Регистрация дома в садовом товариществе. Как оформить садовый участок в собственность в СНТ и можно ли получить его бесплатно? Снт не является собственником земельного участка

Если вам не нужна статья излагающая полный перечень аналитических материалов, вы можете посмотреть статью в упрощенном читательском варианте

04.07.2016 О чем эта статья

Полноценный аналитический материал о том, кому принадлежит земля в СНТ, нужна ли она в собственности, или лучше пусть она будет принадлежать администрации. Какие у садоводов права на эти земли и как ими воспользоваться?

ЗОП - что это?

Речь в этой статье пойдет о землях общего пользования (далее ЗОП), находящихся в коллективной совместной собственности граждан, земельном налоге на ЗОП с таким видом собственности о том, как он исчислялся и уплачивался ранее и как происходит это сейчас на практике и по закону согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ.

Почему собственность коллективная

Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена ГК РФ.
Для этого надо вернуться в недалекие 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, ЗОП оформили в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу, а именно ст. 8 указывала кому можно оформить в собственность земельные наделы с такой юридической формой содержания, включая и земли общего пользования садоводческих товариществ.

Земли разделу не подлежат

«Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.» (ст.8 ЗК РСФСР)

Земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР принадлежат гражданам, а ни в коей мере ни юридическому лицу. Свидетельство имеющиеся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок у граждан. То что написано с аббревиатурой СТ, это юридическая ошибка или безграмотность чиновников (как ни назови), но тем не менее это накладывает свои определенные отпечатки а иногда и трудности, но не исключает право собственности граждан.

Подробно о документах

С введением нового Земельного Кодекса РФ, какие документы сегодня имеют юридическую силу равную с регистрацией в ЕГРП.

В федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» который принят 25 октября 2001 года есть п. 9 ст. 3. В котором говорится
"Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едино государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении правил введения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Форма документа, удостоверяющего право на землю, менялась несколько раз, но всегда выданные ранее документы признавались действительными и сохраняли свою юридическую силу. Действует или нет ранее выданный документ нужно определять по 2-м критериям
а) форма документа должна быть утверждена нормативным актом;
б) документ должен быть выдан в период, когда его разрешалось выдавать.

Посмотрим, что из выше перечисленных документов имеют юридическую силу

1. Свидетельство на право собственности на землю, утвержденное постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177, выдавалось до 27 октября 1993 года.
Новая форма свидетельства на право собственности на землю утверждена указом президента РФ № 1767 от 27 октября 1993 года и выдавалась до вступления в действие в регионах России федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В некоторых субъектах РФ этот закон вступил в действие 1 января 2000 года, так как процесс создания учреждений юстиции (регистрационных палат) для регистрации прав затянулся на два года.

2. Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей; свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей; договор аренды земельного участка
утверждены постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177 и выдавались до вступления в действие в конкретном регионе федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с этим федеральным законом права на землю удостоверяются

3. Свидетельством о государственной регистрации прав, выдаваемые учреждениями юстиции (регистрационными палатами)

Ниже приведены ссылки на законодательство, которое указано выше и из которых следует, согласно каких документов закреплялось право на землю за гражданином или юридическим лицом, и которые имеют равную юридическую силу с гос. регистрацией в ЕГРП.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117;fld=134;dst=4294967295
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=399;fld=134;dst=100014
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=21758;fld=134;dst=100066
Из Федерального закона № 122-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» (п.1 ст. 6.) так же видим, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Именно по желанию самих граждан, а не по воле ФНС, ФРС и прочих.

Это касается не только участков, которые в собственности, но и находящиеся на другом вещном праве.

Исходя из выше изложенного, следует, что земля принадлежит гражданам на праве коллективной совместной собственности, свидетельства о регистрации права собственности, которых сегодня имеют равные права с регистрацией в ЕГРП.

Хотя Гражданский и Земельный кодексы, не предусматривают наличие такой собственности, а только совместную и долевую это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. См. выше ФЗ № 137-ФЗ.

Нужно ли менять старое свидетельство с формой собственности коллективная совместная.
Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица. Объединение граждан -коллектив это одни права, а организация – юр. лицо другие.

Именно юридическое лицо легкая добыча рейдеров.

Почему нельзя зарегистрировать ЗОП или получить новое свидетельство взамен старого образца, как указано в ГК РФ - совместную или долевую собственность.

Потому, что нормы ФЗ №66-ФЗ после принятия закона N 93-ФЗ от 30.06.2006, предусматривают оформление ЗОП только на юридическое лицо в соответствии со ст. 14 указанного закона, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Поэтому если вы захотите переоформить сегодня надел получите, только собственность юр. лица, т. е. то, что я писала выше самолично отдадите ЗОП организации юридическому лицу, а не объединению граждан.

Земля в собственности Юридического лица СНТ

Что плохого, если граждане собственники ЗОП решили передать свои земли в частную собственность юридического лица. Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.

Если вы выходите из членов по своему желанию или вас исключают по решению ОС, то вы уже не будете иметь свое влияние на судьбу ЗОП, так как вы уже не являетесь членами объединения. Если же ЗОП остаются в совместной собственности граждан, то выходя из членов объединения, вы все равно остаетесь собственником ЗОП до тех пор, пока вы являетесь владельцем своего индивидуального участка, Пока вы не совершили условий по сделкам (например продажа, дарение, наследство), т. е. пока у вашего ЗУ не появился новый хозяин, к которому по закону перейдет ваша доля в ЗОП и личный участок, и который в последующем будет оплачивать земельный налог на часть отошедшей ему доли в ЗОП и за личный участок.

Абзац пункта 4 статьи 14 ФЗ №66-ФЗ о закреплении земель общего пользования за юридическим лицом противоречит Конституции РФ согласно которой, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Нельзя заставить стать членом СНТ

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. (ст. ст. 30 и 35)
Верховенство Конституции и основанных на ней федеральных законов является одним из важнейших принципов всего конституционного права, а следовательно, и всего законодательства в России. Акты, не соответствующие Конституции, подлежат отмене в установленном порядке. В случае явного противоречия между Конституцией и законом исполнению подлежит Конституция. Это - важнейшее выражение ее верховенства (Ст.4)
Теперь рассмотрим как должны начислять земельный налог ФНС на коллективную совместную собственность и почему они так старательно продолжают истребовать оплату земельного налога с юр. лица.

Для этого вернемся опять к Налоговому Кодексу гл. 31. ст. 392 в которой говорится об особенностях определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

Несмотря на то, что земельному налогу исполнилось 5 лет т. е. с тех пор как вступила в силу гл. 31 НК РФ «земельный налог», практически ничего не изменилось.

ФНС принципиально (потому что ей так удобно) ссылаясь на то, что юридическое лицо собирает членские взносы и за счет их производит оплату. Так же истребует декларации по земельному налогу с юридического лица, хотя это и не правомерно, тем самым избавляя себя от хлопот, а граждан толкает в долговую яму.

Ошибки председателей СНТ

Председатели же по старинке не отказываются от противоправных действий и несут поголовно декларации от юр. лица (организации) у которого данной базы для начисления не существует, так как нет собственности, а значит и нет начисления налога. Все это налагает определенные последствия такие как незаконное начисление штрафов за своевременно не представленные декларации и начисление пеней за не уплаченный вовремя земельный налог.

Почему продолжают начислять по старинке.

Для этого вспомним, как начислялся налог на землю до вступления гл. 31 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю (ст. 6), земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Из закона видим, что начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т. ч. и с площадей земель общего пользования.

Принимались так же местные законы о плате на землю в которых было прописано, что члены садоводческих, товариществ после выдачи свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками могут уплачивать земельный налог через правления кооперативов, товариществ, для чего правления представляют решения общего собрания членов кооператива, товарищества о централизованной уплате земельного налога и расчеты земельного налога (включая земельные участки членов кооперативов, товариществ) государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают налог в соответствующий местный бюджет."

Если члены объединений, указанных выше имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и каждый член объединения уже тогда должен был уплачивать налог самостоятельно.
Выплаты производились юридическим лицом, поэтому возмещение каких-либо расходов юридического лица их членами в виде уплаты взносов не может рассматриваться в качестве уплаты налога." Задолженность по налогу фактически остается за гражданином.

Членские взносы по своей структуре согласно ст. 1 ФЗ №66-ФЗ являются собственностью юридического лица, поэтому любые выплаты за счет членских взносов считаются выплатами юридического лица, а значит не списывают задолженность с гражданина.

Поэтому если принимались такие решения общим собранием, то их следует отменить в обязательном порядке. Последствия такой оплаты в будущем не заставят себя ждать.

Если юридическое лицо ликвидируют например за долги, то земли заберут в первую очередь если даже они и находились в собственности граждан, НО земельный налог УПЛАЧИВАЛО много лет ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, а не граждане сособственники ЗОП. Соответственно суд имеет право принять это во внимание.

Что изменилось с принятием гл. 31 Земельный налог

Для этого обратимся к Налоговому кодексу. Кто является налогоплательщиком п. 1. ст. 388 налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Что является объектом налогообложения

Согласно п. 1. Ст. 389 объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Определены налогоплательщики и земли, которые облагаются земельным налогом.
Определяем базовый элемент, т. е. согласно п. 1 ст. 390, рассматриваемой главы налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со Ст. 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость

п. 2. этой же ст. говорит, что Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным кодексом РФ. Определили, что базой для налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог и кадастровую стоимость ЗУ, которая определяется согласно Земельного кодекса.
Если обратимся к п. 1 ст. 391, который определяет налоговую базу, то увидим, что она очень сильно разнится с определением, в Законе РФ "О плате за землю", где налогооблагаемой базой являлся весь землеотвод, включая личные участки граждан со ссылкой предоставленных для садоводства. Согласно пункта 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка отдельно и зависит от его кадастровой стоимости.

А в п. 2. налоговая база определяется так же отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, которыми налогоплательщиками признаются разные лица.
Определили, что качестве объекта налогообложения выступает земельный участок, а налоговая база определяется как кадастровая стоимость этого участка.

Налогоплательщики юридические лица определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Это значит, что сами заполняют декларацию, и самостоятельно предъявляют ее в налоговые органы согласно срокам определенным в гл. 31 НК РФ.

Если юридическое лицо согласно установленным срокам не предоставил декларацию, да еще и вовремя не успел уплатить налог, то налоговые органы обязаны начислять штрафы и пени.
В отличии от юридического лица согласно ст. 397 физические лица, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления направленного налоговым органом. Только после получения на руки гражданин сможет уплатить земельный налог и никак иначе.

Из п. 2 этой статьи следует, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Внимание: ст. 397 гл. 31 НК РФ дополнена нормой о том, что направление налогового уведомления по земельному налогу физическому лицу допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Ранее аналогичная норма содержалась в статье 17 Закона РФ "О плате за землю", который не применяется после вступления гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. В связи с тем, что налоговые органы за всё время действия главы 31 НК РФ не проявляли должной расторопности и по многим земельным участкам своевременно не начисляли земельный налог, возникла правовая неопределённость о предельном сроке для привлечения налогоплательщиков к уплате земельного налога за предшествующие налоговые периоды. Теперь эта неопределённость устранена. Не более 3-х лет.

Напомню, что согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате земельного налога (а также налога на имущество физических лиц и транспортного налога) возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления. Поэтому, если налоговый орган не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется.

Уклонение от уплаты налога на общие земли

Если владелец участка долгое время его не регистрирует, то это считается уклонением от уплаты земельного налога. В Письме Минфина России от 24.05.2007 № 03-05-07-02/57 разъясняется, что в случае отсутствия правоустанавливающих документов надо обратиться в территориальный орган Росрегистрации для оформления права на фактически используемый участок в законном порядке. При этом факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Более того, если земельные участки долго не регистрируются, то такие факты в соответствии с действующим законодательством рассматриваются как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями – налоговой ответственностью по ст. 122 НК РФ (Письмо Минфина России от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82).

Президиум ВАС подтверждает позицию, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога (постановления от 12.07.2006 № 11403/05, № 11991/05). Впоследствии данная позиция находила свое отражение при рассмотрении споров на уровне федеральных арбитражных судов – постановления ФАС ЗСО от 11.03.2008 № Ф04-1521/2008 (1742-А27-26), ФАС СЗО от 21.02.2008 № А56-19016/2007, ФАС ВСО от 28.11.2007 № А19-4107/07-43-Ф02-8860/07, ФАС ПО от 07.08.2007 № А57-14463/2006.

Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусматривает обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Для того чтобы налогоплательщик выполнял эту обязанность, законодатель должен четко определить все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты согласно п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 НК РФ.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Пункт 4. Ст. 391 поясняет, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Еще раз напоминаю, что если налоговый орган именно по этой причине не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется. Основание п. 4. ст. 391 и п. 4. ст. 397

Можно ускорить это событие, тем, что граждане подают в налоговые органы заявление с приложением копий документов на земельный участок (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство право на наследование и другие правоустанавливающие документы).

Обязанность гражданина заплатить в бюджет указанные налоги возникает только после получения уведомления из ИФНС (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

В письме Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-05-04-02/71, которое Федеральная налоговая служба довела до сведения ИФНС письмом от 17 декабря 2008 г. № ШС-6-3/935@, также уточняется срок уплаты налога. Он должен составлять не менее одного месяца со дня получения налогоплательщиком уведомления (п. 6 и 8 ст. 58 Налогового кодекса РФ). Это правило действует и для случаев, когда инспекторы направили уведомление с опозданием .

Исходя из толкования Налогового кодекса (п. 2 ст. 392 гл. 31 Земельный налог) следует, что за земли находящиеся в совместной собственности налог гражданами уплачиваются согласно налоговым уведомлениям, которые им направила ФНС. Граждане получают налоговые уведомления на уплату авансовых платежей в течение календарного года, а по его окончании на уплату оставшейся части годовой суммы земельного налога.

Сроки уплаты налога

Сроки уплаты налога устанавливаются в каждом муниципальном образовании
При получении налогового уведомления обратите внимание на правильность указания в уведомлении площади земельного участка, соответствия доли указанной в правоустанавливающих документах и в налоговом уведомлении, ФИО собственника, землевладельца или землепользователя. Налог садовода согласно всех перечисленных правил должен выглядеть примерно так:

  • Налог на индивидуальный участок кадастровый № 001 = 180 руб.
  • Налог на ЗОП кадастровый № 002 = 9 рублей.
  • Итого следует к уплате за 2009 год по сроку = 189 рублей.
Пример 1.

Собственник личного участка, кадастровая стоимость которого составляет 120 000 руб., а ставка земельного налога - 0,15%. Кадастровый № 001

Расчет суммы земельного налога следующий:
120 000 х 0,15: 100 = 180 руб. или (120 000 х 0,15 %) = 180 руб

Пример 2.

По участкам, находящимся в совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в РАВНЫХ ДОЛЯХ. (НК РФ)

Для примера предположим, что объединение состоит из 4-х человек являющимися сособственниками ЗОП (Иванов, Петров, Сидоров, Гаврилов)

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 24 000 руб. кадастровый № 002
Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:

  • Ивановым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Петровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Сидоровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Гавриловым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
Сумму земельного налога следует уплатить из расчета применяемой налоговой ставки за земли, (для садоводческих, огород, и дачных) 0,15% в части доли земельного участка, закрепленной за:
  • Ивановым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Петровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Сидоровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Гавриловым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
Почему раздельный расчет сумм на ЗОП и личный участок

Разные кадастровые номера на ЗОП и личные участки граждан, а иногда может быть и разная кадастровая стоимость. Если же продолжать платить «котловым методом» т. е. согласно поданной декларации от имени юридического лица, то это повлечет задолженность по уплате земельного налога у гражданина. Плательщиком, а значит и собственником этих средств, как имущества будет являться СНТ- юр. лицо..

НО НК РФ так же указывает в частности в статье 8, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме ОТЧУЖДЕНИЯ принадлежащих им на праве СОБСТВЕННОСТИ, хозяйственного ведения или оперативного управления ДЕНЕЖНЫХ средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. (СНТ здесь выступает в качестве третьего лица).

Из пункта 1 ст. 45 НК следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Под налоговым законодательством подразумевается НК РФ.

Кто же должен уплачивать земельный налог на ЗОП в совместной собственности.

Как уже говорилось выше, граждане выплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Из всего сказанного следует, что земельный налог за земли общего пользования,
находящиеся в общей совместной собственности граждан объединения (членов объединения и не являющимися таковыми, но земли ранее были предоставлены и на их долю) подлежит уплате физическими лицами – гражданами этого объединения (как членов так и не членов такого объединения)

Предоставление Декларации по земельному налогу и его оплата СНТ в случае ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности, неправомерно. В обязанности юридического лица НК РФ не вменяется оплата земельного налога за налогоплательщика гражданина.
НК РФ не возлагает по земельному налогу функций налогового агента. Только агенты, признанные согласно НК РФ считаются таковыми.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Из этого следует, что налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те, организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, то есть от которых налогоплательщик получает доход. Причем эти обязанности могут быть возложены на источник выплаты только законодательством о налогах и сборах.(В нашем случае НК).

В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании каких-либо нормативных актов, писем министерств и ведомств. Удержание налога производится из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств, а обязанность по перечислению удержанного налога - за счет средств налогоплательщиков.

Примеры таких наиболее распространенных выплат с участием налогового агента.
Это выплата заработной платы физическому лицу (налоговый агент по уплате налога на доходы физических лиц - (НДФЛ).

В платежном поручении в правом верхнем окошечке предусмотрен код налогового агента. (02)
Выплата дивидендов организациями (налоговый агент по уплате налога на прибыль организаций)
Выплаты связанные с арендой государственного или муниципального имущества (налоговый агент по уплате НДС).

На практике в соответствии с НК их не так-то и много

Садоводческие объединения могут выступать в роли агента только в части уплаты НДФЛ, так как НК дает прямое указание на это. Что касается земельного налога, то по закону у него нет прав налогового агента, и как третье лицо он тоже не имеет права участвовать в оплате налога, так как налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам, о чем я уже писала выше.

Для любого суда незаконность оплаты земельного налога таким способом будет очевидна.

Тем более, по обращению суды признают незаконность требований налоговых органов оплаты земельного налога и предоставления деклараций юридическим лицом, когда налогоплательщиками по зем. налогу на ЗОП являются физические лица в соответствии с НК РФ.
Что нужно сделать, что бы налоговые органы взимали налог с ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности с каждого гражданина, а не с юридического лица.

Нужно обратится в свою налоговую службу по месту нахождения объединения, зарегистрированного в качестве юр. лица с письмом, в котором следует сообщить, что ЗОП принадлежат гражданам на праве совместной собственности и попросить их на основании свидетельства на ЗОП и согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ производить начисление земельного налога, на каждого владельца личного участка. Приложить копию свидетельства на ЗОП, список граждан, являющихся сособственниками ЗОП. ФНС сама начисляет налог и рассылает налоговые уведомления.

Каждый обратившийся в ФНС налогоплательщик имеет право получить консультацию и помощь в письменном виде.

Председателю нужно прекратить подавать декларации иначе начисление налога будет происходить в соответствии с декларацией. Задолженность будет числится за юр. лицом согласно этой декларацией, а за гражданами в соответствии с ЗК РФ и НК РФ.

Дополнять бухгалтерскую и налоговую отчетности, сопроводительным письмом, в котором обязательно сообщать, что на балансе организации отсутствуют земли, ЗОП столько то га находятся в собственности садоводов - физических лиц.

Что следует предпринять, если в налоговых органах до сих пор нет документов, затерялись при передачи в или вообще не были переданы регистрирующими органами.
Если вы сделали запрос в налоговые органы и получили ответ, что каких-то документов нет в наличии, то следующим этапом пишите запрос в Роснедвижимость.

Нужно приложить ксерокопии паспорта, правоустанавливающие документы на землю, в заявлении указать причины по которым вы обратились в орган.

Будет лучше, если председатель сам сделает все запросы начиная с налоговой и дальше.
Это значительно ускорит сбор документов и начисление земельного налога.

А как уплачивать земельный налог на ЗОП, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения
Что касается ЗОП, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то за них начисление земельного налога производит объединение - юридическое лицо, как и прежде из членских взносов согласно утвержденной сметы ОС в которой обязательно должна присутствовать графа Земельный налог.

Порядок и условия оформления земельного участка СНТ в собственность его члена

До 31 декабря 2020 года все члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право оформить земельный участок в свою собственность совершенно бесплатно. И проведения торгов в этом случае не потребуется. Важно, чтобы земельный участок соответствовал в совокупности всем перечисленным условиям:

1. ваш участок должен быть образован из земельного участка, который был предоставлен вам до вступления в силу Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации № 137-ФЗ» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой создавалось или организовывалось указанное объединение, а именно до 25 октября 2001 года, узнать об этом можно, обратившись в управление СНТ, непосредственно к его председателю, и попросить предоставить документы, которые подтверждают предоставление земельного участка товариществу в пользование до 25 октября 2001 года, при отказе в выдаче такого документа это следует указать в заявлении, приложив письменные доказательства обращения к председателю СНТ и его отказа в выдаче таких документов;

2. земельный участок был предоставлен по распределению вам, как члену садоводческого объединения по решению общего собрания (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании иного документа, который устанавливает распределение земельных участков в объединении садоводов, такое решение должно хранится в СНТ, если вам его не предоставило СНТ, то об этом нужно указать в заявлении и попросить орган местного самоуправления истребовать его у СНТ (ТСН);

3. земельный участок не изъят из гражданского оборота, не ограничен в обороте, не заложен, не подарен, не предоставлен в безвозмездное пользование иным лицам, как юридическим, так и гражданам, а также в отношении такого земельного участка не принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд. Максимально точно выяснить эту информацию можно только лишь при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, после получения отказа, в котором в качестве причины называется его ограниченность в обороте. Если земельный участок по каким - либо причинам не будет соответствовать в совокупности всем вышеперечисленным условиям, то уполномоченный орган местной власти примет решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность гражданину, являющемуся членом СНТ (ТСН).

Передача земельного участка в собственность лица осуществляется после вынесения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя положительного решения.

Если ранее ни один из членов СНТ не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, уполномоченные органы самостоятельно запрашивают сведения о документах, которые устанавливают принадлежность земельного участка СНТ из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, если такие сведения содержатся в ЕГРН (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя), а также сведения о садоводческом объединении в форме выписки из ЕГРЮЛ в ИФНС, производившем государственную регистрацию СНТ или ТСН.

Заявление о приобретении права на земельный участок, входящий в состав СНТ (ТСН) пишется членом товарищества на имя руководителя уполномоченного органа и подается в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка. Такое заявление пишется в свободной форме, в двух экземплярах. В заявлении необходимо указать Ф.И.О. заявителя, его паспортные данные, название СНТ (ТСН), площадь испрашиваемого земельного участка в квадратных метрах, испрашиваемое право (право собственности), реквизиты документа, по которому земельный участок был предоставлен товариществу. К заявлению необходимо приложить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Заявление можно как и подать лично под входящий номер, дату приема, с подписью лица, имеющего право принимать корреспонденцию, так и отправить заказным письмом по почте, с уведомлением о вручении и описью вложения в ценное письмо. В течение определенного срока, установленного регламентом (от 14 до 30 дней) со дня получения вам должны предоставить письменный ответ по вашему адресу. Не лишним будет указать ваш контактный телефон, лучше мобильный, для того чтобы с вами могли связаться в случае возникновения каких-либо вопросов.

По истечении установленного срока на получение ответа на ваше заявление можно будет обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия уполномоченного органа незаконным и обязании предоставить вам земельный участок в собственность. После вынесения решения суда в вашу пользу и вступления его в законную силу земельный участок будет предоставлен вам в собственность.

В случае отказа в исковых требованиях у вас есть право обжаловать решение суда в течение 30 дней после составления решения в окончательной форме, либо в течение 15 дней, если дело рассматривалось в упрощенном порядке.

Часто владельцы участков в таких товариществах задумываются о целесообразности , руководствуясь, минимум несколькими базовыми причинами:

  • в большинстве случаев в СНТ отсутствует возможность регистрации для постоянного жительства;
  • на таких территориях земельные наделы официально относятся к территориям общего пользования, что делает вопросы любых операций с такой недвижимостью проблематичными, в том числе продажу, дарение или наследование;
  • минусом часто становится персональное проведение инженерно-коммуникационных систем и многое другое.

Важным моментом также становится необходимость обязательной уплаты общественных платежей и взносов член СНТ. При их отсутствии такой владелец участка может лишиться.

Возможность перевода «своей» части территории СНТ сегодня присутствует , хотя и бывает связана с некоторыми обязательными юридическими проблемами. При переводе в собственность таки территории из области земель сельхоз назначения переходят в область, которая теперь носит наименование «земли населенных пунктов».

Существует ли право собственности на земельный участок в СНТ?

То законодательство, которое действует сегодня, не исключает получения права собственности имеющийся в обладании на участок, входящий СНТ.

При всех карательных мерах, традиционно для официальных документах предусмотренных использующемся в настоящий момент законе 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в нем понятия лишения участка прописаны очень размывчато.

В теории, возможность у СНТ присутствует, но она настолько сложна юридически и настолько сложно обоснована , что большая часть владельцев территорий СНТ сохраняют за собой владения своей частью даже в ситуации доказано отсутствия обязательных взносов на содержание общей собственностью товарищества или не использования земли для садово-огороднических нужд.

На основании статьи 14 Гражданского кодекса нашего государства, на право законного собственнического владения на земельный участок, используемый для собственных нужд, имеет тот, кто использует территорию как федеральной, так и муниципальной по принципу принадлежности собственности. Равные права также подтверждает статья 15 названного кодекса.

На основании федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан » для перевода таких территорий в собственность потребуется:

  • заявление в орган местного самоуправления или заявление в местный орган исполнительной власти;
  • подтверждение Управления СНТ об отсутствии задолженностей по все действующим платежам;
  • документ, в котором зафиксированы границы переводимого в собственность участка, подтвержденное подписями членов Правления СНТ.

В некоторых ситуациях процесс признания права собственности может усложниться за счет возникновения конфликтных ситуаций. В том числе:

  • необходимости решения спорных территориальных вопросов;
  • при решении частичного присоединения традиционно используемых территорий;
  • иные вопросы собственности, включая урегулирование конфликтных ситуаций между членами СНТ и Правлением.

Для решения подобных вопросов требуется подготовка уже указанного пакета документов . В него не потребуется включать только квитанцию, подтверждающую оплату пошлин в Росреестр. Правда, только в той ситуации, когда документы в эту организацию еще не подвались и в судебном порядке оспаривается не решение о документах, выданных Росреестром.

Иногда требуется судебное решение вопросов, касающееся кадастровой стоимости участка. В этом случае судебная инстанция может или заявить о необходимости приглашения сторонних экспертов или привлечь собственные организации.

Для обращения в судебные инстанции владельцу спорного надела на территории садоводческого товарищества потребуется представить в суд полный пакет документов, подтверждающий как право на обладание территорией, так в правоту в вопросе, вокруг которого возникает судебное разбирательство.

В большинстве случаев в такой ситуации предварительно рекомендовано обращение к опытному юристу , который пояснит все спорные пункты на основании действующего законодательства.

Может ли член СНТ не быть собственником земельного участка? Если такое произошло, что делать?

В том случае, если владелец территории, расположенной в пределах садового товарищества, сразу не заявил о своем владении, он может оказаться владельцем такого земельного участка, но не его собственником.

Для решения вопроса с вхождением в состав членов товарищества, как и в обратном случае, потребуется подать заявление в Правление . К заявлению добавляются все документы, которые подтверждают права на обладание участком.

В судебной практике часто встречаются ситуации возникновения споров в отношении территорий СНТ, переданных в наследство.

Часто наследополучатели не высказывают желания вступать в члены товарищества. Упоминаемый неоднократно в тексте ФЗ №66 сохраняет за собственником земельного участка право на такое решение. Реальность такой возможности упоминается во втором пункте 18 статьи этого федерального закона. При этом, в случае вступления в членство двух и более владельцев участка.

Например, родственников при вступлении в наследство или супругов, каждый из них на основании Гражданского Кодекса получает право самостоятельно решать, вступать ли в товарищество или сохранить иные собственнические права.

При отказе от вступления в СНТ , владельцу собственности потребуется согласовать подписание с Правлением документов, которые определят правила использования таким собственником общих для всего товарищества объектов инфраструктуры.

Правила СНТ дают возможность входить в состав участников товарищества как российским, так и иностранным гражданам.

Какую роль играет вхождение в состав членов СНТ или выход из него?

Действующее законодательство делает вопрос вхождение в состав членов СНТ или выход из него достаточно спорным.

Главным отличием в этом случае становится только то, что тот, кто официально является в товарищество, может избираться в Правление или иные органы управления , а тот, кто оформил собственность вне товарищества, может в дальнейшем не получать согласие на проведение сделок с участком своей территории.

В заключении стоит сказать, что в последнее время перевод своей земли из собственности члена товарищества в полностью индивидуальную собственность выбирает все большее число землевладельцев. Этот процесс является достаточно сложным и требующим знания многих положений действующего законодательства. Первым шагом его решения становится обязательное обращение к опытному юристу.

Сегодня весь комплекс процедур готовы взять специализированные агентства, выполняющие все опции дачной амнистии или иные действия с оформлением собственности в территориальных и процессуальных границах садового товарищества в полностью индивидуальную.

Если земельный участок в СНТ не зарегистрирован соответствующим образом, садовод может столкнуться с рядом ограничений. Он лишен возможности прописки в летнем домике, завещать участок или провести строительные работы. Оформив земельный надел в собственность, владельцы смогут им распоряжаться по своему усмотрению и существенно повысить стоимость при продаже.

Особенности получения и оформления

Как получить садовый участок и пользоваться землей в товариществе?

В ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» прописан порядок получения земли в СНТ.

ВАЖНО! В соответствии с данным законодательным актом, все участники СНТ имеют право приватизировать участки, на которые есть право бессрочного владения или пользования.

Оформление права собственности на ЗУ в СНТ

Чтобы оформить садовый участок, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в правление товарищества.

Когда речь идёт о приватизации больших участков земли дачного посёлка, достаточно подачи ходатайства.

Если инициатива по оформлению права собственности исходит от нескольких участников, подают запрос в правление о подготовке документов, подтверждающих уплату членских и паевых взносов в добровольном порядке.

В других случая последовательно обращаются:

  • В местную администрацию.
  • В МФЦ или в Росреестр.

ВНИМАНИЕ! Учитывают важнейший аспект, в силу которого возможно оформление права собственности на садовый надел СНТ: он не должен быть изъятым из оборота.

Зарегистрировать участок можно двумя способами. Первый заключается в передаче надела в частное владение из государственной собственности в порядке приватизации. Второй способ – выдел пая на землю в СНТ из совместной долевой собственности.

Стоимость: бесплатно или нет?

Стоимость регистрации ЗУ включает в себя:

  • Оплату государственной пошлины: 100 рублей;
  • Кадастровые работы: 3-10 тыс. рублей;
  • Справка из ЕГРП: 300 рублей.

В большинстве случаев процедура оформления земельного участка в собственность бесплатна.

Процедура оформления ЗУ

Кому можно приватизировать землю?

Согласно ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на надел имеют право лица, состоящие в членстве конкретного СНТ и дачники, не входящие в товарищество.

Для проведения приватизации члены СНТ должны отвечать следующим требованиям:

  • Совершеннолетие;
  • Полная гражданская дееспособность;
  • Владение участком, находящемся в садовом товариществе.

СПРАВКА . Претендовать на получение земли могут законные наследники членов СНТ, в том числе и несовершеннолетние. Такое право имеют и лица, которым ЗУ передан в порядке дарения.

Как зарегистрировать?

Когда есть предварительное согласование на предоставление в собственность участка из СНТ, потребуется выполнить работы по межеванию границ и получению кадастрового паспорта.

СПРАВКА. Кадастровые работы организует и оплачивает сам садовод, когда речь идёт о выделе пая из долевой собственности.

Для оформления в собственность участка земли в садовом товариществе в администрацию представляют перечь бумаг, включающий в себя:

Необходимо иметь кадастровый план. Если его нет, следует обратиться в Кадастровую палату.

Как составить заявление?

В заявлении обращаются к главе исполнительного комитета отделения местной администрации. В документе указывают:

  • Место расположения постройки;
  • Вид права на УЗ в общей совместной собственности;
  • Дату выделения земельного участка или покупки дома.

Необходимо отразить условия, непосредственно касающиеся заявленной процедуры. Таковыми могут быть:

  • Наличие или отсутствие постройки;
  • Добросовестное владение УЗ;
  • Запрос на приватизацию и её причина;
  • Отсутствие задолженности по налогам и коммунальным платежам.

ВАЖНО! Обязательно указывают факт не использованного права безвозмездного переоформления надела.

В конце ставят дату и подпись. По окончании регистрационной процедуры данные собственника вносят в учётные записи кадастра и выдают свидетельство.

В судебном порядке

Иногда для оформления в собственность земельного участка в СНТ приходится обращаться в суд.

Причины:

  • Отсутствие согласия пайщиков на выдел садоводу доли в собственность;
  • Утрата правоустанавливающей документации на землю.

В исковом заявлении должны содержаться доказательства попыток досудебного решения вопроса. Если имели место отказы со стороны пайщиков или компетентных органов в письменной форме, их необходимо приложить.

Заявление в суд должно включать сведения:

  • Название судебного органа;
  • ФИО, адрес регистрации истца, контакты;
  • Изложение ситуации, в силу которой права оказались ущемлены;
  • Просьбу восстановления в правах истца со ссылками на законы.

Если документов на землю нет, представляют доказательства фактического владения участком на протяжении последних 15 лет. А именно: свидетельства соседей, квитанции об оплату коммунальных услуг.

Плюсы и минусы покупки участка по садовой книжке

Приобретая землю по садовой книжке, человек получает только место в садоводческом товариществе. Покупка участка таким способом имеет весомые преимущества:

Есть и существенные минусы, из-за которых не каждый захочет совершить покупку земли по садовой книжке. Главным недостатком является невозможность приватизации участка и постройки, полученного в СНТ. Дачник будет считаться лишь арендатором. Члена товарищества могут исключить за неуплату взносов. Другие минусы:

  • Землю нельзя продать, подарить или завещать;
  • Бремя погашения долгов от предыдущего владельца;
  • Риск стать обманутым ввиду неоформленного договора купли-продажи. Недобросовестный председатель может вручить садовую книжку другому лицу. После этого сложно привести доказательства пользования землёй.

Зарегистрировать УЗ в СНТ может гражданин, обладающий пожизненным правом распоряжения участком. Такую возможность следует подтвердить документально.

Таким образом, чтобы оформить в собственность УЗ в СНТ, требуется проведение кадастровых работ по выделу земли из общей собственности, если садовод состоит в товариществе. Когда участок находится в ведении муниципалитета, обращаются в местную администрацию.