Правила и секреты общения с сотрудниками дпс гибдд. Правила общения с ДПС: как корректно вести разговор и не попасть впросак

Войсковой зенитный ракетный комплекс "Бук" (9К37) предназначен для уничтожения в условиях радиопротиводействия аэродинамических целей, летящих со скоростью до 830 метров в сек., на малых и средних высотах, на дальностях до 30000 м, маневрирующими с перегрузками до 12 ед., а в перспективе – баллистических ракет "Ланс". Разработку начали в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 13.01.1972. она предусматривала использование кооперации изготовителей и разработчиков, по основному составу соответствующей ранее задействованной в создании зенитного ракетного комплекса "Куб". Одновременно с этим определили разработку зенитного ракетного комплекса М-22 ("Ураган") для ВМФ с использованием зенитной управляемой ракеты, единой с ЗРК "Бук".

Разработчиком комплекса "Бук" в целом определили НИИП (Научно-исследовательский институт приборостроения) НКО (научно-конструкторское объединение) "Фазотрон" (гендиректор Гришин В.К.) МРП (ранее ОКБ-15 ГКАТ). Главный конструктор комплекса 9К37 – Растов А.А., КП (командного пункта) 9С470 – Валаев Г.Н. (затем – Сокиран В.И.), СОУ (самоходных огневых установок) 9A38 – Матяшев В.В., полуактивной доплеровской ГСН 9Э50 для зенитных управляемых ракет – Акопян И.Г.

ПЗУ (пускозаряжающая установка) 9А39 создавались в МКБ (Машиностроительное конструкторское бюро) "Старт" МАП (ранее СКБ-203 ГКАТ), руководитель Яскин А.И.

Унифицированные гусеничные шасси для машин комплекса разрабатывало ОКБ-40 ММЗ (Мытищинский машиностроительный завод) Министерства транспортного машиностроения под руководством Астрова Н.А.

Разработка ракет 9М38 была поручена СМКБ (Свердловское машиностроительное конструкторское бюро) "Новатор" МАП (бывшее ОКБ-8) возглавляемому Люльевым Л.В., отказавшись от привлечения конструкторского бюро завода № 134, которое ранее разработало управляемую ракету для комплекса "Куб".

СОЦ 9С18 (станция обнаружения и целеуказания) ("Купол") разрабатывалась в НИИИП (Научно-исследовательский институт измерительных приборов) министерства радиопромышленности под руководством Ветошко А.П. (позднее - Щекотова Ю.П.).

Также для комплекса был разработан комплект средств тех. обеспечения и обслуживания на автомобильном шасси.

Завершение разработки средств зенитного ракетного комплекса было запланировано на II квартал 1975 года.

Но для скорейшего усиления противовоздушной обороны основной ударной силы СВ – танковых дивизий – с наращиванием боевых возможностей зенитно-ракетных полков "Куб", входящих в данные дивизии путем увеличения канальности по целям в два раза (и, по возможности, обеспечения полной автономности каналов во время работы от обнаружения цели до ее поражения), Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22.05.1974 предписывалось осуществить создание зенитного ракетного комплекса "Бук" в 2 этапа. Вначале предлагалось ускоренными темпами разработать зенитную управляемую ракету и самоходную огневую установку зенитного ракетного комплекса "Бук", способную запускать ракеты 9М38 и ракеты 3М9М3 комплекса "Куб-М3". На данной базе с применением других средств комплекса "Куб-М3" должны были создать зенитный ракетный комплекс "Бук-1" (9К37-1), и обеспечить в сентябре 1974 года его выход на совместные испытания. При этом сохранялись ранее предписанные сроки и объемы работ по ЗРК "Бук" в полном заданном составе.

Для комплекса "Бук-1" предусматривалось в состав каждой зенитной ракетной батареи (5 шт.) полка "Куб-М3", в дополнение к одной СУРН и 4 самоходным пусковым установкам ввести самоходную огневую установку 9А38, из состава ракетного комплекса "Бук". Таким образом, благодаря применению самоходной огневой установки, стоимость которой составляла около 30% затрат на остальные средства батареи, в полку "Куб-М3" число боеготовых зенитных управляемых ракет увеличивалось с 60 до 75, а целевых каналов – с 5 до 10.

Самоходная огневая установка 9А38, смонтированная на шасси ГМ-569, как бы объединяла функции СУРН и самоходной ПУ, использовавшихся в составе комплекса "Куб-М3". Самоходной огневой установкой 9А38 обеспечивался поиск в установленном секторе, производилось обнаружение и захват целей на автоматическое сопровождение, решались предстартовые задачи, пуск и самонаведение 3 ракет (3М9М3 или 9М38) расположенных на ней, а также 3 управляемых ракет 3М9М3, находящихся на самоходной ПУ 2П25М3, сопряженной с ней. Боевая работа огневой установки осуществлялась как автономно, так и при управлении и целеуказании от СУРН.

Самоходная огневая установка 9А38 состояла из:
- цифровой вычислительной системы;
- РЛС 9С35;
- пускового устройства оснащенного силовым следящим приводом;
- телевизионно-оптического визира;
- наземного радиолокационного запросчика, работающего в системе опознавания "Пароль";
- аппаратуры телекодовой связи с СУРН;
- аппаратуры проводной связи с СПУ;
- системы автономного электропитания (газотурбинный генератор);
- аппаратуры навигации, топографической привязки и ориентирования;
- системы жизнеобеспечения.

Вес самоходной огневой установки, включая массу боевого расчета состоящего из четырех человек, равнялся 34 тыс. кг.

Прогресс, который достигли в части создания сверхвысокочастотных приборов, электромеханических и кварцевых фильтров, цифровых вычислительных машин, позволил объединить в радиолокационной станции 9С35 функции станций обнаружения, подсвета и сопровождения цели. Станция функционировала в сантиметровом диапазоне волн, в ней использовались единая антенна и два передатчика – непрерывного и импульсного излучения. Первый передатчик использовался для обнаружения и автоматического сопровождения цели в квазинепрерывном режиме излучения или, в случае трудностей с однозначным определением дальности, в импульсном режиме со сжатием импульсов (используется линейно-частотная модуляция). Передатчик непрерывного излучения использовался для подсвета цели и зенитных управляемых ракет. Антенная система станции осуществляла секторный поиск электромеханическим методом, сопровождение цели по дальности и угловым координатам производилось моноимпульсным методом, а обработку сигналов производила ЦВМ. Ширина диаграммы направленности антенны канала сопровождения цели по азимуту составляла 1,3 градуса и по углу места – 2,5 градуса, канала подсвета – по азимуту – 1,4 градуса и по углу места – 2,65 градуса. Время обзора сектора поиска (по углу места – 6-7 градусов, по азимуту – 120 градусов) в автономном режиме – 4 секунды, в режиме ЦУ (по углу места – 7 градусов, по азимуту – 10 градусов) – 2 секунды. Средняя мощность передатчика канала обнаружения и сопровождения цели равнялась: в случае использования квазинепрерывных сигналов – минимум 1 кВт, в случае использования сигналов с линейно-частотной модуляцией – минимум 0,5 кВт. Средняя мощность передатчика подсвета целей – минимум 2 кВт. Коэффициент шума пеленгационных и обзорных приемников станции – не более 10 дБ. Время перехода радиолокационной станции между дежурным и боевым режимами составляло менее 20 секунд. Станция могла однозначно определять скорость целей с точностью от -20 до +10 м/с; обеспечивать селекцию движущихся целей. Максимальная ошибка по дальности - 175 метров, среднеквадратическая ошибка измерения угловых координат – 0,5 д.у. Радиолокационная станция была защищена от пассивных, активных и комбинированных помех. Аппаратурой самоходной огневой установки обеспечивалась блокировка запуска зенитной управляемой ракеты при сопровождении своего вертолета или самолета.

Самоходная огневая установка 9A38 оснащалась пусковым устройством со сменными направляющими, предназначенными для 3 управляемых ракет 3М9М3 или для 3 управляемых ракет 9М38.

В зенитной ракете 9М38 был применен двухрежимный твердотопливный двигатель (общее время работы составляло около 15 сек.). От использования прямоточного двигателя отказались не только в связи с большим сопротивлением на пассивных участках траектории и неустойчивостью работы при большом угле атаки, но и из-за сложности его отработки, что в значительной степени определило срыв сроков создания ЗРК "Куб". Силовая конструкция камеры двигателя изготавливалась из металла.

Общая схема зенитной ракеты – Х-образная, нормальная, с крылом малого удлинения. Внешний вид ракеты напоминал корабельные зенитные ракеты семейств "Стандарт" и "Тартар" американского производства. Это соответствовало жестким ограничениям по габаритным размерам при применении зенитных управляемых ракет 9М38 в комплексе М-22, который разрабатывался для ВМФ СССР.

Ракета выполнялась по нормальной схеме и имела крыло малого удлинения. В передней части последовательно размещены полуактивная ГМН, аппаратура автопилота, питание и боевая часть. Чтобы уменьшить разброс центровки по времени полета камеру сгорания РДТТ разместили ближе к середине, а сопловой блок оснастили удлиненным газоходом, вокруг которого размещаются элементы рулевого привода. У ракеты отсутствуют отделяющиеся в полете частей. Диаметр ракеты составлял 400 мм, длина – 5,5 м, размах рулей - 860 мм.

Диаметр переднего отсека (330 мм) ракеты был меньше по отношению к хвостовому отсеку и двигателю, что определяется преемственностью некоторых элементов с семейством 3М9. Ракета оснащалась новой головкой самонаведения имеющей комбинированную систему управления. В комплексе реализовали самонаведение зенитной управляемой ракеты с использованием метода пропорциональной навигации.

Зенитная управляемая ракета 9М38 обеспечивала поражение целей на высотах от 25 до 20 тыс. м на дальности – от 3,5 до 32 км. Скорость полета ракеты составляла 1000 м/с и маневрировала с перегрузками до 19 едениц.

Вес ракеты – 685 кг, включая 70-кг боевую часть.

Конструкция ракеты обеспечивала ее поставку в войска в окончательно снаряженном виде в транспортном контейнере 9Я266, а также эксплуатацию без проведения регламентных работ и проверок в течение 10 лет.

С августа 1975 года по октябрь 1976 года зенитный ракетный комплекс "Бук-1" состоящий из СУРН 1С91М3, самоходной огневой установки 9А38, самоходных ПУ 2П25М3, зенитных управляемых ракет 9М38 и 3М9М3, а также МТО (машины технического обслуживания) 9В881 проходил гос. испытания на Эмбенском полигоне (руководитель полигона Ващенко Б.И.) под руководством комиссии, возглавляемой Бимбашем П.С.

В результате испытаний получили дальность обнаружения самолетов радиолокационной станцией самоходной огневой установки работающей в автономном режиме на высотах более 3 тыс. м – от 65 до 77 км, на малых высотах (от 30 до 100 метров) дальность обнаружения уменьшалась до 32-41 километров. Обнаружение вертолетов на малых высотах происходило на дальности 21-35 км. При работе в централизованном режиме в связи с ограниченными возможностями выдающей целеуказания СУРН 1С91М2 дальности обнаружения самолетов на высотах 3-7 км уменьшалась до 44 километров и целей на малых высотах – до 21-28 км. В автономном режиме работное время самоходной огневой установки (с момента обнаружения цели до запуска управляемой ракеты) составило 24-27 сек. Время заряжения/разряжения тремя зенитными управляемыми ракетами 9М38 или 3М9М3 составило 9 минут.

При стрельбе зенитной управляемой ракетой 9М38 поражение самолета, летящего на высотах более 3 тыс. м, обеспечивалось на дальности 3,4-20,5 километров, на высоте 30 метров – 5-15,4 километров. Зона поражения по высоте – от 30 метров до 14 километров, по курсовому параметру – 18 километров. Вероятность поражения самолета одной управляемой ракетой 9М38 – 0,70-0,93.

На вооружение комплекс принял в 1978 году. Поскольку самоходная огневая установка 9А38 и зенитная управляемая ракета 9М38 были средствами, дополняющими средства зенитного ракетного комплекса "Куб-М3", комплексу дали название "Куб-М4" (2К12М4).

Самоходные огневые установки 9А38 производились Ульяновским механическим заводом МРП, а зенитные управляемые ракеты 9М38 - Долгопрудненским машиностроительным заводом МАП, ранее выпускавшим ракеты 3М9.

Комплексы "Куб-М4", появившиеся в войсках противовоздушной обороны Сухопутных войск позволили значительно повысить эффективность противовоздушной обороны танковых дивизий СВ СА.

Совместные испытания ЗРК "Бук" в полном заданном составе средств происходили в период с ноября 1977-го по март 1979-го года на Эмбенском полигоне (начальник Зубарев В.В.) под руководством комиссии возглавляемой Первовым Ю.Н.

Боевые средства зенитного ракетного комплекса "Бук" имели следующие характеристики.

Командный пункт 9С470 установленный на шасси ГМ-579 обеспечивал прием, отображение и обработку данных о целях, поступающих от станции 9С18 (станция обнаружения и целеуказания) и 6 самоходных огневых установок 9А310, а также от вышестоящих командных пунктов; выбор опасных целей и их распределение между самоходными огневыми установками в автоматическом и ручном режимах, задание секторов их ответственности, отображение информации о наличии зенитных управляемых ракет на огневых и пуско-заряжающих установках, о литерах передатчиков подсвета огневых установок, о работе по целям, о режиме работы станции обнаружения и целеуказания; организацию работы комплекса при помехах и применении противорадиолокационных ракет; документирование тренировки и работы расчета КП. Командным пунктом обрабатывались сообщения о 46 целях находящихся на высотах до 20 тыс. м в зоне радиусом 100 тыс. м за цикл обзора станции и выдавал до 6 целеуказаний на самоходные огневые установки (точностью по углу места и по азимуту – 1 градус, по дальности – 400-700 метров). Масса командного пункта, включая боевой расчет из 6 человек, не более 28 тонн.

Когерентно-импульсная трехкоординатная станция обнаружения и целеуказания "Купол" (9С18) сантиметрового диапазона имеющая электронное сканирование луча по углу места в секторе (устанавливается 30 или 40 градусов) с механическим (в заданном секторе или круговым) вращением антенны по азимуту (при помощи гидропривода или электропривода). Станция 9С18 предназначалась для обнаружения и опознавания воздушных целей на дальности до 110-120 километров (при высоте 30 метров – 45 километров) и передачи на командный пункт 9С470 информации о воздушной обстановке.

В зависимости от наличия помех и установленного сектора по углу места скорость обзора пространства при круговом обзоре равнялся 4,5 – 18 секунд и при обзоре в секторе 30 градусов 2,5 – 4,5 секунды. Радиолокационная информация передавалась на командный пункт 9С470 по телекодовой линии в объеме 75 отметок в период обзора (составлял 4,5 секунды). Среднеквадратические ошибки измерения координат целей: по углу места и по азимуту – не более 20", по дальности – не более 130 метров, разрешающая способность по углу места и по азимуту – 4 градуса, по дальности – не более 300 метров.

Для обеспечения защиты от прицельных помех использовали перестройку несущей частоты между импульсами, от ответных помех – то же плюс бланкирование интервалов дальности по каналу автоматического съема, от несинхронных импульсных помех – бланкирование участков дальности и смену наклона линейно-частотной модуляции. Станция обнаружения и целеуказания при шумовых заградительных помехах самоприкрытия и внешнего прикрытия заданных уровней обеспечивала обнаружение истребителя на дальностях не менее 50 тыс. м. Станцией обеспечивалась проводка целей с вероятностью не менее 0,5 на фоне пассивных помех и местных предметов при помощи схемы отбора движущихся целей с автокомпенсацией скоростей ветра. Станция обнаружения и целеуказания была защищена от протоворадиолокационных ракет программной перестройкой несущей частоты за 1,3 секунды, перехода на круговую поляризацию зондирующего сигнала или в режим мерцания (прерывистого излучения).

Станция 9С18 состояла из антенного поста, состоящего из отражателя усеченного параболического профиля и облучателя имеющего вид волноводной линейки (обеспечивала в угломестной плоскости электронное сканирование луча), поворотного устройства, устройства сложения антенны; передающего устройства (средняя мощность 3,5 кВт); приемного устройства (коэффициент шума до 8) и других систем.

Вся аппаратура станции размещалась на доработанном самоходном шасси "об. 124" семейства СУ-100П. Гусеничная база станции обнаружения и целеуказания отличалась от шасси других средств зенитного ракетного комплекса "Бук" отличалась, так как радиолокационная станция "Купол" изначально задавалась в разработку вне зенитного комплекса – в качестве средства обнаружения дивизионного звена противовоздушной обороны Сухопутных войск.

Время перевода станции между походным и боевым положениями составляло до 5 минут, а из дежурного в рабочий режим – около 20 секунд. Масса станции (в том числе расчет из 3 человек) – до 28,5 тонн.

По своему устройству и предназначению самоходная огневая установка 9А310 от самоходной огневой установки 9А38 зенитного ракетного комплекса "Куб-М4" ("Бук-1") отличалась тем, что при помощи телекодовой линии связывалась не с СУРН 1С91М3 и самоходной ПУ 2П25М3, а с командным пунктом 9С470 и ПЗУ 9А39. Также, на пусковом устройстве установки 9А310 располагалось не три, а четыре зенитных управляемых ракеты 9М38. Время перевода установки из походного в боевое положение было менее 5 минут. Время перевода из дежурного в рабочий режим, в частности, после смены позиции при включенной аппаратуре составляло до 20 секунд. Заряжение огневой установки 9А310 четырьмя зенитными управляемыми ракетами с пуско-заряжающей установки производилось за 12 минут, а с транспортной машины - 16 минут. Масса самоходной огневой установки, включая боевой расчет из 4 человек, равнялась 32,4 тонны.

Длина самоходной огневой установки – 9,3 метров, ширина - 3,25 метра (в рабочем положении – 9,03 метров), высота - 3,8 метра (7,72 метров).

Пуско-заряжающая установка 9А39 установленная на шасси ГМ-577 предназначалась для транспортировки и хранения восьми зенитных управляемых ракет (на пусковом устройстве – 4, на неподвижных ложементах – 4), пуска 4 управляемых ракет, самозагрузки своего ПУ четырьмя ракетами с ложементов, самозаряжания 8-ю ЗУР с транспортной машины (время заряжения 26 минут), с грунтовых ложементов и транспортных контейнеров, разряжения и на пусковом устройстве самоходной огневой установки 4 зенитными управляемыми ракетами. Таким образом, пуско-заряжающая установка зенитного ракетного комплекса "Бук" объединяла функции ТЗМ и самоходной ПУ комплекса "Куб". Пуско-заряжающая установка состояла из пускового устройства со следящим силовым приводом, крана, ложементов, цифровой вычислительной машины, аппаратуры топографической привязки, навигации, телекодовой связи, ориентирования, агрегатов электропитания и энергообеспечения. Масса установки включая боевой расчет из 3 человек – 35,5 тонн.

Габариты пуско-заряжающей установки: длина – 9,96 метров, ширина - 3,316 метра, высота - 3,8 метра.

КП комплекса принимал с командного пункта зенитной ракетной бригады "Бук" (автоматизированная система управления "Поляна-Д4») и со станции обнаружения и целеуказания данные о воздушной обстановке, обрабатывал их и выдавал указания на самоходные огневые установки, осуществлявшие поиск и захват на автоматическое сопровождение цели. При входе цели в зону поражения осуществлялся запуск зенитных управляемых ракет. Для наведения ракет использовался метод пропорциональной навигации, который обеспечивал высокую точность наведения. При подлете к цели головка самонаведения выдавала команду радиовзрывателю на ближнее взведение. При сближении на расстояние 17 метров по команде производился подрыв боевой части. При несрабатывании радиовзрывателя зенитная управляемая ракета самоликвидировалась. В случае не поражении цели по ней осуществлялся пуск второй ракеты.

По сравнению с зенитными ракетными комплексами "Куб-М3" и "Куб-М4" ЗРК "Бук" имел более высокие эксплуатационные и боевые характеристики и обеспечивал:
- одновременный обстрел до шести целей дивизионом, а при необходимости – выполнение до 6 самостоятельных боевых задач в случае автономного использования самоходных огневых установок;
- большую надежность обнаружения благодаря организации совместного обзора пространства 6 самоходными огневыми установками и станцией обнаружения и целеуказания;
- повышенную помехозащищенность благодаря использованию специального вида сигнала подсвета и бортового вычислителя головки самонаведения;
- большую эффективность поражения целей за счет повышенной мощности боевой части зенитной управляемой ракеты.

По результатам испытаний и моделирования определили, что зенитным ракетным комплексом "Бук" обеспечивается обстрел неманеврирующих целей, которые летят на высотах от 25 метров до 18 километров со скоростью до 800 м/с, на дальностях от 3–25 км (при скорости до 300 м/с – до 30 км) при курсовом параметре до 18 километров с вероятностью поражения одной управляемой ракетой – 0,7-0,8. При стрельбе маневрирующим целям (перегрузки до 8 единиц) вероятность поражения составляла 0,6.

Организационно зенитные ракетные комплексы "Бук" сводились в ракетные бригады, состоящие из: командного пункта (пункт боевого управления из состава автоматизированной системы управления "Поляна-Д4"), 4 зенитных ракетных дивизионов со своими командными пунктами 9С470, станции обнаружения и целеуказания 9С18,взвода связи и трех зенитных ракетных батарей (в каждой две самоходные огневые установки 9А310 и одна пуско-заряжающая установка 9А39), подразделения технического обслуживания и обеспечения.

Управление зенитной ракетной бригадой "Бук" осуществлялось с командного пункта противовоздушной обороны армии.

Комплекс "Бук" на вооружение войск противовоздушной обороны сухопутных войск приняли в 1980 г. Серийное производство боевых средств комплекса "Бук" освоили в кооперации, задействованной для ЗРК "Куб-М4". Новые средства – КП 9С470, самоходные огневые установки 9А310 и станции обнаружения и целеуказания 9С18 – выпускались Ульяновским механическим заводом МРП, пуско-заряжающие установки 9А39 - на Свердловским машиностроительным заводом им. Калинина МАП.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30.11.1979 провели модернизацию зенитного ракетного комплекса "Бук" для повышения его боевых возможностей, защищенности радиоэлектронных средств комплекса от противорадиолокационных ракет и помех.

В результате испытаний, которые проводились в феврале-декабре 1982 года на Эмбенском полигоне (начальник – Зубарев В.В.) под руководством комиссии возглавляемой Гусевым Б.М., было установлено, что модернизированный "Бук-M1" по сравнению с зенитным ракетным комплексом "Бук", обеспечивает большую зону поражения самолетов, может сбивать крылатую ракету ALCM с вероятностью поражения одной управляемой ракетой более 0,4, вертолеты "Хью-Кобра" – 0,6-0,7, зависающие вертолеты – 0,3-0,4 на дальностях от 3,5 до 10 километров.

В самоходной огневой установке вместо 36 используется 72 литерных частоты подсвета, что способствует увеличению защищенности от преднамеренных и взаимных помех. Обеспечено распознавание 3 классов целей – баллистические ракеты, самолеты, вертолеты.

По сравнению с командным пунктом 9С470 КП 9С470М1 обеспечивает одновременный прием данных от собственной станции обнаружения и целеуказания и о 6 целях от пункта управления противовоздушной обороны танковой (мотострелковой) дивизии или от командного пункта ПВО армии, а также комплексную тренировку расчетов боевых средств зенитного ракетного комплекса.

По сравнению с самоходной огневой установкой 9А310 установка 9А310М1 обеспечивает обнаружение и захват цели на автоматическое сопровождение на больших дальностях (приблизительно на 25-30 процентов), а также распознавание баллистических ракет, вертолетов и самолетов с вероятностью более 0,6.

В комплексе применена более совершенная станция обнаружения и целеуказания "Купол-M1" (9С18М1), имеющая плоскую угломестную фазированную антенную решётку и самоходное гусеничное шасси ГМ-567М. Однотипное гусеничное шасси используется на командном пункте, самоходной огневой установке и пуско-заряжающей установке.

Станция обнаружения и целеуказания имеет следующие габариты: длина – 9,59 метров, ширина – 3,25 метра, высота - 3,25 метра (в рабочем положении – 8,02 метров), масса – 35 тонн.

В комплексе "Бук-М1" предусматриваются эффективные технические и организационные мероприятия по защите от противорадиолокационных ракет.

Боевые средства ЗРК "Бук-M1" взаимозаменяемы с однотипными средствами комплекса "Бук" без их доработок. Штатная организация технических подразделений и боевых формирований аналогичны с зенитным ракетным комплексом "Бук".

Технологическое оборудование комплекса состоит из:
- 9В95М1Э - машины автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции на базе ЗиЛ-131 и прицепе;
- 9В883, 9В884, 9В894 - машин ремонтно-технического обслуживания на базе Урал-43203-1012;
- 9В881Э - машина техобслуживания на базе Урал-43203-1012;
- 9Т229 – транспортный автомобиль для 8 зенитных управляемых ракет (или шесть контейнеров с управляемыми ракетами) на базе КрАЗ-255Б;
- 9Т31М - автокран;
- МТО-АТГ-М1 - мастерская технического обслуживания на базе ЗиЛ-131.

Комплекс "Бук-М1" приняли на вооружение войск противовоздушной обороны Сухопутных войск в 1983 г. и его серийное производство наладили в кооперации предприятий промышленности, выпускавших средства зенитного ракетного комплекса "Бук".

В том же году на вооружение поступил и зенитный ракетный комплекс военно-морского флота М-22 "Ураган", унифицированный с комплексом "Бук" по управляемым ракетам 9М38.

Комплексы семейства "Бук" под названием "Ганг" предлагались поставлять за рубеж.

Во время учений "Оборона 92" зенитные ракетные комплексы семейства "Бук" провели успешные стрельбы по мишеням на базе баллистической ракеты Р-17, "Звезда" и ракеты РСЗО "Смерч".

В декабре 1992 года президент Российской Федерации подписал распоряжение о проведении дальнейшей модернизации ЗРК "Бук" – создании зенитного ракетного комплекса, неоднократно представлявшегося на разных международных выставках под названием "Урал".

Кооперацией предприятий во главе с "НИИП имени Тихонравова" в 1994-1997 годах была проведена работа по зенитному ракетному комплексу "Бук-М1-2". Благодаря использованию новой ракеты 9М317 и модернизации других средств ЗРК впервые была обеспечена возможность уничтожения тактических баллистических ракет "Ланс" и авиационных ракет на дальности до 20 тыс. м, элементов высокоточного и надводных кораблей на дальности до 25 тыс. м и наземных целей (крупных командных пунктов, пусковых установок, самолетов на аэродромах) на дальности до 15 тыс. м. Повысилась эффективность поражения крылатых ракет, вертолетов и самолетов. Границы зон поражения по дальности увеличились до 45 километров и по высоте – до 25 километров. В новой ракете предусмотрено использование инерциально-корректируемой системы управления с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения с наведением по методу пропорциональной навигации. Ракета имела стартовую массу 710-720 килограмм при массе БЧ 50-70 килограмм.

Внешне новая ракета 9М317 отличалась от 9М38 меньшей длиной хорды крыла.

Кроме использования усовершенствованной ракеты предусматривалось введение в состав ЗРК нового средства – радиолокационной станции подсвета целей и наведения ракет с установкой антенны на высоте до 22 метров в рабочем положении (использовалось телескопическое устройство). С внедрением данной радиолокационной станции значительно расширяются боевые возможности ЗРК по уничтожению низколетящих целей, таких как, современные крылатые ракеты.

В составе комплекса предусмотрено наличие командного пункта и два типа огневых секций:
- четырех секций, включающих по одной модернизированной самоходной огневой установке, несущей четыре управляемые ракеты и способной обеспечить обстрел четырех целей одновременно, и пуско-заряжающей установке с 8 управляемыми ракетами;
- двух секций, включающих по одной радиолокационной станции подсвета и наведения, способной также обеспечить одновременный обстрел четырех целей, и две пуско-заряжающей установке (на каждой восемь управляемых ракет).

Разрабатывалось два варианта комплекса - подвижный на гусеничных машинах ГМ-569 (применялись в предыдущих модификациях ЗРК "Бук"), а также перевозимый автомобилями КрАЗ и на автопоездах с полуприцепами. В последнем варианте снижалась стоимость, однако ухудшались проходимость и время развертывания зенитного ракетного комплекса с марша увеличивается с 5 минут до 10-15.

В частности, МКБ "Старт" во время проведения работ по модернизации ЗРК "Бук-М" (комплексы "Бук-М1-2", "Бук-М2") были разработаны пуско-заряжающая установка 9А316 и пусковая установка 9П619 на гусеничном шасси, а также ПУ 9А318 на колесном шасси.

Процесс развития семейств зенитных ракетных комплексов "Куб" и "Бук" в целом представляет собой отличный пример эволюционного развития военной техники и вооружения, обеспечивающего непрерывное повышение возможностей противовоздушной обороны СВ при относительно небольших затратах. Данный путь развития, к сожалению, создает предпосылки к постепенному тех. отставанию. Например, даже в перспективных вариантах ЗРК "Бук" не нашли применения более надежная и безопасная схема непрерывной эксплуатации ЗУР в транспортно-пусковом контейнере, всеракурсный вертикальный пуск управляемых ракет, внедренные других зенитных ракетных комплексах СВ второго поколения. Но, несмотря на это, в сложных социально-экономических условиях эволюционный путь развития приходится рассматривать единственно возможный, а выбор, сделанный разработчиками комплексов семейств "Бук" и "Куб" - как правильный.

За создание зенитного ракетного комплекса "Бук" Растов А.А., Гришин В.К., Акопян И.Г., Златомрежев И.И., Ветошко А.П., Чукаловский Н.В. и др. были удостоены Госпремии СССР. Разработку зенитного ракетного комплекса "Бук-М 1" отметили Госпремией РФ. Лауреатами данной премии стали Козлов Ю.И., Эктов В.П., Щекотов Ю.П., Чернов В.Д., Солнцев С.В., Унучко В.Р. и др.

Основные тактико-технические характеристики зенитных ракетных комплексов типа "БУК":
Наименование – "Бук"/"Бук-М1";
Зона поражения по дальности – от 3,5 до 25-30 км/от 3 до 32-35 км;
Зона поражения по высоте – от 0,025 до 18-20 км/ от 0,015 до 20-22 км;
Зона поражения по параметру – до 18/до 22;
Вероятность поражения истребителя одной управляемой ракетой – 0,8..0,9/0,8..0,95;
Вероятность поражения вертолета одной управляемой ракетой – 0,3..0,6/0,3..0,6;
Вероятность поражения крылатой ракеты – 0,25..0,5/0,4..0,6;
Максимальная скорость поражаемых целей – 800 м/с;
Время реакции - 22 сек.;
Скорость полета зенитной управляемой ракеты – 850 м/с;
Масса ракеты – 685 кг;
Масса боевой части – 70 кг;
Канальность по цели – 2;
Канальность по ЗУР (на цель) – до 3;
Время развертывания/свертывания – 5 мин.;
Число зенитных управляемых ракет на боевой машине – 4;
Год принятия на вооружение – 1980/1983.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 ноября 1979 г. была проведена модернизация ЗРК "Бук" с целью повышения его боевых возможностей, защищенности его радиоэлектронных средств от помех и противорадиолокационных ракет.

В комплексе "Бук-М1" предусмотрены эффективные организационные и технические мероприятия по защите от противорадиолокационных ракет. Боевые средства комплекса "Бук-М1" взаимозаменяемы с однотипными боевыми средствами ЗРК "Бук" без их доработок, штатная организация боевых формирований и технических подразделений аналогичны с комплексом "Бук".

В результате испытаний, проведенных с февраля по декабрь 1982 г. под руководством комиссии во главе с Б.М.Гусевым на Эмбенском полигоне (начальник - В.В.Зубарев), было установлено, что модернизированный комплекс "Бук-М1" по сравнению с ЗРК "Бук", обеспечивает большую зону поражения самолетов, способен сбивать крылатые ракеты ALCM с вероятностью поражения одной ЗУР не ниже 0,4, вертолеты "Хью-Кобра" - с вероятностью 0,6-0,7, а также зависающие вертолеты - с вероятностью 0,3-0,4 на дальности от 3,5 до 6-10 км.

Комплекс "Бук-М1" был принят на вооружение войск ПВО СВ в 1983 году и его серийное производство было налажено в кооперации предприятий промышленности, ранее выпускавших средства ЗРК "Бук".

Комплексы семейства "Бук" предлагались к поставкам за рубеж под наименованием "Ганг ". После развала СССР ЗРК "Бук" в различных модификациях достался кроме России также Украине и Белоруссии. Зенитный ракетный комплекс "Бук-М1" поставлялся на экспорт только в Финляндию. Морской вариант комплекса "Ураган" ("Штиль") поставляется с 2000 года в Китай на двух эсминцах класса "Современный".

В ходе учений "Оборона 92" ЗРК семейства "Бук" проведены успешные стрельбы по мишеням на базе БР Р-17, "Звезда" и на базе ракеты РСЗО "Смерч".

Состав

В состав ЗРК "Бук-М1" входят следующие боевые средства:

    ЗУР 9М38М1;

    Командный пункт 9С470M1;

    Станция обнаружения и целеуказания 9С18M1 "Купол-М1";

    Самоходная огневая установка 9А310M1;

    Пуско-заряжающая установка 9А39.

Самоходная огневая установка 9А310М1, по сравнению с установкой 9А310, обеспечивает обнаружение и захват цели на автосопровождение на больших дальностях (на 25-30%), а также распознавание самолетов, баллистических ракет и вертолетов с вероятностью не ниже 0,6.
В 9А310М1 используется 72 литерных частоты подсвета (вместо 36), что способствует повышенной защищенности от взаимных и преднамеренных помех. Обеспечено распознавание трех классов целей - самолеты, баллистические ракеты, вертолеты.

Командный пункт 9С470М1 по сравнению с КП 9С470 комплекса "Бук" обеспечивает одновременный прием информации от собственной станции обнаружения и целеуказания и о шести целях от пункта управления ПВО мотострелковой (танковой) дивизии или от КП ПВО армии, а также комплексную тренировку всех расчетов, боевых средств ЗРК.

В комплексе используется более совершенная станция обнаружения и целеуказания 9С18М1 ("Купол-М1"), имеющая плоскую угломестную ФАР и самоходное гусеничное шасси ГМ-567М, однотипное с КП, самоходной огневой установкой и пуско-заряжающей установкой.
Длина станции обнаружения и целеуказания 9,59 м, ширина - 3,25 м, высота - 3,25 м (8,02 м в рабочем положении), масса - 35 т.

В состав технологического оборудования комплекса входят:

    9В95М1Э - машина автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции на ЗиЛ-131 и прицепе;

    9В883, 9В884, 9В894 - машины ремонтно- технического обслуживания на Урал-43203-1012;

    9В881Э - машина технического обслуживания Урал-43203-1012;

    9Т229 - транспортная машина для 8 ЗУР (или шесть контейнеров с ЗУР) на КрАЗ-255Б;

    9Т31М (9Т31М1) - автокран;

Разработка комплекса "Бук" была начата по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 13 января 1972 г. и предусматривала использование кооперации разработчиков и изготовителей, по основному составу соответствующей ранее задействованной в создании ЗРК "Куб" . Одновременно была определена разработка ЗРК М-22 "Ураган" для Военно-Морского флота с использованием единой с комплексом "Бук" ЗУР.

Войсковой ЗРК "Бук" предназначался для борьбы в условиях радиопротиводействия с аэродинамическими целями, летящими со скоростями до 830 м/с, на средних и малых высотах, маневрирующими с перегрузками до 10-12 единиц, на дальностях до 30 км, а в перспективе - и с баллистическими ракетами "Ланс".

Разработчики комплекса и его систем

Разработчиком ЗРК "Бук" в целом был определен Научно-исследовательский институт приборостроения (генеральный директор В.К. Гришин) . Главным конструктором комплекса 9К37 в целом был назначен А.А.Растов, командного пункта (КП) 9С470 - Г.Н.Валаев (затем - В.И.Сокиран), самоходных огневых установок (СОУ) 9А38 - В.В.Матяшев, полуактивной доплеровской головки самонаведения 9Э50 для ЗУР - И.Г.Акопян.

Пуско-заряжающие установки (ПЗУ) 9А39 создавались в Машиностроительном конструкторское бюро (МКБ) "Старт" под руководством А.И. Яскина. Унифицированные гусеничные шасси для боевых машин комплекса создавались в ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода коллективом, возглавляемым Н.А.Астровым. Разработку ракет 9М38 поручили Свердловскому машиностроительному конструкторскому бюро "Новатор" во главе с Л.В.Люльевым. Станция обнаружения и целеуказания (СОЦ) 9С18 ("Купол") разрабатывалась в Научно-исследовательском институте измерительных приборов под руководством главного конструктора А.П.Ветошко (затем - Ю.П.Щекотова).

На западе комплекс получил обозначение SA-11 "Gadfly".

Состав

В состав ЗРК "Бук" входят следующие боевые средства:

  • ЗУР 9М38;
  • Командный пункт 9С470;
  • Станция обнаружения и целеуказания 9С18 "Купол";
  • Самоходная огневая установка 9А310;
  • Пуско-заряжающая установка 9А39.

ЗУР 9М38

Зенитная ракета 9М38 выполнена с применением двухрежимного твердотопливного двигателя (общее время работы - около 15 секунд), по нормальной аэродинамической схеме с "Х"-размещением крыльев малого удлинения.

В передней части ракеты последовательно размещаются полуактивная головка самонаведения, аппаратура автопилота, источники питания и боевая часть. Для уменьшения разброса центровки по времени полета камера сгорания РДТТ размещена ближе к середине ракеты и сопловой блок включает удлиненный газоход, вокруг которого расположены элементы рулевого привода. Ракета не имеет отделяющихся в полете частей. Для ракеты разрабатывалась новая ГСН с комбинированной системой управления. В комплексе было реализовано самонаведение ЗУР по методу пропорциональной навигации. Боевая часть - осколочно-фугасного типа .

Командный пункт 9С470

Размещенный на шасси ГМ-579 командный пункт 9С470 обеспечивал:

  • прием, отображение и обработку информации о целях, поступившей от станции обнаружения и целеуказания 9С18 и шести самоходных огневых установок, а также с вышестоящих КП;
  • выбор опасных целей и распределение их между самоходными огневыми установками в ручном и автоматическом режимах, задание их секторов ответственности, отображение информации о наличии ЗУР на них и на пуско-заряжающих установках, о литерах передатчиков подсвета самоходных огневых установок, об их работе по целям, о режимах работы станции обнаружения и целеуказания;
  • организацию работы комплекса в условиях помех и применения противником противорадиолокационных ракет;
  • документирование работы и тренировку расчета КП.

Командный пункт обрабатывал сообщения о 46 целях на высотах до 20 км в зоне радиусом 100 км за цикл обзора станции обнаружения и целеуказания и выдавал на самоходные огневые установки до 6 целеуказаний с точностью 1° по азимуту и по углу места, 400-700 м -по дальности.
Масса КП с боевым расчетом из 6 человек не превышала 28 т.

Станция обнаружения и целеуказания 9С18 ("Купол")

Трехкоординатная когерентно-импульсная станция обнаружения и целеуказания 9С18 ("Купол") сантиметрового диапазона с электронным сканированием луча в секторе по углу места (устанавливается 30° или 40°) и механическим (круговым или в заданном секторе) вращением антенны по азимуту (с помощью электропривода или гидропривода) была предназначена для обнаружения и опознавания воздушных целей на дальностях до 110-120 км (45 км при высоте полета 30 м) и передачи информации о воздушной обстановке на КП 9С470.

Темп обзора пространства в зависимости от установленного сектора по углу места и наличия помех составлял от 4,5 до 18 с при круговом обзоре и от 2,5 до 4,5 с при обзоре в секторе 30°. Радиолокационная информация передавалась по телекодовой линии на КП 9С470 в объеме 75 отметок за период обзора (4,5 с). Среднеквадратические ошибки (СКО) измерения координат целей составляли: не более 20" - по азимуту и по углу места, не более 130м - по дальности, разрешающая способность по дальности не хуже 300м, по азимуту и по углу места - 4°.

Для защиты от прицельных помех использовалась перестройка несущей частоты от импульса к импульсу, от ответных - то же и бланкирование интервалов дальности по каналу автосъема, от несинхронных импульсных - смена наклона линейно-частотной модуляции и бланкирование участков дальности. При шумовых заградительных помехах самоприкрытия и внешнего прикрытия заданных уровней станция обнаружения и целеуказания обеспечивала обнаружение самолета-истребителя на дальности не менее 50 км. Станция обеспечивала проводку целей с вероятностью не ниже 0,5 на фоне местных предметов и в пассивных помехах при помощи схемы селекции движущихся целей с автокомпенсацией скорости ветра. Станция была защищена от противорадиолокационных ракет путем реализации программной перестройки несущей частоты за 1,3 с, перехода на круговую поляризацию зондирующих сигналов или в режим прерывистого излучения (мерцания).

В состав станции входили антенный пост, состоящий из отражателя усеченного параболического профиля, облучателя в виде полноводной линейки, обеспечивающей электронное сканирование луча в угломестной плоскости, поворотного устройства, устройства сложения антенны в походное положение; передающее устройство (со средней мощностью до 3,5 кВт); приемное устройство (с коэффициентом шума не более 8) и другие системы.

Время перевода станции из походного положения в боевое составляло не более 5 мин, а из дежурного режима в рабочий - не более 20 с. Масса станции с расчетом из 3 человек - не более 28,5 т.

Самоходная огневая установка 9А310

Время перевода из походного положения в боевое было не более 5 мин. Время перевода установки из дежурного режима в рабочий, в частности, после смены позиции с включенной аппаратурой составляло не более 20 с. Заряжение самоходной огневой установки 9А310 четырьмя ЗУР с пуско-заряжающей установки осуществлялось за 12 мин, а с транспортной машины - за 16 мин.

Масса самоходной огневой установки с боевым расчетом из 4 человек не превышала 32,4т. Длина самоходной огневой установки составляла 9,3 м, ширина -3,25 м (9,03 м в рабочем положении), высота - 3,8 м (7,72 м).

Пуско-заряжающая установка 9А39

Размещенная на шасси ГМ-577 пуско-заряжающая установка 9А39 предназначалась для перевозки и хранения восьми ЗУР (по 4 на пусковом устройстве и на неподвижных ложементах), пуска 4 ЗУР, самозагрузки своего пускового устройства четырьмя ЗУР с ложементов, самозаряжания восемью ЗУР с транспортной машины (за 26 мин), с грунтовых ложементов и из транспортных контейнеров, заряжения и разряжения самоходной огневой установки четырьмя ЗУР. В состав пуско-заряжающей установки помимо пускового устройства с силовым следящим приводом, крана и ложементов входили цифровая вычислительная машина, аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования, телекодовой связи, энергообеспечения и агрегатов электропитания. Масса установки с боевым расчетом из 3 человек - не более 35,5 т.
Длина пуско-заряжающей установки составляла 9,96 м, ширина - 3,316 м, высота - 3,8 м.

Тактико-технические характеристики

Зона поражения, км:
- по дальности
- по высоте
- по параметру

3,5..25-30
0,025..18-20
до 18
Вероятность поражения цели одной ЗУР
- типа истребитель
- типа вертолет
- типа крылатая ракета

0,8..0,9
0,3..0,6
0,25..0,5
Максимальная скорость поражаемых целей м/с 800
Время реакции, с: 22
Скорость полета ЗУР, м/с 850
Масса ракеты, кг 685
Масса боевой части, кг 70
Длина ракеты,м 5.55
Диаметр корпуса,м 0.4
Стартовый вес,кг 685
Вес БЧ,кг; 70
Канальность по цели 2
Канальность по ЗУР 3
Время развертывания(свертывания), мин 5
Число ЗУР на боевой машине 4

Испытания и эксплуатация

Совместные испытания комплекса "Бук" в полном заданном составе средств проводились с ноября 1977 г. по март 1979 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.В.Зубарев) под руководством комиссии во главе с Ю.Н.Первовым.

Командный пункт комплекса пpинимал с КП зенитной ракетной 6pигады "Бук" (АСУ "Поляна-Д4) и со станции обнаружения и целеуказания информацию о воздушной обстановке, обрабатывал ее и выдавал на самоходные огневые установки, которые осуществляли поиск и захват на автосопровождение целей. При входе цели в зону поражения производился пуск ЗУР. Наведение ракет производилось по методу пропорциональной навигации, обеспечивающему высокую точность наведения на цель. При подлете к цели ГСН выдавал на радиовзрыватель команду на ближнее взведение. При сближении с целью на расстояние 17 м по команде подрывалась боевая часть. При несрабатывании радиовзрывателя ЗУР самоликвидировалась. При не поражении цели производился пуск по ней второй ЗУР.

По сравнению с предшествующими комплексами аналогичного назначения (ЗРК "Куб-М3" и "Куб-М4") комплекс "Бук" имел более высокие боевые и эксплуатационные характеристики и обеспечивал:

  • одновременный обстрел дивизионом до шести целей, а при необходимости - выполнение до шести самостоятельных боевых задач при автономном использовании самоходных огневых установок;
  • большую надежность обнаружения целей за счет организации совместного обзора пространства станцией обнаружения и целеуказания и шестью самоходными огневыми установками;
  • повышенную помехозащищенность за счет применения бортового вычислителя ГСН и специального вида сигнала подсвета;
  • большую эффективность поражения цели за счет повышенной мощности боевой части ЗУР.

По результатам стрельбовых испытаний и моделирования было определено, что ЗРК "Бук" обеспечивает обстрел неманеврирующих целей, летящих со скоростью до 800 м/с на высотах от 25 м до 18 км, на дальностях от 3 до 25 км (до 30 км при скорости целей до 300 м/с) при курсовом параметре до 18 км с вероятностью поражения одной ЗУР, равной 0,7-0,8. При стрельбе по целям, маневрирующим с перегрузками до 8 ед., вероятность поражения снижалась до 0,6.

Организационно ЗРК "Бук" сводились в зенитные ракетные бригады, в которые входили: КП (пункт боевого управления бригады из состава АСУ "Поляна-Д4"), четыре зенитных ракетных дивизиона со своими КП 9С470, станцией обнаружения и целеуказания 9С18, взводом связи и тремя зенитными ракетными батареями с двумя самоходными огневыми установками 9А310 и одной пуско-заряжающей установкой 9А39 в каждой, а также подразделения технического обеспечения и обслуживания.

Управление зенитной ракетной бригадой "Бук" должно было осуществляться с КП ПВО армии.

Комплекс "Бук" был принят на вооружение войск ПВО СВ в 1980 году.

Алгоритм правильного поведения при встрече с инспектором дорожно-постовой службы интересует многих водителей. Это часто позволяет не только не испортить свое настроение, но и сэкономить деньги.

Рассмотрим распространенные действия автолюбителей, которые заведомо являются ошибочными, и разберем, как правильно поступать в конкретных ситуациях. При этом здесь будет учтена не только буква закона, но и психологические аспекты, ведь общение с представителями правоохранительных органов порой представляет собой стратегически сложный и тонкий процесс.

Не нужно выходить из своего автомобиля.

При этом совершенно неважно, сделали вы это по своей инициативе или по просьбе стража правопорядка. Ни один водитель, опираясь на правила дорожного движения, не обязан покидать свой автомобиль. А вот согласно Приказа министра МВД (Административный регламент № 185 п.70), инспектор может предложить автовладельцу выйти из авто, переместить транспортное средство в другое место, на которое укажет работник ДПС, или перейти в патрульную машину в случаях:

  • явного наличия у водителя симптомов алкогольного опьянения или видимых проблем со здоровьем;
  • необходимости устранения технической неисправности ТС;
  • установленного факта нарушения транспортировки грузов;
  • необходимости сверки фактических номеров кузова и агрегатов транспортного средства с данными, зафиксированными в регистрационных документах;
  • когда владелец транспортного средства может оказать какую-либо помощь сотрудникам органов или пострадавшим на дороге, а также при осуществлении любых процессуальных действий;
  • когда своим поведением владелец ТС несет потенциальную угрозу работнику ГИБДД;
  • когда пребывание сотрудника дорожно-постовой службы около остановленного автомобиля угрожает его непосредственной безопасности (в частности, если он находится на проезжей части) или становится помехой для остальных участников дорожного движения.

Таким образом, инспектор не может требовать выйти из автомобиля, он может лишь попросить, мотивируя вышеупомянутыми обстоятельствами. Выполнять же его просьбу или нет – это решение водитель принимает по своему желанию.

Документируйте происходящее с помощью диктофона или видеорегистратора.

Использовать диктофона или видеорегистратора в любых случаях при остановке автомобиля инспектором ГИБДД имеет право каждый водитель. Это подтверждено нормами действующего законодательства, а именно «Законом о Полиции», статья №8 которого указывает на открытость и публичность, которыми должен руководствоваться инспектор. Более того, в соответствии со ст. 25 Административного регламента, представитель ДПС не имеет права запретить автовладельцу вести фото- и видеосъемку, а также аудиозапись, если эти действия не нарушают закон. При этом на наличие таких нарушений сотрудник в этом случае обязан указать.

Руководство ГИБДД не раз инициировало обращение к владельцам транспортных средств, в котором призывало их использовать диктофон и видеокамеру.

Не слишком ярко оперируйте диктофоном.

Особо темпераментные водители нередко суют диктофон прямо инспектору в лицо. Днем это может сыграть на руку автовладельцу, так как сотрудник ДПС получит прямой намек вести себя соответствующим образом. Другое дело, если на улице ночь, и вы откровенно нарушили. Ваши агрессивные и открытые манипуляции с диктофоном могут быть неверно трактованы инспектором. Поэтому лучшим решением станет положить его в нагрудный карман, наговорив на пленку дату и время происшествия.

Помните, что аудиозапись – не инструмент воздействия на представителя органов, а скорее механизм, который позволит грамотно вести дело в суде.

Спрашивайте, почему вас остановили.

Административный регламент предусматривает все ситуации, при которых инспектор имеет право остановить транспортное средство. Такими ситуациями являются:

  • Факт нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировки, указывающей на совершенное правонарушение со стороны водителя, его пассажиров или непосредственно транспортного средства;
  • Существование документально подтвержденной информации о том, что автомобиль находится в угоне или используется в противоправных целях;
  • Возникновение необходимости привлечь водителя или находящихся в авто людей в качестве свидетелей или понятых, в случае совершения третьими лицами дорожно-транспортного происшествия;
  • Осуществление распорядительно-регулировочных мероприятий, а также необходимость эксплуатации транспортного средства в целях обеспечения правопорядка;
  • Необходимость оказания помощи сотрудникам органов или третьим лицам в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • Проверка документов на пользование автомобилем, на перевозимый груз, а также проверка водительских прав (на это уполномочены сотрудники только стационарных постов ДПС).

При этом, случаи проведения спецопераций всегда сопровождаются наличием соответствующих документов, которые инспектор обязан предъявить по требованию водителя. Чтобы убедиться в достоверности выдаваемой ему информации, автовладелец может позвонить по телефону доверия ГИБДД (номер телефона сотрудник также обязан предоставить).

Требуйте предъявить рабочее удостоверение в развернутом виде.

В любом фильме сотрудник милиции/полиции предъявляет удостоверение. Инспектор ДПС – такой же точно сотрудник, поэтому он также обязан это делать по первому требованию водителя. В случае отказа на вашу просьбу у вас есть все основания предположить, что перед вами оборотень в погонах. Закрывайте окна, блокируйте двери и набирайте «02» или «112», чтобы сообщить о возникшей ситуации.

Если вам показали удостоверение, внимательно ознакомьтесь с его данными – как минимум, вам не помешает обращаться к инспектору, зная его ФИО, звание и рабочее подразделение. В дальнейшем такая информация может стать полезной, если придется обжаловать противоправные действия сотрудника ДПС в суде. Да и знать, кому вы отдаете на ознакомление свои документы, тоже полезно.

При этом водитель имеет полное право подробно ознакомиться с удостоверением, поэтому не нужно стесняться просить подержать его в открытом виде подольше. А вот пытаться брать документ в свои руки категорически не следует.

Этого не следует делать по нескольким причинам. Во-первых, зачем давать те документы, которые инспектору, возможно, не нужны. Поэтому поинтересуйтесь, что именно он хочет видеть. Во-вторых, если вы ведете видеосъемку, там четко будет видно, что вы давали, а чего нет. При использовании диктофона можно озвучивать свои действия и перечислять передаваемые документы.

Не следует пытаться избегать передачи документов в руки сотруднику ДПС. Не нужно рождать ненужные подозрения в свой адрес. Тем более, инспектор обязан досконально ознакомиться с ними, убедившись в подлинности.

Не выходите из машины по просьбе инспектора сверить номера кузова и двигателя.

Закон не обязывает водителя помогать разглядеть инспектору номера агрегатов, чтобы сравнить их с данными, указанными в техпаспорте. Если такая просьба поступила, вы вправе отказать. Если же вы решили пойти навстречу, не стесняйтесь уточнить у инспектора: «открыть капот – просьба или требование?». Юридически эти два понятия сильно различаются.

При этом подобное требование уместно лишь после составления протокола о правонарушении и предоставлении сотрудником ДПС понятых в количестве двух человек.

Каждый видел фильмы западных режиссеров, в которых при задержании полицейские извещают нарушителя, что все им сказанное может быть использовано против него самого. Ситуация с открытием капота и прочими видами выполнения просьб могут сложиться схожим образом. Инспектор может спокойно сказать потом что-то вроде: «я попросил, мне показали». То есть вы сделали это по своей инициативе, и ему в таком случае невозможно что-либо инкриминировать.

Помните, что просьба выйти вас из авто – это всего лишь попытка навязать вам свои правила игры, выманить на свою территорию, что психологически подавляет.

Не отвечайте на все вопросы работника ДПС.

Распространены случаи, когда при остановке транспортного средства инспектор задает его владельцу множество вопросов, некоторые из которых сложно назвать конструктивными. В их числе можно перечислить: «куда едете», «почему спешите», «откуда едете», «какой знак был 200 метров назад», «знакомы ли Вам такие-то пункты правил дорожного движения» и т. п. В подобном случае водитель вправе задать встречный вопрос, что-то вроде «А должен ли я отвечать на все Ваши вопросы?».

При этом не нужно бояться инспектора, и не следует пытаться хамить ему. Ведите диалог вежливо и уверенно – закон на вашей стороне. Помните, что перед вами такой же точно человек, как и вы, только сейчас на его плечах погоны. Чтобы психологически было легче, можно представить, что надетая на нем форма – это обычная одежда, только наизнанку. После этого сразу станет легче и комфортнее.

Не фамильярничайте с инспектором.

Не нужно в процессе общения обращаться к работнику ГИБДД как «Начальник», «Командир» и использовать другие избитые и не очень корректные формы. Более того, такие манеры распределят ваши позиции не лучшим образом, ведь если кто-то начальник или командир, он же и заказывает музыку. Вы просто подтолкнете инспектора к доминирующей роли, и занять позицию «сверху» после этого будет очень тяжело.

Разговаривайте с ним с определенным чувством такта, но при этом на равных. Если вы не расслышали его имя и фамилию, смело переспрашивайте, чтобы было удобно обращаться. Кроме того, можно уверенно попросить показать служебное удостоверение, о чем был сказано в одном из пунктов данной статьи.

Обращаться лучше не по званию, а по имени отчеству. Это так же поможет распределить чаши весов удобным для вас образом.

А теперь несколько типичных ошибок с краткими комментариями к ним. Чего категорически не следует делать?

Не обращать внимания на наличие нагрудного знака у работника ДПС.

Отсутствие нагрудного знака у инспектора можно без преувеличения приравнять к отсутствию номерных знаков на вашем транспортном средстве. Обязательно обращайте на этот момент внимание, и если не обнаружите его, у вас есть все основания заподозрить что-то неладное.

Полностью опускать стекла.

Чем шире открыто окно автомобиля, тем в меньшей степени вы защищаете свое пространство. Если вы ведете видео или аудиозапись, повышается вероятность того, что инспектор попросту вырвет у вас из рук используемый девайс, после чего события могут разворачиваться каким угодно образом. Но уже вряд ли в вашу пользу.

Держать двери незаблокированными.

Даже если вы будете вести запись, фиксируя происходящее на камеру или диктофон, в силу ряда причин сотрудники ГИБДД могут попытаться вытащить вас из машины, что сделать гораздо проще, когда двери можно открыть. Чаще всего такой поворот событий происходит на фоне неуважительного разговора с инспектором (или ему может показаться, что вы разговариваете неуважительно), поэтому соблюдайте такт при общении и не забывайте надежно закрыть двери, слегка приоткрыть окно и включить аудио или видео устройство.

Не придавать значения тому, что инспектор не представился.

П. 20 Административного регламента гласит, что при остановке транспортного средства работник ДПС должен подойти к водителю и назвать свою должность, спецзвание, фамилию, а также сообщить причину остановки. При этом любой работник правоохранительных органов обязан внимательно выслушивать обратившихся к ним граждан, оказывая помощь в рамках своей компетенции, включая предоставление рекомендации, куда можно обратиться с возникшим вопросом.

Любые случаи, связанные с нарушением инспектором прав и свобод граждан, требуют с его стороны соответствующих разъяснений. Необходимость представиться водителю является одним из непреложных правил, несоблюдение которых, согласно Инструкции, может повлечь ответственность работника ДПС.

Отсутствие ошибок со стороны водителя при общении с инспектором ДПС становится залогом скорейшего и мирного завершения диалога и продолжения своего маршрута. Обратные ситуации нередко чреваты потерей времени, иногда – денег, и просто испорченным настроением. Предупрежден – значит, вооружен, и знание своих прав всегда делает сильнее и порождает уверенность.

При возникновении каких-либо сомнений или спорных моментов, всегда можно тут же набрать службу доверия ГИБДД, номера телефонов которой указаны на остановившем вас патрульном автомобиле. В любом случае, сам инспектор должен предоставить эту информацию по первому требованию. В службе доверия оперативно реагируют на поступающие сигналы, поэтому далеко не всегда сотрудники ДПС заинтересованы в разрешении конфликта таким путем.

Всем удачной дороги и поменьше встреч с инспекторами ГИБДД!

Статья о том, как правильно вести себя водителю с инспектором ГИБДД, на что обращать внимание. Важные советы. В конце статьи - интересное видео о том, как правильно общаться с гаишниками.

Содержание статьи:

Наверное, нет ни одного автомобилиста, которого бы ни разу не останавливал работник ГИБДД. В этой ситуации водители ведут себя по-разному. Одни нервничают и всем своим видом демонстрируют свою вину, другие же ведут себя спокойно, и зачастую общение с полицейским заканчивается фразой «Счастливого пути!». Как же правильно вести себя с сотрудниками ГИБДД?

Спокойствие и знание своих прав – залог успеха водителя


Чтобы наше общество стало правовым, все люди должны знать и соблюдать закон, уметь отстаивать собственные права в любых ситуациях. Это касается и водителей. Если соблюдать за рулем правила движения и знать собственные права, то никакие инспекторы ГИБДД вам не страшны. При этом важно сохранять спокойствие в любой ситуации. Не нужно давать понять всем своим видом, что вы боитесь работника ГИБДД. Он это может почувствовать. Разговаривать с инспектором нужно культурно, спокойно, по существу, без повышения голоса.

В вашем автомобиле всегда должна лежать книжечка с ПДД и Административный кодекс. Причем желательно на видном месте, чтобы полицейский их видел. Это хороший психологический трюк. Только эти книги не должны просто лежать, их нужно внимательно изучить. Тогда проблем на дороге возникать не будет. В случае возникновения каких-то спорных ситуаций вы всегда сможете доказать инспектору свою правоту.

А теперь перейдем к рассмотрению особенностей поведения с инспекторами ГИБДД в разных ситуациях.

Остановка автомобиля


Беседа водителя с инспектором начинается сразу же после остановки им машины. При этом следует понимать, что остановка авто по требованию инспектора – это уже правовой акт, последствия которого могут быть серьезными не только для водителя, но и для полицейского.

Остановке автомобиля предшествует взмах жезлом сотрудника ГИБДД. При этом водитель должен внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, на какой именно автомобиль указал полицейский. Некоторые автомобилисты останавливаются при каждом взмахе жезла, даже если махали не им.

Это неправильно. Останавливаться нужно лишь в том случае, если полицейский указал именно на вашу машину. Кроме того, он должен также указать место остановки. Тогда остановка обязательна, иначе вы становитесь нарушителем. А зачем начинать разговор с инспектором за нарушения?


Для остановки следует включить правый поворот и прижаться к обочине. Некоторые водители после сигнала сотрудника ГИБДД могут из-за волнения включить другой поворот, что приведет к дополнительному штрафу. От волнения следует отказаться, водителю оно только вредит.

Нужно понимать, что инспектор не имеет права остановить автомобиль «просто так». Это нарушение закона. Существуют четко прописанные причины остановки авто. Полицейский может остановить машину, если:

  1. Водитель или его пассажиры нарушили ПДД;
  2. Есть сведения, что водитель либо его пассажиры совершили ДТП или другое правонарушение;
  3. Авто находится в розыске или используется незаконно;
  4. Нужно опросить водителя либо пассажиров об обстоятельствах правонарушений, очевидцами которых они стали;
  5. Нужно выполнить решение госорганов об ограничении либо запрете движения;
  6. Необходимо привлечь водителя либо его автомобиль с целью оказания помощи другим лицам.
Некоторые сотрудники ГИБДД в качестве причины остановки машины называют проверку документов. Но водитель должен знать, что в этом случае полицейский нарушает закон. Останавливать авто для проверки документов сотрудники ГИБДД могут лишь на стационарных постах, контрольных постах полиции либо КПП.

Вне стационарных постов можно проверять документы только во время проведения каких-либо спецопераций.


Если инспектор остановил водителя для проверки документов не на стационарном посту, объясняя свои действия проведением в районе спецоперации, водителю нужно спросить, что это за операция, и попросить номер дежурной части УВД города, в котором его остановили. Нужно позвонить и поинтересоваться, правда ли в этом городе проходит спецоперация. Многие инспекторы отпускают водителя уже в момент просьбы телефона, так как факт проведения спецоперации был ими выдуман.

Итак, водителя могут останавливать только по перечисленным выше причинам. Если сотрудник ГИБДД превышает свои полномочия, ему нужно об этом сказать. Только сделать это надо вежливо, не крича о своих связях в полиции, прокуратуре и судах. Это только навредит.

Водителя остановили – как себя вести


Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После этого он обязан сообщить причину остановки машины.

Водителю следует обязательно попросить полицейского предоставить свое удостоверение. Ведь нужно понимать, кто перед вами – работник правоохранительных органов или переодетый мошенник.

Еще перед остановкой авто водителю нужно включить диктофон или видеокамеру на телефоне - это сильный психологический момент. Кроме того, запись может стать уликой в суде, если до этого дойдет. Таким образом, желательно зафиксировать на видео весь разговор водителя с гаишником. Инспектор не имеет права препятствовать использованию видеофиксации. В свою очередь, сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, только об этом он должен уведомить водителя.

Инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение в развернутом виде. Водитель должен переписать все, что в нем указано (начиная от ФИО и заканчивая конечным сроком действия документа). Все инспекторы обязательно должны иметь нагрудный знак. Его номер также следует переписать. Эта информация может понадобиться в суде. Кроме того, инспектор сто раз подумает, стоит ли связываться с водителем, который записывает его данные.

Только после этого водитель может предоставить свои права. При этом не стоит передавать свои документы непосредственно в руки сотруднику ГИБДД, достаточно только их показать (к примеру, приложить к стеклу). Иначе водитель попадает в зависимость от гаишника, который может забрать документы и не отдавать их до тех пор, пока не выпишет протокол (потом водителю придется бегать по разным инстанциям, доказывая свою невиновность).

Если полицейский требует передать права, техпаспорт и полис ОСАГО лично ему в руки, водитель может не выполнять его требования, ссылаясь на Приказы МВД №185 и №6.


Общаясь с сотрудниками ГИБДД, водитель не должен выходить из автомобиля - это его право, но не обязанность. Это нужно четко усвоить. Общаться с гаишниками можно через приоткрытое окно.

Водитель обязан выйти из авто только в ниже приведенных случаях:

  • Для устранения неисправности машины;
  • Если сотрудник уверен, что водитель пьян;
  • Для сверки номеров агрегатов с записями в документах;
  • Для проведения досмотра авто;
  • Если водитель либо пассажиры подозреваются в преступлениях;
  • Если требуется участие водителя в оформлении нужных документов или же оказании помощи другим лицам;
  • Если поведение водителя угрожает личной безопасности полицейского.
В остальных случаях работник ГИБДД не имеет права требовать водителя покинуть автомобиль.

Выяснение факта нарушения


Дальше ситуация может развиваться по-разному. Инспектор может просто проверить документы и отпустить водителя, а может начать инкриминировать ему какое-либо нарушение.

Если сотрудник ГИБДД вменяет водителю какое-то нарушение, нужно поинтересоваться, есть ли у полицейского доказательства этого нарушения, зафиксированные фото- либо видеосъемкой. При этом опять-таки повторимся, что нужно действовать спокойно и сдержанно. Не нужно кричать и хамить. Просто следует попросить инспектора предъявить доказательства того, что водитель что-то нарушил.

В этом случае инспектор может сказать, что камера установлена стационарно, поэтому ее нельзя снять. Водитель должен потребовать, чтобы полицейский принес её. Инспектор, скорее всего, будет беситься и пугать неповиновением, однако водителю не нужно ничего бояться. Пока сотрудники ГИБДД не докажут факт нарушения, закон на стороне водителя.

Многие сотрудники снимают нарушения на любительские видеокамеры. Это незаконно. Если гаишник показывает водителю, что тот нарушил правила движения на подобной камере, то водителю нужно попросить предъявить сертификат на эту видеокамеру с актом ее поверки.


Инспектор обязан показать эти документы. Если этого не происходит, то водитель вправе сказать, что видеозапись была осуществлена с нарушением законодательства, на оборудовании, которое не имеет сертификата и акта поверки. В этом случае запись не может служить доказательством вины водителя.

Если же водитель действительно нарушил ПДД, и запись была сделана на сертифицированном оборудовании, ему будет выписан протокол. При составлении протокола водителю также нужно быть внимательным.

Как себя вести при составлении протокола


Многие водители боятся оформления административного протокола, поэтому пытаются решить проблему «по-другому». Но не стоит давать инспектору взятку, иначе водитель также нарушает закон. Лучше правильно себя вести при составлении протокола.

Прежде всего, нужно помнить, что в праве есть такое понятие, как презумпция невиновности. Никого нельзя назвать виновным, пока не будет доказана его вина.

Водителю обязательно нужно требовать предоставления прямых доказательств его вины. Причем в этом случае доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При составлении админпротокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел в их патрульный автомобиль. Водитель может этого не делать, если только не оформляется протокол его задержания. Но это делается в редких случаях.

Водитель не обязан расписываться и писать объяснения в протоколе, это его право. Иногда полицейские подделывают подпись водителя, но это влечет уже уголовную ответственность.


Водителю нужно внимательно ознакомиться с протоколом, найти строку «Подпись нарушителя», перечеркнуть слово «нарушителя», а вместо него написать «водителя». Так он покажет, что не признает себя нарушителем.

Водителю в протоколе обязательно следует написать «не согласен». Когда будет рассматриваться обращение на неправомерные действия инспектора ГИБДД, судья поймет, что водитель сразу был не согласен с действиями полицейского.

Водитель должен взять себе копию составленного админпротокола. После этого, согласно статьи 25.5 КоАП, в протоколе инспектора нужно написать «требую юридической помощи». Это поможет водителю в дальнейшем обжаловать решение по данному протоколу. Эта запись позволит в суде отменить решение полицейского из-за нарушения регламента проведения процессуальных действий.

В протоколе есть графа «свидетели». Чтобы в ней сотрудники ГИБДД не вписали случайных лиц, водителю нужно поставить широкий росчерк.

Во время составления протокола полицейские могут устраивать разные провокации, но водителю не нужно на них поддаваться.


Как показывает практика, примерно 80% всех оформленных протоколов содержат серьезные нарушения КоАП, поэтому водителю, если он невиновен, не сложно будет доказать в суде свою позицию. При грамотном изложении собственной позиции водителю бояться нечего.

Выводы

Приведенные выше советы не означают, что можно безнаказанно нарушать ПДД. Все водители должны соблюдать правила, это убережет не только от бесед с инспекторами ГИБДД, но и сохранит их жизнь.

Если же общаться с инспекторами периодически приходится, то нужно внимательно изучить свои права, вежливо и сдержанно объяснять полицейским свою позицию и доказывать собственную правоту. Это убережет ваш кошелек от лишних трат.

Видео о том, как правильно общаться с сотрудником ГИБДД: