Правовые отношения. Правоотношения Государство и политические партии. Государство и церковь

Выделяют фактическое и юридическое содержание правоотношений. Фактическим содержанием правоотношений принято считать реальные действия, например, в договоре перевозки это доставка груза из одного пункта в другой.

Юридическое содержание составляет субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В основе субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:

В праве на собственные положительные действия, например, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);

В праве требования от обязанного лица определенного поведения, определенных действий, вытекающих из его обязанностей, например, провести капитальный ремонт определенного помещения; возвратить долг;

В правопритязании, т.е. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.

Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. Это такое поведение, которое с точки зрения удовлетворения субъективного права, его реализации, можно назвать необходимым. В противном случае субъективное право становится необеспеченным. Как должное поведение, его мера и порядок осуществления регламентируются правовыми нормами. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства.

Юридические обязанности подразделяют на два вида:

Пассивная обязанность предполагает воздержание от определенных действий, поступков;

Активная обязанность - предполагает совершение определенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения).

Разновидностью юридических обязанностей многие авторы считают и юридическую ответственность, представляющую собой форму претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность выступает и самостоятельной формой юридических обязанностей, одновременно являясь гарантией обеспечения реализации юридических обязательств.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, т.е. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем.


Обратим внимание еще на одну деталь, связанную с содержанием правоотношения. В так называемом простом правоотношении разграничиваются управомоченная (обладающая субъективными правами) и обязанная стороны, например, при договоре купли-продажи одна сторона (покупатель) вправе выбрать вещь, ее оплатить, а другая (продавец) обязана передать ее покупателю. Сложные правоотношения более частое явление. Здесь стороны одновременно являются обладателями и субъективных юридических прав, и субъективных юридических обязанностей. Например, уже рассмотренное выше образовательное правоотношение предполагает совокупность прав и обязанностей, с одной стороны, у ректора, и с другой - у студента.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности направлены на удовлетворение законных интересов субъектов права. Однако это не только средство реализации интересов, но и определенные побудительные механизмы для совершения положительных действий и поступков в практической жизни.

Билет № 5

1. Понятие и элементы формы государства, их характеристика.

2. Материальное и процессуальное право: понятие и соотношение.

Оглавление Оглавление …………………………………………………………………………………..11. - В в е д е н и е - …………………………………………………………………………………...22. Понятие правового отношения .......................................................................................33. Юридическое и фактическое содержание правового отношения …………………53.1. Содержание правоотношений…………………………………………………………5 3.2. Субъективное право.…………………………………………………………………..7 3.3. Юридическая обязанность.……………………………………………………………94. Объекты правоотношений по действующему прав ..………………………………..125. Субъекты правоотношений . …………………………………………………………...145.1Органы Внутренних Дел как субъекты правоотношений……………………………186. - З а к л ю ч е н и е - ………………………………..………………………………………….…...21Список используемой литературы ……………………………………………………..…221. - В в е д е н и е - Каждый раз, когда мы совершаем какие, то действия, мы сталкиваемся с правом . Так, например, при покупке в магазине товара мы заключаем договор купли - продажи. В семье тоже складывается множество отношений (кровного родства, моральных, дружественных и враждебных), но правоотношениями становятся только часть из них. В основном это отношения по поводу собственности семьи, которые регулируются нормами права. При подписании трудового договора мы также вступаем в правовые отношения, но уже в трудовые.

Правоотношение - сложное по своему содержанию правовое явление, которое имеет сложную структуру (содержание; объекты; субъекты) и возникает на основе норм права. Категория «содержание» всегда широко использовалась правоведами в целостных характеристиках сложных правовых явлений - объективного права, правоотношения и др. Она охватывает все компоненты явления (правоотношения) и дает представление об его внутренней организации и внешнем проявлении.

Целью написания моей курсовой работы является выяснение вопроса о структуре правового отношения. Выяснить, что является объектом и субъектом правового отношения.

2.Понятие правового отношения

Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обесᴨȇченные государством 1 .

Для правильного понимания правовых отношений необходимо уяснить, прежде всего, то, что представляют собой общественные отношения. Общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Право же в свою очередь регулирует эти общественные отношения (регулирует связи), в результате чего они приобретают правовую форму, т.е. становятся правовыми отношениями. Право выступает мощным организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория «Правоотношение» позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей .

Правоотношение всегда представляет собой общественную связь между лицами - людьми, их коллективами, государством, органами государства, т.е. субъектами общественных отношений. Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников.

Правоотношение является сложным образованием. Оно имеет определенное внутреннее строение. Рассматривая правоотношение как единство фактического материального содержания и юридической формы, то в этом случае в правоотношении наряду с субъективными юридическими правами и обязанностями (составляющими его юридическое содержание) могут быть выделены еще два основных элемента: субъекты права и его объекты.

1 Леушин В.И.; Перевалов В.Д.: «Теория государства и права», Екатеринбург, 1996, с. 338

Кроме того, в данном случае обособляется материальное содержание правоотношения.

Итак, в правоотношение входят следующие основные элементы:

а) объекты правоотношения;

б) субъекты права, т.е. участники правоотношения;

Участники правовых отношений наделяются взаимными правами и обязанностями. Если один субъект правоотношений наделен правом, то другой -- обязанностью. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан ему ее продать в соответствии с законом.

Правоотношения имеют сознательно-волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно (независимо от субъекта экономических отношений -- цена товара не зависит от личности покупателя, а складывается исходя из затрат), правоотношения всегда носят индивидуально-волевой характер. С одной стороны сами нормы права, регулирующие правоотношения -- это результат сознательно-волевой деятельности людей. С другой стороны, участники правоотношений реализуют нормы права посредством своих сознательных, волевых действий.

3 .Юридическое и фактическое содержание правового отношения

Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Следует иметь в виду, что для возникновения и осуществления правоотношений совсем не обязательно одновременное наличие всех ᴨȇречисленных оснований. Правоотношение - это всегда связь между лицами через реальные, фактически существующие, наличные права и обязанности, фиксирующие строго определенную меру поведения лиц 1 . Иная трактовка правоотношения, когда под ним мыслятся все возможные для данных субъектов права и обязанности (например, для рабочего или служащего - участника трудового договора - все права и обязанности в области трудового права) и приводит к конструкции правоотношения как «модели» (условной модели поведения), для фактического дальнейшего воплощения этой модели в жизнь. Вместе с тем следует учитывать, что права и обязанности в правоотношении как динамическом явлении могут находиться в развитии.

Как уже было сказано выше, правоотношение возникает на основе норм права, в виде синтеза фактического (общественных отношений) и юридического (норм права) составов. В результате правоотношение приобретает по своему содержанию двойственный характер: фактическое и юридическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного лица.

Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Фактическое содержание правоотношения - это сами действия, в котоҏыҳ реализуются права и обязанности сторон.

Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Юридическое содержание богаче фактического, поскольку включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т.е. ᴨȇред ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить только в один вуз при условии усᴨȇшной сдачи вступительных экзаменов. Итак, фактическое содержание - только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

3.1. Субъективное право

Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обесᴨȇченная юридическими обязанностями других лиц.

Признаки субъективного права:

1) Это мера возможного, дозволенного поведения. То есть управомоченное лицо имеет свободу выбора из целого ряда вариантов поведения, но одновременно этим же устанавливаются границы, в пределах котоҏыҳ может действовать управомоченное лицо;

3) Осуществление данного права обесᴨȇчено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других - данное право обесᴨȇчивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица;

4) Данное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов, т.к. при отсутствии последнего (интереса) стимул для осуществления субъективного права теряется.

Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

4 Право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств самого объекта права (собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

4 Право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи вправе заложить ее, подарить, продать и т.д.);

4 Право требовать от другой стороны исполнение обязанности, т.е. право на чужие действия (займодавец вправе требовать от заемщика возврата денег или вещей);

4 Право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

3.2. Юридическая обязанность

Юридическая обязанность -- это предусмотренная законом и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения. Юридическая обязанность участника правоотношения состоит в должном поведении или необходимости воздержаться от действий, запрещенных нормами права. Существуют пассивные обязанности -- не нарушать права собственности, не препятствовать его осуществлению, не нарушать политические права и свободы и т.д. Пассивные обязанности «не препятствовать» и «не нарушать» относятся и к тем основным (конституционным) неотчуждаемым субъективным правам, которые принадлежат каждому человеку (обязанность уважать права и свободы человека).

Юридической обязанности также как и субъективному праву присущи свои сᴨȇцифические признаки:

1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Исполнение такого поведения обязательно, т.к. обязанность обесᴨȇчена возможностью государственного принуждения;

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм;

3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом;

4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица;

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

1. Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение)

2. Совершение конкретных действий (активное поведение);

3. Претерᴨȇвание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Тогда если содержанием субъективного права является мера возможного поведения, то содержанием юридической обязанности является мера должного, необходимого поведения в правоотношении.

Субъективное право и юридическая обязанность составляют неразрывное единство. Нет субъективного права, не обесᴨȇченного обязанностью, и нет обязанности, которой бы не соответствовало субъективное право другого лица.

Итак, с одержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон.
Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Это значит, что участники правоотношения «связаны», т.е. занимают по отношению друг к другу определенное положение (состояние, позиции). Обоснование этого положения имеет значение для понимания важнейших правовых явлений - субъективных юридических прав и обязанностей.

Во-ᴨȇрвых, потому, что рассмотрение субъективных прав и обязанностей как правоотношения позволяет выявить их социальную природу. Ведь каждое явление в обществе раскрывается как явление социальное тогда, когда оно рассматривается в виде отношения. Следует добавить, что “право” может воздействовать только на общественные отношения, и в связи с этим такие юридические явления, как правоспособность, дееспособность, общая обязанность соблюдать общественный порядок, закрепленные в конституции основы общественного и государственного строя, есть юридическое оформление различных общественных отношений". Субъективное право и юридическая обязанность вне социальных связей (вне правоотношений) - это "социальный нуль" 1

Во-вторых, потому, что рассмотрение субъективных прав и обязанностей как правоотношения позволяет увидеть их особенность как юридических явлений. В реальной жизни нет субъективного права (как юридического явления), если оно не "право" по отношению к кому-либо, т.е. если оно, так или иначе, не связано с обязанностями. Нет и обязанности (как юридического явления), если ей не корреспондирует право требования. Право, не обесᴨȇченное обязанностями, и обязанности, не подкрепленные правом требования, превращаются в "юридический нуль" 2 .

Следовательно, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что между субъективными правами и юридическими обязанностями существует нерасторжимая связь, при отсутствии которой правовая материя (правовая форма) рушится (теряет смысл своего существования). Отсутствие у общественного отношения правовой формы означает невозможность использовать сᴨȇцифические средства права для реализации и охраны интересов участников 3 .

4. Объекты правоотношений по действующему праву

Объект правоотношений -- это то, на что воздействуют правоотношения, т.е. -- фактическое поведение его участников. Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое может быть различным по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ. Например, объектом правоотношений купли-продажи будет поведение его участников, связанное с покупкой и продажей вещей. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников. Так, объектом трудовых правоотношений являются действия адмиʜᴎϲтрации по приему на работу, оплате труда и т.д.

Но существует и другое понимание объекта правоотношений -- как совокупность разнообразных материальных и нематериальных благ, которые находятся в сфере интересов участником правоотношений.

Объектами правоотношений могут выступать:

1. Материальные блага (земля, строения, заводы, ценные бумаги и документы);

2. Нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну ᴨȇреписки, телефонных ᴨȇреговоров и т.п.);

3. Результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, научные открытия и т.п.);

4. Поведение участников правоотношений (выполнение обязанностей должностным лицом, студентом, работником МЧС);

5. Результаты действий участников правоотношения (выполнение обусловленной договором работы, оказание определенных услуг).

Одно и тоже благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Например, вещь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследования, страхования и т.д. При этом нужно иметь в виду то, что искомое благо (объект правоотношения) не всегда носит материальный характер (жизнь, честь, здоровье и т.п.)

Также многие правоотношения имеют несколько объектов одновременно (правоотношение, возникающее по договору ᴨȇревозки груза, где объектами будут: вид оказываемых услуг и сроки их оказания, оплата услуг, конечный результат).

Все ᴨȇречисленные выше объекты в теории права принято подразделять на две группы правоотношений. В ᴨȇрвую группу или моʜᴎϲтическую теорию объектов правоотношения принято включать непосредственно действи я субъектов этих отношений (п овед ение участников правоотношений выполнение обязанностей должностным лиц ом, студентом, работником МЧС ; р езультаты дейс твий участников правоотношения, выполнение обусловленной договором рабо ты, оказание определенных услуг ). Ко второй групᴨȇ или плюралистической теории объектов правоотношений принято относить конкретные блага объективно существующего материального мира ( р езультаты интеллектуальной деятельности, произведения литературы, научные открытия и т.п.); м атериальные блага (земля, строения, за воды, ценные бумаги и документы ).

5. Субъекты правоотношений

Субъект права - отдельные индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъекты прав обладают правосубъектностью , т.е. способностью быть участником правоотношений.

Правосубъектность - есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов - правоспособности и дееспособности. Отсутствие одного из элементов лишает субъекта правосубъектности. Вместе с тем можно не быть субъектом правоотношений, но быть их участником (например, малолетние могут совершить некие действия, но за них будут нести ответственность их законные представители).

Субъектами правоотношений по российскому законодательству могут быть следующие виды субъектов:

1. Физические лица.

Таковыми являются индивиды, к которым относятся граждане государства, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории данного государства. При этом следует отметить, что индивидуальный субъект правоотношения понятие не физическое, а юридическое. Это свойство индивида, которое обусловлено объективным правом. Совокупность всех принадлежащих гражданину прав и обязанностей называется правовым статусом. Данная категория применяется для определения положения лица в обществе. Но применительно к правоотношениям используют понятия, обозначаемые терминами "правоспособность" и "дееспособность".

Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность - предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.

Дееспособность малолетних (в возрасте до 14 лет) регулируется ГК РФ, в котором закреплено общее правило: за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или оᴨȇкуны. Из этого правила существуют исключения: малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, сᴨȇциально предоставленными для этого родителями, другими законными представителями для свободного распоряжения. Из положения данной статьи можно сделать вывод о том, что полностью недееспособными закон считает детей до шести лет 1 .

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет регулируется статьей 26 ГК РФ, которая закрепляет следующие положения: лица (от 14 до 18 лет) вправе совершать любые сделки с письменного согласия своих законных представителей (предыдущего или последующего). При отсутствии такого согласия вправе: совершать сделки, разрешенные для малолетних (указаны выше); распоряжаться заработком, стиᴨȇндией, иными доходами (но реально полученными, а не предполагаемыми); осуществлять авторские права; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; с шестнадцати лет вступать в кооᴨȇративы. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным (Эмансипированным), в случае если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью .

Гражданин может быть признан недееспособным, если вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих действий или руководить ими.

Гражданин может быть ограничен в дееспособности, если вследствие злоупотребления алкоголем или наркотическими веществами ставит семью в тяжелое материальное положение. Такой гражданин вправе совершать сделки по распоряжению имуществом только с согласия закрепленного за ним поᴨȇчителя, однако он самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам и за причиненный вред. Ограничение и лишение дееспособности производится только по решению суда для защиты интересов самого гражданина и его семьи.

Из вышесказанного видно, что в отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением волевых действий, что требует психической зрелости и разумности, в связи с этим законодательством предусмотрены определенные критерии наличия и полноты дееспособности граждан. Естественным критерием такого деления, по мнению законодателя, является возраст гражданина. То есть по достижении определенного возраста у человека накапливается определенный жизненный опыт, появляется способность осознавать характер своего поведения с точки зрения полезности или опасности,

2. Юридические лица.

Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде и третейском суде. Юридические лица являются, прежде всего, субъектами имущественных, гражданско-правовых отношений.

В развитом гражданском обществе юридические лица могут быть публичными и частными.

Публичные юридические лица создаются по инициативе и на средства государства или муниципалитетов для выполнения определенных общественно необходимых задач в интересах государства и общества, муниципального образования, то есть в интересах всех членов общества. Такие юридические лица, как правило, представляют собой государственные и муниципальные учреждения и организации, например, органы государственного аппарата, правоохранительные органы, миʜᴎϲтерства и ведомства, муниципальные учреждения и предприятия. Этим объясняется их большая по сравнению с остальными юридическими лицами стабильность, направление их деятельности не зависит от воли их сотрудников и руководства, так как воля и методы их деятельности определены их учредителями - государством или муниципалитетами.

Частные юридические лица созданы с целью получения прибыли. Такие юридические лица создаются по инициативе и на средства ограниченного круга лиц или одного лица. В связи с этим организации такого рода обладают большей оᴨȇративной гибкостью. И если такое юридическое лицо не в состоянии выполнять свои задачи, то есть приносить прибыль либо обесᴨȇчивать иные интересы учредителя, то оно, как правило, ликвидируется.

Государство представляет собой субъект правоотношений особого рода, что обусловлено рядом причин. Основной причиной тому является правовая природа государства. Будучи особым способом организованной политической властью, государство возникло и существует для осуществления властных функций с целью обесᴨȇчить устойчивость и стабильность существования самому себе. В связи с этим между государством и другими лицами (юридическими и физическими) возникают отношения власти и подчинения, то есть один из видов правоотношений. В этом правоотношении государство выступает субъектом гражданско-правовых, уголовно-правовых, адмиʜᴎϲтративно-правовых правоотношений.

5.1 Органы Внутренних Дел

Нормами права подлежат регулированию все те общественные отношения, которые затрагивают интересы общества, государства и которые требуют государственного обесᴨȇчения. В связи с этим деятельность органов государства, их взаимодействие с гражданами, другими органами государства и организациями находятся в сфере правового регулирования. Так, нормами права урегулированы организация Органов Внутренних дел, их повседневная деятельность по охране общественного порядка. Структура и иерархия ОВД, их комᴨȇтенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности строго регламентированы нормативными актами. Нормативные акты закрепляют соотношение между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь и взаимодействие с другими органами государства, а также общественными организациями и гражданами. Нормативная регламентация организации служб органов внутренних дел составляет основу законности и функционирования.

Однако не только организации, но и повседневная деятельность Органов Внутренних дел, милиции урегулированы правовыми нормами и основаны на законности. В ходе издания тех или иных конкретных правовых актов, например в разрешительной системе, в патрульно-постовой службе милиции, осуществлении паспортной системы и в особенности при привлечении к ответственности правонарушителей, работники милиции вступают в различные правоотношения, в рамках котоҏыҳ они должны строго соблюдать требования законности. Раскрывая значения соблюдения законности в деятельности милиции, всегда важно учитывать два асᴨȇкта этого вопроса. Во-ᴨȇрвых, милиция призвана обесᴨȇчивать соблюдение законности гражданами, учреждениями, общественными организациями и т. д. в той области, которая входит в сферу деятельности милиции. Во-вторых, сотрудники милиции в пределах своей комᴨȇтенции вступают в различные правоотношения с гражданами, организациями. В процессе осуществления служебных прав и обязанностей каждый работник милиции должен действовать строго в соответствии с нормативными предписаниями.

Законность правоотношений связанна не только с необходимостью выполнения сторонами своих прав и обязанностей, но и с наличием законных оснований их возникновения и развития (юридических фактов), а также определением причастности тех или иных лиц к данному правоотношению (субъектов правоотношений). Все указанные условия законности правоотношений также предопределены правовыми нормами.

Итак, ближайшим основанием законности правоотношений служат правовые нормы, которые предусматривают:

кто может быть участником правоотношения (гражданин, организация, орган государства);

какие обстоятельства (юридические факты) необходимы для возникновения правоотношений;

каковы последствия невыполнения сторонами правоотношений своих обязанностей (возможность привлечения к юридической ответственности).

Одной из основных функций государства является осуществление законности правоотношений, эту роль выполняют ОВД.

Органы Внутренних дел в процессе своей деятельности по охране общественного порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связанно с ее функциональным назначением.

Органы Внутренних дел в своей деятельности вступают в уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, адмиʜᴎϲтративно-правовые и иные правоотношения, участие в этих правоотношениях в большей стеᴨȇни обусловлено сᴨȇциальными задачами и функциями, стоящими ᴨȇред ОВД. В процессе своего повседневного функционирования ОВД становятся также субъектами гражданско-правовых, трудовых и иных юридических отношений. В качестве примера можно рассмотреть связь, существующую между ОВД и трудовыми отношениями, которая заключается в следующем: в соответствии с ФЗ «Об основах государственной службы», который относит работников ОВД к государственным служащим и нормами трудового права, можно сказать, что назначение на должность и освобождение от государственной службы определяется адмиʜᴎϲтративным правом, а условия труда - Трудовым правом. Аналогичную связь ОВД с различными правоотношениями, но в другом ракурсе, можно пронаблюдать и в других отраслях права.

6. - З а к л ю ч е н и е -

В своей курсовой работе я выяснила, что же все - таки является правоотношением, что структур а правоотношений состоит из субъекта, объекта, прав и обязанностей.

Понятие правоотношения включает в себя множество свойственных ему понятий и определений. Правоотношение связано и ᴨȇреплетается со всеми отраслями права, будь то адмиʜᴎϲтративным, гражданским или уголовным, но и не только с отраслями права, а также правоотношения между людьми и организациями, органами власти, построенными на правах и обязанностях.

Ведь на том основано развитое гражданское общество, которое предполагает, что все права одних лиц должны удовлетворяться за счет обязанностей других. В связи с этим выполнение всеми членами общества своих прав и обязанностей есть залог процветания общества.

Список используемой литературы:

1. Леушин В.И.; Перевалов В.Д.: «Теория государства и права», Екатеринбург, 1996

2 . Алексеев С.С. Общая теория права: Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1981

3 . Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974

4 . Конституция РФ

5 . Семейный кодекс РФ

6 . Гражданский кодекс РФ

7. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948

8 . Гревцов Ю.И. «Правовые отношения и осуществление права», Л., 1987

9. Варламова Н. В. Правоотношения : философский и юридический подход. Правоведение. 1991.

10 Хропанюк В. Н., Теория Государства и Права, М., 1993


20
Оглавление …………………………………………………………………………………..1
1. Введение …………………………………………………………………………………...2
2. Понятие правового отношения .......................................................................................3
3. Юридическое и фактическое содержание правового отношения …………………5
3.1. Содержание правоотношений…………………………………………………………5
3.2. Субъективное право.…………………………………………………………………..7
3.3. Юридическая обязанность.……………………………………………………………9
4. Объекты правоотношений по действующему прав ..………………………………..12
5. Субъекты правоотношений . …………………………………………………………...14
5.1Органы Внутренних Дел как субъекты правоотношений……………………………18
6. Заключение ………………………………..………………………………………….…...21
Список используемой литературы ……………………………………………………..…22
1.Введение

Каждый раз, когда мы совершаем какие, то действия, мы сталкиваемся с правом. Так, например, при покупке в магазине товара мы заключаем договор купли - продажи. В семье тоже складывается множество отношений (кровного родства, моральных, дружественных и враждебных), но правоотношениями становятся только часть из них. В основном это отношения по поводу собственности семьи, которые регулируются нормами права. При подписании трудового договора мы также вступаем в правовые отношения, но уже в трудовые.

Правоотношение - сложное по своему содержанию правовое явление, которое имеет сложную структуру (содержание; объекты; субъекты) и возникает на основе норм права. Категория «содержание» всегда широко использовалась правоведами в целостных характеристиках сложных правовых явлений - объективного права, правоотношения и др. Она охватывает все компоненты явления (правоотношения) и дает представление об его внутренней организации и внешнем проявлении.
Целью написания моей курсовой работы является выяснение вопроса о структуре правового отношения. Выяснить, что является объектом и субъектом правового отношения.
2.Понятие правового отношения
Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством 1 .
Для правильного понимания правовых отношений необходимо уяснить, прежде всего, то, что представляют собой общественные отношения. Общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Право же в свою очередь регулирует эти общественные отношения (регулирует связи), в результате чего они приобретают правовую форму, т.е. становятся правовыми отношениями. Право выступает мощным организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория «Правоотношение» позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей .
Правоотношение всегда представляет собой общественную связь между лицами - людьми, их коллективами, государством, органами государства, т.е. субъектами общественных отношений. Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников.
Правоотношение является сложным образованием. Оно имеет определенное внутреннее строение.
Рассматривая правоотношение как единство фактического материального содержания и юридической формы, то в этом случае в правоотношении наряду с субъективными юридическими правами и обязанностями (составляющими его юридическое содержание) могут быть выделены еще два основных элемента: субъекты права и его объекты.
1 Леушин В.И.; Перевалов В.Д.: «Теория государства и права», Екатеринбург, 1996, с. 338
Кроме того, в данном случае обособляется материальное содержание правоотношения.

Таким образом, в правоотношение входят следующие основные элементы:
а) объекты правоотношения;
б) субъекты права, т.е. участники правоотношения;
в) содержание правоотношения (различаются материальное содержание (фактическое) и юридическое содержание.
Участники правовых отношений наделяются взаимными правами и обязанностями. Если один субъект правоотношений наделен правом, то другой -- обязанностью. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан ему ее продать в соответствии с законом.
Правоотношения имеют сознательно-волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно (независимо от субъекта экономических отношений -- цена товара не зависит от личности покупателя, а складывается исходя из затрат), правоотношения всегда носят индивидуально-волевой характер. С одной стороны сами нормы права, регулирующие правоотношения -- это результат сознательно-волевой деятельности людей. С другой стороны, участники правоотношений реализуют нормы права посредством своих сознательных, волевых действий.

3 .Юридическое и фактическое содержание правового отношения

3.1. Содержание правоотношения
Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Следует иметь в виду, что для возникновения и осуществления правоотношений совсем не обязательно одновременное наличие всех перечисленных оснований. Правоотношение - это всегда связь между лицами через реальные, фактически существующие, наличные права и обязанности, фиксирующие строго определенную меру поведения лиц 1 . Иная трактовка правоотношения, когда под ним мыслятся все возможные для данных субъектов права и обязанности (например, для рабочего или служащего - участника трудового договора - все права и обязанности в области трудового права) и приводит к конструкции правоотношения как «модели» (условной модели поведения), для фактического дальнейшего воплощения этой модели в жизнь. Вместе с тем следует учитывать, что права и обязанности в правоотношении как динамическом явлении могут находиться в развитии.
Как уже было сказано выше, правоотношение возникает на основе норм права, в виде синтеза фактического (общественных отношений) и юридического (норм права) составов. В результате правоотношение приобретает по своему содержанию двойственный характер: фактическое и юридическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения
- это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного лица.
Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.
Фактическое содержание правоотношения - это сами действия, в которых реализуются права и обязанности сторон.
Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Юридическое содержание богаче фактического, поскольку включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т.е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить только в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание - только один из возможных вариантов реализации субъективного права.
3.1. Субъективное право

Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.
Признаки субъективного права:
1) Это мера возможного, дозволенного поведения. То есть управомоченное лицо имеет свободу выбора из целого ряда вариантов поведения, но одновременно этим же устанавливаются границы, в пределах которых может действовать управомоченное лицо;
2) Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами;
3) Осуществление данного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других - данное право обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица;
4) Данное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов, т.к. при отсутствии последнего (интереса) стимул для осуществления субъективного права теряется.
Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:
4 Право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств самого объекта права (собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);
4 Право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи вправе заложить ее, подарить, продать и т.д.);
4 Право требовать от другой стороны исполнение обязанности, т.е. право на чужие действия (займодавец вправе требовать от заемщика возврата денег или вещей);
4 Право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).
3.2. Юридическая обязанность
Юридическая обязанность -- это предусмотренная законом и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения. Юридическая обязанность участника правоотношения состоит в должном поведении или необходимости воздержаться от действий, запрещенных нормами права. Существуют пассивные обязанности -- не нарушать права собственности, не препятствовать его осуществлению, не нарушать политические права и свободы и т.д. Пассивные обязанности «не препятствовать» и «не нарушать» относятся и к тем основным (конституционным) неотчуждаемым субъективным правам, которые принадлежат каждому человеку (обязанность уважать права и свободы человека).
Юридической обязанности также как и субъективному праву присущи свои специфические признаки:
1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Исполнение такого поведения обязательно, т.к. обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения;
2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм;
3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом;
4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица;
5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.
Юридическая обязанность имеет три основные формы:
1. Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение)
2. Совершение конкретных действий (активное поведение);
3. Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).
Тогда если содержанием субъективного права является мера возможного поведения, то содержанием юридической обязанности является мера должного, необходимого поведения в правоотношении.
Субъективное право и юридическая обязанность составляют неразрывное единство. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой бы не соответствовало субъективное право другого лица.
Таким образом, с одержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Это значит, что участники правоотношения «связаны», т.е. занимают по отношению друг к другу определенное положение (состояние, позиции). Обоснование этого положения имеет значение для понимания важнейших правовых явлений - субъективных юридических прав и обязанностей.
Во-первых, потому, что рассмотрение субъективных прав и обязанностей как правоотношения позволяет выявить их социальную природу. Ведь каждое явление в обществе раскрывается как явление социальное тогда, когда оно рассматривается в виде отношения. Следует добавить, что “право” может воздействовать только на общественные отношения, и поэтому такие юридические явления, как правоспособность, дееспособность, общая обязанность соблюдать общественный порядок, закрепленные в конституции основы общественного и государственного строя, есть юридическое оформление различных общественных отношений". Субъективное право и юридическая обязанность вне социальных связей (вне правоотношений) - это "социальный нуль" 1
Во-вторых, потому, что рассмотрение субъективных прав и обязанностей как правоотношения позволяет увидеть их особенность как юридических явлений. В реальной жизни нет субъективного права (как юридического явления), если оно не "право" по отношению к кому-либо, т.е. если
оно, так или иначе, не связано с обязанностями. Нет и обязанности (как юридического явления), если ей не корреспондирует право требования. Право, не обеспеченное обязанностями, и обязанности, не подкрепленные правом требования, превращаются в "юридический нуль" 2 .
Следовательно, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что между субъективными правами и юридическими обязанностями существует нерасторжимая связь, при отсутствии которой правовая материя (правовая форма) рушится (теряет смысл своего существования). Отсутствие у общественного отношения правовой формы означает невозможность использовать специфические средства права для реализации и охраны интересов участников 3 .

4. Объекты правоотношений
по действующему праву
Объект правоотношений -- это то, на что воздействуют правоотношения, т.е. -- фактическое поведение его участников. Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое может быть различным по содержанию. В имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ. Например, объектом правоотношений купли-продажи будет поведение его участников, связанное с покупкой и продажей вещей. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников. Так, объектом трудовых правоотношений являются действия администрации по приему на работу, оплате труда и и т.д.................

Теория права различает фактическое и юридическое содержание правоотношения. Если фактическое содержание наполнено реальными действиями, поведением участников правоотношений, то юридическим содержанием правоотношения являются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.

Лицо, обладающее правами в правоотношении, называется управомоченным, а лицо, несущее обязанности – обязанными.

Субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность образуют юридическую связь “управомоченный обязанный”. Правоотношение может состоять из одной или нескольких юридических связей, например, по договору мены, при котором каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой, включает в себя две правовые связи: первая – право господина С. получить определенный товар и соответственно обязанность господина В. передать этот же товар, вторая правовая связь возникает между этими же субъектами, но по поводу уже другого товара, и в данном случае у господина С. возникает обязанность передать другой товар господину В., у которого есть право его получать. Существует два типа юридических связей: абсолютные – в которых поименно определена только одна сторона правоотношения -- управомоченный, а обязанными являются (правоотношения вытекающие из права собственности, авторские права), и относительные, в которых поименно определены все участники, обе стороны -- и управомоченный и обязанный (правоотношения купли - продажи, алиментные, по уплате налогов, трудовому договору).

Под субъективным правом понимается мера возможного поведения управомоченного, обеспеченная юридической обязанностью. Это поведение возможное, инициативное, поскольку правом можно воспользоваться, а можно и отказаться, например, при договоре дарения одариваемый может как принять дар, так и отказаться от него. Это мера возможного поведения, поскольку определены его границы, вид, предмет, размер и т.д. (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), оно осуществляется в интересах самого управомоченного (покупка, получение образования, пользование культурными ценностями). Наконец, субъективное право всегда обеспечивается обязанностью других лиц (продавец, врач, учитель).

Субъективное право многогранно. Оно включает в себя следующие правомочия: право на собственное фактическое действие, направленное на использование полезных свойств объекта права (носить собственную вещь, жить в собственном доме); право на юридические действия, на принятие юридических решений (право собственную вещь заложить, продать, подарить); право на чужие действия, т.е. право требовать от другой стороны исполнения ее обязанностей (право требовать от заемщика возврата долга); право притязания, заключающееся в возможности привести в действие государственный аппарат принуждения против обязанного лица (судебное преследование по взысканию долга, по восстановлению рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность предполагает меру необходимого, должного поведения обязанного. Юридическая обязанность как мера необходимого поведения указывает на точное определение того, каким оно должно быть (размер алиментов, налогов, сроки уплаты за коммунальные услуги, цена товара). От юридической обязанности нельзя отказаться, это необходимое должное поведение, оно выполняется в интересах управомоченного и обеспечивается государственным принуждением, в случае же неисполнения либо ненадлежащего исполнения юридической обязанности наступает юридическая ответственность. Юридическая обязанность имеет три основные формы: пассивное поведение в виде воздержания от запрещенных действий; активное поведение в виде совершения конкретных действий; претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (меры юридической ответственности).

Субъективное право и юридическая обязанность неразрывно связаны. Как сущностью магнита является наличие именно двух противоположных полюсов, так сущностью правоотношения является наличие с одной стороны управомоченного, а с другой – обязанного. Каждое субъективное право субъекта правоотношения обеспечено юридической обязанностью другого субъекта, каждой обязанности субъекта соответствует чье-то право.

Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного лица, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного лица, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в ВУЗ, т.е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить только лишь в один вуз при условии успешной сдачи экзаменов. Таким образом, фактическое содержание – только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Субъективное право – это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективное право обладает рядом признаков:

· субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъектному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка) и его размер (продолжительность). Субъективное право предполагает, что его носитель всегда имеет право выбора: действовать определенным образом или воздержаться от действий.

· осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. Эти обязанности могут быть как пассивными (воздержание от нарушения субъективного права), так и активными (создание условий для реализации субъективного права).

· субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством. В одних случаях обязанное лицо должно воздерживаться от совершения определенных действий, например, не совершать поступков, нарушающих право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности (пассивная обязанность); в других случаях, наоборот, совершать определенные активные действия в целях удовлетворения интересов управомоченного лица, например, уплатить наймодателю обусловленную договором сумму за пользование имуществом (активная обязанность) и третий вид обязанности – обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение (юридическая ответственность).

Вышеперечисленные обязанности есть нечто иное, как формы юридической ответственности.

Поскольку в общественных отношениях наряду с юридической существуют другие обязанности (моральная, религиозная, административная), необходимо выделить признаки юридической обязанности:

· первый признак юридической обязанности заключен в самом определении – это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, поскольку обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения.

· обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

· у обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

· обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица ил общества (государства в целом);

Субъективное право и юридическая ответственность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

2. Принцип разделения властей и его реализация в РФ

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств, т.е., например, парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент

Если говорить о президенте республики, то здесь разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой сдержек и противовесов, которая не только позволяет разделить три ветви власти, но и конструктивно уравновесить их.

Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Президент делит исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь должно опираться на поддержку парламентского большинства.

Реализация принципа разделения властей в РФ

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

    Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;

    Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

    Органы прокуратуры РФ (является органом исполнительной власти, но не подчиняется Правительству РФ) - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

    Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля;

    Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

    Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

    другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, федеральные суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Ситуация 1

Гражданин СССР Фельдман в 1987 году уехал с семьей на постоянное место жительство в Израиль. В 2003 году сын Фельдмана Борис, которому исполнилось 19 лет, решил вернуться в РФ.

В каком порядке он сможет получить российское гражданство?

Решение

Согласно п.а ч.2 ст.14 ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ Борис, вернувшись и проживая на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, так как он родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР.

Ситуация 2

Через месяц после избрания Государственной Думы Президент РФ внес на рассмотрение кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума в течение 10 дней рассматривала представленную кандидатуру, а затем ее отклонила.

Президент вновь внес на рассмотрение Думы ту же самую кандидатуру. После недельного рассмотрения Государственная Дума вновь отвергла ее. В тот же день Президент РФ распустил Государственную Думу и назначил дату выборов в новую Думу через 4 месяца после роспуска.

Сколько нарушений Конституции РФ допущено в данной ситуации?

Решение

В данной ситуации было допущено 3 нарушения.

Во-первых, согласно ч.3 ст.111 Конституции Российской Федерации Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре (первый раз Государственная Дума рассматривала кандидатуру 10 дней).

Во-вторых, ч.4 ст. 111 Конституции Российской Федерации предусматривает роспуск Президентом Российской Федерации Государственной Думы в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (кандидатура была внесена на рассмотрение дважды).

В-третьих, в случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч.2 ст. 109 Конституции Российской Федерации. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки (в данном случае дата роспуска Государственной Думы не совпадает с датой выборов новой Думы).

Список используемой литературы

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

    ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ

    Алексеев С. С. Общая теория права. Т.2. - М.: Юрид. Лит. 1982.-360 с.

    М. В. Баглай Конституционное право России. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

    Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. - М.: Российская академия социальных наук, 2001 г. - 45 с.

    Основы права. Учебник для системы среднего профессионального образования. Под общей редакцией профессора А.В. Мицкевича.-М.: Издательство НОРМА, 2000 г.-317 с.

    Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. 188 с.

    Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. - М.: ПолиграфОпт, 2004 г. - 399 c.