Порядок обжалования решений налоговых органов. Аналитика публикации О штрафах за игнорирование судебных запросов

Порядок применения вступившего в силу 15 сентября 2015 года сразу вызвал у юристов массу вопросов. Не так давно Президиум ВС РФ в обзоре судебной практики ответил на самые насущные из них ( ; далее – Обзор). К слову, юристы отмечают интересный нюанс, связанный с наименованием документа. Так, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов "Солидарность", к. ю. н. Милана Дадашева подчеркивает, что акт называется "обзор судебной практики" – однако многие включенные в него позиции Суда были утверждены на заседании Президиума ВС РФ 9 сентября 2015 года. Судебной практики по КАС РФ на тот момент еще не было, ведь он начал действовать только через пять дней.

Все ответы можно условно разделить на три группы: о судьбе дел, не рассмотренных до 15 сентября 2015 года, о подтверждении полномочий представителей и прочие. Рассмотрим подробнее, как ВС РФ рекомендует применять те или иные нормы КАС РФ.

Переходные положения

Напомним, с 15 сентября 2015 года дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ ( , ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ " "; далее – Закон № 22-ФЗ). Раньше подобные дела (речь прежде всего о налоговых спорах) разрешались в соответствии с . При этом не совсем ясно, в каком порядке суды должны продолжать рассмотрение дел, поступивших до дня вступления в силу нового кодекса: по правилам ГПК РФ или согласно нормам КАС РФ. и сам кодекс ответа на него не дают.

Президиум ВС РФ разъяснил, что споры о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций, находящиеся в производстве районных судов и мировых судей и не рассмотренные на день введения в действие КАС РФ, подлежат рассмотрению по правилам ГПК РФ. Если же исковые заявления указанной категории поступили после 15 сентября 2015 года, они должны быть рассмотрены уже по правилам КАС РФ (вопрос 11 ).

Подтверждение полномочий представителей

Одним из самых обсуждаемых положений КАС РФ стало правило об обязательном наличии высшего юридического образования у представителей в суде по административным делам ). До появления нового кодекса таких требований к представителям по гражданским и административным делам не предъявлял ни один процессуальный закон. Установлено, что представитель должен подтвердить суду документ об образовании (), однако не определено, какой именно.

Для составления доверенности на ведение судебных дел в судах общей юрисдикции воспользуйтесь "Конструктором правовых документов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Президиум ВС РФ разъяснил, что наличие высшего юридического образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, может подтверждаться дипломами бакалавра, специалиста или магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности. Именно такое правило содержится в п. 2-5 ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ". Если же представитель закончил вуз до даты вступления этого закона в силу (то есть до 1 сентября 2013 года), то сведения о наличии у него высшего юридического образования могут подтверждаться иными документами, выданными в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием (вопрос 13 ).

Генеральный директор компании "ЮрПартнерЪ" Антон Толмачев заметил, что такое узкое трактование закона лишит возможности выступать представителями в суде граждан, обладающих ученой степенью в области юриспруденции, но не имеющих высшего юридического образования: "Как известно, раньше для соискания ученой степени не обязательно было иметь профильное юридическое образование (постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 г. № 1186 " ", постановление Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1185 " "). При этом ученая степень в области юриспруденции говорит об уровне подготовки представителя куда больше, чем диплом бакалавра или специалиста. Я знаю выдающихся юристов, являющихся кандидатами и докторами юридических наук и даже награжденных почетным званием "Заслуженный юрист РФ", – но получивших базовое образование по другим специальностям. Получается, при всем багаже знаний и опыта, которыми они обладают, доступ в суд по административным делам в качестве представителя им закрыт. Мне такая ситуация кажется абсурдной".

Есть и другие моменты, о которых умолчал ВС РФ. Так, Суд разъяснил, что документы об образовании представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (вопрос 13 ). Однако правоприменительная практика до сих пор не пришла к единому мнению по поводу того, что понимается под копией документа, заверенной надлежащим образом, и ориентиров в этой части по-прежнему нет. "Чаще всего надлежащим является заверение копии лицом, от которого исходит оригинал документа, либо нотариусом. Но иногда достаточно собственноручно написать "копия верна", – прокомментировала адвокат, партнер Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры" Анастасия Расторгуева .

Зато свое разрешение получил вопрос, над которым давно гадало юридическое сообщество: есть ли смысл требовать подтверждения высшего юридического образования от адвокатов, если без него в принципе невозможно получить адвокатский статус (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ " "; далее – закон об адвокатуре)? ВС РФ поставил точку в данном вопросе, разъяснив, что адвокаты, представляющие интересы доверителей по административным делам, предъявлять документы об образовании не должны (вопрос 15 ). Аналогичную позицию высший судебный орган сформулировал и в отношении участвующих в деле прокуроров (вопрос 17 ). При этом адвокатам необходимо иметь при себе удостоверение и документ, подтверждающий полномочие представлять интересы клиента.

Интересно, что уже после опубликования Обзора, в начале января, члены Совета Федерации Андрей Клишас и Вадим Тюльпанов внесли в Госдуму законопроект , которым предлагается придать этим разъяснениям форму закона: если разработанные ими поправки будут одобрены, то правило о недопустимости требовать от адвокатов диплом будет закреплено непосредственно в КАС РФ. Дата рассмотрения документа в первом чтении еще не назначена.

Однако нерешенной осталась другая проблема с документами адвоката, участвующего в процессе. По общему правилу его полномочия подтверждаются доверенностью от клиента – но если адвокат назначен административному ответчику судом, в качестве подтверждающего полномочия документа выступает уже ордер, выданный соответствующим адвокатским образованием ( , ). Это касается и адвокатов, привлеченных к участию в деле до 15 сентября 2015 года (вопрос 16 ). Затруднение в том, что эти два документа, по сути, предполагают разный круг полномочий. "Если адвокат представляет лицо на основании ордера, объем его прав по делу будет уже, чем в случае, если он представляет лицо на основании доверенности. Это связано с тем, что в установлен перечень полномочий представителя, которые должны быть специально оговорены в доверенности (на подписание и подачу административного искового заявления и подачу встречного заявления, на изменение предмета или основания иска и т. п.). При выдаче ордера прописать их невозможно", – подчеркнула юрист коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Екатерина Баглаева . В связи с этим многие юристы считают разъяснения ВС РФ в этой части недостаточно полными. "Как быть в ситуации, когда адвокат назначается судом в обязательном порядке, а административный ответчик не может выдать соответствующую доверенность в силу психического или физического состояния либо если место жительства административного ответчика неизвестно? Полагаю, в этих случаях назначенный адвокат автоматически должен наделяться всеми полномочиями представителя (), иначе он попросту не сможет полноценно представлять интересы ответчика. Однако ВС РФ ничего не сказал по этому поводу", – добавила адвокат, старший юрист адвокатского бюро DS Law Анна Лаврухина .

КАС РФ установил новые правила, касающиеся содержания полномочий представителей, их оформления и подтверждения (). Поэтому осталось непонятным, следует ли переоформлять доверенности на ведение дел, которые уже были в производстве судов на 15 сентября 2015 года. ВС РФ посчитал, что этого делать не нужно, однако рекомендовал судам устанавливать содержание такой доверенности и объем полномочий представителя по делу. Суды должны руководствоваться при этом волеизъявлением доверителя и преследуемой им юридической целью, не ограничиваясь буквальным значением отдельных слов и выражений (вопрос 14 ). Например, если раньше при рассмотрении административных дел использовались термины "истец", "ответчик", "исковое заявление", то теперь им на смену пришли "административный истец", "административный ответчик" и "административное исковое заявление".

Подтверждению полномочий представителя и переходным положениям ВС РФ уделил в Обзоре львиную долю внимания. Однако он не обошел и другие спорные вопросы. Рассмотрим наиболее важные из них.

Отказ в принятии административного искового заявления

Одним из оснований для отказа судьи в принятии административного искового заявления является вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (). Обязан ли суд отказать в принятии административного искового заявления, если данное дело уже было разрешено до введения в действие КАС РФ (в порядке )? Президиум ВС РФ полагает, что да (вопрос 18 ).

Оспаривание представления прокурора

ВС РФ рассказал, можно ли оспорить эту форму прокурорского реагирования по правилам КАС РФ. Он напомнил, что прокурор имеет право вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I " "). За умышленное невыполнение требований прокурора нарушитель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1-1,5 тыс. руб. для граждан, 2-3 тыс. руб. для должностных лиц и ИП и 50-100 тыс. руб. для юридических лиц либо административного приостановления деятельности юрлица на срок до 90 суток (). Таким образом, представление прокурора затрагивает права этих лиц.

КС РФ неоднократно высказывался о том, что акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей. Следовательно, отмечается в Обзоре, представление прокурора может быть обжаловано в порядке, предусмотренном . А если представление адресовано предпринимателям и касается их работы, оспорить его можно в арбитражном суде по правилам (вопрос 19 ).

Направление дела на новое рассмотрение

Рассмотрение дела судом в незаконном составе, а также принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, являются безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Эти правила содержатся как в ГПК РФ ( , ), так и в пришедшем к нему на смену в области административных и иных публичных правоотношений КАС РФ ( , ). Однако два этих кодекса по-разному решают вопрос о судьбе таких дефектных решений, попавших на рассмотрение суда апелляционной инстанции.

Согласно ГПК РФ, апелляционный суд обязан рассмотреть дело по правилам производства в суде первой инстанции (). В соответствии же с КАС РФ, суд апелляционной инстанции должен отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (). Возникает вопрос: как поступить суду апелляционной инстанции с делом, разрешенным до 15 сентября 2015 года в порядке гражданского судопроизводства, если такое дело рассмотрено судом в незаконном составе или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле?

Президиум ВС РФ ответил, что суд апелляционной инстанции должен направить такое дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, то есть руководствоваться именно КАС РФ (вопрос 20 ). Адвокат Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры" Шамиль Шихшаидов считает такой подход оправданным: "В противном случае сложилась бы ситуация, при которой порядок обжалования судебных актов, вынесенные в порядке гражданского судопроизводства до 15 сентября 2015 года, стал бы противоречить нормам КАС РФ". А юрист судебной практики юридической компании LWC Андрей Прокофьев заметил, что до опубликования Обзора суды разрешали данный вопрос именно так, как указал ВС РФ ( , ).

15 сентября 2015 года был принят Кодекс административного судопроизводства (далее – КАС РФ, кодекс), регулирующий правила рассмотрения дел, которые возникают из публичных правоотношений.

Практика применения нового кодекса выявила множество спорных вопросов, требующих разъяснений и дополнений.

В связи с этим 27 сентября 2016 года Пленум Верховного суда РФ принял Постановление № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с целью дачи разъяснений судам общей юрисдикции (далее – Постановление).

Постановление затронуло практически все разделы КАС РФ. Самые значимые разъяснения касаются:

Вопросов подсудности административных дел;

Возможности правопреемства на всех стадиях административного судопроизводства;

Правил рассмотрения коллективных исковых заявлений;

Необязательности высшего юридического образования для представителей, являющихся - единоличными органами управления организацией, а также законных представителей;

Расширения перечня мер предварительной защиты, и др.

Подведомственность дел зависит от осуществления госорганом административных полномочий

Пленум ВС РФ внес ясность в разграничение частноправовых (гражданско-правовых) и публично-правовых (административных) правоотношений.

Статья 1 КАС РФ посвящена предмету правового регулирования КАС РФ с указанием открытого перечня дел, которые рассматриваются по правилам административного судопроизводства. Статья давно требовала доработки в связи с невозможностью разграничения частноправовых (гражданско-правовых) и публично-правовых (административных) правоотношений, что приводило к сложностям в процессе ее применения.

В практике довольно часто возникают случаи, когда суды отказывают в приеме и рассмотрении административного искового заявления на основании того, что дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Например, в рамках Апелляционного определения Волгоградского областного суда от 11.08.2016 по делу № 33-11176/2016 судом поддержано Определение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 20.07.2016 об отказе в приеме административного искового заявления, поскольку в данном случае спор вытекает из частноправовых отношений и не может рассматриваться в порядке производства по административным делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам гл. 22 КАС РФ. По мнению суда, спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства (аналогичная практика: Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2016 по делу № 33а-31952/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2016 по делу № 33а-16556/2016 и т. д.).

При этом встречается зеркально противоположная практика, когда суды отказывают в принятии заявления истца по правилам искового производства в связи с наличием публичного правоотношения, подлежащего рассмотрению по правилам КАС РФ (например, делу № 33-11424/2016; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.07.2016 по делу № 33-7602/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2016 по делу № 33-22846/2016).

Пленум попытался уточнить предмет правового регулирования КАС РФ. В частности, Постановление устанавливает критерии дел, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений, подведомственных судам общей юрисдикции, Верховному суду, а также дел, которые не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.

Так, согласно абзацу 3 пункта 1 Постановления в порядке КАС РФ рассматриваются дела, возникающие из правоотношений, которые не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности его участников, при этом один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Однако данная формулировка не учитывает правило статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданские права и обязанности могут возникать, среди прочего, из актов государственных органов и органов местного самоуправления. Соответственно, такие дела не могут быть рассмотрены по правилам КАС РФ, и подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

То есть в конечном итоге вид судопроизводства по конкретному делу определяется в зависимости от характера правоотношений, что не было учтено Пленумом ВС РФ в своем Постановлении.

Что же касается категории дел, не подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, то к ним относятся споры о признании недействительными (незаконными) актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей (например, служебные споры, дела, связанные с назначением и выплатой пенсии, реализацией гражданами социальных прав, отдельными договорами жилищного найма).

Пленум ВС РФ уточнил формулировку "иных государственных органов", решения которых могут быть оспорены по правилам КАС РФ (пункт 2 части 2 статьи 1 КАС РФ). Среди таких органов названы Счетная палата РФ, ЦИК России, а также другие избирательные комиссии. Кроме того, в порядке административного судопроизводства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений, действий некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, а также решения саморегулируемой организации (пункт 2 Постановления).

Подсудность определена по месту исполнения обязанностей госоргана, а не по месту его нахождения

Подсудность определяется в соответствии с местом совершения исполнительных действий.

При определении подсудности по спорам в порядке КАС РФ правовое значение имеет определение территории, на которой исполняет свои обязанности соответствующий орган государственной власти, а не место его нахождения. Если же полномочия соответствующего органа государственной власти распространяются на несколько районов, то иск следует подавать в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых истцом действий (бездействия), либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (пункт 8 Постановления).

Таким образом, законодателем установлено, что при определении подсудности заявленных требований правовое значение имеет место совершения исполнительных действий.

Правила коллективного административного иска схожи с правилами коллективного иска по АПК РФ

Большое внимание в Постановлении уделено институту коллективного административного искового заявления, поскольку КАС РФ оставлял множество неурегулированных вопросов, касающихся правил подготовки и рассмотрения дела по коллективному административному исковому заявлению, способов извещения потенциальных членов группы, порядка взаимодействия членов группы, в том числе с истцом-представителем. Наконец, в КАС РФ не были четко установлены правомочия членов группы на личное участие в судебном заседании.

При этом нужно отметить, что на данный момент по статье 42 КАС РФ, регулирующей возможность обращения в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением, нет ни одного судебного дела.

Вероятнее всего, такая ситуация складывается из-за недостаточного регулирования рассматриваемого института КАС РФ. Пленум ВС постарался внести ясность в правила регулирования института коллективного административного искового заявления.

В КАС РФ предусмотрено, что коллективное административное исковое заявление может быть принято судом к рассмотрению только при присоединении к исковому требованию не менее 20 лиц, в противном случае исковое заявление оставляется без движения. При этом Пленум ВС РФ уточняет, что суд обязан дать разъяснения остальным участникам о правовой возможности обратиться в суд с индивидуальными административными исковыми заявлениями.

В случае если гражданин, обратившийся в суд с исковым требованием, аналогичным коллективному требованию, отказывается присоединиться к коллективному заявлению, его исковое заявление рассматривается судом после принятия решения по коллективному иску. При этом решение по индивидуальному исковому заявлению принимается с учетом фактов, установленных в процессе рассмотрения коллективного искового заявления. В противном случае суд должен мотивировать несоответствие такого решения ранее установленным фактам (пункт 17 Постановления).

Согласно части 4 статьи 2 КАС РФ, части 3 статьи 225.6 АПК РФ лица, в защиту которых подано коллективное административное исковое заявление, праве знакомиться с материалами административного дела, делать из них выписки и снимать копии. Однако Пленум ВС РФ напоминает, что такие лица не участвуют в судебных заседаниях, поэтому суд не обязан их извещать о времени и месте проведения.

Законные представители не обязаны иметь высшее юридическое образование

Вопрос о лицах, которые могут быть представителями по административному делу, был решен в КАС РФ не до конца. Законодатель ограничил круг представителей по административным делам адвокатами и иными лицами, имеющими высшее юридическое образование.

При этом оставался неясным вопрос о законных представителях, которые чаще всего не имеют высшего юридического образования, но вправе выступать представителями в силу закона. Кроме того, законодатель не уточнил, о каком уровне высшего образования идет речь в статье 55 КАС РФ – специалистах, бакалаврах или магистрах права.

Неопределённость в вопросе уровня высшего образования, необходимого для осуществления представительства в административном процессе, осталась без внимания судей ВС РФ.

Постановление уточняет требования, предъявляемые к законным представителям и представителям, действующим в силу доверенности. Для осуществления представительства в суде законным представителям не обязательно иметь высшее юридическое образование, в отличие от представителей, действующих по доверенности, а их полномочия могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом или уставом организации) (абзац 2 пункта 19 Постановления).

Практика применения КАС РФ содержит примеры, когда суды отказываются рассматривать дела с участием представителей, не имеющих высшего юридического образования. В частности, Определением Московского городского суда от 05.10.2015 № 4г/4-9987/15 оставлена без рассмотрения кассационная жалоба Департамента городского имущества г. Москвы. Суд мотивировал свой отказ отсутствием документов, подтверждающих наличие у представителя Департамента городского имущества г. Москвы высшего юридического образования.

Кроме того, часть 1 статьи 55 КАС РФ послужила поводом для обращения в Конституционный суд Российской Федерации гражданина Шереметова И. Т. с жалобой на нарушение рассматриваемой статьей его конституционных прав.

Конституционный суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шереметова И. Т., обосновав это тем, что конституционное право на судебную защиту не предполагает выбор по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, а право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо. Установление критериев квалифицированной юридической помощи и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников (представителей) в конкретных видах судопроизводства является прерогативой законодателя. Кроме того, Конституционный суд отдельно указывает на отсутствие препятствий для истца самостоятельно реализовать свое конституционное право на судебную защиту посредством личного участия в судебном заседании (Определение КС РФ от 29.03.2016 № 680-О).

Бремя доказывания отсутствия извещения возложено на лицо, которое об этом заявляет

Государственные органы извещаются посредством СМС-сообщений, электронных писем.

Следует отметить, что юристы положительно восприняли нормы КАС РФ, допускающие использование современных средств связи (СМС-сообщений, электронной почты) для извещения и вызовов участников процесса. При этом вопросы, оставшиеся неурегулированными, нашли отражение в Постановлении.

Согласие лица, участвующего в деле, на извещение его путем отправления СМС-сообщения, электронного письма может быть выражено либо в расписке, либо в административном исковом заявлении, письменных возражениях на административное исковое заявление (п.36 Постановления). Постановление отдельно указывает на возможность извещения посредством направления СМС-сообщений, электронных писем государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц при наличии их согласия.

Однако применение СМС-сообщений и электронных писем для извещения участников процесса сопровождается дополнительными сложностями, которые не нашли отражения в Постановлении. Например, остается открытым вопрос, кто должен отслеживать доставку сообщения или электронного письма непосредственному адресату и что следует понимать под надлежащим уведомлением. Очевидно, что здесь не обойтись без помощи операторов сотовой связи.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (п. 39 Постановления).

Ни в одном другом процессуальном кодексе нет аналога этому правилу. Наоборот, в действующих процессуальных кодексах (ГПК РФ, АПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать факт доставки того или иного извещения или вызова.

С точки зрения практики применения СМС-сообщения в целях извещения лиц, участвующих в деле, интересным представляется дело, где суд отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение в связи с ненадлежащим извещением административного истца о времени и месте судебного заседания. Позиция заявителя обосновывалась отсутствием в материалах дела согласия истца на извещение его с помощью СМС-сообщений. Кроме того, суду представлен отчет об отправке сообщения о судебном заседании, подтверждающий отсутствие сведений о доставке сообщения абоненту (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.06.2016 по делу № 33а-10447/2016).

Другим примером является Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2016 по делу № 33А-222/2016, в рамках которого судом признано ненадлежащим уведомление истца по телефону о предстоящем судебном заседании, сделанное за два часа до начала судебного заседания, что послужило препятствием для участия истца в судебном заседании.

Меры предварительной защиты могут быть изменены без проведения судебного заседания

Постановление расширяет список мер предварительной защиты, установленный в части 2 статьи 85 КАС РФ. Так, помимо приостановления действия оспариваемого решения или запрета совершения определенных действий, суды правомочны применять следующие меры предварительной защиты:

Наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику. Чаще всего суды применяют данную меру, руководствуясь статьей 288 КАС РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.08.2016 по делу № 33а-16358/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2016 № 33а-13508/2016). Однако встречается и противоположная практика (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 21.09.2016 по делу № 33А-5890/2016).

Возложение на административного ответчика и иных лиц, в том числе не участвующих в судебном процессе, обязанности совершить определенные действия;

Приостановление взыскания по исполнительному документу.

Стоит отметить, что последние две меры предварительной защиты применяются судами на практике без особых затруднений (Определение Курского областного суда от 03.02.2016 по делу № 33А-434/2016; Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 12.07.2016 по делу № 33а-2744/2016; Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 23.06.2016 по делу № 33а-2564/2016).

Кроме того, Постановление не исключает возможности применения нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску. По желанию лиц, участвующих в деле, одна мера предварительной защиты может быть заменена на другую. Замена мер осуществляется без проведения судебного заседания и без уведомления лиц, участвующих в деле (пункт 28 Постановления).

Применение мер предварительной защиты возможно только после принятия административного искового заявления к производству суда (пункт 27 Постановления).

Суд не вправе проверять целесообразность оспариваемых актов госорганов

Особого внимания заслуживают разъяснения ВС РФ по порядку оспаривания решений, действий или бездействия властных субъектов. Согласно статье 62 КАС РФ суды не связаны основаниями и доводами заявленных требований и могут выходить за их пределы для всестороннего и полного исследования административного дела. В то же время суд не может признать решение или действие органов государственной власти законным со ссылкой на обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения органов власти или их должностных лиц (пункт 61 Постановления).

Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, суды не вправе проверять целесообразность оспариваемых решений, действий и бездействия органов государственной власти, однако превышение полномочий или их использование вопреки интересам и правам граждан, организаций, государства и общества является признаком незаконного действия (бездействия) или решения (пункт 62 Постановления).

При неявке участников процесса аудиозапись вести не нужно.

Статья 204 КАС РФ предусматривает обязательное аудиопротоколирование каждого заседания первой или апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также каждого отдельного процессуального действия вне заседаний. Пленум ВС РФ предусмотрел исключение из этого правила: при неявке участников процесса или если их явка необязательна аудиопротоколирование не осуществляется. Данное правило находит подтверждение в Бюллетене судебной практики по административным делам Свердловского областного суда за четвертый квартал 2015 г., утвержденном постановлением президиума Свердловского областного суда от 30.03.2016.

Письменное протоколирование обязательно во всех случаях. Стороны могут подать письменные замечания на протокол, а также на результаты аудио- и видеозаписи в течение трех дней со дня подписания протокола.

Выступление участника судебного разбирательства может быть ограничено, либо суд вовсе может лишить его слова без вынесения определения в виде отдельного судебного акта. Решение суда об ограничении выступления участника процесса либо лишении его слова принимается председательствующим судьей и должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Обжалование такой меры процессуального принуждения возможно лишь при обжаловании итогового судебного акта (статья 202 КАС РФ, пункт 44 Постановления).

Остальные меры процессуального принуждения применяются посредством вынесения определения суда в виде отдельного судебного акта и обжалуются частными жалобами, представлениями прокурора (пункт 45 Постановления).

Меры процессуального принуждения применяются на любой стадии административного процесса. Определение о применении мер процессуального принуждения выносится судьей единолично (при подготовке дела к рассмотрению) либо коллегиальным составом суда (пункт 46 Постановления).

Одной из отличительных особенностей административного процесса является активная роль суда, выражающаяся в дополнительной обязанности суда принимать необходимые меры для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств административного дела, а также выявлять и истребовать по собственной инициативе доказательства в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).

Что же касается доказательств, то Пленум ВС РФ обошел вниманием статью 59 КАС РФ, требующую доработки. В указанной статье представлен перечень допустимых в административном процессе доказательств, одним из которых являются электронные письма. При этом кодекс не поясняет, что следует понимать под электронными документами и как оперировать такими доказательствами.

На сегодняшний день практика использования электронных документов в качестве доказательств по делу насчитывает всего пару дел и будет набирать оборот в процессе применения статьи 59 КАС РФ (Определение Московского городского суда от 23.08.2016 № 4га-9033/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.12.2015 по делу № 33а-47881/2015).

Необходимо отметить, что в связи с принятием настоящего Постановления утратило силу постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Не все дела могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства

В КАС РФ упрощенному производству посвящена глава 33, которая содержит всего четыре статьи. Поэтому Пленум уделил большое внимание данной главе, в частности уточнив основания, сроки и процедуру упрощенного производства.

Постановление перечисляет дела, которые не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства в силу установленных КАС РФ процессуальных особенностей рассмотрения отдельных категорий дел, связанных с составом суда, сроками судебного разбирательства, либо в силу прямого указания закона.

Например, споры, связанные с ограничением прав и свобод гражданина, требуют обязательного присутствия административного ответчика либо его представителя. В связи с чем такие споры не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства.

Административные дела, срок рассмотрения которых меньше срока, установленного кодексом для упрощенного производства, также не могут быть рассмотрены по правилам главы 33 КАС РФ (абзац 3 пункта 70 Постановления).

Срок рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства составляет 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. В одном деле суд вопреки ходатайству о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства рассмотрел заявление в открытом судебном заседании. Он обосновал это тем, что дело назначено на дату, выходящую за пределы десятидневного срока, и, следовательно, не может быть рассмотрено в упрощённом производстве (Апелляционное определение Тверского областного суда от 10.08.2016 по делу № 33-3332/2016).

1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Консультации и комментарии юристов по ст 286 КАС РФ

Если у вас остались вопросы по статье 286 КАС РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

15 сентября 2015 года вступил в силу новый процессуальный кодекс - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС).

Необходимость принятия подобного кодекса назрела давно. Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства.

КАКИЕ ДЕЛА ПОДЛЕЖАТ РАССМОТРЕНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С КАС?

1. Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе:

  • об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти , иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями , в том числе саморегулируемых организаций;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

2. Административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе:

  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии , ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации , а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
  • о прекращении деятельности средств массовой информации;
  • о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц ;
  • о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
  • об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора , а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию , оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

С принятием КАС изменился Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее - ГПК), из него ушли целые главы: глава 22.1 (рассмотрение заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок), главы 23-25 (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений), глава 35 (принудительная госпитализация в психиатрические медицинские организации и принудительное психиатрическое освидетельствование).

Nota bene

КАС не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях. Эта категория дел по-прежнему будет рассматриваться в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Также под действие КАС не подпадают дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

КАКИЕ СУДЫ РАССМАТРИВАЮТ ДЕЛА В СООТВЕТСТВИИ С КАС?

Новым процессуальным кодексом будут руководствоваться Верховный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции.

Ни на мировых судей, ни на арбитражные суды КАС не распространяется.

Споры с публичными субъектами, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, будут, как и ранее, рассматриваться арбитражными судами.

СПЕЦИФИКА КАС

В новом Кодексе учтены отработанные на практике нормы ГПК о производстве по делам, возникшим из публичных правоотношений. Но есть и различия.

Так участники процесса именуются «административный истец» и «административный ответчик», производство начинается с подачи «административного иска», обеспечительные меры именуются «мерами предварительной защиты по административному иску».

В КАС делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. Это выражается в том, например, что суд наделяется правом инициировать истребование доказательств, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий/бездействий суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов (ст. 178 КАС РФ).

Не ясно связано ли это с попыткой таким образом помочь слабому/непрофессиональному участнику процесса или с иными причинами. Многие признанные процессуалисты не раз высказывались критически в отношении концепции активной роли суда в процессе. Остается надеяться, что практика применения указанных положений не оставит сомнений в их эффективности.

Вызывает интерес введение нетипичных для рассмотрения дел в первой инстанции правил о рассмотрении дел в коллегиальном составе (ст. 28 КАС РФ). В упомянутой статье указаны категории споров, в которых судьи должны рассматривать материалы дела коллегиально под председательством одного из судей. Институт введен для повышения объективности и предоставления судьям возможности обсуждения вопросов, возникающих при разрешении наиболее сложных административных дел.

При изучении КАС обращает на себя внимание синтез гражданского и уголовного процесса . Например, из Уголовно-процессуального кодекса РФ позаимствована такая мера процессуального принуждения, как обязательство о явке. Более широкое применение по сравнению с ГПК получает привод, которому могут подвергаться не только свидетели, но и стороны административного разбирательства, если их явка обязательна в силу закона или по усмотрению суда. Строгость подхода читается и в возможности применения к участнику процесса ограничения его выступления, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству, или лишение слова, если участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Особое внимательно следует рассмотреть судебное представительство . Под представителями понимаются профессиональные юристы, имеющие высшее юридическое образование . Документы, подтверждающие наличие диплома, нужно прикладывать к административному иску или доверенности.

КАС устанавливает обязательное участие представителя при ведении гражданами дел об оспаривании нормативных правовых актов, если сами граждане, участвующие в деле, не имеют высшего юридического образования.

Для придания большей динамики процессу и удобства сторон КАС вводит возможность электронного документооборота, а также использования видео-конференц связи . Это значит, что стороны могут подавать документы или участвовать в процессе без непосредственного выезда по месту нахождения суда, рассматривающего дело. Однако эти положения КАС вступят в силу только через год, 15 сентября 2016 года.

Еще одной новеллой стало закрепление на законодательном уровне возможности получать судебные повестки по sms или электронной почте.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

КАС введен в действие с 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации начнут рассматриваться Верховным Судом РФ с 1 января 2017 года.

С момента вступления в законную силу КАС все дела, находящиеся в производстве Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, попадающие под действие КАС, должны быть рассмотрены по новым правилам. Также и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) подлежат рассмотрению в соответствии с новым процессуальным кодексом.

КАС представляет собой значительный по размеру документ, включает в себя 39 глав, в которых содержатся общие положения об административном производстве и специальные нормы об особенностях производства по отдельным категориям административных дел.

Во избежание неправильного толкования КАС, а также с целью подготовки корректных процессуальных документов и уверенного участия в административном процессе рекомендуем внимательно изучить Кодекс и, при необходимости, обратиться за помощью к профессиональным юристам.

Майорова Юлия, ведущий юрист гражданско-правового департамента, Юридическая фирма «КЛИФФ»

    ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИИ: РАССМОТРЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ О ВЗЫСКАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И САНКЦИЙ В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Г.И. КАЛИНИН

    В сентябре 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

    Данным Кодексом были закреплены такие важные для российского правового поля новеллы, как процедура разрешения дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок; процедура оспаривания (как гражданами, так и юридическими лицами, а также органами государственной власти и местного самоуправления) результатов определения кадастровой стоимости; процедура оспаривания решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей, оспаривания решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Важным является также, например, закрепление права на обращение в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением.

    Однако речь сейчас пойдет о такой, для судов общей юрисдикции ранее особо не выделенной, процедуре, как производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

    До вступления в силу КАС РФ процедуры судопроизводства в судах общей юрисдикции по делам, возникающим из публичных правоотношений, содержались в подразделе III раздела II Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

    Понять, что административные, и в том числе судебные, дела о взыскании обязательных платежей и санкций относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений, можно лишь, применив теоретическую конструкцию. Надеюсь, нет сомнения в том, что рассматриваемая нами категория дел относится к налоговым спорам. Е.Б. Лупарев дал следующее определение налогового спора: "Налоговый спор в юридическом смысле следует понимать как конфликтное публичное правоотношение, связанное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых платежей, направленное на защиту интересов налогоплательщика, с одной стороны, и публичных финансовых интересов государства и муниципальных образований, выражаемых посредством установления и сбора налогов, сборов и иных обязательных налоговых платежей - с другой" . Таким образом, публичность данного спора вытекает, во-первых, из данного определения, а во-вторых, в связи с тем, что одной из сторон налогового спора всегда выступают государство и муниципальные образования в лице своих органов и должностных лиц.

    Однако по букве своей этот подраздел содержал лишь право заинтересованных лиц (граждан и организаций), а также прокурора обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, которые нарушают права и свободы указанных лиц, а также неопределенного круга лиц. Какого-либо специального права на обращение в суд общей юрисдикции государственных или муниципальных органов с фактической целью (да простят меня теоретики юридической науки за такую словесную конструкцию (Г.К.)) - обжаловать действия (бездействие) граждан и организаций ГПК РФ не прописывал. Гражданский процессуальный кодекс вообще не содержал в себе четкого определения понятия "публичные правоотношения".

    Налоговые и таможенные органы обращались в суд с заявлениями о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, пользуясь правом, закрепленным в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации (без конкретизации того, является ли эта организация субъектом предпринимательской деятельности или нет), в том числе такое взыскание в судебном порядке, осуществляется в соответствии со ст. 47 НК РФ. Право налоговых органов обращаться в суд с таким заявлением закреплено в абзаце 3 части 1 данной статьи, право таможенных органов - в части 10. Основания взыскания налога в судебном порядке содержатся в ч. 2 ст. 45 НК РФ. Данные статьи действуют и в настоящее время.

    Однако, по нашему мнению, закрепление такого права в НК РФ имеет некоторые существенные недостатки.

    Во-первых, Налоговый кодекс РФ хоть по духу своему и не является процессуальным кодифицированным нормативно-правовым актом, в данном случае устанавливает именно процессуальные нормы, причем - для суда. В частности, срок возможной подачи заявления о взыскании в суд, возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления (вообще подмечено, что по своему содержанию Налоговый кодекс РФ является очень "пестрым" документом; например, раздел VI НК РФ "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение" фактически подменяет собой Кодекс РФ об административных правонарушениях).

    Во-вторых, указанные статьи НК РФ дают право на обращение в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов только налоговым и таможенным органам, фактически лишая такого права иные органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законодательством функциями контроля за уплатой обязательных платежей. Это было особенно верно в отношении граждан и организаций, не являющихся субъектом предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку до вступления в силу КАС РФ такое право в законе закреплено не было. Право же взыскивать обязательные платежи и санкции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности этим органам давал Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ), о чем еще будет сказано ниже.

    И в-третьих, ст. 45 НК РФ дает закрытый и весьма ограниченный перечень оснований для взыскания налога в судебном порядке.

    Вышесказанное позволяет сделать вывод об отсутствии баланса публичных и частных интересов в области взыскания обязательных платежей и санкций до вступления в силу КАС РФ. А ведь такой баланс очень важен в сфере публичных правоотношений в целом .

    Следует сказать, что в АПК РФ с самого момента его принятия действовала и продолжала действовать глава 26 "Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций". Отдельные моменты правоприменения в этой области были сразу разъяснены Высшим Арбитражным Судом РФ (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", а также Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в последнем имеется прямая ссылка на главу 26 АПК РФ). Нормы главы 26 АПК РФ максимально упрощают судебную процедуру взыскания обязательных платежей и санкций с коммерческих организаций и предпринимателей. Государство в данном случае свято блюдет свои интересы в налоговой сфере.

    Несмотря на кажущуюся идентичность главы 26 АПК РФ и главы 32 КАС РФ, можно говорить и о некоторых отличиях положений этих глав. Помимо собственно круга лиц, с которых взыскиваются обязательные платежи и санкции, они - следующие.

    КАС РФ содержит больше процессуальных моментов. В ч. 2 ст. 286 КАС РФ указывается шестимесячный срок давности обращения в суд за взысканием платежей и санкций. В данном случае соблюден очень важный для административного процесса принцип оперативности . В ч. 2 ст. 287 оговаривается подтверждение полномочий на подписание административного искового заявления.

    Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций по КАС РФ должно содержать больше сведений, например размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию; сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций.

    Также КАС РФ предусматривает меры предварительной защиты по административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций - право суда наложить арест на имущество административного ответчика в размере, не превышающем объема заявленных требований.

    Что же касается правоприменительной практики, то суды общей юрисдикции естественно уже начали применять КАС РФ, Верховным Судом РФ подготовлен Обзор судебной практики за 2015 год (утвержден на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации 9 сентября 2015 г.), который касается в том числе и применения главы 32 КАС РФ (см., напр., вопросы 11 и 12 указанного Обзора). Однако говорить об уже сложившейся судебной практике применения рассматриваемой главы пока рано. Научные комментарии данной главы носят описательный характер, без ссылок на судебные акты .

    Из отрицательных практических моментов следует назвать то, что указанные в данном исследовании статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие право и процессуальные особенности обращения налоговых органов в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, до сих пор действуют. Это может привести к ситуации, когда нормы двух Кодексов в какой-то момент войдут в противоречие друг с другом. На наш взгляд, процессуальные нормы должны быть именно в кодифицированном акте процессуальной направленности.

    В отношении значения принятия КАС РФ в части рассмотренной нами главы 32 можно в целом сказать, что это значение должно быть позитивным. В главе 32 КАС РФ процедура судебного взыскания обязательных платежей и санкций расписана более детально, чем в АПК РФ (что говорит о несколько более высоком уровне подготовки проекта данной нормы). В то же время само наличие такой главы в КАС РФ должно более полно и гармонично обеспечивать баланс публичных и частных интересов при рассмотрении налоговых споров, в том числе и в рамках административного судопроизводства. Важно, чтобы этот баланс не сместился в сторону защиты только властных интересов, ущемив права физических и юридических лиц - налогоплательщиков.

    Библиография:

    1. Лупарев Е.Б. Налоговые споры: проблемы теории, очерки практики: Монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. унт-та, 2006. С. 31.
    2. Лупарев Е.Б. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в Кодексе административного судопроизводства РФ // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 65.
    3. Калинина Л.Е. Принцип оперативности в административном (управленческом) процессе // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 44 - 47.
    4. Беспалов Ю.Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический комментарий). М.: Проспект, 2015. 768 с.
    5. Лапина М.А., Карпухин Д.В. Применение мер государственного принуждения как самостоятельный вид административно-юрисдикционного производства // Финансовое право и управление. 2015. N 2. С. 261 - 266. DOI: 10.7256/2310-0508.2015.2.15846.
    6. Золотарева А.Б. Некоторые проблемы законодательного регулирования взыскания налогов // Налоги и налогообложение. 2014. N 4. С. 401 - 413. DOI: 10.7256/1812-8688.2014.4.11957.

    References (transliterated):

    1. Luparev E.B. Nalogovye spory: problemy teorii, ocherki praktiki: Monografiya. Voronezh: Izd-vo Voronezh. gos. unt-ta, 2006. S. 31.
    2. Luparev E.B. Obespechenie balansa publichnykh i chastnykh interesov v Kodekse administrativnogo sudoproizvodstva RF // Administrativnoe pravo i protsess. 2015. N 11. S. 65.
    3. Kalinina L.E. Printsip operativnosti v administrativnom (upravlencheskom) protsesse // Administrativnoe pravo i protsess. 2013. N 10. S. 44 - 47.
    4. Bespalov Yu.F. Kommentarii k Kodeksu administrativnogo sudoproizvodstva Rossiiskoi Federatsii (postateinyi nauchno-prakticheskii kommentarii). M.: Prospekt, 2015. 768 s.
    5. Lapina M.A., Karpukhin D.V. Primenenie mer gosudarstvennogo prinuzhdeniya kak samostoyatel"nyi vid administrativno-yurisdiktsionnogo proizvodstva // Finansovoe pravo i upravlenie. 2015. N 2. С. 261 - 266. DOI: 10.7256/2310-0508.2015.2.15846.
    6. Zolotareva A.B. Nekotorye problemy zakonodatel"nogo regulirovaniya vzyskaniya nalogov // Nalogi i nalogooblozhenie. 2014. N 4. С. 401 - 413. DOI: 10.7256/1812-8688.2014.4.11957.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.