Причины индивидуального преступного поведения криминология. Причины индивидуального преступного поведения. Система ценностей как барьер к формированию мотива

Информационные носители распределяют по четырем параметрам: природа носителя, его назначение, число циклов записи и долговечность.

По природе носители информации бывают вещественно-предметными и биохимическими. Первые - это те, которые можно потрогать, взять в руки, перенести с места на место: письма, книги, флешки, диски, находки археологов и палеонтологов. Вторые имеют биологическую природу и физически к ним прикоснуться нельзя: геном, любая его часть - РНК, ДНК, гены, хромосомы.

По назначению носители информации распределяют на специализированные и широкого назначения. Специализированные - это те, которые созданы только для одного вида хранения информации. Например, для цифровой записи. А широкое назначение - это носитель, на который можно записать информацию разными способами: та же бумага, на ней и пишут, и рисуют.

По числу циклов записи носитель бывает однократным или многократным. На первый можно записать информацию лишь один раз, на второй - много. Пример однократного информационного носителя - диск CD-R, а диск CD-RW уже относится к многократным.

Долговечность носителя - это срок, который он будет хранить информацию. Те, что считаются кратковременными, неизбежно разрушаются: если написать что-нибудь на песке у воды, волна смоет надпись через полчаса или час. А долговременные может уничтожить только случайное обстоятельство - сгорит библиотека или флешка вдруг упадет в канализацию и пролежит в воде много лет.

Делают носители информации из четырех типов материала:

  • бумага, из которой раньше делали перфокарты и перфоленты, а страницы книг делают и теперь;
  • пластик для оптических дисков или бирок;
  • магнитные материалы, нужные для магнитных лент;
  • полупроводники, которые используют для создания компьютерной памяти.

В прошлом список был богаче: информационные носители делали из воска, ткани, из бересты, глины, камня, кости и многого другого.

Чтобы изменить структуру материала, из которого создан информационный носитель, используют 4 типа воздействий:

  • механическое - шитье, резьбу, сверление;
  • электрическое - электрические сигналы;
  • термическое - выжигание;
  • химическое - травление или окрашивание.

Из носителей прошлого самыми ходовыми были перфокарты и перфоленты, магнитные ленты, а потом и 3,5-дюймовые дискеты.

Перфокарты делали из картона, потом протыкали в нужных местах так, что дырочки в картоне напоминали узор, и считывали с них информацию. А перфоленты появились позже, были бумажными и использовались в телеграфе.

Магнитные ленты свели популярность перфокарт и перфолент к нулю. Такие ленты могли и хранить, и воспроизводить информацию - проигрывать записанные песни, к примеру. В это же время появились магнитофоны, на которых можно было слушать и кассеты, и катушки. Но срок годности у магнитных лент был скромный - до 50 лет.

Когда появились дискеты, магнитные ленты ушли в прошлое. Дискеты были маленькие, 3,5 дюйма, и могли хранить до 3 мб информации. Однако они были чувствительными к магнитным воздействиям, да и емкость их не успевала за потребностями людей - нужны были носители, которые могли хранить намного больше данных.

Сейчас таких носителей много: внешние жесткие диски, оптические диски, флешки, HDD боксы и удаленные сервера.

Внешние жесткие диски

Внешние жесткие диски упакованы в компактный корпус, где есть один или два USB-адаптера и система защиты от вибрации. Они могут хранить до 2 ТБ информации.

  • легко подключить: не надо выключать компьютер, возиться с кабелем питания и sata - на внешних жестких дисках есть интерфейс USB0, подключаются они как обычные флешки;
  • легко перевозить: такие девайсы очень маленькие, их запросто можно взять в путешествие, в гости, носить можно даже в кармане, а еще, их довольно просто подключить к домашнему кинотеатру;
  • к компьютеру можно подключить столько жестких дисков, сколько есть USB-портов.
  • скорость передачи информации ниже, чем по sata-подключению;
  • нужна повышенная мощность питания, поэтому требуется двойной USB-кабель;
  • корпус пластиковый, а значит, во время работы девайся слышно щелчки или другой шум.

Однако если диск будет в прорезиненном металлическом корпусе, то шума никто не услышит.

Внешние жесткие диски бывают портативными (2.5) и настольными (3.5). Интерфейс может быть экзотическим - firewire или блютуз, но такие дороже, встречаются они реже и к ним нужен дополнительный блок питания.

Оптические диски

Это компакт-диски, лазерные диски, HD-DVD, мини-диски и Blu-ray. Информация с таких дисков читается с помощью оптического излучения, поэтому их так и назвали.

Оптический диск насчитывает четыре поколения:

  • первое - это лазерный, компакт- и мини-диск;
  • второе - DVD и CD-ROM;
  • третье - HD-DVD и Blu-ray;
  • четвертое - Holographic Versatile Disc и SuperRens Disc.

Компакт-дисками сейчас почти не пользуются. У них маленький объем - 700 МБ, а данные с них считывает лазерный луч. Компакт-диски разделялись на два вида: те, на которые нельзя было ничего записать (CD), и те, на которые записывать было можно (CD-R и CD-RW).

DVD-диски внешне такие же, как компакт-диски, но объем у них значительно больше. У DVD-дисков есть несколько форматов, самыми популярными считаются DVD-5 на 4,37 ГБ и DVD-9 на 7,95 ГБ. Такие диски тоже бывают R - для однократной записи, и RW - для многократной записи.

Диски Blu-ray, имея такой же размер, как CD и DVD, вмещают гораздо больше данных - до 25 и до 50 ГБ. До 25 - это диски с одним слоем записи информации, а до 50 - с двумя. И они также подразделяются на R - однократную запись, и RE - запись многократную.

Флешки

Флеш-накопитель - это очень маленькое устройство, которое с памятью до 64 ГБ и больше. К компьютеру флешки подключают через USB-порт, скорость чтения и записи у них высокая, корпус пластиковый. Внутри у флешки электронная плата с чипом памяти.

Флешку можно подключить к компьютеру и телевизору, а если она в формате Micro-cd, то и к планшету или смартфону. Царапины и пыль, которые могли уничтожить оптические диски, флешке не страшны - у нее небольшая восприимчивость к внешним воздействиям.

HDD боксы

Это вариант, который позволяет использовать обычные жесткие диски стационарных компьютеров как внешние. HDD бокс - это пластиковая коробка с контроллером USB, куда можно поместить обычный жесткий диск и легко перенести информацию напрямую, избегая дополнительного копирования и вставки.

HDD бокс гораздо дешевле внешнего жестка диска, и очень пригодится, если нужно перенести на другой компьютер большое количество информации или даже почти весь раздел жесткого диска.

Удаленные сервера

Это виртуальный способ хранения данных. Информация будет на удаленном сервере, подключиться к которому можно с компьютера, и с планшета, и со смартфона, надо только иметь доступ в интернет.

С физическими носителями информации всегда есть риск потерять данные, поскольку флешка, жесткий или оптический диск могут сломаться. Но с удаленным сервером такой проблемы нет - информация хранится надежно и так долго, как это нужно пользователю. К тому же на удаленных серверах есть резервное хранилище на случай непредвиденных ситуаций.

Введение…………………………………………………………………………...3

Носители информации……………………………………………………………4

Кодирование и считывание информации..………………………………………9

Перспективы развития…………………….…………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….18

Литература.………………………………………………………………………19

Введение

В 1945 г. Джон фон Нейман (1903-1957), американский ученый, выдвинул идею использования внешних запоминающих устройств для хранения программ и данных. Нейман разработал структурную принципиальную схему компьютера. Схеме Неймана соответствуют и все современные компьютеры.

Внешняя память предназначена для долговременного хранения программ и данных. Устройства внешней памяти (накопители) являются энергонезависимыми, выключение питания не приводит к потере данных. Они могут быть встроены в системный блок или выполнены в виде самостоятельных блоков, связанных с системным через его порты. По способу записи и чтения накопители делятся, в зависимости от вида носителя, на магнитные, оптические и магнитооптические.

Кодирование информации – это процесс формирования определенного представления информации. Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме. Вся другая информация (например, звуки, изображения, показания приборов и т. д.) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. Как правило, все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц (а не десяти цифр, как это привычно для людей). Иными словами, компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления, поскольку при этом устройства для их обработки получаются значительно более простыми.

Считывание информации – извлечение информации, хранящейся в запоминающем устройстве (ЗУ), и передача её в др. устройства вычислительной машины. Считывание информации производится при выполнении большинства машинных операций, а иногда является самостоятельной операцией.

В ходе реферата рассмотрим основные типы носителей информации, кодирования и считывания информации, а также перспективы развития.

Носители информации

Исторически первыми носителями информации были перфоленточные и перфокарточные устройства ввода-вывода. Вслед за ними пришли внешние записывающие устройства в виде магнитных лент, сменных и постоянных магнитных дисков и магнитных барабанов.

Магнитные ленты хранят и используют намотанными на катушки. Выделялись катушки двух видов: подающие и принимающие. Ленты поставляются пользователям на подающих катушках и не требуют дополнительной перемотки при установке их в накопители. Лента на катушку наматывается рабочим слоем внутрь. Магнитные ленты относятся к накопителям непрямого доступа. Это значит, что время поиска любой записи зависит от ее местоположения на носителе, так как физическая запись не имеет своего адреса и чтобы её просмотреть необходимо просмотреть предыдущие. К запоминающим устройствам прямого доступа относятся магнитные диски и магнитные барабаны. Основная особенность их заключается в том, что время поиска любой записи не зависит от ее местоположения на носителе. Каждая физическая запись на носителе имеет адрес, по которому обеспечивается непосредственный доступ к ней, минуя остальные записи. Следующим видом записывающих устройств стали пакеты сменных магнитных дисков, состоящие из шести алюминиевых дисков. Ёмкость всего пакета составляла 7,25 Мбайт.

Рассмотрим более подробно современные носители информации.

1. Накопитель на гибких магнитных дисках (НГМД – дисковод).

Это устройство использует в качестве носителя информации гибкие магнитные диски – дискеты, которые могут быть 5-ти или 3-х дюймовыми. Дискета – это магнитный диск вроде пластинки, помещенный в «конверт». В зависимости от размера дискеты изменяется ее емкость в байтах. Если на стандартную дискету размером 5’25 дюйма помещается до 720 Кбайт информации, то на дискету 3’5 дюйма уже 1,44 Мбайта. Дискеты универсальны, подходят на любой компьютер того же класса оснащенный дисководом, могут служить для хранения, накопления, распространения и обработки информации. Дисковод – устройство параллельного доступа, поэтому все файлы одинаково легко доступны. Диск покрывается сверху специальным магнитным слоем, который обеспечивает хранение данных. Информация записывается с двух сторон диска по дорожкам, которые представляют собой концентрические окружности. Каждая дорожка разделяется на секторы. Плотность записи данных зависит от плотности нанесения дорожек на поверхность, т. е. числа дорожек на поверхности диска, а также от плотности записи информации вдоль дорожки. К недостаткам относятся маленькая емкость, что делает практически невозможным долгосрочное хранение больших объемов информации, и не очень высокая надежность самих дискет. В настоящее време дискеты практически не используются.

2. Накопитель на жестком магнитном диске (НЖМД – винчестер)

Является логическим продолжением развития технологии магнитного хранения информации. Основные достоинства:

– большая емкость;

– простота и надежность использования;

– возможность обращаться к множеству файлов одновременно;

– высокая скорость доступа к данным.

Из недостатков можно выделить лишь отсутствие съемных носителей информации, хотя в настоящее время используются внешние винчестеры и системы резервного копирования.

В компьютере предусмотрена возможность с помощью специальной системной программы условно разбивать один диск на несколько. Такие диски, которые не существуют как отдельное физическое устройство, а представляют лишь часть одного физического диска, называются логическими дисками. Логическим дискам присваиваются имена, в качестве которых используются буквы латинского алфавита [С:], , [Е:], и т. д.

3. Устройство чтения компакт-дисков (CD-ROM)

В этих устройствах используется принцип считывания сфокусированным лазерным лучом бороздок на металлизированном несущем слое компакт-диска. Этот принцип позволяет достичь высокой плотности записи информации, а, следовательно, и большой емкости при минимальных размерах. Компакт-диск является отличным средством хранения информации, он дешевый, практически не подвержен каким-либо влияниям среды, информация, записанная на нем не исказится и не сотрется, пока диск не будет уничтожен физически, его ёмкость 650 Мбайт. Имеет только один недостаток – сравнительно небольшой объём хранения информации.

4. DVD

А) Отличия DVD от обычных CD-ROM

Самое основное отличие – это, естественно, объем записываемой информации. Если на обычный CD-диск можно записать 650 Мб (хотя в последнее время встречаются болванки и на 800 Мб, но далеко не все приводы смогут прочитать то, что записано на таком носителе), то на один DVD-диск влезет от 4,7 до 17 Гб. В DVD используется лазер с меньшей длиной волны, что позволило существенно увеличить плотность записи, а кроме того, DVD подразумевает возможность двухслойной записи информации, то есть на поверхности компакта находится один слой, поверх которого наносится еще один, полупрозрачный, и первый считывается сквозь второй параллельно. В самих носителях тоже отличий больше, чем кажется на первый взгляд. Из-за того, что плотность записи существенно возросла, а длина волны стала меньше, изменились и требования к защитному слою – для DVD он составляет 0,6 мм против 1,2 мм у обычных CD. Естественно, что диск такой толщины будет значительно более хрупким, по сравнению с классической болванкой. Поэтому еще 0,6 мм обычно заливаются пластиком с двух сторон, чтобы получились те же 1,2 мм. Но самый главный бонус такого защитного слоя в том, что благодаря его малому размеру на одном компакте стало возможным записывать информацию с двух сторон, то есть удваивать его емкость, при этом оставляя размеры практически прежними.

Б) Емкость DVD

Существует пять разновидностей DVD-дисков:

1. DVD5 – однослойный односторонний диск, 4,7 Гб, или два часа видео;

2. DVD9 – двухслойный односторонний диск, 8,5 Гб, или четыре часа видео;

3. DVD10 – однослойный двухсторонний диск, 9,4 Гб, или 4,5 часа видео;

4. DVD14 – двухсторонний диск, два слоя на одной и один на другой стороне, 13,24 Гб, или 6,5 часов видео;

5. DVD18 – двухслойный двухсторонний диск, 17 Гб, или более восьми часов видео.

Самые популярные стандарты – DVD5 и DVD9.

В) Возможности

Ситуация с DVD-носителями сейчас напоминает аналогичную с CD, на которых долгое время тоже хранили только музыку. Сейчас можно встретить не только фильмы, но и музыку (так называемые DVD-Audio) и сборники софта, и игры, и фильмы. Естественно, что основной областью использования является кинопродукция.

Г) Звук в DVD

Звуковое сопровождение может быть закодировано во многих форматах. Самые известные и часто используемые – Dolby Prologic, DTS и Dolby Digital всех версий. То есть фактически в форматах, используемых в кинотеатрах для получения максимально точной и красочной звуковой картины.

Д) Механические повреждения

К механическим повреждениям диски CD и DVD одинаково чувствительны. То есть царапина есть царапина. Однако из-за гораздо более высокой плотности записи потери на DVD-диске будут более значительными. Сейчас существуют программы, которые могут восстанавливать информацию даже с поврежденных дисков, правда с пропуском повреждённых секторов.

Быстрорастущий рынок портативных жестких дисков, предназначенных для транспортировки больших объемов данных, привлек к себе внимание одного из самых крупных производителей винчестеров. Компания Western Digital объявила о выпуске сразу двух моделей устройств под названием WD Passport Portable Drive. В продажу поступили варианты емкостью 40 и 80 Гб. Портативные устройства WD Passport Portable Drive основаны на 2,5-дюймовых HDD WD Scorpio EIDE. Они упакованы в прочный корпус, оборудованы поддержкой технологии Data Lifeguard, и не нуждаются в дополнительном источнике питания (питание через USB). Производитель отмечает, что накопители не греются, работают тихо и потребляют мало энергии.

1. Причины и условия конкретного преступления.

2. Механизм индивидуального преступного поведения.

3. Мотивация преступления.

Конкретное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления. Антиобщественные свойства личности, прежде всего криминогенная мотивация, являются причиной преступного поведения, так как именно мотивация является основным источником криминальной активности личности. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп обстоятельств. В первую группу войдут жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступного поведения, – антиобщественные свойства личности. К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составят те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это – объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающиеся в конкретную ситуацию.

Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение состоит в следующем:

Она объективно ставит личности перед необходимостью выбора определенного варианта поведения (правомерного или преступного);

Обусловливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.

Вполне очевидно, что такое воздействие на личность может оказать не просто жизненная ситуация, а ситуация, предполагающая проявление личностной активности в поисках выбора возможных вариантов поведения, т.е. проблемная жизненная ситуация.

Особо острой проблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой между отдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия. Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт, при котором происходит инцидент, т.е. столкновение участников конфликта. Однако не всегда конфликт приводит к совершению преступления, поскольку конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию. В первом случае исчезает конфликтная ситуация (например, супруги из-за личных неприязненных отношений разводятся и разменивают жилье), во втором случае конфликтная ситуация обостряется (например, муж избивает жену) или разрешается разрушающим, общественно опасным способом (например, муж убивает жену).

Разновидностью проблемной ситуации является фронтальная ситуация, при которой существенное влияние на поведение личности в конкретный момент оказывает малая группа. Принадлежность субъекта к определенной социальной группе или желание принадлежать к такой группе (в данном случае группа именуется референтной) требуют от него определенных стандартов поведения, принятых этой группой, следование одобряемым в данном сообществе групповым нормам, особенно в нестандартных ситуациях.

Многочисленные исследования показывают, что наиболее часто фронтальная ситуация имеет место при совершении преступлений несовершеннолетними, лицами, страдающими психическими отклонениями, а также лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Так, применительно к несовершеннолетним, данное обстоятельство связано с общими условиями социализации, в частности, повышенной потребностью подростков в неформальной среде сверстников, мнение которых для каждого подростка чрезвычайно важно. Не случайно большую часть преступлений подростки совершают либо в составе групп, либо под сильным воздействием неформального окружения сверстников.

Применительно к лицам, находящимся в сметах лишения свободы, можно говорить о часто встречающейся фронтальной ситуации, обусловленной существованием в микросреде осужденных жесткой стратификации, системы неформальных норм и криминальной субкультуры.

В частности, существующие в местах лишения свободы социальные нормы не поощряют обращение осужденных за помощью к администрации исправительного учреждения для разрешения возникших между осужденными конфликтов. Так, осужденные, которым грозит расправа за неуплату карточного долга, не обращаются за помощью к администрации, а прибегают к захвату заложников с единственным требованием к власти – перевести их в другое исправительное учреждение.

По времени существования различают следующие конкретные жизненные ситуации:

1) быстротечные (например, неожиданная ссора);

2) продолжительные, которые характеризуются определенной растянутостью во времени (например, конфликт на почве супружеской измены);

3) длящиеся, которые не просто растянуты во времени, а переходят в элемент образа жизни личности (например, длительные семейные ссоры).

С точки зрения объективного наличия или отсутствия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют криминогенные и некриминогенные проблемные ситуации. Криминогенные ситуации объективно способствуют совершению преступления, включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего). Некриминогенные ситуации включают в себя обстоятельства, которые либо нейтральны к совершенному преступлению, либо препятствуют, либо исключают его совершение. Проблемная ситуация существует лишь в сознании личности преступника.

По источнику формирования выделяют криминогенные ситуации:

1) связанные с личностью субъекта и его деятельностью (например, преступления совершаются на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);

2) складывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего);

3) смешанного характера, которые возникают в результате действий как лица, совершившего преступление, так и других обстоятельств, от виновного независящих (например, быстрая езда в гололед).

Каждая из этих ситуаций характеризуется различной интенсивностью воздействия на личность, следовательно, нейтрализация этих ситуаций должна осуществляться различными способами.

Взаимосвязь свойств личности и конкретной жизненной ситуации, детерминирующей преступление, представляет собой механизм преступного поведения. Основные элементы этого механизма – психические процессы и состояния, а также факторы внешней среды, т.е. причины и условия конкретного поведения – рассматриваются уже не в статике, а в динамике. Изучение механизма преступного поведения позволяет увидеть «пружины» детерминации преступления, установить способы взаимодействия причин и условий конкретного преступления.

Основными звеньями механизма преступного поведения являются:

а) мотивация;

б) планирование;

в) исполнение.

Первое звено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, т.е. внутренних побуждений, вызывающих решимость совершить преступление, руководящих его совершением под воздействием конкретной жизненной ситуации.

Мотивы на этом этапе выполняют две функции:

Отражательную, т.е. актуализируют потребности личности, возбуждают ее физическую или психическую энергию;

Побудительно-регулятивную, т.е. формируют решение совершить преступление, порождают волю преступника, определяют содержание сформировавшихся воли и решения.

Второе звено характеризуется принятием решения (т.е. выбором варианта поведения) и планированием поведения (т.е. выбором варианта совершения преступления).

Это звено может быть деформировано следующими обстоятельствами, способствующими совершению преступления:

Неверной оценкой виновным фактических обстоятельств;

Недостаточным учетом нормативных требований (недостаточным знанием правовых требований, негативным или небрежным отношением к правовым нормам, разрешением противоречий между правовыми нормами и нормами микросреды, между правовыми нормами и реалиями жизни в пользу соответственно норм микросреды и конкретных жизненных обстоятельств);

Искаженными ценностными ориентациями личности, противоречащими правовым нормам;

Дефектами самоконтроля.

Высокий уровень самоконтроля может удержать лицо от совершения преступления даже при существенных деформациях в предшествующих звеньях механизма преступного поведения. Система внутреннего самоконтроля связана прежде всего с эмоционально-волевой сферой личности, на которую могут прежде всего повлиять:

Острое эмоциональное состояние (например, физиологический аффект);

Состояние опьянения;

Сильная усталость;

Болезнь;

Плохое настроение;

Психические отклонения, не исключающие вменяемость.

Третье звено характеризуется непосредственным совершением преступления, которое охватывает как преступное деяние, так и его последствие. Криминолога на этом этапе интересуют прежде всего изменения, происходящие в конкретной ситуации, в которой действует преступник. Эти изменения могут следующим образом сказаться на поведении лица, совершившего преступление:

Лицо может прервать преступную деятельность окончательно или применительно к конкретному преступлению;

Виновный может изменить способ совершения преступления (например, хищение, начатое как кража, может под влиянием изменившейся жизненной ситуации перерасти в грабеж или даже в разбой);

Лицо может совершить новое преступление;

Виновный может укрепиться в своих антиобщественных установках, углубить их, перейти от плана совершить одно преступление к плану совершать преступления периодически.

Итак, криминогенная мотивация личности являются причиной преступления, конкретная жизненная ситуация – его условием. Динамичное взаимодействие этих причин и условий создает механизм индивидуального преступного поведения.

Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления. Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку. Его часто рассматривают как непосредственную причину преступления. Изучение мотива отвечает на вопрос, почему человек поступает так или иначе.

Иногда говорят, что в жизни встречаются безмотивные поступки и преступления (например, убийство, причинение вреда здоровью, хулиганство и др.). Это ошибка. Никакое умышленное преступление не может быть совершено без того или иного мотива. В упомянутых случаях мотив преступления просто не был установлен. Нередко мотивы преступления скрываются или намеренно искажаются. Бывают и неосознаваемые самим преступником мотивы его поведения, которое он подчас не в состоянии объяснить.

Мотивы преступлений разнообразны. Есть множество различных классификаций преступных мотивов. Нам представляется наиболее удачной классификация В.В. Лунеева, который выделил следующие шесть групп мотивов: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответственные и 6) трусливо-малодушные.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп: 1) материальные потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребность в знаниях; 6) мировоззренческие потребности.

Источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источник мотивации преступного поведения – это потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальная потребность. Следует заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность (жизненно необходимые потребности, без удовлетворения которых человек может погибнуть; потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества или его преобладающей части; гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворение которых для всех граждан общество пока не обеспечивает; извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т. п.). Материальные потребности вызывают корыстную мотивацию поступков.

При экономическом расслоении общества, которое мы наблюдаем сейчас в нашей стране, значительная часть населения не в состоянии удовлетворить не только завышенные, но и нормальные потребности материального характера. По мнению специалистов, нужда сейчас является причиной 20-30% всех корыстных преступлений.

Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными), и извращенными потребностями. Стремление к «большим деньгам», сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению налогового, таможенного законодательства, а также к заказным убийствам. Пьянство, употребление наркотиков порождают не только агрессивную, но и корыстную мотивацию. Заметим, что в современной России спиртные напитки регулярно употребляют 80% трудоспособного населения, а каждая шестая семья имеет наркотические проблемы.

Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение статуса престижа, превосходство над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, обида, ревность, месть и др.). По данным ряда криминологов, среди порожденных этими потребностями мотивов поведения стремление к насилию над людьми встречается примерно в 40% случаев. Вместе с тем надо отметить, что в 15-17% случаев агрессивное поведение было вызвано тем, что законные интересы субъекта были ущемлены потерпевшими.

Переход страны к рыночным отношениям, глубокий и затянувшийся кризис во всех сферах жизни ведут к деформации потребностей личности, а следовательно, к росту числа конфликтов и агрессивных проявлений, увеличению насильственной преступности.

Еще одна категория причин появления того или иного мотива – это интерес. Он близок к потребности и отличается от нее только тем, что включает осознание как самой потребности, так и того пути, на котором ее можно удовлетворить. Например, извращенная потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье, а то и насилия над близкими.

Наряду с потребностями человека и его интересами сильную мотивирующую роль играют влечения, эмоции и чувства. Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний (душевных волнений, сильных переживаний). Это, например, страх, злоба, негодование, трусость, гнев и др. Нередки они и у психопатических личностей. Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект.

Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует подчас сразу же после появления образа желаемого объекта. Когда вместо того чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, негодует, впадает в гнев, это отрицательно сказывается и на нем, и на окружающих. От этого один шаг до оскорбления личности, хулиганского поступка или иного преступления. Не случайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах более чем в половине всех случаев. Сочетание антиобщественной направленности личности, слабого развития интеллекта и эмоционального возбуждения приводит в подобных ситуациях к тому, что механизмы внутреннего контроля оказываются малодейственными.

Чтобы те или иные потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения переросли в мотив преступления, субъект должен психологически преодолеть еще один внутренний «барьер» - систему так называемых ценностных ориентаций, которая включает и правосознание личности.

Под ценностями в социологии понимают предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны) людям в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. При определении линии своего поведения человек опирается на систему собственных ценностных представлений (ориентации), в которой одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это в свою очередь влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Так, если материальные потребности возникли у лица, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предполагать с большой долей вероятности формирование у него корыстного мотива.

Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование мотива преступления. В том же примере, если материальные потребности возникли у лица с другой, бескорыстной ориентацией, его действия будут направлены не на хищение, а, например, на законный заработок необходимых средств.

В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным источником мотива преступления. Искаженные идеологические представления, например национализм или религиозный фанатизм, могут породить террористические либо другие преступные мотивы и намерения.

В качестве составных элементов ценностных ориентации выступает нравственное и правовое сознание личности. Эти категории можно рассматривать как определенный инструмент социального (внешнего) и психологического (внутреннего) контроля, который препятствует возникновению мотивов преступного поведения.

У преступников оба эти элемента ослаблены и деформированы. Когда жизненная позиция человека характеризуется индивидуализмом, стремлением к личной корыстной выгоде или к авторитарному подавлению окружающих, трудно ожидать положительного отношения к нравственным и правовым нормам и принципам. Вот почему для лиц с антиобщественной ориентацией характерны проявления правового нигилизма, неприятия правовых требований и запретов, хотя они понимают их необходимость (и даже иногда признают на словах). У них устойчива привычка действовать под влиянием сиюминутных побуждений, не задумываясь о праве и о грозящем наказании.

Потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения, ценностные ориентации – это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления.

Конкретное преступление на индивидуальном уровне предстает «кирпичиком» преступности. На нее действуют все те детерминанты, которые влияют на преступность в целом. Но на этом уровне они преломляются через психику индивида.

На индивидуальном уровне детерминация преступного поведения не сводится только к психологическим дефектам поведения, хотя они в первую очередь выделяют те или иные индивидуальные деформированные свойства личности. На преступное поведение индивидуума также влияет деформация социальной реальности. Вместе они выступают причинами конкретного преступления на индивидуальном уровне.

Отсюда причины и условия совершения преступления на индивидуальном уровне следует искать в деформации нравственно-правового сознания личности, ее отношения к общественным интересам, среды, в которой формируется такая личность, а также в самой криминогенной мотивации и ситуации, в которой находилась данная личность в момент совершения преступления.

Детерминантами конкретного преступления являются нехарактерные для лиц с правопослушным поведением особенности формирования личности внешней средой, ее психической деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует. Преступление - это всегда проявление особенностей в поведении личной позиции, свойств личности, связанных с дисгармонией или деформацией потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Во взаимодействии с особенностями среды, в которой функционирует личность, эти особенности определяют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и свойств. Следует понимать, что эти особенности личности развиваются в течение длительного времени и, как правило, в неблагоприятной среде. Существует и обратная связь в этом процессе. По мере формирования личности с социально-негативной позицией она все активнее усваивает криминогенные ценности, ускоряя тем самым социальную дезадапцию (неприспособляемость).

Отсюда причины и условия конкретного преступления следует искать в: 1) среде, формирующей дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций, которые становятся основой криминогенной мотивации личности; 2) самой криминогенной мотивации; 3) криминальной (криминогенной) ситуации, в которой находится личность в период формирования, жизнедеятельности и непосредственно в момент совершения преступления; 4) психофизиологических и психологических особенностях личности, усиливающих ее чувствительность к криминогенным внешним влияниям и стимулирующие превращение их во внутреннюю позицию.

С учетом изложенного социально-психологический механизм индивидуального преступного поведения включает в себя следующие элементы: 1) криминальную мотивацию; 2) постановка цели и планирование преступных действий; 3) принятие решения; 4) наступление преступного результата.

В целом механизм индивидуального преступного поведения - это взаимодействие между собой психических процессов и состояний личности с внешней средой, детерминирующее выбор и реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных вариантов поведения.

Важнейшим элементом психического процесса является мотивация поведения, а в преступном поведении - криминальная мотивация.

Центральное место в механизме поведения человека занимает мотив как внутреннее побуждение к действию. Мотив - это такое внутреннее состояние личности, которое детерминируется ее потребностями, побуждающее к активным действиям для достижения определенной цели.

В основе формирования мотива лежат потребности человека. Они разнообразны по форме и содержанию, но только некоторые из них становятся для человека ведущими в выборе конкретных целей. Для их достижения подбираются соответствующие пути и средства в зависимости от морально-этических ценностных установок личности лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Потребности человека отражают его нужду в чем-либо. Классифицировать потребности можно на шесть основных групп: 1) материальные; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребность в знаниях; 6) мировоззренческие потребности.

Выбрав некоторые потребности в качестве ведущих, личность проявляет к ним и путям их удовлетворения осознанный интерес . Например, потребность властвовать над людьми может вылиться в доминирование в семье (ближайшем окружении) с применением насилия.

Постоянное проявление интереса к какой-либо потребности (к примеру, к извращенным сексуальным потребностям) может развиться во влечение и быть эмоционально окрашенным. Влечение и эмоции играют сильную мотивирующую роль в преступном поведении. Они, как правило, носят органический (биологический) характер. Часто влечения и эмоции порождают агрессивное поведение, порой выливающееся в преступление.

Те или иные потребности, интересы, влечения или эмоции перерастают в мотив преступления под воздействием иерархии ценностей , которая у каждого человека своя. Ценности - это предметы, идеи, нормы, идеалы, которые нужны людям для удовлетворения их потребностей и интересов. Вместе они показывают ценностную ориентацию человека (например, корыстная ориентация может сформировать корыстный мотив). Самостоятельными элементами ценностной ориентации выступают нравственное и правовое сознание личности, которое препятствует развитию механизма преступного поведения.

Мотивация - это психическое явление, характеризующее личность и представляющее собой совокупность ее мотивов в их развитии, взаимодействии и реализации.

Криминальная мотивация включает в себя выбор решения совершить преступление для удовлетворения той или иной потребности в связи с проявлением к ней определенного интереса под воздействием антиобщественной установки. Преступление, таким образом, является выражением, объективизацией воли лица, за которым стоит позиция личности, мировоззрение как система ее базовых ценностей.

По содержанию мотивов умышленных преступлений выделяются следующие виды побуждений, реализуемых преступным путем: а) корыстные, т.е. побуждающие к личному обогащению; б) поддержание элементарных потребностей как биологического существа; в) пренебрежение к общественным интересам, нормам поведения; г) враждебное отношение к другим людям, окружению; стремление причинить им вред; д) межличностные конфликты; е) проявление извращенных потребностей; ж) подчинение чужим приказам, давлению, авторитету.

Вторым элементом механизма преступного поведения является планирование совершения преступления . Оно начинается с определения субъектом его целей, выбора объекта преступной деятельности и средств достижения намеченной цели, а также место и время совершения преступления. На этой стадии механизма преступного поведения преступление из абстрактного намерения превращается в реальность.

Третьим элементом механизма преступного поведения является принятие решения на совершение преступления или исполнения поступка как психической стороны поведения. Оно охватывает: во-первых, преступное деяние (действие или бездействие); во-вторых, его результат, состоящий в причинении вреда личности, имуществу, государственных и общественным интересам; в-третьих, влияние внешней среды на поведение лица и наступление последствий.

До этой стадии предметом криминологического изучения являются причины формирования антиобщественных черт личности преступника, которые затем выступают в качестве причин совершения преступления; взаимодействие факторов, относящихся к личности и конкретной допреступной ситуации, которые порождают затем преступление, и т.д.

Все элементы механизма преступного поведения наиболее полно проявляются в умышленных преступлениях.

Наряду с социально-психологическими особенностями личности преступника в механизме преступного поведения важное место занимает комплекс внешних обстоятельств, а в механизме конкретного преступления - конкретная жизненная ситуация. Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле - это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить общественно опасное действие, способствующее или препятствующее ему. Конкретная жизненная ситуация в криминологическом понимании именуется криминологической ситуацией . Это такая ситуация, в которой происходит весь комплекс формирования особенностей личности и среды, имеющий отношение к совершению или несовершению преступления.

Ситуации, исходя из их содержания, в криминологии разделяют на криминогенные (содержащие объективные предпосылки преступления) и антикриминогенные (нейтральные или препятствующие совершению преступления).

Криминогенная ситуация - совокупность факторов (обстоятельств), приводящая к ситуации высокой степени вероятности совершения преступления, т.е. - это ситуация высокой степени вероятности совершения преступления, в динамике может развиться в криминальную ситуацию , а именно: в ситуацию совершения преступления. Тем самым, криминальная ситуация предстает одним из вариантов развития криминогенной ситуации. Для того, чтобы криминогенная ситуация развилась в криминальную ситуацию, необходимо, чтобы в ней начал действовать субъект преступления, преследующий преступные цели или имеющий хотя бы асоциальную установку. Его действия в сложившейся ранее криминогенной ситуации трансформируют ее в серию криминальных , представляющих собой систему из сочетания предкриминальных , криминальных и посткриминальных ситуаций. Предкриминальные ситуации формируются и существуют в период подготовительных действий преступника; в собственно криминальных ситуациях преступник совершает действия, направленные на достижение преступного результата; в посткриминальных ситуациях происходит сокрытие следов преступления, легализация или реализация похищенного и т.п.

В механизме индивидуального преступного поведения особо выделяется виктимологическая ситуация, центральное место в которой занимает жертва преступления. Сложившаяся виктимологическая ситуация, связанная со значительным ростом числа жертв преступлений, привела к становлению самостоятельного раздела криминологии - криминологической виктимологии как учению о жертве преступления, ее социальных установок, психологических особенностей, регуляторов поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Многие преступления в определенной степени обусловлены поведением самих жертв. Но это не дает основание перекладывать всю вину с преступника на потерпевшего. Главное для виктимологии разработать особые, нетрадиционные меры по предупреждению преступлений. С криминологической точки зрения виктимология изучает процесс виктимизации всего населения и отдельных социальных групп его представителей.

Не стоит осуждать тех, кто ступил на «кривую дорожку». Возможно, в определенный момент они не видели другого выхода из сложившейся ситуации, а может, просто хотели узнать, какое оно - криминальное поведение. Ощутить вкус свободы и авантюризма. В любом случае для таких действий у человека есть причины, именно о них сегодня поговорим.

Преступная деятельность

Криминальное поведение является не чем иным, как внешним проявлением преступной деятельности. Эта деятельность состоит из двух этапов:

  1. Мотивационный. Возникшие потребности становятся мотивами противоправного поведения. Здесь основную роль играют личностная характеристика субъекта и выбор объекта преступного действия. На этом этапе исследователи могут спрогнозировать возможные результаты преступного поведения.
  2. Реализация решения. Субъект выбирает способы, средства и орудия достижения поставленной цели, осуществляя тем самым преступные намерения.

В криминальном поведении результат действий и задуманные цели не всегда совпадают. Это может объясняться как объективными (не зависящими от человека), так и субъективными причинами. Поэтому можно сказать, что преступная деятельность - это совокупность субъективных и объективных сторон действий.

В каждой преступной ситуации всегда присутствуют ненаблюдаемые (то есть психологические) элементы, которые в значительной мере влияют на противоправные действия.

Не личность, а действия

Криминальное поведение всегда вызывало неугасающий интерес в различных научных направлениях. Усилия исследователей в основном были направлены на изучение преступной личности. Во многих психологических направлениях были предприняты попытки объяснить предпосылки криминального поведения. Единственное, в чем они были согласны друг с другом, - это тезис, что преступные действия появляются из-за болезненных исходов конфликтных в процессе индивидуализации (К. Юнг), социализации (Э. Эриксон), конструирования жизненного сценария (Э. Берн). Проще говоря, криминальная личность - это человек с неудачным процессом формирования индивидуальности и Правда, сегодня это направление многими исследователями признается неконструктивным по нескольким причинам:

  1. Понятие «преступная личность» является удобным, если приходится изучать уже сформировавшегося (состоявшегося) преступника, а не потенциального девианта.
  2. Определение «преступная личность» неконструктивное само по себе, так как предполагает существование непреступной личности, а это противоречит идее о том, что базис противоправного поведения (ложь, агрессия) присутствует в каждом человеке.
  3. Личность не может быть объектом познания. Конечно, человека можно изучать частично, но личность не должна являться экзистенциальным центром мира.

Поэтому логичнее всего изучать не личность преступника, а преступное поведение, которое изначально заложено в основе человеческого бытия.

Страх смерти

Часто носит деструктивный характер. Берталанфи считает, что девиантные формы поведения существуют в человеке изначально. Эти формы обусловлены способностью к абстрактному мышлению. Благодаря этой способности человек может осознать конечность своей жизни. Конечно, он не способен сознательно определить страх смерти, но он есть и оказывает большое влияние на жизнь.

То, что существование имеет финишную черту, делает жизнь лишенной смысла. Тревога смерти ведет за собой тревогу бессмысленности и пустоты существования. Но так как тревога является диффузным и беспредметным переживанием, человек не может понять, чего он, собственно, боится. Поэтому он пытается найти источник своих страхов, субъективно трактуя безобидные вещи как угрожающие. В этом кроется одна из причин криминального поведения. Проще говоря, готовность нарушить закон обусловлена особенностями человеческого существования.

Формирование и реализация преступных намерений

Основополагающим фактором криминального поведения является взаимодействие индивида со средой обитания. Отдельно следует рассматривать и психический статус человека. Психологи создали такую причинную цепочку:

  1. Отчуждение.
  2. Возрастающая тревожность.
  3. Формирование мотива.
  4. Преступное действие.

Под отчуждением понимался уход от межличностного взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, это может привести к отсутствию каких-либо представлений о том, как люди должны вести себя в той или иной обстановке.

В результате отчуждения возрастает внутренняя тревожность. Человек ощущает беспокойство, а окружающая среда представляется ему холодной и агрессивной. Такое состояние может вызвать ответные агрессивные реакции. Социальные нормы и правила начинают восприниматься как принадлежащие группе, к которой отчужденная личность себя не относит. Криминогенное значение имеет и отсутствие эмпатии, когда человек не способен эмоционально сопереживать.

Разновидности отчуждения

В психологии различают два вида отчуждения:

  • От социума и его ценностей. Как результат - индивид начинает перенимать негативные нравственные представления и примеры поведения родителей. Взрослый человек реагирует на любое произошедшее событие согласно паттерну, который усвоил в детстве, и, как правило, этот паттерн ребенок заимствует у взрослых, что его окружают.
  • Психологическая отчужденность. Причиной этого феномена является эмоциональное неприятие родителями своего ребенка.

Если в семье нет теплых эмоциональных отношений, это нередко становится причиной девиантного (криминального) поведения.

Отсутствие таких взаимоотношений порождает развитие тенденций, что лежат в основе противоправного поведения. Они, конечно, не влияют сами по себе, но, сталкиваясь с человеческой природой, усиливают фактор тревожности, формируя особое мировоззрение.

Тревога

Согласно недавним исследованиям все преступники страдают от высокой тревожности, которая заключается в беспокойстве, неуверенности в себе и ощущении надвигающейся опасности. Такие состояния являются стабильными, но время от времени они могут повышаться или понижаться. В любом случае мотивы преступления продиктованы именно этим качеством. Совершая преступления, человек пытается сохранить себя как личность и воссоздать свою целостность. Он просто пытается утвердить свое право на существование.

Уничтожить носителей угрозы

Обычно преступники утверждают это право за счет других. Если индивид ощущает, что находится в угрожающей ему среде, то снять свой бессознательный страх можно, отодвинув других людей от себя, а еще лучше - уничтожив носителей угрозы. Именно последний вариант в субъективном плане считается более выгодным, ведь, если не будет этих носителей, индивид сразу же решит все свои психологические проблемы и существование наконец приобретет смысл.

Также частой причиной преступлений выступает жажда власти, хотя глубинный смысл все тот же - управляя носителями угрозы, человек частично снимает с себя напряжение. Поэтому в целом можно сказать, что основная часть преступлений носит субъективный характер - человек защищает себя от, как ему кажется, угрожающих факторов.

Виды криминального поведения

Сегодня оно имеет достаточно большое количество разновидностей:

  • Профессиональное. Главной целью преступления является получение необходимых для существования средств. Преступник готовится к правонарушению заранее, и для него преступная карьера является основной жизненной целью.
  • Уголовное. Сюда относят опасные государственные преступления, подделку валюты, умышленные убийства, угон транспорта.
  • Хозяйственное. Обычно «хозяйственные преступники» уклоняются от уплаты налогов, подпольно продают сырье с предприятий, осуществляют крупные банковские аферы и т.д.

  • Корыстное. Основная цель преступника - обогатиться за счет чужого имущества.
  • Организованное. Преступления осуществляются группой людей, в этой группе есть своя иерархия, каждый участник отвечает за свою «зону действий».
  • Политическая преступность. Злоупотребление властью, устранение политических соперников, организация террористических актов и заказных убийств.

Форма деградации

Поведение в криминальных ситуациях может быть нескольких видов. В первом случае преступник относится с избыточной жестокостью к жертве, его насильственные действия невозможно предсказать, объекты и предметы нападения разбросаны, а мотив преступления сложно идентифицировать.

Во втором случае возникают из-за смещения агрессии в сторону фрустрации. К примеру, преступник был чем-то в жизни не удовлетворен, и у него наблюдалась склонность к суициду. Но это поведение трансформировалось в направленную на определенный объект агрессию, и тот, кто изначально не имел никакого отношения к недовольству преступника, превратился в «бич его жизни».

Еще одной формой криминального поведения является отсутствие мотивации или же безмотивное правонарушение, совершенное по неосторожности.

Таким образом, можно сказать, что склонность к правонарушению является частью человеческой природы. Просто кто-то способен подавлять свою тревожность интересными занятиями, новыми знакомствами, веселым времяпрепровождением, а кому-то кажется, что весь мир настроен против него.