портретная" оптика как раз для этого и предназначена).

Роль фона

Фон в портрете очень важен, основная его задача - создавать эмоциональную атмосферу фотографии. Монотонный фон (например, голая стена) скучен и неинтересен. Если фотосъемка идет на природе, замечательный фон получается из листьев, подсвеченных солнцем. Совокупность игры света и тени на листьев и боке (рисунка размытия объектива) делают снимок более эмоционально насыщенным.


Автор фото - Мария Струтинская

Правда, далеко не все объективы могут действительно красиво размыть задний план, так, чтобы он "заиграл". Лучше всего это получается у светосильных фиксов с фокусным расстоянием от 50 мм. Размытие заднего плана у большинства зум-объективов не такое интересное - они в большинстве своем для этого не предназначены. Для объективов работает принцип - чем уже специализация, тем качественнее результат при использовании по назначению. Именно поэтому многие фотографы приобретают отдельный объектив именно для портретной съемки, для макросъемки - макрообъектив, для пейзажа - хороший широкоугольник и т.д. Зум-объектив в данном случае - компромиссное решение. Тем не менее, потренироваться можно и с зумом, понять, надо ли это и, если надо, уже осознанно выбирать настоящий "портретник".

Размытие заднего плана усиливают следующие вещи:

1. До максимума открытая диафрагма . Портретные объективы позволяют открыть диафрагму до значения 2, 1.4 и даже 1.2! ГРИП при f/1.2 составляет считанные сантиметры. Все что ближе и дальше - уходит в размытие.

2. Увеличенное фокусное расстояние . Портретные объективы для кропа имеют фокусное расстояние от 50 мм, для полного кадра - от 80 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив будет размывать задний план при том же значении диафрагмы.

3. (об этом часто забывают) Расстояние между моделью и фоном . Чем больше расстояние, тем дальше фон от точки фокусировки и тем сильнее его размытие. Бессмысленно пытаться сильно размыть фон, если модель от него находится на расстоянии полуметра.

Как быть, если нет технической возможности сильно размыть задний план?

Как размыть фон и что для этого нужно, мы разобрались. Но как быть, если у нас нет светосильной оптики или у нас вообще фотоаппарат-мыльница? Как быть, если хочется размыть нежелательные объекты заднего плана, но не получается? В нашем случае это решается только выбором такого ракурса, при котором нежелательные объекты фона находятся за пределами кадра. Важное замечание! При неумелом построении композиции фон может навредить. Согласитесь, портреты, с торчащими их головы столбами или дорожными знаками на заднем плане выглядят крайне непрофессионально! Поэтому возьмите себе за правило - при построении кадра концентрироваться не только на модели, но и на фоне.

Куда наводить резкость при съемке портрета?

С размытием, будем считать, разобрались. Но остался открытым вопрос - что должно быть резким? Кто-то ответит - "Конечно же лицо!" Действительно, с этим спорить сложно. И многие начинающие портретисты наводят резкость строго по центру лица, то есть, на кончик носа:) В итоге, нос получается во всех подробностях, а самая выразительная часть - глаза уходят в небольшое размытие. Из-за этого вся фотография кажется нерезкой. Вывод - резкость в портрете нужно наводить на глаза. Но вся беда в том, что фронтально лицо располагается довольно редко, чаще всего портрет фотографируется под каким-то углом. При этом один глаз оказывается ближе к объективу, другой - дальше. В этом случае резкость наводится на ближний к нам глаз.

Правило третей в портрете

Надеюсь, рассказывать про правило третей не нужно, вы про него прекрасно знаете. При портрете более менее крупным планом глаза располагаются ну уровне 1/3 сверху.

По горизонтали принято оставлять чуть больше места в том направлении, куда повернута модель. При горизонтальной компоновке принцип тот же.

По кадрированию вам поможет памятка от Akry.

Естественный свет в портретной фотографии

Многие мастера портрета считают, что лучший свет для портретной съемки - естественный. Если фотографируете в помещении, используйте свет от окна. Понятное дело, что расположение окна менять нельзя, но у вас есть свобода выбора положения точки съемки, модели и угла, под которым падает свет. Еще окно можно прикрыть шторой, создав эффект светового "клина".

Фото, приведенные ниже в качестве примеров были сделаны мной на мастер-классе Сергея Воробьева "Стильная свадебная фотография"

Если разделить лицо на две половины (по линии носа), то они при подобном ракурсе будут иметь разную ширину. Часть лица, которая расположена ближе к камере, назовем "широкой ". Другую половину, отдаленную от камеры - "узкой ":

Считается, что лучше если свет будет падать с "узкой" стороны. Если же наоборот, свет падает с "широкой" стороны лица, оно может казаться более круглым: Взгляд модели может быть направлен как в объектив, так и немного в сторону (как на последнем фото). Обратите внимание, что на данной фотографии взгляд направлен навстречу свету. А мы знаем, что если в фотографии присутствует движение объектов во встречных направлениях (или хотя бы намек на движение), это способствует сбалансированности композиции (по крайней мере, это правило отлично работает в пейзаже). В портрете, как оказалось, его тоже никто не отменял. При портретной съемке не используйте встроенную вспышку! Даже когда очень хочется подсветить лицо портретируемого, не стоит прибегать к помощи встроенной вспышки - от нее лицо выглядит плоским, с бликами и, часто, с красными глазами.

Но как быть, если съемка происходит против света (например, на фоне окна просто против солнца, в контровом свете?) Вспышку мы договорились не использовать, но при этом велик риск получения на фотографии только силуэта! Как при таком непростом расположении объектов съемки получить проработку лица модели? Многие считают, что никак и отказываются от такого интересного ракурса. Но выход есть! Первое, что поможет - точечный замер экспозиции. Мы знаем, что по умолчанию аппарат почти всегда использует матричный (интегральный, многосегментный - это одно и то же) замер экспозиции - по всей площади кадра, по принципу среднего арифметического. При этом светлый фон окажет существенное влияние на экспозицию - автоматика решит, что освещенность в целом хорошая и установит короткую выдержку. В итоге, пейзаж за окном будет проэкспонирован правильно, модель же получится только в виде силуэта. Если же переключить режим экспозамера на точечный или частичный, то замер будет произведен по очень небольшой области в центре кадра, которую на момент экспозамера следует совместить с лицом модели (оно темное на общем фоне). При этом автоматика установит относительно длинную выдержку, при которой лицо будет хорошо проработано. Правда, при этом пейзаж за окном неизбежно уйдет в белизну - динамический диапазон матрицы ограничен, следует выбирать одно из двух.

Однако, есть способ получить одновременную проработку и лица и заднего плана! Логично, что для этого нужно как-то "влезть" обратно в предел динамического диапазона и снизить контраст между передним и задним планом. Задний план "приглушить" нам никак не удастся, но добавить света на переднем - вполне по силам! Для этого придумано нехитрое устройство, которое называется отражатель .

В сложенном виде он помещается в небольшую сумку, в разложенном же образует отражающую поверхность площадью около 1 квадратного метра. Этого вполне достаточно, чтобы осветить модель отраженным светом с нужной нам точки. Примеры съемки портрета с отражателем и без можно найти в статье Съемка с отражателем, практические советы на сайте photokubik.com.

Высота точки съемки

Важную роль играет высота точки съемки. Классикой жанра считается, если она будет расположена на уровне глаз модели. В принципе, от этого правила можно и отступать, но стоит помнить, что при съемке "снизу вверх" - у модели появляется "второй подбородок", а снимая "сверху вниз" нужно следить, чтобы модель подняла лицо, иначе лоб будет слишком крупным. Еще одна крайность - съемка детей с высоты своего роста "на фоне пола". Вывод прост - если снимаете детский портрет, присядьте. Если снимаете человека, который ростом выше вас - либо встаньте на что-нибудь, либо отойдите подальше, прибавив фокусного расстояния.

Можно ли фотографировать портрет китовым объективом, или нужно что-то посерьезнее?

Китовый объектив у большинства фотоаппаратов хоть и имеет достаточное фокусное расстояния для портретной съемки (в эквиваленте 80-90 мм), но он имеет ряд ограничений, в виду которых художественная портретная съемка китовым объективом затруднена. Как вы уже, наверно догадываетесь, ключевой недостаток - низкая светосила на "длинном конце", из-за чего невозможно нормально размыть задний план. Однако, это критично далеко не всегда. Например, портрет в обстановке чаще всего, снимается с большой ГРИП и решающую роль в успешности съемок играет постановка света. При съемке портрета в обстановке можно добиться успеха даже с китовым объективом. Если же съемка происходит на однородном фоне, роль размытия вообще стремится к нулю, главное - интересный свет. Однако, как ни крути, с хорошей оптикой работать гораздо приятнее - она лучше передает тона, дает более "чистую" картинку.

Если же непременно нужно размывать задний план, вам стоит задуматься о светосильном фиксе с фокусным расстоянием 50 или 85 мм. Самый простой объектив - классический "полтинник 1.8" (50 мм 1:1.8) на кропе превращается в портретник 80 мм. Стоит он сопоставимо с китовым объективом, но портреты на него получаются гораздо интереснее, чем на китовый зум 18-55мм 1:3.5-5.6. Вообще, что касается оптики - совершенству нет предела. Профессиональные портретные фиксы легко перекрывают по стоимости саму тушку. Однако, лично я считаю, что постигать азы портретной съемки можно и на самой недорогой оптике (50/1.8, 50/1.4, 85/1.8), а когда реально почувствуете, что ее возможностей вам не хватает - задумываться о покупке профессионального объектива.

Виджет от SocialMart

Заключение

Тема портретной съемки необычайно многогранна и ее решительно невозможно всю охватить одной обзорной статьей. Как известно, секрет успеха фотографии опирается на две вещи - техническая часть и творческая. Портрет - не исключение. Причем, если техническая часть портрета поддается описанию, до до творческой каждый должен дойти сам. Я уверен, что статья расставила если не все, то значительное количество точек над i по технической части портретной съемки. Если у вас есть дополнения, предложения и пожелания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях. Удачных снимков!

Использование отражателя, чтобы заполнить тени на лице

Простота - ключ к успеху. И для съемки хороших портретов не обязательно иметь дорогое студийное оборудование. В этой статье Ян Фаррелл показывает как снимать портреты в домашних условиях при свете из окна.

Освещение для портретов

Хороший портрет не должен быть чрезмерно сложным. Стильная мода, трещит по швам от фантастических и экзотических гардеробов, все это впечатляет, но в то же время оно отвлекает от модели - главного объекта съемки.

Суть красоты в простоте, не усложняйте портрет лишними деталями и позвольте вашему человеку быть в фокусе внимания. К тому же простота вполне реально достижима.

Обратите внимание, я не говорю, что это легко. Простота и легкость это разные вещи и достижение простоты на фотографии требует практики, мастерства и таланта. Но для того, чтобы снимать хорошие портреты вам не потребуется студия, полная вспышек и дорогих аксессуаров. Для этого вам достаточно окна, отражателя и ясно-облачной погоды.

В качестве места для портрета с дневным освещением прекрасно подойдет окно, выходящее на север. Поскольку мы не хотим прямого солнечного света в комнате, он будет давать высокий контраст и его лучше избегать.

Если у вас не имеется окна, выходящего на север, подойдет любое другое, но главное чтобы свет не был прямым. Возможно стоит дождаться облачной погоды.

Еще вам нужно будет подготовить вашу комнату для домашней студии, убрав оттуда всю лишнюю мебель. Я снимал эти фото в спальне на чердаке, предварительно убрав оттуда кровать и стол. Таким образом я получил белую стену напротив окна.

Также подойдут комнаты с большими французскими окнами или с эркерами, где свет от них будет окружать ваш объект съемки. Лишние окна вы можете закрыть с помощью черных штор (или листа ПВХ), чтобы закрыть свет, идущий из других направлений.

Поэкспериментируйте, чтобы найти лучшее размещение для вашего портретируемого относительно источника света.

Размещение объекта съемки с окном на его стороне - хорошее начало. Обратите внимание что свет, падающий через лицо человека будет сильнее, если человек сидит ближе к окну, и вам нужно будет заполнить тени, поставив отражатель с другой стороны.

Как альтернативу, попробуйте стать сзади окна, используя фронтальное освещение. Для этого вам потребуется большое окно, но результат будет удивительный.

Также подумайте, как свет повлияет на ваш фон. вы всегда должны настраивать по лицу человека, поэтому, получив хорошее освещение лица вы всегда получите фон темнее. Даже если ваша стена абсолютно белая, на фото она будет серой. И чтобы получить белый фон, вам нужно подсветить фон, чтобы он был ярче, чем лицо человека, тогда на фото он будет белым.

Благодаря тому, что на заднем плане мы имели больше света, фон на фотографии получился белым.

Выбор объективов для съемки портретов дома

Светосильный короткий телевик всегда был выбором фотографов, чтобы получить хороший результат.

Телеобъективы имеют свойство сжимать пространство, делая объект съемки ближе, чем он есть на самом деле. На языке портретистов это значит, что телеобъективы делают чрезмерно выступающие носы и подбородки меньше, что является хорошо, не так ли?

В связке с большой светосилой короткие телеобъективы легко ограничивают глубину резкости. Оставляя резкость на глазах, а все остальное делая вне фокуса, делая четкий акцент. Как говорится, глаза это зеркало души, и это более чем истина для портрета.

Телеобъектив позволяет вам заполнить пространство кадра лицом человека не подходя к нему близко. Кадрирование впритык это лучший способ сделать акцент на глазах, но подходя слишком близко к человеку вы заставляете его напрягаться или чувствовать себя неловко от того, что он показывает вам свое лицо.

На полнокадровых цифровых или пленочных фотоаппаратах, светосильным коротким телевиком считают 85mm f/1.8 (или шире).

Если вы имеете стандартный светосильный зум-объектив, на его длинном конце результат будет почти так же хорош, если вы откроете диафрагму до максимального значения, чтобы снизить избыточную .

Если вы используете сверхсветосильный объектив с диафрагмой f/1.4 или f/1.8, то можно прикрыть ее до f/2 или f/2.8, чтобы повысить качество изображения.

Такие объективы очень дорогие. Но пользователи кропнутых камер нашли альтернативу. Скромненький стандартный полтинник. При 50 мм на полном кадре, на кропе будет равняться 75 мм или 100 мм, в зависимости от размера сенсора. Это даст вам удобное рабочее расстояние, чтобы контролировать на диафрагмах f/1.8 или даже f/1.4. Нет оправдания фотографу, который не имеет у себя в сумке светосильного полтинника.

Как альтернативу, попробуйте макрообъективы. Хотя они сконструированы, чтобы фокусироваться на мелких предметах они часто имеют теледиапазон (100 мм это лучший вариант) и хорошую светосилу (f/ 2.8 обычно), и также с ним у вас будет возможность подобраться ближе к объекту при необходимости.

Для фотографий в этой статье я использовал макрообъектив Nikon Nikkor 105mm f/2.8 при диафрагме f/3.5 этого было достаточно, чтобы ограничить ГРИП и сконцентрировать внимание на глазах модели. При ISO 400 я установил выдержку 1/125 с, которая позволяет мне снимать с рук без смаза.

Конечно, не обязательно всегда снимать на открытой диафрагме, но с прикрытием диафрагмы нужно ставить длиннее выдержку, и даже может потребоваться штатив, чтобы избежать смаза при съемке с рук.

Когда вы определились с техникой, пора подумать и про экспозицию. Фотографии выше я снимал в легком высоком ключе, где большинство тонов немного светлее средне-серого. Это подходило к бледной коже и светлым волосам моей модели, так как я использовал белую стену в качестве фона.

Замеряя экспозицию для этой сцены, встроенный экспозамер моей зеркальной камеры дал мне результат близкий к темным тонам. Камера не ожидала увидеть здесь белый цвет, а ожидала увидеть средне-серый и установила экспозицию, чтобы сцена выглядела в темных тонах.

Я обратил внимание на гистограмму и настроил параметры вручную, чтобы тона разместились в правой стороне гистограммы, но не слишком близко к концу. Вы также можете настроить это и в автоматическом режиме с помощью поправки экспозиции.

А еще лучше снимать свои фотографии в формате RAW, чтобы иметь больше возможностей при . Хотя я большой фанат использования настроек моего зеркального фотоаппарата, чтобы контролировать разные аспекты снимка, тонкие настройки контраста и насыщенности я оставляю на потом, чтобы доработать их в . А при съемке, все на что я обращаю внимание, это на гистограмму в правой части.

Для простых портретов в своем стиле я обычно снижаю насыщенность чтобы смягчить тона кожи. Насыщенность обычно наращивают вместе с контрастом, чтобы получить фото в стиле фэшн, но для данного типа портрета в высоком ключе я снижаю контраст, чтобы смягчить света, поскольку я поднял экспозицию.

Еще одна полезная функция, встроенная в камеру это черно-белый режим. Но если я снимаю в RAW, то я получаю полноцветный кадр, и возможность получить сразу черно-белое фото недоступно.

Хороший баланс белого это ключевой момент, чтобы получить реальный цвет кожи и наилучший способ его получить, это настройка баланса белого по серой карте. Он используется как инструмент для получения нейтральной серой точки, чтобы установить правильный баланс белого для всех кадров, снимаемых в данных условиях освещения. Фактически это основная причина, по которой следует снимать в RAW - это возможность без потерь корректировать баланс белого.

Как снимать портрет

До этого мы рассматривали теорию. А как насчет снять портрет самому? Помните, многие люди волнуются о том, как они получатся на фотографии. Фактически это похоже с тем, как вы идете к зубному врачу. Поэтому общение с вашей моделью это ключевой момент.

Если вы не знаете о чем говорить, лучше всего - будьте приветливым и веселым, но при этом говорите о том, что вы собираетесь сделать или уже сделали. Делайте это с позитивными комментариями, даже если на самом деле это не так.

Вместо того, чтобы запутаться в чем-то и выглядеть непрофессионально, лучше делать перерыв чрез каждые 10-15 минут, дать отдых вашей модели и тогда проводить изменения. Попробуйте различные композиции, кадрирование и масштабы, меняйте высоту точки съемки относительно модели. Это удивительно, делать фото, когда точка съемки немного выше лица, или немного ниже лица - меняется портрет.

Думать о снаряжении и технической стороне снимка нужно заранее, а во время съемки нужно полностью сосредоточить свое внимание на объекте съемки и снимать простые качественные портреты.

Фотографируйте портреты все время - это преимущество цифровой фотографии - если вы видите хорошее выражение - снимайте его. Не колебайтесь. Волноваться про то попали в фокус или нет - это уже удел второго кадра. Лорд Сноудон - великий портретный фотограф сказал: «Нехорошо говорить “Замрите” в момент реальной жизни».

Чтобы все было правильно

1. Фокусируйтесь на глазах с маленькой глубиной резкости, делай другие части лица слегка размытыми.
2. Наведите отражатель вверх, чтобы заполнить светом тени на лице.
3. Как фон можно использовать белую стену, если он не подсвечивается дополнительным светом, то получается привлекательный серый цвет.
4. Композиция должна быть такая, что модель практически полностью занимает пространство в кадре. Таким образом акцентируется внимание на лице модели.

Естественное позирование при портретной съемке

Начиная работать в жанре портрета, многие фотографы испытывают трудности в том, как правильно подобрать позу для модели. Как модель должна стоять? Что делать с ее руками?
Проблема в том, что если вы попробуете полностью указывать и контролировать то, как ваша модель смотрится, она будет выглядеть неестественно и принужденно. Лучше понаблюдать, как она себя ведет еще не перед объективом.

Присмотритесь, как себя ведет модель, когда она только вошла в комнату перед фотосессией. Она может быть напряжена, но вы должны чувствовать, как она любит стоять и как она ставит свои руки, когда сознательно не думает о них. Исходя из личного опыта в портретной фотографии, я пришел к тому что лучшую позу модель принимает сама, даже если она об этом не знает.

Не говорите «Чиз»: В повседневной жизни люди не всегда улыбаются, поэтому не нужно заставлять модель улыбаться.

Будьте проще: Регулярные перерывы помогут вам и вашей модели расслабиться перед снимком и новые идеи для позирования будут приходить естественно.

Не забывайте экспериментировать: Пробуйте снимать в профиль, или сверху. Вы все еще можете сохранить портрет очень простым, экспериментируя с «дикими» точками съемки и композициями.

Играйте с композицией: снимите вашу модель по центру кадра, не по центру, по правилу третей, чтобы было много пустого пространства в кадре и т.п. Не бойтесь обрезать верх головы, это позволит лучше выделить лицо.

Портретная фотосъемка – один из наиболее сложных, и, тем не менее, интересных жанров фотографии. Многие, кто только начинают постигать искусство владения фотоаппаратом, замечают, что минимальное изменение света или ракурса способно сделать лицо изображаемого человека совершенно другим. Именно поэтому портретное фото начинает привлекать и заинтересовывать еще глубже.

Для того, чтобы максимально раскрыть особенности каждого лица и ненавязчиво скрыть его недостатки , следует, разумеется, знать некоторые особенности портретной съемки: правила постановки света или выбор объектива.

Шаги к получению хорошего фото

Для создания красивого портрета человека нужно учиться, так как портретная фотосьемка – сложный жанр искусства фотографии. Специалист должен раскрыть не только черты, но и характер модели. Чтобы все получилось начинайте с простых настроек фотоаппарата:

  1. Работа с открытой диафрагмой. Манипуляция позволит акцентировать внимание на объекте сьемки, получиться результат типа «боке». Значения диафрагмы подбирается индивидуально самим фотографом и зависит от условий освещения, места проведения фотосессии, возможностях фотокамеры и объектива.
  2. Установить самое низкое значение ISO. Опция помогает убрать зернистость и шум.
  3. Для устранения эффекта размытости снимка используется выдержка на 1/60 или 1/125 доли секунды.
  4. Для настройки баланса белого подойдут стандартные параметры устройства. В противном случае применяется ручной режим М.
  5. Применение важной функции портретной сьемки – экспозамер. Выполняется по всему кадру, по центру, оценочный или точечный формат.

Перед началом фотосьемки специалист должен расставить цели и задачи работы. Это может быть создание делового портрета для офиса, фэшн сьемка на природе или по городу в свете фонарей, фото для рекламы в интернет, художественный портрет. Учитывая данные нюансы, фотограф устанавливает соответствующие параметры устройства.

Выбор объектива

Этот пункт – своеобразный «подготовительный» этап, о котором стоит позаботиться еще до начала съемки. Безусловно, его можно пропустить, ведь нет объективов, предназначенных только для портретов, пейзажей или натюрмортов, и жестко неподходящих для других жанров, однако существуют линзы, подходящие больше других.

Первый наш шаг при выборе объектива – это определение, на каком именно типе портрета вы, как художник, желаете сосредоточиться. Различают портреты, выполненные:

  • крупным планом (в кадре – только лицо);
  • средним планом, или полуростовой портрет (по грудь);
  • общим планом – человек в полный рост или группа людей.

Для каждого из типа портретов подходит свой объектив. В первую очередь, стоит определиться, желает ли фотограф приобрести объектив со сменным фокусным расстоянием или с постоянным . Каждый фотограф определяет сам для себя, что для него значит лучший портретный объектив, — плюсы и минусы двух этих вариантов примерно равноценны. Объективы «с зумом» более универсальны, тогда как у владельца объектива с постоянным значением четче картинка.

А вы знаете какой самый лучший ? Ответ найдёте в нашей статье.

Для портретов источники света играют большую роль. Узнайте, как сделать софтбокс своими руками в нашей .

В случае если предпочтение отдано объективам с фиксированным фокусным расстоянием, следует ответить на вопрос, почему так важно правильно определить «число миллиметров»? Как не сложно догадаться, это связано с тем, что неверно выбранный объектив будет невольно искажать картинку .

В случае, когда в нем нет необходимости, появляется искажение центральной части картинки – она зрительно начинается казаться больше, чем края, более выпуклой. С другой стороны, если отдать излишнее предпочтение длиннофокусным объективам, можно получить обратный результат и ненароком сделать лицо плоским, а порой и вовсе «вогнутым» в картинку. Подобный эффект искажения называется дисторсия.

Если говорить о конкретных цифрах, то картина выходит примерно следующей:

  • для портрета крупным планом подойдет объектив с фокусным расстоянием от 70 до 135 мм ;
  • при съемке полуростового портрета следует отдать свое предпочтение 50 мм объективу;
  • во время съемки в полный рост лучшим вариантом станет объектив в 30 мм .

Не стоит забывать, что приведенные выше данные являются неким усредненным вариантом. Большую роль играет расстояние от фотографа до модели, а так же от модели до задника, на фоне которого происходит съемка. Именно по этому, планируя фотосессию, важно оставлять для себя и своих моделей место для маневра, передвижения по оси «ближе-дальше» и регулировки глубины кадра.

Освещение

Свет – еще один важный инструмент, используемый фотографом при работе. Роль верно установленного освещения преувеличить невозможно – именно игра тени на лице и фигуре модели способствует выделению особенностей её лица и успешному скрыванию имеющихся недостатков. Особенно ярко это заметно на черно-белых фотографиях, хотя фотографы, работающие «в цвете», разумеется, не должны забывать основные правила съемки портрета при том или ином свете.

На этой шпаргалке (ниже) можно увидеть наглядно, как именно меняется лицо при том или ином способе установки лампы. Можно, разумеется, воспользоваться уже готовыми шаблонами, но лучше будет заранее пригласить модель и сфотографировать её, используя все известные схемы освещения, чтобы наглядно увидеть особенности конкретного лица.

Отдавая предпочтение такому непростому искусству, как портретный жанр, можно пользоваться как вспышкой, так и естественными источниками света. К вспышке следует проявить особое внимание – используя её, фотограф увеличивает риск получить плоское, равномерно освещенное лицо с жесткими граница. О том, как можно использовать вспышку, подробнее будет сказано в следующем разделе.

Естественный свет – идеальный вариант для портретной съемки. Его проще, чем вспышку, подстроить под себя, отредактировав степень освещенности, цветовую температуру, глубину кадра, и множество других нюансов. Всегда можно найти точку, с которой естественные источники света придадут изображению должный объем.

Интересные эксперименты выходят с тенями, которые могут быть мягкими и плавными, а могут – резкими и глубокими. Таким образом, естественный свет, пусть и вынуждает фотографа приспосабливаться к своим условиям, дает широкое поле для импровизации и проявления фантазии.

Съемка в студии

Студия – отличное место для экспериментов. Во время портретной съемки в студии не нужно следить за изменяющимся освещением и погодными условиями, никто не помешает модели расслабиться и раскрепоститься перед камерой, не отвлечет и не собьет настрой у обоих участников процесса. Это место, где можно поэкспериментировать с освещением, в том числе – со вспышкой.

Первое правило, когда планируется съемка в студии – снимать в ручном режиме.

В виду неизменных внешних условий, автоматический режим фотоаппарата сделает все фото похожими друг на друга. Ручной режим дает простор для творчества, ведь при съемке в студии спешить, на самом деле, некуда, и всегда можно отвлечься на настройку диафрагмы, ISO и прочих условий.

Портретная съёмка в студии оправдывает использование вспышки больше, чем при работе «в поле». Для того, чтобы сгладить острые линии и засвеченные пятна, возникающие при использовании вспышки, рекомендуется использовать отражатели и софтбоксы.

Помимо прочего, важно позаботиться о том, чтобы композиция в портретной фотографии была организована грамотно , в студии можно расположить предметы, отражающие вспышку, и, таким образом, осветить лицо или фигуру модели со всех сторон. Благодаря этому портретная фотография получит насыщенность и живость красок.

Уроки

Ниже приведены уроки портретной съемки, по которым можно понять, что лучшие фотографии получаются при одновременном использовании техники и навыков.

Урок №1. Типы освещения

Как известно, один из самых выгодных ракурсов для съемки модели – полуоборот в три четверти по отношению к фотографу. Есть два типа освещения, которые сделают фотографию более живой и объемной. Сравним эти два снимка:

Основное отличие в этих снимках – расположение тени от носа. На первом фото она не соприкасается с тенью от щеки, а на втором – соприкасается.

Первый тип освещения называется «Петля». Чтобы его получить, стоит установить объект света немного выше глаз модели, на 40 градусов от камеры (более точное число зависит от типа лица модели, так что положение осветительного прибора вполне можно регулировать).

Второй тип освещения – «Рембрандт», назван в честь художника, который часто использовал его в своих картинах. Свет должен находиться над головой модели. К сожалению, этот тип освещения подходит не всем – только людям с ярко выраженными скулами. Обладателям маленького носа он наоборот, противопоказан.

Урок №2. Композиция

Композиция – понятие довольно растяжимое в силу того, что каждый считает своим долгом внести в него что-то свое. Кто-то учитывает только позу модели, другие считают важными цвета, третьи – фон. Неоспоримым остается правило трех третей – зрительно поделив фото на девять одинаковых квадратов, каждый заметит, что первый, беглый взгляд попадает на четыре центральные точки.

Обратите внимание на фотографию. Первое, что бросается в глаза – взгляд девушки и левая половина её лица. Это происходит не только потому, что она лучше освещена, но и потому, что находится «в пятом квадрате» условной сетки. Попробуйте в графическом редакторе обрезать часть фотографии, и вы увидите, как резко изменится акцент.

Урок №3. Цвет в фотографии

Это фото – чудесный пример того, как при помощи цвета можно сделать акцент на определенной части фотографии. В глаза бросается, в первую, очередь, букет невесты (это напрямую связано и с правилом трех третей тоже, о котором говорилось в предыдущем уроке), а так же с тем, что он выгодно играет на контрасте с платьем. С другой стороны, зритель переводит взгляд на лицо девушки, которое на фоне белых стен и белого платья кажется ярким и почти сияющим.

Сухие листики дерева – самая яркая часть этого фото, более того, расположенная по центру. Однако, если раньше на фото яркие детали становились предметами, на которые делался акцент, то здесь деревце выступает в роли предмета, уравновешивающего фотографию. Будь на снимке только ребенок, вся левая сторона была бы пустой, слишком легкой, незаполненной, однако яркие листья становятся предметом, создающим симметрию.

Урок №4. Блики

На цветных фотографиях такая яркая часть, как естественные блики , разумеется, теряется и отходит на задний план, так что разумно было бы поговорить о черно-белых портретах.

Без бликов, которые появляются в глазах модели, лицо выглядит пустым и безжизненным. Обратите внимание, насколько осмысленным и сосредоточенным становится взгляд девочки, когда в нем появляются блики. Попробуйте убрать их в графическом редакторе, и взгляд моментально станет слепым, устремленным «в никуда», а не на зрителя.

Другой пример – фотография молодого человека. Блики в его глазах становятся средством художественной изобразительности, усиливающей впечатление, возникающее от взгляда, устремленного куда-то за границу кадра. Зритель невольно задумывается об объекте наблюдения, столь привлекшем внимание изображенного мужчины.

Урок №5. Позирование

Разумеется, поза – едва ли не главное в портретной съемке в полный рост . С другой стороны, поворот и наклон головы в съемке крупным планом тоже можно назвать, в какой-то степени, позой. Фотографу и его модели следует запомнить несколько простых правил.

Сравните это фото и фото, представленное втретьем уроке. Сутулящаяся модель выглядит неряшливо, нарушает равновесие кадра, вызывает у зрителя отторжение. Фотографу следует следить за состоянием того, кого он фотографирует.

Представляем Вашему вниманию — лучший в своей серии.

Мы подскажем какой полупрофессиональный фотоаппарат Nikon выбрать.

А перейдя по этому адресу Вы найдёте большую подборку сайтов известных фотографов.

Портретная съемка сильно отличается от всех прочих видов фотографии. Чтобы вы освоили и этот формат, собрали для вас 6 правил портретной съемки для начинающих, которые не дадут совершить самые частые ошибки.

1. Техника

Для съемки портретов подходит любая камера. Преимущество зеркальной камеры - оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).

Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше – фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.

Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.
Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель.

2. Настройки

Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает - открытая диафрагма, т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 - f 11 и больше).

Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося. На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза, …). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.

Старайтесь не поднимать ИСО. По возможности снимайте с ИСО 100.

Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.

3. Свет

Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне - диагональное освещение) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.

С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.

Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.

4. Точка съемки

Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.
От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и “заглянуть” в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.

Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.

Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.

Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя - это очень сложно.

При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

5. Композиция

В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.

Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размещать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.

6. Работа с моделью

Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает «позировать». Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно - непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.
Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку.

В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает «позировать» и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.
Все это, конечно, не касается профессиональных моделей, которые умеют работать перед камерой.