Арбитражные суды относятся. Арбитражный суд. Понятие, система и устройство арбитражных судов в России. Споры в арбитражном суде

Были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации », арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

Задачи арбитражных судов в России

статья 2 АПК РФ Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; 2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом; 4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 5) формирование уважительного отношения к закону и суду; 6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Функции арбитражных судов в России

  1. разрешение споров, возникающих в процессе реализации предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  3. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Подведомственность и подсудность арбитражных судов в России

Арбитражным судам подведомственны: дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. дела, возникающие из гражданских правоотношений (рассматриваются в порядке искового производства),
  2. дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (рассматриваются в порядке административного судопроизводства):
    1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон устанавливает возможность рассмотрения таких дел арбитражным судом;
    2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности;
    3. о привлечении организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;
    4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;
  3. дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (рассматриваются в порядке особого производства);

Компетенция арбитражных судов по рассмотрению некоторых категорий дел определяется правилами специальной подведомственности. Это, например, дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по корпоративным спорам;
  3. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Виды подсудности дел арбитражным судам: 1. по выбору истца; 2. по месту жительства ответчика; 3. договорная (определяется по соглашению сторон); 4. исключительная.

Классификация арбитражных судов в России

Ссылки

Нормативная литература

  • «Федеральный Конституционный Закон „Об арбитражных судах в Российский федерации“ »

Учебная литература

  • Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Издание 5-е, переработанное и дополненное. Под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Издательство «Зерцало», 2000. - 259 с.

Примечания

См. также

  • Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Арбитражный адвокат

Данный судебный орган рассматривает проблемы, связанные с предпринимательством, возникновение экономических и трудовых споров. В данное время арбитражные суды стали очень популярны. К ним все чаще обращается население по поводу разрешения споров.

Задачи арбитражных судов

В задачи арбитражных судов входит:

  • Защита прав населения и предприятий;
  • Употребление определенных правил при решении вопросов;
  • Определение соблюдения законов спорящих сторон;
  • Справедливое разрешение споров, в определенные сроки;
  • Формирует уважение, по отношению к законодательству и к суду;
  • Помогает законно и без правонарушений решить предпринимательские разногласия.

Споры в арбитражном суде

Какие споры могут разбираться в арбитражном суде:

  • Экономические разногласия, связанные с предпринимательством;
  • Оспаривание прав и интересов предпринимателя;
  • Взыскание платежей и санкций с организаций или лиц, которые занимаются предпринимательством;
  • Отказ государства регистрировать частное лицо или организацию, как предпринимателя;
  • Защита репутации предпринимателя;
  • Корпоративные разногласия;
  • При разорении (несостоятельности) организации.

Работа, которая выполняется арбитражным судом:

  • Разрешение конфликтов, которые возникли в результате трудовой, предпринимательской или экономической деятельности;
  • Выявление и предупреждение отступлений от закона;
  • Доказательство законных действий со стороны межнациональных предприятий.

Виды арбитражных судов

Арбитражные суды субъектов создаются в округах, автономных областях, городах, республиках, для решения конфликтов и разбирательство дел, связанных с коммерческой, трудовой и хозяйственной деятельностью. Население данных пунктов может обращаться по возникшим вопросам, которые входят в полномочие данного суда.
Апелляционные суды – создаются два на один округ. Арбитражным апелляционным судом проверяются иски, поданные на апелляцию при появлении новых фактов по делу, которое ведется.
Арбитражные суды округов – существует один на каждый округ. Они могут рассматривать дела о компенсациях, которые назначаются в связи с несоблюдением прав человека или организации. Проверяют выполнение этих претензий в указанное судом время.
Суд по интеллектуальным полномочиям — в данном арбитражном суде рассматриваются дела по несоблюдению интеллектуальных полномочий, возмещение убытков по этим прениям.

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями, а также рассмотрению исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. А.с. рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

В РФ в рамках судебной реформы, в частности в соответствии с ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российское Федерации" и ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", создана единая судебная система. В ее состав входят и А.с., имеющие статус федеральных.

Организационно-структурная система А.с. строится на трех уровнях.

Первый уровень составляют федеральные А.с. субъектов РФ. В их числе А.с. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела по первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляциям на не вступившие в законную силу решения.

Второй уровень образуют 10 федеральных А.с. округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе А.с., составляющих один судебный округ. Их состав определяется ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

В кассационной инстанции решения А.с. проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права.

Третий уровень представляет ВАС РФ.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ ВАС является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых А.с., осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебно-арбитражной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с КС и судами общей юрисдикции во главе с ВС РФ.

ВАС действует в составе: Пленума ВАС; Президиума ВАС; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; судебных составов.

ВАС выступает в качестве суда первой инстанции по определенным категориям дел о признании недействительными ненормативных актов высших органов федеральной власти, а также о разрешении экономических споров

между РФ и ее субъектами, между субъектами РФ.

Главным в деятельности ВАС является обеспечение единообразного понимания и применения всеми А.с. законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и дачи разъяснений Пленумом или Президиумом ВАС.

В состав Пленума ВАС входят Председатель и заместители Председателя, а также судьи ВАС. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной власти, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в КС с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент А.с.

Судебные коллегии ВАС рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На ВАС закон возлагает организационное обеспечение деятельности А.с., подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов А.с., финансирование А.с.

При ВАС действует Совет председателей А.с., являющийся совещательным органом (рассматривает вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности). Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при ВАС действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процедурного законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

В целях полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законодательством финансирование системы А.с. производится за счет средств федерального бюджета. Расходы на содержание А.с. предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.. . ,

Печатным органом ВАС является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Внутренний порядок деятельности. А.с. и взаимоотношения между ними

регулируются Регламентом А.с. (принимается Пленумом ВАС и является для этих судов обязательным).

Структура А.с. различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные А.с. округов действуют в составе президиума федерального А.с. округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

А.с. субъектов РФ осуществляют свою деятельность в составе президиума и судебных составов, но могут быть образованы и соответствующие коллегии.

Президиумы федеральных А.с. округов и А.с. субъектов РФ по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, а также рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

А.с. в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституци-ей РФ, ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими ФЗ.

В течение года А.с. РФ рассматривают по нескольку сотен тысяч дел. Это, в частности, споры по договорам купли-продажи, о собственности, о налогах и оценке актов налоговых органов, о несостоятельности (банкротстве), о кредитных договорах, о страховании, о признании недействительными актов государственных и иных органов и многие другие.

Основными задачами А.с. при этом являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Работа А.с. в РФ строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел и др.

Важное значение для реализации вступивших в законную силу судебных актов А.с. имеет обязательность их ис-

полнения. Неисполнение решений, постановлений и определений А.с.рассматривается как неуважение к суду и влечет за собой ответственность, установ-ленную законодательством.

Яковлев В.Ф,


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ" в других словарях:

    АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ - органы судебной власти, уполномоченные рассматривать и разрешать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Органы, именуемые А. с., в наши дни четко определены Федеральными конституционными… …

    - … Википедия

    В РФ и ряде других стран разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции). Им подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между… … Юридический словарь

    Это служебный список статей, соз … Википедия

    Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам - вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    - … Википедия

    АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ - обобщенное наименование арбитражных судов основного звена. Как правило, в каждом субъекте РФ должен быть организован один такой суд. Но закон допускает, с учетом объема работы и иных местных условий, создание одного суда на два и более субъекта… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Федеральные арбитражные суды округов - 1. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях,… … Официальная терминология

    Арбитражные апелляционные суды органы судебной власти Российской Федерации, входящие в систему федеральных арбитражных судов, по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов… … Википедия

    Ниже приводится перечень судебных органов, находящихся на территории Санкт Петербурга. Содержание 1 Конституционный суд 2 … Википедия

Книги

  • Убытки. Нормативные акты, судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов , . В сборнике систематизированы нормативные правовые акты, устанавливающие правила о возмещении убытков, актуальные материалы судебной и судебно-арбитражной практики разрешения споров,…

Создание арбитражных судов совпало с появлением в России института частной собственности, с формированием системы частных интересов в сфере экономики, с одной стороны, и с необходимостью эффективного управления государственной собственностью – с другой. Разрушение плановой экономики, формирование рыночной создало острую необходимость образования системы судов для разрешения экономических споров и конфликтов, возникающих на базе смешанной собственности.

Арбитраж: прежде всего, это способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитражным судьям, арбитрам (третейским судьям) с просьбой восстановить их права, нарушенные другой стороной; во-вторых, в России основным органом по разрешению споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений, являются федеральные арбитражные суды, которые образуют четырех уровневую систему в России: Высший арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов, 20 арбитражных апелляционных судов и федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации (См.: Конституцию Российской Федерации 1993 г.; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.); Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.; Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г. и др.).

Помимо них в Российской Федерации существуют третейские суды (см.: ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ). Международный арбитражный суд и морская арбитражная комиссия при промышленно-торговой палате (см.: Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже». Приложение 2. Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.)

Иначе говоря, арбитраж – это система органов для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образованных в России федеральными арбитражными судами либо по соглашению сторон третейскими судами или компетентным органом.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 1995 г. к компетенции арбитражных судов отнесено разрешение экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции, с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:



Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:

Между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законе порядке;

Между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры:

О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

О изменений условий или расторжении договоров;

О не использовании или ненадлежащем использовании обязательств;

О признании права собственности;

Об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

О нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

О возмещении убытков;

О признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

О защите чести, достоинства и деловой репутации;

О признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

Об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

О взысканий с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

О возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Арбитражный суд рассматривает иные дела, в том числе:

Об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

О несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела. Если мы хотим в России иметь не теневой, черный бизнес, а нормальный, цивилизованный, белый, как говорят, то в стране должна существовать широкая сеть третейских судов. В России есть система арбитражных судов, но она рассчитана все же на разбирательство споров среди крупных предприятий. А как быть частнику, представителю малого, среднего бизнеса, которых сейчас насчитывается более двух миллионов? Ведь известно, что на иное дело в арбитражном суде уходят не дни, а месяцы и даже, случается, годы. Попав в кризисную ситуацию, столько ждать невозможно: обанкротишься и не возродишься. Чтобы отечественная экономика стала эффективной, количество предприятий должно возрасти раз в десять. Естественно, возрастет и количество споров. Никакая арбитражная система не выдержит подобной нагрузки. Что же делать? Остаются два пути. Или через криминальные разборки, которые нередко практикуются сегодня, или через третейские суды.

Третейские суды создаются сторонами, имеющими спор, вытекающий из гражданских, административных и иных правоотношений. Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, это «суд третьего лица, суд посредника или посредников» (в противоположность самосуду сторон), избранного самими спорящимися сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению. Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале, на воле частных лиц. Третейский суд - наиболее адекватная рыночным отношениям форма юрисдикции, предполагающая широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов. Цель третейского разрешения дел – урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Принципами деятельности третейского суда в соответствии с федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ являются: законность, конфиденциальность, независимость и беспристрастность, диспозитивность, состязательность, равноправие сторон. Его разновидностью является третейский патентный суд. Основной задачей его является защита нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов патентообладателей, изобретателей и рационализаторов, предприятий, использующих в производстве объекты промышленной собственности.

Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате Российской Федерации. Эти органы призваны разрешать споры, возникающие между организациями России и иностранными фирмами, в том числе, и на континентальном шельфе и прибрежных водах (экономической зоне интересов России) с целью «разгрузить» арбитражные и суды общей юрисдикции, развивать функции контроля и содействия государственным судам. Так, первый из них разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических и научно-технических связей. При этом, он принимает к рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров России.

Арбитражные суды

В нашей стране экономические споры, сторонами в которых являются организации, рассматриваются не общими судами, а специальным видом судов – арбитражными. Обоснованно ли их выделение? Заметим, что во многих странах, например в Англии или США, такого деления судов нет, и все виды правосудия осуществляют суды общей юрисдикции. Представляется, что выделение арбитражных судов или специальных "судов для организаций" вполне справедливо. Это соответствует общей закономерности: по мере развития общества углубляется специализация во всех сферах человеческой деятельности.

Арбитражные суды – это суды, разрешающие споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы.

Она также состоит их четырех звеньев (рис. 4.3).

Рис. 4.3.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов РФ. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.

Однако в настоящее время создаются и специализированные арбитражные суды. Так, например, создан Арбитражный суд по интеллектуальным правам. Согласимся, что арбитражный судья гораздо быстрее и профессиональнее разберется в деле, если он будет рассматривать дела только одной категории, например дела об интеллектуальной собственности.

Арбитражные апелляционные суды повторно рассматривают дела по существу, если какая-либо из сторон не довольна решением арбитражного суда субъекта РФ.

Федеральные окружные арбитражные суды (создаются на несколько областей, краев или целый регион) проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов РФ в кассационной инстанции.

Высший Арбитражный Суд РФ в основном занимается рассмотрением дел в порядке надзора. В обязанности Высшего Арбитражного Суда РФ входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и др.

В целом следует отмстить, что судебная власть – это главенствующий инструмент разрешения конфликтных ситуаций, посредством которого право воздействует на общественные отношения.

Особенности судебной власти подчеркивают ее специфическое положение в системе государственной власти. Оно заключается в следующем.

  • 1. Судебная власть осуществляется только судом. Это означает, что в России нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных, общественных и иных органов, которые бы разрешали и рассматривали гражданские, административные, уголовные и другие дела. Существующие в нашей стране различные товарищеские, третейские суды, суды чести, информационные суды и прочие, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами, не входят в судебную систему, судебной властью не обладают и не могут применять меры государственного принуждения.
  • 2. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон предъявляет к судьям и дополнительные требования – они должны избегать действий, умаляющих авторитет судебной власти: не могут быть избраны депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
  • 3. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независимость судей позволяет им беспристрастно, объективно, справедливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями независимости судей являются:
    • – исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты);
    • – преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
    • – освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
    • – предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
    • – особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества и др.
  • 4. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке действительность данных полномочий судьи не ограничивается определенным сроком, судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, его нельзя освободить от должности без его доброй воли.
  • 5. Судьи неприкосновенны. Согласно закону неприкосновенность распространяется на личность судьи, его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности иначе, чем в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь велика роль квалификационной коллегии судей, которая предварительно разбирается в том, не является ли обвинение судьи ложным, и выступает заградительным барьером на пути лишения судьи неприкосновенности.
  • 6. Судебная деятельность осуществляется в особой судебной форме. Судебный порядок разрешения дел отнимает много времени именно потому, что судебная процедура является очень сложной. Процессуальная форма судебной деятельности – еще один барьер на пути принятия скороспелого и несправедливого решения. Судебное разбирательство не только сложное, длительное, но и дорогое. И государство оплачивает его только частично, относя расходы на лиц, участвующих в процессе (судебные пошлины, штрафы и т.п.). Несмотря на то что правосудие имеет немалую цену, оно позволяет обществу обрести ценности более высокого порядка (свободу, справедливость и т.д.).
  • 7. Судебное разбирательство является открытым. Любые граждане могут свободно войти в здание, где проводится судебное заседание и находиться в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости, в строгом соответствии с законом, например если существует возможность разглашения государственной тайны, или в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах лиц, участвующих в деле, или по делам об изнасиловании. Но даже по этим делам приговор провозглашается публично.
  • 8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона (ответчик, подсудимый) вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны, т.е. пользуются одинаковыми правами для защиты своих прав. Решение по разбираемому делу выносит суд, который не связан доводами сторон и свободен в оценке представленных ими доказательств, а также независим от любых посторонних влияний.

Деятельность судьи, например, в Великобритании или США считается очень значимой и даже почетной. В СССР судьи играли крайне незначительную роль. По существу, они были простыми чиновниками, поскольку партийные органы определяли политику страны и могли "командовать" судьями. В настоящее время суды обретают свою самостоятельность.

Крайне важно и то, как граждане относятся к судебной власти. Сейчас продолжает доминировать сложившееся в советский период мнение о том, что суд – это карательный орган, а лица, обратившиеся в суд за рассмотрением спора, – сутяжники. А ведь отстаивать свои права и свободы – это конституционная прерогатива любого гражданина. В цивилизованном обществе все споры решаются не силой, а с помощью суда.

Это надо запомнить

  • 1. Суды общей юрисдикции – это такие судебные органы, которые рассматривают юридические дела между гражданами (или между гражданами и организациями).
  • 2. Арбитражные суды – это суды, разрешающие споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы.
  • 3. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
  • 4. Судебная власть имеет следующие особенности:
    • – осуществляется только судом;
    • – судьи независимы и подчиняются только закону;
    • – судьи несменяемы;
    • – судьи неприкосновенны;
    • – судебная деятельность осуществляется в особой процессуальной форме;
    • – судебное разбирательство является открытым;
    • – судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.