Съезд народных депутатов 1989. Съезд народных депутатов и верховный совет

В январе-марте 1989 г. в стране проходила предвыборная кампания в ходе, которой выдвигались кандидаты в народные депутаты СССР. 26 марта состоялись выборы. Они, несмотря на отдельные недостатки и нарушения, были самыми демократическими за всю предшествующую историю страны. Впервые за многие десятилетия советский народ получил возможность выбирать своих представителей в высший орган власти из нескольких претендентов. В округах, где в соответствии с советской традицией выдвигалась одна кандидатура, она часто не набирала необходимого количества голосов. При этом избиратели подчас отвергали не кандидата, а сам принцип выборов без выбора. В некоторых округах было зарегистрировано более десятка кандидатов.

При проведении выборов наблюдалось явление, обозначенное в пуб-лицистике как «феномен Ельцина». Б.Н. Ельцин был выведен из кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС и снят с должности первого секретаря Московского горкома партии за критические замечания, высказанные им в адрес партийного руководства на Октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 г. Тем не менее, он выставил свою кандидатуру на выборах и, несмотря на мощное противодействие со стороны партийной прессы официальных партийно-государственных органов, одержал убедительную победу. За него проголосовало более 80% избирателей москвичей. Чем сильнее выступали против него коммунистические руководители, тем большей популярностью пользовался он в массах.

25 мая 1989 г. I-й Съезд народных депутатов СССР начал свою работу. Он вызвал огромный интерес в советском обществе. Страна буквально припала к телевизорам и радиоприемникам. Люди, идущие по улице, приставив к уху транзистор, не вызывали ни малейшего удивления прохожих. Всем было ясно - человек слушает Съезд.

На первых съездах народных депутатов СССР оформились полити-ческие фракции, то есть группы депутатов, объединенных для выражения интересов определенных социальных или профессиональных слоев насе-ления, для защиты тех или иных политических идей и решений.

Таким образом, к началу 1989 г. В СССР сложилась необычайно благоприятная социально-политическая ситуация и для перехода к рынку, и для развития государственного федерализма. Подписание нового Союзного Договора, на чём настаивали тогда республики Прибалтики, позволило бы не только перейти к осуществлению назревших политических и экономических реформ, но и сохранить единое государство.2

Межрегиональная депутатская группа, представлявшая оппозиционное меньшинство, объединила депутатов демократического направления. Ее лидерами являлись А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, А.А. Собчак, Г.В. Старовойтова. Группа выступала за радикальные реформы как в области экономики, в частности за введение частной собственности, так и в политической жизни.

Депутатская группа «Союз» во главе с Ю.В. Блохиным, Е. Коганом, полковником Н. Петрушенко и В. И. Алкснисом выступала за сохранение СССР против права народов, входящих в него, самим решать свою судьбу.

В аграрную группу входили руководители колхозов, совхозов, сельскохозяйственных бюрократических учреждений. Депутаты-аграрники требовали все новых и новых миллиардных вливаний в колхозный строй, доказавший свою неспособность обеспечить продовольственные потребности страны. Депутатская группа «Жизнь» решила отстаивать интересы женщин и детей. Были образованы и другие группы.

Верховный Совет СССР, работавший в промежутках между съездами народных депутатов, принял ряд важных новых законов: о въезде и выезде советских граждан за рубеж, ликвидировавший «железный зановес», об общественных организациях, постановления, определившие экономическое развитие страны.

Наиболее значимым, с точки зрения проводимых в стране реформ, стал внеочередной III-й Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в марте 1990 г. На нем М. С. Горбачев был избран президентом СССР. Фактически это явилось началом ликвидации государственной системы Советской власти, которая, как вы помните, не предусматривала пост президента страны как главы государства. На III съезде в Конституцию было внесено дополнение, по которому президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Однако тут было сделано исключение. М. С. Горбачев был избран на съезде народных депутатов. По новому закону президент выступал гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР, являлся Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил СССР. Президент представлял Верховному Совету СССР на утверждение кандидатуры высших государственных чиновников, в первую очередь председателя Кабинета министров, главы правительства. Им, по настоянию М. С. Горбачева, стал Валентин Павлов. Несколько позже была введена должность вице-президента, который должен был замещать Президента в его отсутствие и выполнять отдельные функции президента страны. Вице-президентом, опять-таки по настоянию М.С. Горбачева, стал бесцветный функционер Геннадий Янаев.

Ш-й Съезд народных депутатов СССР отменил бою статью Кон-ституции СССР 1977 Г., которая законодательно закрепляла руководящую роль Коммунистической партии.

Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Съезд народных депутатов СССР.

Съезд народных депутатов СССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР.

К исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР относится:

1) принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений;

2) принятие решений по вопросам национально - государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР;

3) определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками;

4) определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР;

5) утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР;

6) избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР;

7) утверждение Председателя Совета Министров СССР;

8) утверждение Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР;

9) избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР;

10) отмена актов, принятых Верховным Советом СССР;

11) принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Съезд народных депутатов СССР принимает законы СССР и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Статья 109. Съезд народных депутатов СССР состоит из 2250 депутатов, которые избираются в следующем порядке:

750 депутатов - от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей;

750 депутатов - от национально - территориальных избирательных округов по нормам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа;

750 депутатов - от общесоюзных общественных организаций по нормам, установленным Законом о выборах народных депутатов СССР.

Статья 110. Съезд народных депутатов СССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.

По представлению избираемой им мандатной комиссии Съезд народных депутатов СССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Съезд народных депутатов СССР созывается Верховным Советом СССР.

Очередные заседания Съезда народных депутатов СССР проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из его палат, Президента СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти.

Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем - Председатель Верховного Совета СССР.

Статья 111. Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Палаты избираются на Съезде народных депутатов СССР общим голосованием депутатов. Совет Союза избирается из числа народных депутатов СССР от территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций с учетом численности избирателей в союзной республике или регионе. Совет Национальностей избирается из числа народных депутатов СССР от национально - территориальных избирательных округов и народных депутатов СССР от общественных организаций по нормам: 11 депутатов от каждой союзной республики, 4 депутата от каждой автономной республики, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

Съезд народных депутатов СССР ежегодно обновляет до одной пятой части состава Совета Союза и Совета Национальностей.

Каждая палата Верховного Совета СССР избирает Председателя палаты и двух его заместителей. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.

Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

Статья 112. Верховный Совет СССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета СССР на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три - четыре месяца каждая.

Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению Президента СССР, союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР.

Сессия Верховного Совета СССР состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР. Сессия открывается и закрывается на раздельных или совместных заседаниях палат.

По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов СССР Верховный Совет СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом народных депутатов СССР нового состава Верховного Совета СССР.

Статья 113. Верховный Совет СССР:

1) назначает выборы народных депутатов СССР и утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР;

2) назначает по представлению Президента СССР Председателя Совета Министров СССР;

3) утверждает по представлению Председателя Совета Министров СССР состав Совета Министров СССР и вносимые в него изменения; по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР;

4) избирает Комитет народного контроля СССР, Верховный Суд СССР, назначает Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; утверждает коллегию Прокуратуры Союза ССР и коллегию Государственного арбитража СССР;

5) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц;

6) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик;

7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально - культурным строительством, бюджетно - финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;

8) дает толкование законов СССР;

9) устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; определяет основы правового статуса общественных организаций;

10) представляет на утверждение Съезда народных депутатов СССР проекты перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчеты об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;

11) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

12) осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;

13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

15) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

16) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР;

17) издает общесоюзные акты об амнистии;

18) имеет право отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

19) отменяет постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их Конституции СССР и законам СССР;

20) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, кроме тех, которые относятся к исключительному ведению Съезда народных депутатов СССР.

Верховный Совет СССР принимает законы СССР и постановления.

Законы и постановления, принятые Верховным Советом СССР, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов СССР.

Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Президенту СССР, Совету Министров СССР, Комитету конституционного надзора СССР, союзным и автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, автономным областям, автономным округам, Комитету народного контроля СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Главному государственному арбитру СССР.

Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР.

Статья 115. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждаются палатами на их раздельных или совместных заседаниях.

Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство членов палаты.

Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР, принятым по его инициативе или по предложению союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

Статья 116. Каждая палата Верховного Совета СССР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Союза подлежат вопросы социально - экономического развития и государственного строительства, имеющие общее для всей страны значение; прав, свобод и обязанностей граждан СССР; внешней политики СССР; обороны и государственной безопасности СССР.

Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия, интересов наций, народностей и национальных групп в сочетании с общими интересами и потребностями советского многонационального государства; совершенствования законодательства СССР, регулирующего межнациональные отношения.

По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления.

Постановление, принятое одной из палат, при необходимости передается в другую палату и при одобрении ею приобретает силу постановления Верховного Совета СССР.

Статья 117. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании.

Статья 118. Для организации работы Верховного Совета СССР создается Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входят: Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, другие народные депутаты СССР - по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.

Президиум Верховного Совета СССР осуществляет подготовку заседаний Съезда и сессий Верховного Совета СССР, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.

Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президентом СССР.

Статья 119. Председатель Верховного Совета СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов СССР.

Председатель Верховного Совета СССР подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР.

Председатель Верховного Совета СССР издает постановления о созыве сессий Верховного Совета СССР, по другим вопросам - распоряжения.

Статья 120. Совет Союза и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета СССР, других народных депутатов СССР постоянные комиссии палат для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений, принятых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

В этих же целях палаты Верховного Совета СССР могут создавать на паритетных началах комитеты Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР, каждая из его палат создают, когда сочтут необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета СССР ежегодно обновляются до одной пятой части их состава.

Статья 121. Законы и другие решения Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями палат или комитетами Верховного Совета СССР.

Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров СССР, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, а также коллегий Прокуратуры Союза ССР и Государственного арбитража СССР производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий палат или комитетов Верховного Совета СССР.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий палат, комиссий и комитетов Верховного Совета СССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий и комитетов подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям и комитетам в установленный ими срок.

Статья 122. Народный депутат СССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР - на заседаниях Съезда народных депутатов СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок.

Статья 123. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.

Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

Статья 124. Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 25 членов Комитета, в том числе по одному из каждой союзной республики.

Срок полномочий лиц, избранных в Комитет конституционного надзора СССР, - десять лет.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора СССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции СССР.

Комитет конституционного надзора СССР:

1) по поручению Съезда народных депутатов СССР представляет ему заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда;

2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР заключения о соответствии Конституции СССР законов СССР и иных актов, принятых Съездом.

По поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложению Верховного Совета СССР дает заключения о соответствии указов Президента СССР Конституции СССР и законам СССР;

3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР заключения о соответствии Конституции СССР конституций союзных республик, а законов союзных республик - также и законам СССР;

4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Верховному Совету СССР или Президенту СССР заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов, Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, а постановлений и распоряжений Совета Министров СССР - также и законам СССР, принятым Верховным Советом СССР; о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;

5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР дает заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.

Комитет конституционного надзора СССР вправе также по собственной инициативе представлять заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР.

При выявлении несоответствия акта или его отдельных положений Конституции СССР или законам СССР Комитет конституционного надзора СССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного несоответствия. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает действие не соответствующего Конституции СССР или закону СССР акта или его отдельных положений, за исключением законов СССР, принятых Съездом народных депутатов СССР, конституций союзных республик. Акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряют силу с момента принятия такого заключения.

Орган, издавший акт, приводит его в соответствие с Конституцией СССР или законом СССР. Если несоответствие не будет устранено, Комитет конституционного надзора СССР входит с представлением соответственно на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР или Совет Министров СССР об отмене не соответствующих Конституции СССР или закону СССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.

Заключение Комитета может быть отклонено лишь решением Съезда народных депутатов СССР, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов СССР.

Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора СССР определяются Законом о конституционном надзоре в СССР.

Статья 125. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за всеми подотчетными им государственными органами.

Верховный Совет СССР и Президент СССР направляют деятельность Комитета народного контроля СССР.

Организация и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом о народном контроле в СССР.

Статья 126. Порядок деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов определяется Регламентом Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР и другими законами СССР, издаваемыми на основе Конституции СССР.

С целью сохранения политических основ государства было принято решение о изменении структуры власти, её возвращении к «ленинским идеалам». В июне-июле 1988 г. было принято решение о создании двуступенчатой ситемы власти:

1) Съезд народных депутатов из 2250 чел;

2) избираемый Съездом и обновляемый каждый год на 1/5 Верховный Совет СССР (554 чел.). (

1 Съезд нар. деп. СССР – май-июнь 1989 г. (Выбраны Предс. През. ВС СССР – М.С.Горбачёв; Предс. Сов. Мин. – Н.И.Рыжков; впервые возникла официальная оппозиция «межрегиональников», впервые ежедневная трансляция всех заседаний).

2 Съезд нар. деп. СССР – ноябрь 1989 г. (полит. пропагандистские решения: произошла открытая перепалка ак. Сахарова и М.С.Горбачёва, осуждён пакт с Германией 1939 г., был обсуждён, но так и не принят план XIII пятилетки, осуждён ввод войск в Афганистан).

3 внеочередной Съезд нар. деп. СССР – март 1990 г.(отменил 6 ст. Конституции, избрал первым През. СССР М.С.Гобачёва, отказался признавать выход Литвы из состава СССР).

4 Съезд нар. деп. СССР – декабрь 1990 г. На съезде впервые был поставлен вопрос об отставке М.С.Горбачёва. Примечательно, что этот вопрос был сформулирован представителем КПСС. Однако уже вскоре Верховный Совет предоставил М.С.Горбачёву чрезвычайные полномочия.

Последний Съезд КПСС – XXVIII-ой, июль 1990 г. На съезде из партии вышли Ельцин, Попов, Собчак. К концу 1990 г. КПСС сократилась на треть. Число членов партии снизилось до 15 млн. М.С.Горбачёв предложил создать Союз Северных Государств.

Парад суверенитетов.

Процесс распада СССР начался с началом процесса распада КПСС. В 1989 г. компартия Литвы вышла из состава КПСС. В эти же годы, с мая 1988 г. по январь 1991 г. были приняты декларации о независимости или суверенитете во всех союзных и автономных республиках. Но Прибалтика пошла дальше. 11 марта 1990 г. Литва приняла Акт о восстановлении государственной независимости. Вскоре, 12 июня 1990 г. на Первом Съезде нар. деп. РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Были заключены двусторонние договоры с прибалтийскими республиками. Вскоре, через четыре дня, такая же Декларация была принята Украиной. В октябре 1990 г. Ельцин объявил о неподчинении РСФСР союзным органам власти и о начале проведения собственного курса реформ. Это решение было закреплено законодательно.

Вскоре подобные Декларации были приняты в автономных республиках РСФСР (в Якутии, ТАССР, Чечне, Башкирии).

Ново-Огарёвский процесс.

24 июня был опубликован проект нового союзного договора. Однако от его обсуждения отказались республики Прибалтики. Негативное отношение к договору высказали западные области Украины, Молдавии. Подобные настроения царят в Азербайджане, Грузии, Армении.

17 марта на референдуме о существовании СССР была высказана поддержка союзному государству (76%). 24 апреля в Ново-Огарёве был подписан предварительный договор «9+1». Подписание нового союзного договора было намечено на 21 августа. Новое государство должно было стать конфедерацией. Новым Президентом должен был стать Горбачёв, премьер-министром – Назарбаев.

Накануне подписания договора М.С.Горбачёв уехал в отпуск на гос. дачу Форос в Крыму.

Распад СССР.

ГКЧП.

19 августа 1991 г. в 6 часов утра было заявлено о создании о создании ГКЧП. Вице-президент СССР Г.И.Янаев заявил о временном принятии на себя функций главы государства. Это объяснялось болезнью М.С.Горбачёва.

В состав Комиссии вошли премьер-министр В.С.Павлов, мин. обороны маршал СССР Д.Т.Язов, предс. КГБ В.А.Крючков, мин. вн. дел Б.К.Пуго и др. Обстоятельства создания ГКЧП плохо выяснены. Вероятно, в этом были заинтересованы все стороны этого процесса, как те, кто вошёл в состав Комиссии, так и те, кто был на время отстранён от власти. Действия Комиссии соответствовали плану, утверждённому М.С.Горбачёвым еще весной 1991 г. На встрече в Форосе членов Комиссии с Президентом СССР Горбачёв не выступил против мер ГКЧП, не отстранил их от власти и даже пожал им руки.

Свои действия члены Комиссии мотивировали несоответствие будущего договора нормам Конституции СССР, опасностью срыва мероприятий, намеченных на 21 августа (Украина, например, колебалась), желанием предовратить распад СССР. Однако действия Комиссии были плохо скоординированы. В Москву были введены войска, но им не отдали ясных приказов, не объяснили смысл их нахождения, не выдали боеприпасы. В это же время ВС РСФСР начал переподчинение армии, однако никто этому не противился. Высший командный состав и командиры воинских частей стали изменять присяге, признав главнокомандующим Б.Н.Ельцина. Продолжалось снабжение и обеспечение деятельности правительства РСФСР. Комиссия мобилизовала армию, но ввести в Москву верные присяге части и формирования на базе военных училищ, поддержавших ГКЧП так и не решилась. В Москве и Ленинграде начались массовые митинги. Стихийно строились баррикады. На импровизированные места сбора оппозиционной молодёжи и горожан ввозились бесплатные продукты, спиртное, вода.

20 августа Б.Н.Ельцин издал Указ о запрещении деятельности КПСС. Намеченный на 20-21 августа Пленум так и не состоялся.

К 21 августа оппозиционеры взяли инициативу в свои руки. В ночь с 21 на 22 в Москву вернулся Президент СССР. 23 августа на заседании ВС РСФСР М.С.Горбачёв подтвердил законность всех Указов Б.Н.Ельцина.

К 26 августа все члены ГКЧП были арестованы, здания партии отобраны. Миршал Ахромеев, управ. делами ЦК КПСС Кручина, мин. вн. дел Пуго покончили жизнь самоубийством. Язов отказался от помилования и добился суда. Суд признал действия членов ГКЧП законными, а действия членов ГКЧП оправдал.

2 сентября М.С.Горбачёв заявил о подготовке нового союзного договора, призванного создать Союз Суверенных Государств на конфедеративной основе. В эти же дни состоялся последний Съезд нар. депутатов СССР. Были принята программа новой государственного устройства на переходный период и создан Государственный Совет.

Первым решение Гос. Совета стало признание независимости Прибалтийских республик. В августе-сентябре о независимости заявили Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Туркменистан. А 25 ноября члены Госсовета отказались подписать написанный при их же участии договор.

1 декабря Украина заявила о своей полной независимости, а через 2 дня была признана РСФСР в качестве самостоятельного государства. А уже 8 декабря в условиях секретности на даче «Беловежская Пуща» были признаны распад СССР и подписан договор о создании СНГ. Уже через несколько дней не смотря на заявлении М.С.Горбачёва, решения беловежского соглашения были ратифицированы ВС республик. Ещё некоторое время против распада СССР высказывался Назарбаев. 25 декабря М.С.Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий Президента СССР. Б.Н.Ельцин прекратил полномочия депутатов ВС СССР, над Кремлём подняли флаг России.

Распад советской системы произошёл позже, в 1993 г. во время противостояния Президента России и ВС РСФСР. Суд признал действия Б.Н.Ельцина противоправными. Однако в политическом противостоянии победил Президент. Новая конституция РСФСР создала новые органы власти, полностью ликвидировав советскую форму народовластия.

Внешняя политика СССР в середине 60-х – начале 90-х годов XX в.

Страны соц. содружества.

После смещения Н.С.Хрущова новое правительство начало курс на ликвидацию проблем, возникших в период прежнего периода правления. Предстояло нормализовать отношения с Румынией, Китаем, восстановить отношения с США и со странами «третьего мира». Предстояло справиться с угрозой распада соц.лагеря.

Важнейшими событиями этого периода стали

1) ввод войск ОВД в Чехославакию (1968 г.);

2) военное столкновение с Китаем на о. Даманский (1969 г.);

3) участие в военных конфликтах во Вьетнаме (60-ые гг.), Индии, Ближнем Востоке, Ливане и Сирии (70-ые гг.), Египте (1948-1949, 60-ые гг.);

4) участие в Хельсинском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973-1975 гг.);

5) расширение СЭВ за счёт Вьетнама и Кубы, заключены соглашения с Югославией, Финляндией, Ираном, Мексикой, Никарагуа

6) подписание с США договоров ПРО, ОСВ 1 и ОСВ 2 (1972 г.);

7) участие в польском полит. кризисе первой половины 80-ых годов (ген. В.Ярузельский);

СажиУмалатова Как ломали СССР

Продажная верхушка

Сажи Умалатова о продажной верхушке

Внеочередной съезд народных депутатов СССР

Сентябрь 2, 1991

Одно из самых скрываемых событий в истории СССР и России - Пятый последний съезд народных депутатов СССР. До сих пор в Интернете, даже в торрентах и пиратских сетях нет ни одного видео, нет ни одного файла с текстами стенограмм выступлений на этом съезде.

Пятый съезд народных депутатов СССР, проходивший 2 - 5 сентября 1991 года в Москве, сразу же после победы над ГКЧП, и немедленного сворачивания начальниками народной антикоммунистической революции снизу в Москве и на местах, революцию снизу поскорее мгновенно сворачивали, а сверху срочно и алчно распределяли между собой по провинциям и отраслям хозяйства беззащитную страну. Пятый съезд народных депутатов СССР - это вершина позорища и ярчайшая картина деградации, закулисных манипуляций и беззакония, с помощью которых делили и уничтожали Советский Союз ничтожные и случайные в истории России люди.

С первого и до последнего момента лживого и картинного политического действия - Пятый последний съезд народных депутатов СССР во всей истории России- ярчайший пример лицемерия и грабежа, ловушка, яма не меньшая, чем Беловежские соглашения и личная заинтересованность и волевое участие лицемера и ограниченного ума человека, лицедея Бориса Ельцина. Русскому народу в 1991 год обещали горы золотые и единство демократической страны, а тайно делали всё, чтобы подлинная и мощная Россия больше никогда не восстала из пепла.

Надо показать по телевидению и вывесить в Интернете весь этот страшный политический спектакль, состоявшйся 5 сентября 1991 года - Пятый последний (чрезвычайный) съезд народных депутатов СССР, специально внезапно распущенный Горбачёвым и Ельциным, безо всяких обсуждений в обществе и н самом этом Съезде согласно правильной, принятой до этого процедуре, регламенту честного проведения самого съезда. Всё делалось не по процедуре, не по регламенту, абсолютно незаконно, всё было поставлено с ног на голову, чтобы уничтожить махом сам съезд, как избранный народом орган государственного управления Советским Союзом, чтобы уничтожить сам Советский Союз и советский народ в его конкретных материальных проявлениях - страна, государственное устройство, единый народ, в большинстве своём говорящий на одном, любимом и интересном русском языке - гигантское, мощнейшее по ресурсам и культурным задачам геополитическое пространство на Земле.

Обещая только сменить экономический строй и за счёт этого укрепить единство и процветание советского народа, на самом деле тайно и с очень большой волей делали всё в совершенно другом направлении - ради лично корысти, выгод и новых перспектив личной власти. Тайно, но очень по-волевому к власти и к победе шла чрезвычайная, просто метафизическая, вселенская жадность, один сплошной материализм, которым нужны были только все ресурсы России, всё, что может принести прибыль - конкретно - для удовлетворения только своих самых подонистых и примитивнейших целей - ценою немедленной последующей деградации всего захваченного и поделенного между кучкой стяжателей и примитивных управленцев сырьевого пространства.

Александр Богданов,

Санкт-Петербург.

25 мая 1989 года - первый съезд народных депутатов СССР начал свою работу. Что означало это событие для огромной могучей многонациональной страны? Это были первые глотки воздуха свободы в государстве, где единолично господствовала одна политическая партия. Прошло сравнительно немного времени, по меркам исторической хронологии, однако даже сейчас понятно, насколько уникальной и беспрецедентной была эта новая веха политической жизни страны.

Съезд народных депутатов СССР не прошел безукоризненно: хватало различных подводных камней. Следует отметить, что впервые были предприняты попытки замены устаревшей модели политического устройства сверхдержавы. Ощущение кризиса подталкивало руководство страны искать новые альтернативные решения. Тому, как это происходило, посвящена данная статья.

Необходимость реформ

Необходимость реформ, назревшая в обществе, была очевидна. При руководстве Брежнева, утвердившего политику «стабильности», момент безболезненного перехода на новые общественные отношения был упущен. В конце семидесятых западные и восточные соседи перешли на этап научно-технической революции, главной особенностью которого являлось внедрение различных наукоемких технологий.

Советские руководители предприятий, отличаясь ограниченностью кругозора, не желали перестраиваться. Проще все оставить по-старому. Целые отрасли нуждались в модернизации. Затраты на производство были колоссальные, отсюда их неэффективность. Плюс ко всему, экономика была максимально милитаризирована. Свыше 20% бюджета государства уходило на «оборонку».

Только перемены могли изменить надоевший всем уклад жизни. Они могли начаться только «сверху». Существующий репрессивный аппарат до этого времени эффективно подавлял назревающее недовольство народных масс, но это долго не могло продолжаться. Поэтому изменений ждали в обществе и были готовы их поддержать.

Надежды найти консенсус возлагались властями СССР на Съезд народных депутатов. Но их предстояло еще выбрать. Необходимо упомянуть о специальных полномочиях, которыми наделяли обновленный состав представителей высшей власти, ведь для его создания были внесены все необходимые изменения в существующую тогда конституцию РСФСР.

Новая политическая конфигурация

На момент создания Съезда народных депутатов СССР Горбачев уже провел частичную модернизацию структуры органов управления. Изменения конституции в 1989 году наделяли это собрание депутатов расширенными полномочиями и неограниченной властью. Под их компетенцию попадали различные важные вопросы: от права редактировать главный закон страны - конституцию, до утверждения решений правительства, а также избрания Верховного Совета. Он в то время играл роль парламента, нес одновременно сразу три классические функции управления. Одним словом, председатель Верховного Совета являлся главой государства.

Созыв Съезда народных депутатов СССР проводился два раза в год. А на постоянной основе работал Совет, избранный участниками, который для улучшения активности обновлялся ежегодно на 20%.

Мартовские выборы

Нельзя сказать, что политика была в числе высших приоритетов обычного рядового советского гражданина. Партия вела всех к «светлому будущему». 99, 9 % населения поддерживали решения правительства, продолжая дальше заниматься своими делами, понимая, что ничего не решают.

Все изменилось с проведением выборов Съезда народных депутатов СССР, состоявшихся 26.03.1989 года. Впервые был предоставлен альтернативный вариант кандидатов. С огромным интересом и ожесточением обсуждались различные предвыборные программы. Кандидаты встречались с избирателями, публично дискутировали со своими оппонентами.

Все эти новшества подстегнули инициативность граждан в сфере политической жизни страны. Но удивлялись не только рядовые граждане. Пришло время удивляться и огорчаться некоторым высокопоставленным партийным функционерам. Их ожидания не оправдались: народ их не выбрал. Предвыборная кампания была довольно динамичной. В некоторых регионах понадобился даже второй тур.

Личным провалом М. С Горбачева можно считать тот факт, что против набиравшего популярность Б. Н. Ельцина выбрали директора ЗИЛа Бракова. Все усилия, которые приложил московский горком, были явно недостаточными. Ельцин без особого труда сокрушил своего оппонента, набрав почти 90% голосов избирателей.

Еще одну пощечину и дополнительную пищу для размышлений преподнес академик Сахаров. Он согласился стать народным депутатом, но только от родной его сердцу Академии Наук. Накануне руководство этого учреждения отклонило его кандидатуру, хотя ее поддержали 60 различных институтов. После митингов и волнений либерального Сахарова все же выдвигают.

Результаты выборов для Политбюро стали «ледяным душем». Теперь даже самые ярые оптимисты понимали, что это провал. Народ им больше не верит. Все простые граждане замерли у экранов телевизоров с надеждой, что Съезд народных депутатов СССР начнет необходимые преобразования.

Участники съезда

Тоталитарная система назначила выборы. Как признается в своих мемуарах Горбачев, представителям КПСС выделялось 100 мест. Это делалось с той целью, чтобы не допустить к работе некоторых лиц, не желающих преобразований. По мнению Горбачева, это позволило выдвинуть в депутатский корпус наиболее влиятельных демократических деятелей.

Исходя из его слов, работу 1 Съезда народных депутатов СССР решили таким образом оградить от влияния всемогущей коммунистической партии. На деле оказалось все совсем не так. В этом можно убедиться, ознакомившись с составом участников.

Первый Съезд народных депутатов СССР формировался из трех частей. Первые 750 представителей были делегированы от территориальных округов, выдвинувшие своих кандидатов на основе всеобщего избирательного права. Еще 750 своих представителей направили национально-территориальные округа. Самыми интересными в этой разношерстной публике выглядели члены различных общественных организаций. Им также выделили 750 мест.

В Советском Союзе жизнь всех общественных объединений и организаций контролировала КПСС. Поэтому для придания массовости на съезде народных депутатов СССР согнали не только деятелей культуры, журналистики, но и представителей общества кинолюбов, «борьбы за трезвость», филателистов и т. д. Хотя среди политических элит того времени начали появляться куда более многочисленные неформальные организации. Но их к работе Съезда народных депутатов СССР по понятным причинам не допустили.

Страсти накаляются

В республиках СССР предвыборная кампания добавила масла в кипящий котел межнациональных отношений. Нежелание дружить с братскими республиками было настолько велико, что порой хватало малейшей провокации, чтобы вцепиться друг другу в глотки. Появление националистических настроений в различных уголках некогда могучей державы обещало разразиться пожаром различных локальных конфликтов.

Пока от распада удерживали лишь штыки, но всем было ясно: ситуация только усугубляется. В апреле 1989 года произошел вопиющий случай бесчеловечного отношения к требованиям мирных граждан в Тбилиси. Грузины требовали выхода своей республики из Союза на условиях полной самостоятельности. Перед этим состоялся инцидент в глубинке Абхазии: местное самоуправление заявило о суверинитете (не желая подчиненяться Грузии).

Стихийный мирный митинг, где не проводилось никаких попыток захвата власти, разогнали. Причем сделали это с изуверской жестокостью. Десантники, вооруженные саперными лопатками, набросились на митингующих. Очень долго не могли найти виновных, кто отдал этот преступный приказ. Представители партии коммунистов трусливо перекладывали вину друг на друга. Престиж правящей партии был подорван.

В пятнадцатидневный срок до начала Съезда народных депутатов СССР проявлялось совершенно новое в жизни советского общества явление - забастовочное движение. Оно началось в среде шахтеров, которые добивались большей экономической самостоятельности для своих предприятий, и предоставление широких полномочий для органов местного самоуправления. Никакой политики. Единственное, чего добивались трудящиеся - решение насущных вопросов, которые помогли бы развиваться отрасли.

Правительство Рыжкова удовлетворило их требования. А дальше уже в других отраслях экономики начались стычки. Люди увидели, что результатов можно добиться. А после того, как к лидерам забастовочного движения примкнули различные оппозиционные течения, была обеспечена их победа, выражающаяся в продвижении кандидатур на места в региональные и государственные органы управления.

Одним словом, к началу работы первого Съезда народных депутатов СССР, ситуацию в стране сложно было назвать спокойной. Общество раздирали многочисленные социально-экономические противоречия, но оставалась еще надежда на мирное разрешение накопившихся проблем.

Открытие съезда

Датой 1 Съезда народных депутатов СССР является 25.05.1989. Такого собрания еще не было за всю историю существования КПСС. Депутат Толпежников предложил почтить память минутой молчания жертв погибших в Тбилиси. Было сразу видно: замолчать, скрыть, отделаться пустой болтовней за расплывчатыми формулировками не удастся. Впервые слово получили лучшие сыны и дочери СССР, чтобы рассказать «о наболевшем».

Оставалось только удивляться череде тех событий, которые происходили. Из наиболее ярких эпизодов стоит упомянуть самовыдвижение на пост главы Совета Оболенского, выступление с альтернативной повесткой дня Сахарова.

Описывая работу 1 Съезда народных депутатов СССР, британская «Санди Таймс» отмечала, что миллионы советских граждан с жадностью вчитываются в стенограммы заседаний. Работа практически остановилась, дебаты, споры, обсуждения на улице. Русские требуют еще более радикальных реформ. Энтузиазм зашкаливает.

Особое внимание уделялось вопросу межнациональных отношений. Звучали даже предложения о заключении преобразованного договора о союзе между республиками. В ситуации с трагедией необходимо было разобраться, поэтому была создана специальная комиссия. Ее возглавил один из самых компетентных депутатов А. А. Собчак. Именно он давал все необходимые консультации по правовым вопросам на съезде.

Комиссия установила направить генерала Радионова для учинения расправы над инакомыслием мирных граждан в Тбилиси. Решение принимало руководство ЦК под председательством Лигачева. Это был преступный приказ, потому как решать такие вопросы должны были государственные органы.

Послушно-агрессивное большинство

Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся в условиях давно назревшего кризиса, жесткого противостояния с надоевшей всем диктатурой одной политической партии. Поэтому одним из предложений было отмена 6 статьи действующей Конституции. Эта статья закрепляла главенство коммунистической партии. Академик Сахаров предложил включить обсуждение этого вопроса в повестку.

М. С. Горбачев только на словах был готов к диалогу. На самом деле он, в лучших традициях Политбюро, перебивал депутатов своими неуместными замечаниями, интриговал, и по всему было видно, что его напускная доброжелательность - всего лишь маска человека, из рук которого выскальзывает власть. А ведь терять ее он не хотел. Вот только не хватило ему возможностей удержать ее - не было ни авторитета, ни большого желания.

На Съезде народных депутатов СССР было видно, что существует два лагеря. Первые, не щадя своих сил, предлагают вполне разумные решения. А самое главное - конкретный план действий по выходу из экономического кризиса, эти люди были героями в глазах общественности. А вторые, по меткому определению ректора Афанасьева, были «послушно-агрессивным большинством», голосующим по предложению Президиума.

Либералы не смогли протолкнуть свои предложения, необходимо было перегруппироваться, чтобы продолжить борьбу. После съезда они оформляют Межрегиональную депутатскую группу.

Главный пункт на повестке дня

12.12.1989 года Съезд народных депутатов СССР собрался во второй раз. Оппозиция в лице МДГ была настроена решительно. Они накануне этого знаменательного собрания предлагали устроить предупредительную забастовку. Ставки были высоки: Ельцин, Афанасьев и другие соратники намеревались сделать все возможное, чтобы их услышали. В прошлый раз их инициативу по отмене 6 статьи даже не внесли в повестку дня. Горбачев сделал все возможное и невозможное, чтобы это произошло, договорившись с депутатами.

2 съезд народных депутатов СССР проводился на фоне еще более усугубляющегося экономического кризиса. Всем было понятно: страна стоит на пороге огромных потрясений. Работа с первых минут началась оживленно. На повестке дня стояли два вопроса. Один из них посвящался планированию мероприятия по восстановлению экономики, а второй - о признании полномочий депутатов. Прозвучала инициатива включить самый острый момент этого заседания - отмене 6 статьи. Внесено предложение включить его 3 пунктом повестки.

Поначалу Съезд отказался включить этот вопрос в повестку. Чем немало разочаровали не только демократически настроенных депутатов. Опросы показывали, что большинство советского населения были крайне разочарованы в КПСС. Поэтому одним из главных требований бастующих и несогласных была отмена злополучной 6 статьи. «Ведущая роль прааящей партии» подвергалась такой резкой критике, что вполне вероятен был хрущевский сценарий утраты власти.

Конец гегемонии коммунистов

"Дружба" советских народов начала проявляться во всей красе на стыке 1989 -1990 гг. Узбекистан, кровавая резня армян в Баку, Киргизия, Таджикистан. Только благодаря вводу войск удалось избежать более массовых жертв. В самой Москве также бурлили различные настроения. Массовый хорошо организованный митинг с участием свыше 200 000 человек продемонстрировал, что игнорирование требования народа по серьезным изменениям Конституции больше невозможно.

М. С. Горбачев лихорадочно искал пути выбора "наименьшего зла" в сложившейся ситуации, но еще больше его беспокоило сохранение личной власти. Он предлагает создать пост Президента СССР и отменить 6 статью. В этом случае у партийной верхушки оставались хотя бы формальные рычаги давления на него и сохранения системы. Представители КПСС выказали свое согласие с таким сценарием.

Внеочередной 3 Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся 12-16 марта 1990 года, положил конец бесконтрольной единоличной власти одной партии внутри страны. Отныне КПСС навсегда утратила свою главенствующую роль.

Взамен этого Горбачев получил возможность стать первым и последним Президентом СССР. Его рейтинг падал по стране, а его главного конкурента Ельцина только возрастал. Поэтому ради сохранения власти Михаил Сергеевич предпочел, чтобы его выбирали не в результате всенародных выборов. Этим он только подтвердил всю шаткость своего положения.

4 Съезд народных депутатов СССР

Это собрание 1990 года еще раз доказало, что крушение самой мощной империи - это лишь вопрос времени и оно необратимо. После 3 Съезда Литва ушла в свободное плавание. А представители Верховного Совета пытались сохранить хорошую мину при плохой игре, заявляли об отсутствии возможности проявления самостоятельности и самоопределения республиками, пока не будет подведено общее количество голосов всего населения СССР.

Пришло время решительных действий. Самая большая республика РСФСР приняла свой бюджет. Ельцин изрядно уменьшил финансирование центра. Начался медленный, но верный развал оборонки, космических программ. А самое главное - это был выбор, который сделала Россия на пути к обретению собственной независимости.