С изменениями и дополнениями от. Минпромторг изменил национальный режим в закупках От 14 января

Добрый день!


Я являюсь сотрудником контрактной службы в войсковой части. В целях улучшения материальной базы нам выделяются денежные средства по 244 коду бюджетной классификации расходов. Данный код относится к коду 0200 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА.


Постановлением Правительства РФ от 14 января 2017 г. №9 установлен запрет на допуск товаров, произведенных в иностранном государстве, за исключением товаров из стран ЕАЭС, в целях закупок для нужд обороны и безопасности государства. В приложении приведен перечень товаров.


Таким образом , если товар находится в перечне (приложении к ПП №9), то данный товар необходимо закупать у производителей РФ или ЕАЭС. Постановлением установлен ряд случаев, при наступлении которых данный запрет не применяется. К исключениям также отнесены случаи, когда товары, определенные перечнем, не производят на территории РФ. В этом случае отсутствие производства подтверждается заключением Минпромторга РФ.


Но есть и другое мнение: запрещено закупать любой товара, работы и услуги, происходящие из иностранных государств. Исключение составляют товары согласно перечню (приложения к ПП №9),в ряде случаев, при наступлении которых запрет не применяется, а также отсутствует производство на территории РФ и ЕАЭС.


2. Кроме того в ПП №9 есть ряд расхождений кодов ОКПД2 указанных в постановлении с кодами согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее «классификатор»). Так, в ПП указано 25.73.3 - «Формы литейные; опоки для литья металлов; поддоны литейные; модели литейные», однако в соответствии с классификатором ОКПД2 25.73.3 - «Инструмент ручной прочий». Есть в ПП и «Инструмент ручной прочий», однако его ОКПД2 - 28.24, что согласно классификатора соответствует «Инструменты ручные с механизированным приводом». Есть в ПП и «Инструменты ручные с механизированным приводом», однако данной позиции соответствуют два ОКПД2 - 28.49.22 (по классификатору «Оправки для крепления деталей на станках») и ОКПД2 - 25.73.6 (по классификатору «Инструмент прочий») и т.д.


Прошу разъяснить:


1. Порядок применения данного Постановления Правительства. (Можно закупать любые товары из иностранных государств, а товары, входящие в перечень только производства РФ или ЕАЭС, а в ряде случаев, установленных Постановлением можно и иностранные, либо товары, происходящие из иностранных государств закупать вообще нельзя, а можно только иностранные товары, которые указаны в перечне и то только в ряде случаев, установленных Постановлением?).


2. Каким образом определить перечень товаров согласно приложения с учетом указанных расхождений? (За основу брать код ОКПД2 иди Наименование товара?).

Постановлением РФ от 14.01.2017 №9 в п. 1 устанавливает запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, не включенных в перечень товаров по приложению. В п.2 Постановления устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, включенные в перечень.

Как работать с данным перечнем? Устанавливать ограничение или он наоборот разрешает закупки иностранных товаров? И правомерно ли смешивать в одном лоте позиции входящие по коду ОКПД в перечень и исключенные из него?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Постановление № 9 устанавливает запрет для нужд обороны страны и безопасности государства на допуск иностранных товаров, указанных в приложении к данному постановлению, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами. Исключением являются случаи, когда производство товаров, перечисленных в приложении к постановлению, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствует.

Запрет не распространяется на товары, работы, услуги государств - членов Евразийского экономического союза.

Когда установить запреты при закупках для нужд обороны и безопасности государства

Правительство РФ запретило закупать иностранные товары, а также работы и услуги, которые выполняют, оказывают иностранные лица, для нужд обороны страны и безопасности государства. Об этом сказано в постановлении от 14 января 2017 года № 9 (далее - Постановление № 9). Постановление содержит перечень иностранных товаров, которые заказчик вправе закупать, но только если их не производят на территории России.

На какие закупки запрет не распространяется

Заказчик вправе купить:

  • иностранные товары (не из ЕАЭС), если они не входят в перечень Постановления № 9 и не производятся на территории стран ЕАЭС;
  • иностранные товары, если они входят в перечень Постановления № 9, но на территории России не производятся. Ограничение действует до 16 января 2019 года. Отсутствие производства на территории нашей страны заказчик подтверждает заключением Минпромторга России.

Также заказчик вправе закупить у иностранных лиц не из ЕАЭС работы и услуги для нужд обороны и безопасности государства, если на территории государств - членов ЕАЭС такие работы не выполняют и услуги не оказывают.

Об этом сказано в пунктах 1-3, 9 Постановления № 9.

Когда продукцию признают российской

Товар признают российским, если он соответствует требованиям к промышленной продукции. Такие требования прописаны в приложении к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 (далее - Постановление № 719).

Соответствие товаров указанным требованиям подтверждает участник. Для этого он прикладывает к заявке акт экспертизы Минпромторга России. Акт выдают в порядке, установленном приказом от 9 марта 2016 г. № 609.

Ситуация: заказчик закупает турбины с определенными техническими характеристиками для нужд обороны страны. Как закупить иностранные турбины?

Заказчик должен подтвердить, что в России такой товар не производят. Для этого подайте в Минпромторг России заявление, чтобы получить соответствующее заключение. Заявление подают в письменной форме. Если комиссия Минпромторга России подтвердит, что необходимый товар не производят на территории России, вы вправе не устанавливать запрет по правилам Постановления № 9.

Ситуация: распространяется ли действие Постановления № 9 только на гособоронзаказ?

Нет. Постановление № 9 не содержит таких ограничений. Закупка может подпадать под требования Постановления № 9, но не быть в рамках гособоронзаказа.

Ситуация: можно ли изменить страну происхождения товара, если установили ограничение по Постановлению № 9?

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.

2. Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует.

3. Установить, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

4. Установить, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случаях:

а) необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 - 44 приложения к настоящему постановлению);

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 - 44 приложения к настоящему постановлению);

в) закупок одной единицы товара, стоимость которого равна или менее 50000 рублей, и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1000000 рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 2 - 19, 32 - 43 и 113 - 121 приложения к настоящему постановлению);

г) закупок одной единицы товаров, указанных в пунктах 2 - 19, 32 - 43 и 113 - 121 приложения к настоящему постановлению, стоимость которых равна или менее 5000 рублей, и закупок совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1000000 рублей;

д) осуществления закупок Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 2 - 19 приложения к настоящему постановлению);

е) закупок товаров, указанных в пунктах 22 - 30 приложения к настоящему постановлению, произведенных на территории Евразийского экономического союза и соответствующих требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

5. В целях реализации настоящего постановления для отнесения товаров к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, учитываются осуществляемые на территории государств - членов Евразийского экономического союза операции, предусмотренные требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, в соответствии с приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести в срок не позднее II квартала 2017 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма отнесения товаров к товарам, произведенным на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и к промышленной продукции, производство которой на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.

7. Для целей применения настоящего постановления под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

9. Установить, что пункт 2 настоящего постановления действует в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства

Российской Федерации

г. Тамбов

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель - заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

члены комиссии:

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,

в присутствии представителей ФКП «Тамбовский пороховой завод» (далее - Заказчик) <…..>,

представителя ООО «Торговый дом Лайт» (далее также Общество) <…..>,

рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом Лайт» (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКП «Тамбовский пороховой завод» при проведении электронного аукциона № 0564100000217000238 «Закупка подшипников в ассортименте»,

УСТАНОВИЛА:

ФКП «Тамбовский пороховой завод» 31.10.2017 года опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона № 0564100000217000238 «Закупка подшипников в ассортименте» (также Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта - 163 662,67 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0564100000217000238 от 17.11.2017 подано 11 заявок от участников закупки. Заявки с номерами 3,4,5,6 были допущены к аукциону. Заявкам с порядковыми номерами 4, 11 было отказано в допуске к участию в аукционе.

На основании протокола подведения итогов № 0564100000217000238 от 24.11.2017 аукционная комиссии рассмотрела вторые части 8-ми заявок на участие в аукционе и приняла решение об их соответствии документации и Закону о контрактной системе. Победителем признано ООО «УДМУРТСНАБ» с предложенной ценой контракта 90 000 руб.

ООО «Торговый дом Лайт», считая, что аукционная комиссия необоснованно отказала его заявке в допуске к участию в аукционе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган. Заявитель указывает, что Общество в первой части заявки по позициям 3-11, 13-20 предложило к поставке товар, страной происхождения которого является Китай, а по позициям 1,2, 12,21 - товар со страной происхождения Индия. Аукционная комиссия при отклонении его заявки указала на несоблюдение национального режима и сослалась на Постановление Правительства РФ № 9 от 14.01.2017 (Постановление № 9), что необоснованно по мнению Заявителя, поскольку подшипники в классификаторе продукции приложения Постановления № 9 отсутствуют, следовательно к подшипникам не применим национальный режим и Постановление № 9.

Заказчик представил письменные возражения на жалобу (вх. от 04.12.2017 № 8497), просил отказать в ее удовлетворении.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на неё и материалы электронного аукциона, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

Статья 14 Закона о контрактной системе регулирует отношения по применению национального режима при осуществлении закупок.

Часть 3 указанной статьи предусматривает, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 9 от 14.01.2017 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами для целей осуществления закупок, товаров, работ для нужд обороны страны и безопасности государства» у становлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.

Пунктом 9 Устава ФКП «Тамбовский пороховой завод», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 25.08.2006 № 1189-р, определено, что предприятие создано в целях обеспечения производства
боеприпасов, патронов к оружию и их составных частей, находящихся в
сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих
национальную безопасность.

В соответствии с указанными документами Заказчик установил в п. 16 «Информационной карты» запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а именно указано:

«В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации № 9 от 14.01.2017 года устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства ».

Представители Заказчика в ходе рассмотрения дела пояснили, что исходя из п.1 Постановления Правительства РФ № 9 от 14.01.2017 запрет, устанавливаемый данным Постановлением, действует всегда, когда на территории РФ или стран-членов ЕАЭС производят закупаемые товары. Исключением из запрета являются случаи, когда на территории РФ не производят аналогичные иностранным товары. Отсутствие производства на территории РФ заказчик обязан подтверждать заключением Министерства промышленности и торговли РФ об отсутствии производства на территории РФ этих товаров, выдаваемом в установленном порядке. Однако, по информации имеющейся у Заказчика, на территории Российской Федерации закупаемые товары - подшипники производятся. Следовательно, применение национального режима в случае настоящей закупки обоснованно.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0564100000217000238 от 17.11.2017 аукционная комиссия отклонила заявку № 4 с предложениями о поставке товара иностранного происхождения (Китай, Индия): «на основании п.2 ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствие требованиям документации о закупке: в части II документации об электронном аукционе «Информационная карта» в позиции 16 установлено, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ № 9 от 14.01.2017 заказчик установил запрет на допуск товаров, происходящих их иностранных государств. В первой части заявки по позициям 3-11, 13-20 заявки участником предложен к поставке товар, страной происхождения которого является Китай, а по позициям 1,2, 12,21 страной происхождения является Индия».

Комиссия Тамбовского УФАС России, проверив отклонённую заявку № 4 (ООО «Торговый дом «Лайт») установила, что в данной заявке были даны характеристики предлагаемого товара (подшипников), а также в качестве страны происхождения указаны иностранные государства - Индия и Китай. Следовательно, данная заявка не соответствовала требованиям документации, Закону о контрактной системе и постановлению Правительства РФ № 9.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что аукционная комиссия Заказчика правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки, подавшему заявку № 4, поскольку страны Китай и Индия не относятся к странам ЕАЭС. Действия аукционной комиссии не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и постановлению Правительства РФ № 9, поскольку закупаемый товар производится на территории Российской Федерации (всех позиций технического задания аукциона).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Торговый дом «Лайт» необоснованной.

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

Председатель комиссии Н.Н. Колодина

Члены комиссии В.В. Иванов

Т.В. Четверткова