Автоподставы со страховыми компаниями наказание. Аферы со страховкой Автоподставы по осаго

Махинации со страховкой - штука нередкая и такая же старая, как само страховое дело. Существовала версия, что даже "Титаник" его владельцы... затопили умышленно, с целью получения колоссальной страховки. Впрочем, в большинстве стран страховых мошенников давно научились выводить на чистую воду.

В России страхование жилья и имущества далеко не каждому по карману. Зато машины страховать положено в обязательном порядке. И как только этот порядок (ОСАГО) завели, появились и "страховые" преступления - в числе других совершенно новых, о которых прежде слыхом не слыхали. Для расследования таких дел в следственном управлении при УВД края создан даже специальный отдел. И без работы он не сидит. О первом уголовном деле против страховых мошенников хабаровские СМИ сообщили в начале этого года. В конце прошлого сентября некий автовладелец принес в страховую компанию "липовые" документы о якобы имевшей место аварии. В компании на этот счет возникли сомнения. К проверке подключились сотрудники УБЭП крайУВД. Итог - уголовное дело против мошенников, пытавшихся получить с компании страховую компенсацию за эфемерное ДТП. В настоящее время дело это рассматривается судом Центрального района Хабаровска, решение ожидается со дня на день. Но это была лишь первая ласточка. В марте этого года в дежурную часть ГИБДД в ночной час поступило сообщение об автоаварии в Северном микрорайоне. Странности бросились в глаза с самого начала. Водители двух попавших в ДТП иномарок оказались знакомы между собой и пояснили, что очутились здесь одновременно по чистой случайности. Так же "случайно" одна машина догнала другую и ударила ее, от чего первая якобы врезалась в дерево. Вдобавок к перебору "совпадений" на дереве следов столкновения не обнаружили. Первоначальный осмотр зафиксировал повреждения на автомобилях. Но для выплаты страховки требуется более тщательное исследование повреждений и их причин. Но сделать это не удалось. На другой день выяснилось, что одна из машин... уже продана. А вторую владелец под разными предлогами избегал представить к осмотру. Все было шито белыми нитками, и после проверки УБЭП следственное управление возбудило уголовное дело. До нынешнего года подобных дел в крае не было. А сейчас в следственном управлении их расследуется уже около десятка, так что можно подвести некоторые итоги. Своими впечатлениями с корреспондентом поделился старший следователь по особо важным делам Вячеслав Левченко, которому и довелось стать "Колумбом" в сфере мошенничеств на ниве "автогражданки" и сделать немало интересных открытий. Стоит начать с того, что на подобные "хитрости" идут люди не бедные. А потому они располагают возможностями для "постановочных спецэффектов". Для инсценировки порой специально покупаются подержанные автомобили. Сама "постановка" обычно организуется ночью - в расчете на то, что в темноте не все хорошо разглядишь при осмотре, да и должностные лица в неурочный час не столь внимательны. Место обычно выбирается в пригороде, отдаленное и пустынное - чтобы не объявились нежелательные свидетели. И расчет иногда оправдывается. То останется незамеченным отсутствие осколков от якобы разбитой при столкновении фары, то не обратят внимания на то, что тормозной путь не соответствует предполагаемым обстоятельствам ДТП. Но страховые фирмы, которым предстоит раскошелиться, поверхностного взгляда позволить себе не могут. И обнаруживают, что "свежие" повреждения имелись на машине уже давным-давно или никак не могли возникнуть в ситуации, которую преподносят владельцы. Страховщики начинают собственную проверку, подключают оперативников УБЭП. А хозяева машин времени тоже зря не теряют: стараются их побыстрее отремонтировать, перепродать или вовсе разобрать на запчасти. Стоит сказать, что за рубежом полиция редко занимается подобными вопросами. Потому что страховые фирмы имеют собственных агентов-специалистов, способных почти безошибочно уличить мошенников. Но у нас, как всегда, "дом построили и заселили, а о канализации не позаботились". В Хабаровске масса фирм, занимающихся автострахованием. Большинство местные, но немало и московских филиалов. Но лишь в одной есть страховой комиссар , аналог тех самых "спецагентов", который выезжает на ДТП и на месте начинает разбираться в происшедшем. По словам В. Левченко, в этой фирме не зарегистрировано ни одной попытки мошеннически получить страховку. Махинаторы знают: бесполезно. Представители же большинства страховых компаний на ДТП не выезжают и начинают чесать затылки только тогда, когда "пострадавшие" автовладельцы с пачкой нужных документов являются к ним писать заявление о выплате. Вот тут-то и наступает черед отдуваться милиции. Как уже говорилось, мошенники тщательно заметают следы. Но, как некоторые уже убедились на опыте, это отнюдь не гарантия избежать ответственности. Ведь на любого "мудреца" найдется кто-нибудь и помудрее. Сотрудники УБЭП проводят проверку, чтобы убедиться: все ли тут чисто? И если нет, включаются следователи. На их плечи и ложится основной груз сбора доказательств, которые добыть не так просто. Но возможно почти при любом раскладе. Источником изобличающей информации могут стать не только показания свидетелей, но и самих махинаторов - ведь расследование ведут специалисты, владеющие соответствующими методиками. А уж если выясняется, что понятые при осмотре места ДТП оказались подставными и были загодя приглашены хозяевами машин, тогда еще проще. Характер и стоимость повреждений автомобиля могут определить специалисты центра на ул. Яшина, 40 в Хабаровске. Они, кстати, часто и подтверждают сомнения, возникшие у страховщиков. Но центр не обладает правом проводить экспертизу и давать соответствующие заключения. Подобными полномочиями наделены только криминалисты УВД. Потому экспертизы часто приходится проводить совместно, используя опыт работников центра и привлекая их в качестве специалистов. В таких случаях мошенникам рассчитывать не на что, любые их технические ухищрения будут разоблачены. А если автомобиль уже разобран или иным способом исчез безвозвратно? Это тоже отнюдь не тупик. Эксперты исследуют ранее составленные документы, а оперативники и следователи допрашивают людей, имевших отношение к случившемуся. В УБЭП УВД края одним из главных специалистов по этой части является Юрий Мухачев. С его непосредственным участием изобличен не один автомошенник . Проводится сложный комплекс следственно-оперативных мероприятий, все подробности которого разглашать, разумеется, не стоит. Но в итоге истинная картина все равно будет установлена, и речь пойдет не о выплате страховки, а об уголовной ответственности мошенников. А соответствующая статья УК РФ в данном случае предусматривает нешуточные наказания: штраф от 700 до 1000 МРОТ, как самое мягкое, или лишение свободы от двух до шести лет, как самое суровое. Нечистые на руку граждане очень быстро находят лазейки для нечестного обогащения в нынешних экономических условиях и законодательных новшествах. Но и оперативно-следственные органы здесь идут в ногу со временем. По мнению специалистов, мошенничество в сфере автострахования уже сегодня дело почти бесперспективное. Накопилось достаточно опыта, наработаны методы и приемы разоблачения таких "дельцов". Кстати, Хабаровский край по этой части в передовиках. Недавно из Приморья приезжали специалисты правоохранительных органов - набираться опыта борьбы со страховыми мошенниками. По словам наших соседей, у них пока такой вид преступлений не зарегистрирован. (А может, просто не научились его эффективно выявлять?) Как бы то ни было, дурной пример заразителен, а машин во Владивостоке не меньше, чем в Хабаровске. Так что чужой опыт приморцам во вред не пойдет. Но у всякой медали, как известно, две стороны. Страховщики во все времена не шибко торопились раскошеливаться. А потому искали разные предлоги обвинить потенциального получателя страховки в недобросовестности. С "автогражданкой" происходит то же самое. Расследуемые уголовные дела - это официально зафиксированные факты мошенничества. Но сотрудники УБЭП крайУВД уже множество раз отказывали в возбуждении уголовных дел по заявлениям страховщиков, заподозривших своих клиентов в нечистоплотности. Оперативники проводили проверки и убеждались: ДТП имело место, и никакого подлога его участники не устраивали. А потому обладают законным правом на получение страховых сумм.

Попытка мошенничества закончилась уголовным наказанием. Два магнитогорца инсценировали ДТП, чтобы похитить из страховой компании крупную сумму.

В суде было установлено, что с июля до 10 августа 2012 года магнитогорец Дмитрий Цупрунов продумал схему мошенничества: решил ввести сотрудников страховой компании в заблуждение относительно наступления страхового случая и размера страхового возмещения, предъявив им документы по инсценированному ДТП с участием принадлежащей ему автомашины «Лексус LХ 470», достоверно зная, что автомобиль уже имеет значительные механические повреждения, не позволяющие её эксплуатировать.

Подключил к преступлению Цупрунов и другого местного жителя Журавель, предполагаемого виновника будущего ДТП, которое должно будет нести материальную ответственность за причиненный ущерб, обязанность возмещения которого по договорам ОСАГО и ДСАГО должна будет лечь на страховую компанию. Журавель за две недели до инсценировки ДТП застраховал свой автомобиль "МАЗ 5549" по договорам ОСАГО и ДСАГО и поставил автомобиль на государственный учет.

В безлюдном месте Цупрунов и Журавель организовали умышленное столкновение своих автомашин, чтобы демонстрировать достоверность механических повреждений. Затем в ночное время они поставили автомобили к заранее условленному месту инсценировки ДТП, расположив автомобили на участке местности так, чтобы усматривалось, что виновником аварии стал Журавель. После этого они позвонили в страховую компанию и ГИБДД, сообщив ложную информацию о якобы случившемся ДТП. Его факт сотрудниками ГИБДД был зафиксирован.

Цупрунов обратился в страховую компанию для получения страхового возмещения в размере 899183 рубля. Однако её специалисты выявили несоответствие повреждений на автомобиле дате и времени аварии. Цупрунову было отказано в страховой выплате. Но Цупрунов с заключением страховой компании не согласился и обратился в Ленинский районный суд г.Магнитогорска с иском на сумму 899183 рублей.

В ходе проведения независимой экспертизы обнаружилось, что имеющиеся повреждения на автомобилях "Лексус LХ 470" и "МАЗ 5549" не соответствовали заявленным обстоятельствам ДТП, произошедшего 24 августа 2012 года в г. Магнитогорске. Сотрудники кафедры «Машины и технологии обработки металлов давлением» Южно-уральского Государственного университета после исследования по определению появления коррозионных повреждений на тормозном диске на автомобиле «Лексус LХ 470» и заключили, что появление коррозионных повреждений на тормозном диске легкового автомобиля «Лексус LХ 470» менее, чем за два часа, невозможно, а автомобиль давно не эксплуатировался. 3 июня 2013 года Ленинским районным судом г. Магнитогорска было вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.

Следующим этапом стало возбуждение уголовного дела и суд в отношении магнитогорцев. Орджоникидзевским районным судом г. Магнитогорска вынесен приговор в отношении Дмитрия Цупрунова 1986 года рождения, и Андрея Журавель, 1985 года рождения. Цупрунов и Журавель признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.30 и ч. 2 ст.159.5 УК РФ.

Цупрунов и Журавель в соответствии со ст. 51 Конституции РФ от дачи показаний отказались, при этом заявив о полном согласии с предъявленным ему обвинением, полностью признали себя виновными в совершении преступления при обстоятельствах, изложенных в обвинительном заключении.

Приговором Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Дмитрию Цупрунову назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года 6 (шесть) месяцев условно с испытательным сроком в 3 (три) года, с возложением обязанности в период испытательного срока не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, периодически являться на регистрацию в этот орган, находиться по месту жительства в ночное время с 22 до 06 часов ежедневно, за исключением случаев, связанных с трудовой деятельностью.

Андрею Журавель назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года условно с испытательным сроком в 3 (три) года, с возложением обязанности в период испытательного срока в течение одного месяца трудоустроиться, не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, периодически являться на регистрацию в этот орган, находиться по месту жительства в ночное время с 22 до 06 часов ежедневно, за исключением случаев, связанных с трудовой деятельностью.

  • Вопрос: №985 от: 2014-09-22.

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064 ГК РФ).

В силу статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Обязанность возмещения вреда возникает при наличии страхового случая.

Согласно Федеральному закону № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года (далее по тексту - Закон об ОСАГО) под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования, обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

При этом, в соответствии с действующим законодательством (глава 48 ГК РФ, Закон об ОСАГО) не является страховым случаем умышленное причинение вреда имуществу владельцами транспортных средств (так называемая «автоподстава»).

Действия лиц, умышленно допустивших столкновение транспортных средств с целью получения страховой выплаты от страховщика, расцениваются законодателем как мошенничество в сфере страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (далее по тексту - УК РФ) мошенничеством признается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена статья 159.5. «Мошенничество в сфере страхования».

Согласно статье 159.5. УК РФ мошенничеством в сфере страхования признается хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу.

Вместе с тем, в статье 159.5. УК РФ предусмотрены такие квалифицирующие составы, как группа лиц по предварительному сговору или с причинением значительного ущерба гражданину, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в крупном размере, группа лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере.

Доказательствами по делу обычно выступают показания свидетелей, т.е. лиц, которых следователь видит свидетелями и которые, соответственно, активно излагают информацию об остальных участниках, а также событиях, местах, датах и прочих деталях, информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами вместе со сведениями о номерах и местах расположения приемопередающих базовых станций, экспертизы, если как такового ДТП не было, а уже «битый» автомобиль был, например, приставлен к столбу, другому автомобилю и т.д.

Как правило, первопричиной неприятностей и слабым местом является жадность «автоподставщиков», второй причиной и следствием первопричины - дефицит кадров для осуществления ДТП.

В автоподставах фигурируют, чаще всего, определенный устоявшийся круг лиц и малоизменяющийся состав автомобилей. ДТП происходят в короткие сроки от начала действия страхового полиса, ДТП могут происходить ночью, в малолюдных местах и т.д.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.