Стандарты аудита. Международные стандарты аудита

Под аудитом понимают такой вид деятельности, при котором происходит сбор информации и оценка факторов, которые влияют на экономическое состояние предприятия. Аудит осуществляется независимым лицом, которое имеет соответствующую квалификацию. На основании установленных критериев должно выноситься заключение о качестве функционирования предприятия.

Роль и назначение международных стандартов аудита (МСА)

Основной целью аудита является проверка правдивости предоставленной информации о финансовых отчетах предприятия, их соответствие нормам законодательства. У аудита есть свои методы исчисления, элементами которых являются:

  • выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • документы;
  • тесты, которые используются для контроля;
  • аудиторские процедуры.

Аудит в некотором роде – это вид финансового контроля, который совершается независимыми органами. При этом, отношения между аудиторами и директором предприятия построены на основании договора о предоставленных услугах. Также не стоит путать аудит и ревизию – их цели существенно отличаются.

1977 год стал годом создания Международной Федерации бухгалтеров (IFAC). Сегодня ее членами являются больше 150 бухгалтерских институтов со всего мира. В них входят почти 2 с половиной миллиона бухгалтеров. Это единственная в своем роде организация, которая включает в свои ряды и бухгалтеров (из частных или государственных организаций), и аудиторов, и работников сферы образования.

Основная цель федерации – развитие такой профессии, как бухгалтер, повышение уровня стандартов деятельности. Для этого IFAC разрабатывает специальные руководства, которые бухгалтеры из разных стран могут применять в своей работе, а также проводит консультации по вопросам, которые возникают в процессе работы.

Каждый из институтов занимается формированием элиты бухгалтеров в своей стране, специалистов с высокой квалификацией, которые не только владеют техническими знаниями в своей сфере работы, но и понимают и принимают вызовы и проблемы современного мира. Благодаря институтам они могут постоянно совершенствовать свой уровень и свои знания.

Порядок создания МСА

Международные стандарты аудита создавались на протяжении нескольких лет, а началось их формирование сразу же после создания комитета по аудиторской практике, который имел статус международного.

Сначала IFAC провела регистрацию 8 крупных компаний, которые занимались аудиторской деятельностью по всему миру. В каждой из них работало по пару тысяч работников. Через некоторое время эти фирмы были реструктуризированы, после чего их число сократилось до 6.

После этого еще несколько раз происходило их укрупнение. Эти компании проводят аудит по всему миру. Их работа отвечает всем международным стандартам. Это позволяет одинаково трактовать все проблемы, которые возникают во время аудиторских проверок.

История создания МСА

Современный аудит родился в Англии в 1844 году, когда вышло несколько законов о том, что крупные акционерные общества должны каждый год привлекать к работе специального сотрудника, который смог бы со стороны проверить правильность заполнения бухгалтерских учетов.

В 1932 году в США был принят Акт о правильности ценных бумаг. Это событие принято считать первой пробой ввести стандартизацию аудита. Сам акт выдвигал требования к негосударственным компаниям, которые выпускали ценные бумаги проводить независимый аудит.

На новый этап развитие аудита вышло уже в послевоенное время. Американский институт бухгалтеров в 1948 году сформировал такой документ, как «10 стандартов аудита». Они делились на 3 группы:

  • общие;
  • стандарты труда на объекте;
  • заключительные стандарты.

С начала 1960 началось укрупнение национальных компаний, на основании которых создавались международные финансовые корпорации. Этот процесс низменно вел к тому, что появилась острая необходимость в международном бухгалтерском учете. Это подтолкнуло к формированию МСФО, что и случилось в 1970 году. Впоследствии этого и появилась надобность единых стандартов для аудиторов.

Формирование МСА берет свое начало еще в 1977 году. Главную роль в работе над стандартами играет IFAC. Первая редакция МСА включала в себя 29 стандартов для аудиторов и еще 4 дополнительных стандарта для сопутствующих услуг.

В 1990 году прошла реформа международных стандартов аудита. В ее результате поменялась их нумерация, структура, основные характеристики стали более современными, введены в действия много новых стандартов.

В 2005 году в силу вступила новая версия МСА, которая насчитывает 58 стандартов. Все они делятся на 10 групп:

  1. Группа «Вводные аспекты» включает в себя юридический статус стандартов, список терминов, главные принципы, классификацию.
  2. «Обязательства» — здесь приведены 7 стандартов, где определяются цели и назначения аудита, ответственность аудиторов, определяется необходимый уровень их работы, контроль над документацией и пр.
  3. «Планирование» — включает пять стандартов, где приведена процедура планирования аудиторских проверок, а также трактовка значение концепции в структуре аудита.
  4. «Внутренний контроль» — в эту группу входит три стандарта, где описывается процедура оценивания, аудит риска и проведение контроля клиентом.
  5. «Аудиторские доказательства» — одна из самых крупных групп, в состав которой входят 12 стандартов. Они направлены на регламентирование сбора аудиторских доказательств в разнообразных ситуациях.
  6. «Работа третьих лиц» — здесь можно найти 3 стандарта, где приведены правила аудиторской проверки других аудиторов.
  7. «Выводы и подготовка отчетов» — включает 5 стандартов, где приведены рекомендации по составлению аудиторских отчетов и порядок включения в них дополнительных данных.
  8. «Специализированные сферы» — стандарт говорит о том, какие действия должен предпринять аудитор во время составления отчетов по специальным заданиям.
  9. «Сопутствующие услуги» — этим стандартом должны руководствоваться аудиторы при предоставлении сопутствующих услуг.
  10. «Международная практика аудита» — включает в себя 15 стандартов, которые помогают аудиторам решать возникшие вопросы во время выполнения своих обязанностей: проверка небольших предприятий, работа с руководством компании и пр.

Порядок разработки и принятия МСА

Сразу несколько комитетов МФБ занимаются разработкой стандартов аудита. Их порядка десяти. Каждый из них отвечает за свою отрасль аудиторской деятельности, что позволяет сделать стандартизацию максимально подробной и точной.

В последние годы в отрасли стандартизации аудиторских проверок произошли существенные изменения. В целом они были направлены на:

  • переработку МСА;
  • изменение Положений о международной аудиторской практике;
  • формирование стандартов по услугам, которые могут предлагать аудиторы по выдаче гарантий;
  • смену рекомендаций на аудит банковских учреждений.

Повышение уровня международных стандартов аудита должно хорошо отразиться на одобрении Международной комиссии по ценным бумагам. А уже это обязательно станет толчком к повышению доверия к аудиторской отчетности.

Почти каждый год IFAC издает собрание документов, которые актуальны именно в это время. Например, к таким бумагам относят Кодекс этики, который разработан именно для профессиональных бухгалтеров.

МАС в России – особенности проведения

Российские стандарты аудита построены на основании международных стандартов. Их использование преследует такие цели:

  • помогать развитию профессии аудитора и бухгалтера в стране;
  • сделать процесс аудита максимально унифицированным со всеми странами мира.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» называет аудиторские стандарты едиными требованиями для осуществления работы аудиторов, а также для предоставления дополнительных услуг. По этому законодательному акту стандарты можно поделить на такие группы:

  • федеральные;
  • внутренние, которые могут действовать в объединениях аудиторов;
  • внутрифирменные, которые применяются внутри организаций аудиторов, или же для отдельных специалистов.

Выполнение федеральных стандартов обязательно для всех видов аудиторских компаний или же отдельных аудиторов. Исключением могут считаться только те положения, в которых указано, что они имеют характер рекомендации.

МСА уже довольно длительное время используется в самых развитых странах мира. Важность внедрения этих стандартов в России невозможно переоценить, так как РФ крайне необходимо полностью интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Для этого необходимо увеличить уровень качества работы аудиторов.

Внедрение МСА в России вызывает такие проблемы:

  • большие корпорации и предприятия не понимают важности проведения аудиторской проверки;
  • рынок аудиторских услуг постоянно растет, что приводит к нарушениям этических норм;
  • внедрение МСА приводит к подорожанию услуг аудиторов;
  • не все аудиторы еще вполне понимают основные принципы МСА, что приводит к частым ошибкам;
  • непонимание необходимости введения на российском рынке именно международных стандартов.

МСА – это единые правила, которые разработаны для повышения качества аудиторской деятельности, тогда как российские федеральные стандарты – это скорее свод правил о нормах поведения аудиторов.

Вконтакте

    Необходимость применения МСА в России.

    Сущность МСА и их классификация.

    Различия международных и российских стандартов аудита.

1. Необходимость применения мса в России.

Необходимость осуществления в РФ аудиторской деятельности по МСА объясняется следующими объективными и субъективными причинами:

    потребность возникает со стороны иностранных инвесторов, вкладывающих свой капитал в российскую экономику. Для создания благоприятных условий привлечения западного капитала российским компаниям требуется не только составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с МСФО, но и подтверждать достоверность такой отчетности в соответствии с международными нормами и правилами;

    необходимость в аудиторской деятельности возникает со стороны ведущих аудиторских и консультационных компаний. Это связано с высоким уровнем конкурентоспособности крупных западных фирм, глобализацией аудиторского бизнеса, что приводит к монополизации аудиторско-консультационного рынка и слиянию капитала в сфере аудита. Применение единых международных стандартов профессиональной деятельности способствует эффективности деятельности крупных аудиторских фирм и повышению качества предоставляемых ими услуг;

    реальная интеграция российского аудита в международное профессиональное сообщество, а также формирование и становление аудиторской профессии в России усиливает интерес к методологии аудита и вызывает потребность в освоении международных стандартов и положений по международной аудиторской практике;

    процесс реформирования системы бухгалтерского учета в России, переход к МСФО оказывает влияние на развитие стандартов аудита. Выработка общепризнанных требований и принципов учета приводит к повышению степени единства отчетности, следствием чего является возможность применения общих подходов к аудиту;

    МСА представляют интерес для российской бухгалтерской общественности. Бухгалтерам предприятий, ориентированных на иностранных инвесторов, необходимо иметь представление о наиболее существенных особенностях международных технологий аудита и тех нормах аудита, которые станут определять их взаимоотношения с аудиторами по мере дальнейшего продвижения российской реформы бухгалтерского учета и аудита и дальнейшего внедрения в практическую деятельность новых МСА.

Изучение и практическое применение МСА в деятельности российских аудиторских фирм должно способствовать повышению степени доверия со стороны иностранных партнеров к результатам аудита, проводимого в России. Также знание и эффективное использование МСА повысит уровень профессионализма аудиторов и аудиторских фирм, качество проводимого аудита.

  1. Сущность мса и их классификация.

Разработкой стандартов на международном уровне занимается международное профессиональное объединение аудиторов и бухгалтеров – Международная Федерация Бухгалтеров (МФБ), созданная 7 октября 1977 года с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита.

МФБ объединяет профессиональные организации многих стран мира, членами которых являются юридические лица – аудиторские, бухгалтерские и консалтинговые организации, а так же физические лица – главные бухгалтера, консультанты и т.д.

В разработку также вносят вклад Международная ассоциация бухгалтеров, Международный банк реконструкции и развития, Американский институт присяжных бухгалтеров, национальные союзы профессиональных аудиторских организаций.

Все профессии имеют технические и этические стандарты, которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими обязанностей и регулировании отношений с различными группами пользователей.

«Стандарт» - дословно «образец», т.е. набор общепринятых требований к работе аудитора. Профессиональные технические и этические стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудиторов их клиенты и общественность.

В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, системы бухгалтерского учета и других условий, стандарты являются мерой качества выполнения работ.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которое обеспечивает определенный уровень гарантии результатов проверки.

По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты периодически пересматриваются. На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

Значение стандартов заключается в том, что они:

Обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;

Способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

Повышают престиж профессии;

Облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;

Обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

Главная особенность стандартов по мысли их создателей заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него может быть снята значительная часть ответственности.

В настоящее время действуют 58 международных стандарта по аудиторским заданиям и 15 Положений по международной практике. Международные стандарты по аудиторским заданиям подразделяются на 5 групп:

1. международные стандарты контроля качества (1-99);

2. международные стандарты аудита, имеющие трехзначную нумерацию (от 100 до 999), в которую входят 7 подгрупп аудиторских стандартов, устанавливающие требования в отношении порядка проведения аудита финансовой отчетности;

3. международные стандарты обзорных проверок, имеющие четырехзначную нумерацию (от 2000 до 2699), применяемые для проведения обзора отчетной и промежуточной финансовой информации;

4. международные стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность (от 3000 до 3699);

5. международные стандарты по сопутствующим услугам (от 4000 до 4699).

В отдельные группы выделены Положения по международной аудиторской практике (1000-1999), международные положения по практике обзорных проверок (2700-2999), международные положения по практике выполнения других заданий, обеспечивающих уверенность (3700-3999), международные положения по практике оказания сопутствующих услуг (4700-4999), целью которых является предоставление аудиторам дополнительных практических рекомендаций и разъяснений по применению положений МСА.

1. Назначение международных стандартов аудита (МСА). Основные принципы МСА

международный стандарт аудит

Появление Международных стандартов аудита, обусловлено процессом реформирования системы бухгалтерского учета в России, переходом отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности. В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов.

В условиях рынка предприятия кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.

Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Часто собственники и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, а также судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

возможность поступления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

зависимость последствий принятых решений (они могут быть весьма значительными) от качества информации;

необходимость специальных знаний для проверки информации;

частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Для качественного и успешного проведения аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Стандарт (от англ. Standard) - образец, модель, т.е. набор общепринятых требований к работе аудитора, которые носят единый характер независимо от направлений деятельности и регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита (МСА) - это сборник документов, объединенный идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей является, необходимость в ходе проведения аудита, обеспечение определенного уровня уверенности.

Уверенность - тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе того или иного типа проверки и уровня ответственности за ее результаты.

Международные стандарты аудита построены системно, имеют одинаковую структуру, каждый раздел одинаково важен и соответственно должны рассматриваться в качестве единой интегрированной структуры. МСА предназначены для применения при оказании различных аудиторских услуг, в том числе при аудите финансовой отчетности, аудите иной информации и предоставлении сопутствующих аудиторских услуг.

В МСА подробно описаны все требования, которые нужно выполнять в ходе аудита; как планировать работу, правильно знакомиться с бизнесом клиента, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, также определяется степень существенности для ошибок, объясняется, как собирать и оценивать аудиторские доказательства, проводить выборочную проверку, наконец, делать аудиторские заключения.

Применение стандартов является своеобразной гарантией качества аудиторских услуг.

Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международная профессиональная бухгалтерско- аудиторская организация.

Аудиторская проверка должна планироваться, и проводится аудитором в соответствии с МСА, где содержаться основные принципы, необходимые процедуры и сопутствующие рекомендации в форме пояснительного материала.

Основные принципы МСА регламентируются в разделе «Основные принципы и обязанности» (200-299).

Принципы аудита можно сгруппировать следующим образом:

)принципы разграничивающие аудит и сопутствующие аудиту услуги;

) этические принципы;

) профессиональные базовые принципы аудита финансовой отчетности.

В первой группе можно выделить три принципа, характеризующих отличие аудита от сопутствующих услуг , которые раскрыты в МСА:

характер услуги;

уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором;

вид предоставляемого отчета.

К сопутствующим услугам при этом отнесены:

обзорные проверки;

согласованные процедуры;

составление отчетности.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться такими этическими принципами , которые составляют вторую группу принципов :

независимость;

порядочность, честность;

объективность;

профессиональная компетентность и должная тщательность;

конфиденциальность;

профессиональное поведение;

следование техническим стандартам.

Третья группа - базовых профессиональных принципов - связана с содержанием и методологией проведения аудита. В нее входят следующие принципы:

существенности;

разумной уверенности;

разграничения ответственности;

документирования;

доказательности;

выборочной проверки;

понимания деятельности аудируемого лица;

профессионального скептицизма;

унифицированности.

Аудитор должен проводить аудит в соответствии с МСА, в которых содержатся основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.


2. Определение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемого лица и его среды. Действия аудитора в соответствии с оцененными рисками


Аудитор обязан оценивать риски существенных искажений в финансовой отчетности на основе знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля субъекта МСА 315 «Обнаружение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемой компании».

Целью настоящего Международного стандарта аудита (МСА) является установление требований о том, что понимается под знанием бизнеса, почему это важно для аудитора и аудиторского персонала, работающего на задании, почему это относится ко всем стадиям аудита, каким образом аудитор получает и применяет эти знания.

При проведении аудита финансовой отчетности аудитор должен обладать знаниями (или получить их) о бизнесе в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые в соответствии с суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую отчетность либо на проверку, либо на аудиторский отчет (заключение).

Рассматриваемый стандарт содержит требования в части :

) процедуры по оценке риска , которые обеспечивают основу для оценки рисков существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений. Получение знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля, является непрерывным процессом сбора, обновления и анализа информации на протяжении всего аудита.

Аудитор должен выполнить ряд процедур по оценке рисков:

запросы руководству располагающим информацией, которая может помочь при идентификации рисков существенных искажений;

аналитические процедуры;

наблюдение и инспектирование.

Действия аудитора. В результате на основе полученных знаний, аудитор планирует аудит и выражает профессиональное суждение в ходе аудита. Руководствуясь МСА315, аудитор рассматривает вопрос о том, является ли имеющаяся информация значимой для идентификации рисков существенных искажений, а также предрасположенность финансовой отчетности субъекта к существенным искажениям.

) необходимое знание субъекта и его среды , включая систему внутреннего контроля субъекта, начинается с получения общего представления о субъекте и среде, в которой он осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Аудитор должен получить представление о следующем:

отраслевые факторы, факторы регулирования и прочие внешние факторы, включая применяемую основу представления финансовой отчетности;

характер субъекта (операции, собственность, виды инвестиций);

цели и стратегии субъекта, а также сопутствующие предпринимательские риски;

выбор и применение субъектом учетной политики, является ли она подходящей для его бизнеса и совместимой с применяемой финансовой отчетностью;

оценка и обзор финансовых результатов.

Контрольная среда, включает в себя функции по управлению, руководству и ее важности для субъекта.

Действия аудитора. В процессе оценки контрольной среды аудитор должен получить представление о том:

а) поддерживает и создало ли руководство субъекта под контролем лиц, наделенных руководящими полномочиями;

б) обеспечивают ли сильные стороны элементов контрольной среды основу для других компонентов внутреннего контроля, и не снижают ли недостатки эффективность других компонентов.

Процесс оценки риска, используемый субъектом. Как руководство субъекта определяет риски.

Действия аудитора. Получить представление о том, имеется ли у субъекта процесс:

а) для идентификации предпринимательских рисков;

б) оценки значительности рисков;

в) оценки вероятности их возникновения;

г) принятия решений о действиях в ответ на такие риски.

В результате аудитор получает два варианта:

субъект установил процесс оценки рисков и получить представление о таком процессе;

субъект не установил процесс оценки рисков и обсудить с руководством вопрос возникновения предпринимательских рисков, являются ли они значимыми для целей финансовой отчетности.

Информационная система, включая соответствующие бизнес- процессы, связанные с подготовкой и представлением финансовой отчетности, и обмен информацией (классы операций; процедуры используемые для записи, обработки, корректировки операций и их передачи; процесс подготовки и представления финансовой отчетности; средства контроля, связанные с несанкционированными записями).

Действия аудитора. Аудитор долен получить представление о том, как субъект передает информацию, включая обмен информацией между руковоством и лицами наделенными руководящими полномочиями. ;

Действия по контролю - политика и процедуры, которые помогают гарантировать, что директивы субъекта выполнены.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление о действиях по контролю, которые являются значительными для аудита;

Мониторинг средств контроля, процесс оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля в течении определенного периода времени.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление об обоснованных действиях для проведения мониторинга средств внутреннего контроля над финансовой отчетностью.

) Идентификация и оценка рисков существенных искажений в целях обеспечения основы для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур производится:

на уровне финансовой отчетности;

уровне утверждений для классов операций, сальдо счетов и раскрытий.

Действия аудитора. Аудитор должен определить является ли любой из идентифицированных рисков значительным, при этом он рассматривает следующие вопросы:

является ли риск риском мошенничества;

связан ли риск с недавними значительными событиями в области экономики, бухгалтерского учета;

связан ли риск со значительными операциями со связанными сторонами;

о степени субъективности при оценке финансовой информации, связанной с риском;

связан ли риск со значительными операциями, выходящими за рамки обычной хозяйственной деятельности субъекта.

Если аудитор установил, что значительный риск существует, он должен получить представление о средствах контроля субъекта.

) Составление документации , которая должна отражать:

обсуждение с командой по проекту, а также принятые решения;

ключевые элементы знания, полученного в отношении каждого аспекта субъекта и его среды, а также в отношении системы внутреннего контроля;

идентифицированные и оцененные риски существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений;

идентифицированные риски и соответствующие средства контроля, о которых аудитор получил знание.


3. Задача 10


Программа аудита содержит перечень процедур проверки операций по кассе, представленный в таблице (графа 1). Процедуры должны быть направлены на проверку элементов предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (графа 3):


Аудиторская процедураОбозначение связи граф 1 и 3Предпосылка1. Проверка правильности заполнения статьи «Затраты на оплату труда» таблицы «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»1-71. Существование2. Проверка правильности исчисления и удержания сумм налога на доходы физических лиц2-62. Права и обязанности3. Проверка наличия трудовых договоров с персоналом предприятия3-23. Возникновение4. Проверка подписи руководителя предприятия на приказах, связанных с приемом на работу, увольнением, переводом на другую работу сотрудников предприятия и т.д.4-34. Полнота5. Проверка полноты отражения в учете сумм, начисленных к оплате работникам по всем основаниям5-45. Стоимостная оценка6. Проведение инвентаризации суммы резерва на предстоящую оплату отпусков работникам6-16. Точное измерение7. Проверка соблюдения предприятием установленного коллективным договором положения о премировании работников и сумм оплаты труда, установленных штатным расписанием7-57. Представление и раскрытие

Задание: графически (стрелками, проходящими через графу 2) или цифрами (например, «1-4») покажите, для получения разумной уверенности в соблюдении каких элементов предпосылок финансовой отчетности проводится каждая из перечисленных аудиторских процедур.


Список литературы


Основная

1.Международные стандарты аудита /Под ред. Ж.А. Кеворковой.- М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Архарова З.П. Международные стандарты аудита: учеб.-метод. пособие. - М. Изд. центр ЕАОИ, 2011.

Бычкова, С.М. Международные стандарты аудита: учеб. пособие/ С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова; под ред. С.М. Бычковой. - М.: Проспект, 2008.

3.Международные стандарты аудита: учебник / С.В. Панкова, Н.И. Попова. - 3-e изд., с изм. - М.: Магистр, 2009.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Международные стандарты аудита (МСА) подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повы­шения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants - IFAC), созданная в 1977 г.

Международные стандарты (нормативы) аудита (International Auditing Guidelines - IAG) - это унифицированные регулирующие пра­вила, в соответствии с которыми следует организовывать и осуществ­лять независимый сбор аудиторских доказательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессиональное ауди­торское суждение относительно степени достоверности этой отчетно­сти.

Международные стандарты аудита имеют кодовую нумерацию. На каждый объект стандартизации выделено 100 номеров (позиций), при этом к каждому стандарту можно открыть до десяти дополнитель­ных субстандартов (рисунок).

Рисунок. Объекты международной стандартизации

Федеральные правила (стандарты) аудита:

Национальным стандартом Российской Федерации являются правила (стандарты) аудиторской деятельности - нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалифи­кации. Они становятся основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и определения степени ответственности аудитора.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим ФЗ № 307-ФЗ;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Стандарты являются подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими императивные нормы, обязательные для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, СРОА и их работников. Совокупностью действующих Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется комплексное финансово-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере аудита. Стандарты аудиторской деятельности содержат нормы, регулирующие как частные отношения аудиторов, аудиторских организаций с аудируемыми лицами, так и публичные отношения профессиональных субъектов аудиторской деятельности с государством и обществом в целом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда в области аудита приняты и действуют ФПСАД (утверждены Правительством РФ); частично применяются ПСАД (одобрены Комиссией по АД); появляются новые ФСАД (утверждает Минфин).

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита , которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалифика­ции аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки , ко­торые раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутренне­ го контроля и получения доказательных материалов и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые пред­усматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудито­ра и администрации аудируемого лица.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты , как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандар­та, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы. Структура документа для оформления стандарта следующая: ти­тульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Структура построения и разделы правил (стандартов) аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

1) общие принципы стандарта:

Цель и необходимость разработ­ки данного стандарта,

Объект стандартизации,

Сфера применения стандарта;

Взаимосвязь с другими стандартами;

2) основные понятия и определения (если это необходимо), ис­пользуемые в стандарте - охватывает новые термины и их ха­рактеристику;

3) сущность стандарта - формулируется проблема, тре­бующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

4) практические приложения - включают в себя различ­ные схемы, таблицы, образцы документов и др.

Международные стандарты - это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг .

МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.

Структура МСА включают в себя:

1. Введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

2. Разделы, излагающие суть стандарта;

3. Приложение (для некоторых стандартов).

В исключительных случаях возможно аргументированное аудитором отступление от МСА. МСА применяются только в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики).

МСА в различных странах используются многовариантно. Так, в России, Голландии и других странах МСА принимаются за базу при разработке своих национальных стандартов. В США, Англии, Канаде, Швеции существуют свои национальные положения. Однако требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности. В ряде государств, таких как Нигерия, Шри-Ланка и др., МСА приняты как национальные .

Как известно МСА должны применяться только к существенным аспектам. Однако мировая практика допускает возможность отступления от них с целью достижения наибольшей эффективности аудиторских проверок. В этом случае аудитор обязан аргументировано обосновать это отступление.

Разрабатывает МСА Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является одним из комитетов совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Основные цели, которые преследует данный комитет при разработке МСА:

a) гармонизировать национальные правила и другие нормативные документы в области аудита с целью предоставления высококачественных услуг для всего мирового сообщества;

б) поднять уровень профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового.

Факторы, влияющие на разработку МСА

Методика работы над стандартами и положениями, принятая МФБ, следующая:

1. Отбор тем, предназначенных для изучения;

2. Создание специальных подкомитетов;

3. Изучение в подкомитетах исходной информации и подготовка проектов для рассмотрения комитетом;

4. В случае утверждения проекта представление его на рассмотрение членам МФБ и международным организациям;

5. Рассмотрение комитетом комментариев и предложений для внесения изменений;

6. Издание новой утвержденной редакции проекта в виде стандарта (положения).

Для ускорения работы над МСА совет МФБ одобрил выделение дополнительных ресурсов и определил первоочередные задачи:

пересмотр отдельных МСА и положений о международной аудиторской практике;

разработка стандартов по услугам;

публикация МСА по производным ценным бумагам.

Некоторые задачи уже выполнены: пересмотрен МСА"Мошенничество и ошибка", "Допущение непрерывности деятельности предприятия" и др.

Разработка МСА и дальнейшее их совершенствование осуществляется под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних.

К внутренним факторам относят:

1) процесс концентрации мирового капитала;

2) непрерывный процесс слияния в сфере аудиторских услуг, проводимый с целью обеспечения возможности предоставления более широкого спектра услуг в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, маркетинга, финансового анализа и управленческого учета.

Этот процесс ведет к единству стратегии, методологии аудита, а так же выработке единых критериев качества, т.е. общепризнанных стандартов.

Усиление интеграционного процесса стран мирового сообщества (внешний фактор) требует гармонизации национальных систем бухгалтерского учета и отчетности.

Только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной и одинаково трактуемой квалифицированным пользователями различных стран мирового сообщества.

Классификация МСА.

В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11положений по международной аудиторской практике (ПМАП). Дадим их общую характеристику .

1 группа - "Введение" - включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.

2 группа - "Обязанности" - включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

3 группа - "Планирование" - посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.

4 группа - "Внутренний контроль" - включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.

5 группа - "Аудиторские доказательства" - состоит из 11стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

6 группа - "Использование работы третьих лиц" - включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

7 группа - "Аудиторские выводы и заключения" - включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки - составлению аудиторского заключения.

8 группа - "Специальные области аудита" - включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

9 группа - "Сопутствующие услуги" - включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 - особенностям аудит малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам . Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

Значение стандартов состоит в том, что они:

обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

устраняют необходимость контроля со стороны государства;

помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;

обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса;

заставляют аудиторов постоянно повышать свои знания и квалификацию;

обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;

рационализируют и облегчают аудиторскую работу.

Вместе с тем правила аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и прочность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом работы огромного числа аудиторов в разных странах мира.

Эти стандарты в дальнейшем получили международное призвание.

Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора.