6 шляп мышления э де боно. Технология шесть шляп мышления

Эдвард де Боно

Шесть шляп мышления

Без долгих предисловий: короткое предисловие переводчика

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам- членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести «мыслева-рительных» шляп.

Я специально использую этот термин, при одном упоминании о котором у меня перед глазами тут же возникает образ походного котелка, в котором что-то кипит и варится и в котором точно так же «варились» бы и нужные нам мысли, как только мы надели бы его себе на голову. Но кто же решится надеть на голову походный котелок? Это было бы уж слишком! Нет, наши мысли должны вариться только в шляпе! Надевая одну из таких шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления. И это понятно: в каждом котелке «варятся» свои мысли. Как это происходит, мы непременно узнаем из соответствующих глав нашей книги.

Мы очень подробно ознакомимся с природой каждого типа мышления и научимся обеспечивать ему достойное применение.

Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту – думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Это очевидное удобство использования шести мыслеварительных шляп и составляет основную ценность моей идеи.

Эдвард де Боно

МАГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

В позе мыслителя и думать сподручней

Что до меня, я совершенно убежден в том, что один из двух подлинников роденовского «Мыслителя» находится в Буэнос-Айресе, на площади, расположенной перед зданием парламента. По крайней мере, в этом нас заверял экскурсовод, рассказывая о навсегда замершем в задумчивой позе творении, отлитом в бессмертной бронзе.

Но в качестве факта подобное утверждение можно считать ложным сразу по нескольким соображениям. Данная скульптура не может быть подлинником уже потому, что двух подлинников не бывает. Наверное, экскурсовод просто ошибся. И значит, подлинник не мог находиться напротив здания парламента. Экскурсовод ввел меня в заблуждение. Так для чего мне понадобилось останавливаться на том, что вовсе не заслуживает

Известнейший ученый доктор медицинских наук Эдвард де Боно внедрил методику, которая помогает результативно размышлять. Называется этот метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Автор методики рекомендует примерить 6 шляп и научиться размышлять с различных позиций. У каждой из шляп есть свой цвет и образ мышления.

Чтобы с честью выйти из любой интеллектуальной задачи, можно научиться при помощи этого метода освоить все грани своего мышления в различных ситуациях. Рассмотрим подробнее суть метода.

Почему «шляпы»?

Эдвард де Боно называл шляпами невидимые никому убеждения, суждения и мысли. Другими словами у каждого человека есть своя «мыслеварительная шляпа» или форма мыслей. Поэтому автор предлагает примерить каждую из 6 шляп и приобрести не только новые впечатления, но и новые черты характера.

Метод помогает обрести спокойное состояние сознания, бесстрастно посмотреть на ту или иную ситуацию, всесторонне обдумать событие и принять правильное решение. Даже если каждый день тренироваться по несколько минут, можно воспитать в себе взвешенное мышление, сознательно выбирать течение мыслей.

Игры позволяют выйти нашему «Я» за пределы обычного сознания. Без маски истинное «Я» рискует подвергнуться критике и осуждению. Благодаря смене «мыслеварительных шляп» человек невольно воспринимает новые поведенческие сценарии, попутно меняя в лучшую сторону свой характер. Каждый цвет головного убора помогает активно управлять мыслями и действовать в соответствии с ситуацией. Такое мышление названо картографическим.

Можно заметить, что решения принятые в состоянии подавленности значительно отличаются от тех, которые были приняты в хорошем расположении духа. На сегодня мы знаем многое о головном мозге. Например, баланс нейромедиаторов, которые расположены в гипоталамусе, определяют поведение человека. Известно также, что эндорфины отвечают за качество силы, которая двигает человеком. Любое химическое изменение крови или мозга способно влиять на поведение и мышление.

Известно также, что мозг способен создавать стереотипы мышления и схемы реагирования на ситуацию, которые зависят от накопленного опыта. Недостатком таких стереотипных схем является то, что мозг старается применить их ко всем схожим ситуациям.

Разноцветные головные уборы, которые предлагает автор, являются условно-рефлекторными сигналами, которые помогают изменить химический баланс элементов, влияющих на работу мозга. Без определенного хода мыслей при принятии решений человек либо мечется между рассудком и эмоциями, либо полностью находится под влиянием эмоций. Такое состояние мешает мыслетворительным процессам и управлению разумом.

Какую из шляп надеть?

Перед тем как примерять на себя головные уборы и соответственно мыслить, Эдвард де Боно предлагает представить их реально существующими. Расцветка каждой из шляп помогает творческому процессу. Надев шляпу белого цвета, мы становимся объективными и беспристрастными. Белый головной убор призывает мыслить с помощью цифр и фактов.

Красный цвет всегда ассоциируется с агрессией, напряжением, волнением. Именно поэтому, надев шляпу красного цвета, можно смело отдаваться во власть эмоциям. Черный цвет мрачный и недобрый. Какую роль определяет черная шляпа? В ней скрывается все, чего страшится людской глаз. Человек в черной шляпе – критик и скептик.

Рассмотрим человека в желтой шляпе. Это жизнерадостный и солнечный оптимист с позитивным мышлением. Человек в зеленой шляпе – творческая личность, которая генерирует новые креативные идеи. Надев синюю шляпу, человек превращается в организатора, который способен управлять своими мыслительными процессами.

Белый цвет – холодный и расчетливый

Наденьте белую шляпу и представьте, что вы компьютер, которому неизвестны эмоции, только язык цифр. Как в такой роли воспринимать ситуацию? Только конкретные факты и цифры, без различного рода объяснений и чувств. На все ваши запросы должен быть четкий ответ без оспаривания и размышления оппонента. Цифры – это беспристрастные свидетели любого события.

Перед тем как примерить головной убор белого цвета и принимать в нем решение, необходимо запастись всеми фактами и располагать точной информацией. Можно представить себя в роли бухгалтера, экономиста или юриста. Оперируя достоверной информацией, можно достичь больших результатов в любом деле.

Однако стоит отделять факты с убеждениями, которые давно устоялись и пытаются выдать себя за факты. Здесь стоит потрудиться и отделить точную информацию от: «я думаю, что…», «мне кажется», «я где-то слышал (прочитал)», «мне кто-то говорил». Подобные рассуждения относятся к сплетням и чужим вымыслам. Убеждение – это вера, мнение – проверенный факт, основанный на опыте.

Правило человека в белой шляпе! Никогда не аргументируйте на основании неподтвержденной информации. Все аргументы подкрепляются цифрами и проверенными фактами.

Научившись носить белую шляпу, человек станет беспристрастно принимать правильные решения. В белом головном уборе нет необходимости вступать в бессмысленный спор. Белый цвет – это самоконтроль и дисциплина, бесстрастность и объективность.

Красная шляпа – буря страсти и эмоций

Примерив красную шляпу, человек открывает для себя просторы для выражения своих мыслей, которые неразрывно связаны с эмоциями. Как известно, включаясь эмоционально в мыслительный процесс, мы воспринимаем любой факт субъективно. Но такое решение нельзя игнорировать, так как основано оно зачастую на интуиции и предчувствии (не путать со страхами!).

Когда мы формируем свое отношение к ситуации, прежде всего, руководствуемся своими предпочтениями. Таким образом, эмоции могут определить решение в текущий момент. Следует остановиться на таких сильных эмоциях, как:

  • страх;
  • ревность;
  • подозрение;
  • влюбленность;
  • гнев;
  • ненависть;
  • зависть.

Именно полагаясь на такие эмоции, люди подсознательно принимают те или иные решения. Надев головной убор красного цвета, необходимо выставить эти эмоции, сделать их различимыми. Такое отношение поможет понять, что движет нашими поступками или поступками других людей.

В красной шляпе можно признаться себе: «Я завидую его продвижению по службе, поэтому всячески противлюсь этому» или «Мне страшно остаться без работы, поэтому я не прошу повышения оклада» и т.д.

Принятие решения, которое основано на интуиции вовсе не означает нечто необъяснимое. Интуиция всегда берет свое начало из опыта и знания. Интуитивное решение приходит в том случае, когда человек вдруг начинает рассматривать ситуацию под другим углом. Можно надеть красную шляпу и сказать: «Вот что я чувствую по этому поводу». Игра в человека в красной шляпе дает возможность рассмотреть свои эмоции, высвободить страхи, недоверие или неприятие.

Кому подойдет черная шляпа?

Примерив черную шляпу, мы позволяем себе критически рассуждать и доказывать «от противного». Своему оппоненту можно указать на ошибки, высказать сомнение по поводу его выводов. В другом случае, скептическое отношение позволяет пересмотреть все свои умозаключения и выстроить новую логическую цепочку.

Негативная оценка помогает находить новые варианты решений проблемы, предупредить об опасности, указать на то, что может не сработать. Такая позиция помогает выявить ошибки, соотнести шансы на победу и успех в том или ином проекте. Придирчивое отношение вынуждает коллектив или разработчиков проекта учесть ошибки и недостатки.

Источник позитива – желтая шляпа

Мышления в головном уборе солнечного цвета является позитивным и конструктивным. Все, что попадает в сферу восприятия человека, оценивается с положительной точки зрения. Однако стоит отметить, что оптимизм должен быть обоснованным.

Благодаря позитивному мышлению любой процесс становится плодотворным. Желтая шляпа помогает осуществлять с легкостью замыслы и эффективно действовать в любой ситуации. Однако все действия обладателя желтого головного убора не связаны с эйфорией, интуицией и новыми идеями. Основными чертами «желтошляпного мышления» являются энтузиазм и предвосхищение, что дает заряд энергии для совершения действий.

Полет фантазии – зеленая шляпа

Для развития творческого начала необходимо примерить зеленую шляпу. Именно этот цвет мышления вдохновляет рождать новые идеи, стремиться к переменам, познавать еще не освоенное. Поиск альтернатив помогает рассмотреть все способы решения проблемы. Творческое мышление открывает перед человеком огромный спектр различных вариантов решений.

Важный аспект мышления – побудительные моменты. Человек сначала освобождает свой ум от стереотипов и обращается к разработке новых понятий и представлений о ситуации. Несмотря на то, что многим кажется, что творческое мышление – удел избранных, зеленую шляпу стоит примерять каждый день. Только в этом случае можно сформировать новые привычки.

Контроль над мыслями – шляпа синяя

Человек в синей шляпе – это владелец пультом управления над своими мыслями или дирижер. В задачи синей шляпы входит определение спектра наиболее эффективных и вероятных решений и постановка задач и определение планов действий.

Метод шести шляп - это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.

Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).

Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации , которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности , поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением - фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп и грамотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

    При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью - «Правила составления ментальных карт«).

    Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

    Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

    Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

    Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

    В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.

Обрабатывая информацию, мы сталкиваемся с несколькими мыслями одновременно: эмоциональными, информационными, логическими, творческими и ориентированными на будущее. Пытаться обработать всё сразу - словно жонглировать слишком большим количеством мячей.

Решение - метод шести шляп. Каждая шляпа имеет собственный цвет (белый, красный, чёрный, жёлтый, зелёный или синий), означающий определённый тип мышления. Как это может пригодиться?

Пример. Допустим, вы менеджер и хотите узнать эмоциональную реакцию вашего коллектива на какое-либо событие. Но люди боятся, когда их судят по эмоциям, и предпочитают их скрывать. Вы можете сказать: «Давайте попробуем надеть красную шляпу». Она позволит команде думать эмоционально, не стесняясь своих чувств.

Метод шести шляп гарантирует, что группа будет думать в одном контексте. Каждая точка зрения - это отдельная шляпа. Чтобы просмотреть тему с единого ракурса, все должны надеть одинаковые шляпы.

Шесть шляп позволяют команде участвовать в параллельном мышлении, при котором все смотрят на проблему с одной точки зрения.

Соблюдайте правила использования метода шести шляп

Есть два способа носить шляпы: поодиночке и по очереди.

Использовать шляпы поодиночке означает сконцентрироваться на определённом типе мышления.

Пример. Когда в ходе дискуссии вам понадобится глоток свежих мыслей, просто скажите: «Я думаю, нам нужно надеть зелёные шляпы». Если людей обучили терминологии и использованию шляп, они правильно отреагируют на просьбу.

Когда шляпы используются по очереди, надевайте их так часто, как вам заблагорассудится и в любом порядке, в зависимости от того, чего хотите добиться.

Пример. Лидер может попросить группу перейти от белой к жёлтой шляпе и полностью отказаться от красной!

Независимо от способа, учитывайте дисциплину и сроки.

  1. Члены группы должны поддерживать дисциплину: использовать только выбранную шляпу. Лишь руководитель группы, председатель или координатор имеет право сменить её. С приходом опыта поддерживать дисциплину становится легче.
  2. Надев шляпу, важно сохранять установленные временные рамки, чтобы стимулировать сосредоточенность и устранить разглагольствования. Автор рекомендует тратить на каждого человека в шляпе одну минуту.
  3. Пример: Если участвуют четыре человека, вам придётся уделять по четыре минуты на каждую шляпу.

Подробно изучим функции каждой из шляп.

Белая шляпа подразумевает поиск данных и информации

Представьте, что вы компьютер, проводящий расчёты и выдающий факты в нейтральной, объективной манере. Интерпретировать их вас не запрограммировали. Вас заботят только факты. Таково мышление в белой шляпе.

Белая шляпа нужна для обсуждения доступной информации и выявления нужных сведений. В этой шляпе вас не волнуют чужие мнения, а только факты и цифры. Дискуссия отсутствует, и даже если факты противоречат друг другу, вы относитесь к ним одинаково.

Когда следует надевать белую шляпу?

  1. Когда нужно заложить основу дискуссии, предоставив справочную информацию. Пример. Начальник отдела маркетинга хочет пересмотреть текущие стратегии компании. Он может начать совещание с белой шляпы, чтобы озвучить важные показатели, такие как бюджет действующих стратегий.
  2. В конце обсуждения, чтобы подвести итоги или подтвердить, что предложения соответствуют имеющейся информации.
  3. Для поиска альтернатив, когда предложения противоречат имеющейся информации. Пример. Рассмотрев новую стратегию, превышающую бюджет, начальник отдела маркетинга может запросить дополнительную информацию (доступное количество человеко-часов).

В белой шляпе вы понимаете, какой информацией вы обладаете, и какие данные отсутствуют.

Белый цвет указывает на нейтральность. В белой шляпе старайтесь быть объективным и придерживаться «голых» фактов, например, статистических данных.

Будьте честны в своих эмоциях, надевая красную шляпу

Противоположность нейтральности и объективности - красная шляпа, символизирующая огонь и тепло. Подготовьтесь к выплеску эмоций!

Красная шляпа позволяет членам команды выразить свои чувства и обратиться к собственной интуиции без объяснений или оправданий.

Интуиция основывается на опыте, поэтому даже слова «Я чувствую, что это рискованно» могут оказаться полезными. Но интуиция не всегда точна, относитесь к ней с осторожностью.

В красной шляпе можно выражать разные эмоции: восторг, нерешительность, недовольство и т. п. Но эмоции должны быть ясны. Если человек говорит, что имеет «смешанные чувства», попросите его уточнить, какие именно. Это непросто, ведь в каждой культуре люди выражают чувства по-своему.

Пример. В Соединённых Штатах человек может прямо выразить недовольство («Эта идея никуда не годится!»), но в Японии такие чувства звучат более сдержанно («Я должен это обдумать»).

Важно, чтобы руководитель не просил объяснить или оправдать свои чувства, иначе люди будут выражать только те, которые могут обосновать. Позвольте человеку просто говорить о том, что он чувствует в данный момент.

Обсуждение в красной шляпе подразумевает участие каждого члена группы. Никаких пропусков и поблажек. Группа должна внимательно прислушиваться к каждому, чтобы человек почувствовал важность своих чувств. Любые эмоции не должны восприниматься снисходительно или осуждаться. В красной шляпе все вправе честно высказывать своё отношение к теме.

Чёрная шляпа предостерегает вас от надвигающейся опасности

Представьте, что вы надели чёрные одежды судьи и председательствуете по делу об убийстве. Вы ответственны за тщательную оценку всех доказательств, ведь жизнь подсудимого висит на волоске. Надевая чёрную шляпу, вы действуете в рамках закона, указываете на трудности и проблемы и неуклонно придерживаетесь ценностей и этики.

Чёрная шляпа подразумевает предусмотрительность. Она ограждает нас от ошибок, противоречащих нашим интересам (например, от принятия незаконных, опасных или невыгодных решений).

Мы основываем свои решения на опыте с помощью врождённого механизма несоответствия. Как животные узнают о том, что ягоды ядовиты на основе унаследованного опыта, так и выживание вашей компании зависит от того, какие плоды она решает пожать.

Избежать таких ошибок можно с помощью чёрной шляпы: она поможет найти элементы политики, стратегии, этики и пр., которые противоречат друг другу. Но не дайте чёрной шляпе сделать вас чрезмерно осторожным.

Некоторые люди зацикливаются на выявлении недочётов.

Пример. Мы знаем, что пища необходима для жизни, но чрезмерное её количество увеличит наш вес, что приведёт к проблемам со здоровьем и даже к смерти. Чёрная шляпа действует схожим образом: она необходима для принятия решений, но главное - не переусердствовать.

Преимущество метода шести шляп - возможность найти баланс, уделяя внимание каждой шляпе.

Жёлтая шляпа позволяет вам играть роль неисправимого оптимиста

Вам когда-нибудь казалось, что абсолютно всё хорошо? Что нет худа без добра? Жёлтая шляпа, подразумевает именно такой оптимизм и ориентацию на потенциальные выгоды.

Жёлтую шляпу сложнее освоить, чем чёрную, поскольку наш разум склонен предостерегать нас от опасности.

Чтобы научиться находить положительные моменты в любой ситуации, нужно научиться понимать, что даже в самой непривлекательной идее есть своя ценность.

Жёлтая шляпа очень важна, ведь выгоды идеи не всегда заметны сразу, и пытаться добиться таких неочевидных целей считается пустой тратой времени.

Пример. В жёлтой шляпе нужно учитывать, как новый маркетинговый план может изменить имидж бренда и привлечь новых клиентов. Иначе в чём его смысл?

Позитивность жёлтой шляпы должна быть логически обоснована. Стремление найти ценность не означает, что нужно обманывать себя. Жёлтая шляпа позволяет выразить свои видения и мечты, но реальность должна преобладать над фантазией.

Пример. В жёлтой шляпе не нужно фантазировать о том, как ваш новый маркетинговый план поможет сохранить компанию и сделает вас миллиардером. Думайте о том, каких положительных результатов реально достигнет ваш план.

Жёлтая шляпа задаёт такие вопросы:

  • Каковы возможные ценности этой идеи?
  • Кому они принесут пользу и при каких обстоятельствах?
  • Как ценность будет предоставлена?
  • Есть ли дополнительные скрытые ценности?

Если идея перспективна и логична, жёлтая шляпа поможет мотивировать вашу команду.

Зелёная шляпа - это возможность для самых необычных идей

Пришло время подойти к вопросу с творческой стороны! Зелёная шляпа - поиск новых идей, концепций, вариантов и альтернатив, как очевидных, так и свежих, необычных. Надеть зелёную шляпу означает открыться любым возможным улучшениям и обдумать безумные альтернативы!

Зелёная шляпа позволяет продумывать возможные результаты. Без творческого видения будущего прогресс может зайти в тупик.

Пример. Две тысячи лет назад китайские технологии были более продвинутыми, чем западные. Но с тех пор их технический прогресс, кажется, остановился. Почему? Считают, что китайцы остановились на достигнутом. Они не мечтали о будущих возможностях, и теперь неспособны найти стимул для прогресса.

Зелёную шляпу используют и для преодоления трудностей, возникающих при обсуждении в чёрной шляпе. Возможно, чёрная шляпа помогла вам выявить основные опасности в новой стратегии, но зелёная шляпа позволит творческим путём избежать опасностей или выработать совершенно новые идеи.

Помните, что творчество не является прерогативой одного «креативщика» в команде. Каждый может надеть зелёную шляпу и проявить себя. Для этого нужно правильно управлять ожиданиями от своей группы. Люди хорошо делают то, что от них ожидают. При правильных условиях, надев зелёную шляпу, все (даже те, кто никогда не считал себя креативным) начнут проявлять творческую активность. По мере роста уверенности будет расти и количество творческих идей.

Синяя шляпа - это постоянное управление процессом

Синяя шляпа предназначена для «мышления о мышлении». Как ястреб, взмывающий в небо, чтобы осмотреть поля под собой, человек в синей шляпе стремится получить представление о работе других шляп.

Синяя шляпа используется в начале дискуссии, чтобы определить её цель. Она поможет обозначить конкретную проблему, которую необходимо решить, или критерии вашего мозгового штурма.

В синей шляпе вы продумываете, какие шляпы понадобятся в ходе решения проблем. Возможно, дискуссия потребует больше красных и зелёных шляп или чёрных и белых. В любом случае, это определяется человеком в синей шляпе.

Синюю шляпу носит координатор, председатель или руководитель обсуждения. Это постоянная роль, и лидер группы не должен снимать шляпу в ходе дискуссии. При особой дискуссии, когда каждый надевает синюю шляпу, предложение может внести любой желающий.

В ходе обсуждения синяя шляпа помогает поддерживать дисциплину в группе, сообщает, когда пора менять шляпы, и следит за тем, чтобы каждый человек надел красную шляпу. В конце синяя шляпа просит озвучить итоги (в форме выводов, заключения, решения или пр.).

Синяя шляпа также обозначает дальнейшие действия, которые необходимо предпринять после дискуссии: следующие этапы в проекте или темы для будущих собраний.

Метод шести шляп экономит ваше время и деньги

Почему метод шести шляп полезен?

Экономия времени. Один мужчина долго спорил с женой, стоит ли покупать большой загородный дом. Увидев рецензию на «Метод шести шляп» в Financial Times, они решили применить его. Разделив элементы обсуждения на фактические, творческие, эмоциональные и т. д.), они пришли к удовлетворительному решению всего за десять минут. Крупная корпорация ABB обычно тратила 20 дней на обсуждения проектов, прежде чем достигнуть каких-либо результатов. С методом шести шляп эти дискуссии длятся всего два дня!

Экономия денег. Норвежская нефтегазовая компания Statoil испытывала проблемы с нефтяной вышкой, которая обходилась ей в $100 000 в день. Профессиональный консультант познакомил их с методом шести шляп, и компания пришла к решению всего за 12 минут.

Метод шести шляп снимает напряжённую обстановку при обсуждениях. Представьте, что вы едете в машине с тремя людьми, но никто точно не знает дороги. Наверняка, будет много споров, которые только усугубят проблему. Но если у вас есть карта, гораздо проще выбрать оптимальный маршрут, который будет очевиден для всех. Метод шести шляп даёт вам такую «карту».

Самое главное

Мышление - это навык, который можно развивать! С методом шести шляп вы сможете мыслить эффективнее, решать проблемы, вырабатывать творческие решения. Вы перестанете тратить ценную энергию и становиться жертвой неорганизованного и хаотичного мышления.

Не забывайте менять шляпы в ходе дискуссии и следите за дисциплиной и временем

Начните обсуждение в белой шляпе - соберите и рассмотрите имеющиеся факты, статистику, условия. Обсудите данные в негативном ключе, то есть в чёрной шляпе. Ложка дёгтя, как правило, всегда есть, и её надо увидеть. Но не забывайте и о положительных моментах - наденьте позитивную жёлтую шляпу. Надевайте зелёную шляпу, чтобы найти что-то новое. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. И давайте участникам выпустить пар в красной шляпе.

Помните, что для каждой группы возможны свои варианты применения шляп

Пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем вы определите наиболее подходящую очерёдность. Можно использовать метод и по-другому - пусть каждый участник надевает шляпу определённого цвета и играет свою роль.

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

А. Захарченко

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам-членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.