Расчет одн по электроэнергии в многоквартирном доме. Что означает «Электроэнергия МОП»? Что влияет на размер оплаты

В связи с многочисленными обращениями в администрацию МО «Гусевский муниципальный район» через интернет-приемную, по вопросу оплаты электроэнергии за места общего пользования в многоквартирных домах, отдел ЖКХ, ТЭК, дорожного хозяйства, транспорта и газоснабжения сообщает следующее.

В настоящее время в России идёт реформирование жилищно-коммунального хозяйства. В рамках данного процесса обслуживающие организации вводят изменения в отношения со своими клиентами - физическими лицами, проживающими в многоквартирных домах. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, по мере организации общедомового учета в многоквартирных домах, ОАО «Управляющая компания» будет производить начисление за электрическую энергию, потребленную не только в квартирах, но и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В связи, с чем у потребителей возникают многочисленные вопросы по начислению за электроэнергию мест общего пользования. Предлагаю вашему вниманию ответы по наиболее актуальным темам.

Что означает «Электроэнергия МОП»? Электроэнергия МОП – это электрическая энергия, которая используется жителями многоквартирного дома на «общедомовые нужды». В это понятие входит освещение лестничных клеток, подвалов и всевозможных вспомогательных помещений многоквартирного дома, подкачивающих насосов и прочего внутридомового оборудования, которое индивидуально для каждого дома. Ранее потребление электроэнергии на общедомовые нужды входило в статью «Содержание жилого фонда» и рассчитывалось в соответствии с нормативами.

Теперь, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05. 2006года № 307, стоимость электрической энергии, расходуемой на общедомовые нужды выделена в квитанции отдельной строкой. Таким образом, с введением новой формы расчетов, расходы на общедомовые нужды распределяются и начисляются индивидуально каждому собственнику или нанимателю жилого помещения многоквартирного дома.

Как рассчитывается электроэнергия МОП? Согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006года № 307, существует четкая модель распределения электроэнергии МОП. Прежде всего, количество всей электроэнергии, поступающей в дом, фиксируется общедомовым прибором учета. Эти показания ежемесячно снимаются представителями обслуживающей организации и передаются в энегосбытовую компанию. С помощью снятых показаний определяется фактический расход электрической энергии по общедомовому прибору учета. Из полученного расхода исключается весь расход по индивидуальным приборам учета электроэнергии, а также, если имеются в многоквартирном доме, расход юридических лиц, которые могут быть подключены к общедомовым сетям, оставшийся объем, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года), должен быть распределен между жильцами дома. В частности, если дом оборудован общедомовым и индивидуальными приборами учета, распределение осуществляется пропорционально объему индивидуального электропотребления в квартире.

Какие факторы влияют на увеличении размера начислений за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома? Среди основных причин завышенного количества электроэнергии, расходуемой на общедомовые нужды, следует отметить бездоговорное потребление и хищения энергии со стороны физических лиц, в результате несанкционированного подключения к сетям жилого дома, количество установленного в доме электрооборудования, находящегося в общей собственности, точность и своевременность передачи жильцами показаний индивидуальных приборов и даже отношение жильцов дома к рациональному использованию электроэнергии в местах общего пользования.

Возможен ли отказ от оплаты за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома? Напомним, что в результате реформы ЖКХ управление многоквартирным домом передается в руки собственников, что влечет за собой их полную ответственность (материальную в том числе) за общедомовое имущество. Электроснабжение мест общего пользования является коммунальной услугой. Данная услуга оказывается собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, которые должны оплачивать ее на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом. Отметим, что объем электрической энергии, предъявляемый к оплате собственникам (нанимателям) жилых помещений многоквартирного дома, не может превышать объема, учтенного общедомовым прибором учета.

Отвечает главный специалист контрольно-правового отдела города Омска Дмитрий Щербаков:

Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 июня 2007 года № 11356-ЮТ/07 «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» даны следующие разъяснения по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению:

«...В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг, коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Из установленного приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования...»:

При наличии общедомового прибора учета разность между общедомовым расходом электроэнергии, расходом электроэнергии арендаторами нежилых помещений и расходом электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, делится на расход электроэнергии, потребленной жильцами всех квартир, затем умножается на расход электроэнергии в конкретной квартире;

При отсутствии общедомового прибора учета расчет потребления электроэнергии в местах общего пользования производится по нормативам потребления электроэнергии, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 года № 158-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению населением при отсутствии приборов учета».

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при наличии общедомового прибора учета электроэнергии, зарегистрированного в установленном порядке, оплата потребления электроэнергии в местах общего пользования производится исходя из фактического объема, при отсутствии общедомового прибора учета оплата производится по нормативу потребления.

Норматив на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления составляет 7 кВт/ч на 1 человека в месяц.

По вопросу оплаты расходов за электроэнергию в местах общего пользования по коммунальному счетчику, установленному в подъезде многоквартирного дома, поясняем следующее.

В соответствии с действующим законодательством (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам») расчет объемов потребленных ресурсов фиксируется двумя приборами учета:

1 - общими (коллективными) счетчиками , установленными на границе балансовой принадлежности. Для многоквартирного дома такой границей является внешняя стена дома;

2 - индивидуальными приборами учета.

При начислении объемов потребленной электроэнергии используется совокупность указанных приборов учета.

Установка приборов учета в подъездах (коммунальный счетчик) возможна, но такие приборы по действующему законодательству не являются расчетными. Коммерческими (расчетными) считаются только приборы, установленные на границе балансовой принадлежности (на границе дома) и фиксирующие весь объем энергопотребления дома. Установка приборов учета в подъездах может позволить собственникам наблюдать за динамикой электропотребления в какой-то части дома, но, к сожалению, отдельный подъездный счетчик не даст картины энергопотребления дома в целом.

В Новосибирске началось массовое принудительное оснащение жилых домов общедомовыми приборами учета электроэнергии. За установкой этих приборов учета последует очередной рост платежей - уверены некоторые новосибирцы. В нескольких жилых домах уже столкнулись с этой проблемой. Так, после установки счетчика, расходы на электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды, в ТСЖ "Зорге, 145" выросли вдвое. Многие управдомы уверены: в ОДПУ по электричеству и вовсе нет нужды. Большинство домов города оснащены приборами учета электроэнергии МОП, а в квартирах новосибирцев практически повсеместно имеются индивидуальные счетчики. Таким образом все потребленное в доме электричество полностью учитывается.

До 1 сентября прошлого года расчет за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования многоэтажек, происходил как раз на основании показаний приборов учета МОП. Однако, в связи с изменением Правил предоставления коммунальных услуг, которыми этот счетчик не предусмотрен, энергетики стали требовать установки общедомового прибора учета, а при его отсутствии пользоваться нормативами потребления.

Между тем различные органы власти продолжают заявлять о возможности возврата к начислениям по счетчикам МОП. В частности, в комитете по строительству, ЖКК и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области уверены: этот прибор учета в совокупности с другими средствами изменений в доме можно считать общедомовым. Однако, только при условии, что во всех помещениях дома есть счетчики и учтены потери, возникающие во внутренних сетях.

В ответе на обращение сопредседателя Общественного совета по оказанию содействия реформированию ЖКХ правобережной части Советского района Новосибирска Надежды Кантер заместитель председателя профильного комитета ЗС НСО Андрей Парфенов рекомендует собственникам жилья совместно с управляющей и ресурсоснабжающей организациями произвести анализ технической документации, схем фактического подключения энергопотребляющих установок и учета электричества. И по результатам внести изменения в договор энергоснабжения.

Клуб Управдом попросил представителей ОАО "Новосибирскэнергосбыт" прокомментировать такое решение проблемы общедомовых счетчиков.

Публикуем комментарий компании:

"Понятие коллективного (общедомового) прибора учета дано в Правилах предоставления коммунальных услуг №354: «коллективный (общедомовой) прибор учета» - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом».

При поступлении заявки на установку общедомового прибора учета в многоквартирном доме, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» выполняет расчет нагрузки с учетом всех подключенных потребителей, подготавливает и согласовывает однолинейную схему электроснабжения с обозначением места установки и технических характеристик ОДПУ. При подготовке схемы производится обязательное обследование вводно-распределительного устройства дома для подтверждения схемы электропитания и нагрузок, а так же уточняется возможность использования уже установленных приборов учета МОП или лифтов в составе ОДПУ многоквартирного дома.

В случае, если прибор учета на места общего пользования установлен на границе внутридомовых сетей и учитывает часть потребления электрической энергии в многоквартирном доме, то он может участвовать в схеме общедомового учета наряду с иными приборами учета, устанавливаемыми на границе внутридомовых сетей для учета оставшейся части дома (жилая, нежилая часть, общедомовое имущество). Если такой прибор учета установлен не на границе внутридомовых сетей, в расчетной схеме определения объема электроэнергии в многоквартирном доме, он не участвует.

При этом, только совокупность индивидуальных приборов учета и приборов учета на места общего пользования нельзя считать коллективным (общедомовым) прибором учета, так как они не учитывают весь объем электроэнергии, отпущенный в многоквартирный дом, в том числе внутридомовые потери. Данный вывод подтверждает также и то, что индивидуальные приборы учета в состав общего имущества в многоквартирном доме не включаются, а соответственно, и не могут относиться к коллективным приборам учета.

При этом, требования к обеспечению многоквартирного дома общедомовым прибором учета (который может состоять и из нескольких приборов учета) установлены в следующих нормативных актах:

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 предусматривают установление коллективных (общедомовых) приборов учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, а в отношении многоквартирных домов - на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем.

Пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 устанавливает, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Также п.7 Правил №491 устанавливает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета.

То есть, в случае, если под приборы учета на места общего пользования подключены только лифты и/или места освещения в подъездах, и нет прибора учета, учитывающего потребление жилой части и внутридомовые потери электрической энергии, возникающие во внутридомовых сетях, то общедомовой прибор учета в таком доме отсутствует.

Таким образом, при отсутствии полного учета электрической энергии, потребляемой в многоквартирном доме, на границе внутридомовых сетей (при технической невозможности установки на границе - в месте максимально приближенном к границе) многоквартирный дом является не оснащенным общедомовым учетом. Объем электроэнергии, отпущенный в такой дом, определяется с учетом соответствующих нормативов на общедомовые нужды, установленных уполномоченных органом."

В последнее время часто задают вопрос о новой строке, появившейся месяц-второй назад в счетах на оплату ЖКУ - «Электроснабжение МОП». В моем, например, счете за февраль в строке «Освещение МОП» указывался «тариф» - 0,5 руб./кв. м, за март в строке «Освещение МОП» уже была сумма с минусом и появилась услуга «Электроснабжение МОП фев 2011»…
Что это за услуга? Новая ли?..
Сообщаю о своих исследованиях. Как и предполагал, «Электроснабжение МОП» - такая же коммунальная услуга, как водоснабжение, водоотведение, отопление, газ и электроэнергия (которую мы привычно оплачивали по показаниям счетчиков или по нормативу). В соответствии с Жилищным Кодексом, постановлениями Правительства РФ №№ 306, 307, 491 собственники обязаны оплачивать содержание общедомового имущества и коммунальные услуги на его содержание.
То есть, собственник должен оплачивать не только электричество, которое он потребляет непосредственно в своей квартире, но и то, которое расходуется на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу лифтов и другого имущества дома... Больше того, во внутридомовых сетях неизбежны ПОТЕРИ электроэнергии (как утверждают специалисты, от 10 и выше %%), которые также оплачиваются из нашего кошелька.
Предвижу вопросы, но сначала закончу ликбез…
Как определяется доля электроэнергии на общее имущество, которую должен оплатить собственник? Арифметически - просто. В расчете этой доли используются три величины.
ПЕРВАЯ - это объем потребленной домом энергии (по показаниям общедомового прибора учета).
ВТОРАЯ - суммарный объем электроэнергии по показаниям индивидуальных приборов.
ТРЕТЬЯ величина - суммарный объем электроэнергии по нормативам потребления.
Первая величина делится на сумму второй и третьей, и полученный КОЭФФИЦИЕНТ умножается на показания квартирного прибора учета. Коэффициент заведомо больше единицы. Полученное произведение и есть та сумма, которую должен оплатить собственник за электроэнергию С УЧЕТОМ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО ИМУЩЕСТВА… Но. Тех, кто не имеет счетчиков и оплачивает электричество по нормативу, этот коэффициент обходит стороной: теоретически в нормативах все учтено (и потери, и объем услуги на содержание общедомового имущества). А в квитанциях сумма в строке «Электроснабжение МОП» как раз и должна быть разницей между суммой по нашему счетчику и этой же сумой, помноженной на коэффициент…
Такой порядок расчета определен постановлением 307 еще в 2006 году. Попытки оспорить его в судах оказались безуспешными…
Желающие могут ознакомиться с текстом письма Минрегионразвития РФ от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07 на эту тему (ниже). Еще есть хороший комментарий по ссылке http://gkh.avbn.ru/jkh_articles/?11358 .
Почему только сейчас стали вводить доплату по электричеству? Толком никто не объясняет. (Есть, конечно, версия, что доплату не вводили по причине опасения «социальной напряженности».) Некоторые директора управляющих организаций утверждают, что якобы вмешалась прокуратура, предписав компаниям выставлять собственникам 100% потребление домом электроэнергии. Но, кстати, некоторые ульяновские УО начали выставлять корректировку по электроэнергии еще больше года назад. И корректировки эти оказались практически сравнимы с суммами по показаниям счетчиков.
С одной стороны, понятно, что дом в целом потребляет электроэнергии больше, чем сумма объемов электроэнергии по квартирным счетчикам и нормативам. И эту разницу энергетикам нужно оплатить. Понятно, что сделать это можно только за наш счет.
С другой стороны возникают вопросы и претензии как к законодателям, так и к управляющим организациям.
Справедливо ли, что оплачивающие по нормативу (но потребляющие больше нормативного за счет большего количества проживающих, чем прописанных), не должны оплачивать «Электроснабжение МОП»?
Что делают УО для снижения потерь в электросетях?
Как бороться с неплательщиками, ведь из-за них увеличивается нагрузка на добросовестных собственников?
Как бороться и кто борется с воровством электроэнергии?
Наконец, справедливо ли - чем больше платишь по квартирному счетчику, тем больше платишь за «Электроснабжение МОП»?..
И напоследок, цитата из факсограммы Минрегионразвития № 18/14 от 24 января 2011 года: «ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ… МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЯ ПУНКТА 5 РАЗДЕЛА I ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 2010 г. № 42 ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ РОСТА ПЛАТЕЖЕЙ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В 2011 ГОДУ ВЫШЕ 15 ПРОЦЕНТОВ СООБЩАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ…»
Вспомнили? Да?
Больше 15% - НЕЛЬЗЯ!
Популизм? Без сомнения. С одной стороны (законодательной и экономической) требовать оплачивать все и вся. С другой стороны - пытаться избежать"социальной напряженности"…

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПИСЬМО от 18 июня 2007 г. N 11356-ЮТ/07
Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу отнесения снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Приложением N 2 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги:
при отсутствии приборов учета с использованием нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила установления нормативов), коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В отношении электроснабжения примером этого могут служить пункты 24 и 25 приложения к Правилам установления нормативов при определении норматива электроснабжения расчетным методом, а также пункт 10 приложения к Правилам установления нормативов, учитывающий в формуле определения норматива электроснабжения с применением метода аналогов и экспертного метода "суммарное потребление электрической энергии в многоквартирных домах или жилых домах по показаниям коллективных приборов учета";
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг);
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (в отношении электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктами 15 - 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, одной из составляющих, на основе которой рассчитываются тарифы на электрическую энергию, является размер необходимой валовой выручки организации от реализации каждого вида продукции (услуг), куда включаются, в том числе, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности. При этом расходы на содержание внутридомовых сетей не могут учитываться при формировании тарифов на электроэнергию в связи с тем, что границы эксплуатационной ответственности по содержанию сетей при наличии общедомовых приборов учета в многоквартирном доме определяются в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Прошу довести требования законодательства Российской Федерации и настоящие разъяснения до сведения органов местного самоуправления, управляющих организаций, товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов и организаций коммунального комплекса, действующих на территории субъектов Российской Федерации.
Ю.П.ТЫРТЫШОВ