Ведомственный контроль закупок: кто и как проверяет. Как проходит ведомственный контроль в закупках Орган осуществляющий ведомственный контроль в сфере закупок для

Закон о контрактной системе предусматривает сразу несколько видов контроля со стороны различных органов. Обилие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют, а нередко и мешают нормальному рабочему процессу.

Вместе с тем, контрольные полномочия позволяют выстроить структуру межведомственного взаимодействия, способную повысить эффективность и качество контрактной системы на том или ином уровне.

Мы вновь сталкиваемся с тем случаем, когда в руки специалистов вложили инструмент, но как они им распорядятся – зависит от них самих.

Что такое ведомственный контроль в сфере закупок?

Ведомственный контроль в сфере закупок – это один из видов контроля, предусмотренных Законом № . Его основным отличием является то, что осуществляют его по отношению к заказчику не контрольные органы, а вышестоящие организации.

Предметом ведомственного контроля являются этапы:

  • планирования;
  • осуществления закупок.

Зачем нужен ведомственный контроль?

Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае - затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.

Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.

Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.

Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.

Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:

  • постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
  • повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
  • снижение количества нарушений.

Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:

  1. Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
  2. Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.

Как осуществляется ведомственный контроль?

Практика ведомственного контроля основывается на общих принципах осуществления контроля в сфере контрактной системы и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Помимо данного документа вышестоящие организации утверждают собственные регламенты и порядки осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

При разработке собственных регламентов учреждения детально описывают виды и этапы проводимых ими контрольных мероприятий, их порядок, сроки, права и обязанности сторон и прочие детали.

Когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что представители вышестоящей организации попросту не знают, что именно и как они должны проверять. Данная проблема решается довольно просто:

  • вы не первые и уж точно не единственные, кто сталкивается с этими трудностями – найдите и возьмите за основу чей-нибудь готовый и наиболее подходящий порядок, изучите его;
  • свяжитесь с коллегами из других ведомств, вышестоящих организаций или даже соседних населенных пунктов – не бойтесь общаться и консультироваться, это гораздо проще, чем самостоятельно «изобретать велосипед»;
  • откройте Закон № 44-ФЗ и выпишите на лист обязанности заказчика – это именно то, что вам нужно проверить, - затем подумайте, как это сделать и какие документы вам для этого понадобятся;
  • определите рамки своих полномочий – вы должны проверить все то, что предписывает Закон № 44-ФЗ и не выходит за рамки ваших полномочий.

Заключение

Ведомственный контроль – это крайне полезная вещь при наличии в вышестоящей организации специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний. Вместе с тем, многое зависит от того, какую позицию займет вышестоящее учреждение по отношению к своим подведомственным заказчикам.

Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок предполагает действие одного из механизмов надзора в сфере закупок. Этот механизм направлен, в первую очередь, на повышение эффективности торговой процедуры. Также стоит отметить, что данный процесс полезен и в целях снижения нарушений в области проведения тендеров. Предметом этого процесса является как стадия планирования, так и стадия непосредственного осуществления торгов.

Порядок ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

Итак, данная процедура осуществляется в соответствии со ст. 100 закона № 44-ФЗ . На основании этой статьи принято Постановление Правительства РФ № 89 (от 10.02.2014), в котором закреплен порядок проведения наблюдения в сфере торгов для федеральных нужд. Мероприятия по торгам на федеральные нужды осуществляют:

  • органы власти федерального уровня;
  • госкорпорация «Росатом» ;
  • государственные внебюджетные фонды.

Форма осуществления подобного рода процесса может быть как выездная, так и документарная. О проведении мероприятия направляется уведомление в адрес проверяемого лица. Срок проведения процедуры составляет не более чем 15 календарных дней (может быт продлен, но не более чем на 15 календарных дней). Результатом проверки является акт по ведомственному контролю в сфере закупок, который отражает наличие (отсутствие) нарушений.

Скачать пример акта ведомственного контроля

В случае наличия нарушений орган, проводящий проверку, разрабатывает и утверждает план исправления выявленных нарушений.

Если же проверяемыми лицами выявлены нарушения, которые содержат признаки административного нарушения в соответствии с нормами КоАП РФ, то материалы направляются в орган государственной власти, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении в области закупок.

Аналогично проходят проверки в сфере закупок регионального характера. То есть субъектом РФ разрабатывается и утверждается порядок осуществления проверки, а также определяются органы власти, наделяемые полномочиями по проведению подобных процедур. Ведомственный контроль в сфере муниципальных закупок проводится аналогично региональному.

Порядок осуществления ведомственного контроля 223-ФЗ

Итак, ведомственный контроль по 223-ФЗ осуществляется на основании ст. 6.1 закона № 223-ФЗ.

Как и в рамках ФЗ № 44, проверка закупочной деятельности по 223-ФЗ осуществляется исходя из деления уровней на федеральный, региональный и местный (муниципальный). Таким образом, на каждом уровне органами власти принимается соответствующий акт, регламентирующий осуществление такого рода мероприятий.

с 20.11.2018 вступило в силу постановление правительства № 1335 от 08.11.2018. Оно утвердило правила проведения ведомственного контроля, а так же обязало ФОИВ до 01.01.2019 разработать регламент контрольных мероприятий.

Время на чтение: 7 мин

Правоотношения в области государственных и муниципальных закупок регулируются федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

В данном нормативном акте есть целая глава, посвященная контролю в сфере закупок - это глава №5.

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

Согласно статье 99 , контролем процедуры закупок на государственном, региональном и муниципальном уровнях занимаются следующие органы:

  1. , имеющий полномочия на осуществление контроля в области .
  2. Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа .
  3. Исполнительные органы субъектов РФ .
  4. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях , обладающие правами на осуществление в области закупок.
  5. Исполнительный орган федерального уровня , реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.
  6. Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.
  7. Органы управления федеральными внебюджетными фондами .
  8. Органы внутреннего финансового контроля , управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.

Подконтрольными лицами в данной правовой области являются следующие субъекты:

  • заказчики ;
  • контрактные управляющие ;
  • комиссии по закупкам и их члены;
  • уполномоченные органы ;
  • уполномоченные учреждения ;
  • специализированные организации ;
  • операторы федеральных электронных и электронных площадок .

Всего выделяют пять основных видов контроля в сфере закупок:

  1. Контроль, осуществляемый .
  2. Общественный контроль .
  3. Ведомственный контроль .
  4. Казначейский контроль .

Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.

Государственный и муниципальный контроль

К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

Федеральные и муниципальные исполнительные органы имеют право проводить контроль закупок, за исключением области оборонного заказа и вопросов, относящихся к финансовому и казначейскому контролю.

Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

Федеральными и муниципальными исполнительными органами, а также учреждениями Рособоронзаказа осуществляется контроль операторов электронных площадок, порядка проведения , закрытой электронной процедуры.

Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

  • информации финансового ;
  • информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения в планах-графиках , извещениях об осуществлении закупок, в и информации в планах-графиках;

Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

  • требований к обоснованию и обоснованности закупок ;
  • нормирования ;
  • обоснования начальной (максимальной) контракта , а также цены контракта, заключаемого с ;
  • применения при нарушениях;
  • соответствия результата закупки его в контракте;
  • надлежащего учета товара, работы или услуги ;
  • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

Ведомственный контроль

Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

Внутренний контроль

Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

  • исполнения условий исполнителем ;
  • привлечения субподрядчиков от субъектов и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Данный вид контроля направлен не только на фиксацию нарушений, но и на их профилактику, так как в процессе закупки заказчик и исполнитель обязаны тесно сотрудничать.

Общественный контроль

В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

  • подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;
  • запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;

г) правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 7 августа 2019 г. - Постановление

д) соответствия информации об идентификационных кодах закупок и непревышения объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок информации, содержащейся в планах-графиках закупок, извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов, направленных участниками закупок, с которыми заключаются контракты, в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

е) утратил силу с 1 октября 2019 г. Изменения применяются Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

Информация об изменениях:

Подпункт "ж" изменен с 7 августа 2019 г. - Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

ж) предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги;

з) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

и) соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

к) утратил силу с 7 августа 2019 г. Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г. - Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

л) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

м) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

н) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

о) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

4. Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля.

5. Органом ведомственного контроля определяется состав работников, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля.

6. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных мероприятий ведомственного контроля.

7. Должностные лица органов ведомственного контроля, уполномоченные на осуществление мероприятий ведомственного контроля, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

8. Выездные или документарные мероприятия ведомственного контроля проводятся по поручению, приказу (распоряжению) руководителя органа ведомственного контроля или иного лица, уполномоченного руководителем органа ведомственного контроля.

9. Орган ведомственного контроля уведомляет заказчика о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления о проведении такого мероприятия (далее - уведомление).

10. Уведомление должно содержать следующую информацию:

а) наименование заказчика, которому адресовано уведомление;

б) предмет мероприятия ведомственного контроля (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проверяется деятельность заказчика;

в) вид мероприятия ведомственного контроля (выездное или документарное);

г) дата начала и дата окончания проведения мероприятия ведомственного контроля;

д) перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление мероприятия ведомственного контроля;

е) запрос о предоставлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля;

ж) информация о необходимости обеспечения условий для проведения выездного мероприятия ведомственного контроля, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такого мероприятия.

11. Срок проведения мероприятия ведомственного контроля не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению руководителя органа ведомственного контроля или лица, его замещающего.

12. При проведении мероприятия ведомственного контроля должностные лица, уполномоченные на осуществление ведомственного контроля, имеют право:

а) в случае осуществления выездного мероприятия ведомственного контроля на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления с учетом требований законодательства

б) на истребование необходимых для проведения мероприятия ведомственного контроля документов с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

в) на получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимого мероприятия ведомственного контроля.

13. По результатам проведения мероприятия ведомственного контроля составляется акт проверки, который подписывается должностным лицом органа ведомственного контроля, ответственным за проведение мероприятия ведомственного контроля, и представляется руководителю органа ведомственного контроля или иному уполномоченному руководителем ведомственного контроля лицу.

При выявлении нарушений по результатам мероприятия ведомственного контроля должностными лицами, уполномоченными на проведение мероприятий ведомственного контроля, в порядке, установленном регламентом, указанным в пункте 4 настоящих Правил, разрабатывается и утверждается план устранения выявленных нарушений.

14. В случае выявления по результатам проверок действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, - в правоохранительные органы.

15. Материалы по результатам мероприятий ведомственного контроля, в том числе план устранения выявленных нарушений, указанный в пункте 13 настоящих Правил, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения мероприятий ведомственного контроля, хранятся органом ведомственного контроля не менее 3 лет.

В этом материале вы узнаете: что такое ведомственная проверка при закупках по 44-ФЗ, как часто проводятся такие проверки и почему не всегда министерства ограничиваются документарным контролем.

Под контроль при закупках в рамках 44-ФЗ попадают все: заказчики, контрактный управляющий и вся контрактная служба, комиссия по закупкам и ее члены, операторы электронных торговых площадок, а также уполномоченные учреждения и специализированные организации (ч. 2 ст. 99 Закона №44-ФЗ).

Помимо контрольных органов, соблюдение порядка планирования и проведения закупок подведомственными заказчиками проверяют вышестоящие организации. Это и есть ведомственный контроль .

Ведомственный контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками госорганов, «Росатома», «Роскосмоса», органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов.

Правила проведения ведомственного контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Здесь прописаны общие требования к проведению ведомственных проверок.

Кроме того, каждое из профильных министерств и ведомств утвердили и ввели еще собственные регламенты контроля в сфере закупок для госнужд. Регламенты проведения проверок утверждены, к примеру, в Минкомсвязи, Минобрнауки, Минприроды и Минкультуры, Росавиации, Росстате, Роспотребнадзоре, в Минздраве и МЧС.

Утвержденные ведомствами регламенты контроля содержат детальное описание каждого этапа проверки, их последовательности и сроков. Также в регламентах прописан состав проверяющих комиссий, число членов комиссий и требования к ним, их права и полномочия, а также требования к оформлению результатов и отчетов.

Общие правила и механизмы ведомственного контроля

Ведомственный контроль осуществляется в отношении не исполнителя, а подведомственного заказчика и его контрактной службы. Проверки проводятся по части соблюдения с их стороны норм 44-ФЗ. В частности, проверяется соблюдение прописанных в законе ограничений и запретов, правил обоснования закупок и их обоснованности, а также верность определения начальной цены контракта.

Документарные и выездные проверки при ведомственном контроле

Сотрудники ведомств могут проводить как документарные, так и выездные проверки, но только по приказу главы ведомства. При этом они обязаны заранее уведомить заказчика о планируемой проверке. Как правило, случаи проведения выездных проверок перечисляются в регламентах ведомственного контроля.

В качестве примера рассмотрим Регламент ведомственного контроля Минобрнауки РФ. Согласно документу, выездные проверки министерство проводит при контроле соответствия поставленного товара (выполненной работы или оказанной услуги) условиям контракта.

Выездной контроль министерство проводит также тогда, когда проверяемые данные являются гостайной. Также выездную проверку Минобрнауки проводит по поручению министра или уполномоченного им должностного лица. Во всех других случаях министерство ограничивается проверками документов.

Отметим, что согласно постановлению Правительства РФ №89 , при выездных мероприятиях заказчик обязан позволить проверяющим доступ на территорию своей компании. Фото-, видеосъемка, копирование документов в отдельных случаях также разрешается. А если у проверяющих возникнут вопросы, заказчик по почте или устно обязан предоставить все пояснения.

Как долго длится ведомственная проверка по 44-ФЗ

В ПП РФ №89 четко прописаны и сроки проведения ведомственного контроля – не дольше 15 дней . Срок проверки можно продлить еще максимум на 15 дней, но только один раз и по решению главы ведомства.

По итогам ведомственной проверки составляется итоговый акт, где фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки. Кстати, о выявленных правонарушениях проверяющие должны сообщить в соответствующие органы – в Прокуратуру или ФАС.

Материалы по результатам такой проверки должны храниться в соответствующем ведомстве или министерстве не менее трех лет.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»