Актуальная ситуация. Погоны прокуратуры: знаки различия Сокращение работников прокуратуры в году

В марте 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202–1). Теперь визит прокурора продлится не более 30 дней, и он не сможет требовать документы, которые не относятся к предмету проверки.

Ранее закон не устанавливал сроков прокурорских проверок и не ограничивал их предмет. На такую неопределенность обратил внимание Конституционный суд РФ (п. 4 выводов постановления от 17.02.2015 № 2-П). Законопроект об изменении Закона № 2202–1 поступил в Госдуму в августе 2015 года. Но только весной 2017 года он стал законом.

Кроме ГИТ, работники жалуются в прокуратуру. Прокурор проверит компанию, если не сможет иным образом подтвердить или опровергнуть сведения о нарушениях (п. 2 ст. 21 Закона № 2202–1).

Решение о проверке выносит прокурор или его заместитель. Они же доводят решение до сведения работодателя не позднее дня начала проверки. В решении указывают цели, основания и предмет проверки.

Чтобы попасть на территорию организации, прокурору или его заместителю по-прежнему достаточно лишь предъявить служебное удостоверение. Новые правила в регулировании этого вопроса законодатель не установил.

Возможна ситуация, когда во время визита прокурор обнаружит несколько нарушений. Например, проверка проходит из-за жалобы на невыплату зарплаты. Прокурор подтверждает этот факт, но также обнаруживает, что работники не получают необходимые средства индивидуальной защиты. Тогда прокурор или его заместитель вынесет:

Мотивированное решение о расширении предмета проверки или

Решение о проведении новой проверки.

О любом решении прокурор или его заместитель уведомит компанию в тот же день, когда примет его (абз. 2 п. 3 ст. 21 Закона № 2202–1).

Правило 2: проверять компанию будут не больше 30 дней

По общему правилу проверка будет продолжаться не более 30 календарных дней со дня ее начала. В исключительных случаях прокурор или его заместитель могут увеличить срок еще на 30 календарных дней. Дальнейшее продление допускается только по решению Генерального прокурора или его заместителя. Но и они не могут увеличить срок более чем еще на 30 дней (п. 4 ст. 21 Закона № 2202–1).

О том, что проверку продлили, прокурор уведомит работодателя в течение 2 дней со дня принятия решения (п. 11 ст. 21 Закона № 2202–1).

Если прокурор проверяет компанию, которая имеет филиалы по всей стране, то срок проверки считают отдельно по каждому обособленному подразделению (п. 5 ст. 21 Закона № 2202–1).

В срок проверки не включают:

Период между датой окончания срока, когда работодатель должен был предоставить документы и фактически это сделал;

Время, на которое проверка была приостановлена (п. 9 ст. 21 Закона № 2202–1).

Поэтому работодателю нет смысла затягивать с предоставлением документов в надежде, что 30-дневный срок истечет и проверка закончится.

Правило 3: прокурор может приостановить проверку на 6 месяцев

Если прокурор не успевает завершить проверку вовремя, он вправе приостановить ее. Делают это в двух случаях (п. 6 ст. 21 Закона № 2202–1).

Работодатель препятствовал проверке. Мешают прокурору разными способами. Например, не передают документы вовремя или не пускают на территорию. Обе ситуации - незаконное затягивание проверки. Из-за этого прокурор может приостановить проверку, и противодействие так и не приведет к желаемому результату. Поэтому предоставляйте документы в срок.

Прокурору требуется время на экспертизу. Чтобы проверить, например, охрану труда, прокурор может привлечь эксперта. Если исследования затянутся и выйдут за пределы срока проверки, ее приостановят. При этом важно, чтобы экспертиза была направлена на получение информации, которая может повлиять на выводы проверки.

Срок приостановки - до 6 месяцев. Генеральный прокурор или его заместитель может приостановить проверку еще на полгода. На это время документы и материалы, которые изъяли у работодателя, он получит обратно. Исключение - документы нужны для экспертизы или решения вопроса об уголовном преследовании. Когда работодатель начнет выполнять требования прокурора или эксперт завершит исследование, проверку возобновят (п.п. 7, 8, 10 ст. 21 Закона № 2202–1).

О приостановлении и возобновлении проверки работодателя уведомят в течение 2 дней со дня принятия решения (п. 11 ст. 21 Закона № 2202–1).

Правило 4: работодателю нужно предоставить документы в течение 2 дней

Чтобы проверить жалобу или обращение, прокурор запрашивает документы и другую информацию. Он может запросить и электронные документы (п. 2 ст. 6 Закона № 2202–1).

Ранее прокурор самостоятельно определял, когда нужно передать документы. Теперь сроки установлены в законе:

2 рабочих дня - если информация запрашивается в ходе проверки;

Сутки - для ситуаций с угрозой жизни или здоровью граждан, имуществу и т. п.;

5 рабочих дней - в иных случаях.

Прокурор может дать больше времени по своей инициативе или просьбе работодателя. Только аргументируйте, почему не получается предоставить информацию в срок (п. 2 ст. 6 Закона № 2202–1).

Увеличить срок нельзя, если ситуация угрожает жизни и здоровью людей. Одни сутки - не больше (п. 2.1 ст. 6 Закона № 2202–1).

Правило 5: прокурор не вправе требовать материалы вне предмета проверки

Ранее прокурор мог затребовать у работодателя любую информацию. Теперь нельзя просить документы и материалы, которые:

Не относятся к предмету проверки;

Передавались в прокуратуру в рамках другой проверки;

Если такое требование поступило, укажите в ответе, в рамках какой проверки уже передавали сведения, где опубликована информация, актуальна ли она (п. 2.4 ст. 6 Закона № 2202–1).

При этом работодатель обязан предоставить любые сведения и документы, если прокурор требует их, чтобы провести исследования, экспертизу или пресечь чрезвычайную ситуацию, включая угрозу жизни и здоровью людей (п. 2.5 ст. 6 Закона № 2202–1).

Если не представить документы в срок, директора могут дисквалифицировать на год (ст. 17.7 КоАП РФ).

Правило 6: если не устранить нарушение, будет повторная проверка

Если прокурор не нашел нарушений, то в течение 10 дней со дня завершения проверки он составит акт и отправит его копию работодателю (п. 14 ст. 21 Закона № 2202–1).

Когда же прокурор обнаружит нарушения, он отреагирует на них. Например, внесет представление об устранении нарушений.

В этом случае у работодателя есть месяц, чтобы принять меры по устранению нарушений закона, их причин и сообщить об этом прокурору (п. 1 ст. 24 Закона № 2202–1).

Если пропустить месячный срок, прокурор может повторно проверить работодателя.

Так же он поступит, если проверка закончилась, но появились новые или вновь открывшиеся обстоятельства (п. 12 ст. 21 Закона № 2202–1).

КСТАТИ

Жалоба работника - не единственный повод для проверки

О нарушении закона прокурору чаще всего сообщают сотрудники. Информация также поступает от СМИ, должностных лиц и органов статистики.

Проверки прокуратуры бывают плановыми и внеплановыми. В последнем случае в компанию придут, если:

Сотрудник пожаловался на работодателя. Сделать это он мог как лично, так и через интернет-приемную на сайте Генеральной прокуратуры;

Гражданин, СМИ, госорган, органы статистики передали информацию о нарушениях (п. 6 приказа Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195);

Вышестоящий прокурор поручил проверку нижестоящему.

Помимо этого, поводом к проверке могут стать любые материалы, которые содержат достаточно данных о нарушениях закона (п. 6 приказа Генпрокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195). Главное, чтобы информация была получена на законных основаниях (п. 5.2 постановления КС РФ от 17.02.2015 № 2-П).

Прокурор – это лицо, которое имеет полномочия для представления обвинений в суде, а также наблюдает за соблюдением населением. Современное общество обязано жить в соответствии с официально установленными правилами, однако, откровенно говоря, не многие о них знают, а в некоторых ситуациях даже стараются их обойти. Сегодня количество правонарушений существенно снизилось (если сравнивать их с той ситуацией, которая раньше), а произошло это благодаря созданию сложной судебной системы, частью которой является прокурор.

Информация о том, будет ли в 2017 году, волнует большое количество людей, представители этой профессии относятся к государственным служащим, а президент недавно издал указ об увеличении их доходов. Однако кризис немного «подкорректировал» планы правительства и теперь с уверенностью сказать, что ждет всех бюджетников и представителей этой профессии в том числе, достаточно тяжело, хотя некоторые предположения эксперты все-таки делают.

Особенности профессии

История создания прокуратуры достаточно интересная, ведь она началась еще в 13 веке. Первыми до того, что государству необходим постоянный надзор, додумались французы, которые стали, по сути, шпионами своего короля в отдаленных от двора уголках страны. Летописи свидетельствуют о том, россияне обзавелись такой системой гораздо позже французов, во времена правления Петра Первого. Изначально в прокуратуре работало чрезвычайно мало людей, но потом власти провели особенную реформу и у людей, которые осуществляли надзор за деятельностью населения, сократилось количество должностных обязанностей, ведь им были выделены помощники, и численно представителей данной профессия существенно увеличилась.

Прежде чем обсуждать последние новости о том, что будет увеличение зарплаты прокурорам в 2017 году, необходимо сказать о том, что структура службы с 18 века (это примерная цифра) особенно не изменилась. Однако главное условие, не забывать, что сегодня занимать такую высокую должность в судебной инстанции могут только те люди, которые имеют диплом юриста. Более того, перед началом работы каждый прокурорский служащий должен пройти особенную подготовку, потому что его обязанности не ограничивается исключительно надзором – он также может должен принимать соответствующие жалобы, а также умение (к этому при приеме на работу относятся внимательнее всего) четко формулировать свои мысли и следовать им, потому что без этого достигнуть особых заслуг в карьере вряд ли получится.

Сегодня представители этой профессии зарабатывают достаточно приличные суммы – около 40 000 в месяц, что просто нельзя считать очень плохим показателем, потому что заработные платы госслужащих занятых в библиотеках, например, или дошкольных образовательных учреждениях, отличаются гораздо более низким уровнем. Вопрос о повышении зарплаты прокуроров в 2017 году в России сегодня можно считать особенно актуальным еще и по причине того, что президент издал указ о том, что доходы бюджетников должны существенно возрасти (всех бюджетников, то есть даже тех, кто изначально зарабатывал 40 000, хотя, откровенно говоря, таких людей немного). Криз немного изменил планы правительства, ведь он стал причиной развития бюджетного дефицита, однако требования президента все равно выполняются, хотя сегодня делается «минимум» из того, что должно. Некоторые активисты предлагают не повышать заработные платы сотрудникам прокуратуры, объясняя это тем, что они и так зарабатывают больше, чем «обычные люди», однако делать это нельзя, потому что сотрудники прокуратуры отвечают за жизнь каждого гражданина РФ, следовательно, работа, которую они выполняют, должна хорошо оплачиваться.

Говоря о том, будет сокращение прокуроров в 2017 году или нет, то эксперты особенно внимание уделяют тому, что развитие подобных событий маловероятно, ведь только год назад были проведены масштабные оптимизационные мероприятия, в ходе которых свое место работы потеряли тысячи людей, поэтому сегодня увольнять просто некого. Естественно, за каждым руководителем остается право на увольнение тех сотрудников, которые плохо выполняют свои должностные обязанности, так что расслабляться не стоит.

В общем, особые новшества в работе прокуроров и, собственно, их оплате не произойдут, но власти призывают население своей страны к сохранению спокойствия, потому что вскоре кризис кончится и тогда ситуация с заработными платами изменится, естественно, в лучшую сторону.

Прокуратура РФ имеет свою собственную эмблему и флаг. У ее сотрудников строго определенная форменная одежда, и награды. Для каждого классного чина предусмотрены погоны прокуратуры. Подробно рассмотрим их, а также информацию, которая поможет подробно раскрыть тему.

Что называется прокуратурой

Прокуратура РФ является единой централизованной системой федерального масштаба, которая от имени государства осуществляет надзор как за исполнением пунктов Конституции, так и за следованием всем принятым на территории России законам. Полномочия и виды деятельности этой структуры регулируются ФЗ "О прокуратуре РФ". Она является независимой от исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти и не принадлежит ни к одной из них.

Так как по закону данная инфраструктура является государственной военизированной, а деятельность ее сотрудников - федеральной гражданской, военной либо правоохранительной службой, то, помимо всего прочего, эта организация предполагает ношение погон прокуратуры.

Структура прокуратуры РФ

Как уже говорилось, российская прокуратура - это централизованная система со ступенчатым подчинением - нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а главенствует в этой структуре Генеральный прокурор. Чтобы разобраться в званиях и погонах прокуратуры РФ, рассмотрим ее составляющие элементы:

  • генеральная прокуратура;
  • академия при Генеральной прокуратуре;
  • прокуратуры каждого из субъектов РФ;
  • прокуратуры территориального уровня - городов, районов и т.д.;
  • военная прокуратура;
  • специализированные отделения прокуратуры - режимных объектов, природоохранные, транспортные, системы уголовных наказаний и пр.;
  • научные и учебные учреждения прокурорской системы;
  • печатные редакции, обслуживающие прокуратуру.

Теперь перейдем непосредственно к должностным категориям работников этой системы.

Должности в прокуратуре РФ

Погоны в соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" носят следующие должностные лица:

  • В Генеральной прокуратуре:
    • Генпрокурор (Чайка Ю.Я.);
    • первый заместитель генпрокурора;
    • "замы" генпрокурора;
    • старшие помощники генерального прокурора (сюда относятся также советники, начальники управлений);
    • помощники генпрокуроров в составе управлений, помощники по особым поручениям);
    • старшие прокуроры и прокуроры в главных управлениях, управлениях и отделениях.
  • В ряде прокуратур как субъектов страны, так и приравненных к ним объектов:
    • прокуроры:
    • первые заместители прокуроров;
    • зам. прокуроров;
    • ст.помощники прокуроров и начальники управлений;
    • помощники прокуроров ("замы" начальников управлений, начальники отделений в составе управлений);
    • ст. прокуроры, прокуроры в различных отделах и управлениях.
  • В прокуратурах городского, районного уровня и равных им по масштабности специализированных отделений:
    • прокуроры;
    • первые заместители;
    • заместители;
    • начальники отделений;
    • старшие помощники;
    • помощники.

Классные чины в прокуратуре

Классным чином называется служебный разряд, который присваивается работнику данной системы согласно ст. 41 ФЗ №2202-1. Назначается он в соответствии с занимаемой должностью и стажем трудовой деятельности. Классные чины свидетельствуют о карьерном и профессиональном росте сотрудника. Работникам прокуратуры также могут быть присвоены разряды правоохранительной структуры.

Звезды на погонах в прокуратуре соответствуют занимаемому классному чину. Всего их десять и они подразделены на несколько категорий:

  • Младшие начальствующие категории: юристы 3, 2, 1 класса.
  • Средние начальствующие категории: младшие советники, советники, старшие советники.
  • Высшие начальствующие категории: государственные советники юстиции 3, 2, 1 класса, действующие государственные советники юстиции.

Самый первоочередной классный чин (юрист 3 класса) и погоны прокуратуры присваиваются работнику, имеющему высшее образование юридической направленности и прошедшему аттестацию. С 2014 года лица без специального профобразования не могут получить прокурорский служебный разряд.

Если работник трудится в отделе то ему присваивается не прокурорское, а военное звание и соответствующие погоны. ФЗ "О прокуратуре РФ" (ст. 45) позволяет всем прокурорам постоянно иметь при себе и иные виды боевого стрелкового ручного оружия. Применять его можно в порядке, разрешенном законодательством государства.

Погоны в прокуратуре России: общее описание

Постановление Правительства РФ №352 (с изменениями 2011 года) указывает следующие необходимые характеристики для прокурорских знаков различия - плечевых погон:

  • Форма : полумягкая деталь в виде вытянутого шестиугольника, один конец которого правильно прямоугольный, а другой своей формой напоминает трапецию (для младших и средних категорий) или срезанный угол (для старшего начальствующего состава).
  • Размеры : длина - 10-12 см. Ширина зависит от классного чина владельца - 4,5 см для высшего состава и 4 см для среднего и младшего.
  • Особенности : края всех видов погон принято окантовывать темно-зеленым сукном. Ширина такой вставки - 2,5 мм.

Погоны необходимо носить на рубашке, пиджаке, плаще или пальто.

Теперь рассмотрим знаки различия - погоны прокуратуры более детально по категориям их обладателей.

Погоны младшей начальствующей категории

Материал для погон - синяя волока с суконным подбоем. На поле знака отличия можно увидеть один темно-зеленый просвет. Особенности для каждого классного чина:

  • Юрист 3 класса : на расстоянии 3 см от нижнего края расположены две парные позолоченные звездочки (диаметр элемента - 1,3 см). Расстояние в ряду между центральными точками звезд - 2,5 см.
  • Юрист 2 класса : через 3 см от нижнего края знака можно увидеть две золоченные звезды (1,3 см в диаметре). Напротив них на просвете еще одна звездочка такого же размера, отдаленная на 4,5 см от той же нижней границы погона.
  • Юрист 1 класса : погон этого должностного лица украшают уже 4 позолоченные звездочки (с тем же диаметром - 1,3 см); две - через 3 см от нижнего края и две - на просвете. Промежуток между центрами элементов - 2,5 см.

Погоны средней начальствующей категории

Знаки отличия изготавливаются из того же материала - синей волоки, только в этом случае они снабжены уже двумя темно-зелеными просветами. Эти погоны прокуратуры расстоянием между центрами звезд не отличаются от предыдущих. Особенности их в следующем:

  • Младший советник : между просветами закрепляется одна позолоченная пятиконечная звезда, чем диаметр - 2 см. Расположена она в 4,5 см от нижней границы погона.
  • Советник : погоны украшают две двухсантиметровые звезды. От нижнего края до первого пятиконечного элемента - 2 см, от первого до второго элемента - 2,5 см.
  • Старший советник : этот сотрудник имеет на погонах три звезды (диаметр каждой - 2 см). Два элемента при этом расположены на просветах, а один - между ними.

Погоны высшей начальствующей категории

Ознакомившись с фото погон прокуратуры, вы без труда отметите знаки отличия высшего состава - они будут изготовлены из специальной волоки особого переплетения, а также лишены просветов и имеют не трапецевидный, а скошенный нижний край. Приведем их отличия друг от друга:

  • Государственный советник юстиции 3 класса : в центре погона имеется одна вышитая пятиконечная звезда, диаметр которой - 2,5 см. Расположена она в 4,5 см от нижней границы погона.
  • Госсоветник 2 класса : посередине погона расположены все те золоченные выпуклые звездочки диаметра 2,5 см. Расстояние от нижнего края знака до первой - 4 см, между первой и второй - 3,5 см.
  • Госсоветник юстиции 1 класса : должностное лицо имеет на погонах уже три 2,5-сантиметровые звезды. Расстояние между ними соблюдается то же самое.
  • Действительный госсоветник юстиции : середину погона украшает вышитый золотыми нитками герб РФ, высота которого - 3 см. Между ним и нижним краем погона - большая золоченная звезда (диаметр - 3 см). Между ее пятью гранями дополнительно вышиты пять своеобразных золотых лучей. Если погон изготавливается для белого пиджака действительного государственного советника, то для него берется золотистая волока на суконной прокладке. В этом случае золотистую звезду дополнительно обшивают контуром из красной нити.

Награды работников прокуратуры

Помимо собственных званий, погон в прокуратуре России есть особые награды, которые вручаются только ее сотрудникам. К ним относится:

  • знак трех степеней "За верность закону";
  • ведомственная медаль, вручаемая "За взаимодействие";
  • медаль заслуженным работникам "Ветеран прокуратуры";
  • для особо отличившихся "Почетный работник прокуратуры РФ";
  • знак для ношения на груди "За безупречную службу";
  • памятная медаль 2011 года чеканки "290 лет российской прокуратуре";
  • медаль им. Руденко - самая "молодая" - введена в 2015 году.

Знаками отличия работников прокуратуры, помимо всего прочего, остаются погоны, выделяющиеся на фоне подобных элементов иных структур. По их размеру, количеству и расположению звездочек можно легко рассудить о классном чине того или иного работника - юриста, советника, государственного советника и т.д. Должности прокуроров и их классные чины взаимосвязаны - продвинуться по служебной лестнице в этой системе возможно, получив определенный опыт работы и повысив уровень своих профессиональных навыков.

МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Проекта бюджета РФ на 2017-2019 годы предполагает рост расходов на прокуратуру, Следственный комитет и ФСБ в будущем году. Это следует из опубликованной на сайте нормативно-правовых актов открытой части документа.

В 2017 году, согласно проекту, бюджетные расходы на органы прокуратуры предполагается увеличить до 69,526 млрд рублей (в 2016 году они составляли 63,3 млрд рублей). В 2018 и 2019 годах предполагается их снижение до 61 и 60,5 млрд рублей соответственно. Увеличение расходов связано с передачей финансирования органов военной прокуратуры с 1 января 2017 года из Минобороны в Генеральную прокуратуру. Расходы на организацию деятельности военных прокуроров определены в 2017 году в размере 6,6 млрд рублей.

Бюджетные ассигнования Следственному комитету в 2017 году планируется увеличить до 38,9 млрд рублей (в 2016 году было выделено 33,7 млрд рублей). В следующие два года проект трехлетнего бюджета предполагает сокращение финансирования до 37,7 и 37,6 млрд рублей соответственно. СК также примет со следующего года расходы на военных следователей, которые ранее шли через Минобороны. Расходы на военные следственные органы предусмотрены в размере 6 млрд рублей.

Документом предусмотрено и увеличение расходов на ФСБ - до 59,193 млрд рублей с 55,195 млрд рублей в 2016 году.

В то же время предполагается серьезно сократить расходы на Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) России. Если в 2016 году расходы на уголовно-исполнительную систему составляли 264,691 млрд рублей, то в проекте бюджета на следующий год предлагается установить их в размере 246,938 млрд рублей, а в следующие два года сократить еще больше - до 204 и 203 млрд рублей соответственно. При этом в трехлетнем бюджете сохраняется положение о выделении ежегодно порядка 40 млрд рублей на госзакупки для обеспечения соблюдения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей.

Для службы судебных приставов (ФССП) России трехлетний бюджет предполагает небольшое сокращение - с 39,2 млрд рублей в 2016 году до 38,6 млрд рублей в 2017 году, 38,4 млрд рублей в 2018 году и 38,2 млрд рублей в 2019 году. Расходы курирующего обе службы Министерства юстиции, согласно проекту бюджета, также несколько сократятся. Если в этом году они были определены в размере 5,2 млрд рублей, то в 2017 году - 4,9 млрд рублей, в 2018 году - 4,87 млрд рублей, а в 2019 году - 4,84 млрд рублей.

Бюджет МВД

Бюджет Министерства внутренних дел России в 2017 году может составить порядка 864 миллиардов рублей. Об этом говорится в проекте закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", проходящий процедуру антикоррупционной экспертизы.

Согласно документу, который в настоящее время опубликован на портале проектов нормативных правовых актов, бюджет ведомства может составить на 156 млрд меньше, чем в 2016 году, когда бюджет превысил 1 триллион рублей. Всего на органы внутренних дел в будущем году запланировано выделить более 592 млрд рублей, в этом году сумма составила более 650 млрд рублей.

Бюджет ведомства сформирован по программно-целевому принципу, так, например, на госпрограмму "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в будущем году запланировано выделить более 581 млрд рублей, это почти на 63 млрд рублей меньше, чем в 2016 году.

В 2018 году сумма бюджета МВД РФ может составить около 653,6 млрд рублей, а в 2019 - более 651 млрд. рублей.

Майскими указами Президента 2012 года предполагается повышение доходов работников бюджетной сферы, к которым относятся и судебные и прокурорские работники, примерно в 2,5 раза к 2018 году. Работники бюджетной сферы - это та категория, уровень жизни которой целиком зависит от решений законодателей, ведь размеры окладов, проценты и условия доплат и премий определяются очередными законами. Кроме того, государственным служащим запрещается заниматься предпринимательством.

Государственные служащие бывают разные. Работники учреждений вроде пенсионного фонда могут только завидовать зарплатам сотрудников судов и прокуратуры. Судьи и прокуроры - те самые винтики, которые должны обеспечивать соблюдение законов и их исполнение. Работа эта весьма непростая и ответственная. Люди «на государевой службе» должны и зарабатывать на должном уровне.

Труженикам судебной сферы на низкие доходы жаловаться стыдно. Вопрос, каким будет повышение зарплаты прокуроров в 2017 году, для немалой части населения является аналогом красной тряпки для быка. Как для «обычных» бюджетников - учителей, врачей, библиотечных работников, так и для многих наемных работников коммерческих фирм.

В завершающемся, 2016 году, работникам судебной системы и прокурорам уже проводилась индексация в целях компенсации инфляции, на 5,5 процента. Это повышение отстало от роста настоящей инфляции, но многим не перепало и этого. Индексация окладов прокуроров в 2017 году ожидается не ниже инфляции, но прогнозные цифры пока ещё не рассчитаны.

Прочитать свежие новости о том, что произойдет увеличение зарплаты прокурорам, можно на большом количестве ресурсов. Но никаких постановлений пока не обнародовано. По мнению большинства комментаторов, в перспективе повышения можно не сомневаться. Среди государственных служащих работники прокуратуры - на верхних ступеньках иерархии. Конечно, немалая часть населения уверена, что прокурорская братия вполне может обойтись и без повышения. Доходы падают у всех, но компенсация этого падения, хотя бы частичная, предусмотрена далеко не для всех бюджетников.

Правительство пытается выполнять «майские указы», как может. В нынешних условиях - лишь частично. С точки зрения веса в государственной системе, прокуроры важнее, чем библиотекари и учителя. У социальных функций свои пределы.

Зарплата прокуроров как государственных служащих

Надо заметить, что заработная плата государственных служащих рассчитывается по особой схеме. Оклад в общей сумме дохода может составлять меньше трети. Для каждого региона устанавливается своя «вилка» размеров окладов, причём, эти суммы могут различаться даже в соседних областях одного региона. Также, в разных областях различается список доплат и премий и их проценты.

Должностные оклады прокурорских работников были установлены в 2014 году. Для прокуроров, в зависимости от территориального распределения, диапазон размеров окладов составил от 66 до 87 тысяч рублей.

Зарплата прокуроров в 2017 году состоит из:

  • непосредственно оклада;
  • надбавки за стаж (выслугу) (от 20 до 70 процентов);
  • звания;
  • надбавки за классный чин (15-30 процентов от оклада);
  • за особые условия службы (до 175 %);
  • надбавки за сложность;
  • напряженность;
  • конфиденциальность, и т. д.

Для повышения зарплат прокурорам в 2017 году в России нужны будут немалые бюджетные средства. И финансово-экономическая ситуация вынуждает вносить изменения в реализацию прежнего плана. Если раньше предполагалось, что увеличение будет происходить за счет оклада, то нынче концепция поменялась: будут варьироваться размеры премий и доплат. То есть, увеличение оклада не означает пропорциональное увеличение зарплаты: поигравшись с процентами и количеством премий и надбавок, можно по факту получить гораздо меньшую сумму, чем до «повышения».

Фактически, отсутствие повышения дохода конкретного специалиста можно будет оправдать недостаточно высоким качеством его работы. Эту система получила название «эффективных контрактов». Предполагается, что она будет мотивировать работников постоянно повышать свою квалификацию и качество работы. Правда, критериев оценки эффективности ещё не существует. Кому-то придётся создавать новые критерии оценки профессионализма и модернизировать требования к квалификации.

По словам некоторых источников, на выплате квартальных премий в текущем году уже сэкономили. Так же не обещают годовой премии.

Что ожидает прокурорскую службу в 2017 году?

Никого не удивляют сложности с выполнением указаний президента о повышении зарплат прокурорам, и последние новости намекают на то, что фактически это будет не увеличение, а лишь частичная компенсация инфляции. Или даже не компенсация, потому что схема «повысили оклад, урезали надбавки» - просто спасение в демагогической риторике.

Но президент распорядился - значит, повышению быть, пусть только относительному и символическому. Для этого в бюджете предусмотрели 47,5 млрд. руб.

В течение последних лет уже ведётся определенная работа по чистке прокурорских рядов. По некоторым данным, сокращения достигли 10 процентов штата. Поэтому вопрос, будет ли сокращение прокуроров в 2017 году, вряд ли из разряда актуальных. С другой стороны, плановое уменьшение численности штата прокуратуры с сорока восьми до сорока семи тысяч - не так уж и много. Можно лелеять мрачные предчувствия, но скорее всего, сокращений штата в ближайший год можно не опасаться.

Правительству, конечно, не хочется принимать сложных и непопулярных решений. Но простых решений в текущей ситуации не существует. В 2012 году, разумеется, никто не мог представить себе такого поворота событий. Тогда казалось, что благоденствие за счёт углеводородов будет вечным.

В смутный и кризисный период, кроме изменения внешних факторов, нужна чёткая и слаженная работа государственной системы. Эту слаженность должны обеспечивать государственные структуры, включая и работников прокуратуры. Это значит, что, в отличие от учителей, врачей и прочих малооплачиваемых бюджетников, прокуроры не будут забыты и «обижены».