Актуальные проблемы обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (на примере Ростовской области). Актуальные проблемы обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (на примере Ростовской области) Становление и развитие законодательства России о права

О реальном положении детей, наличии и остроте детских проблем можно судить по данным статистики, социологических исследований, государственных докладов, докладов Уполномоченного по правам человека и др. Как отмечается в Стратегии 2012 - 2017 гг., только за 10 последних лет численность российских детей сократилась более чем на 6,5 млн. - с 31,6 до 25 млн. Там же говорится, что, по данным Росстата, в 2010 г. среди детей в возрасте до 16 лет доля малообеспеченных превышала среднероссийский уровень бедности. В наиболее уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей, дети-инвалиды, сироты, в том числе социальные. Ярким интегральным показателем условий жизни, развития и социального обеспечения детей является состояние их здоровья. На XVI Конгрессе педиатров России "Актуальные проблемы педиатрии" (2012) были приведены следующие цифры. Каждый десятый ребенок рождается недоношенным или имеет при рождении низкий вес. Ежегодно до 38% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности. С 2000 г. общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 26,6%, а в возрасте 15 - 17 лет - на 97,8%. С требованиями школьных образовательных программ в полном объеме справляются не более 10% детей. Около 30% детей старшего подросткового возраста ограничены по состоянию здоровья в выборе профессии и трудоустройстве, до 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе. Более 40% подростков имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. На состояние детского здоровья, как говорилось на Конгрессе, влияют условия и образ жизни детей: социально-экономические и школьные факторы, характер и качество питания и др.

Бедственное положение детей осознается и озвучивается. На протяжении последних 20 лет в многочисленных официальных документах - программах, национальных планах, концепциях, Стратегии 2012 - 2017 гг. - не только назывались причины бедности детей и семей с детьми, сокращения рождаемости, плохого здоровья родителей и детей, но и предлагались разносторонние конкретные и значимые меры по исправлению сложившегося положения, многие из которых так и не были реализованы.

Несмотря на отдельные существенные решения, принятые в интересах детей, в развитии законодательства отчетливо проявилась и противоположная тенденция. Снижались ранее установленные для детей социальные гарантии, умалялись уже приобретенные ими права (были снижены размеры ежемесячных пособий на детей и ужесточены условия их предоставления; изменились в худшую сторону правила исчисления пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности и по уходу за детьми, были монетизированы социальные льготы для детей-инвалидов и т.п.), ответственность за социальное обеспечение детей передавалась с федерального на региональный или муниципальный уровни, сокращалось финансирование социальной политики или оно было заведомо недостаточным и др.

Известны случаи выхода беременных женщин на акции протеста в связи с изменением правил исчисления пособий по беременности и родам, приведшим к сокращению размеров соответствующих страховых выплат, голодовок родителей из-за невозможности устроить детей в детские дошкольные учреждения и т.п. СМИ ежедневно обращаются к населению за материальной поддержкой детей, умирающих без дорогостоящей медицинской помощи, которая для семьи непосильна и по разным причинам не оказывается бесплатно. Тысячами исчисляются ежегодные отказы женщин от новорожденных детей в родильных домах. В России только по официальным данным производится в год около 1 млн. абортов.

Государство признается в ограниченности возможностей социального обеспечения маленьких россиян, открыто допуская их массовое иностранное усыновление, перед которым дети, лишенные попечения родителей, в силу своей беспомощности и незрелости беззащитны. При этом они лишаются российского гражданства и попадают в чужую для них среду. В течение длительного времени разрешалось прерывание беременности на больших ее сроках по многочисленным официально установленным социальным показаниям: многодетность, неполнота семьи, наличие в семье ребенка-инвалида, безработица одного из родителей, отсутствие надлежащего жилья, малообеспеченность семьи и т.д. Сейчас сохранилось лишь одно социальное показание для отказа от рождения ребенка при большом сроке беременности - факт изнасилования, хотя все названные выше факторы неблагополучия существуют и сегодня, а дети из таких семей, как отмечалось, наиболее уязвимы. Необходимость кардинального улучшения качества жизни детей, в том числе за счет социального обеспечения, дальнейших реальных действий в их интересах, равно как и научных исследований в этой сфере, не требует особых доказательств.

Правовая защита и социальное обеспечение ребенка начинаются с предоставления защиты и необходимых благ беременной женщине. Права ребенка на жизнь и на охрану здоровья плохо совместимы с работой матери во время беременности. В перспективе все беременные женщины, в том числе и не состоящие в трудовых отношениях, в особенности несовершеннолетние, должны получать пособие по беременности, причем с максимально раннего ее срока. Уже сегодня необходимо существенно расширить права учреждений здравоохранения на выдачу листка нетрудоспособности на весь период беременности - по состоянию здоровья женщины, по условиям ее труда либо по рекомендации врача в интересах ребенка.

Оптимальным продуктом питания в первый год-полтора жизни ребенка является материнское молоко, обеспечивающее адекватное развитие его организма при условии рационального питания кормящей женщины. Целесообразно ставить вопрос о предоставлении матери на весь период кормления ребенка грудью пособия по уходу за ним в большем размере, обеспечивающем, помимо прочих потребностей, ее качественное питание. Повышенный размер пособия мог бы стимулировать оптимальное кормление грудных детей.

Для детей раннего (ясельного) возраста жизненно необходимо постоянное присутствие взрослого, что исключает для последнего возможность какой-либо иной регулярной деятельности, в частности оплачиваемого труда на условиях не только полной, но и неполной занятости. В соответствии с Трудовым кодексом РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Однако страховым случаем признается уход за ребенком лишь в возрасте до полутора лет (ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Необходимо согласовать нормы законодательства о труде и социальном обеспечении, признав страховым случаем уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой соответствующего страхового обеспечения застрахованному лицу или его супругу (супруге). Аналогично следует продлить период выплаты этого пособия и лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.

Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на ребенка, которое назначается в настоящее время в соответствии с региональным законодательством и составляет незначительную часть его официально установленного прожиточного минимума. Представляется, что федеральный законодатель не вправе самоустраниться от установления минимального стандарта ежемесячного пособия на детей в возрасте до 18 лет, по крайней мере для детей из многодетных и неполных семей.

Анализ теории и практики социального обеспечения детей позволяет сформулировать следующее общее правило, которое можно положить в основу развития законодательства о социальных пособиях. Учитывая, что средней заработной платы должно быть достаточно для воспроизводства рабочей силы, включая подрастающее поколение, блага социального обеспечения в виде ежемесячных семейных пособий на детей следовало бы предоставлять в дополнение к заработной плате родителей в тех случаях, когда размеры семьи (число детей) превышают определенный стандарт. В настоящее время таким условным стандартом можно назвать семью с двумя детьми (при двух работающих родителях) или единственного работающего родителя с одним ребенком. Соответственно, ежемесячное пособие должно назначаться на третьего и последующих детей в полной, на второго и последующих детей - в неполной семье без проверки нуждаемости, в заявительном порядке.

При таком подходе малообеспеченной семье ежемесячное пособие на ребенка возможно было бы предоставлять независимо от числа детей, в том числе и на одного ребенка, если у родителей (в неполной семье - родителя) низкая заработная плата или по объективным причинам она вообще отсутствует. Очевидно также, что размеры ежемесячных семейных пособий должны быть сопоставимыми со средствами, достаточными для удовлетворения потребностей ребенка (детей). Исходя из того что в настоящее время официальным минимальным стандартом выступает прожиточный минимум, установленный специально для детей, такое пособие на первых порах могло бы составлять не менее 50% этого минимума. Законодательство о социальном обеспечении детей должно развиваться лишь в направлении его улучшения, увеличения объема и повышения качества предоставляемых благ. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении утраченных прав на блага социального обеспечения или прежнего объема этих благ, а также не допускать в дальнейшем умаления уже имеющихся у детей прав. Возможность реализации в обозримой перспективе названных выше и других многочисленных предложений по совершенствованию социального обеспечения детей и семей с детьми при всей их насущности и обоснованности вызывает большое сомнение в силу ряда причин. Назовем некоторые из них. Дети, как отмечалось, нуждаются в специальной охране и заботе ввиду их физической и умственной незрелости. В связи с этим они не могут осознавать свои реальные нужды и потребности, формулировать и предъявлять требования к государству, отстаивать и защищать свои права и тем самым активно влиять на изменение законодательства в свою пользу. А без лоббирования его развития социальными группами, которые в этом нуждаются, шансы на значимые перемены очень малы.

Другой причиной недостаточного развития социального обеспечения детей следует признать то обстоятельство, что в обыденном представлении ребенок является не столько полноправным гражданином государства, полноценным членом общества, сколько членом малой социальной группы - семьи. Хотя семья признается основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, в особенности детей, в то же время она существует автономно. Дети, как правило, живут с родителями, которые по собственному желанию и без какого бы то ни было согласования с государством или его разрешения произвели их на свет и тем самым приняли на себя ответственность за их судьбу. Поэтому в современном обществе, где многие взрослые люди бездетны, не желают, а зачастую и не могут себе позволить иметь детей, "детские" проблемы считаются частным делом семьи. Естественным является убеждение, что граждане должны соотносить потребность в детях или возможность их появления с наличием собственных финансовых и иных средств и условий, необходимых для их многолетнего содержания и воспитания.

В семейном законодательстве конституционная обязанность заботиться о детях конкретизируется и как обязанность родителей их содержать. Социальное же обеспечение детей выступает в качестве материальной поддержки семьи в тех случаях, когда родители в силу объективных причин не располагают минимально необходимыми средствами для их содержания. В значительном числе случаев, например, когда речь идет об обеспечении ежемесячными семейными пособиями, материальная поддержка предоставляется после проверки нуждаемости, то есть при явной недостаточности собственных доходов семьи. Не принимается во внимание, что само наличие детей, а тем более многодетность, даже при высокой заработной плате родителей нередко превращает семью сначала в малообеспеченную, а затем и в нищую. Соглашаясь с государственной позицией, добросовестные родители пытаются своими силами создать нормальные условия для жизни детей, в том числе и за счет интенсивной трудовой и бытовой нагрузок, ограничений в удовлетворении своих личных потребностей. В то же время миллионами исчисляются и родители, в основном отцы, которые не только проживают отдельно от детей, но и уклоняются от уплаты на них алиментов.

Следует отметить и то, что жизнь, здоровье и благосостояние детей во многом и напрямую зависят от соблюдения законодательства о труде. Нарушение его базовых положений также выступает своеобразной причиной невысокой эффективности социального обеспечения детей. Между тем на рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15%), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов). Во многом все это - следствие прямого нарушения работодателями норм трудового законодательства об охране труда, в особенности женщин, и о справедливой его оплате, то есть тех принципиальных требований, которые отвечают интересам не только работников, но также их детей. Представляется необходимой разработка механизма возмещения Фонду обязательного социального страхования и Пенсионному фонду РФ таких, например, расходов, которые они несут в связи с выплатой пособия по беременности и родам при патологии беременности, вызванной нарушением норм по охране труда женщин, выплатой социальной пенсии и расходов на реабилитацию ребенка-инвалида, если инвалидность обусловлена неблагоприятными условиями труда матери, и т.п. Это не только увеличило бы финансовую базу для соответствующих выплат, но и в большей мере стимулировало бы работодателей к соблюдению законодательства об охране труда.

Что касается положения о справедливой заработной плате, об уровне оплаты труда, то его нарушает и сам законодатель, поскольку устанавливаемый им минимальный ее размер не только не соответствует его же собственному требованию об обеспечении достойного человека существования для него самого и его семьи, но не достигает даже физиологического прожиточного минимума, необходимого для удовлетворения потребностей хотя бы самого работника. Поставленная Стратегией 2012 - 2017 гг. задача сокращения бедности детей и обеспечения им минимального гарантированного дохода должна решаться прежде всего за счет установления механизма реализации положения ТК РФ о справедливой оплате труда. Без решения этого общего, но важного вопроса сфера социального обеспечения в силу ограниченности ее функций и средств не справится с проблемой детской бедности ни сейчас, ни в отдаленной перспективе.

Развитие законодательства о правах детей и семей с детьми с учетом приведенных выше положений должно способствовать более оптимальному учету их интересов в сфере социального обеспечения. Органы социальной защиты населения должны играть активную организующую роль в объединении различных категорий семей с детьми для совместных действий в интересах детей, для решения проблем таких семей за счет самоорганизации и взаимопомощи, в том числе и в качестве социальных работников.

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей .

Однако время и положение детей - будущего всего человечества - потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. "Конвенция о правах ребенка" была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. .

Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

Другим документом является "Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях", которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986 года. В ней говорится:

Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем .

Учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка. Признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты. Такие, как кафала в мусульманском праве. Которые предусматривают замену семейной заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители. Признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного института. И что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление и провозгласила основные принципы, касающиеся:

  • · общего благополучия семьи и ребенка;
  • · передачи детей на воспитание;
  • · усыновления .

Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является так же Резолюция 45/112 "Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних", принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые "Эр-Риядские руководящие принципы" :

  • 1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.
  • 2. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.
  • 3. Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.
  • 4. При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.
  • 5. Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать :
    • · обеспечение возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;
    • · специальные теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;
    • · вмешательство официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода;
    • · обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей;
    • · учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется,
    • · осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей .
  • 6. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, особенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях.

Российские документы о правах ребенка. Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

В котором устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ .

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

  • · К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
  • · Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
  • · К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.
  • · Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
  • · Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
  • · И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей .

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка .

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса .

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия) .

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка .

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя .

Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, а затем законные представители письменно должны одобрить ее, если этого не происходит, то сделка признается недействительной.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:

  • 1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
  • 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • 3) в соответствии с законом вложить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки .

По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии достигших оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельного распоряжения своим заработком, стипендией и иными доходами и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Однако сделать это может только суд, по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.

Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние дети в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

  • 1) мелкие бытовые сделки;
  • 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
  • 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителям или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Таким образом, малолетний в возрасте от 6 до 14 лет сам может получить в дар имущество, если исходя из стоимости подарка, соответствующий договор не должен быть нотариально удостоверен или пройти государственную регистрацию. Следовательно, только родители (усыновители, опекуны) имеют право принять в дар от имени ребенка земельный участок, дом, квартиру, другое недвижимое имущество, поскольку в соответствии с действующим гражданским законодательством (ст. ст. 164, 57У ГК РФ) такие сделки подлежат обязательной государственной регистрации .

Вместе с тем малолетний имеет право заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом на срок до одного года, поскольку заключение такого договора требует лишь простой письменной формы; взять напрокат велосипед (самокат) или другую вещь и доплатить за это деньги, подаренные ему кем-либо; фактически принять наследственное имущество, тем, что свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель.

В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (ст. 60 Семейного законодательства РФ).

Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи .

Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63).

В первую очередь на родителей действующее законодательство возлагает обязанность по защите прав и интересов детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужно никаких специальных полномочий.

Следовательно, именно к родителям необходимо обращаться в случаях, нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда .

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №841 удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной форме .

Закон предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме (ст. 83 Семейного кодекса РФ). В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств, влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего.

При установлении размера твердой денежной суммы алиментов судьи должны исходить из учета материального и семейного положения лиц, которые должны платить алименты. Поэтому размер алиментов должен устанавливаться в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда .

В соответствии с действующим законодательством средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия. Однако, если несовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению суда взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст. 120 Семейного кодекса РФ прекращается.

Иски лиц, с которых взыскивается алименты на детей, а такие иски об изменении размера алиментов подсудны суду по месту жительства ответчика (взыскателя) .

Несмотря на реализацию в законодательстве РФ основных требований Конвенции о правах ребенка, в частности в семейном законодательстве, существует настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения защиты прав детей в целях приближения к международно‑правовым стандартам в данной области.

В юридической литературе выделяются следующие направления совершенствования законодательства в отношении защиты детства :

1. Конкретизация нормативного определения объекта охраны, поскольку между понятиями «права ребенка» и «охрана детства» нет четкого разграничения, что приводит «к бездействию норм, регулирующих возникающие при этом отношения».

2. В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей. Основными направлениями государственной семейной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712, предусматривается укрепление и создание в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальных подразделений для разработки и реализации мер государственной семейной политики, что предполагает и выполнение ими определенных функций по защите прав несовершеннолетних. Однако на практике эта норма пока не реализуется, что вызывает необходимость принятия дополнительных мер со стороны государственных органов на федеральном уровне.

3. Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах. Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 15) установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения, обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.


4. В последнее время в литературе говорится о необходимости создания системы ювенальных судов (судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые более эффективно защищали бы права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних. Кроме того, выдвигаются также предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. В отдельных субъектах Российской Федерации такие должности уже введены. Однако необходимо отметить, что к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и социальных институтов по защите семьи и детства.

5. Заслуживают внимания и поддержки предложения о необходимости реализации в России рекомендаций Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по вопросам правового воспитания детей в XXI в., направленные на то, чтобы:

Права детей широко поддерживались и соблюдались;

Законы, политика и меры в отношении детей всегда принимались с учетом наилучшего обеспечения их интересов;

Дети полностью реализовывали свой потенциал в развитии и вели здоровый и активный образ жизни при наличии широких возможностей для обучения и участия в принятии решений, от которых зависит их благополучие; политика и программы для детей разрабатывались с учетом моральных критериев и беспристрастности, чтобы преобладала солидарность с теми, кто находится в наименее благоприятном положении и является наиболее нуждающимся при условии сокращения экономического и социального неравенства и поддержания принципа недискриминации;

Семьям оказывалась помощь в выполнении их обязанностей по воспитанию детей для обеспечения того, чтобы они жили в атмосфере заботы, понимания, опеки и поддержки при постоянном развитии способностей и расширении возможностей, чтобы дети могли стать основными действующими лицами в осуществлении своих прав.

Не утратили своей актуальности и сформулированные еще в 1993 г. следующие предложения для России Комитета по правам ребенка Генеральной Ассамблеи ООН:

Организовать регулярный контроль за воздействием экономических перемен на положение детей;

Активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях;

Осуществлять профессиональную подготовку лиц, занимающихся охраной прав детей;

Разработать процедурные правила и механизм рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое с ними обращение;

Предпринять более решительные шаги по борьбе с детской проституцией.

6. В целях реализации требований Конвенции о правах ребенка нуждаются в дополнительной проработке и рассмотрении государственными органами и общественными организациями предложения:

О введении в семейное законодательство Российской Федерации специальной нормы, которая регулировала бы порядок осуществления самозащиты ребенка, поскольку ее отсутствие может привести к ограничению реализации ребенком в полном объеме своего права на самозащиту, включая выбор ее возможных форм;

О разработке в Российской Федерации предлагаемых Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации законопроектов по защите прав ребенка в различных областях: об охране здоровья ребенка, экологической безопасности ребенка, основных принципах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, охране прав детей‑инвалидов, усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера;

О внедрении в Российской Федерации зарубежного опыта по проведению комплексных профилактических мероприятий, направленных на предотвращение насилия в отношении детей, а также применении уголовно‑правовых мер по подобным фактам;

Об улучшении качества законопроектов путем исключения положений декларативного характера и большей конкретизации вопросов ответственности за неисполнение норм закона.

Контрольные вопросы

1. Защиту каких прав ребенка обеспечивает СК РФ?

2. Кто осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка по действующему законодательству?

3. В каких случаях родители (или один из них) могут быть лишены права защиты прав и законных интересов ребенка?

4. В каком случае родители лишаются родительских прав?

5. С какого возраста несовершеннолетние могут обращаться за защитой своих прав?

6. Куда несовершеннолетние могут обращаться за защитой своих прав?

7. Кто и куда обязан сообщить в случае угрозы жизни или здоровью ребенка о нарушении его прав и законных интересов, если ребенок или его законные представители не обращаются за помощью?

8. С какого возраста ребенка учет его мнения необходим и в какой мере обязателен?

9. Необходимость защиты ребенка от каких посягательств провозглашает Конвенция о правах ребенка?

10. Охарактеризуйте юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты прав ребенка.

11. Дайте определение понятию «усыновление (удочерение)».

12. Укажите разницу между опекой и попечительством.

13. Дайте определение понятию «приемная семья».

Литература

1. Ананиан Л. Л. Жестокость в семье. М., 2000.

2. Бестг алое Ю. Ф. Семейно‑правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир, 2000.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И. М. Кузнецова. М., 1996.

4. Конвенция ООН о правах ребенка // ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

5. Конституция РФ 1993 г.

6. Королев ЮА. Семейное право России. М., 1999.

7. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000.

8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223‑Ф3 (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

9. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 2000.

10. Спесивцева О. И. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка. Челябинск, 1999.

11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

12. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 20. 07. 2000 г.), СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

14. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.

6. Серебрякова А.А. Государственные гарантии реализации прав ребенка в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции, 2014. № 3. С. 20-22.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ЗАЩИТУ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Яковлев В.Ю.

Яковлев Виталий Юрьевич - магистрант, кафедра права, Институт социально-гуманитарного образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные проблемы и перспективы совершенствования законодательства, регламентирующего защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних. Проанализированы обязанности государства в сфере обеспечения защиты личных прав несовершеннолетних. Ключевые слова: проблемы личных прав несовершеннолетних, совершенствование законодательства, обеспечение защиты прав несовершеннолетних, перспективы совершенствования законодательства.

Несмотря на все усилия, прикладываемые государством и международным сообществом, несовершеннолетние лица остаются одной из самых социально незащищенных категорий населения в современном обществе. Рассматривая различные взаимодействия несовершеннолетнего с определенными правоотношениями, можно выявить их несовершенство, проблемы, а в некоторых случаях даже противоречия.

Современные юристы, социологи, психологи и педагоги рассматривают одну из причин кризиса семьи и детства на современном этапе развития страны отсутствие целостной системы защиты прав несовершеннолетних. Международные документы в сфере защиты прав несовершеннолетних содержат нормы, которые учитывают почти все моменты, связанные с положением и жизнью несовершеннолетнего в обществе. Основной идеей Конвенции «О правах ребенка» является наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего.

В Конвенции отражены правовые нормы ответственности государства, создан механизм контроля, определены права несовершеннолетних в его взаимодействии с обществом1. Согласно взятым на себя международным обязательствам привести национальное законодательство в соответствии с международным.

Определены основные направления государства в области защиты прав и интересов несовершеннолетних: 1. охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни несовершеннолетних; 2. обеспечение качественного образования и воспитания несовершеннолетних; 3. улучшение экономических условий жизнедеятельности несовершеннолетних; 4. повышение эффективности государственной системы поддержки несовершеннолетних, которые находятся в особо сложных обстоятельствах.

Государством обеспечивается информированность несовершеннолетних о принадлежащих им правах, созданы государственные учреждения и институты для оказания помощи реализации прав несовершеннолетними (Уполномоченный по

1 Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // СПС КонсультантПлюс, 2017.

правам ребенка, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, и многие другие).

Государство взяло на себя обязательство в гарантии несовершеннолетнему права на достойную жизнь и свободное развитие, однако данный принцип пока не реализован. Множества государственных гарантий, действующих в настоящее время на федеральном уровне, перекладываются на субъекты РФ, которые реализуют их исходя из своих возможностей. Отменена важнейшая правовая гарантия охраны детства, такая, как «соблюдение и установление государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни несовершеннолетних», что противоречит принципу единства и равенства всех несовершеннолетних перед законом, возможно создает предпосылку дискриминации несовершеннолетних, проживающих в разных субъектах России.

Нерешенным и проблемным вопросом в России является учреждение ювенальной юстиции. Согласно замечанию Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999г. «Комитет рекомендует Государствам-участникам предпринимать все необходимые меры, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно касающегося правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия». Несовершеннолетний имеет право на рассмотрение его дела особым ювенальным судьей, который имеет специальную подготовку для рассмотрения дел, связанных с несовершеннолетними и будет специализироваться только на таких делах.

Согласно Конвенции «О правах ребенка», несовершеннолетние являются привилегированными субъектами права, однако вопреки установлению значительного объема прав, не всегда получается достигать реального благополучия несовершеннолетних. Увеличение безнадзорности, беспризорности, а также правонарушений среди несовершеннолетних происходит в связи с трудностями реализации личных прав несовершеннолетних, а также негативно сказывается на состоянии современного общества в целом.

Проблемным можно считать вопрос в сфере соблюдения прав несовершеннолетних на жизнь и защиту здоровья. Право на жизнь является неотчуждаемым, присущим каждому и фундаментальным в правовом статусе несовершеннолетнего. В законодательстве РФ не достаточно точно определены пределы жизни, т.е. момент начала жизни и момент наступления смерти. Прекращение жизни эмбриона не рассматривается в качестве посягательства на жизнь личности, поскольку правоспособность физического лица возникает в момент появления на свет. Однако следуя положениям ст. 1166 ГК РФ, нотариус выполняет обязанности по охране интересов еще не родившегося наследника, а, следовательно, потенциальный наследник может обладать правами до рождения. Поэтому стоит рассматривать защиту жизни личности еще до его появления на свет.

Право на имя закрепляется международными документами и национальным законодательством и представляет собой важную ценность для каждой личности. Необходимо обеспечить гарантию защиты права на имя как гарантию защиты чести и достоинства личности. Родители не должны нарушать право несовершеннолетнего на имя, действуя в его интересах. Настоящее законодательство РФ не предусматривает правила реализации права несовершеннолетнего на имя, поэтому необходимо внести изменения, касающиеся запрета присвоения имени, не отвечающим интересам несовершеннолетних или унижающих их честь и достоинство.

Каждый несовершеннолетний должен жить и воспитываться в семье. В случаях, когда несовершеннолетний остается без попечения, необходимо обеспечить реализацию такого права. На практике не редко сталкиваются с проблемой реализацией такого права. Нетрудно заметить, что наиболее эффективной формой устройства в семью считается усыновление (удочерение), так как после процедуры усыновления (удочерения) происходит факт родственных отношений. В результате усыновления (удочерения) лицо

принимает на себя обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также приобретает статус родителя по отношению к несовершеннолетнему.

Институт опеки и попечительства существует с давнего времени и позволяет государству обеспечивать несовершеннолетним защиту прав и интересов. Однако опека и попечительство в качестве цели преследует не только восполнение недостающей дееспособности, но и обучение, воспитание, заботу о несовершеннолетнем, защиту прав и его интересов.

Органы опеки и попечительства могут передать несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью, которая создается на основе договора между органами опеки и попечительства и приемной семьи несовершеннолетнего.1 При этом наследственные и алиментные правоотношения не возникают.

Эффективность защиты прав несовершеннолетних зависит от степени координации государством деятельности органов защиты. Единая централизованная федеральная система органов исполнительной власти в сфере опеки и попечительства является приоритетной задачей в сфере реализации прав несовершеннолетних в РФ.

Список литературы

1. Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // СПС КонсультантПлюс, 2017.

2. Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право, 2012. № 3. С. 4-7.

3. Геллер М.В. Внесудебный порядок защиты права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье в современном российском законодательстве / М.В. Геллер // Семейное и жилищное право, 2006. № 2.

4. Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции, 2010. № 3. С. 6-8.

5. Тарусина Н.Н. Российское семейное законодательство: основные тенденции развития // Lex russica, 2014. № 3. С. 314-323.

1 Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции, 2010. № 3. С. 6-8.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИИ

Арутюнян Анжелика Эдуардовна

Каракашьян Орнела Арновна

курсант 2 курса, кафедра теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Голубкина Ксения Вячеславовна

научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск

Дети - это абсолютна особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы; удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут. Дети - это цветы жизни. Будущее нашей страны зависит именно от этих беззащитных представителей своих родителей. Именно поэтому каждый ребенок должен иметь особенные права, которые должны защищаться государством и обществом в целом.

На протяжении всей человеческой истории, концептуальные права ребенка поддавались изменению. В зависимости от влияния религии, идеологий, развития нравственности и морали, менялось и отношение к детям, их место в семье и среди других членов общества.

Спустя много лет, современное общество, наконец-то пришло к выводу, что такие неотъемлемые права ребенка, как права на жизнь, право на имя, образование, право на судебную защиту и многие другие права требуют законодательного закрепления. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. К сожалению, проблема реализации таких прав является актуальной и требует тщательного изучения со стороны правоведов и социологов. В связи этим, необходимо глубоко изучить историю законодательного закрепления прав ребенка на примере нашей страны. В истории России ребенку, его правам и положению в обществе всегда уделялось определенное внимание.

Истоки становления прав ребенка берут свое начало глубоко в Древней Руси, когда все отношения в семье строились на принципе патриархальности, отец имел безграничную власть над своим детьми. Все это объяснялось особенностью традиционного уклада русской семьи. Но, несмотря на безграничную власть отца, дети в семье всегда были в радость, забота о каждом ребенке была долгом родителей и государства.

В Киевской Руси особую заботу проявляли по отношению к детям, оставшимся без родителей. Она осуществлялась из моральных и религиозных положений. Существовали и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его передачи под опеку или усыновления.

С Xвека основную роль по воспитанию и содержанию ребенка несла его семья. Положение детей фактически было бесправным. Им свободно мог наноситься психический и физический вред, так как ответственности за это никто не нес. Согласно Русской Правде (Пространная редакция) - каких-либо составов преступлений против несовершеннолетних не существовало, так же как и не содержалось каких-либо запретов на применение насилия по отношению к ребенку со стороны родителей. Так же данный источник права не знал еще возрастного ограничения уголовной ответственности, поэтому дети могли быть к ней привлечены. Однако данный документ регулировал имущественные отношения в отношении наследства, и возраст детей, которые могли стать наследниками, не конкретизировался .

В период феодальной раздробленности некоторые права детей были закреплены в Русской Правде, Новгородской и Псковской судных грамот.

В период образования единого государства основными законодательными актами считались Судебники 1497 года и 1550. Для сохранения княжеской власти, строгие меры наказания принимались к боярам (из-за своих отъездов, они были прозваны крамольниками), а, следовательно, и к их детям. Совершая такие поступки, они лишались боярского чина и права на имущество.

Данный период времени характеризуется заметной ролью Русской православной церкви в судьбе детей всех сословий. Она предоставляла помощь нуждающимся, специальные церковные училища в Москве и других городах, заботилась об их обучении грамоте, ремеслам по книгам.

Основным источником Семейного права в XVIвека является «Домострой». Согласно ему дети были обязаны слушаться отца и ни в чем ему не перечить. Разрешалось бить их железом, наказывать плетью, но за это ребенок не мог никому пожаловаться на своего родителя.

Дальнейшее развитие законодательства ознаменовалось созданием Соборного Уложения 1649 года. Данный законодательный акт признает такое понятие, как «незаконнорожденный». Такой ребенок не мог быть усыновлён, в силу чего не имел права принимать участие в наследовании недвижимого имущества. Отношения между родителями и детьми не становились мягче. Наоборот происходило ожесточение. Теперь отец и мать могли обратиться к публичным властям для наказания своего ребенка, досрочно записать его в кабальное холопство, договориться о браке, подстричь в монахи .

Запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей, поэтому ребенок не состоял в правовой связи со своим отцом, а внебрачное рождение являлось уголовно наказуемым деянием для обоих родителей. Поэтому очень часто такие дети подвергались убийству сразу после рождения. Отношение к детям-сиротам было двоякое. С одной стороны их брали в богатые дома, обучали различному ремеслу и отпускали, с другой бытовало и преступное отношение. Для подавления такого отношения в 1682 году был подготовлен проект Указа, где ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения их грамоте и ремеслам и наукам.

В эпоху становления абсолютной монархии, в отношении детей, было изменено наследственное право, что нашло отражение в Указе Петра I «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах».

В этот период отношения между родителями и детьми начали изменяться. Уже отец и мать обязаны были предоставлять содержание детям в соответствии со своими возможностями. Однако родители могли отдавать непослушных детей в смирительные дома и подавать на них жалобы в суд.

Государство впервые взяло под свою опеку незаконнорожденных детей. Петр I предписал в 1715 году устраивать в Москве и других городах госпитали для «зазорных младенцев» по сформулированным им правилам Артикула 176 Устава воинского. По данному предписанию мальчиков воспитывали до 7 лет и посылали в определенные школы, а девочек обучали грамоте и ремеслу.

В эпоху правления Екатерины II были открыты воспитательные дома для детей, оставшихся без попечения родителей; отношение к незаконнорожденным было подвержено изменению. Теперь такие дети поступали до совершеннолетия в ведомство приказов общественных учреждений, после чего становились вольными. Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание родственников или посторонних людей вместе с наследством.

В 1763 г. и 1770 г были открыты воспитательные дома для детей, оставшихся без попечения родителей, которым должно было предоставляться образование и профессия. Усыновление ребенка было возможно только с согласия самой императрицы.

В 1775 году были учреждены сословные органы опеки, Приказы общественного призрения, основной задачей которого было организация и предоставление социальной помощи нуждающимся детям и подросткам.

Так же была разрешена передача детей из одной семьи в другую, однако нужно было соблюдать сословный принцип. Такая система была придумана для того, чтобы ребенок научился науке, промыслу или ремеслу, и предоставлен был ему способ стать добрым гражданином, согласно Указу «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» 1775 года.

В начале XIXвека отношения между родителями и детьми особых изменений не потерпели.Cогласно Своду законов гражданских, «родители обязаны давать несовершеннолетним детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное, по своему состоянию». Родители «должны обращать внимание на нравственное образование своих детей и стараться домашним воспитанием приготовить нравы их и содействовать видам правительства». Отец и мать сами решали, как и где им воспитывать ребенка. Либо это делалось дома, либо в общественных местах или же в учреждения правительства или частных лиц. По отношению к родителям дети «должны оказывать чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь; служить им на самом деле, отзываться о них с почтением, и сносить родительские увещевания и исправления терпеливо и без ропота».

В 1902 года вступил в силу закон, который заменил термин «незаконнорожденный» на «внебрачный», так же он отменял запрет на узаконение детей, рожденных от прелюбодеяния, но, как и узаконение других детей, оно было возможно только в случае заключения брака между родителями. Законом от 19 октября 1915 года «О допущении некоторых отступлений от правил о работе женщин, подростков и малолетних, а также о продолжительности и распределении рабочего времени» разрешалось в период военных действий на предприятиях, выполняющих военные заказы, допускать к работе детей, однако с некоторыми ограничениями рабочего времени.

Уравнивание прав ребенка с людьми произошло после выхода «Декларации прав ребенка» К.Н. Вентцеля от 25 сентября 1917 года. На ее основе для Учредительного собрания был написан документ под названием «Отделение школы от государства и декларация ребенка» .

В период становления советской власти одним из первых декретов «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года было ликвидировано понятие «родительская власть», согласно которому, дети, рожденные от лиц, не состоящих в браке между собой, и дети, рожденные в браке, приобрели равное правовое положение в семейных отношениях. С 1918 года все население советской России в возрасте от 8 до 50 лет, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке. Дабы избавиться от технической неграмотности на предприятиях, где не были организованы фабрично-заводские школы для подростков-учеников, учебная повинность распространялась на лиц старше 14-летнего возраста.

С 1922 года гражданам был открыт доступ в аудитории высших учебных заведений. Студентами вузов могли стать как мужчины, так и женщины, достигшие 16 лет и удовлетворяющие правилам приема. Так же предусматривалось право детей, достигших 14 лет, совершать сделки с согласия своих законных представителей. Декретом от 22 марта 1923 года от взимания платы за обучение в учреждениях народного комиссариата просвещения освобождались круглые сироты.

С 1926 году глухонемые, слепые, умственно отсталые дети и подростки получили право на обучение в специально созданных для них учреждениях; ребенок имел право на имя, фамилию, гражданство, заботу, воспитание, защиту интересов и содержание родителями.

Охрана детей продолжала развиваться по линии обеспечения условий труда будущей матери, женщины, имеющей маленьких детей. Правовые основы различных звеньев системы органов, предназначенных для охраны материнства и детства, нашли отражение в Конституции РСФСР 1937 года. Они заключались в государственной охране интересов матери и ребенка; в наличии сеть родильных домов, детских яслей и садов; во всеобще обязательном восьмилетнем, бесплатном образовании, на родном языке, включая высшее. В годы Великой Отечественной войны и после неё деятельность государственных органов в отношении детей сводилась к их устройству, если они оставались без родителей и к борьбе с беспризорностью и безнадзорностью.

Широкими и полезными обязанностями в отношении несовершеннолетних обладало государство. Оно должно было расширять сеть школ-интернатов с группами продленного дня, принимать меры к улучшению внешкольного досуга подростков, привлечению их в спортивные секции, кружки по интересам.

С принятием Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года оба родителя в отношении своих детей по вопросам воспитания, защиты прав и интересов даже в случаях расторжения брака имели равные права и обязанности. Помимо тех прав, которые уже имел ребенок, он так же имел право на общение с дедушкой и бабушкой, алиментные обязательства с родителей и других членов семьи. Опека устанавливалась над детьми, не достигшими 15 лет, попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет.

Согласно Закону РСФСР «О народном образовании» от 2 августа 1974 года, граждане имели право на бесплатность всех видов образования: среднее образование молодежи, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, получение заочного и вечернего образования; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатную выдачу школьных учебников; возможность обучения в школе на родном языке; создание условий для самообразования.

Существенные изменения на права детей внесла Конституции РСФСР 1978 года. Предметом ее регулирования стали материальная и моральная поддержка материнства и детства; защита семьи и особая забота о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; обязанность граждан заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества, а также обязанность детей, независимо от их возраста, заботиться о родителях и оказывать им помощь.

22 ноября 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Данный документ гарантировал государственную защиту материнства и младенчества, а также прав детей.

Следующим этапом развития прав ребенка стал распад СССР. Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей, стал Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Согласно ему предусматривалась финансирование целевых мероприятий по проблемам детства; разработка неотложных мер, направленных на улучшение положения детей в РФ, а так же он признавал проблему выживания, защиты и развития детей одной из главных.

Важным источником прав ребенка на сегодняшний день детей стала Конституция Российской Федерации. В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

В свою очередь ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 года, з устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Закон устанавливает основные цели государственной политики в интересах детей, это: формирование правовых основ гарантий прав ребенка; осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Также он предусматривает: меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания; обеспечение прав детей на охрану здоровья, на отдых и оздоровление; защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости; защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей; защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию; защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Прошло уже несколько лет, как Россия присоединилась к Международной Конвенции о правах ребёнка. За эти годы много сделано для разработки законов, охраняющих и реализующих права детей в различных сферах общественной жизни.

Истоки зарождения уходят далеко в прошлое, однако, несмотря на такой продолжительный период времени, данный вопрос остается актуальным. Многие дети в современном обществе лишены всякой радости в жизни. Они не имеют полноценную семью, не получают должного воспитания, образования, им не хватает заботы и тепла. Такие дети чужие в нашем обществе, они постоянно ищут укрытия от преследуемых их трудностей. Поэтому, каждое государство должно ставить перед собой цель улучшить положение детей в своей стране, чтобы каждый ребенок стал желанным и получил те минуты счастья, которые он заслуживает.

Список литературы :

  1. Аширова Э. День без защиты детей // Российская газета, 2002, 1 июня. С. 2.
  2. Зайцева Н.Г. Основные направления государственной социальной политики в интересах детей // Власть. - 2011. - № 4. С. 11-13.
  3. Король И.Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка //Российское правосудие. - 2010. - № 4 (48). - С. 23-28.