Анцупов шипилов конфликтология читать онлайн. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология

(Документ)

  • (Документ)
  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях (Документ)
  • Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития (Документ)
  • Атоян А.Д. Конфликтология: Конспект лекций (Документ)
  • Меткин М.В. Конфликтология (Документ)
  • Мириманова М.С. Конфликтология (Документ)
  • Невлева И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе (Документ)
  • Леонов Н.И. Конфликтология (Документ)
  • Леонов Н.И. Конфликтология.Учебное пособие (Документ)
  • Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая (Документ)
  • Шипилов А.В. Оппозиция мы - они в социокультурном развитии. В двух частях. Часть II (Документ)
  • n3.htm

    Основные конфликтологические понятия

    АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

    АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕШЕНИЙ - новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта, которые отличаются от подходов, ранее предлагавшихся сторонами в ходе развития конфликта.

    АНТАГОНИСТ - непримиримый, враждебный человек, который жестко отстаивает свои интересы в конфликте, не идет ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов.

    АНТИПАТИЯ - устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.

    АРБИТР - третья сторона в конфликте. Обладает более значительным влиянием на конфликт по сравнению с посредником, помощником и наблюдателем.

    АСИММЕТРИЧНОЕ РЕШЕНИЕ - решение проблемы в отношениях оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются интересы только одной стороны.

    АУТОАГРЕССИЯ - агрессивные действия, направленные на самого себя (например, суицидальное поведение).

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; наряду с сознанием, надсознанием и подсознанием является частью психики.

    БЛЕФ - тактический прием конфликтного противоборства, одна из составляющих демонстративных действий, заключается в формировании у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или их мало.


    БЛОКОВАЯ ТАКТИКА - согласование своих действий с партнерами, выступающими одним блоком.

    ВНУТРИГРУППОВОЙ (ИНГРУППОВОЙ) ФАВОРИТИЗМ

    Стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам, другой группы, ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА - переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.

    ГРАНИЦЫКОНФЛИКТА-внешниеструктурнодинамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, На которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

    ДИНАМИКА КОНФЛИКТА - ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий.

    ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ - иерархически организованная система интересов, ценностных ориентации, установок и мотивов, определяющих готовность личности к тому или иному поведению в конфликте.

    ЗАБАСТОВКА - разновидность социального конфликта, выражающаяся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экономического, социального или политического характера

    ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием внутриличностного конфликта.

    ИНЦИДЕНТ - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон.

    КОМПРОМИСС - стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.

    КОНКУРЕНЦИЯ - 1) в широком смысле - один из основных видов социального взаимодействия; 2) в узком смысле - соперничество, активное соревнование на каком-либо поприще между отдельными субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.


    КОНФЛИКТ - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

    КОНФЛИКТ АДАПТАЦИОННЫЙ - конфликт, возникающий на основе нарушения процесса социальной или профессиональной адаптации.

    КОНФЛИКТ ВОЕННЫЙ - форма межгосударственного конфликта, который характеризуется таким столкновением интересов противоборствующих сторон, в котором последние для достижения своих целей используют с различной степенью ограничения военные средства без мобилизации всей своей военной мощи.

    КОНФЛИКТ ВООРУЖЕННЫЙ - конфликт между средними и большими социальными группами, в котором стороны используют вооружение (вооруженные формирования), исключая вооруженные силы.

    КОНФЛИКТ ЛАТЕНТНЫЙ - 1) один из основных типов конфликта, тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное затянувшейся борьбой мотивов, ценностей, влечений, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения; 2) понятие, используемое для обозначения начальной, латентной фазы в развитии конфликта, которая характеризуется отсутствием внешних (открытых) действий оппонентов друг против друга.

    КОНФЛИКТ МОРАЛЬНЫЙ - конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентации, имеющих выраженный нравственный компонент.

    КОНФЛИКТ ЭРГАТИЧЕСКИЙ - конфликт между сложными самоорганизующимися системами. Этот термин применяется преимущественно в математике, системотехнике.

    КОНФЛИКТОЛОГИЯ - междисциплинарная область научного исследования конфликта. Объектом ее являются конфликты различного уровня: зооконфликты, внутриличностные, социальные конфликты (межличностные, межгрупповые, межгосударственные), предметом - общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т. е. управление конфликтом.


    КОНФРОНТАЦИЯ - противоборство, противопоставление, столкновение сторон, их интересов и целей.

    НЕВРОЗ - нервно-психическое расстройство, психогенное по своей природе, в основе которого лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие (невротический-конфликт) между личностью и значимыми для нее сторонами действительности.

    НЕСОВМЕСТИМОСТЬ - взаимное неприятие партнеров по общению, деятельности, основанное на расхождении ценностных ориентации, социальных установок, интересов, потребностей, характеров, темпераментов, темпов и ритмов психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.

    ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА - конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

    ПЕРЕГОВОРЫ - механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

    ПОМОЩНИК - третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательстве в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.

    ПОСРБДНИК - третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.

    ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

    РАНГ ОППОНЕНТА - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте; «сила» оппонента, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры.

    СИСТЕМНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА один из видов системного анализа конфликта; состоит во вскрытии связи и обусловленности конфликтов элементами макро- и микросреды, субъективного мира личности.


    СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙАНАЛИЗКОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов.

    СИСТЕМНО-СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - один из наиболее перспективных научных методов конфликтологического исследования. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы.

    СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА вид системного анализа конфликта, в соответствии с которым конфликт рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство конфликта. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как в самом конфликте, так и с внешним окружением.

    СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его возможного влияния на конфликты других уровней, в целом на социальную среду.

    СОПЕРНИЧЕСТВО - стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

    СОТРУДНИЧЕСТВО - кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

    ТЕОРИЯ ИГР - раздел математики, в котором изучаются математические модели принятия оптимальных решений, в том числе в условиях конфликта.

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор.

    ТРЕТЕЙСКИЙ СУДЬЯ - третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочередно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.


    ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА - свойство конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду.

    ЧЕЛНОЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ - способ организации деятельности посредника по налаживанию, канала коммуникации между оппонентами; состоит в организации посредником встреч последовательно с каждой из сторон.

    ЭВОЛЮЦИЯ КОНФЛИКТА - одна из основных категорий анализа конфликта; постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам.


    Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : Учебник для вузов. - СПб., Питер, 2007.

    Это первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки.
    С позиции междисциплинарного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методологические принципы конфликтологии, методы и методики изучения конфликтов, условия и способы их предупреждения и конструктивного регулирования.
    Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных конфликтов различного уровня.


    Предисловие
    Раздел I. Введение в конфликтологию 9
    Глава 1. Предпосылки формирования
    конфликтологических идей 10
    1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт 10
    1.2 Проблема насилия в религиозных учениях 15
    1.3. Отражение конфликтов в искусстве и средствах
    массовой информации 18
    1 4. Практические знания как источник конфликтологических идей 21
    Глава 2. История отечественной конфликтологии 26
    2.1. Историографический анализ 26
    2.2. Периодизация истории отечественной конфликтологии 30
    2.3. О междисциплинарных связях наук, исследующих конфликт 33
    Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии 38
    3.1. Проблема конфликта в военной науке 38
    3.2. Изучение конфликтов в искусствоведении 39
    3.3. Исследование конфликта в исторических науках 41
    3.4. Математические модели конфликтных явлений 43
    3.5. Особенности изучения конфликтов в педагогике 45
    3.6. Исследование конфликтов в политологии 46
    3.7. Конфликт как объект исследования в правоведении 48 3.8 Исследование конфликтов в психологии 50
    3.9. Подходы к изучению агрессии и конкуренции
    в социобиологии 54
    3.10. Социология конфликта 56
    3.11. Философский анализ конфликтов 57
    Глава 4. Общая характеристика зарубежной
    конфликтологии 61
    4.1 Проблема конфликта в зарубежной психологии 61
    4.2. Западная социология конфликта 67
    4.3. Зарубежные политологические теории конфликта 72
    Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии
    5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества 5.2 Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 5.3. Основные цели и задачи конфликтологии
    Глава 6. Проблема эволюции конфликтов
    6.1. Эволюционная структура психики человека
    6.2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле
    6.3. Обоснование необходимости изучения зооконфликтов
    6.4. Основные виды эволюции конфликтов Вопросы и задания к разделу I Ответьте на вопросы
    Выполните задания
    Раздел II. Социобиология и проблема конфликтов у животных
    Глава 7. Общая характеристика конфликтов в животном мире
    7.1. Роль агрессии в животном мире
    7.2 Внутривидовые конфликты у животных
    7.3. Межвидовые конфликты у животных
    7.4. Интропсихические конфликты у животных
    Глава 8. Типичные внутривидовые конфликты у животных
    8.1. Конфликты, вызванные борьбой животных за жизненные ресурсы
    8.2. Конфликты, связанные с воспроизводством животными потомства
    8.3. Борьба животных за иерархическое место в группе Вопросы и задания к разделу II
    Ответьте на вопросы Выполните задания
    Раздел III. Методы исследования и диагностики
    конфликтов 125
    Глава 9. Методологические основы исследования
    конфликтов 126
    9.1. Методологические принципы исследования конфликтов 126
    9.2. О системном подходе к изучению конфликтов 134
    9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта 138
    9.4. Этапы анализа конфликтов 140
    9.5. Программа конфликтологического исследования 143
    Глава 10. Применение методов психологии в конфликтологии
    10.1. Методики определения уровня внутриличностной конфликтности
    10.2. Возможности тестов в определении конфликтности человека
    10.3. Изучение конфликтных отношений в социальных группах 167
    Глава 11. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов
    11 1 Сущность и особенности применения модульной методики
    11.2 Диагностика характера конфликтов и взаимоотношений в группе 171
    Глава 12. Ситуационный метод исследования
    конфликтов 177
    12.1. Общая характеристика 177
    12.2 Особенности ситуационного исследования конфликтов 180
    Глава 13. Методы исследования межгрупповых
    конфликтов
    13.1 Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов
    13 2 Математическое моделирование конфликтов Вопросы и задания к разделу III Ответьте на вопросы Выполните задания
    Раздел IV. Теоретические основы конфликтологии
    Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций
    14 1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека 14.2 Поведение человека в трудных ситуациях 14.3. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости
    Глава 15. Уровни проявления и типология конфликтов
    15.1 Проблема классификации в конфликтологии 15.2. Основные виды классификации конфликтов
    Глава 16. Причины возникновения конфликтов
    16.1. Объективные факторы возникновения конфликтов185
    16.2. Организационно-управленческие причины конфликтов 218
    16.3. Социально-психологические причины конфликтов 220
    16.4. Личностные причины конфликтов 225
    Глава 17. Структура конфликта 230
    17.1. Объективные составляющие конфликта 230
    17.2. Психологические составляющие конфликта 236
    17.3. Особенности восприятия конфликтной ситуации 245
    Глава 18. Функции конфликтов 251
    18.1. Двойственный характер функций конфликта 251
    18.2. Влияние конфликтов на основных участников 253
    18.3. Влияние конфликтов на социальное окружение 258
    Глава 19. Динамика конфликтов 262
    19.1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта 262
    19.2. Эскалация конфликта 267
    19.3. Динамика различных видов конфликтов 273
    Глава 20. Информационный подход к изучению
    и регулированию конфликтов 280
    20.1. Проблема системно-информационного
    исследования конфликтов 280
    20.2. Потери и искажение информации при общении оппонентов 283 Вопросы и задания к разделу IV 290 Ответьте на вопросы 290 Выполните задания 290
    Раздел V. Внутриличностные конфликты 291
    Глава 21. Общая характеристика внутриличностного
    конфликта 292
    21.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта 292
    21.2. Основные виды внутриличностного конфликта 295
    Глава 22. Переживание как основа внутриличностного
    конфликта 300
    22.1. Генезис внутриличностного конфликта 300
    22.2. Особенности переживания внутриличностного
    конфликта 302
    22.3. Последствия внутриличностных конфликтов 304
    Глава 23. Внутриличностные конфликты
    и суицидальное поведение 308
    23.1. Личностные проблемы человека и суицидальное
    поведение 308
    23.2. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта
    23.3. Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения
    Глава 24. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных
    конфликтов 317
    24 1. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 317 24.2. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных
    конфликтов 320
    Вопросы и задания к разделу V 325
    Ответьте на вопросы 325
    Выполните задания 326
    Раздел VI. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
    Глава 25. Семейные конфликты 328
    25.1. Типичные межличностные конфликты у супругов 328
    25.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 334
    25.3. Психологическое консультирование конфликтных семей 337
    Глава 26. Конфликты между руководителями и подчиненными
    26.1. Причины конфликтов в звене «руководитель — подчиненный»
    26.2. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали»
    26.3. Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным
    Глава 27. Конфликты в условиях учебной деятельности
    27.1. Конфликты между учениками в школе
    27.2. Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками
    Глава 28. Инновационные конфликты
    28.1. Инновация как объект конфликта
    28.2. Особенности инновационных межличностных конфликтов
    28.3. Регулирование инновационных конфликтов
    Глава 29. Межгрупповые конфликты
    29.1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
    29.2. Трудовые конфликты и пути их разрешения 376
    29.3. Специфика межэтнических конфликтов 380
    29.4. Внутриполитические конфликты 384
    Глава 30. Межгосударственные конфликты 390
    30.1. Особенности межгосударственных конфликтов 390
    30.2. Направления предотвращения межгосударственных конфликтов 393 Вопросы и задания к разделу VI 395 Ответьте на вопросы 395 Выполните задания 396
    Раздел VII. Основы предупреждения
    конфликтов 397
    Глава 31. Прогнозирование и профилактика
    конфликтов 398
    31.1. Особенности прогнозирования и профилактики
    конфликтов 398
    31.2. Объективные и организационно-управленческие
    условия предупреждения конфликтов 400
    31.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов 404
    Глава 32. Технология предупреждения конфликтов 408
    32.1. Изменение своего отношения к ситуации и поведения
    в ней 408
    32.2. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента 412
    32.3. Психология конструктивной критики 417
    32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения 420
    Глава 33. Оптимальные управленческие решения
    как условие предупреждения конфликтов 425
    33.1. Подготовка и принятие оптимального управленческого решения 425
    33.2. Основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений 439
    Глава 34. Компетентная оценка результатов
    деятельности как условие предупреждения конфликтов
    34.1. Основные способы оценки результатов деятельности 443
    34.2. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием 446
    Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс
    35.1 Психологические факторы нормализации стресса
    35.2. Расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса
    35.3. Здоровье и стресс повседневной жизни Вопросы и задания к разделу VII Ответьте на вопросы
    Выполните задания
    Раздел VIII. Теория и практика разрешения конфликтов
    Глава 36. Конструктивное разрешение конфликтов
    36.1. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
    36.2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
    36.3. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов
    Глава 37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны
    37.1. Предпосылки участия третьей стороны в урегулированииконфликтов
    37.2 Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов
    37.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
    37.4. Этика деятельности психолога по урегулированию конфликтов
    Глава 38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
    38.1. Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
    38.2. Динамика переговоров
    38.3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
    38.4. Психологические условия успеха на переговорах
    38.5. Специфика ведения переговоров с противником (преступниками)
    Вопросы и задания к разделу VIII Ответьте на вопросы Выполните задания
    Список литературы
    Основные конфликтологические понятия
    Приложения

    СКАЧАТЬ

    А.Я. АНЦУПОВ А.И. ШИПИЛОВ

    КОНФЛИКТОЛОГИЯ

    Второе издание, переработанное и дополненное

    УДК 316.48(075.8) ББК 65.5я73

    Рецензенты:

    кафедрасоциальнойпсихологиифакультетапсихологии Московского государственногоуниверситета им. MB. Ломоносова

    (зав. кафедрой акад. РАО А.И. Донцов); д-р ист. наук, проф.В. Маликов

    Главный редактор издательства кандидат юридических наук,

    доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

    Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

    А74 Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб.

    и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с. ISBN 5-238-00396-Х

    Это второе издание первого отечественного учебника, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в одиннадцати областях российской науки.

    С позиции системного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методики изучения конфликтов, их особенности в различных сферах социального взаимодействия, условия и способы конструктивного регулирования конфликтов.

    Второе издание учебника (1-е изд. - ЮНИТИ, 1999) дополнено анализом конфликтов России в XXI в., обоснованием принципов российской конфликтологии, описанием особенностей конфликтов во взаимоотношениях педагогов, указателем докторских диссертаций по проблеме конфликтов.

    Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных конфликтов различного уровня.

    Раздел I. Введение в конфликтологию

    Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей

    Эволюция научных воззрений на конфликт

    1.2. Проблема насилия в религиозных учениях

    1.3. Отражение конфликтов в искусстве, литературе

    и средствах массовой информации

    Практика как источник конфликтологических идей

    Глава 2. История отечественной конфликтологии

    2.1. Общий анализ публикаций по проблеме конфликта

    2.2. Периодизация истории отечественной конфликтологии

    Междисциплинарные связи отраслей конфликтологии

    Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии

    3.1. Проблема конфликта в военной науке

    Изучение конфликтов в искусствоведении

    3.3. Исследование конфликта в исторических науках

    Математические модели конфликтных явлений

    3.5. Особенности изучения конфликтов в педагогике

    Исследование конфликтов в политологии

    Конфликт как объект исследования в правоведении

    3.8. Исследование конфликтов в психологии

    3.9. Изучение конкуренции и агрессии в социобиологии

    3.10. Социология конфликта

    3.11. Философский анализ конфликтов

    Глава 4. Характеристика зарубежной конфликтологии

    4.1. Проблема конфликта в зарубежной психологии

    Западная социология конфликта

    Зарубежные политологические теории конфликта

    4.4. Отличия в развитии отечественной и зарубежной

    конфликтологии

    Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии

    5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества

    5.2. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии

    Основные цели и задачи конфликтологии

    Россия в конфликтах XX века

    Глава 6. Проблема эволюции конфликтов

    6.1. Эволюционная структура психики человека

    6.2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле

    Обоснование необходимости изучения зооконфликтов

    Основные виды эволюции конфликтов

    Вопросы и задания к разделу I

    Раздел II. Конфликты в мире животных

    Глава 7. Общая характеристика зооконфликтов

    7.1. Роль агрессии в животном мире

    Внутривидовые конфликты между животными

    Межвидовые зооконфликты

    Интропсихические конфликты у животных

    Глава 8. Внутривидовые конфликты у животных

    Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы

    Конфликты, связанные с воспроизводством потомства

    8.3. Борьба животных за иерархическое место в группе

    Вопросы и задания к разделу II

    Раздел III. Методы исследования конфликтов

    Глава 9. Методологические основы конфликтологии

    9.1. Методологические принципы исследования конфликтов

    9.2. О системном подходе к изучению конфликтов

    9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта

    Этапы анализа конфликтов

    Программа конфликтологического исследования

    Глава 10. Психологические методы в конфликтологии 167

    10.1. Оценка внутриличностной конфликтности человека

    10.2. Определение межличностной конфликтности человека

    10.3. Изучение конфликтных отношений в группе

    Глава 11. Модульный социотест как метод диагностики

    взаимоотношений в группе

    11.1. Особенности применения модульного социотеста

    11.2. Диагностика конфликтных взаимоотношений в группе

    Глава 12. Ситуационный метод изучения конфликтов

    12.1. Общая характеристика ситуационного метода

    Раздел IV. Теоретические основы

    конфликтологии

    Глава 14. Конфликт как тип трудныхситуаций

    14.1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека

    14.2. Поведение человека в трудных ситуациях

    14.3. Конфликтоустойчивость как вид психологической

    устойчивости

    Глава 15. Классификация конфликтов

    15.1. Проблема классификации в конфликтологии

    15.2. Основные виды классификации конфликтов

    Глава 16. Причины возникновения конфликтов

    16.1. Объективные факторы возникновения конфликтов

    16.2. Организационно-управленческие причины конфликтов

    16.3. Социально-психологические причины конфликтов

    16.4. Личностные причины конфликтов

    Глава 17. Структура конфликта

    17.1. Объективные элементы конфликта

    17.2. Психологические компоненты конфликта

    17.3. Особенности восприятия конфликтной ситуации

    Глава 18. Функции конфликтов

    18.1. Двойственный характер функций конфликта

    18.2. Деструктивные функции конфликтов

    18.3. Конструктивные функции конфликтов

    Глава 19. Динамика конфликтов

    Раздел V. Внутриличностные конфликты

    Глава 21. Природа внутриличностных конфликтов

    21.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта

    21.2. Основные виды внутриличностных конфликтов

    Глава 22. Переживание внутриличностного конфликта 321

    22.1. Генезис внутриличностного конфликта

    22.2. Особенности переживания внутриличностного

    конфликта

    22.3. Последствия внутриличностных конфликтов

    Глава 23. Внутриличностные конфликты

    и суицидальное поведение

    23.1. Личностные проблемы и суицидальное поведение

    23.2. Самоубийство как деструктивный способ завершения

    внутриличностного конфликта

    23.3. Психокоррекция суицидального поведения

    Глава 24. Управление внутриличностными

    конфликтами

    24.1. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 339

    24.2. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

    Вопросы и задания к разделу V

    Раздел VI. Конфликты в различных сферах

    человеческого взаимодействия

    Глава 25. Семейные конфликты

    25.1. Типичные межличностные конфликты у супругов

    25.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

    25.3. Психологическое консультирование конфликтных семей

    Глава 26. Конфликты «руководитель-подчиненный»

    26.1. Причины конфликтов «по вертикали»

    26.2. Предупреждение конфликтов между руководителем

    и подчиненным

    26.3. Разрешение конфликтов «по вертикали»

    Глава 27. Конфликты в общеобразовательной школе

    27.1. Конфликты между учениками в школе

    27.2. Разрешение конфликтов между учителем и учеником

    27.3. Особенности конфликтов между учителями

    Глава 28. Инновационные конфликты

    28.1. Инновация как объект конфликта

    28.2. Специфика инновационных межличностных конфликтов

    28.3. Регулирование инновационных конфликтов

    Глава 29. Межгрупповые конфликты

    29.1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

    29.2. Трудовые конфликты и пути их разрешения

    29.3. Специфика межэтнических конфликтов

    29.4. Внутриполитические конфликты

    Глава 30. Межгосударственные конфликты

    30.1. Особенности межгосударственных конфликтов

    30.2. Предотвращение межгосударственных конфликтов

    Вопросы и задания к разделу VI

    РазделVII.Предупреждениеконфликтов 427

    Глава 31. Прогнозирование и профилактика

    конфликтов

    31.1. Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов

    31.2. Объективные и организационно-управленческие

    предпосылки предупреждения конфликтов

    31.3. Баланс взаимоотношений и профилактика конфликтов

    Глава 32. Технология предупреждения конфликтов

    32.1. Изменение своего отношения к проблемной ситуации

    32.2. Как воздействовать на поведение оппонента

    32.3. Психология конструктивной критики

    32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения

    Глава 33. Оптимальные управленческие решения

    и предупреждение конфликтов

    33.1. Подготовка оптимального управленческого решения

    33.2. Психологические причины конфликтогенных решений

    Глава 34. Оценка результатов деятельности и

    профилактика конфликтов

    34.1. Пять способов оценки результатов деятельности

    34.2. Как без конфликтов оценить результаты деятельности

    Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс

    35.1. Психологические факторы нормализации стресса

    35.2. Границы мировосприятия и профилактика стресса

    35.3. Здоровье и стресс повседневной жизни

    Вопросы и задания к разделу VII

    РазделVIII.Разрешениеконфликтов 503

    Глава36. Конструктивноеразрешение конфликтов

    36.1. Формы, результаты и критерии завершения конфликтов

    36.2. Условия и факторы разрешения конфликтов

    36.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов

    Глава 37. Медиаторство и регулирование конфликта

    37.1. Когда необходим медиатор в конфликте

    37.2. Результативность медиаторской деятельности

    37.3. Как руководителю регулировать конфликты

    37.4. Этика регулирования конфликтов психологом

    Глава 38. Переговоры по разрешению конфликтов

    38.1. Сущность, виды и функции переговоров

    38.2. Динамика переговорного процесса

    38.3. Психологические механизмы и технология переговоров

    38.4. Психологические условия успеха на переговорах

    38.5. Специфика ведения переговоров с противником

    Вопросы и задания к разделу VIII

    Список литературы

    Основные понятия конфликтологии

    Приложения

    Предисловие

    Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конструктивного разрешения конфликтов, либо будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в завершившемся столетии более 300 млн человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, войны в Югославии, Афганистане, Чечне и другие военные конфликты последних лет свидетельствуют о возрастании опасности войн, в том числе с применением новых видов оружия массового поражения.

    Внутриполитическая борьба - один из решающих факторов развития большинства государств. Внутриполитические конфликты в России по своей ожесточенности и отсутствию нравственных ограничений в XX в. мало чем отличаются от подобных конфликтов в Древнем Риме.

    Конфликты на уровне организаций нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллективы и даже приводить к их распаду.

    Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека. В нашей стране в результате острых внутриличностных конфликтов ежегодно заканчивают жизнь самоубийством несколько десятков тысяч человек.

    Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX в. Россия скорее всего является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Новое столетие ставит Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты

    в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого.Наше незнание законов возникновения, развития и завершения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. Десять лет назад СССР прошел очередную точку бифуркации, повернув на традиционный для нас путь насильственного разрешения противоречий между борющимися за власть социальными группами. Сегодня, похоже, страна вновь стоит перед выбором: революция или эволюция, насилие или ненасилие, жесткая борьба или компромисс.

    Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, прежде всего государственном, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных масштабов. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты достаточно специфичны. Научиться конструктивно вести себя в конфликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого получения практических знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки - отечественной конфликтологии.

    Для решения этой задачи важно провести хотя бы самую общую систематизацию уже имеющихся знаний о конфликтах, определить методологические и теоретические основы науки, очертить контуры сложившейся на практике парадигмы конфликтологических исследований, наметить перспективы их развития.

    Согласно ГОСТу общего и профессионального образования, «Конфликтология» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников - социологов, психологов, политологов и др. Публикация в последние годы значительного количества работ, посвященных общим проблемам теории конфликтов, говорит о наличии устойчивой потребности в систематизированных знаниях по данной проблеме у студентов, ученых, руководителей, практиков. Достаточно назвать работы: «Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во

    Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение или борьба, враждебное отношение.

    Значение: 1) затяжная борьба, сражение/война;

    2) состояние дисгармонии между людьми, идеями, интересами; столкновение противоположности;

    3) состояние одновременного функционирования взаимоисключающих импульсов, желаний, тенденций;

    4) противостояние характеров, сил в литературном, сценическом произведении. Главная оппозиция, на которой строится сюжет;

    5) эмоциональное напряжение, волнение, беспокойство, возникающие в силу столкновения противоположных импульсов или от неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью/моральными ограничениями.

    По Анцупову А.Я, Шипилову А.И. конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

    Классификация видов конфликтных явлений

    Возможно, некоторую ясность внесет знакомство с используемыми в науке классификациями конфликтов, что может помочь при определении проблемного поля конфликтных явлений.

    Традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. Это могут быть, как у К. Боулдинга, конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций. С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Востока и Запада. Отечественный исследователь А. Г. Здравомыслов, основываясь на работах Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон:

    – межиндивидуальные конфликты;

    – межгрупповые (группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединённые общностью положения);

    – между ассоциациями (партиями);

    – внутри- и межинституциональные;

    – между секторами общественного разделения труда;

    – между государственными образованиями;

    – между культурами и типами культур.

    Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. В качестве примеров могут быть приведены и другие классификации, которые, различаясь по степени претензий на всеобъемлющий характер, в сущности, оказываются довольно близки друг другу по содержанию и выделяемым типам конфликтов.


    Не останавливаясь на спорных моментах описанных классификаций, их недостаточной строгости и неясности формулировок, отметим следующее: понятие «конфликт» относится к широкому кругу разноуровневых явлений, возникающих обязательно «между кем-то и кем-то» или реже – «между чем-то и чем-то». Примерами последнего является противостояние между Востоком и Западом (Чейз) и конфликт между культурами или типами культур (Здравомыслов). В этих случаях сторонами конфликта фактически выступают не определенные субъекты взаимодействия, а социальные образования или явления, не имеющие границ и конкретного носителя. Достаточно редко в классификации конфликтов включают зооконфликты. Анцупов и Шипилов аргументируют целесообразность включения зооконфликтов в сферу изучения конфликтологии тем, что «невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую природу»: «Та часть мотивов, которую человек в конфликте либо не осознает, либо маскирует, в зооконфликте выступает в свободном от социальных наслоений виде». Современная психология, по крайней мере в ее гуманистическом варианте, отвергает правомерность параллелей между психическими проявлениями людей и животных, равно как и возможность переноса данных, полученных при изучении животных, на человеческую психику. Исходя из этого, вышеуказанные аргументы вряд ли нашли бы поддержку у большинства психологов.

    Таким образом, анализ принятых в науке и предлагаемых классификаций конфликтов обнаруживает, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие к конкретной социальной структуре (конфликт культур), а также те, социальный характер которых нуждается в обосновании (зооконфликты) и т. д.

    Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в научном подходе к конфликтам. Пять ступеней сущности предмета. Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.

    Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в научном подходе к конфликтам

    Универсальная схема научного исследования, о которой идет речь, имеет своим автором ныне живущего современного российского философа А.А.Гагаева. Предложенный А.А.Гагаевым вариант общей теории систем выступает в виде очень строгой методологии с жёсткой последовательностью конкретных шагов исследователя.

    Значение универсальной схемы научного исследования заключается в том, что её использование позволяет выработать целостно-системное отношение к такому сложному явлению, как конфликт вообще и конкретный конфликт в частности.

    Пять ступеней сущности предмета

    Данная схема – обладая универсальностью применения – изначально обладает высокой абстрактностью. Пользуясь ею, исследователь обязуется выделять в собственном предмете пять одновременно сосуществующих предмета (исходный предмет; развитой предмет в собственном смысле слова; необходимость предмета; то, во что он превращается; будущий предмет).

    В терминах логики это выглядит как разграничение пяти степеней отвлечённости-конкретности (всеобщее, общее, конкретно-абстрактное, особенное, единичное).

    В понятиях онтологии такое разграничение выступает как различение пяти ступеней сущности предмета – его бытия, сущности, необходимости, явления и действительности.

    Все указанные пять граней выглядят как разграничение 5-ти моментов: 1) исходных причин и условий какого-либо явления; 2) внутреннего закона развития данного явления; 3) необходимости материализации данного явления; 4) материального факта как проявления указанного закона; 5) интерпретации, восприятия данного материального факта.

    Каждый из указанных пяти предметов, каждая из пяти граней выбранного предмета рассматривается не менее чем в пяти целевых подсистемах, соответствующих генетическому, логическому, динамическому, функциональному и уникально-неповторимому аспектам (целевые подсистемы – далее ЦП – «Всеобщее», «Общее», «Конкретно-абстрактное», «Особенное», «Единичное»):

    всеобщее (где решаются вопросы генезиса, происхождения – вопросы «Почему? Откуда? По какой причине?»);

    общее (где решаются вопросы логики построения – вопросы «Какова модель? Каковы исходные понятия?»);

    конкретно-абстрактное (где рассматриваются динамические, процессуальные, деятельностные аспекты проблемы – вопросы «Как? Каким образом?»);

    особенное (где рассматриваются функциональные, целевые аспекты проблемы – вопросы «Зачем? С какой целью?»);

    единичное (где рассматриваются уникально-неповторимые аспекты проблемы – вопросы «Кто является исполнителем? Кто носитель?»).

    В итоге данная методология предусматривает жёсткую последовательность исследовательских шагов. В результате вырисовывается изящная 25-клеточная схема.