Принцип честности и неподкупности предполагает. Духовные принципы. Этика защиты противоположных точек зрения

«Принцип честности»: Г. Харт и др.

Как указывал Дж. Вулф, независимо от того, согласились люди жить в государстве или нет, будет нечестно, если они станут получать блага от государства, но откажутся нести тяготы, необходимые для того, чтобы эти блага были. Поэтому, как утверждают некоторые философы, любой, кто получает какие-либо блага от государства, имеет долг честно повиноваться его законам: платить налоги и т. д.

Принцип, лежащий в основе этого представления, сформулировал опять же Г. Харт: «Если какое-либо количество лиц участвует в каком-либо совместном предприятии в соответствии с правилами и таким образом ограничивает свою свободу, те, кто подчинился этим ограничениям, когда это потребуется, имеют право на аналогичное подчинение со стороны тех, кто получил выгоду от их подчинения».

Г. Харт придерживался той точки зрения, что «принцип честности» является «рациональным зерном» идеи «молчаливого согласия». Получение благ, действительно, налагает обязанности перед государством: нечестно пользоваться благами государства, если ты не готов нести свою долю тягот.

Блага - это безопасность и стабильность жизни в обществе, которое имеет и проводит в жизнь систему законов. Тяготы - это политические обязанности. (Если вы сидите в баре с тремя друзьями, и каждый по очереди заказывает пиво для всех, что друзья подумают о вас, если вы, выпив три оплаченных ими бокала пива, сразу же пойдете домой, как только настанет ваша очередь заказывать?)

Если мы принимаем принцип Харта и соглашаемся, что каждый получает выгоды от государства, то из этого следует, что каждый из нас обязан повиноваться государственным законам. Если мы получаем блага от законов, то нечестно и эгоистично нарушать их тогда, когда нам это удобно.

Можно ли доказать, что каждый действительно получает выгоду от существования государства? Для большинства людей аргументы Т. Гоббса в пользу этого (приведены выше) достаточно убедительны. Другая попытка обосновать эту идею была предпринята Д. Юмом.

Д. Юм начинает с утверждения о том, что каждому из нас выгодна жизнь в обществе, которое основано на принципах справедливости, гарантирующих, например, права частной собственности и личной безопасности. Конечно, в краткосрочной перспективе нам иногда придется чем-то жертвовать, но в долгосрочной перспективе справедливость выгодна. Поскольку справедливость будет торжествовать лишь там, где все повинуются закону, то получается, что повиновение закону в личных интересах каждого.

Но действительно ли подчинение закону в интересах каждого? Если это так, то, как замечает сам Юм, кажется странным, что нас приходится принуждать к повиновению закону под угрозой наказания. Если в наших интересах исполнять законы, почему мы не делаем это добровольно?

Юм отвечает на это, что люди часто действуют не очень рационально. Допустим, у нас есть выбор между двумя действиями. Одно принесет нам небольшую выгоду сегодня, а другое - намного большее благо, но значительно позже. Хотя в наших интересах предпринять второе действие, мы, как указывает Юм, гораздо более склонны выбрать первое. Если вам предложат выбор: 100 долларов сегодня или 300 долларов через три года, что вы выберете? Можно быть уверенным, что многие выберут 100 долларов сегодня. Юм пишет: «Хотя мы можем быть вполне убеждены, что второй предмет превосходит первый, мы не в состоянии руководствоваться в своих действиях этим суждением, но уступаем ходатайству своих аффектов, которые всегда защищают то, что нам близко и смежно. Вот причина того, что люди так часто действуют вопреки своим несомненным интересам, и, в частности, вот почему они предпочитают какое-нибудь незначительное, но наличное преимущество поддержанию общественного порядка, который так сильно зависит от справедливости. Последствия всякого нарушения справедливости кажутся очень отдаленными и не способны уравновесить ни одно из тех непосредственных преимуществ, которые могут быть получены от подобного нарушения».

Таким образом, по мнению Юма, хотя повиноваться закону в наших интересах, это весьма отдаленный, долгосрочный интерес, и мы склонны предпочитать ему сиюминутную выгоду, которую можем получить от нарушения закона.

Если каждый из нас будет следовать своим краткосрочным интересам и действовать несправедливо, общество развалится, к несчастью всех. Поэтому разум велит нам думать о долгосрочной перспективе и подчиняться закону. Но Юм считает, что одного разума недостаточно. Разум, по мнению Юма, «раб страстей». Наши иррациональные страсти, наше стремление к немедленному получению удовольствий побеждают доводы разума.

По Юму, «так как невозможно изменить или исправить что-либо существенное в нашей природе, то самое большее, что мы можем сделать - это изменить обстоятельства и наше положение и сделать так, чтобы соблюдение законов справедливости стало для нас ближайшим, а их нарушение самым отдаленным интересом». Мы должны найти способ, чтобы соблюдение законов справедливости было бы в наших ближайших интересах. Только так мы будем соблюдать их и тем самым способствовать реализации наших долгосрочных интересов.

В соответствии с этим Д. Юм утверждает, что мы должны создать систему властей, которые будут иметь право принимать законы и проводить их в жизнь под угрозой наказания за неисполнение. Подчинение законам выгодно нам в долгосрочной перспективе, а угроза наказания за неподчинение делает это выгодным и в краткосрочной перспективе. Для нас необходимо принуждение к соблюдению законов, потому что разум бессилен мотивировать нас к этому. Нас нужно заставить действовать в наших же интересах.

Целью Юма было объяснить преимущества государства и то, почему мы в целом готовы смириться с его существованием, даже если оно не основано на нашем согласии. Утверждать, что мы имеем нравственную обязанность соблюдать законы - это уже следующий шаг, и его Юм не сделал. Но этот шаг делает Харт и другие сторонники «принципа честности». Напомним, что согласно принципу Г. Харта, нам всем выгодно существование государства, и было бы нечестно по отношению к согражданам получать эти выгоды, не принимая на себя тягот, необходимых для создания благ («любишь кататься - люби и саночки возить»).

Эти тяготы - политические обязательства. Поэтому честность обязывает нас принять долг повиноваться государству. Но действительно ли мы имеем этот долг? Если мы получаем непрошенные блага, обязаны ли мы платить за них? (Обязан ли я покупать пиво друзьям, если я не просил угощать меня? Если я не давал им основания полагать, что буду платить за них? Не могу ли я рассматривать угощение просто как подарок с их стороны?)

Современный американский философ Роберт Нозик (р. 1938) в своей знаменитой книге «Анархия, государство и утопия» утверждает, что непрошенные блага не создают никаких обязательств давать что-либо взамен. Он приводит следующий пример. Жители вашего микрорайона решили организовать что-то вроде ежедневной развлекательной программы. Каждому жителю назначен день, в который он должен выступать перед другими - играть музыку, петь, рассказывать анекдоты и т. д. Другие жильцы развлекали вас 137 дней, но на 138-й день, когда приходит ваша очередь, обязаны ли вы развлекать других?

Нозик считает очевидным, что нет. Однако, согласно «принципу честности» Харта, вы обязаны это сделать. Вы получили блага, и теперь вы должны что-то дать взамен, сделать что-то для других.

Почему Нозик полагает, что вы ничего не обязаны? Вы не просили об этом благе, вас обеспечили им, невзирая на то, нравится вам это или нет. Возможно, вы предпочли бы не получать никаких благ. Если же мы скажем, что в данном случае у вас возникают обязательства, то получится, что другие могут в принудительном порядке завалить вас благами и затем потребовать что-либо за это, что явно несправедливо.

Возможно, пример Р. Нозика показывает, что нужна модификация «принципа честности». Может быть, долг честности возникает только тогда, когда человек принимает (а не просто получает) блага, понимая, какое бремя с ними будет связано. В случае с развлекательной программой вы приобретаете обязанность рассказывать анекдоты, только если вы приняли решение участвовать в развлекательном проекте. Каждый, кто принимает блага, но сам ничего не вкладывает в их создание, является эксплуататором, и нет ничего несправедливого в том, чтобы заставить такого человека платить. Кажется разумным, что измененный таким образом «принцип честности» порождает обязательства. Принимать блага, но отказываться платить - нечестно.

Однако, как только мы изменим «принцип честности», возникнет новая трудность. Проблема теперь в том, как отличить блага, которые приняты людьми, от тех, которые просто ими получены? В чем будет выражаться принятие благ от государства? Как мы вообще можем от них отказаться? Мы получаем их (или большинство их) независимо от того, хотим мы их или нет. Другими словами, мы имеем здесь те же самые проблемы, что и с идеей «молчаливого согласия».

Даже если мы обойдем эту трудность, разработав утонченную концепцию принятия благ, мы все равно столкнемся с тем, что некоторые люди, вроде анархистов, откажутся от принятия благ. Анархисты могут видеть все преимущества государства, но они видят и трудности, поэтому в их силах предпочесть не иметь ни благ, ни политических обязательств. Соответственно, «принцип честности» не сможет обеспечить универсальности политических обязательств. Он сможет сделать это, только если мы сохраним первоначальную формулировку Харта о «получении» благ. Но, как показывают примеры Р. Нозика и Р. Дворкина, это ведет к проблематичным последствиям. Таким образом, «принцип честности» также не решает проблемы политических обязательств.

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

173. ПРИНЦИП Легче бороться за принципы, чем жить по принципу.Адлер, А. - (Цит. по:) Дж. Барон, ИзреченияПодобно тому, как запрещено разрешать все, что запрещено, - запрещено и запрещать все, что разрешено.Гемара - ТерумотНет ничего опаснее принципа, представленного в

Из книги История психологии автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия Алкмеон(VI–V вв. до н. э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.Ученый впервые дал систематическое описание

Из книги Основы метасатанизма. Часть I. Сорок правил метасатаниста автора Морген Фриц Моисеевич

Из книги Закон синархии автора Шмаков Владимир

§ 4. Потенциальная иерархия идеального мира раскрывается в космосе. Принцип индивидуальности и принцип группы. Н. В. Бугаев Космос есть единый организм и, как всякий организм, он имеет и свою внутреннюю сущность и свое тело. Согласно Плотину, - «так как мы говорим, что мир

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

§1. Принцип 1. Тождество выражаемого и выражающего Та субстанциально–интегральная терминология, которая сама собой возникла у нас в результате исследования выражающих принципов, очевидно, как мы установили, есть уже тождество выражаемого и выражающего. Это и есть

Из книги Теория справедливости автора Ролз Джон

1. Принцип а) Конец общинно–родовой формации был и концом мифологии, но не мифологии вообще (мифология никогда не исчезала в античном сознании вплоть до ее самых последних времен), а мифологии в абсолютном смысле, то есть в условиях полного ничтожества отдельного

Из книги Грамматика множества: к анализу форм современной жизни автора Вирно Паоло

1. Принцип Гомеровские тексты, относящиеся к термину"искусство", были приведены нами раньше, и гесиодовские – там же (200), равно как и соответствующий анализ (ИАЭ I 208 – 232). Мы пришли к выводу и текстуально доказали, что искусство у Гомера и Гесиода ни в каком случае не

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

2. Принцип Конец общинно–родовой формации был концом абсолютной и дорефлективной мифологии. А так как зародившаяся в дальнейшем рабовладельческая формация уже различала умственный и физический труд (прежняя их слитность перестала соответствовать возросшим

Из книги автора

18. ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ИНДИВИДОВ: ПРИНЦИП ЧЕСТНОСТИ До сих пор я рассматривал принципы, которые применяются к институтам, или более точно, к базисной структуре общества. Ясно, однако, что нужно также выбрать и принципы иного рода, так как полная теория правильности включает и

Из книги автора

40. КАНТИАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ КАК ЧЕСТНОСТИ В основном я рассматривал содержание принципа равной свободы и значение определяемого им приоритета прав. На этом этапе представляется уместным отметить, что существует кантианская интерпретация концепции

Из книги автора

52. АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ПРИНЦИПА ЧЕСТНОСТИ Хотя существуют различные принципы естественных обязанностей, все обязательства возникают из принципа честности (как определялось в § 18). Этот принцип утверждает, что человек имеет обязательство выполнять свою роль,

Из книги автора

1. ] Принцип индивидуации Множество дословно означает многочисленность. Быть-многим - устойчивая форма социального и политического существования, противоположная сплоченному единству народа. Итак, множество состоит из некой сети индивидуумов, многие - это

Из книги автора

8. (НП1) Первый принцип НП (принцип следования «МСИ») - «материальное следует за идеальным» Первый принцип ножниц полезности, является основой всех дальнейших доказательств.Этот принцип постулирует, каким образом происходит взаимодействие между двумя мега-категориями

Из книги автора

9. (НП2) Второй принцип НП (принцип изменения «ПРИЗ») - «наши представления о реальности, изменяют её» Второй принцип НП рассматривает идеи, в конкретной форме, как своеобразные программы, влияющие на действие человека и которые мы можем принимать, отвергать, изменять или

Из книги автора

11. (НП4) Четвертый принцип НП - принцип человека (вселенности человека) или принцип всевозможности Четвертый принцип НП - один из самых важных принципов этой книги, определяющих как, нам относится самим к себе, наиболее полезным образом.Необходимость появления принципа

Из книги автора

12. (НП5) Пятый принцип НП - принцип улучшения или принцип вселенной Пятый принцип, является логическим продолжением - дополнением четвертого принципа. С его помощью, я хотел бы провести определенную параллель между целью, смыслом самой Вселенной и нашей деятельностью

Принцип Рэйки "Работай честно"

  • Посвящай себя полностью работе
  • Честно зарабатывай свой хлеб
  • Работай честно
  • Живи честно

Принцип честности в Рэйки

Принцип честности проходит красной нитью через все аспекты нашей практики Рэйки.

Самая простая его часть, первый этап работы, - это честность внешняя, т.е. честность слов и действий. Это этап перехода по эволюционной шкале из мира демонов в мир социума , и принцип честности, вместе с первым и вторым принципами Рэйки, служит лоцманом этого перехода.

Сказка о пастухе-шутнике

Один пастух пас овец в полном одиночестве. И захотелось ему повидать людей. Он и закричал, зашумел: "Волки, волки!" Люди из селения прибежали с палками и цепями. Осмотрелись, сначала удивились, потом плюнули и ушли к себе в селение. Прошло время и заскучавший пастух снова кричит: "Волки, волки!" Люди не так скоро, но прибежали. Опять нет волков, опять обман – обругали пастуха и обратно пошли. А вскоре слышат они с высоты голос пастуха в третий раз: "Волки, волки, волки!" Посмеялись, отмахнулись люди и не пошли – не поверили. А волки в этот раз действительно набежали - и зарезали всех овец.

Черепаха и скорпион

Однажды скорпион попросил черепаху перевезти его через реку. Черепаха отказывалась, но скорпион упросил ее.
- Ну, хорошо, - согласилась черепаха, - только дай слово, что ты меня не ужалишь.
Скорпион дал слово. Тогда черепаха, посадила его на спину и поплыла через реку. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но у самого берега больно-пребольно ужалил черепаху.
- Как тебе не стыдно, скорпион? Ведь ты же дал слово! - закричала черепаха.
- Ну и что? - хладнокровно спросил черепаху скорпион. - Скажи, почему ты, зная мой нрав, согласилась везти меня через реку?
- Я всегда стремлюсь помочь каждому, такова уж моя природа, - ответила черепаха.
- Друг мой, - ответил ей скорпион, - твоя природа - помогать всем, а моя - всех жалить. Так что же, свою природу ты превратишь теперь в великую добродетель, а мою назовешь подлостью?

Помоги себе сам

Бродяга нищий повстречался с богачом и попросил медяк, лишь на чашку кофе. Богач сказал: "Ты выглядишь еще здоровым, зачем же ты бесполезно тратишь свою жизнь? Почему ты не идешь работать и не поможешь себе сам?"
И бродяга сказал, с чувством глубокого осуждения в глазах: "Как?! Помогать такому бродяге?"

Живи честно

Один рабби в праздничный день проходил мимо молодого человека. Тот курил, а курение запрещалось в этот день. Поэтому рабби остановился и спросил его:
- А известно ли тебе, молодой человек, что сегодня праздник, и тебе не следовало бы курить?
- Да, я знаю, что сегодня праздник, - сказал молодой человек. Он всё равно продолжал курить. Мало того, он пустил дым в лицо рабби.
- А знаешь ли ты, - спросил рабби, - что в праздник курить запрещено?
Молодой человек высокомерно ответил:
- Да, я знаю, что это запрещено, - и курил дальше.
Рабби поднял глаза к небу и произнёс:
- Отец, этот молодой человек прекрасен. Он, возможно, и нарушает закон, но никто не может заставить его лгать. Он правдивый человек. Он говорит: "Да, я знаю, что это религиозный день, и да, я знаю, что курение запрещено". Запомни на судный день, что этого молодого человека не могли заставить солгать".

Намного более продвинутая часть работы - это выработка честности внутренней. Оказывается, для того, чтобы быть честным с собо, этому нужно учиться!

А зачем? - часто звучит вопль души на наших семинарах Рэйки. Ответ может получиться достаточно развернутым...

Красота и Уродство

Твоя любовь - это на самом деле не любовь. Это ревность, чувство собственности, ненависть, гнев, насилие; это тысяча и одна вещь, но не любовь. Они переодеваются в любовь - потому что все эти вещи так уродливы, что не могут существовать без маски.

Было создано слово, и Бог каждый день посылал в мир новые вещи. Однажды он послал в мир Красоту и Уродство. Путешествие из рая на землю долго - в то мгновение, как они прибыли, было раннее утро, и восходило солнце. Они приземлились у озера и решили искупаться, потому что все их тела, все их одежды были запылены.
Ничего не зная о мире (они были такими новыми), они сняли одежду и, совершенно голые, прыгнули в прохладную воду озера. Солнце взошло, стали появляться люди. Уродство сыграло шутку: когда Красота заплыла далеко в озеро, Уродство выбралось на берег, надело одежду Красоты и убежало. К тому времени, как Красота осознала: "Эти люди собрались вокруг, а я голая", - и начала оглядываться по сторонам в поисках одежды… её одежда исчезла! Уродство скрылось, и Красота стояла обнажённая на солнце, и вокруг неё собиралась толпа. Не найдя ничего лучшего, она надела одежду Уродства и пошла искать его, чтобы снова обменяться одеждой.
Эта история говорит, что она всё ещё ищет. Но Уродство коварно и продолжает ускользать. Уродство по-прежнему носит одежду Красоты, маскируется под Красоту, а та ходит в одежде Уродства.

Все вещи, которые уродливы, ты не сможешь стерпеть в себе ни на мгновение, если увидишь их реальность. Поэтому они не позволяют тебе видеть их реальности. Ревность притворяется любовью, чувство собственности создаёт маску любви…

Даже для социального успеха и для личного развития в пределах мира социума необходимо

  • честно знать, чего хочешь
  • честно определять, где находишься относительно своих целей
  • честно действовать, чтобы их достичь
  • честно замечать, эффективны ли действия, и корректировать их в соответствии с результатами (обратная связь)

Так тренируется безупречность намерения и возможность проводить его в жизнь без потерь и искажений. И если человек вместо этого находит отмазки и оправдания для своей неэффективности, - он укрепляет этим палки в колесах своего эфолюционного развития. Его система тонких тел работает глючно, а он отказывается от своей роли Хозяина своей жизни и ее инструментов - Хозяина, приводящего все свое хозяйство в порядок и в рабочее состояние.

Не пропускай заповедь

Новый русский читает 10 заповедей:
Заповедь 1: Не убивай.
Думает: "Ну, все ОК, не убиваю вроде."
Читает дальше.
Заповедь 2: Не кради.
Думает: "... и не краду тоже."
Читает дальше.
Заповедь 3: Не произноси ложного свидетельства.
Думает: "...класс, и тут все в порядке!"
Читает дальше.
Заповедь 4: Не прелюбодействуй!
Резко: "ОЙ, ПРОПУСТИМ....", читает дальше...
Заповедь 5: Не пропускай "Не прелюбодействуй!"

Психологические защиты – это операторы преобразований, работающие над полем базовых энергий и действющие искажающим, ограничивающим, рассеивающим образом.

Однажды я садился в такси у дверей отеля в Канаде, и носильщик попросил водителя «доставить доктора Кови в аэропорт». Водитель решил, что я врач, и начал рассказывать о своих проблемах со здоровьем. Я пытался объяснить, что я вовсе не тот доктор, но он не очень хорошо понимал по-английски и не мог этого взять в толк. Так что я просто стал слушать.

Водитель говорил о своих болях, коликах, двоении в глазах. Чем больше он рассказывал, тем больше я убеждался, что причина его проблем в неспокойной совести. Он жаловался, что ему приходится обманывать систему, чтобы получить прибыль.

- Я не собираюсь играть по правилам, так денег не заработать, - затем выражение его лица изменилось. - Но если меня поймает полиция, у меня будут проблемы... Я потеряю лицензию... Как вы думаете, доктор, что мне делать?

Я сказал ему:

  • - Вам не кажется, что основная причина всех этих волнений и болезней в том, что вы не в ладу со своей совестью? В глубине души вы знаете, что вам нужно делать.
  • - Но иначе я не заработаю на жизнь!

Я рассказал ему о том, как важен мир в душе, и о мудрости, снисходящей на того, кто живет в гармонии со своей совестью.

  • - Не обманывайте. Не крадите. Обращайтесь с людьми уважительно.
  • - Вы вправду думаете, что это поможет?
  • - Я знаю, что поможет.

Когда он меня высаживал, то не взял моих чаевых. Вместо этого он обнял меня.

- Я последую вашим советам. Мне на самом деле уже стало лучше! (2)

Принцип «изнутри наружу» означает «начни с себя». Точнее, начни изнутри себя - со своих парадигм, своего характера и своих мотивов. Каждый раз, когда мы считаем, что «проблема где-то там», сама эта мысль является проблемой. Мы позволяем тому, что «где-то там», контролировать нас. Это принцип «снаружи вовнутрь»: мы не можем измениться, пока не изменится то, что снаружи - внешние обстоятельства. (7)

Жизнь в притворстве - нелегкое занятие. (4)

Регулярные посещения церкви не обязательно означают жизнь по принципам, проповедуемым ею. Можно быть активным в церкви и пассивным в следовании ее проповедям. (7)

Посещать церковь и быть духовной личностью - не одно и то же. Есть люди, которые настолько поглощены церковными обрядами и действами, что становятся безучастными к насущным человеческим потребностям. Их поведение начинает противоречить тем заповедям, которые они сами провозглашают. (7)

Не зацикливайтесь на слабостях других людей. Не зацикливайтесь на своих слабостях. Если вы совершили ошибку - признайте ее, исправьте и извлеките из нее урок - немедленно. (7)

С самого рождения человек подчиняется то одному, то другому социальному институту. Каждый из них оценивает и судит своих членов. Все эти суждения и оценки складываются и образуют ярлык, который навешивается на человека. (4)

Разочарование - это функция наших ожиданий, а наши ожидания чаще связаны с отражением в социальном зеркале, чем с нашими истинными ценностями и приоритетами. (7)

Быть искренним-это значит говорить правду, иными словами - обеспечивать соответствие наших слов реальности. Быть честным - это обеспечивать соответствие реальности нашим словам, то есть выполнять обещания и оправдывать ожидания. Это требует прямоты характера, а также единства и согласия - в первую очередь с собой, но также и с жизнью. (7)

Смирение - величайшая из добродетелей, потому что из него произрастают все остальные добродетели. (21)

Пытаясь стать всем для всех, человек в конце концов оказывается ничем - в первую очередь для себя. (3)

Развивая осознанность, или самосознание, мы часто обнаруживаем в себе неэффективные сценарии, глубоко укоренившиеся привычки, которые абсолютно не соответствуют нашим истинным жизненным ценностям. (7)

В конечном итоге то, что мы собой представляем, является более красноречивым, чем все, что мы говорим или делаем. (7)

Лояльность не должна быть более высокой ценностью, чем честность. По сути, честность - это и есть лояльность. Вы хотите, чтобы ваш врач сказал вам правду, даже если вам не хочется ее слышать. (8)

Дайте себе маленькое обещание и сдержите его. Затем - обещание чуть больше, а затем - еще больше. В результа-те ваше чувство собственного достоинства станет сильнее вашего настроения, и когда это произойдет, вы обнаружите истинный источник силы - моральный авторитет. (8)

Считается, что все, что нам нужно для успеха, - это талант, энергия и индивидуальность. Но история учит нас, что в долгосрочной перспективе то, чем мы являемся, более важно, чем то, чем мы кажемся. (8)

Многим людям, обладающим так называемым вторичным величием, то есть общественным признанием своих талантов, не хватает «первичного величия», то есть величия души и характера. Рано или поздно это проявляется во всех их долгосрочных отношениях - и с деловым партнером, и с супругом, и с другом, и с ребенком-подрост-ком, переживающим кризис самоопределения. Характер - вот что по-настоящему красноречиво. (7)

Нет ничего удивительного в том, что многие живут в заботах и страхе, притворяясь и пытаясь произвести впечатление. Они позволяют внешним силам наносить удары по своей жизни, вместо того чтобы найти твердую опору в неизменных истинных внутренних ценностях. (4)

Один из важнейших признаков честной, прямой личности - это лояльность к отсутствующим. Проявляя ее, мы взращиваем доверие к нам у тех, кто присутствует. (7)

Наш характер - это, по сути, производная наших привычек. Привычки постоянны и часто не осознаваемы. Следуя им, мы ежедневно красноречиво проявляем свой характер.

Люди не способны пережить перемены, если у них внутри нет неизменного стержня. Ключ к способности изменяться - в постоянном, неизменяемом осознании того, кто мы есть, чем мы живем, каковы наши ценности. (7)

Люди, живущие по принципам, не проповедуют экстремизм, не живут под лозунгом «все или ничего». Они не делят все на черное и белое, плохое и хорошее. Они мыслят в категориях постоянства, приоритетов, шкалы ценностей. (3)

Чем больше человека заботит мнение других людей, тем меньше он может позволить себе думать об этих чужих мнениях, ведь он перед ними слишком беззащитен. (3)

У проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашем мире, в нашей стране, в нашей семье и внутри себя, - духовные корни. Подобно листьям на дереве распускаются симптомы этих проблем - социальные, экономические и политические. Но корни этого дерева - моральные и духовные. И произрастают они в первую очередь в самой личности человека, а затем в его семье. (4)

Неудовлетворенный человек часто предпочитает отстраненно наблюдать за жизнью других. Исполняя одну воображаемую роль за другой, он вскоре теряет понимание своей истинной роли и ведет себя в соответствии с ожиданиями других. (4)

Нравственность утрачивается понемногу, маленькими порциями. (4)

Нам не добиться блестящей общественной победы, то есть не завершить стоящего дела, не одержав сначала блестящей личной победы. (4)

Мы часто слышим о «хищении персональных данных»-когда кто-то крадет ваш бумажник и притворяется вами. Но куда более серьезное «хищение» происходит, когда человек позволяет похоронить свою личность под ворохом представлений о себе других людей. (5)

Когда мы черпаем силу в ярлыках на наших футболках, свитерах, туфлях или платьях, в нашей карточке члена престижного клуба, в нашем положении в обществе, влиянии, могуществе и престиже, в нашей машине, прекрасном доме и других символах престижа и процветания или же в нашем внешнем облике, модном образе, красноречии, научных степенях и грамотах, - мы всего лишь пытаемся компенсировать нашу внутреннюю пустоту и отсутствие опоры. Но, базируясь на внешних символах успеха, мы лишь усиливаем свою зависимость от них. Мы живем напоказ, держимся за несвойственные нам ценности и тем самым усугубляем свою внутреннюю слабость. (4)

Мудрость - дитя честности, способности жить по принципам. А честность, в свою

очередь, -дитя смирения и отваги. По сути, можно сказать, что смирение - мать всех добродетелей, потому что смирение есть признание существования естественных законов, или принципов, которые управляют Вселенной. Они управляют миром. Гордость говорит нам, что это мы управляем миром. Смирение же учит нас понимать принципы и жить по ним, потому что в конечном итоге именно они определяют последствия наших поступков. Если смирение - это мать, то отвага - это отец мудрости. Потому что, чтобы продолжать следовать принципам, даже если они противоречат общественным нормам, обычаям и ценностям, нужна невиданная отвага. (8)

Разговорами не выпутаться из сложной ситуации, к которой привели вас действия. (7)

Вы должны решить, что есть ваши высшие приоритеты, и иметь смелость спокойно, с улыбкой, не извиняясь, сказать «нет» всему остальному. И поможет вам в этом большое «ДА», пылающее внутри вас. (7)

Ваши проблемы начинаются в вашем собственном сердце. (4)

Суть принципа заключается в требовании категорического неприятия государственным и муниципальным служащим таких явлений, как коррупция и бюрократизм.

Коррупция – противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов.

Упоминания о коррупции как социально-историческом явлении встречаются во многих русских пословицах, поговорках, афоризмах.

Для многих важнее вопрос не о том, стоят ли они высокого чина, а о том, сколько стоит получение этого чина.

Распознать мздоимца так же непросто, как распознать, пьет ли рыба воду, в которой она плавает.

Один дает, другой берет – и дело движется вперед и т.д.

Бюрократизм представляет собой чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

Указанный нравственный принцип предполагает следующие требования к государственному и муниципальному служащему:

  • – не отдавать в своей деятельности никаких предпочтений обращающимся субъектам, как за плату, так и бесплатно;
  • – не создавать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;
  • – не давать никаких личных обещаний, связанных со служебными обязанностями;
  • – не использовать конфиденциальную информацию, полученную в ходе исполнения своих должностных обязанностей, в качестве средства получения личной выгоды;
  • – не заниматься предпринимательской деятельностью;
  • – быть честным, скромным, вежливым, тактичным, отзывчивым, справедливым по отношению к своим сослуживцам и посетителям;
  • – разоблачать любые коррупционные действия, бороться за создание в государственных органах атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению сослуживцев.

В качестве примера можно привести факт отказа подмосковного следователя от взятки в крупном размере. В июне 2011 г. в Московской области на бизнесмена было заведено уголовное дело по подозрению в хищениях в особо крупных размерах. Однако коммерсант попытался откупиться, предложив крупную сумму денег следователю Главного следственного управления ГУВД по Московской области.

Предприниматель за 8 млн руб. просил закры ть возбужденное против него дело. Однако следователь сообщил об этом в заявлении, которое направил в службу собственной безопасности МВД России. В результате оперативных мероприятий преступник был задержан. Несмотря на то что подобные действия людей, облеченных властными полномочиями, в нашей стране стали редкостью, они не могут не подкупать чистотой нравственных помыслов.

Одним из направлений реализации нравственных принципов в деятельности органов государственной власти РФ является разработка и внедрение этических кодексов.

В 2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ в соответствии с решениями президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 28 апреля 2010 г. (протокол № 14) и в соответствии с рекомендациями Группы государств против коррупции (ГРЕКО) разработало Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих, который послужил основой для создания аналогичных документов в органах государственной власти как федерального, так и субъектного и муниципального уровней.

Представляется необходимым остановиться на указанном документе несколько подробнее. Структурно Типовой кодекс состоит из преамбулы, 4 разделов, 10 статей.

Смысловые блоки Кодекса:

  • – формулировка сущности, цели и сферы действия;
  • – принципы служебного поведения государственных служащих;
  • – требования к антикоррупционному поведению государственных служащих;
  • – рекомендательные правила служебного поведения и внешнего вида государственных служащих;
  • – ответственность за нарушение Кодекса.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие РФ независимо от занимаемой должности. Его целью является установление этических норм и правил служебного поведения в государственных органах, что должно способствовать достойному выполнению служащими своих обязанностей, укреплению авторитета органов государственной власти.

Действие Кодекса распространяется на всех государственных служащих РФ.

Что касается принципов служебного поведения государственных служащих, то в той форме, в которой они сформулированы, они представляют собой скорее нравственные обязанности, которые возлагаются на служащих в процессе их профессиональной деятельности.

К их числу отнесены:

  • а) исполнение должностных обязанностей добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
  • б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • в) осуществление своей деятельности в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
  • г) независимость от влияния профессиональных, социальных групп, организаций и отдельных граждан;
  • д) исключение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • е) уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • ж) соблюдение установленных федеральными законами ограничений и запретов;
  • з) беспристрастность, исключающая возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • и) соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;
  • к) корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • л) терпимость и уважение к обычаям и традициям пародов России и других государств, учет культурных и иных особенностей различных этнических, социальных групп и конфессий, способствование межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • м) воздержание от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, избежание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб как собственной репутации, так и авторитету государственного органа;
  • н) осуществление предусмотренных законодательством РФ мер по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
  • о) запрет на использование служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • п) воздержание от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
  • р) соблюдение установленных в государственном органе правил публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • с) уважительное отношение к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказание содействия в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • т) воздержание в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота;
  • у) постоянное стремление к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере ответственности.

Известный интерес представляют положения Кодекса, в которых сформулированы требования к антикоррупционному поведению государственных служащих. Отечественный и мировой опыт борьбы с коррупцией свидетельствует о том, что для успешного противостояния этой социальной аномалии применение одних административно-правовых мер является недостаточным. Коррупция начинает сдавать свои позиции тогда, когда воздействие закона подкрепляется нравственным осуждением, моральной нетерпимостью к тем, кто использует свое служебное положение для извлечения личной выгоды. В связи с этим представляется важным четко определить тс нормы, которые помогут сформировать такую атмосферу в коллективе, при которой коррупционные действия сотрудников выглядели бы аномальным явлением, заслуживающим всяческого порицания.

Согласно Кодексу государственный служащий при исполнении должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

Государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством РФ.

Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного служащего.

Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Служебное поведение государственных служащих базируется на таких конституционных положениях, как признание ценности человека, его прав и свобод, а также неприкосновенности частной жизни, права человека на личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

В связи с этим государственный служащий при исполнении служебных обязанностей должен воздерживаться от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность и аккуратность.

Следует отметить, что ряд положений Кодекса, касающихся служебного поведения государственных гражданских служащих, соотносятся со ст. 18 "Требования к служебному поведению гражданского служащего" Закона о государственной гражданской службе.

Нарушение государственным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности.

Кроме этого, качество соблюдения государственным служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Введение

В первоначальном проекте "Бангалорских принципов поведения судей" принцип честности и неподкупности приводился последним среди всех остальных принципов. Однако в ходе обсуждения данной редакции проекта многими судьями и экспертами различных стран были высказаны предложения указать данный принцип, в связи с его значимостью, сразу после принципов независимости и объективности. Данное замечание было принято.

Важность данного принципа в том, что он регулирует нравственную сторону деятельности судьи, как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности. Соблюдение судьями нравственных норм и их высокие моральные качества имеют важное значение для утверждения в обществе доверия к судебной власти, веры в ее справедливость, беспристрастность. Именно доверие общества к независимости судов, к честности и неподкупности судей, к беспристрастности и действенности судебных процессов поддерживает существование судебной системы в государстве. По этому поводу в тексте документа Бангалорских принципов приводятся слова одного из судей: "Авторитет суда …, не обладающего ни кошельком, ни мечом, зиждется, в конечном счете, на доверии общества к его моральному праву принимать решения..." Комментарий к Бангалорским принципам поведения судей, п.3 с.43. Доступно на сайте www.gtz.de/law-caucasus.

И, самое главное, честность и неподкупность судьи является важнейшим и обязательным условием для отправления им справедливого правосудия.

В случае отсутствия данных слагаемых, при наличии остальных прочих, судья не может выступать, в той роли, которую общество ему отводит - стоять на страже закона, судить справедливо, защищать интересы и права личности. Как не может быть врача без знания и умения лечить людей, так и не может быть судьи без честности и неподкупности. Конечно, лицо, занимающее должность судьи, может называться таковым, но без вышеперечисленных качеств судить справедливо - на что рассчитывает общество - не сможет. Следовательно, в своем истинном значении такое лицо судьей являться не будет.

Честность и неподкупность являются абсолютными категориями, не имеющими степеней. Это обязательное условие отправления правосудия и ношения звания судьи. Это не добродетель, а безусловная обязанность судьи, главное профессиональное требование к его личности.

О значении честности и неподкупности и морально-нравственного поведения судьи наиболее точно указано в Бангалорских принципах где приводятся слова одного из судей при обращении его ко вновь назначенным судьям своего судебного округа: "Роль судьи заключается в том, чтобы служить обществу в важнейшем деле отправления правосудия в точном соответствии с законом. Ваша должность дает вам такую возможность, и это привилегия, дарованная вам. Ваша должность требует служения, и это ваш долг. Несомненно, у вас было множество причин как личного, так и профессионального характера, в силу которых вы приняли это назначение, однако судье не суждено добиться успеха и испытывать удовлетворение от исполнения возложенных на него обязанностей, если только он не будет постоянно осознавать важность для общества того долга, которому он служит. Свобода, мир, правопорядок и надлежащее управление - т. е. основы общества, которые мы так ценим - зависят, в конечном счете, от того, насколько верно исполняет свой долг судья. Закон господствует в обществе только тогда, когда общество уверено в честности и неподкупности судей и их способности надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности . Зная это, вы должны преисполниться высочайшим мнением о своей должности - должности чрезвычайно важной. Когда работа потеряет свою новизну, когда бессчетное количество ожидающих вас дел станет напоминать вам сизифово бремя, когда вам начнет приедаться нескончаемое множество отложенных решений, единственным мотивом, побуждающим вас стремиться вперед, будет осознание того, что то, чему вы призваны служить, является основой основ для общества, в котором вы живете.

Вы наделены особым правом исполнять полномочия, которыми наделяет вас ваша должность, и вы обязаны оставить ее незапятнанной, когда придет время сложить с себя полномочия, связанные с этой должностью. Сказанное и сделанное вами в обществе ли, но в определенной степени также и в частной жизни, - будет влиять на восприятие обществом вашего служения ему и на уважение, которым такое служение должно пользоваться в обществе. Риск быть задержанным, будучи за рулем машины и возвращаясь вечером домой после званого обеда, или же занижение суммы доходов в налоговой декларации может иметь широкий общественный резонанс. Стандарты, применимые к жене Цезаря, которая, как известно, "должна быть вне подозрений" - это те стандарты, которыми будут мерить сказанное и сделанное вами, а поскольку вы придерживаетесь действительно высокого мнения о вашей должности, то это также и те стандарты, которыми будете руководствоваться вы. Эти стандарты касаются вопросов малых и вопросов больших.

Преисполняющая вас гордость в отношении судейской должности должна сочетаться со скромностью: вы должны смиренно задаваться вопросом о том, способны ли вы действительно соответствовать тем стандартам, которые установили ваши предшественники, и которых общество ожидает от вас. Есть судьи, настолько уверенные в себе, что им и в голову не приходит усомниться в своей способности достичь того уровня и качества работы, которых от них ожидает общество. Насколько мне известно, ни один из тех, кто был преисполнен подобной самоуверенности, так и не сумел этого сделать. Естественно, накапливая опыт, вы будете меньше волноваться по поводу того, насколько вы способны достойно исполнять обязанности, которые возлагает на вас ваша должность. Однако это связано не столько с удовлетворенностью достигнутым, сколько с осознанием и реалистичным приятием пределов собственных возможностей. Если человек действительно старается сделать все наилучшим образом, беспокойство по поводу каких-то собственных недостатков будет только вредить.

Интеллектуальная скромность, чувство долга и чувство собственного достоинства, осознание того, что за каждым твоим шагом в ходе судебного процесса наблюдает общество и коллеги, являются теми факторами, которые вдохновляют судей стремиться достичь максимума, на который они способны.

… Вы стали или сегодня становитесь частью этой элиты - элиты, гордящейся своим служением обществу, а не своим богатством; ваша причастность к ней может быть источником огромной личной удовлетворенности и немалой гордости. Вознаграждение, которое вы будете получать за свой труд, не сделает вас богачами; вы будете работать больше и дольше, чем большинство ваших друзей, избравших для себя иной путь; каждое сказанное вами в суде слово и каждое связанное с судом ваше действие, равно как и другие ваши слова и дела, могут стать объектом для критики со стороны общества; нападки, зачастую неоправданные и остающиеся без ответа, могут подорвать уважение общества к людям судебной профессии. Но если вы, тем не менее, разделяете с моими коллегами, которых вы глубоко почитаете, чувство служения обществу через правосудие, которое вы вершите в точном соответствии с законом, вас ждет жизнь, полная огромного удовлетворения. Будьте честны и великодушны, и все получится" Комментарий к Бангалорским принципам поведения судей. Преамбула п.15 с.44-45. Доступно на сайте www.gtz.de/law-caucasus .

В Бангалорских принципах каждому из шести принципов посвящается отдельная глава, вначале которой приводится описание данного принципа, далее, в части "Применение", устанавливаются стандарты поведения, предъявляемые к судье в соответствии с данным принципом. В части "Комментарии" дается пояснительный материал, раскрывающий смысл и содержание принципа и отраженных в нем стандартов поведения, и разъясняющий вопрос практического применения данного принципа к ситуациям и проблемам, с которыми, возможно, придется столкнуться судьям.

Бангалорский принцип честности и неподкупности имеет следующее описание:

"Честность и неподкупность являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей".

Применение

Стандарты поведения, которых судья должен придерживаться в соответствии с принципом честности и неподкупности:

  • 3.1. Судья демонстрирует поведение, безупречное даже на взгляд стороннего наблюдателя.
  • 3.2. Образ действия и поведение судьи должны поддерживать уверенность общества в честности и неподкупности судебных органов. Недостаточно просто осуществлять правосудие, нужно делать это открыто для общества.

Комментарий

Для судебной власти и судей честность и неподкупность - это не добродетель, а обязанность.

Составными элементами честности и неподкупности являются правдивость и моральные принципы судей. Судья всегда, а не только при исполнении им своих официальных обязанностей, должен вести себя достойно и честно, как подобает человеку, занимающему должность судьи: он должен быть свободен от лжи, обмана и мошенничества и проявлять достоинство и добропорядочность в своем поведении и характере.

Судья должен поддерживать высокие стандарты поведения как в частной, так и в общественной жизни. Судья, как и любой другой гражданин имеет право на частную жизнь и личную свободу, однако судья должен неизменно задаваться вопросом: не заставит ли его поведение в глазах стороннего наблюдателя, являющегося здравомыслящим и сведущим членом общества, - усомниться в его честности и неподкупности и не ослабит ли оно уважение к нему как к судье. Если это так, то подобного поведения следует избегать.

С точки зрения общества, судья дал обязательство не только служить идеалам справедливости и правды, на которых зиждется верховенство права и основы демократии, но также и воплощать их в себе. Соответственно, личные качества судьи, его поведение и образ в глазах общества оказывают влияние на судебную систему в целом и, следовательно, на доверие общества к судебной власти. Общество предъявляет к судье гораздо более высокие требования, нежели к обычным гражданам; оно ожидает от него стандартов поведения гораздо более высоких, нежели те, что существуют в обществе в целом. По сути, судебная функция, которая заключается в том, чтобы судить других, налагает на судью требование вести себя так, чтобы исключить какое-либо разумное осуждение со стороны других в связи с вопросами, которые могут иметь какое-либо отношение к роли судьи и судебной должности.

То, как воспринимает общество деятельность судьи, не менее важно, чем сама деятельность. Поэтому судья должен оставаться вне всяких подозрений. Судья не только должен быть честен, но и восприниматься как таковой. Долг судьи не только в том, чтобы вынести справедливое и объективное решение - он должен вынести его так, чтобы исключить какие-либо сомнения в справедливости и объективности вынесенного им решения, равно как и в собственной честности и неподкупности. Поэтому судья должен не только обладать высокой квалификацией по вопросам права; не менее важно судье действовать и вести себя так, чтобы стороны в судебном процессе были бы уверены в его беспристрастности и объективности.

Вопрос заключается не в том, является ли действие нравственным или безнравственным с точки зрения некоторых религиозных или этических убеждений, либо является ли оно приемлемым или неприемлемым с точки зрения принятых в обществе норм (что может привести к попыткам произвольно навязать узкие нормы морали), но в том, как это действие соотносится с важнейшими составляющими способности судьи исполнять доверенную ему работу (справедливость, независимость, уважение к обществу), а также с представлением общества о его соответствии занимаемой судейской должности. Соответственно, при оценке этого вопроса предлагается рассматривать шесть нижеперечисленных факторов:

  • 1) носит ли действие публичный или частный характер не противоречит ли оно действующему закону;
  • 2) в какой степени данное поведение защищено как право личности;
  • 3) в какой степени судья проявляет дискреционное право и предусмотрительность при исполнении своих обязанностей;
  • 4) причинило ли рассматриваемое действие или поведение значительный вред тем, кого оно затронуло в наибольшей степени, и было ли оно оскорбительным для других;
  • 5) какую степень уважения или отсутствия уважения к обществу или отдельным членам общества демонстрирует рассматриваемое действие или поведение;
  • 6) в какой степени рассматриваемое действие или поведение указывает на существование предвзятого отношения, предубеждения или ненадлежащего влияния.

Оценка поведения с учетом этих или аналогичных факторов поможет установить равновесие между ожиданиями общества и правами судьи.

Отражение принципа честности и неподкупности в законодательстве Кыргызской Республики

Нормы, регулирующие стандарты поведения судей и предъявляемые к ним обязательные требования, содержатся в ряде нормативных актов. Анализ данных норм показывает, что принцип честности и неподкупности отражен в них слишком косвенно.

Конституция Кыргызской Республики

В п. 1 ст. 95 Конституции КР закреплено положение о том, что судьи всех судов Кыргызской Республики занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным. Данное моральное требование вести себя безупречно, предъявляемое к судьям во время пребывания в должности, является единственным условием нахождения в судебной должности. Критериями безупречного поведения судей являются требования, предъявляемые к судье, изложенные в ст. 5-1 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики" (далее конституционный Закон), среди которых отсутствует требование к судье быть честным. Возможно, в данном перечне требований и нет необходимости напрямую отражать показатель честности и неподкупности. Достаточно включить его в Кодекс чести судей Кыргызской Республики", соблюдение которого является обязательным требованием для судей согласно ст. 5-1 конституционного Закона.

Конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики":

1. В ст. 5 конституционного Закона содержится присяга, приносимая судьей при вступлении в должность судьи, согласно которой он берет на себя обязательство быть честным при осуществлении правосудие и строго соблюдать Кодекс чести судьи КР:

"Я, ..., вступая в должность судьи Кыргызской Республики, перед своим Отечеством и своим народом клянусь:

честно, добросовестно, беспристрастно и справедливо осуществлять правосудие в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики; строго соблюдать правила Кодекса чести судьи".

2. В ст. 5-1 конституционного Закона указано:

Судья обязан:

  • 1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, быть верным присяге судьи;
  • 2) соблюдать требования Кодекса чести судьи Кыргызской Республики , а также установленную законодательством этику государственных служащих и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи; …

Кодекс чести судьи Кыргызской Республики

В п. 6 ст. 2 Кодекса чести судьи КР предусматривается, что "в своей профессиональной деятельности судья должен противостоять проявлениям коррупции". В этом стандарте поведения судьи отражен показатель неподкупности.

Закон Кыргызской Республики "Об органах судейского самоуправления"

В соответствии со ст. 5 Закона КР "Об органах судейского самоуправления" на органы судейского самоуправления возлагается задача обеспечения выполнения судьями требований безупречности поведения судей.

1. Сегодня в обществе наблюдается недоверие к судебной системе. Справедливо звучат требования навести порядок в системе, повысить ответственность и подотчетность судей, которые могли бы дополнить принцип независимости судей и тем самым способствовать повышению уровня доверия общественности к судам.

Несмотря на то, что Бангалорские принципы, представляющие собой признанные международным сообществом этические нормы поведения судей, в какой-то степени нашли отражение в законодательстве Кыргызской Республики, тем не менее, необходимо продолжить их имплементацию в судебную систему республики. Принятие и соблюдение их послужит тем целям, без которых невозможно не только поступательное развитие, но и просто нормальное функционирование судов любого уровня.

  • 2. Принцип честности и неподкупности сложно формализовать как норму, тем не менее, более широкое его отражение в законодательстве страны позволит еще раз подчеркнуть его как доктринальную основу существования справедливого и независимого правосудия, и будет способствовать улучшению морально-нравственного аспекта поведения судей.
  • 3. Необходимо включить понятия честности и неподкупности в нормативные - правовые акты, регулирующие деятельность судей в Кыргызской Республике. В частности, например, в п. 1 ст. 3 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики" установлены принципы осуществления правосудия, которыми судья должен руководствоваться при осуществлении правосудия. Одним из них является принцип ответственности судей. Целесообразно дополнить его, включив понятия честность и неподкупность. Таким образом, редакция обновленной нормы должна звучать следующим образом: "При осуществлении правосудия судьи руководствуются следующими основными принципами: ...ответственностью, честностью и неподкупностью судей". В ст. 2 Кодекса чести судей КР установлены нормы этических принципов поведения судьи, которые необходимо дополнить положением о том, что судья в своей профессиональной деятельности должен быть честным и неподкупным, быть верным своему долгу.
  • 4. Очень важно повысить требования также к морально-нравственным качествам и поведению членов Совета по отбору судей КР как органа, осуществляющего отбор кандидатов на вакантные должности судей. К людям, которые имеют прямое отношение к формированию судейского корпуса, общество должно также предъявлять высокие требования, в том числе к их личностным качествам, квалификации и поведению. Члены Совета по отбору судей КР должны быть честными и неподкупными, независимыми и способными противостоять внешнему давления, попыткам подкупа. В связи с этим, целесообразно будет дополнить Закон КР "О Совете по отбору судей Кыргызской Республики" положениями, направленными на повышение требований к кандидатам в члены Совета по отбору судей КР, на установление высоких стандартов поведения во время членства в Совете по отбору судей КР, включая обязанность вести себя безупречно. При этом важно определить критерии безупречного поведения, как это сделано в отношении судей, а также установить ответственность за нарушение данных требований.
  • 7. Сложившееся в обществе недоверие к судебной системе является, к сожалению, следствием ненадлежащего поведения судей в их профессиональной деятельности, нарушений с их стороны требований закона о безупречности поведения судей. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об органах судейского самоуправления" обеспечение выполнения судьями требований безупречности поведения судей, привлечения их к дисциплинарной ответственности за нарушение данных требований возложено на органы судейского самоуправления, в частности на Совет судей КР. Поэтому, на наш взгляд, необходимо осмыслить, и в первую очередь самому судейскому корпусу, причину того, почему органы судейского самоуправления по сути не справляются с поставленной перед ними задачей. Является ли причиной этого неэффективность существующей институциональности органов судейского самоуправления либо отсутствие необходимой нормативной базы, или это связано с персональным составом Совета судей КР. Необходимо, чтобы судейский корпус сам осуществлял постоянный процесс самоочищения внутри судебной системы, обеспечивал бы на более качественном уровне контроль за соблюдением судьями высоких стандартов и установленных законом требований безупречности поведения. В противном случае, в отсутствие способности Совета судей КР обеспечить соблюдение судьями установленных требований, будет возникать ситуация, когда в этот процесс будут включаться представители других ветвей власти, что нанесет урон независимости судебной ветви власти. Необходимо предпринять меры, направленные на улучшение работы Совета судей КР, других органов судейского самоуправления, принятие, возможно, новых подходов и методов в работе Совета судей КР.