Аксиома о потенциальной опасности деятельности бжд. Понятие опасности. Номенклатура и классификации опасностей. Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Причины и следствия

Оценивая ситуацию в сфере безопасности человеческой деятельности на основании всего имеющегося научного и практического опыта, человечество осознало тот факт, что любая деятельность человека потенциально опасна. То есть ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности .

Такое заключение можно считать аксиомой , имеющей исключительное методологическое и познавательное значение. Из этой аксиомы, в частности, следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторая опасность, характеризуемая остаточным риском .

Различают индивидуальный и групповой (социальный) риск. Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума. Социальный риск носит усреднённый, статистический характер, выражающий зависимость между частотой событий и числом пострадавших при этом людей.

Очевидно, что необходимо стремиться к минимальному риску, однако пути, способы, цена и результат реализации этого стремления столь многоплановы и зависят от такого большого числа факторов, что правильнее ставить задачу управления рисками. Такая концепция положена, в частности, в основу деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Однако прежде чем управлять, необходимо прогнозировать и оценивать риск. Для этого используются следующие методы:

- экспертный – в некоторых ситуациях это единственно возможный метод, основанный на знаниях, опыте, интуиции высококвалифицированных специалистов. В начале своей деятельности МЧС России в стремлении использовать весь возможный прогностический потенциал и ориентируясь на средства массовой информации и публичные заявления отдельных недобросовестных «специалистов», создал специальную лабораторию, пригласив в неё предсказателей, ясновидящих, экстрасенсов. Оказалось, что результативность именно таких «экспертов» практически равна нулю;

- расчётный, статистический , позволяющий давать оценки на основе анализа многократно и в течение длительных промежутков времени повторяющихся событий и явлений с учетом выявленных тенденций их проявления. Этот метод – приоритетный в работе МЧС России;

- модельный , основанный на построении физических и математических моделей различных угроз и поражающих факторов;

- социологический , основанный на опросе населения и, чаще всего, носящий вспомогательный характер.

В основе управления риском лежат известные и широко используемые подходы:

- научный, включающий классификацию, анализ и расчёт риска;

- технический , включающий:

1) дублирование (в некоторых случаях многократное) опасных узлов, систем. Этот метод используется, когда возможность вмешаться в возникшую неисправность минимальна (например, в космонавтике), тогда экономические проблемы отступают на второй план;

2) тотальный , 100%-ный контроль деталей и узлов в процессе изготовления и сборки;

3) испытание систем перед их эксплуатацией;

4) совершенствование технических систем и объектов;

- экономический , включающий платежи за риск, страхование, компенсацию ущерба;

- управленческий , включающий планирование деятельности, введение меры ответственности, систем контроля и обратной связи, стимулирование эффективной деятельности;

- административный , включающий подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала;

- организационный , включающий нормирование опасностей, резервирование ресурсов, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Цели, задачи, основные определения

Деятельность человека является предметом научной дисциплины Безопасность жизнедеятельности.

Основная цель Безопасности жизнедеятельность как науки – это защита человека в техносфере от негативного воздействия антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Защита человека предполагает, прежде всего, сохранение жизни и здоровья. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере любых негативных воздействий до допустимых значений.

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Безопасность жизнедеятельности - наука о сохранении здоровья и обеспечении безопасности человека в среде обитания, призванная выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путём снижения опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени .

Для обеспечения комфортности и безопасности конкретной деятельности должны быть решены следующие задачи:

1) идентификация (распознавание, количественная оценка, т.е. анализ) негативного воздействия среды обитания (т.е. источников и причин возникновения опасностей);

2) защита от опасностей или предупреждение воздействия на человека негативных факторов;

3) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов и разработка защиты от остаточного риска;

4) создание комфортного состояния среды обитания.

Главной задачей науки о безопасности жизнедеятельности является анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия во времени и пространстве.

Основным направлением в практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности является профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций. Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты защиты. Основное желаемое состояние объектов – безопасное. Безопасное состояние объектов защиты реализуется при полном отсутствии негативного воздействия опасностей или при условии снижения их до допустимых значений.

Под безопасностью понимается такое состояние объекта защиты, при котором воздействие на него потоков вещества, энергии и информации (в дальнейшем будем говорить о негативном воздействии или опасностях) не превышает максимально допустимых значений.

В качестве объекта защиты рассматривают любой компонент окружающей среды (объект): человек, общество, государство, предприятие (организация, учреждение), природа, мир, космос и т.д. Все опасности тогда реальны, когда действуют на конкретный объект. В порядке приоритета к объектам защиты на первое место относят человека, а затем уже общество, государство, природную среду, техносферу и т.д.

Критерием безопасности техносферы являются введение ограничений на концентрации веществ и потоков энергии в жизненном пространстве (среде).

Критерием комфортности является установление и соблюдением нормативов по микроклимату и освещению в помещении (производственной и бытовой среды).

На источники опасностей устанавливают критерии экологичности , которые определяют предельные выбросы (сбросы) и предельно допустимые излучения энергии.

Основные термины и понятия

Среда обитания окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Действуя в этой системе, человек решает следующие задачи:

Обеспечить свое существование (потребности в пище, воде, воздухе, жилье, одежде…);

Создать и использовать защиту от негативного воздействия со стороны среды обитания любого происхождения;

Создать и использовать защиту от воздействия со стороны себе подобных;

Для решения этих задач человек преобразует среду обитания, воздействуя на нее. Это взаимодействие может быть негативным и позитивным в зависимости от факторов, действующих на человека.

Биосфера – область существования жизни на Земле, включающая в себя литосферу (верхнюю часть земли), гидросферу и тропосферу (нижние слои атмосферы). В результате преобразующей деятельности человека биосфера разрушается и создаются новые типы среды обитания: техносфера, регион, производственная среда, бытовая среда и др.

Техносфера – часть биосферы (регион в прошлом), преобразованная людьми с помощью технических средств, с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (ее можно рассматривать как регион города, промышленной зоны и др.).

Регион – территория, обладающая общими характеристиками состояния природной и производственной среды (биосферы или техносферы).

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Состояние среды обитания и человека может быть комфортным, допустимым, опасным и чрезвычайно опасным.

Комфортным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы создают оптимальные (наилучшие) условия жизнедеятельности, проявление наивысшей работоспособности, гарантирующей сохранение здоровья человека и целостности сферы обитания.

Допустимым считается такое состояние, при котором воздействующие факторы не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но могут привести к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека.

Опасным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды.

Чрезвычайно опасным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы могут нанести травму или привести к летальному исходу за короткий период времени воздействия, вызвать разрушения в природной среде.

- 76.13 Кб

Введение...................... .............................. .............................. .............................. ...2

Аксиома о потенциальной опасности..................... .............................. ..................3

Группы опасных и вредных производственных факторов...................... .............4

травматизм и профзаболевания............... .............................. .............................. ..5

Методы исследования причин травматизма................... .............................. ........5

Пожарная безопасность.................. .............................. .............................. .............5

Воздействие электрического тока на организм человека...................... ..............7

Вредное воздействие электромагнитных полей......................... ..........................8

Заключение.................... .............................. .............................. .............................. 10

Список литературы.................... .............................. .............................. ..................11

Введение

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является так называемая "аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических систем".

Анализ общественной практической деятельности дает основание для утверждения о том, что существующая деятельность потенциальна, опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявляющихся опасностей. Например, мы не ощущаем до определенного момента повышенной концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не менее 0,05 % СО2 . Постоянно в помещении, например, в аудитории, концентрация СО2 повышена. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, нарастание его концентрации проявится проявлением усталости, вялости, ухудшением работоспособности. Но в целом организм человека, пребывающего систематически в таких условиях, отреагирует сплошными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличиванием частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму.

Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.

Опасный фактор--фактор, воздействие которого на работающего, потенциально может привести к травме.

Вредный производственный фактор--фактор, воздействие которого на работающего может привести к заболеванию.

Аксиома о потенциальной опасности

Аксиома о потенциальной опасности деятельности -- утверждение, согласно которому ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна; презумпция потенциальной опасности любого вида деятельности.

Взаимодействие человека со средой обитания может изменяться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушениями. Негативные воздействия могут быть внезапно возникающими, периодическими или постоянно действующими в системе "человек-среда обитания". Источником опасности может быть все живое и неживое.

Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере проявления при определенных, нередко трудно предсказуемых условиях. Суть опасности заключается в том, что возможно такое воздействие на человека, которое приводит к травмам, заболеваниям, ухудшению самочувствия и другим нежелательным последствиям. В большей степени мы встречаемся с опасностями в процессе трудовой деятельности.

"Труд - не игра и не забава, - писал К.Д. Ушинский, - он всегда серьезен и тяжел, только полное сознание необходимости достичь той или иной цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда".

Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Утверждение о потенциальной опасности жизнедеятельности является аксиомой, имеющей важное профилактическое значение при решении практических и теоретических вопросов безопасности. Эта аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы.

Справедливость аксиомы можно проследить на всех этапах развития системы "человек - среда обитания". Так, на ранних стадиях своего развития, даже при отсутствии технических средств, человек непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естественного происхождения: понижение и повышение температур воздуха, атмосферные осадки, контакты с дикими животными, стихийные явления и т.п. В условиях современного мира к естественным прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения: вибрации, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах, почве; электромагнитное поле, ионизирующие излучения и др.

При любом виде деятельности человека неизбежно возникают отходы и побочные эффекты. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производств, средств транспорта, использование различных видов топлива при получении энергии, жизнь животных и людей и т.п. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.

Значительным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем: транспортные магистрали; зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны и т.п. Вероятно проявление опасности и при использовании человеком технических устройств на производстве и в быту; электрические сети и приборы, станки, ручной инструмент, газовые баллоны и сети, оружие и т.п.

Как отмечено было выше, в основе опасностей лежит человеческая деятельность, направленная на формирование и трансформацию потоков веществ, энергии и информации в процессе жизнедеятельности. Изучая и изменяя эти потоки, можно ограничить их величину допустимыми значениями. Если сделать это не удается, то жизнедеятельность становится опасной.

Мир опасностей непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов - числу жертв, материальному ущербу. Сформулированные на такой основе защитные мероприятия оказывались и оказываются несвоевременными, недостаточными и, как следствие, неэффективными.

Центральное место в учении об опасности занимает аксиома о потенциальной опасности деятельности, базирующаяся на опыте человечества; любая деятельность опасна; ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности.

Не существует абсолютно безопасного вида деятельности.

При изучении опасностей часто исходят из энергоэнтропийной концепции, основные положения которой сводятся к следующему:

Повседневная деятельность человека (особенно ее производственная часть) потенциально опасна вследствие использования различных технологических, транспортных и других процессов, связанных с энергопотреблением (выработкой, хранением и преобразованием механической, электрической, химической, ядерной и другой энергии) или с использованием вредных веществ;

В результате неконтролируемого или неуправляемого выхода энергии в среду обитания возникает опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Наряду с выходом энергии опасность представляет выброс или сброс в воздушную или водную среду вредных веществ, загрязнение ими почвы;

Последствиями внезапного выхода энергии или выброса вредных веществ являются происшествия, связанные с гибелью или травмированием людей, повреждением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также ухудшение состояния среды обитания;

Происшествия, связанные с гибелью людей и иными негативными последствиями, возникают в результате появления и развития причинной цепи предпосылок, обусловленных неисправностью и отказами используемой техники, нерасчетными внешними воздействиями, а также ошибочными действиями людей.

Качественный анализ опасностей.

Качественный анализ опасностей проводят с целью:

Выявления (идентификации) источников опасностей и их основных характеристик;

Определения повреждающих факторов, возникающих при действии опасности;

Выявления последовательности предпосылок (причин), приводящих к развитию процесса « опасность - причины - нежелательные последствия », а также проведению анализа (оценке) этих нежелательных последствий.

В ходе такого анализа выявляются источники повышенной опасности, определяются маловероятные опасности, в случае реализации которых могут возникнуть и серьезные последствия, а также практически не осуществимые опасности.

Идентификацию опасностей проводят на основе системного анализа.

Системный анализ - это совокупность методологических средств, в основе которых лежит разделение сложных систем на составные элементы, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае - безопасности.

Системой называют целостное множество (совокупность) объектов (элементов), связанных между собой определенными отношениями и взаимодействующих таким образом, что достигается определенный результат (цель). В большинстве случаев деятельность человека системна, поскольку направлена на достижение поставленной цели, предпринимая для этого различные промежуточные действия.

Систему можно разбить на составляющие ее элементы (подсистемы первого уровня), которые в свою очередь можно разделить на подсистемы второго уровня и т.д. Графически такую систему можно представить в виде графа (дерева), состоящего из подсистем различного уровня. Понятие элемента или подсистемы является условным и относительным, так как любой элемент в свою очередь всегда можно рассматривать как совокупность других элементов. Любая система, таким образом, может быть представлена в виде совокупности подсистем разного уровня, расположенных в порядке подчиненности, т.е. имеет иерархическую структуру.

Цель системного анализа безопасности - выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

Изучение причин возникновения нежелательных событий (причинно-следственный анализ) начинают с определения источников опасностей, конкретных предпосылок, повлекших возникновение указанных происшествий. Кроме того, определяются возможные предупредительные мероприятия, предотвращающие нежелательные события.

В технических системах нежелательные события чаще всего определяются последовательностью событий - предпосылок (причинная цепь) следующего вида:

Ошибка человека или отказ технологического оборудования, а также недопустимое внешнее воздействие;

Случайное появление опасного фактора в какой-либо части пространства;

Неисправность и отсутствие предусмотренных на этот случай средств защиты или неточные действия людей в данных условиях;

Воздействие опасных факторов на незащищенные элементы оборудования, человека или окружающую среду.

Группы опасных и вредных производственных факторов:

1 Физические:

1.1 перемещающиеся изделия заготовки, незащищенные подвижные элементы

производственного оборудования;

1.2 загазованность, запыленность рабочей зоны;

1.3 повышенный уровень шума;

1.4 повышенный уровень напряжения в электрической сети, замыкание которого

может произойти в теле человека;

1.5 повышенный уровень ионизирующего излучения;

1.6 повышенный уровень электромагнитных полей;

1.7 повышенный уровень ультрафиолетового излучения;

1.8 недостаточная освещенность рабочей зоны.

2 Химические:

2.1 раздражающие вещества

3 Биологические:

3.1 макро- и микроорганизмы

4 Психофизиологические:

4.1 физические перегрузки;

4.1.1 статические нагрузки;

4.1.2 динамические нагрузки;

4.1.3 гиподинамия

4.2 нервно-эмоциональные нагрузки:

4.2.1 умственное перенапряжение;

Описание работы

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является так называемая "аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических систем".
Анализ общественной практической деятельности дает основание для утверждения о том, что существующая деятельность потенциальна, опасна.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Аксиома о потенциальной опасности.....................................................................3
Группы опасных и вредных производственных факторов...................................4
травматизм и профзаболевания.............................................................................5
Методы исследования причин травматизма.........................................................5
Пожарная безопасность...........................................................................................5
Воздействие электрического тока на организм человека....................................7
Вредное воздействие электромагнитных полей...................................................8
Заключение..............................................................................................................10
Список литературы..................................................................................................11

Аксиома о потенциальной опасности.

Любая деятельность потенциально опасна.

Количественная оценка опасности - риск (R).

Где n - число случаев, N - общее количество людей.

По статистике n = 500 тыс. чел. (погибают неестественной гибелью на пр-ве за год), N = 160 млн. чел.

Существует понятие нормируемого риска (приемлемый риск) R=10 -6 .

В центре внимания курса БЖД – человек – как самоцель развития общества, его нахождение в любых условиях обитания, в то время как ʼʼОхрана трудаʼʼ интересуется человеком в условиях производства, а ʼʼГражданская оборонаʼʼ – в чрезвычайных ситуациях.

Современный человек живет в мире опасностей – природных, технических, антропологических, экологических и др.
Размещено на реф.рф
Эти виды опасностей взаимодействуют между собой, усугубляя последствия.

БЖД - сфера научных знаний о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека снижением опасных и вредных факторов до значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

ЦЕЛЬ КУРСА – изложение достижений безопасности деятельности, ᴛ.ᴇ. вооружить будущих специалистов теоретическими и практическими навыками, необходимыми для:

1. создание безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

2. проектирование новой технологии и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционировании объектов народного хозяйства и технических систем;

3. прогнозирование и принятие грамотных решений в условиях ЧП по защите населœения и производственного персонала от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации этих последствий.

БЖД - ϶ᴛᴏ теоретические основы безопасности, приложимые к любому виду деятельности.

Кроме достижений по охране труда и гражданской обороны она включает в себя также достижения охраны окружающей среды, психологии, экономики, социологии, физиологии, философии, гигиены, теории надежности, акустики и многие др.

В структурном отношении весь курс состоит из 4-х разделов:

1. Теоретические основы БЖД;

2. Природные аспекты БЖД;

3. БЖД в условиях производства;

4. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций;

Теоретические основы БЖД

Деятельность – крайне важно е условие существования человеческого общества.

Высшая форма деятельности – труд. Формы деятельности и труда многообразны. Οʜᴎ охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, притекающие в быту, общественной, научной и др.
Размещено на реф.рф
сферах жизни.

Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из 2-х элементов – ʼʼчеловекʼʼ и ʼʼсредаʼʼ, имеющих прямые и обратные связи.

Обратные связи обусловлены всœеобщим законом реактивности материального мира. Система ʼʼчеловека – средаʼʼ является 2-х целœевой: одна цель состоит в достижении определœенного эффекта͵ вторая – в исключении нежелательных последствий (ущерб здоровья и жизни человека, пожары, аварии, катастрофы и т.д.)

Явления, воздействия и другие процессы, вызывающие эти нежелательные последствия – называются опасностями.

Для опасностей характерны след. признаки: угроза жизни, ущерб здоровью, затруднение функционирования органов человека.

Различают опасности потенциальные (скрытые) и реальные.

Чтобы потенциальная опасность реализовалась нужны соответст. условия, которые называются причинами.

Некоторые примеры опасностей и их последствия:

1. Число стихий, бедствий на Земле и в 1990 году увеличилось в 2 раза по сравнению с 1960 годом.

2. По данным Всемирной организации Здоровья (ВОЗ) с 1974 года заболеваемость неврозом в мире увеличилась в 24 раза.

3. Сейчас в мире около 500 млн. инвалидов, каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

4. В СССР ежегодно травмировалось около 19 млн. человек, а погибает около 500 000 человек, в т.ч. в ДТП – 50-60 тыс.; при пожарах – 10 тыс.; на производстве – 14 тыс.; около 30 тыс. становятся инвалидами труда ежегодно.

5. По данным Госкомштаба СССР, начиная с 1989 года уровень травматизма по стране увеличился на 4% , а по отдельным республикам на 11-19%%

Показатели данных о количестве смертей в год на 1 тыс. жителœей

Опыт свидетельствует, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна. Это аксиома, не требующая доказательства. В то же время признается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска. Концепция основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности. Безопасность - ϶ᴛᴏ цель, а БЖД – средства, пути, методы ее достижения.

БЖД решает 3 взаимосвязанных задачи:

1. Идентификация опасностей, ᴛ.ᴇ. распознавание образа с указанием количеств, характеристик и координат опасности;

2. Защита от опасностей на базе сопоставления затрат и выгод;

3. Ликвидация возможных (исходя из концепции остаточного риска) отрицательных опасностей;

Опасность хранят всœе системы, имеющие энергию, химич. или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Таксономия опасностей

Таксономия - сфера научных знаний о классификации и систематизации сложных явлений, понятий и объектов.

Поскольку опасность является понятием сложным, имеющим много признаков, таксономия их выполняет сложную роль в организации науч. знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасностей. Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана. Это определяет перспективы творчества научных работников.

По своему происхождению опасности бывают природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.

По времени проявления отрицательные последствия опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации : связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям : утомление, заболевания, травмы, летальные исходы...

По приносимому ущербу : социальный, экономический, технический, экологический и др.

Сферы проявления опасностей : бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и т.п.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производственные, порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия на человека: опасности можно разделить на активные и пассивные. К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счёт энергии, носителœем которой является сам человек. Это острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которым перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

Номенклатура опасностей

Номенклатура – перечень названий, терминов, систематизированных по определœенному признаку. Представим номенклатуру опасностей в алфавитном порядке по данным ВОЗ (Всемирная организация Здравохранения):

алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, арборицисы, аномальное освещение, аномальная ионизация воздуха. Бескость. Вакуум, взрыв, взрывчатые в-ва, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота͵ газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинœезия, гололед, горячие пов-ти, динамические перегрузки, дождь, дым, движующиеся предметы. Едкие вещества. Заболевания, замкнутый объём. Избыточное давление в сосудах, инфразвук, инфракрасное излучение, искры. Качка, кинœетическая энергия, коррозия, лазерное излучение, листопад. Магнитные поля, микроорганизмы, медикаменты, метеориты, молнии (грозы), монотонность. Нарушение газового состава воздуха, наводнение, накипь, недостаточная прочность, неровные поверхности, неправильные действия персонала. Огнеопасные в-ва, огонь, оружие (огнестрельное, холодное и т.д.), острые предметы (колющие и режущие), отравления, ошибочные действия людей, охлаждение поверхности. Падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин и механизмов, перенапряжение анализаторов, пестициды, повышенная яркость света͵ пожар, психологическая несовместимость, пульсации светового потока, пыль. Рабочая поза, радиация, резонанс, сенсорная депривация, скорость движения и вращения, скользкая поверхность, снегопад, солнечная активность, солнце (солнечный удар), сонливость, статические перегрузки, статическое электричество, тайфуны, ток высокой частоты, туман. Ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, шум. Эл.дуга, эл.ток, эл.поле, электромагнитное поле, эмоциональный стресс, эмоциональные перегрузки, ядовитые в-ва и др.

При выполнении конкрет.исследований составляется номенклатура опасности для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и др.)

Квантификация опасностей

Квантификация - ϶ᴛᴏ введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определœенных понятий. Применяются численные, бальные и другие приемы кванификации.

Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

Идентификация опасностей

Опасности носят потенциальный, ᴛ.ᴇ. скрытый характер.

Идентификакция - ϶ᴛᴏ процесс обнаружения и установления количественных, временных, и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты, возможный ущерб и др.
Размещено на реф.рф
Параметры, необходимые для решения конкретных задач.

Причины и последствия

Причины - ϶ᴛᴏ совокупность обстоятельств и условий, при которых реализуются потенциальные опасности, вызывающие те или иные нежелательные последствия или ущерб.

Опасность причины или последствия – являются основными характеристиками таких событий как несчастный случай, чрезвычайных ситуаций (ЧС), пожар и т.д.

Триада ʼʼопасность – причины – нежелательные последствияʼʼ - ϶ᴛᴏ логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, данный процесс включает несколько причин, ᴛ.ᴇ. является многопричинным.

Одна и та же опасность может реализоваться в нежелателательное событие через разные причины.

В корне профилактики несчастных случаев лежит поиск причин. Примеры:

1. Яд (опасность) – ошибка провизора (причина) – отравление(нежелательное последствия);

2. Электроток – короткое замыкание – ожог

3. Алкоголь – употребление чрезмерного кол-ва – смерть.

Основные положения теории риска

Большое место в жизни занимают различные события, называемые несчастными случаями, наносящими вред личности и имуществу.

События такого рода являются непредвиденными в силу чего их относят за счёт судьбы, рока, случая, несчастья, стих. бедствия и т.п.

Этот негативно-пассивный подход до сих пор отчасти оправдан в отношении сил природы, но постепенно формируется более активный позитивный подход, особенно к опасностям, проистекающим от человеческой деятельности.

Сейчас признают, что несчастные случаи в большинстве своем предсказуемы, а потому бывают предотвращены с помощью соответствующих мер безопасности.

В наши дни понятие ʼʼбезопасностьʼʼ приобрело более широкий смысл, чем это было раньше. Его рассматривают, как правило, в аспекте ʼʼотсутствие вредаʼʼ для здоровья и имущества.

Поскольку вред является следствием риска, безопасность в наше время называют часто отсутствием риска.

Состояние безопасности – такое состояние, когда не существует опасности несчастного случая, способного причинить вред.

Давая определœение безопасности, следует всœегда выражать ее через несколько рисков. существует столько же степеней безопасности сколько существует степеней риска.

Полная безопасность относительно какого-либо риска должна быть достигнута только путем устранения его источника. Во всœех остальных случаях сохраняется та или иная степень риска, и по тому достигаемая безопасность оказывается ниже теоретической стопроцентной безопасности.

В советской технической литературе понятие риска пока не получило соответствующее признание. В. Маршалл в книге ʼʼОсновные опасности химических производствʼʼ 1989 ᴦ., 671 стр.
Размещено на реф.рф
дает следующее определœение: ʼʼРиск – частота реализации опасностей.ʼʼ

Наиболее общим определœением признается следующее: ʼʼРиск - ϶ᴛᴏ количественная оценка опасностей . Формально – риск - ϶ᴛᴏ частота происшествий.

Количественная оценка - ϶ᴛᴏ отношение тех или иных благоприятных последствий к их возможному числу за определœенный период.

Потенциальный риск может проистекать от природный явлений или человеческой деятельности.

Природные явления включают в себя всœе формы жизни на земле (растения, животные, микроорганизмы); саму землю (наводнения, оползни, землетрясения, извержения, радиацию); окружающую землю атмосферу (обильные дожди, снегопады, ураганы, молнии); дальний космос (радиация, метеориты) и такие силы всœелœенной как гравитация и электромагнетизм.

В сферу человеческой деятельности входят производство и использование энергии (тепловой, электрической, ядерной), а так же ве-в и продуктов, изделий машин и продуктов труда; производственная и бытовая среда, загрязнение природной среды и другое антропогенное воздействие на нее.

Потенциальный риск может зависеть от свойств конкретного источника и не приносит вреда, пока он остается нереализованным.

Под действием объективных обстоятельств потенциальный риск преобразовывается реализовавшийся (активный риск) и возникает несчастный случай или происшествие (инцидент).

Квантификация риска и опасностей

Важно заметить, что для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести финансовую меру человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение определœенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы.

При этом, на практике с неизбежностью возникает крайне важно сть в такой оценке именно в целях безопасности людей, в случае если вопрос ставиться так: ʼʼСколько нужно израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?ʼʼ

По зарубежным исследованиям человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США.

Необходимо отметить, что процедура определœения риска весьма приблизительна. можно выделить 4 метода оценки риска:

1. Инженерный – опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2. Модельный – основанный на построении моделœей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальной группы, профессиональной группы и т.д.

3. Экспертный – когда вероятность различных событий определяется на базе опроса опытных специалистов, ᴛ.ᴇ. экспертов.

4. Социологический – основанный на опросœе населœения.

Перечисленные методы отражают разные аспекты риска, в связи с этим применять их крайне важно в комплексе.

Концепция приемлемого (допустимого) риска

Раньше традиционная техника безопасности требовала безусловно категорически обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий.

Но несмотря на всю гуманность этого требования в действующих системах обеспечить нулевой риск практически невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.

Пример 1 : Определить риск R пр . гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, в случае если известно, что ежегодно погибает около n = 14 тыс. человек, а численность работающих составляет около 140 млн. человек.

R пр .= n / N = 14000 / (140·10 6) = 0.0001 = 1·10 -4

Пример 2 : Ежегодно в нашей стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населœения 300 млн. Человек определим риск гибели R стр жителя страны от опасностей.

R стр = 500 000 / 300 000 000 = 0.0017 = 1.7·10 -3

Пример 3 : Определим, используя данные предыдущих примеров, риск R д быть ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с ДТП, в случае если ежегодно погибает в этих происшествиях 60 тыс. человек.

R стр = 500 000 / 300 000 000 = 0.0002 = 2·10 -4

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определœенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный (точнее групповой ) риск - ϶ᴛᴏ риск для группы людей.

Пример Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами (по данным, относящимся ко всœему населœению США).

Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД.

Основные положения изложены в Конституции (дек. 1994г) в законе по охране труда и охране природы (1992-93) в КЗОТе.

В качестве подзаконных актов выступают ГОСТы, Нормы и Правила.

Взаимодействие госнадзора, ведомственного и общественного контроля.

I.Высший надзор по соблюдению законности осуществляет ген. прокурор.

II.Госнадзор в соотв-вии со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется:

III.1. спец. уполномоченными инспекциями, независящие в своей д-ти от д-ти предприятия (Роскомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.);

IV.2. профсоюзами в лице правовой и технической инспекцией труда.

V.Ведомственный контроль осущ-ся министерствами и ведомствами в соответствии с подчинœенностью.

VI.Общественный контроль - ФНП в лице профсоюзных комитетах, находящихся на каждом предприятии.

Аксиома о потенциальной опасности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аксиома о потенциальной опасности." 2017, 2018.

1. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

Весь жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности, будучи полезен для его существования, одновременно может быть источником негативных воздействий. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла как в бытовой, так и в производственной сферах. Любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение называют аксиомой о потенциальной опасности деятельности. Из аксиомы следуют:

А) ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность (нулевой риск).

Б) невозможно разработать абсолютно безопасную технику.

Опасности, создаваемые человеком, имеют два важных для практики качества:

Потенциальный характер опасностей, т.е. опасности м.б., но не приносить вреда, они могут проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых условиях.

Ограниченная зона влияния (зона действия опасности).
^ 2. Классификация опасностей. Классы опасностей:

Опасности бывают реальные и потенциальные (скрытые). Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны соответствующие условия, которые называются причинами.

Причины - это совокупность обстоятельств, при которых опасности про

являются и вызывают нежелательные последствия. Триада "опасность - причины - нежелательные последствия" - это логиче

ский процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие. Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности, а следовательно и в предотвращении несчастных случаев.


1. По происхождению

Естественные (природные) - землетрясения

Технические (движущиеся части машин)

Антропогенные (результат деятельности)

Экологические (загрязнения биосферы)

Смешанные.

2. По локализации (в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере)

3.По виду источника

Физические (различные излучения, высокая температура воздуха, движущиеся части и предметы);

Химические (химические вещества)

Биологические (бактерии, микробы)

Психофизиологические (эпилепсия, лунатизм)

4. По времени проявления последствий:

Мгновенные (действующие сразу)

Отложенные (действующие с запаздыванием)


5. По способу проявления последствий

Детерминированные - стохастические

6. По вызываемым последствиям (травмы, смерть)

7. По виду ущерба:

Технический,

Экономический,

Экологический,

Социальный.

Комбинированный

8. Сферы проявления (бытовая, производственная, ДТП, спортивная)

9. По структуре (строению): (простые, сложные)

10. По характеру воздействия:

Активные (воздействуют сами)

Пассивные (колющие, режущие; неровности, уклоны).

^ 3. Классификация оборудования по степени опасности (критичности)

I- безопасный. Состояние, связанное с ошибками персонала, конструктивными недостатками, которые не приводят к существенным нарушениям, не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев.

II- граничный. Состояние, приводящее к нарушению работы оборудова

ния, которое может быть взято под контроль, без повреждения оборудования и несчастных случаев.

III- критический. Состояние, приводящее к нарушениям в работе оборудования, его повреждению, появлению опасной ситуации, требующей немедленного спасения персонала.

IV- катастрофический. Состояние, приводящее к утере оборудования, ги

бели людей или массовому травматизму. При прогнозировании и моделировании условий возникновения опасных ситуаций в первую очередь необходимо проводить анализ опасностей IV класса.
^ 4. Методы обеспечения безопасности

Для раскрытия применяемых на практике методов введем:

Гомосфера - пространство (рабочая зона), где находится человек в про

цессе рассматриваемой деятельности. Ноксосфера - пространство, в котором постоянно существуют или пе

риодически возникают опасности.

Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиции безопасности. Реализация осуществляется автоматизацией, средствами дис

танционного управления.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения или в значительном снижении опасностей. Реализуется через совокупность меро

приятий, защищающих человека от пыли, шума, излучений.

Метод В повышение адаптации человека к среде - осуществляется при помощи СИЗ, профотбора, обучения. В реальных условиях используется комбинация этих методов.

^ Средства обеспечения безопасности

Средства коллективной защиты - вентиляция, заземление, зануление ограждения.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - специальная одежда, противогазы, беруши, каски.

Повышение надежности систем. Под надежностью понимается свойство системы выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей.

Показатели надежности: а) среднее время безотказной работы; б) вероят

ность безотказной работы; в) интенсивность отказов. Показатели ремонтопри

годности: вероятность восстановления; среднее время восстановления; интенсивность восстановления.
^ 5. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Понятие риска

Риск – это количественная характеристика действия опасностей, формируемых конкретной деятельностью человека.

R-риск (1/год), n- число неблагоприятных проявлений опасности за определенный промежуток времени (год), N- возможное число проявлений опасности за тот же период

^ Виды риска : А) Индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует реализацию опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума. Коэффициент частоты несчастных случаев.

Кч = Т*1000/Р, Т – количество несчастных случаев (травм), произошедших за определенный период времени. Р – среднесписочное число трудящихся за тот же период.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.

Групповой, или социальный, риск представляет собой зависимость между частотой происшествий (аварий, катастроф) и числом пострадавших в них людей.

Б) Различают также прямой и косвенный риск.

Прямой риск связан с непосредственным действием на человека той или иной опасности, например подвижных частей оборудования. Загрязняя ОС отходами своей деятельности, человек подвергает себя косвенному риску, поскольку измененная человеком среда может, в конечном счете, стать непригодной для его существования в ней.

^ Концепция приемлемого риска . В современных условиях от тезиса абсолютной безопасности перешли к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которой в стремлении к такой опасности, которую примет общество в данный период времени.


Σриск имеет min при определённом соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. В настоящее время принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах 10 -7 – 10 -6 (1/год). Максимально приемлемым уровнем индивид. риска гибели 10 -6 в год. Приемлемый риск обычно на 2 - 3 порядка строже фактического.

Помимо коллективной приемлемости существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя сознательно или неосознанно, это баланс между риском и выгодой.
^ 6. Мотивированный и немотивированный риск

В случае производственных аварий, пожаров в целях спасения людей приходится идти на риск, превышающий приемлемый - риск считается обоснованным (мотивированным).

Немотивированный (необоснованный) риск - превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты. Это приводит к травмам и формирует предпосылки аварий на производстве.

^ Пути управления риском. Управление риском осуществляется по направлениям:

Обучение персонала и профотбор

Психологическая подготовка персонала

Совершенствование технических систем

Экономическое стимулирование

Управление режимами труда и отдыха

Использование СИЗ и коллективной защиты

Воспитание культуры безопасного поведения.

Организация контроля

Материально - техническое обеспечение

Прогнозирование и организация управления ЧС.

В первых 9 случаях средства расходуются на снижение вероятности аварии, в последнем – на уменьшении ее масштабов.

Можно сильней снизить риск для населения, если больше уделять внимания действиям в случае аварии, чем техническим средствам ее предотвращения, которые: все равно не дают абсолютных гарантий и имеют Rкосвенный.

Дополним эконом методами: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.
^ 7. Методические подходы к изучению риска.

1. Инженерный – опирается на статистику поломок и аварий, на вероятностный анализ безопасности с использование графо-аналитических методов, расчета деревьев событий и деревьев отказов.

С помощью первых предсказывают, во что может развиться тот или иной отказ техники. Графически представлять возможные сценарии развития, начиная от исходного события – отказа того или иного элемента системы. В этом случае используется прямая (индуктивная) логика от частного к общему. Во втором случае проводится анализ того, какие исходные события могут привести к венчающему событию.

Когда деревья построены, рассчитываются вероятности реализации каждого из сценариев (каждой ветви), а затем – общая вероятность аварии на объекте.

2. Модельный – построение моделей воздействия вредных факторов на человека и ОС. Эти модели могут описывать как последствия обычной работы предприятия, так и ущерб от аварий на них.

3. Экспертный – вероятности различных событий, связи между ними и последствия аварий определяют не вычислениями, а опросом опытных экспертов. Эффективен, когда для двух первых способов мало данных.

4. Социологический – исследуется отношение населения к разным видам риска (опрос).
^ 8. Построение дерева причин и опасностей

Причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей напо

минает ветвящееся дерево. Для построения и анализа деревьев используют символы событий (логи

ческие символы) и логические операции.

Операция (или вентиль) "И" указывает, что для того, чтобы произошло событие А, должны произойти оба события: Б и В. Операция "ИЛИ" указывает, что для того, чтобы произошло событие Г, должно произойти одно из событий: Д или Е.

Вероятность событий А или Г рассчитывается по формулам: Р(А)=Р(Б)*Р(В)

Р (Г)=Р(Д)+Р(Е)+Р(Д)*Р(Е), где Р(А) - вероятность события А.

1 - символ события; 2 - И; 3 - ИЛИ; 4,5 -символы, обозначающие исходные события, обеспеченные (достаточными) данными; 6 - домик, событие, которое может случиться или не случиться

^ 9. Методы анализа безопасности

Анализ безопасности осуществляется априорно или апостериорно, т. е. до или после нежелательного события. При апостериорном анализе рассматриваются такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы и пытаются составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению.

Априорный анализ особенно эффективен, когда анализируются системы или оборудование, у которых есть аналоги, т. е. продолжительный опыт экс

плуатации аналогичных систем и механизмов. При анализе сложных систем, новой техники (отсутствии опыта эксплуатации) используют апостериорный анализ - определяют при

чину после свершившегося события.
^ 10. Последовательность изучения опасностей. Изучение опасностей в 3 стадии.

Стадия 1 - предварительный анализ опасностей, разбита на 3 этапа.

а) выявление источников опасностей (утечки, коррозия)

б) определение конкретных частей системы, которые могут вызвать эти
опасности (ёмкости, трубопроводы)

в) введение ограничения на анализ (исключаем землетрясения).

Стадия 2 - выявления последовательности опасных ситуаций, построение деревьев причин и опасностей. Стадия 3 - анализ последствий аварии (отравление людей). В последующем, исходя из сопоставления затрат и выгод, разрабатывают

ся и внедряются мероприятия по предотвращению аварий.

^ 11. Рефлекторный характер деятельности человека

Деятельность нервной системы носит рефлекторный (отражательный) характер.

Рефлекс - это цепь событий, включающая передачу сигнала с помощью нервной системы от какого-либо органа чувств, с развитием ответной автоматической реакции. Путь, по которому проходит нервное возбуждение при внешнем раздражении называется рефлекторной дугой и состоит из следующих этапов.

1. Передача вызванного раздражителем возбуждения в центр - спинной и головной мозг. Эта часть рефлекса называется чувствительной, афферентной.

2. Центральная (мозговая) часть, где происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва.

3. Передача нервного возбуждения в мышцы или в желёзы. Эта часть рефлекса называется двигательной, эфферентной.

Все рефлексы на две группы: безусловные и условные. Безусловными рефлексами называются врожденные рефлексы, осуществляющиеся отделами нервной системы, лежащими ниже коры головного мозга.

В течение жизни организма (с накоплением жизненного опыта) постоянно возникают новые изменчивые формы реагирования - условные рефлексы. Они формируются и осуществляются у высших животных корой головного мозга. При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение. Безразличный до этого (индифферентный) раздражитель приобретает тем самым новую сигнальную функцию.
^ 12. Анализаторы человека. Строение.

Анализатор человека - подсистема ЦНС, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. В составе каждого анализатора 3 отдела:

1) периферический, состоящий из рецепторов и специальных образований, способствующих работе рецепторов (органы чувств - слуха, зрения).

2) проводниковый - проводящие пути и подкорковые нервные центры

3) корковый - области коры больших полушарий, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторов.

Необходимо отметить, что все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение одной из них вызывает нарушение функции всего анализатора. Основной функцией анализаторов Павлов считал разложение сложностей внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы и их анализ.

Выделяют рецепторы: внешние (зрительный, слуховой, тактильный, болевой, t, обонятельный, вкусовой) и внутренние (давления, кинетический, вестибулярный).
^ 13. Основные характеристики анализатора

1. Нижний порог чувствительности - min величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются. Верхний порог - max величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интервал между Jo и Jmax носит название диапазона чувствительности.

2. Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями (ΔJ), когда они еще ощущаются как различные.

Величина ΔJ ~ интенсивности сигнала J; ΔJ/J = К - закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового К = 0,1.

3. Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают max. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера ) Е = klogJ + с. k и с характеристики отдельного индивида и определяют его меру чувствительности

5. Для каждого анализатора характерна min длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений.

Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя ощущения исчезают

не сразу, а постепенно, т.е. характерна инерция восприятия (инерция зрения = 0,1 - 0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

В вопросах зашиты от опасностей большое значение имеет время реакции организма на раздражители. Для различных людей и разных анализаторов время реакции на раздражители не одинаково, поэтому при решении задач в области безопасности труда обычно учитывают среднее время реакции.

6. Пространственный порог определяется min размером едва ощутимого раздражителя. Они специфичны для каждого анализатора.

7. Адаптация (привыкание) и сенсибилизация ( чувствительности). Характеризуются временем и присущи каждому типу анализаторов.

Важная особенность анализаторов - парность одноимённых органов чувств (два глаза)→ обеспечивается высокая надёжность работы анализаторов.

Анализаторы отличаются высокой чувствительностью. Наилучшая чувствительность в области средней интенсивности раздражителя.
^ 14. Зрительный анализатор

При обеспечении безопасности необходимо учитывать время, требуемое для адаптации глаза. Приспособление зрительного анализатора к большей освещённости называется световой адаптацией. Она требует от 1-2 до 8-10 минут. Приспособление глаза к плохой освещённости (расширение зрачка и повышение чувствительности) называется темповой адаптацией и требует от 40 до 80 минут.

В период адаптации глаз деятельность человека связана с определённой опасностью. Чтобы исключить необходимость адаптации или уменьшить её влияние, в производственных условиях не разрешается использовать только одно местное освещение. Необходимо применять меры для защиты человека от слепящего действия источников света и различных блестящих поверхностей, устраивать тамбуры при переходе из тёмного помещения (например, в фотолабораториях) в нормально освещённое.

Зрение характеризуется остротой, то есть минимальным углом, под которым две точки ещё видны как раздельные. Острота зрения зависит от освещённости, контрастности и других факторов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tgα/2 = h/2L, α - угловой размер объекта, h - линейный размер, L - расстояние от глаза до объекта.

У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл.мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40. Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (один взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов.

Стробоскопический эффект - зрительная иллюзия, возникающая в случаях, когда наблюдение какого-либо предмета или картины осуществляется не непрерывно, а в течение отдельных периодически следующих один за другим интервалов времени. Стробоскопический эффект может быть опасным.

С позиции безопасности должны учитываться все отклонения от нормы в восприятии цвета. К этим отклонениям относятся: цветовая слепота, дальтонизм и куриная слепота. Цвета оказывают на человека различное психофизиологическое воздействие, что необходимо учитывать при обеспечении безопасности и в технической эстетике.

^ 15. Слуховой анализатор и вибрационная чувствительность

Ухо по своему строению делится на три части: наружное, среднее и внутреннее, и выполняет две функции: восприятие звуков и сохранение равновесия тела. Ушная раковина способствует улавливанию и определению направления звуков. Барабанная перепонка имеет толщину около 0,1 мм. Под влиянием звукового давления перепонка колеблется. За перепонкой находится среднее ухо и далее внутреннее ухо, заполненное особой жидкостью, с двумя органами - органом слуха и вестибулярным аппаратом.

Механические колебания создают слуховое восприятие, когда их частота лежит в области 16 – 20 000 Гц.

Звуковое давление - разность м/у мгновенным значением давления в данной точке пространства, где распространяется звук и средним значением давления в невозмущенной среде. Органом слуха воспринимается среднеквадратичная величина звукового P за T осреднения 30-100 мс.

При распространении звука происходит перенос энергии. Энергетической характеристикой звука является интенсивность (мощность звука).Поток энергии, приходящийся на единичную площадку в направлении, нормальном к распространению звуковой волны. [Вт/м 2 ].

J – интенсивность звука (дБ), - среднеквадратичное звуковое давление, ρ – плотность среды, в которой распространяется звук, с – скорость звука в этой среде.

Пороги восприятия звука: подпороговые звуки, 0дБ –порог ощущения, 140дБ-болевой порог, травмирующие звуки.

Важная особенность слуха - бинауральный эффект - возможность определения направления звука. У людей, глухих на одно ухо, бинауральный эффект отсутствует. Бинауральный эффект мало помогает при поступлении звука сверху.

Вредное влияние вибраций на человека заключается в их локальном раздражающем и повреждающем воздействии на ткани и содержащиеся в них рецепторы. Поскольку эти рецепторы связаны с ЦНС, их рефлекторное действие оказывает влияние на различные системы организма.

При НЧ механических колебаний (до 10 Гц), вибрации охватывают весь организм независимо от расположения их источника. Систематическое воздействие НЧ вибраций обычно поражает мышцы человека. При воздействии ВЧ вибраций зона их распространения ограничивается местом контакта, что вызывает изменения в стенках кровеносных сосудов и приводит к нарушению сосудистой системы.

Воздействие общей вибрации с частотой от 4-5 до 8-12 Гц связано с явлением резонанса (увеличением амплитуды колебаний отдельных органов тела человека), поэтому воздействие этих частот имеет наиболее негативные последствия. Вибрации воздействуют на сенсорную систему.

Интенсивная вибрация при продолжительном воздействии приводит к серьёзным изменениям деятельности всех систем организма и, при определённых условиях, может вызвать тяжёлое заболевание - виброболезнь.

Вибрация ощущается в диапазоне частот от 1 до 10 000 Гц. Наиболее высокая чувствительность к частотам от 200 до 250 Гц.
^ 16. Психология безопасности деятельности

Проблемы безопасности труда и травматизма невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины.

Структура психической деятельности человека: психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление), свойства (х-р, темперамент) и состояния.

Психические состояния. Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности выделяют факторы устойчиво (о собенности темперамента,

неудовлетворенность данным видом деятельности, проф непригодность) и временно (неопытность, неосторожность, утомление) повышающие индивидуальную подверженность опасности.
^ 17. Закон Йеркса-Додсона

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Ганс Селье назвал стрессом.

Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на увеличение общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом психологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей. Йеркс и Додсон показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (мобилизующий эффект стресса), а затем начинают падать. Закон Йеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (А) с продуктивностью действий (W).
В первом случае активация ведет к продуктивности, во втором случае – к ↓. Эта зависимость - инвертированной v-образной кривой.
^ 18. Работоспособность и ее динамика

Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени. Предел работоспособности – величина переменная. Изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Вначале рабочего дня человеку необходимо время, чтобы войти в работу, мобилизовать свой организм. Фаза I – фаза мобилизации организма. Субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы, вызывает определенные сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки.

Фаза II – фаза первичной реакции на которой может следовать кратковременное незначительное снижение почти всех показателей функционального состояния.

Фаза III – фаза гиперкомпенсации – это фаза врабатывания или стадия нарастающей трудоспособности, т.е. период, в течение которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, налаживается координация между участвующими в деятельности системами организма.

Фаза IV – фаза максимальной эффективности, длится от 2 до 3 часов в зависимости от тяжести труда. Пик работоспособности бывает между 2 и 3 часами работы.

Фаза V – Фаза субкомпенсации – В этот период нарастает утомление, которое компенсируется за счет нагрузки на внутренние органы.

Фаза VI – фаза декомпенсации, появляются ошибки в работе, функциональные нарушения и утомление.

Фаза VII – фаза срыва. Происходит динамическое рассогласование организма и внешних условий, появляются ошибки и выполняются неверные действия.

Введение пауз и перерывов в работе радикально меняет кривую работоспособности, существенно удлиняя период устойчивой эффективной работы.

Эмоциональное напряжение организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называют дистрессом или запредельными формами. Запредельные формы психического напряжения вызывают нарушения нормального психического состояния человека: снижается скорость реакций, нарушается координация движений, могут появляться негативные формы поведения и другие отрицательные явления.

В экстремальных условиях у человека состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения.

^ Напряженный тип поведения – проявляется в скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков. При этом трудовая деятельность приобретает свойство стабильности, надежности и помехоустойчивости.

Уклонение человека от выполнения своих функций. Под действием страха оператор начинает действовать по привычному шаблону, однако не адекватному сложившейся ситуации. Этот тип поведения в экстремальных условиях называют трусливым. Этот тип поведения может быть улучшен путем воспитательных действий, помогающих преодолеть эмоции страха.

Тормозной тип эмоционального поведения характеризуется полной заторможенностью действий человека при необычных и ответственных ситуациях.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя наступление катастроф и аварий. Это агрессивно-бесконтрольный тип поведения. Пока не найдены эффективные средства психологического воздейстивя на представителей такого типа поведения. Поэтому лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.

Существует категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным.
^ 20. Основные психологические причины травматизма

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по технике безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе травматизма лежать психологические причины. Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов:

1. Нарушение мотивационной части проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям. Причины этих действий действуют в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения. Но могут носить и временный характер, связанный с состоянием алкогольного опьянения или депрессии.

2. Нарушение ориентировочной части проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации.

3. Нарушение исполнительской части действий человека возникает из-за несоответствия психофизических возможностей человека (плохое зрение) требованиям данной работы.
^ 21. Эргономические основы БЖД

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Объект исследования эргономики – система «человек – машина – производственная среда». В трудовом процессе все компоненты этой системы находятся в тесной взаимосвязи, и чтобы она функционировала

эффективно и не приносила ущерба здоровью человека, необходимо обеспечить совместимость характеристик среды и человека.

^ Антропометрическая совместимость - предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе работы. Сложность обеспечения этой совместимости заключается в том, что антропометрические показатели у людей разные.

^ Биофизическая совместимость - подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физическое состояние человека. Биофизическая совместимость учитывает требования к микроклимату производственных помещений, виброакустическим характеристикам, освещенности, электромагнитным излучениям и другим физическим параметрам.

^ Энергетическая совместимость - предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений, то есть соответствия управляющего воздействия на оборудование биомеханическим возможностям человека.

^ Информационная совместимость – Информационная совместимость предполагает соответствие информационной модели психофизиологическим возможностям человека: учет скорости двигательных (моторных) операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей (световые, звуковые и др.) при выборе скорости работы машины и подачи сигналов.

^ Технико-эстетическая совместимость - заключается в обеспечении удовлетворенности человека процессом труда, общением с техникой, цветовым климатом. Поэтому для решения многочисленных технологических задач эргономика привлекает художников-конструкторов, дизайнеров.

Жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, привести к травматизму, заболеваниям, а порой закончиться и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла как в бытовой, так и в производственной сфере.

Любая деятельность потенциально опасна.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности – основополагающий постулат – положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования системы безопасности:

  • невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека, разработать абсолютно безопасную технику;
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск).

Опасности это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества:

  • потенциальный характер опасностей – т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда и проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых, условиях;
  • ограниченная зона влияния (зона действия опасности).

Источники формирования опасностей в конкретной деятельности:

  • сам человек как сложная система «организм – личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели непригодны для реализации конкретной деятельности – внутренние источники ;
  • процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания – внешние источники .

Безопасность – это деятельность человека, в процессе которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на его здоровье .

Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза (для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет. На человека воздействовали в основном опасности природного характера: климатические условия, низкий уровень белкового питания и др.

Развитие цивилизации, под которой мы, в частности, понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин и механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.

Когда на смену примитивным станкам, приводимым в движение человеческими мускулами, пришли мощные агрегаты, небрежное обращение с которыми стало грозить работающему серьезной травмой, возникла техника безопасности – свод простых и эффективных эмпирических правил. Сегодня оператор имеет делосо сложнейшими промышленными комплексами, и простых эмпирических правил уже недостаточно. Техника безопасности должна смениться теорией безопасности , способной обнаруживать наиболее рискованные звенья производственных комплексов и подсказывать оптимальные пути их замены.

На протяжении всего существования человек, развивая экономику, создавал и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В начале ХХI века средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.

Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания – техносферу . Если учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным постоянное увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. По данным ВОЗ, смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. От несчастных случаев гибнут молодые, трудоспособные люди. Травматизм является основной причиной смерти человека возрасте от 2 до 41 года. Так, в настоящее время ежегодно в России в авариях и катастрофах гибнет около 50 тысяч человек, получают травмы 250 тысяч человек, что связано с повышением риска во всех областях деятельности и сфере жизни человека.

Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы его возможностей, т.е. адаптации.