Закупки казенных учреждений 44 фз. Вопрос: О применении законодательства о закупках муниципальными казенными учреждениями при осуществлении закупочной деятельности. Идентификационный код закупки

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.

Правовой статус унитарных предприятий регламентирован положениями статей 113 — 115 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Такие предприятия представляют собой коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное имущество.

В зависимости от особенностей закрепления за унитарными предприятиями имущества они дифференцируются на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (в том числе муниципальные предприятия), и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (в том числе муниципальные казенные предприятия).

Следует отметить, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее — Закон N 321-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ), которые вступают в силу с 1 января 2017 года.

Так, с 1 января 2017 года в соответствии с положениями Закона N 321-ФЗ заказчиком, подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ, будет являться государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

С учетом изложенного с 1 января 2017 года унитарные предприятия обязаны проводить закупки по Закону N 44-ФЗ.

В то же время положениями Закона N 321-ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, муниципальные казенные предприятия являются заказчиками по смыслу Закона N 44-ФЗ и смогут воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2017 года во всех остальных случаях, в том числе проведения закупки за счет собственных средств, казенным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Об осуществлении закупок муниципальными казенными учреждениями с 01.01.2017

Закупка электроэнергии у гарантирующего поставщика производится на основании п.29 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г.- как у единственного поставщика.

Закупка услуг по передаче электроэнергии - на основании п.1 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Способы определения поставщиков*

Также допускается приобретение товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Но сделать это можно только в случаях, установленных статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в частности:*

  • при закупке товара (работы, услуги), который относятся к сфере деятельности естественных монополий* (в соответствии с Законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ): железнодорожные перевозки, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электро- и тепловой энергии,* водоснабжение и водоотведение и т. д.;
  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;*
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг.

При проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.* Для этого составьте отчет . Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).*

Свой выбор заказчик должен обосновать при формировании плана-графика закупок. Однако он не вправе совершать действия, которые связаны с необоснованным сокращением количества участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Справочник: Основные изменения, внесенные в Закон о контрактной системе Законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ

Положения, претерпевшие изменения

До внесения изменений

После внесения изменений*

Сфера применения закона

Если все участники отказались представить окончательные предложения, то запрос предложений считается завершенным. В этом случае окончательными предложениями признаются первоначально поданные заявки участников

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Расширен перечень случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком;*
  • закупка бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок) для проведения выборов у поставщика, определенного распоряжением Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • заключение контракта на приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения в государственную (муниципальную) собственность для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд в соответствии с решением о предоставлении бюджетных инвестиций;
  • аренда нежилого здания (помещения), строения, сооружения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд. Заключение контракта происходит в соответствии с правовым актом Правительства РФ (органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации), в котором указываются наименование заказчика, информация об объекте недвижимости, цена контракта и срок аренды;
  • заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
  • заключение федеральным госорганом контракта с иностранной организацией на лечение гражданина за пределами России, если запрос предложений признан несостоявшимся

Из перечня исключено заключение контракта на оказание услуг адвоката, назначенного органами дознания, предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника (представителя)

3.Статья: Мелкие закупки по Закону о контрактной системе

Алгоритм действий заказчика для мелкой закупки

Действия заказчика по некрупной закупке можно разделить на четыре этапа.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста может ли казенное учреждение в 2014 г. заключать договора гражданско-правового характера в силу ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ и оплачивать по счету без договора?

  • Вопрос: №774 от: 2014-07-09.

Согласно части 15 статьи 34 Закона 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчиком может быть заключен контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

В силу ч. 1 ст. 161 ГК РФ сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

Следовательно, требование о соблюдении письменной формы сделки должно быть соблюдено заказчиком независимо от суммы договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 73 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В рамках ч. 2. ст. 73 БК РФ реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

Данная статья не была изменена после вступления в силу Закона 44-ФЗ, из чего следует, что реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, т.е. соглашения заключены без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, в силу ч. 161 ГК РФ заказчик, как юридическое лицо, не имеет право заключать сделки без наличия соглашения в простой письменной форме независимо от того, были проведены конкурентные процедуры или нет.

При этом необходимо принимать во внимание, что соблюдение письменной формы сделки не означает обязательное составление договора (контракта) в виде отдельного документа. К письменной форме сделки могут быть в порядке ст. 160 ГК РФ приравнены сделки, совершенные на основании документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (накладная, счет-фактура и т.п.).

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

В 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления централизованных закупок 1 . Их общая суть заключается в том, что закупки для нужд отдельных заказчиков (органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов местных администраций, государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений) осуществляются не самими этими заказчиками, а одним уполномоченным государственным или муниципальным органом (уполномоченным казенным учреждением). Смысл таких закупок может состоять, во-первых, в экономии бюджетных средств (например, при централизованной закупке могут закупаться продукты питания для нужд сразу всех детских садов муниципального района, что обеспечивает более низкие цены, предлагаемые поставщиками, чем если бы проводилось много более мелких закупок самими садами), а во-вторых, в снижении административной нагрузки на заказчиков (например, тем же самым детским садам не нужно самим осуществлять все сложные административные процедуры закупок). Отметим, что на практике именно второй мотив чаще всего является главной причиной организации централизованной закупочной деятельности.

Централизация возможна в разных вариантах. Первый вариант, который можно условно назвать «базовым», предполагает, что уполномоченный орган (уполномоченное учреждение) отвечает за реализацию процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), однако, при этом обоснование закупок, определение НМЦК, определение условий контракта и его подписание осуществляется самими заказчиками. Для наглядности рассмотрим в качестве примера, как регламентируется его применение в Клинском районе Московской области 2 .

Уполномоченным органом в этом примере является муниципальное казенное учреждение «Центр проведения торгов». Совместно с заказчиками (муниципальные органы, муниципальные казенные и бюджетные учреждения) данный орган ежемесячно с 1 по 10 число месяца согласовывает план закупок и планы-графики закупок, а также совместно с ними выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Самостоятельно же этот орган осуществляет следующие действия:

  1. осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках (за исключением описания объекта закупки), изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках;
  2. организует работу и осуществляет подготовку протоколов заседаний единой комиссии на основании решений, принятых членами комиссии;
  3. размещает в ЕИС извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов, протоколы;
  4. обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупках, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в закупках и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в закупках только после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
  5. предоставляет возможность всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в закупке и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;
  6. обеспечивает возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупке;
  7. обеспечивает осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;
  8. обеспечивает хранение в сроки, установленные законодательством, протоколов, составленных в ходе проведения закупок, заявок на участие в закупках, документации о закупках, изменений, внесенных в документацию о закупках, разъяснений положений документации о закупках и аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в закупках;

В свою очередь в полномочия заказчиков включены:

  1. Формирование плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, утверждение плана закупок, размещение в ЕИС плана закупок и внесенных в него изменений.
  2. Формирование плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, утверждение плана-графика, размещение в ЕИС плана-графика и внесенных в него изменений.
  3. Организация обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги в установленных случаях.
  4. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  5. Обоснование закупок.
  6. Описание объекта закупки.
  7. Определение предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта.
  8. Определение начальной (максимальной) цены контракта.
  9. Определение размера обеспечения заявок и размера обеспечения исполнения контракта, принятие на свои счета денежных средств в качестве данного обеспечения.
  10. Направление в уполномоченный орган ответов на запросы участников закупок.
  11. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений, разработанной уполномоченным органом.
  12. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса предложений - за исключением определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися.
  13. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе размещение в ЕИС в установленных случаях расчета и обоснования цены контракта, извещения об осуществлении такой закупки, уведомление контрольного органа в сфере закупок о такой закупке или согласование с контрольным органом в сфере закупок такой закупки.
  14. Подписание контракта.
  15. Направление информации в Федеральное казначейство для включения сведений в реестр контрактов.
  16. Исполнение контракта, привлечение экспертов, экспертных организаций в установленных случаях.
  17. Формирование и размещение в ЕИС отчетов, предусмотренных в 44-ФЗ.
  18. Осуществление иных полномочий заказчиков, предусмотренных в 44-ФЗ, за исключением полномочий, возложенных на уполномоченной орган.
  19. Но не все эти действия заказчики осуществляют полностью самостоятельно. Как было указано выше, план закупок и план-график закупок подлежат согласованию с уполномоченным органом. Кроме того, на основании плана-графика закупок заказчики готовят и направляют в уполномоченный орган заявку на осуществление закупки, решение об осуществлении закупки, представляют для согласования документацию о закупке, техническое задание, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты размещения информации об осуществлении закупки в ЕИС. В случае получения от уполномоченного органа уведомления о необходимости устранения замечаний в представленных документах заказчики устраняют замечания, в случае необходимости вносят изменения в план закупок и в план-график закупок, и в течение 3 рабочих дней с момента получения уведомления повторно направляют в уполномоченный орган. В случае необходимости отмены закупки заказчики представляют в уполномоченный орган решение об отмене закупки не позднее 1 рабочего дня до планируемой даты отмены закупки. Заказчики представляют в уполномоченный орган информацию о поступлении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке. Также в течение рабочего дня, следующего за днем получения запроса на разъяснение положений документации о закупке, представляют в уполномоченный орган соответствующее разъяснение для размещения уполномоченным органом в ЕИС. Наконец, не позднее дня, следующего за днем получения жалобы на положения документации о закупке, но не позднее дня, предшествующего дню рассмотрения данной жалобы, представляют в уполномоченный орган заверенные копии и оригиналы документов, необходимые для рассмотрения данной жалобы, а также подписанную работником контрактной службы (контрактным управляющим) позицию заказчика по жалобе.

    В общем, как мы видим в данном примере, благодаря наличию уполномоченного органа заказчик «разгружается» не так уж и сильно - забот у него хватает, да еще и имеется необходимость согласовывать с этим органом свои решения. Правда, дополнительно в обязанности уполномоченного органа входит оказание методической помощи заказчикам при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и закупке товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд, так что если эта помощь оказывается качественно и своевременно, то заказчик от такой конструкции может все равно оставаться в выигрыше.

    Но уполномоченный орган (учреждение) может наделяться как менее, так и более широким кругом полномочий, чем в вышерассмотренном случае. Например, в Козловском районе Чувашской республики полномочие по обеспечению хранения закупочных документов (в том числе аудиозаписей вскрытия конвертов) закреплено не за уполномоченным органом, а за заказчиками 3 . А в г. Новодвинске (Архангельская область) полномочие по приему и возврату денежных средств обеспечения заявок возложено не на заказчиков, а на уполномоченный орган (городская администрация в лице контрактной службы управления экономического развития и конкурентной политики) 4 .

    Также обратим внимание, что в примере Клинского района Московской области проведение запроса предложений «с нуля» - это единственный случай, когда заказчик осуществляет конкурентные закупочные процедуры без участия уполномоченного органа. Но вообще, решение вопроса о том, в каких случаях определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется уполномоченным органом (учреждением), а когда - самим заказчиком, может быть различным. Например, в г. Новодвинске уполномоченный орган занимается таким определением при применении всех конкурентных способов кроме запроса котировок (запрос котировок заказчики проводят самостоятельно), а в Калининградской области, где уполномоченным органом является областное конкурсное агентство (исполнительный орган государственной власти), государственные заказчики и государственные бюджетные учреждения вне зависимости от способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вправе самостоятельно осуществлять определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупках товаров, работ, услуг на сумму НМЦК, не превышающую 500 тыс. руб. 5 . А вот в Волгоградской области централизовано только определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов в электронной форме с НМЦК до 250 тыс. рублей и запросов котировок 6 .

    Отдельного внимания заслуживает вопрос о формировании уполномоченными органами (учреждениями) комиссий по осуществлению закупок. Здесь возможны два основных варианта - либо данный орган не привлекает представителей заказчика для участия в работе таких комиссий, либо привлекает. Например, в той же самой Калининградской области заказчик по требованию уполномоченного органа обязан направить лицо, обладающее специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, для включения в состав единой комиссии 5 . А в г. Твери состав комиссии формируется уполномоченным органом (управлением муниципального заказа городской администрации) на каждую закупку отдельно на основании предложений заказчиков о включении в состав комиссии своих представителей, при этом сведения о представителях, в том числе информацию о профессиональной подготовке или повышении квалификации в сфере закупок, а также информацию об обладании такими представителями специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, указываются заказчиком в заявке на проведение закупки или отдельно в письменном виде 7 .

    Выбор тех заказчиков, закупки которых осуществляются централизованно, тоже может быть различным. Например, в Саратовской области централизованные закупки проводятся Государственным агентством по централизации закупок для нужд всех областных исполнительных органов власти, а также всех областных казенных и бюджетных учреждений (за исключением представительства области при Правительстве РФ, управления делами областного правительства и подведомственных этому управлению учреждений) 8 . Но круг этих заказчиков может быть и очень небольшим. Например, в г. Кушва (Свердловская область) централизованные закупки осуществляются таким уполномоченным учреждением как муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунальной сферы» только для нужд 4 заказчиков: 1) городская дума; 2) городское управление муниципального контроля; 3) сама городская администрация (аппарат) и 4) городское финансовое управление 9 . В г. Твери централизованные закупки осуществляются уполномоченным органом только для нужд муниципальных органов и муниципальных казенных учреждений 7 .

    Решение о централизации закупок может приниматься и в рамках какой-то отдельной отрасли. Например, в Челябинской области областное казенное учреждение Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Челябинской области, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов и аукционов по заявкам таких учреждений с НМЦК в размере 500 тыс. руб. и более 10 . А в Республике Хакасия в сфере здравоохранения тоже имеет место централизация закупок, но касается она только закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для республиканских медицинских учреждений, работающих в системе ОМС 11 .

    Законодательство допускает реализацию так называемой «вертикальной» централизации, когда уполномоченный орган одного уровня власти осуществляет закупки для нужд заказчиков другого уровня власти 12 . В частности, здесь имеется в виду ситуация, когда уполномоченный орган муниципального района проводит определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд, входящих в состав района поселений. Например, в Козловском районе Чувашской республике действует правило, согласно которому органы местного самоуправления городского и сельских поселений района на основе соглашения с районным уполномоченным органом вправе передать ему функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках осуществления закупок для муниципальных нужд 3 .

    В заключение, стоит упомянуть о том, что законодательством предусматривается вариант, при котором роль уполномоченного органа в осуществлении закупок может быть более широкой, чем реализация процедур по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, осуществление закупок для нужд органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, казенных учреждений моет возлагаться на уполномоченный государственный или муниципальный орган (уполномоченное казенное учреждение) в полном объеме, то есть включать в себя все этапы закупки: планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты 13 . Иными словами, уполномоченный орган выступает здесь в роли полноценного заказчика и стороной по контракту, а орган или казенное учреждение, для нужд которого проводится такая закупка, является просто неким «грузополучателем». Отметим, что данная норма не распространяется на нужды бюджетных учреждений - в отношении закупок для их нужд может централизованно проводиться только определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Также отметим, что с 01.01.2017 централизация закупок может распространяться и на закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий, в логике 44-ФЗ они приравниваются здесь к бюджетным учреждениям 14 .

    1 В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    2 Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области от 21.12.2015 № 2822 «Об определении уполномоченного органа по осуществлению полномочий на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд заказчиков Клинского муниципального района».

    3 Постановление администрации Козловского района Чувашской республики от 31.12.2013 № 799 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Козловского района Чувашской Республики».

    4 Постановление Мэрии г. Новодвинска от 24.06.2014 № 534-па «Об утверждении Порядка взаимодействия администрации муниципального образования «Город Новодвинск», муниципальных казенных и бюджетных учреждений при осуществлении администрацией муниципального образования «Город Новодвинск» полномочий уполномоченного органа при проведении централизованных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд».

    5 Постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 № 1013 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области».

    6 Постановление Администрации Волгоградской обл. от 10.02.2015 № 71-п «Об отдельных мерах по централизации закупок товаров, работ, услуг в Волгоградской области».

    7 Постановление администрации города Твери от 24.05.2016 № 889 «О централизации закупок».

    8 Постановление Правительства Саратовской области от 07.04.2014 № 212-П «О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок» на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Саратовской области».

    9 Постановление Администрации Кушвинского городского округа от 05.08.2016 N 1088 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Кушвинского городского округа».

    10 Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 31.12.2015 № 2059 «О централизации закупок в сфере здравоохранения в Челябинской области».

    11 Приказ Минздрава Республики Хакасия № 67, Минэкономики Республики Хакасия № 050-13-п, Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия № 240-3-пр, ТФОМС Республики Хакасия № 51-п от 09.02.2010 «О Порядке организации централизованных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для медицинских учреждений Республики Хакасия, работающих в системе обязательного медицинского страхования». Данный нормативный акт принят до вступления в силу 44-ФЗ, однако, он остается действующим, а его достаточно общее содержание позволяет работать по нему и в рамках 44-ФЗ.

    12 Ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    13 Ч. 2 и 3 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2016 N Д28и-2546.

    14 В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

О том, какие изменения в законодательстве о контрактной системе вступили в силу 1 января 2016 года, вы узнаете из данной статьи.

Как мы знаем, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) применяется практически всеми медицинскими учреждениями: казенными, бюджетными (в отношении субсидий и средств ОМС) и автономными (в отношении средств бюджета, выделяемых на капитальное строительство). За 2015 год Закон № 44-ФЗ корректировался законодателями неоднократно. Сегодня расскажем об основных поправках, внесенных в Закон № 44-ФЗ, вступивших в силу с 2016 года.

Планирование закупок

Напомним, что планирование осуществляется посредством составления плана закупок и плана-графика закупок. Отметим, что вступление в силу норм, регламентирующих правила планирования закупок, откладывалось несколько раз. И вот наконец они действуют. Для реализации норм Закона № 44-ФЗ о планировании закупок Правительством РФ приняты некоторые нормативные акты. Представим их в таблице.

Норма Закона № 44-ФЗ

Нормативный акт Правительства РФ

Постановление от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»

Постановление от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»

Постановление от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд»

Постановление от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»

Общим как для ст. 17, так и для ст. 21 Закона № 44-ФЗ является Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168. Данным постановлением утверждены Правила размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила № 1168).

План закупок.

Статья 17 Закона № 44-ФЗ регламентирует порядок формирования плана закупок. Данный документ формируется заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ и требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе к предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Данные требования определены ст. 19 закона.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

План закупок на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем изменения параметров очередного года и первого года планового периода утвержденного плана закупок и дополнения к ним параметров второго года планового периода. Сведения, подлежащие включению в план закупок, названы в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

Сроки составления планов закупок представим в таблице.

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные

учреждения

Федеральные учреждения – в сроки, установленные главными распорядителями, после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений.

Учреждения субъекта РФ (муниципальные учреждения) – не позднее сроков, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями), после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений

Планы закупок утверждаются учреждением здравоохранения в течение 10 рабочих дней после доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности или заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

При необходимости планы закупок могут быть изменены. Соответствующие основания названы в ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

В силу ч. 9 ст. 17 Закона № 44-ФЗ после утверждения плана закупок его необходимо разместить в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Отметим, что медицинские учреждения также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в Интернете (при их наличии), а также публиковать в любых печатных изданиях.

Согласно Правилам № 1168 план закупок размещается в форме машиночитаемого электронного документа. Его подписывает уполномоченное должностное лицо учреждения электронной подписью с учетом порядка функционирования единой информационной системы по установленной форме на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).

План-график закупок.

На основании ст. 21 Закона № 44-ФЗ учреждения обязаны формировать план-график закупок в соответствии с планом закупок. Требования к содержанию, порядку формирования, утверждения и изменения, а также к форме планов-графиков закупок предусмотрены ч. 1 – 10, 12 – 15 ст. 21, п. 2 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Кроме данных положений закона при составлении планов-графиков казенным учреждениям нужно руководствоваться постановлениями правительства, названными выше.

Обратите внимание

Планы-графики закупок содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

В план-график закупок включается информация о закупках, об осуществлении которых размещаются извещения либо для участия в которых направляются приглашения для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение года, на который утвержден план-график закупок, а также о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым планируются к заключению в течение года, на который утвержден план-график закупок. Кроме того, в него включаются перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется любым способом, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, а также сведения согласно постановлениям Правительства РФ № 553 и 554.

Планы-графики закупок формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок. Если период осуществления закупки, включаемой в план-график, согласно бюджетному законодательству РФ превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в него также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта.

При необходимости планы-графики закупок, как и планы закупок, могут корректироваться.

Условия внесения изменений

Срок внесения изменений

По общему правилу при наличии условий, предусмотренных ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ

Не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)

Если Законом № 44-ФЗ не установлено размещение извещения или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)

До даты заключения контракта

При осуществлении закупки путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

В день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – не позднее чем за один день до даты заключения контракта

Утвержденный план-график закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней для утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание

Особенности размещения в единой информационной системе планов-графиков закупок на 2015 – 2016 годы установлены Приказом Минэкономразвития РФ № 182, Федерального казначейства № 7н от 31.03.2015. Значит, планы-графики закупок, которые медицинские учреждения разместили на 2016 год, ведутся и корректируются по правилам, предусмотренным этим приказом. А при размещении плана-графика на 2017 и последующие годы нужно уже руководствоваться Правилами № 1168.

Иные изменения в Законе № 44-ФЗ

Идентификационный код закупки.

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ при составлении плана закупок, плана-графика закупок учреждениям придется указывать идентификационный код закупки, который будет отражаться и в иных документах закупки – извещении, контракте и т. д.

Идентификационный код закупки формируется учреждением с использованием кода бюджетной классификации, предусмотренного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и представляет собой 36-значный цифровой машиночитаемый код.

Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № 422.

Обоснование закупки.

В силу ст. 18 Закона № 44-ФЗ у учреждений здравоохранения возникла обязанность обоснования всех закупок. Это нужно будет делать при формировании плана закупок, плана-графика закупок для установления соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Порядок обоснования закупок и формы такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

Обоснованию подлежат объекты закупок (при формировании плана закупок), а также начальная максимальная цена контракта (цена контракта с единственным поставщиком), способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при формировании плана-графика закупок).

Нормирование закупок.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (ст. 19 Закона № 44-ФЗ). К числу таких требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе к характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, предельной цене товаров, работ, услуг.

Это позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приведет к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

При нормировании необходимо учитывать положения следующих постановлений Правительства РФ:

  • от 02.09.2015 № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»;
  • от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений»;
  • от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов».

Есть еще одно изменение, но оно касается лишь казенных учреждений. Им могут быть переданы полномочия заказчика от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ч. 5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ). В целом же рекомендуем тщательно изучить названные в статье нормативные акты Правительства РФ и соблюдать правила планирования закупок, не нарушать сроки составления планов и планов-графиков закупок, а также обоснованно закупать товары, работы и услуги, избегая излишеств. В таком случае учреждениям здравоохранения удастся избежать многих проблем с контролирующими органами.