Сравнение характеристик акцизов в еаэс. Сравнительный анализ ставок ндс и акциза в странах. Текст научной работы на тему «Таможенные платежи в Евразийском экономическом союзе: проблемы унификации и гармонизации законодательства»

Контент страницы

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла решение направить на внутригосударственное согласование проект Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Документ, подготовленный рабочей группой Комиссии, направлен в правительства стран Союза. В дальнейшем, после одобрения Советом ЕЭК, соглашение будет предложено для принятия и подписания главами правительств государств-членов. Предполагается, что оно будет подписано до конца 2017 года.

При разработке проекта соглашения особое внимание уделялось созданию условий для защиты прав потребителей, а также жизни и здоровья человека, обеспечения законного оборота товаров на территории ЕАЭС. Документ определяет основные механизмы маркировки и обеспечивает реализацию принципа прослеживаемости товаров, обращающихся на таможенной территории Союза. Какие именно товары попадут под его действие, будет решено позже на заседании Совета ЕЭК.

В соответствии с предложенным проектом соглашения товары должны быть промаркированы унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации, информация о которых будет вноситься в единый реестр. Формировать и вести реестр должна ЕЭК.

Ранее в Комиссии в рамках специальной рабочей группы с участием руководства уполномоченных ведомств Союза прошло заседание, на котором обсуждались ключевые подходы и принципы развития системы маркировки товаров средствами идентификации (см.: ). В частности, общими требованиями к средствам идентификации должны стать их машиночитаемость и технологическая совместимость (взаимочитаемость).

Коллегия ЕЭК одобрила проект распоряжения Совета ЕЭК , которым будут определены некоторые положения соглашений, регулирующих принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию. В частности, предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также диапазонов отклонений от них. Расчёт индикативных ставок будет вестись с учетом курса евро к соответствующей национальной валюте государства Союза, применяемого при бюджетном планировании на очередной календарный год.

Предполагается, что будет применяться пакетный принцип – соглашения, регулирующие принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, должны вступить в силу одновременно с Соглашением о регулировании алкогольного рынка в рамках Союза.

Индикативные ставки и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет сроком на один год начиная с 2022 года.

Принятие соглашений станет важным шагом на пути к созданию единого рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС через гармонизацию ставок акцизов.

После того как торговый дисбаланс, вызванный резким падением рубля и наплывом дешевых российских товаров в страны ЕАЭС, а также сокращением казахстанского и белорусского экспорта в РФ, проблема гармонизации финансовой и налоговой политики Союза отошла как-то на второй план. Между тем напрасно. Ведь такая гармонизация служит ко благу всех членов ЕАЭС и Союза в целом, она способна придать их развитию существенный импульс, предотвратив возникновение торговых споров и введение временных запретов на импорт.

Гармонизации налоговой политики посвящен 18-й раздел Договора о создании ЕАЭС, который определяет её общие принципы (статья 71), а также правила взимания косвенных налогов (статья 72) и налогообложения физических лиц (статья 72). Правила взимания косвенных налогов также регулируются отдельным протоколом (приложение №18 к договору), определяющим сам порядок взимания, механизм контроля над их уплатой при экспорте/импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. Эти нормативно-правовые акты определяют общие, рамочные принципы налоговой политики Евразийского союза, конкретное применение которых может регулироваться дополнительными межгосударственными соглашениями.

Договор о создании ЕАЭС регулирует порядок взимания только косвенных налогов, устанавливаемых в виде надбавки к цене - акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС). Определение ставок прямых налогов, взимаемых с доходов или имущества, остается в ведении национальных государств. Столь пристальное внимание к косвенным налогам связано с положенным в основу еще Таможенного союза принципом «четырех свобод» - свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При перемещении на территорию другого государства-участника Союза таможенные пошлины отсутствуют, но косвенные налоги продолжают взиматься. При этом используется принцип страны назначения. То есть при экспорте товаров в другие страны объединения применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов, а при импорте товаров эти налоги уплачиваются по месту реализации.

Необходимость урегулирования налогообложения физических лиц также связана с одной из «четырех свобод» Евразийского союза - свободным движением рабочей силы. Договор о создании ЕАЭС устанавливает, что с первого дня работы на территории другого государства-участника объединения налоги с доходов физических лиц должны взиматься в том же самом размере, что и с обычных граждан этой страны. Тем самым обеспечивается соблюдение единых принципов функционирования общего рынка труда и равенство граждан всех государств ЕАЭС в плане условий трудоустройства, что особенно важно для стран с большой трудовой эмиграцией.

Но если ситуация с налогообложением физических лиц вопросов не вызывает, то с косвенными налогами все далеко не столь радужно. Проблема заключается в том, что как косвенные налоги, так и налог на доходы физлиц (НДФЛ) в каждой из стран ЕАЭС разные. Причем разница между акцизами, например, на табак и алкоголь подчас очень существенна. В рамках единого таможенного и экономического пространства это создает дисбалансы, негативно влияющие на функционирование Союза и волей-неволей порождающие между его участниками противоречия.

Так, ставка НДФЛ в Казахстане составляет 10%, в Белоруссии - 12%, а в России - 13%. Разница между акцизами на алкогольную и табачную продукцию выражена гораздо сильнее. Осенью 2014 г., накануне вступления в силу Договора о создании ЕАЭС, акциз на 1 литр чистого спирта в России составлял 500 рублей, в Казахстане - 500 тенге (102,7 рубля), а в Белоруссии - 133 тыс. белорусских рублей (443,3 российских рубля). Акциз на 1 тыс. сигарет с фильтром в России составлял 800 рублей+8,5% от розничной цены (не менее 1040 рублей за 1 тыс. штук), в Казахстане - 3 тыс. тенге (616,2 рубля), а в Белоруссии тариф в зависимости от качества сигарет колебался в пределах от 416,6 до 833,3 российских рубля.

Положение осложняло то, что крупные оптовые поставки товаров при отсутствии таможенных границ отследить можно, а ввоз алкоголя и сигарет частными лицами, которые покупают их как бы для личного потребления и уплачивать НДС не должны, - почти невозможно. И дешевый алкоголь из Казахстана рекой потек в Россию. Только за одно полугодие 2013 г. бюджеты Приволжского, Сибирского, Уральского и Южного федеральных округов потеряли из-за этого 300 млн. рублей. В начале 2014 г. Росалкогольрегулирование занялось подготовкой законопроекта, направленного против поставок в РФ нелегального казахстанского алкоголя. В сопроводительных документах указывалось, что необходимость подготовки закона связана с возросшими объемами ввоза в Россию дешевого немаркированного алкоголя, произведенного в Казахстане, а также его нелегальной реализацией. Предполагалось, что закон вступит в силу в четвертом квартале 2014 г. Ранее ведомство предлагало также ввести квоту на ввоз в Россию алкоголя из стран Таможенного союза в размере 5 литров на человека.

Однако до ввода ограничений дело не дошло. После событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией началось масштабное финансово-экономическое давление Запада на нашу страну, в результате чего курс российского рубля за короткий период упал вдвое. Казахстан, тесно связанный с РФ экономически, также был вынужден девальвировать тенге, правда, лишь на 20%. В результате курсовой разницы российский алкоголь, напротив, стал дешевле казахстанского, и потек в обратном направлении. Теперь о введении ограничений на поставки российской продукции задумались уже казахстанские власти, столкнувшиеся с наплывом дешевых российских потребительских товаров и на товары собственного производства. С 1 июня 2014 г. в Казахстане был введен временный запрет на импорт алкоголя из ряда стран, включая Россию и Белоруссию, связанный, по официальной версии, с многочисленными «нарушениями требований национального законодательства и требований, установленным техническим регламентом Таможенного союза».

Проект соглашения по акцизам на алкоголь и табак был разработан Евразийской экономической комиссией еще в конце 2014 г. Он предусматривает повышение белорусских и казахстанских тарифов до российского уровня с тем, чтобы разница не превышала 15%. Документ был одобрен 10 ноября прошлого года, но до сих пор не подписан. И не последнюю роль тут сыграл тот факт, что, согласно докризисным планам, российские акцизы на табак и алкоголь должны были резко увеличиться. В результате ставка акциза на 1 литр чистого спирта для стран ЕАЭС к 2020 г. должна составить 1089 рублей, на слабый алкоголь - 946,14 рубля, а на 1 тыс. сигарет с фильтром - 2411 рублей. По расчетам аналитиков стоимость 1 бутылки водки при таких акцизах составит не менее 400-450 рублей, а пачки сигарет - 100-110 рублей. В условиях кризиса и падения покупательной способности населения такие цены выглядят для него неподъемными. Другая сторона вопроса - резкий рост рынка нелегального алкоголя. При дорогой легальной водке рентабельность производства нелегальной зашкаливает и бороться с ее производством почти невозможно. Бюджет же вследствие этого теряет большие доходы от снижения акцизных платежей.

Выход заключается в том, чтобы найти некий равновесный уровень акцизов, который не создавал бы проблем с нелегальным импортом табачной и алкогольной продукции и одновременно не служил бы раздражителем для населения, не способного приобрести легальную продукцию из-за ее чрезмерно высокой стоимости. В России и других странах бывшего СССР водка традиционно является социальным анестетиком, и проблемы с ее приобретением, как показывает печальный опыт СССР конца 1980-х гг., способны обернуться не только ростом социального недовольства, но и крайне неприятными политическими последствиями. Ту же природу имеет «ценовая» борьба с курением. Та часть населения, которая курит давно, от этой привычки уже вряд ли откажется, а рост стоимости сигарет вызывает у нее раздражение. Логика «за вредные привычки надо платить» в этих случаях, прямо скажем, не работает.

Наряду с урегулированием проблем с акцизами позитивную роль для ЕАЭС может сыграть и гармонизация правил экспортного контроля, отнесенных в настоящее время к ведению национальных государств. В условиях отсутствия таможенного контроля на границах между государствами ЕАЭС назревает необходимость унификации его правил на внешних границах Союза, через которые товары экспортируются за рубеж.

К концу этого года должен быть принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС. 12 августа в Сочи главы правительств союзных государств на заседании Евразийского межправительственного совета достигли принципиальных договоренностей по проекту кодекса и распорядились направить его на внутригосударственное согласование с тем, чтобы успеть .

Новый вариант кодекса предусматривает такие ранее отсутствовавшие новации, как приоритет электронного таможенного декларирования, возможность автоматического совершения таможенных операций с помощью информационных систем, подача таможенной декларации без предоставления подтверждающих ее заполнение документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, имеющего права осуществлять таможенные операции в упрощенном порядке и т.п. По словам председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, проект нового Таможенного кодекса разрабатывался вместе с бизнесом, и в нем учтены все высказанные замечания. Поэтому он заметно улучшит бизнес-среду и упростит процессы таможенного оформления товаров. Так что и здесь очевиден выигрыш для всех.

Это приведет к подорожанию товаров, зато бюджет получит больше денег.

Давняя идея выравнивания акцизных ставок России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии близка к реализации. К следующей неделе чиновники Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будут готовы вынести проекты соглашений об унификации табачных и алкогольных акцизов на рассмотрение коллегии, а затем и союза Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), рассказал «Ведомостям» министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов.

Если проекты соглашений будут одобрены, процесс выравнивания акцизов может начаться в следующем году. Акциз и после этого не будет единым – точную ставку страны будут определять самостоятельно, соглашения лишь ограничивают коридор колебания ставок, добавил Сулейменов.

Несмотря на кризис и девальвацию национальных валют, не отказался ЕАЭС и от идеи привязать ставки акциза на алкоголь и табачную продукцию к евро. «Ставки акцизов будут номинированы в евро, это единственная твердая валюта», – заявил вчера Сулейменов.

Принципиальное решение о гармонизации акцизов было принято в мае 2015 г. на межправительственном совете ЕЭК. Тогда же было решено, что гармонизация будет идти в связке с созданием единого алкогольного рынка ЕАЭС, сказал Сулейменов: «Создавать единый рынок алкогольной продукции с существенно разными фискальными условиями не имеет смысла». До сих пор на алкогольном рынке союза сохранялись, по его словам, взаимные «протекционистские и дискриминационные меры в отношении производителей»: в России – обеспечительный платеж при импорте алкоголя, а в Белоруссии – специмпортеры, без которых импортировать алкоголь в страну невозможно.

В 2014 г. в российский бюджет поступило 319 млрд руб. от табачных акцизов и 169 млрд руб. – от акцизов на крепкий алкоголь (данные Федеральной налоговой службы). Как раз сейчас Россия остро нуждается в дополнительных источниках доходов – например, 28 сентября правительство в очередной раз будет обсуждать, повышать ли налог на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний.

Представитель Минэкономразвития России переадресовал вопросы корреспондента «Ведомостей» об акцизах в Минфин. Сотрудник его пресс-службы ограничился тем, что напомнил: проект гармонизации акцизов обсуждается с 2012 г. Впрочем, Минфин, по словам его чиновника, не возражает против привязки расчета акцизов к евро, хотя предпочел бы менее рискованный вариант с рублем, с которым крепко связаны валюты других участников союза.

«Логично, что в рамках открытия таможенных границ произошло бы уравнивание акцизов», – говорит представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова (входит в совет ЕЭК). Работа над соглашением еще идет, добавил он, не став комментировать детали.


Производители сигарет традиционно поддерживали идею выравнивания налоговой нагрузки в странах – участницах экономического союза. Но сейчас, после девальвации рубля и казахстанского тенге, это может быть рискованно, говорит сотрудник одного из производителей. Установка налога в иностранной валюте вызывает у него вопросы: почему бы экономическому союзу России, Белоруссии, Казахстана и других стран не сформировать для расчета некую корзину из собственных валют, недоумевает он. Тем более что в том варианте проекта соглашения, с которым ознакомился собеседник «Ведомостей», не прописан даже механизм действия в случае резких валютных колебаний.

Сотрудник крупной табачной компании знает, что курс евро, исходя из которого будет рассчитываться акциз, будет не текущий биржевой, а некий условный, учитывающий национальные курсы валют членов ЕАЭС и согласованный ими. «Для производителей важно, чтобы этот курс, к которому привязывается акциз, не плавал бы в течение года», – подчеркивает он.

А на алкогольном рынке выравнять ставки акцизов сейчас невозможно в принципе, уверен гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз: слишком велик разрыв цен на алкоголь. Если в России самая дешевая легальная водка в среднем стоит 200 руб., то, например, в Киргизии в пересчете на рубли – около 50 руб.

Ключевые слова

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / АКЦИЗ / НДС / ТАМОЖЕННЫЙ СБОР / CUSTOMS DUTY / EXCISE DUTY / VAT / CUSTOMS UNION / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Алексеева Т.О.

Предмет. Роль унификации и гармонизации нормативно-правовой базы в сфере таможенных платежей стран участниц ЕАЭС.Цели. Обоснование необходимости унификации и гармонизации законодательства стран участниц ЕАЭС, касающегося отдельных видов таможенных платежей : косвенных налогов (НДС и акцизов ) и таможенных сборов .Методология. Применен системный метод научного познания, общетеоретические методы исследования (метод анализа, синтеза, сравнения, описания) и частнонаучные методы: формально-логический и сравнительно-правовой.Результаты. Исследована система таможенного законодательства национального и наднационального уровня в рамках ЕАЭС, посвященная теме таможенных платежей . Проведен сравнительный анализ каждого из видов таможенных платежей , взимаемых в странах участницах ЕАЭС. Выявлены проблемы унификации нормативно-правовой базы.Выводы. На фоне положительных результатов интеграционного взаимодействия Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Армения в рамках Евразийского экономического союза существует ряд вопросов, требующих решения. Отсутствие единых налоговых ставок является одной из ключевых проблем. Необходимо решить вопросы унификации нормативно-правовой базы в сфере налогообложения, а именно: выравнять разницу в размере взимаемого налога на добавленную стоимость и разницу в ставках акцизов на товары в странах ЕАЭС. Поэтому перспективным направлением дальнейшего функционирования и развития ЕАЭС может стать гармонизация законодательства стран, а также согласование налоговой политики. Трудность в решении перечисленных проблем заключается в том, что уровни социально-экономического положения стран участниц ЕАЭС разные, как и подходы в приоритетах, а законодательство в свою очередь отражает потребности государства.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Алексеева Т.О.

  • Администрирование таможенных платежей в государствах-членах ЕАЭС: вопросы правового регулирования

    2017 / Трошкина Т.Н.
  • Пути гармонизации систем налогообложения в странах Евразийского экономического союза

    2016 / Петросян Егине Гагиковна
  • Экономические и правовые предпосылки формирования системы специальных правил налогообложения косвенными налогами в ЕАЭС

    2016 / Шередеко Елена Владимировна
  • Правовые основы Таможенного налогообложения

    2014 / Гусейнова Гузель Мухтаровна
  • Гармонизация налогового законодательства в рамках ЕАЭС

    2017 / Чернобровкина Екатерина Борисовна
  • Анализ механизма взимания таможенных платежей в ЕАЭС

    2018 / Федина Екатерина Валерьевна, Килина Ирина Петровна
  • Сравнительный анализ косвенного налообложения в ЕАЭС и ЕС

    2019 / А. П. Манушина, Д. В. Костикова, Е. А. Прошукина
  • Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза

    2018 / Рыльская Марина Александровна, Кожанков Антон Юрьевич, Боброва Ольга Геннадьевна
  • Особенности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС

    2019 / Сиченко Ульяна Алексеевна
  • Таможенная стоимость и ее налоговая функция

    2017 / Витюк Владимир Васильевич

Customs duties in the Eurasian Economic Union: Problems of law unification and harmonization

Subject The article considers the role of unification and harmonization of regulatory and legal framework in the sphere of customs payments of the EAEU member countries.Objectives The study aims to provide a rationale for unification and harmonization of laws of the EAEU member countries on certain customs payments, namely, indirect taxes (VAT and excise duties) and customs duties.Methods The study draws upon the system method of scientific knowledge, general theoretical methods of research (analysis, synthesis, comparison, description), and specific scientific methods (formal logic and comparative legal techniques).Results I investigated the customs legislation on customs duties at national and supranational levels within the EAEU, performed a comparative analysis of customs payments in the EAEU member countries, and highlighted problems of laws and regulations harmonization.Conclusions It is crucial to align the value added tax (hereinafter VAT ) and the rates of excise duties on different goods in the EAEU, and harmonize laws and tax policies of the EAEU member countries. The difficulty in solving the specified problems is that the levels of socio-economic development, approaches and priorities of the EAEU member countries are different, and their laws reflect the needs of each particular State.

Текст научной работы на тему «Таможенные платежи в Евразийском экономическом союзе: проблемы унификации и гармонизации законодательства»

ISSN 2311-8709 (Online) Проблемы глобализации

ISSN 2071-4688 (Print)

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ И ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Татьяна Олеговна АЛЕКСЕЕВА

студентка четвертого курса специальности «Таможенное дело», Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 06.09.2016 Принята в доработанном виде 29.11.2016 Одобрена 13.12.2016 Доступна онлайн 16.01.2017

УДК 338.23 JEL: F13

Ключевые слова:

таможенные платежи, таможенная пошлина, акциз, НДС, таможенный сбор

Аннотация

Предмет. Роль унификации и гармонизации нормативно-правовой базы в сфере таможенных платежей стран - участниц ЕАЭС.

Цели. Обоснование необходимости унификации и гармонизации законодательства стран - участниц ЕАЭС, касающегося отдельных видов таможенных платежей: косвенных налогов (НДС и акцизов) и таможенных сборов.

Методология. Применен системный метод научного познания, общетеоретические методы исследования (метод анализа, синтеза, сравнения, описания) и частнонаучные методы: формально-логический и сравнительно-правовой. Результаты. Исследована система таможенного законодательства национального и наднационального уровня в рамках ЕАЭС, посвященная теме таможенных платежей. Проведен сравнительный анализ каждого из видов таможенных платежей, взимаемых в странах - участницах ЕАЭС. Выявлены проблемы унификации нормативно-правовой базы.

Выводы. На фоне положительных результатов интеграционного взаимодействия Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Армения в рамках Евразийского экономического союза существует ряд вопросов, требующих решения. Отсутствие единых налоговых ставок является одной из ключевых проблем. Необходимо решить вопросы унификации нормативно-правовой базы в сфере налогообложения, а именно: выравнять разницу в размере взимаемого налога на добавленную стоимость и разницу в ставках акцизов на товары в странах ЕАЭС. Поэтому перспективным направлением дальнейшего функционирования и развития ЕАЭС может стать гармонизация законодательства стран, а также согласование налоговой политики. Трудность в решении перечисленных проблем заключается в том, что уровни социально-экономического положения стран - участниц ЕАЭС разные, как и подходы в приоритетах, а законодательство в свою очередь отражает потребности государства.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Интеграция на Евразийском экономическом пространстве происходит динамично, это объяснимо весьма прочными связями между государствами - бывшими республиками СССР и схожим менталитетом . Активизация усилий России по наращиванию внешнеторгового взаимодействия с партнерами на постсоветском пространстве, прежде всего в рамках ЕАЭС, представляется своевременной и крайне необходимой . С января 2015 г. вступил в силу договор о ЕАЭС. Им утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров,

услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами. Общий финансовый рынок обеспечивает равные условия конкуренции и координации ключевых аспектов налоговой политики государств Союза в целях комплексной модернизации и устойчивого развития национальных экономик и в интересах повышения жизненного уровня граждан стран - участниц ЕАЭС .

В условиях территориального расширения, а также включения в ЕАЭС новых членов,

особую актуальность приобретают вопросы гармонизации и унификации целого ряда отраслей национального законодательства.

Для каждой из стран - участниц ЕАЭС таможенные платежи играют особую роль в системе экономических отношений, а также обеспечивают значительную часть доходов этих государств. Названные платежи осуществляются участниками внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством Таможенного союза и национальным законодательством стран -участниц ЕАЭС.

В наднациональном законодательстве, а именно в Таможенном кодексе Таможенного союза ЕАЭС (далее - ТК ТС) определение понятия таможенные платежи не закреплено, однако указывается, какие пошлины, налоги и сборы включаются в данное понятие. Так, в соответствии со ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы (рис. 1).

В настоящее время ведется активная работа по устранению принципиальных разногласий государств - членов союза, решению спорных вопросов и обсуждению поправок в новый ТК ТС.

Предполагается, что в новом ТК ТС будет усовершенствован институт таможенных платежей.

В процессе разработки нового ТК ТС необходимо выявить и устранить недостатки действующего законодательства. К рекомендациям для построения нового механизма правового регулирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС можно отнести следующее: во-первых, необходимо законодательно закрепить некоторые базовые понятия, такие как «таможенные платежи», «косвенные налоги», «таможенные пошлины» и т.д., во-вторых: необходимо унифицировать ставки косвенных

налогов: НДС и акцизов. Нельзя не согласиться с мнением И.А. Цидилиной о том, что, поскольку экономический союз предполагает единообразное таможенное регулирование, необходимо свести к минимуму наличие в ТК ТС отсылочных и бланкетных норм, что упростит правопонимание и толкование новых законодательных положений .

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость, от правильности исчисления которой зависит величина таможенных платежей, подлежащих уплате.

Взимаемые таможенными органами платежи делятся на три группы: 1) распределяемые между странами Таможенного союза; 2) перечисляемые в федеральный бюджет в полном объеме; 3) учитываемые на едином счете до наступления определенных таможенным законодательством действий (событий). При этом необходимо отметить, что каждый из этих видов платежей обеспечивает свою функцию: платежи первой группы призваны способствовать защите внутреннего рынка, а платежи второй группы выполняют балансировочную и фискальную функции.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины в ЕАЭС

В Таможенном союзе ЕАЭС базовые ставки ввозных таможенных пошлин установлены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС и действуют на всей таможенной территории Союза.

Ставки вывозных таможенных пошлин страны - участницы Таможенного союза устанавливают самостоятельно, исходя из интересов государства. Вывозные таможенные пошлины применяются к отдельным товарам, экспортируемым за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

Основные положения, касающиеся зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисление в доход бюджетов государств-членов, а также нормативы распределения сумм осуществляются

согласно приложению № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. В национальном законодательстве Российской Федерации процедура поступления и распределения средств регулируется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 № 125н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему российской федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Расчет сумм ввозных таможенных пошлин, которые подлежат перечислению с единого счета уполномоченного органа государства в свой бюджет и на счета других государств в иностранной валюте, осуществляется путем умножения общей суммы ввозных таможенных пошлин на нормативы распределения, которые устанавливаются в следующих размерах: Республика Армения -1,13%; Республика Беларусь - 4,65%; Республика Казахстан - 7,25%; Российская Федерация - 86,97%.

Налоги (НДС и Акциз) в ЕАЭС

Межстрановое движение товаров, рабочей силы и капиталов существенно усиливает значение налогов в распределительных отношениях как между субъектами хозяйствования и государством, так и между государствами, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность .

НДС и акциз являются косвенными налогами, основные функции которых - защита внутреннего рынка и национальных производителей от иностранной конкуренции, а также пополнение бюджета стран - участниц ЕАЭС.

По результатам анализа данных за 2015 г. НДС в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации составил 3 714,7 млрд руб. (5,5% к ВВП), а в прогнозе на 2016 г. -4 409,9 млрд руб. (5,6% к ВВП).

Необходимо отметить тот факт, что при применении косвенных налогов при экспорте товаров налогоплательщик вправе получить налоговые вычеты (зачеты) согласно

национальному законодательству стран -участниц ЕАЭС, но и здесь существуют проблемы с возвратом НДС, что препятствует развитию экспортной деятельности.

Рассмотрим, как происходит взыскание косвенных налогов при импорте товаров. Первый вариант - когда товар импортируется внутри Таможенного союза, например, товар следует из Белоруссии в Россию, обязанность по взысканию НДС и акцизов ложится на налоговые органы. Следовательно, те суммы косвенных налогов, которые подлежат уплате, будут исчисляться по налоговым ставкам, содержащимся в национальном законодательстве страны - участницы ЕАЭС, на территорию которой эти товары были импортированы. Таким образом, в нашем случае при ввозе товара на территорию России из Белоруссии будут применяются ставки, которые установлены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Второй вариант - когда товар импортируется на территорию ЕАЭС из третьих стран, то есть. стран, не входящих в ЕАЭС. Например, товар следует из Германии в Россию. В данном случае налоговое администрирование осуществляется таможенными органами.

В странах - участницах ЕАЭС регулирование ставок НДС и акцизов проводится на национальном уровне (рис. 2). Самые высокие ставки НДС в Республике Беларусь и Республике Армения - 20%, в Республике Казахстан и Кыргызской Республике - 12%, в Российской Федерации - 18%. Одной из причин такой разницы в размере взимаемого НДС, может являться то, что у тех стран, у кого отсутствуют значительные стратегические ресурсы, формирующие дополнительные доходы бюджета, НДС становится главным доходным источником1. Кроме того, ввиду различия ставок НДС нарушается принцип благоприятствования, поскольку субъекту хозяйствования выгоднее вести бизнес в той стране, где ставка налога меньше . Следует отметить, что в Республике Беларусь и

1 Подшивалова В.В. Проблемы унификации практики применения таможенных платежей в государствах -участниках Таможенного союза // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013. № 2. С. 126-129.

Российской Федерации на группы товаров социального значения устанавливаются пониженная ставка НДС - 10%.

Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе зависят от таможенной процедуры для ввозимых товаров. При одних процедурах НДС уплачивается (полностью или частично), при других - не уплачивается согласно п. 1 ст. 151 НК РФ. НДС не уплачивается при ввозе товаров в случаях, обозначенных в п. 3 ст. 80 ТК ТС и ст. 150 НК РФ .

В странах - участницах ЕАЭС установлены различающиеся по продолжительности сроки возврата НДС, а также перечень документов, подтверждающих факт экспорта товаров для возмещения налога, что приводит к несвоевременному возврату или невозврату сумм налога, следовательно унификация перечня документов для подтверждения налоговой ставки 0% по НДС является необходимой. Данный вопрос может быть решен только при условии подписания на межгосударственном уровне единого порядка документального подтверждения налогообложения по ставке 0% при реализации товаров в режиме экспорта между странами -участницами ЕАЭС .

В рамках ЕАЭС существует проблема гармонизации законодательства косвенных налогов (НДС и акциза). Дело в том что между странами - участницами ЕАЭС не существует единого документа, регламентирующего обложение косвенными налогами, и каждое из государств руководствуется исключительно национальным законодательством, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы гармонизации перечня подакцизных товаров в области алкогольной продукции и табачных изделий, а установление на них ставок является первоочередной задачей. Следует также отметить, что упрощение процедуры уплаты НДС и акцизов будет способствовать их эффективному администрированию, а введение единых ставок НДС может стать одним из приоритетных направлений взаимодействия таможенных и налоговых органов . Так, например, страны -участницы ЕАЭС уже на пути к выравниванию акцизов на табак и алкоголь.

Это выравнивание будет происходить поэтапно в течение пяти лет до 2020 г., при этом странами будет согласована динамика роста, в том числе нулевого роста или снижения ставок акцизов в каждой стране.

Одной из главных причин необходимости налоговой гармонизации называют налоговую конкуренцию. Налоговую конкуренцию можно определить как несогласованное с другими странами установление налогов независимыми правительствами, в результате которого выбор налоговой политики каждого правительства оказывает влияние на размещение мобильного капитала внутри региона .

Европейский союз по-прежнему остается одним из самых крупных интеграционных образований. Наиболее ярким примером гармонизации налогов выступает проводящаяся в ЕС гармонизация НДС. Этот налог имеет большое фискальное значение не только в этом межгосударственном объединении, но и в более чем половине стран мира .

В настоящее время в ЕС достигнуты определенные положительные успехи в области налоговой гармонизации. Страны -участницы ЕС придерживаются ряда принципов, которые трактуются следующим образом :

Отсутствие противоречий между национальной налоговой политикой и налоговой политикой других стран ЕС;

Искоренение двойного налогообложения;

Предоставление свободы передвижения услуг, товаров и граждан.

Исходя из данных принципов, опыт развития налоговых отношений на территории ЕС будет чрезвычайно полезен для функционирования ЕАЭС.

Следует отметить, что для обеспечения сбалансированного функционирования ЕАЭС необходимо создание наднациональных структур управления, аналогичных ранее действующим, функционирование которых должно учитывать новый уровень интеграции. Создание данных эффективных структур -Межпарламентской ассамблеи Евразийского

экономического союза и Бюро данной организации позволят более эффективно решать вопросы гармонизации и унификации законодательств государств - членов ЕАЭС .

В 2015 г. акцизы в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации составили 558,3 млрд руб. (0,7% к ВВП), а в прогнозе на 2016 г. - 582 млрд руб. (0,7% к ВВП).

В настоящее время в консолидированном бюджете России акциз устойчиво занимает пятое место и обеспечивает 4% дохода бюджета, в Белоруссии акцизы занимают 4-е место и обеспечивают 7-9% доходов бюджета, в Казахстане - 6-е место и 2-3%, в Киргизии -3-е место и 4-6%2.

Повышение ставок акцизов способствует росту доходов бюджета, но в дальнейшем приведет к повышению социальной напряженности и негативно скажется на экономике.

Если рассматривать налоговые ставки по акцизу, то здесь наблюдается такая ситуация -в каждой стране - участнице ЕАЭС применяются твердые (специфические) ставки в национальной валюте, которые в каждом государстве установлены в разных размерах. Помимо этого, в России на некоторые группы подакцизных товаров кроме твердых (специфических) ставок существуют адвалорные и комбинированные (табл. 1).

Несмотря на имеющиеся различия, сами уровни ставок более чем в половине случаев гармонизированы то есть ставки акцизов имеют достаточно сближенные значения (около 60% общей доли базового перечня подакцизных товаров) . К таким видам подакцизных товаров относятся: спирт этиловый вина, пиво, автомобили легковые.

При отсутствии единого подхода к предмету и объекту налогообложения, а также единого пер ечня подакцизных товар ов в наднациональном законодательстве ЕАЭС,

2 Давиденко Л.Г. Анализ и характеристика налоговой системы государств - членов ЕАЭС // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2. С. 86-94.

возникают проблемы введения дополнительных налоговых льгот в странах-участницах в целях восстановления нормального режима поступления подакцизных товаров и увеличение дефицита бюджетов государств, входящих в Союз . В связи с этим необходимо определить единые критерии отнесения товаров к подакцизным. Это может быть, например, степень роскоши товара, его ценность в денежном выражении (легковые автомобили); важнейшие природные ресурсы и продукты их переработки (нефтепродукты); негативное влияние товара на здоровье человека (табачные изделия, спиртосодержащая и алкогольная продукция) .

Данные неопределенности в совокупности способны влиять на объем перемещаемых товаров через внутренние границы стран -участниц ЕАЭС путем фактического установления диспропорциональной налоговой нагрузки акцизом в отношении отдельных товаров. В результате это сказывается на экономической, политической, социальной обстановке в каждой из стран - участниц ЕАЭС и в Таможенном союзе в целом .

Основными причинами, по которым государство повышает ставки акцизов, являются, во-первых, сокращение потребления товаров, наносящих вред здоровью граждан -алкоголя и табака, во вторых, фискальная функция, то есть цель пополнения бюджета государства. Но и здесь есть свои минусы. Например, если обратиться к международному опыту тех стран, где произошел резкий рост акцизов алкогольной и табачной продукции, можно заметить увеличение оборота нелегальной продукции подобного рода.

Таможенные сборы в ЕАЭС

Наряду с таможенными пошлинами и налогами, таможенные сборы оказывают влияние на внешнеторговую деятельность, а также обеспечивают доходы бюджетов стран -участниц ЕАЭС. Так, в Российской Федерации в 2014 г. доходы федерального бюджета от таможенных сборов составили почти 16 млрд руб.

Определение, порядок и процедура взимания таможенных сборов регулируются национальным

законодательством стран - участниц ЕАЭС. В Республике Армения таможенные сборы установлены в гл. 14 (ст. 95-100) Закона Республики Армения от 17.12.2014 № ЗР-83 «О таможенном регулировании». Согласно данному нормативно-правовому акту в Республике Армения существует четыре вида таможенных сборов: за совершение таможенных операций, за таможенное сопровождение, за хранение, за предоставление таможенным органом документа (бланка).

В Республике Беларусь таможенные сборы установлены в ст. 101 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Согласно данному нормативно-правовому акту существует пять видов таможенных сборов: за совершение таможенных операций, за таможенное сопровождение, за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию, за принятие предварительного решения, за включение в реестр банков организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

В Республике Казахстан таможенные сборы определены в ст. 116 Кодекса Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-ГУ «О таможенном деле в Республике Казахстан». В соответствии с данным нормативно-правовым актом установлены три вида таможенных сборов: за совершение таможенных операций, за таможенное сопровождение, за принятие предварительного решения.

В Кыргызской Республике таможенные сборы указаны в гл. 33 (ст. 238-240) Таможенного Кодекса Кыргызской Республики от 12.07.2004 № 87. Согласно данному нормативно-правовому акту установлены два вида таможенных сборов: за совершение таможенных операций и за таможенное сопровождение.

В Российской Федерации таможенные сборы определены в гл. 14 (ст. 123-131)

Федерального Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» На основании данного нормативно-правового акта, в Российской Федерации существует три вида таможенных сборов: за совершение таможенных операций, за таможенное сопровождение и за хранение.

Наибольшее количество видов таможенных сборов установлено Республике Беларусь, что обусловлено двумя факторами: жесткой государственной регламентацией таможенного регулирования и возможностью пополнения доходной части государственного бюджета .

Заключение

Можно сделать вывод о том, что проблема гармонизации нормативно-правовой базы, касающейся таможенных платежей в рамках ЕАЭС, остается весьма актуальной. В первую очередь в целях проведения единой фискальной политики в странах, входящих в состав Союза, необходимо решение вопроса об унификации ставок косвенных налогов.

Выравнивание ставок НДС поможет, во-первых создать равные условия ведения бизнеса на территории ЕАЭС, во-вторых будет способствовать эффективному администрированию косвенных налогов и позволит снизить нагрузку на налогоплательщиков, в-третьих в определенной степени снизит издержки при совместном производстве товаров, а также увеличит конкурентоспособность, расширит рынок сбыта и повысит инвестиционную привлекательность.

Также необходимым предоставляется рассмотреть возможность введения примерного перечня подакцизных товаров, облагаемых во всех странах - участницах ЕАЭС и сближения размера налоговых ставок по акцизу.

Кроме того, необходимо более детально подойти к созданию новой редакции ТК ТС и рассмотреть необходимость закрепления базовых понятий, касающиеся таможенных платежей, а также их состав.

Таблица 1

Виды ставок акцизов в ЕАЭС Table 1

Types of excise tax rates in the EAEU

Страна Адвалорные ставки Твердые (специфические) ставки Комбинированные ставки Валюта

Республика Армения - + - Драм

Республика Беларусь - + - Белорусский рубль

Республика Казахстан - + - Тенге

Кыргызская Республика - + - Сом

Российская Федерация + + + Российский рубль

НК РФ Статья 186.1. Порядок взимания акцизов по товарам Евразийского экономического союза, подлежащим маркировке акцизными марками, ввозимым в Российскую Федерацию с территории государства - члена Евразийского экономического союза

1. Обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговой базой для обложения акцизами являются объем, количество, иные показатели ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость ввезенных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, либо объем ввозимых маркированных товаров в натуральном выражении для исчисления акцизов при применении твердой (специфической) налоговой ставки и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акцизов при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки в отношении товаров, для которых установлены комбинированные ставки акциза, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок.

Для целей исчисления акцизов по маркированным товарам под стоимостью понимается цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта). Стоимостью маркированных товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), а также по договору (контракту) товарного кредита, является стоимость маркированных товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость маркированных товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

Расчетная стоимость маркированных товаров, в отношении которых установлены комбинированные ставки акцизов, определяется в соответствии со статьей 187.1 настоящего Кодекса.

Налоговая база для исчисления акцизов по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввозимых подакцизных товаров, но не позднее даты подачи статистической декларации на маркированные товары, если статистическое декларирование по таким товарам предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сумма акциза, подлежащая уплате по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по налоговым ставкам, установленным статьей 193 настоящего Кодекса, действующим на день уплаты акциза.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Акциз по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, перечисляется налогоплательщиком на счет Федерального казначейства не позднее пяти дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для целей уплаты акциза по маркированным товарам Евразийского экономического союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза, налогоплательщик обязан представить в таможенный орган следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) заявление на бумажном носителе и в электронной форме по форме и форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в количестве экземпляров, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение маркированных товаров с территории государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) документы, необходимые для подтверждения в отношении маркированных товаров статуса товаров Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза при отгрузке маркированных товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено (предусмотрена) законодательством государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены маркированные товары, ввезенные на территорию Российской Федерации с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) информационное сообщение, представленное налогоплательщику одного государства - члена Евразийского экономического союза налогоплательщиком другого государства - члена Евразийского экономического союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, реализующим товары, ввезенные с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации, с указанием следующих сведений:

(см. текст в предыдущей редакции)

номера, идентифицирующего лицо в качестве налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

полного наименования налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

места нахождения (места жительства) налогоплательщика государства - члена Евразийского экономического союза;

(см. текст в предыдущей редакции)

номера и даты договора (контракта) о приобретении импортируемых маркированных товаров;

номера и даты спецификации.

В случае, если налогоплательщик государства - члена Евразийского экономического союза, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (является комиссионером, поверенным, агентом), сведения представляются также в отношении собственника реализуемых маркированных товаров.